Файл: Геополитика номер 17.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1072

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ках: «Сам я хитрить так и не научился... Иначе я стану политиком, а не Рамзаном Кадыровым. А хитрить — у нас есть тысячи таких политиков. Я не хочу»23. В этом высказывании кроется подлинное отношение традиционного народа к так назы­ваемой светской политике.

Тридцатилетие дало формальную возможность Кадырову претендовать на пост президента республики, однако, занимавший на тот момент пост премье­ра молодой Кадыров отметил юбилей неожиданным заявлением об отсутствии у него подобных амбиций. И это уже тогда стало неожиданностью для многих. Здесь следует напомнить, что именно Рамзан Кадыров первым, среди множества российских «президентов» выступил с инициативой отменить понятие «пре­зидент» применительно к руководителям субъектов Российской Федерации, что было поддержано в дальнейшем остальными.

Президентство Кадырова-младшего и проблемы недостаточного возраста были главной темой все предшествующие годы как в самой Чечне, так и среди российских политологов. Однако разгадка здесь настолько же проста, насколько и не всегда понятна светскому сознанию. Чеченцы — всё ещё традиционный на­род, за что и страдали всегда, отстаивая своё право на традиционную этническую идентичность. Любой чеченец, даже ребенок, знает, что основа чеченского тра­диционного уклада — кровнородственная община, а система социального сдер­живания — это древний закон коллективного возмездия «око за око», согласно которому за любое деяние отвечает не только тот, кто его совершил, но и весь его кровнородственный клан — вар, объединяющий родственников до седьмого колена. В этой правовой системе каждый, совершающий преступление, помнит

0 коллективной ответственности и знает, что если не найдут его самого — най­дут его отца, брата, другого родственника и накажут вместо него. В отличие от римского права, почему-то ставшего сегодня единственно верным во всём мире, где будь ты хоть самым кровавым Бен Ладеном, взорвавшим и убившим тысячи людей, а всё равно больше пожизненного не получишь.

Здесь стоит вспомнить, что и русский царь, восходя на престол, давал клятву, относящую ответственность за его деяния на весь его род до седьмого коле-на24. Коллективная ответственность являлась нормой у многих традиционных народов и племен как высшая норма социальной стабильности, в том числе и у русских, однако, сохранилась по сей день практически только у чеченцев. Или нохчи — как они сами себя называют. Вековые попытки сделать из нохчи светский народ, выжечь «огнём и мечём» их традиционные нормы подорвали систему кровно-родственных связей, а, следовательно, и коллективной ответ­ственности.


Теперь вооруженный чеченец сдерживается либо Уголовным кодексом — зна­ем мы, чего стоит Уголовный кодекс РФ в Чечне, его зачастую просто игнорируют перед необходимостью соблюдения обычного (основанного на древних обыча­ях) права — либо своим предводителем. В традиционной системе предводите­лем рода — вара — является старейшина. Предводителем образования из девяти родов — тейпа — является самый достойный, избранный на совете старейшин. Представителем девяти тейпов — тукхума — самый достойный, избранный на совете самых достойных предводителей тейпов25. Такова модель традиционной чеченской демократии. Так выявляется предводитель традиционного народа.

То, что делает сегодня Рамзан Кадыров — это попытка продемонстрировать своему народу, что он представляет его интересы по праву, имея для этого спо­собности, волю и понимание судьбы и традиций своего народа. Рамзан знает — нохчи никогда не принимали и не примут кого-то, навязанного извне, поэтому у «не своего» в Чечне нет шансов. Они всегда сражались и умирали за свой тра­диционный уклад. Поэтому у чужеродного понятия «президент» в Чечне тоже оказалась незавидная судьба.

Ну и самое главное — чеченцы никогда не откажутся от своего традиционно­го уклада, за который пролили столько крови и отдали столько жизней. Поэтому у любого «конституционного» светского порядка, навязанного извне, всегда бу­дет противник — вооруженный чеченский народ. Кадыров все годы своего прав­ления Чечнёй, движется сверху вниз, от формы к содержанию, от формализма к традиции, от номинального избрания ко всё более легитимной форме традици­онной власти.

