ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1189
Скачиваний: 1
соответственно имеют самое большое и второе по величине шиитское мусульманское население в мире и, следовательно, разделять взаимный интерес в отношении конфликта суннитов и шиитов в Пакистане.
Подчеркивая этот общий интерес, Нью-Дели справедливо рассматривает возможность ограничить влияние Пакистана на международных исламских форумах. Не в последнюю очередь с помощью легитимности хороших отношений с Ираном происходит и противостояние возражениям Пакистана по поводу присутствия Индии в Организации исламского сотрудничества. Во-вторых, позитивные отношения с Ираном могут помочь Индии ограничить Пакистана в военном отношении. Хотя военные отношения с Ираном останутся лимитированы связями Индии с США и Израилем, даже отдаленная возможность войны на два фронта, скорее всего, будут способствовать более тесному сотрудничеству Пакистана с Индией, давая Исламабаду ограниченную возможность укрепления своего военного потенциала.
Связи с Ираном и Индией дают некоторые рычаги по противодействию увеличения присутствия Китая в Азии и повышению регионального влияния Индии. Это, пожалуй, наиболее очевидно вдоль побережья Индийского океана, где Нью-Дели сотрудничает с Тегераном по открытию иранского порт Чабахар. Это сотрудничество без сомнения, представляет индийские интересы в борьбе с огромными китайскими инвестициями, которые способствовали открытию порта Гвадар в Пакистане, который, по мнению Индии, будет «постом для прослушивания, откуда китацы смогут наблюдать за гипер-стратегическими коммуникациями на море, а также за военной деятельностью индийского и американского флотов в регионе, а также быть... базой для китайских кораблей и подводных лодок» и, следовательно, представлять прямую угрозу индийской безопасности. Развитие Чабахара и индийские инвестиции в инфраструктуру на границе Ирана с Афганистаном может также увеличить иранское и, по крайней мере теоретически, индийское влияние в Афганистане, направленное на сдерживание Пакистана.
Кроме того, большая региональная стабильность и баланс сил будут косвенно повышать энергетическую безопасность Индии, улучшая возможности для безопасной закупки и транспортировки ресурсов, а также в сотрудничестве и диалоге по вопросам энергетики. Станет или нет этот регион более стабильным, региональные связи и диверсификация поставок будут выгодны для индийских интересов.
В более широком смысле, эффективность давления США на Нью-Дели по обузданию отношений с Тегераном будет ограничена самим значением Индии для Соединенных Штатов и успехом, который позволял до сих пор одновременно со-храненять отношения как с Соединенными Штатами, так и с Ираном. Экономически, Индия является одним из основных поставщиков продукции, связанной с информационными технологиями, машиностроением, текстильной и фармацев-
Балансирующие конкуренты: Индия между Ираном и США тической промышленности в Соединенные Штаты. Эта коммерческая торговля продемонстрировала стабильный рост: в период с 2001 по 2007 гг. индийский экспорт в Соединенные Штаты увеличился в два раза, а экспорт из США в Индию увеличился в четыре раза. К 2008 году объем двусторонней торговли товарами между двумя странами достигли почти $50 миллиардов. Индия также является фактором в американских стратегических интересах в Азии, особенно на фоне роста Китая. Военное сотрудничество
с Индией в идеале дает Соединенным Штатам местных союзников по содействию в осущетвлении безопасности в Индийском океане, ключевом маршрутом транспортировки и точки влияния, а также возможности для базирования американских военных кораблей. В конечном счете, тесное сотрудничество с Индией дает возможность поддерживать присутствие Соединенных Штатов в многосторонних форумах, таких как Организация Объединенных Наций. Эти экономические и стратегические двигатели укреплены эскалацией культурных связей: индийская культура пустила корни в Соединенных Штатах и индийско-американское сообщество процветает, а американская культура в целом продолжает хорошо восприниматься в индийских городах. Индия, таким образом, является привлекательным союзником для Соединенных Штатов, в частности, по причине того, что Китай продолжает двигаться в сторону более открытой политики.
Важно отметить, что при осуществлении этого баланса между США и Ираном Индия по большей части свела к минимуму свои военные
отношения с Ираном. Индия последовательно отдает приоритеты оборонным связям с Соединенными Штатами посредством совместных учений и Израилю через большие поставки оборонной продукции. Возможность Нью-Дели поддерживать здоровые отношения с Тегераном без существенного углубления военного связей показывает, что баланс, вероятно, продолжится до тех пор, пока отношения с Ираном служат индийским интересам и будет возможность избежать большой войны между Ираном и Соединенными Штаты или Израилем.
