Файл: Геополитика номер 19.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1189

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

соответственно имеют самое большое и второе по величине шиитское мусуль­манское население в мире и, следовательно, разделять взаимный интерес в отно­шении конфликта суннитов и шиитов в Пакистане.

Подчеркивая этот общий интерес, Нью-Дели справедливо рассматривает возможность ограничить влияние Пакистана на международных исламских форумах. Не в последнюю очередь с помощью легитимности хороших отношений с Ираном происходит и противостояние возражениям Пакистана по поводу присутствия Индии в Организации исламского сотрудничества. Во-вторых, позитивные отношения с Ираном могут помочь Индии ограничить Пакистана в военном отношении. Хотя военные отношения с Ираном останутся лимитированы связями Индии с США и Израилем, даже отдаленная возможность войны на два фронта, скорее всего, будут способствовать более тесному сотрудничеству Пакистана с Индией, давая Исламабаду ограниченную возможность укрепления своего военного потенциала.

Связи с Ираном и Индией дают некоторые рычаги по противодействию уве­личения присутствия Китая в Азии и повышению регионального влияния Индии. Это, пожалуй, наиболее очевидно вдоль побережья Индийского океана, где Нью-Дели сотрудничает с Тегераном по открытию иранского порт Чабахар. Это со­трудничество без сомнения, представляет индийские интересы в борьбе с огром­ными китайскими инвестициями, которые способствовали открытию порта Гвадар в Пакистане, который, по мнению Индии, будет «постом для прослушива­ния, откуда китацы смогут наблюдать за гипер-стратегическими коммуникация­ми на море, а также за военной деятельностью индийского и американского фло­тов в регионе, а также быть... базой для китайских кораблей и подводных лодок» и, следовательно, представлять прямую угрозу индийской безопасности. Разви­тие Чабахара и индийские инвестиции в инфраструктуру на границе Ирана с Аф­ганистаном может также увеличить иранское и, по крайней мере теоретически, индийское влияние в Афганистане, направленное на сдерживание Пакистана.

Кроме того, большая региональная стабильность и баланс сил будут косвен­но повышать энергетическую безопасность Индии, улучшая возможности для безопасной закупки и транспортировки ресурсов, а также в сотрудничестве и диалоге по вопросам энергетики. Станет или нет этот регион более стабильным, региональные связи и диверсификация поставок будут выгодны для индийских интересов.

В более широком смысле, эффективность давления США на Нью-Дели по об­узданию отношений с Тегераном будет ограничена самим значением Индии для Соединенных Штатов и успехом, который позволял до сих пор одновременно со-храненять отношения как с Соединенными Штатами, так и с Ираном. Экономи­чески, Индия является одним из основных поставщиков продукции, связанной с информационными технологиями, машиностроением, текстильной и фармацев-


Балансирующие конкуренты: Индия между Ираном и США тической промышленности в Соединенные Штаты. Эта коммерческая торговля продемонстрировала стабильный рост: в период с 2001 по 2007 гг. индийский экспорт в Соединенные Штаты увеличился в два раза, а экспорт из США в Ин­дию увеличился в четыре раза. К 2008 году объем двусторонней торговли товара­ми между двумя странами достигли почти $50 миллиардов. Индия также является фактором в американских стратегических интересах в Азии, особенно на фоне роста Китая. Военное сотрудничество

с Индией в идеале дает Соединенным Штатам местных союзников по содей­ствию в осущетвлении безопасности в Индийском океане, ключевом маршрутом транспортировки и точки влияния, а также возможности для базирования амери­канских военных кораблей. В конечном счете, тесное сотрудничество с Индией дает возможность поддерживать присутствие Соединенных Штатов в много­сторонних форумах, таких как Организация Объединенных Наций. Эти эконо­мические и стратегические двигатели укреплены эскалацией культурных связей: индийская культура пустила корни в Соединенных Штатах и индийско-амери­канское сообщество процветает, а американская культура в целом продолжает хорошо восприниматься в индийских городах. Индия, таким образом, является привлекательным союзником для Соединенных Штатов, в частности, по причине того, что Китай продолжает двигаться в сторону более открытой политики.

Важно отметить, что при осуществлении этого баланса между США и Ира­ном Индия по большей части свела к минимуму свои военные

отношения с Ираном. Индия последовательно отдает приоритеты оборон­ным связям с Соединенными Штатами посредством совместных учений и Из­раилю через большие поставки оборонной продукции. Возможность Нью-Дели поддерживать здоровые отношения с Тегераном без существенного углубления военного связей показывает, что баланс, вероятно, продолжится до тех пор, пока отношения с Ираном служат индийским интересам и будет возможность избе­жать большой войны между Ираном и Соединенными Штаты или Израилем.

