ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1068
Скачиваний: 1
Казачье население Северо-Кавказского региона является составной частью коренного населения региона. И, следовательно, интересы русских и казаков Северного Кавказа должны учитываться при принятии политических и иных решений, затрагивающих интересы его населения, а не проводится в интересах какой-либо одной этнической группы.
Без сохранения русского присутствия в регионе невозможно сохранение межэтнического мира и профилактика насилия в этнорелигиозной сфере. В этой связи необходимо придать казачеству правовой статус действительно служилого сословия, с возложением на него обязанностей государственной службы и наделением соответствующими правами. Казачество должно быть восстановлено в новых условиях, но на испытанных временем принципах: вооруженное сельское население, со своим укладом и системой местного самоуправления, несущее государственную службу, передающуюся из поколения в поколение.
Казаки Верхней Кубани: в ожидании реабилитации
Андрей Гудимов
Фактически сразу после октябрьского переворота, с момента установления советской власти на юге России, территория бывшего Кубанского войска была поделена между различными административно-территориальными единицами. После распада СССР часть Кубанского войска оказалась в составе национальных республик Северного Кавказа. Казачьи станицы Верхней Кубани оказались в составе Карачаево-Черкесской республики. В начавшемся «параде суверенитетов» казачество, как и другие репрессированные народы, опираясь на положения федерального закона «О реабилитации репрессированных народов», пыталось отстоять свои права, добившись восстановления реального казачьего самоуправления.
Игнорирование властями Карачаево-Черкесии казачества в качестве самостоятельной этнической группы привело к попыткам фиксации и институциализа-ции казачьей этничности в ходе всероссийских переписей 2002 и 2010 годов.
В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской республики, принятой 5 марта 1996 года и опираясь на Статью 23. п.1. (Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность) часть казаков Баталпашинского казачьего отдела Кубанского казачьего войска (БКО ККВ) во время проведения всероссийской переписи населения в 2002 году на территории Карачаево-Черкесии указала в графе национальность — казак. В то же время, часть казачьего населения КЧР, сохранив в своей исторической памяти кошмар геноцида, проводимого в двадцатом веке государственными органами с начала 1918 года, наблюдая разного рода ограничения и ущемления прав казаков уже в веке двадцать первом, руководствуясь той же статьей Конституции КЧР (Статья 23. п.1. Никто не может быть принужден к определению свой национальной принадлежности), либо не указывала вовсе свою национальность, либо в качестве национальной принадлежности указала — русский/русская. Во время проведения разного рода соцопросов на вопрос «почему Вы так поступили», давался прямой и недвусмысленный ответ — «Опасаемся возобновления репрессий»; «Власть намерена хитростью выявить всех казаков, которых пока еще не удалось уничтожить, а затем уже окончательно извести казачество под корень».
Перед проведением всероссийской переписи 2002 года верхи казачества и на Кубани в целом, и на Верхней Кубани в частности, не смогли придти к единому мнению о том, как же следует поступить при определении национальной при-
надлежности казаков и членов их семей во время проведения переписи. Из Рады Кубанского казачьего войска (Правительство кубанского казачества) приходили противоречивые, взаимоисключающие по смыслу приказы.
В Баталпашинском казачьем отделе Кубанского казачьего войска (БКО ККВ), непосредственно перед проведением переписи, разослали на места - в хутора, станицы, города, районы с компактным проживанием казаков, указание о том, что следует указать национальность — русский/русская. Но в последнюю минуту» в руководстве БКО ККВ передумали и пошла команда о том, что каждый определяется самостоятельно. Однако это оповещение запоздало и не все казаки были с ним ознакомлены. В результате руководство БКО ККВ после проведения переписи получило в свой адрес множество упреков. Имелись случаи, когда глава семьи, как сознательный и дисциплинированный казак, руководствовался первоначальным указанием Правления БКО ККВ и записывался как русский, а супруга, «своенравная казачка», дети и старики родители записывались как казаки. Что потом вызывало в хуторах и станицах обидные прозвища «кацап» в отношении таких казаков, позиционировавших свою национальность в качестве русского. Подобные «обиды» явились одной из причин того, что не все казаки,
годные «к государственной службе», вошли в государственный реестр (казаки, принявшие на себя обязательства по несению государственно службы) в БКО ККВ. А некоторые вошедшие казаки в последствии вышли из госреестра.
