ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1067
Скачиваний: 1
Казакам предлагается «при желании» воспользоваться в индивидуальном порядке другим федеральным законом «О реабилитации жертв политических репрессий», который построен на основе персональной реабилитации реабилитируемых и членов их семей. Но государство подвергло казаков репрессиям по групповому признаку - скопом, без различения по каким-либо индивидуальным качествам или личным провинностям. Факты жесточайших массовых репрессий бесспорны. И потому, если бесспорно то, что власть подвергла казаков коллективной репрессии, их «коллективное» право на реабилитацию также бесспорно и установлено законом. Именно казачье население Карачаево-Черкесской республики на основании Закона РФ «О реабилитации репрессированных народов (казачества)» более всего имеет прав на восстановление незаконно утраченного в результате политических репрессий и геноцида.
В 1931 году на территории нынешней Карачаево-Черкесии, в результате проводимой государственной политики расказачивания, направленной на поголовное истребление казаков, был ликвидирован Русский (Баталпашин-ский) район, ведущий свое начало от также незаконно ликвидированного после октябрьского переворота 1917 года Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска. Только в первой половине XX века станицы и хутора казаков, населяющих нынешнюю Карачаево-Черкесию шесть раз передавались из одного административно-территориального образования в другое. Казаков Баталпашинского отдела на их территории проживания (будущей КЧР) уничтожали целыми станицами, высылали, морили организованным голодом и теперь требуют индивидуальных доказательств. Требуют у людей планомерно и коллективно уничтожаемых еще с 1918 года. Хотя даже в XXI веке все также не прекращались попытки руководства Карачаево-Черкесской республики (КЧР) ликвидировать, созданные именно в рамках закона «О реабилитации репрессированных народов» (в том числе казачества), государственные казачьи структуры.
Так, к примеру, Президенту КЧР Б.С. Эбзееву, утвержденному Парламентом КЧР 5.08.2008 г, видимо в рамках проводимой им реформы по нивелированию этнического фактора в госуправлении, Министром Миннаца КЧР В.С. Казаковым подавался проект по ликвидации Управления по делам казачества при Президенте КЧР и передачи его в качестве не самостоятельного отдела в состав Министерства КЧР по делам национальностей, массовых коммуникаций и печати. Причем Конституции КЧР требует, чтобы высшие органы ветвей власти Карачаево-Черкесии формировались с учетом этнического паритета — и исполнительной, и представительной и законодательной.
Подобные попытки неоднократно предпринимались и ранее. Случалось, что численный состав «управления» доводили до двух человек, а должности заместителей глав районов КЧР по делам казачества (в местах компактного проживания казаков) ликвидировав, не восстановили до сих пор, хотя ныне действующее руководство республикой публично обещало восстановить их деятельность.
Казаки КЧР, как и все граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право участвовать в управлении делами Карачаево-Черкесской Республики как непосредственно, так и через своих представителей (Конституция КЧР Статья 29. п.1.). Кроме того, Конституция КЧР утверждает, что Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской Республике гарантируется (Статья 42.п.1.). Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод каждого казака проживающего на территории КЧР, а следовательно должны быть обеспечены гарантии выполнения условий проведенного референдума также для каждого казака. Условия референдума не могут быть пересмотрены в соответствии с требованиями Статьи 29. п.2. Конституции КЧР (Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право... участвовать в референдуме). Ведь именно референдум, в соответствии со Статьей 2. п.2. Конституции КЧР, является Высшим непосредственным выражением власти народа. И в соответствии со Статьей 79. п.2. Вопросы, находящиеся в ведении Карачаево-Черкесской Республики, могут быть вынесены на референдум Карачаево-Черкесской Республики (в том числе по реабилитации репрессированного казачества).
Таким образом, фактически вопросы реабилитации народов (этносов) проживающих на территории КЧР были фактически вынесены на референдум и положительно решены населением. А на территории КЧР только карачаевцы и казаки попадают под действие федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» (казачества). И так как проведенный референдум, согласно Конституции, это именно высшее непосредственное выражение власти народа, никто не вправе отменить это решение именно на территории Карачаево-Черкесской республики. В отношении карачаевцев решение многонационального народа Карачаево-Черкесии исполнено, в отношении казаков — нет. Но в соответствии со Статьей 49 Конституции КЧР Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. И в соответствии со Статьей 50 Конституции КЧР, Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Казаки ждут исполнения этого требования Конституции в полном объеме. Ведь Конституция КЧР — это основной закон Карачаево-
Черкесской республики. И ждут первичного проявления инициативы именно от Главы КЧР. Ведь в соответствии со Статьей 63. п.3. Конституцией КЧР именно Глава республики является гарантом Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, именно Глава Карачаево-Черкесской Республики, в соответствии со Статьей 4 Конституции КЧР, в первую очередь осуществляет Государственную власть в Карачаево-Черкесской Республике. И лишь затем Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Карачаево-Черкесской Республики, суды Карачаево-Черкесской Республики.
