Файл: Геополитика номер 17.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1067

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казакам предлагается «при желании» воспользоваться в индивидуальном порядке другим федеральным законом «О реабилитации жертв политиче­ских репрессий», который построен на основе персональной реабилитации реабилитируемых и членов их семей. Но государство подвергло казаков ре­прессиям по групповому признаку - скопом, без различения по каким-либо индивидуальным качествам или личным провинностям. Факты жесточайших массовых репрессий бесспорны. И потому, если бесспорно то, что власть под­вергла казаков коллективной репрессии, их «коллективное» право на реаби­литацию также бесспорно и установлено законом. Именно казачье население Карачаево-Черкесской республики на основании Закона РФ «О реабилита­ции репрессированных народов (казачества)» более всего имеет прав на вос­становление незаконно утраченного в результате политических репрессий и геноцида.

В 1931 году на территории нынешней Карачаево-Черкесии, в результате проводимой государственной политики расказачивания, направленной на поголовное истребление казаков, был ликвидирован Русский (Баталпашин-ский) район, ведущий свое начало от также незаконно ликвидированного по­сле октябрьского переворота 1917 года Баталпашинского отдела Кубанского казачьего войска. Только в первой половине XX века станицы и хутора каза­ков, населяющих нынешнюю Карачаево-Черкесию шесть раз передавались из одного административно-территориального образования в другое. Казаков Баталпашинского отдела на их территории проживания (будущей КЧР) унич­тожали целыми станицами, высылали, морили организованным голодом и те­перь требуют индивидуальных доказательств. Требуют у людей планомерно и коллективно уничтожаемых еще с 1918 года. Хотя даже в XXI веке все также не прекращались попытки руководства Карачаево-Черкесской республики (КЧР) ликвидировать, созданные именно в рамках закона «О реабилитации репрессированных народов» (в том числе казачества), государственные каза­чьи структуры.

Так, к примеру, Президенту КЧР Б.С. Эбзееву, утвержденному Парламен­том КЧР 5.08.2008 г, видимо в рамках проводимой им реформы по нивелиро­ванию этнического фактора в госуправлении, Министром Миннаца КЧР В.С. Казаковым подавался проект по ликвидации Управления по делам казачества при Президенте КЧР и передачи его в качестве не самостоятельного отдела в состав Министерства КЧР по делам национальностей, массовых коммуника­ций и печати. Причем Конституции КЧР требует, чтобы высшие органы вет­вей власти Карачаево-Черкесии формировались с учетом этнического пари­тета — и исполнительной, и представительной и законодательной.


Подобные попытки неоднократно предпринимались и ранее. Случалось, что численный состав «управления» доводили до двух человек, а должности замести­телей глав районов КЧР по делам казачества (в местах компактного проживания казаков) ликвидировав, не восстановили до сих пор, хотя ныне действующее ру­ководство республикой публично обещало восстановить их деятельность.

Казаки КЧР, как и все граждане Российской Федерации, проживающие на тер­ритории Карачаево-Черкесской Республики, имеют право участвовать в управле­нии делами Карачаево-Черкесской Республики как непосредственно, так и через своих представителей (Конституция КЧР Статья 29. п.1.). Кроме того, Кон­ституция КЧР утверждает, что Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Карачаево-Черкесской Республике гарантируется (Статья 42.п.1.). Таким образом, гарантируется государственная защита прав и свобод каждого казака проживающего на территории КЧР, а следовательно должны быть обе­спечены гарантии выполнения условий проведенного референдума также для каждого казака. Условия референдума не могут быть пересмотрены в соответ­ствии с требованиями Статьи 29. п.2. Конституции КЧР (Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Карачаево-Черкесской Республики, име­ют право... участвовать в референдуме). Ведь именно референдум, в соответ­ствии со Статьей 2. п.2. Конституции КЧР, является Высшим непосредственным выражением власти народа. И в соответствии со Статьей 79. п.2. Вопросы, на­ходящиеся в ведении Карачаево-Черкесской Республики, могут быть вынесены на референдум Карачаево-Черкесской Республики (в том числе по реабилитации ре­прессированного казачества).

Таким образом, фактически вопросы реабилитации народов (этносов) проживающих на территории КЧР были фактически вынесены на референдум и положительно решены населением. А на территории КЧР только карачаев­цы и казаки попадают под действие федерального закона «О реабилитации репрессированных народов» (казачества). И так как проведенный референ­дум, согласно Конституции, это именно высшее непосредственное выраже­ние власти народа, никто не вправе отменить это решение именно на терри­тории Карачаево-Черкесской республики. В отношении карачаевцев решение многонационального народа Карачаево-Черкесии исполнено, в отношении казаков — нет. Но в соответствии со Статьей 49 Конституции КЧР Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются зако­ном. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенса­цию причиненного ущерба. И в соответствии со Статьей 50 Конституции КЧР, Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незакон­ными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Казаки ждут исполнения этого требования Конституции в полном объеме. Ведь Конституция КЧР — это основной закон Карачаево-


Черкесской республики. И ждут первичного проявления инициативы имен­но от Главы КЧР. Ведь в соответствии со Статьей 63. п.3. Конституцией КЧР именно Глава республики является гарантом Конституции Карачаево-Черкесской Республики. Кроме того, именно Глава Карачаево-Черкесской Республики, в соот­ветствии со Статьей 4 Конституции КЧР, в первую очередь осуществляет Госу­дарственную власть в Карачаево-Черкесской Республике. И лишь затем Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики, Правительство Кара­чаево-Черкесской Республики, суды Карачаево-Черкесской Республики.