Пределы санкций США

Несмотря на успешное управление Нью-Дели своими отношениями с Ираном и Соединенными Штатами, влияние западных санкций в отношении индо-иран­ских связей постепенно увеличивается. Под давлением Вашингтона, правитель­ство Индии было вынужден просить своих переработчиков сократить импорт из Ирана примерно на 10% — 15%, тогда как Иран пытался продать дополнитель­ные объемы для этих переработчиков на условиях долгосрочного кредита. Индия также пытается найти способы оплаты Ирану после того, как США сделали дол­ларовые сделки практически невозможными из-за финансовых санкций.


Кроме того, западные санкции, запрещающие страховать танкеры, перевозя­щие иранские экспортные ресурсы, вызывают затруднения для индийских нефтя­ных компаний в поиске транспортных судов для иранских грузов. Отказ Морской транспортной корпорации Индии, крупнейшего отечественного владельца тан­керного флота предоставить суда Индийской нефтяной корпорации для перевоз­ки иранской нефти только усугубляет эту проблему. Как следствие, доля Ирана в индийском импорте нефти снижается, и Ирак заменил Иран в качестве второго по величине поставщика нефти в Индию.

Тем не менее, Нью-Дели признает трудности и риски в резкой смене Ирана как поставщика нефти, особенно учитывая, что любой резкий шаг Индии, необ­ходимый для уменьшения своего присутствия в Иране, будет способствовать уве­личению китайского влияния в иранском газовом и нефтяном секторе.

Через замедление импорта сырой нефти путем поощрения государственных покупателей Индия продемонстрировала некоторые инициативы в снижении своей зависимости от Ирана. Нью-Дели надеется, что эти постепенные шаги не­сколько улучшат озабоченность США по поводу надежности Индии как партнера в решении иранских ядерных амбиций. Тем не менее, несмотря на эти усилия по постепенному уменьшению общей зависимости от Ирана, дальнейшее вовлече­ние Нью-Дели в дела с Тегераном привели к спекуляции санкциями США против Индии, направленных на пресечение этих совместных действий.

Отвечая на вопрос о возможных санкциях, представитель индийского Ми­нистерства иностранных дел предположил, что Индия готова выполнять любые многосторонние санкции авторизированные ООН, но не чувствует себя юри­дически обязанной соблюдать односторонние санкции, которые подрывают ин­дийские коммерческие интересы. Ситуация, конечно, более сложная. Некоторые односторонние санкции лишат иностранным предприятиям доступ на рынок США, в том числе в финансовый сектор. Таким образом, выбор будет состоять делать ли бизнес с Ираном или с Соединенными Штатами. Таким образом, офи­циальная позиция Индии, вероятно, может меняться в зависимости от потенци­ального воздействия санкций США в отношении индийской экономики, если санкции материализуются. Недавний экономический спад в Индии, несомненно, ограничит потенциал страны, и игнорировать американские санкции, связанные с бизнесом и финансовыми операциями не получится, а Соединенные Штаты со­хранят свои позиции ключевого торгового и инвестиционного партнера Индии.

Потенциальная эффективность односторонних или двусторонних санкций против Индии, однако, не должна быть завышена. На самом деле, вероятность того, что санкции направленные именно против Индии будут реализованы, оста­ется спорным вопросом, особенно потому что Индия сохраняет свои военные связи с Ираном на весьма ограниченном уровне. Индия также продемонстриро­вала свое желание не допустить создания Ираном ядерного оружия, что означает


важное выравнивание индийских и американских интересов по ключевым реги­ональным вопросам. В этих условиях индийские отношения с Ираном не пред­ставляют серьезную угрозу для интересов США и, таким образом, по видимому в Вашингтоне не настолько обеспокоены, чтобы применить конкретные санкции против Индии.