Кровная месть и коллективная ответственность как фактор социальной стабильности на Северном Кавказе
Валерий Коровин
Рассмотрение такого явления, как коллективная ответственность, а так же вытекающего из него подхода, получившего определение «кровная месть», наиболее интересно именно в свете процесса однополярной глобализации, перемалывающей и унифицирующей все нюансы культурного и социального устройства народов, этнические и конфессиональные отличия, сами народы и этносы. И этот процесс является серьёзной угрозой для тех, кто считает культурное и этническое многообразие — ценностью. Такой подход во многом присущ представителям традиционных конфессий, к которым можно отнести большинство христиан, мусульман, иудеев, индуистов, буддистов (исключая секты, искажающие суть), приверженцев других древних традиций. А это уже — большинство населения планеты, которому небезразличны последствия механического глобализацион-ного подхода, уничтожающего сами основы мировоззренческих представлений и социального уклада этого большинства.
В этой связи, именно ислам, в самых разных своих проявлениях, включая и сугубо сектантские, на сегодня находится в авангарде сопротивления однополяр-ной глобализации современного мира. Поэтому именно в контексте ислама наиболее интересно рассмотреть явления коллективной ответственности и кровной мести, к тому же именно там, где он максимально сохранился в своих изначальных формах — на Северном Кавказе. При этом следует оговориться, что эти явления свойственны и для других культурно-этнических ореолов. В частности, эти явления были присущи и для славянских племён12, а так же для других традиционных народов и этносов, и имеют изначальное, традиционное происхождение именно из родоплеменной формы социального устройства. По мнению С. В. Жильцова, обычай кровной мести возникает за десятки тысяч лет до появления первых го-сударств13.
Представителям и носителям традиционалистского мировоззрения совершенно очевидно, что бюрократический аппарат современного государства, выстроенный современным миром, может иметь воздействие и влияние только на светское десакрализованное общество атомизированных людей, лишенных каких-либо корней и традиционной идентичности. Рамки же нравственного и эти-
ческого поля как раз сохраняются в кровнородственных семьях или кланах, и, в частности, примерами этого являются многочисленные традиционные этносы, состоящие из кланов и больших кровнородственных семей на территории Рос-сии14, в особенности, на Северном Кавказе, но так же и в Сибири, на Алтае и т.д.
Сегодня, живя в России, мы воочию наблюдаем то, что римское право, которое доминирует на данный момент во всём мире, даёт сбои там, где сохранились элементы кланового, родоплеменного устройства. В частности, если речь идёт
0 России, то в первую очередь мы должны говорить в этой связи именно о Северном Кавказе, где и проживает большинство традиционных этносов, которые являются хранителями изначальной традиции. Стоя на нормативах ислама — на аятах — они сохраняют в себе ещё и элементы предисламской традиции, то, что определяется понятием адат15. И именно в этом контексте в России сохраняются элементы коллективной ответственности и такое, основанное на них явление, как кровная месть16.
Понятие кровная месть вызывает у европейцев легкую оторопь. Однако именно сохранение принципа кровной мести на Северном Кавказе, тем не менее, является во многом элементом стабильности.
Обоснование сохранения системы традиционного устройства мы находим, в первую очередь, в Коране. И здесь можно говорить о том, что утрата или ослабление веры, свойственные современному миру, приводят, помимо всего прочего, к разрушению родственных связей, а, следовательно, и к разрушению родовой организации.
В частности, сура 47, Мухаммат, аяты 22 и 23 гласят: «А может быть, вы, если отвратитесь (в контексте — от веры), будете портить землю и разрывать родственные связи? Это — те, кого проклял Аллах. Он оглушил их и ослепил их взоры»17. Из этого аята следует, что ослабление веры — морально-нравственной основы — есть следствие ослабления кровнородственных связей.
Таким образом, сохранение кровнородственных связей является основным элементом традиционных этносов, гарантом сохранения традиций и веры, в частности, самого ислама. Исходя из этого, на верующих мусульман, сохраняющих родственные связи, возлагается обязанность родственной взаимопомощи и долг кровной мести. Это, в частности, так же обосновано в Коране, сура 2, Корова,