Пределы санкций США
Несмотря на успешное управление Нью-Дели своими отношениями с Ираном и Соединенными Штатами, влияние западных санкций в отношении индо-иранских связей постепенно увеличивается. Под давлением Вашингтона, правительство Индии было вынужден просить своих переработчиков сократить импорт из Ирана примерно на 10% — 15%, тогда как Иран пытался продать дополнительные объемы для этих переработчиков на условиях долгосрочного кредита. Индия также пытается найти способы оплаты Ирану после того, как США сделали долларовые сделки практически невозможными из-за финансовых санкций.
Кроме того, западные санкции, запрещающие страховать танкеры, перевозящие иранские экспортные ресурсы, вызывают затруднения для индийских нефтяных компаний в поиске транспортных судов для иранских грузов. Отказ Морской транспортной корпорации Индии, крупнейшего отечественного владельца танкерного флота предоставить суда Индийской нефтяной корпорации для перевозки иранской нефти только усугубляет эту проблему. Как следствие, доля Ирана в индийском импорте нефти снижается, и Ирак заменил Иран в качестве второго по величине поставщика нефти в Индию.
Тем не менее, Нью-Дели признает трудности и риски в резкой смене Ирана как поставщика нефти, особенно учитывая, что любой резкий шаг Индии, необходимый для уменьшения своего присутствия в Иране, будет способствовать увеличению китайского влияния в иранском газовом и нефтяном секторе.
Через замедление импорта сырой нефти путем поощрения государственных покупателей Индия продемонстрировала некоторые инициативы в снижении своей зависимости от Ирана. Нью-Дели надеется, что эти постепенные шаги несколько улучшат озабоченность США по поводу надежности Индии как партнера в решении иранских ядерных амбиций. Тем не менее, несмотря на эти усилия по постепенному уменьшению общей зависимости от Ирана, дальнейшее вовлечение Нью-Дели в дела с Тегераном привели к спекуляции санкциями США против Индии, направленных на пресечение этих совместных действий.
Отвечая на вопрос о возможных санкциях, представитель индийского Министерства иностранных дел предположил, что Индия готова выполнять любые многосторонние санкции авторизированные ООН, но не чувствует себя юридически обязанной соблюдать односторонние санкции, которые подрывают индийские коммерческие интересы. Ситуация, конечно, более сложная. Некоторые односторонние санкции лишат иностранным предприятиям доступ на рынок США, в том числе в финансовый сектор. Таким образом, выбор будет состоять делать ли бизнес с Ираном или с Соединенными Штатами. Таким образом, официальная позиция Индии, вероятно, может меняться в зависимости от потенциального воздействия санкций США в отношении индийской экономики, если санкции материализуются. Недавний экономический спад в Индии, несомненно, ограничит потенциал страны, и игнорировать американские санкции, связанные с бизнесом и финансовыми операциями не получится, а Соединенные Штаты сохранят свои позиции ключевого торгового и инвестиционного партнера Индии.
Потенциальная эффективность односторонних или двусторонних санкций против Индии, однако, не должна быть завышена. На самом деле, вероятность того, что санкции направленные именно против Индии будут реализованы, остается спорным вопросом, особенно потому что Индия сохраняет свои военные связи с Ираном на весьма ограниченном уровне. Индия также продемонстрировала свое желание не допустить создания Ираном ядерного оружия, что означает
важное выравнивание индийских и американских интересов по ключевым региональным вопросам. В этих условиях индийские отношения с Ираном не представляют серьезную угрозу для интересов США и, таким образом, по видимому в Вашингтоне не настолько обеспокоены, чтобы применить конкретные санкции против Индии.