Стойкое желание Индии достичь стратегической автономии или свободу действий на международной арене, показывает, что даже с учетом санкций Нью-Дели будут неохотно уступать Вашингтону. Эта осторожность частично отража­ет страх чрезмерного увлечения поддержкой США, в частности, в случае войны с Пакистаном. Стивен Коэн и Константино Хавьер из Института Брукингса объ­ясняют это: Вашингтон может пообещать Нью-Дели весь мир, но в конце кон­цов Индия всегда будет бояться, что ее фактическая боевая мощь в критические моменты может быть серьезно затронута, если полагаться исключительно на американские технологии, материалы и поддержку. Эта чувствительность и не­доверие усугубляется тем, что США также является основным поставщиком для пакистанского ВВС. Эта проблема, делающая из Индии клиента США, подтал­кивает Индию к установлению независимого мнения, что проявляется не только в сделках, направленных на диверсификацию военных поставок, но и в усилиях по диверсификации экономических связей и контрактов по закупкам энергети­ческих ресурсов. Эти задачи усугубляются необходимостью сбалансировать те силы внутри страны, которые выступают против увеличения зависимости от Со­единенных Штатов.

Отношения Индии с Ираном, таким образом, в значительной степени являют­ся выражением стратегической автономии, к которой она стремится. Это наибо­лее ярко проявляется в готовности Индии преследовать свои интересы в Иране против воли Соединенных Штатов. Тересита

Шаффер указывает на твердую приверженность Индии в предложении по проблемному трубопроводу IPI, чтобы подчеркнуть свои самостоятельные по­литические действия, объясняя, что «позиция Ирана как символа индийской стратегической автономии делает все более важным для Индии сохранение своей формальной поддержки проекту, несмотря, а может быть отчасти из-за сильной оппозиции США.

Определение Индии в деле сохранения стратегической автономии предполагает, что сдать свои интересы в угоду Вашингтону будет не просто. По сути, санкции Соединенных Штатов предлагают Индии возможность твердо отстаивать независимость на международной арене, стратегически не обращая внимания на санкции. В связи с такой позицией по стратегической автономии, любое резкое ограничение отношений Индии с Ираном почти наверняка будет ответом на иранские действия, которые подрывают индийские интересы, а не угрозы или санкции США. Переменные, которые могут повлиять на отношения,


таким образом, включают в себя как региональные, так и внутренние проблемы. Одним из таких факторов является Афганистан, где Иран и Индия разделяют интерес к установлению стабильности, с минимальным влиянием Пакистана.

Тем не менее, иранская поддержка талибов указывает, что в интересах Тегерана все чаще доминирует желание подорвать влияние США в регионе. После того, как долгое время талибы считались угрозой для региональной стабильности, индийским интересам в Афганистане, и внутренней безопасности (а именно, через терроризм), Индия может потерять желание сотрудничать с Ираном, если Тегеран продолжит оказывать поддержку фундаменталистским группам. Индия также обеспокоена поддержкой Ираном Пакистана в Организации исламского сотрудничества в отношении Кашмира. Иранская критика позиция Индии по вопросу о Кашмире в последнее время вызвала волну протестов в индийском правительстве против иранского вмешательства, что выявляет расхождение во мнениях на вопрос, который чувствителен для Индии.

Ядерная программа Ирана является еще одним предметом спора. хотя от­стаивая право на осуществление гражданских ядерных программ, Индия твердо убеждена в выполнении Ираном соглашения о нераспространении ядерного ору­жия. Эта позиция имеет столько же общего как с желанием Индии проецировать себя как ответственное ядерное государство, так и с очень реальной опасностью распространения оружия среди ее соседей. Чтобы быть уверенным, если Иран продолжит игнорировать глобальный ядерный порядок и будет использовать яростную антизападную и антисуннитскую риторику, Индия усилит отношения с Саудовской Аравией. Ее доля в Заливе слишком ценна, чтобы потерять ее из-за иранскогонеповиновения Иран также все еще нуждается в доказательстве своей надежности как партнера и поставщика энергии для Индии. В случае, если Иран будет действовать против индийских интересов по любому из этих ключевых во­просов, Индия может пожертвовать своими энергетическими интересами в этой стране. Иранские действия, а не санкции США, поэтому будут определять дву­сторонние отношения с Индией.

Израильский фактор

Помимо санкций США, улучшение отношений Индии с Израилем может ощутимо повлиять на Индию в ограничении своих отношения с Ираном, осо­бенно вкупе с тем значением, которое Соединенные Штаты имеют для Индии. Индия и Израиль имеют общий интерес в ограничении исламского экстремизма и быстро развивающегося сотрудничества за последние десять лет в области на­учных исследований, торговли, борьбы с терроризмом и обороны. В последней области, Индия обеспечила позиции крупнейшего рынка Израиля по экспорту