Рамзан не захотел быть просто номинальным президентом. Несмотря на своё избрание и «электоральную» поддержку, он по сути открыто заявил, что хочет быть конахом — лучшим из естественных лидеров своего народа, и он это доказывает делами. Следующий шаг — восстановление традиционной — тейпово-тукхумной модели, чему служат регулярные съезды народов Чечни, возврат к исконному названию — нохчи, восстановление советов старейшин и традиционного права, основанного на коллективной ответственности. Не сделав этих шагов, Рамзан не удержится. Не удержит вооруженный народ, ко­торый в противном случае вновь окажется в горах. Собственно, опираясь ис­ключительно на светские модели, в Чечне у власти никто не удержится. Чечня не удержится в составе России, если не удержится естественный лидер. Рамзан понимает, чего стоит традиция. Традиция — наше решение. Без этого у России не будет Чечни. Как не будет Ингушетии, Дагестана, да и всех остальных этни­ческих, традиционных образований Северного Кавказа, без которого не будет и самой России.


Естественный лидер народа нохчи и тейпо-во-тукхумная система демократии

В своё время, после завершения второй военной кампании в Чечне, тог­дашний президент республики Ахмад-Хаджи Кадыров говорил о немину­емом «вызове мирного времени», подразумевая, что завершение горячей фазы конфликта ещё не означает наступления мира, а является лишь нача­лом к мирному развитию общества. Чем ответить на прекращение войны, какие модели устройства общества предложить? — в этом и заключается вызов. Неверный ответ на него легко может столкнуть Северный Кавказ в новую бойню, возможно внутреннюю, ещё более страшную. Чеченский эт­нос является по сути одним из немногих в России, сохранивших свои обы­чаи в первозданном виде. Конечно, годы советского атеизма наложили свой отпечаток, и многие чеченцы считают себя светскими «современными» людьми, оторвавшись от корней и перемешавшись в атомизированных об­ществах больших городов. Однако большинство чеченцев всё же продолжа­ют хранить наследие предков.

Значительным фактором, всегда толкавшим Чечню к конфликту с Центром, было желание жить в соответствии со своей традицией, со своими законами, которые складывались столетиями. Эта тенденция наблюдалась и в советское время. Ещё в 1939 году Чечню бомбила авиация26, чтобы в очередной раз за­гнать её, тогда уже в формат советского государства и выровнять под «общую гребенку». Что произошло в 1990-х? Чеченцам, традиционному этносу, кото­рый столетиями боролся за свою идентичность, предложили принять Консти­туцию Российской Федерации. Подобные попытки навязать нохчи светский усреднённый образ жизни по каким-то непонятным законам всегда толкали его на конфликт.

Безусловно, когда всё уже горело, когда шла война, нужно было какими-то пожарными методами этот конфликт погасить, хоть как-то стабилизировать раз­дираемое внутренними противоречиями общество. В результате были введены общепринятые в современном мире модели социального устройства — парла­мент, президент, конституция. Однако чеченцы всё ещё остаются традиционным этносом, а все эти модели, по большому счёту, являются продуктами десакрали-зованного, выродившегося Запада, бездуховного и аморального, зашедшего, по мнению многих философов, мыслителей и интеллектуалов в концептуальный цивилизационный тупик27.

Сейчас конфликт погашен, и мы видим, что история выдвинула на первый план реального лидера послевоенной Чечни, вынужденно выстроенной по свет­


ским лекалам, — это Рамзан Кадыров, который по сути является естественным, а не директивно назначенным «сверху», предводителем своего народа. До того момента, как Рамзану Кадырову исполнилось тридцать лет и он по Конституции приобрёл право выдвигаться в президенты, мы наблюдали интересную ситуацию: всё это время он не осуществляет никаких формальных действий для своего про­движения на высший пост. Напротив, всеми своими действиями он демонстри­ровал, что не хочет быть формальным лидером, а желает быть лидером реальным, естественным, и эти устремления он так же, как его отец Ахмад-хаджи Кадыров, не уставал доказывать своими делами.

Чеченское общество построено по тейповому принципу. Каждый чеченец знает, к какому тейпу он принадлежит. Тейповая система сохраняется столетия­ми, она пронесена сквозь советский период полного выжигания всякой традиции и сохранилась по сей день, пережив две войны в новейшей истории. Это как раз та модель, которая и является ответом на вызов мирного времени, о котором го­ворил Ахмад-хаджи Кадыров.