Стойкое желание Индии достичь стратегической автономии или свободу действий на международной арене, показывает, что даже с учетом санкций Нью-Дели будут неохотно уступать Вашингтону. Эта осторожность частично отражает страх чрезмерного увлечения поддержкой США, в частности, в случае войны с Пакистаном. Стивен Коэн и Константино Хавьер из Института Брукингса объясняют это: Вашингтон может пообещать Нью-Дели весь мир, но в конце концов Индия всегда будет бояться, что ее фактическая боевая мощь в критические моменты может быть серьезно затронута, если полагаться исключительно на американские технологии, материалы и поддержку. Эта чувствительность и недоверие усугубляется тем, что США также является основным поставщиком для пакистанского ВВС. Эта проблема, делающая из Индии клиента США, подталкивает Индию к установлению независимого мнения, что проявляется не только в сделках, направленных на диверсификацию военных поставок, но и в усилиях по диверсификации экономических связей и контрактов по закупкам энергетических ресурсов. Эти задачи усугубляются необходимостью сбалансировать те силы внутри страны, которые выступают против увеличения зависимости от Соединенных Штатов.
Отношения Индии с Ираном, таким образом, в значительной степени являются выражением стратегической автономии, к которой она стремится. Это наиболее ярко проявляется в готовности Индии преследовать свои интересы в Иране против воли Соединенных Штатов. Тересита
Шаффер указывает на твердую приверженность Индии в предложении по проблемному трубопроводу IPI, чтобы подчеркнуть свои самостоятельные политические действия, объясняя, что «позиция Ирана как символа индийской стратегической автономии делает все более важным для Индии сохранение своей формальной поддержки проекту, несмотря, а может быть отчасти из-за сильной оппозиции США.
Определение Индии в деле сохранения стратегической автономии предполагает, что сдать свои интересы в угоду Вашингтону будет не просто. По сути, санкции Соединенных Штатов предлагают Индии возможность твердо отстаивать независимость на международной арене, стратегически не обращая внимания на санкции. В связи с такой позицией по стратегической автономии, любое резкое ограничение отношений Индии с Ираном почти наверняка будет ответом на иранские действия, которые подрывают индийские интересы, а не угрозы или санкции США. Переменные, которые могут повлиять на отношения,
таким образом, включают в себя как региональные, так и внутренние проблемы. Одним из таких факторов является Афганистан, где Иран и Индия разделяют интерес к установлению стабильности, с минимальным влиянием Пакистана.
Тем не менее, иранская поддержка талибов указывает, что в интересах Тегерана все чаще доминирует желание подорвать влияние США в регионе. После того, как долгое время талибы считались угрозой для региональной стабильности, индийским интересам в Афганистане, и внутренней безопасности (а именно, через терроризм), Индия может потерять желание сотрудничать с Ираном, если Тегеран продолжит оказывать поддержку фундаменталистским группам. Индия также обеспокоена поддержкой Ираном Пакистана в Организации исламского сотрудничества в отношении Кашмира. Иранская критика позиция Индии по вопросу о Кашмире в последнее время вызвала волну протестов в индийском правительстве против иранского вмешательства, что выявляет расхождение во мнениях на вопрос, который чувствителен для Индии.
Ядерная программа Ирана является еще одним предметом спора. хотя отстаивая право на осуществление гражданских ядерных программ, Индия твердо убеждена в выполнении Ираном соглашения о нераспространении ядерного оружия. Эта позиция имеет столько же общего как с желанием Индии проецировать себя как ответственное ядерное государство, так и с очень реальной опасностью распространения оружия среди ее соседей. Чтобы быть уверенным, если Иран продолжит игнорировать глобальный ядерный порядок и будет использовать яростную антизападную и антисуннитскую риторику, Индия усилит отношения с Саудовской Аравией. Ее доля в Заливе слишком ценна, чтобы потерять ее из-за иранскогонеповиновения Иран также все еще нуждается в доказательстве своей надежности как партнера и поставщика энергии для Индии. В случае, если Иран будет действовать против индийских интересов по любому из этих ключевых вопросов, Индия может пожертвовать своими энергетическими интересами в этой стране. Иранские действия, а не санкции США, поэтому будут определять двусторонние отношения с Индией.
Израильский фактор
Помимо санкций США, улучшение отношений Индии с Израилем может ощутимо повлиять на Индию в ограничении своих отношения с Ираном, особенно вкупе с тем значением, которое Соединенные Штаты имеют для Индии. Индия и Израиль имеют общий интерес в ограничении исламского экстремизма и быстро развивающегося сотрудничества за последние десять лет в области научных исследований, торговли, борьбы с терроризмом и обороны. В последней области, Индия обеспечила позиции крупнейшего рынка Израиля по экспорту