Кровная месть и коллективная ответственность как фактор социальной стабильности на Север­ном Кавказе


Валерий Коровин


Рассмотрение такого явления, как коллективная ответственность, а так же вы­текающего из него подхода, получившего определение «кровная месть», наибо­лее интересно именно в свете процесса однополярной глобализации, перемалы­вающей и унифицирующей все нюансы культурного и социального устройства народов, этнические и конфессиональные отличия, сами народы и этносы. И этот процесс является серьёзной угрозой для тех, кто считает культурное и этниче­ское многообразие — ценностью. Такой подход во многом присущ представите­лям традиционных конфессий, к которым можно отнести большинство христиан, мусульман, иудеев, индуистов, буддистов (исключая секты, искажающие суть), приверженцев других древних традиций. А это уже — большинство населения планеты, которому небезразличны последствия механического глобализацион-ного подхода, уничтожающего сами основы мировоззренческих представлений и социального уклада этого большинства.

В этой связи, именно ислам, в самых разных своих проявлениях, включая и сугубо сектантские, на сегодня находится в авангарде сопротивления однополяр-ной глобализации современного мира. Поэтому именно в контексте ислама наи­более интересно рассмотреть явления коллективной ответственности и кровной мести, к тому же именно там, где он максимально сохранился в своих изначальных формах — на Северном Кавказе. При этом следует оговориться, что эти явления свойственны и для других культурно-этнических ореолов. В частности, эти явле­ния были присущи и для славянских племён12, а так же для других традиционных народов и этносов, и имеют изначальное, традиционное происхождение именно из родоплеменной формы социального устройства. По мнению С. В. Жильцова, обычай кровной мести возникает за десятки тысяч лет до появления первых го-сударств13.

Представителям и носителям традиционалистского мировоззрения совер­шенно очевидно, что бюрократический аппарат современного государства, вы­строенный современным миром, может иметь воздействие и влияние только на светское десакрализованное общество атомизированных людей, лишенных ка­ких-либо корней и традиционной идентичности. Рамки же нравственного и эти-


ческого поля как раз сохраняются в кровнородственных семьях или кланах, и, в частности, примерами этого являются многочисленные традиционные этносы, состоящие из кланов и больших кровнородственных семей на территории Рос-сии14, в особенности, на Северном Кавказе, но так же и в Сибири, на Алтае и т.д.

Сегодня, живя в России, мы воочию наблюдаем то, что римское право, кото­рое доминирует на данный момент во всём мире, даёт сбои там, где сохранились элементы кланового, родоплеменного устройства. В частности, если речь идёт

0 России, то в первую очередь мы должны говорить в этой связи именно о Се­верном Кавказе, где и проживает большинство традиционных этносов, которые являются хранителями изначальной традиции. Стоя на нормативах ислама — на аятах — они сохраняют в себе ещё и элементы предисламской традиции, то, что определяется понятием адат15. И именно в этом контексте в России сохраняются элементы коллективной ответственности и такое, основанное на них явление, как кровная месть16.

Понятие кровная месть вызывает у европейцев легкую оторопь. Однако именно сохранение принципа кровной мести на Северном Кавказе, тем не менее, является во многом элементом стабильности.

Обоснование сохранения системы традиционного устройства мы находим, в первую очередь, в Коране. И здесь можно говорить о том, что утрата или ослабле­ние веры, свойственные современному миру, приводят, помимо всего прочего, к разрушению родственных связей, а, следовательно, и к разрушению родовой ор­ганизации.

В частности, сура 47, Мухаммат, аяты 22 и 23 гласят: «А может быть, вы, если отвратитесь (в контексте — от веры), будете портить землю и разрывать родственные связи? Это — те, кого проклял Аллах. Он оглушил их и ослепил их взоры»17. Из этого аята следует, что ослабление веры — морально-нравственной основы — есть следствие ослабления кровнородственных связей.

Таким образом, сохранение кровнородственных связей является основным элементом традиционных этносов, гарантом сохранения традиций и веры, в част­ности, самого ислама. Исходя из этого, на верующих мусульман, сохраняющих родственные связи, возлагается обязанность родственной взаимопомощи и долг кровной мести. Это, в частности, так же обосновано в Коране, сура 2, Корова,