И вот именно на основе этой модели, на которую веками и опирались тради­ционные чеченские элиты, нохчи и сохраняли социальный баланс и социальную стабильность. В Чечне, где всегда существовал фактор коллективной ответствен­ности, который сдерживал от совершения преступлений, и фактор, естественно, лидерства, который упорядочивал социальное устройство, реальную власть име­ет только тот, кто реально опирается на эти базовые основы чеченского обще­ства. И только такую элиту можно считать реальной, полноценной на традици­оналистском Северном Кавказе. Сама элитная структура традиционного этноса испокон веков складывалась так: глава вара — чеченского клана, участвовал в съезде своего тейпа, на котором выдвигался лучший на роль лидера тейпа. Далее, на съезде лидеров тейпов избирался глава тукхума, а из глав тукхумов избирался лидер народа, самый авторитетный и уважаемый человек, с которым советовались главы всех тейпов по самым важным и судьбоносным вопросам. Именно совето­вались, ибо он не правил в привычном для нас понимании, но влиял на принятие решений. Данная традиционная модель власти, к слову сказать, стала прототи­пом системы советов, установленной в качестве системы элитного управления Советским государством — СССР, и распространённой на все страны социали­стического лагеря. Глава Верховного Совета СССР тоже формально не правил, но лишь модерировал работу главного органа власти, коим и являлся Верховный Совет. Собственно, нарушение этого принципа в сторону увеличения властных полномочий «лучшего из лучших» в сторону управления и разбалансировало си­стему советов, приведя её к банальной автократии и разрыву между смыслом, из­начальной идеей и реальностью.


Рамзан Кадыров, по всем признакам, стремится быть именно таким лиде­ром, конахом, лучшим из лучших своего народа, а не продавленным из Москвы формальным главой субъекта федерации, навязанным посредством процеду­ры президентских выборов, не имеющей для традиционных чеченцев ника­кого реального значения. Как правильно однажды заметил советник прези­дента России Асламбек Ахмедович Аслаханов, из тысячи чеченцев — тысяча считает себя лидерами. В Чечне единоличное правление никогда не прини­малось и всегда заканчивалось насильственным смещением. Чеченцы — это народ, который представлен своими общинами, это традиция коллективно­го правления. К этому и должен в итоге прийти и Рамзан Кадыров, пройдя через вынужденное светское замирение, начатое его покойным отцом, через возрождение подлинной чеченской традиции и, в конечном итоге, придя к восстановлению тейпово-тукхумной системы — подлинной, традиционной чеченской демократии, дающей народу мир и внутреннюю гармонию, а также естественного, всеми признаваемого и уважаемого лидера. И как знать, мо­жет быть, этот опыт станет, в конце концов, положительным примером и для остальных народов России, поводом вспомнить и возродить свои традиции, как это делают чеченцы, древний народ нохчи.


Одно пространство — две системы: права народов как база для снятия российско-чеченской напряженности


Северный Кавказ является особым пространством России, на котором, несмотря на десятилетия атеизма и искусственно привнесённой светскости, всё же в значительной степени сохранились очаги традиции в своём изна­чальном, практически нетронутом состоянии, содержащие традиционные этнические архетипы. И именно желание сохранить свою традицию, жить по своим исконным законам, всегда двигало народы Северного Кавказа по пути сопротивления общероссийской унификации и приведения к формату граж­данского общества по общему шаблону. Несомненно, это стремление многие годы использовалось геополитическими врагами России для борьбы с её го­сударственностью, и здесь те же чеченцы и их стремление к восстановлению собственной идентичности использовались «в темную». Однако и с той, и с другой стороны всегда стояла когорта политиков, которые уж точно знали, чего хотят и для чего разыгрывают эту кровавую драму. Такой политический цинизм годами можно было наблюдать как с российской, так и с чеченской сто­роны, не говоря уже о Западе. Но век политика недолог, а вот взаимная обида наших народов, переплетение судеб, вражда и горе будут утихать ещё довольно значительное время.