Эта ситуация в определенной мере повторилась и при проведении всероссийской переписи населения 2010 года. Надо отметить, что после проведения переписи 2010 года, к концу 2012 года на территории Карачаево-Черкесии имеется значительное число казаков, которые организованы в виде межрегиональных и местных общественных организаций, отвергающих государственный казачий реестр по принципиальным соображениям. Число их растет, в том числе и за счет казаков вышедших из госреестра Кубанского казачьего войска. С учетом сложившихся в стране политический реалий, среди верхнекубанских казаков все больше становится сторонников создания «своей» казачьей политической партии, с целью создания, наконец, механизма решения своих насущных вопросов.
Подобные идеи все глубже проникают в умы казаков юга России. Так летом 2012 года, казаки, как не реестровые, так и реестровые, собрались в г. Армавире на большой круг обсудить вопросы создания в Российской Федерации политической партии казаков. Казаки полагают, что прошедшие 20 лет практически ничего коренным образом не изменили в деле возрождения казачества. И само российское казачество в годы геноцида и репрессий лишенное своей земли, своего казачьего самоуправления, не реабилитированное в полной мере, обрекается на вымирание и забвение.
На референдуме, прошедшем 28 марта 1992 года, решившем судьбу сохранения территориального единства Карачаево-Черкесии, на вопрос «Согласны ли Вы при полной реализации закона «О реабилитации репрессированных народов» сохранить единую Карачаево-Черкесскую ССР в составе Российской Федерации», казаки, проживающие на территории нынешней Карачаево-Черкесии, не без сомнений ответили утвердительно. Именно итоги проведенного Референдума отражает Статья 1. п.2. Конституции КЧР - Территория Карачаево-Черкесской Республики является единой и неделимой, и составляет неотъемлемую часть территории Российской Федерации. Ее границы не могут быть изменены без согласия народов Карачаево-Черкесской Республики. Однозначное утверждение Статьи 2. п.2. Конституции КЧР, говорящее о том, что Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы, фактически легитимирует итоги этого референдума в отношении целостности Карачаево-Черкесской республики.
Для казаков, населяющих Карачаево-Черкесию, безусловно то, что сохранение легитимности нынешней республики в её нынешних границах основано и сохраняется лишь на соблюдении выполнения условий Референдума от 28.03.1992 года. А именно - на неукоснительном исполнении в отношении
верхнекубанского казачества положений федерального закона «О реабилитации репрессированных народов». Причем это должна быть именно «полная реализация» данного закона в отношении казаков БКО ККВ. Ведь в отношении другого народа, проживающего на территории нынешней Карачаево-Черкесии, подвергнутого политическим репрессиям, - карачаевцев, реабилитация проведена в полном объеме. Восстановлена утраченная автономия. Восстановлены административно-территориальные образования - созданы Карачаевский и Малокарачаевский районы, г. Карачаевск. На их обустройство и создание инфраструктуры неоднократно выделялись государственные средства. За счет государства подготовлена управленческая и научная карачаевская этноэлита. Карачаевцы фактически стали титульной (определено в названии республики) и субъектообразующей нацией в Карачаево-Черкесской республике (определено в преамбуле Конституции КЧР). Карачаевский язык получил статус государственного языка (Статья 11. п.1. Конституции КЧР). Восстановлены печатные органы на национальном карачаевском языке. Их финансирование взяло на себя государство. В школах ведется обучение карачаевскому языку и преподавание на нем. Мусульманское духовенство в местах компактного проживания карачаевцев получает от государства реальную поддержку. Все карачаевцы неоднократно получали выплаты за потерянное имущество и ссуды от государства на обустройство, которые затем в большей части погашались. А самое главное реабилитация карачаевцев проходила именно поколлективному принципу, исходя из года рождения. В индивидуальном порядке карачаевцам не пришлось доказывать то, что они пострадали от политических репрессий.
Все это позволяет сделать вывод о том, что на территории КЧР в полной мере реабилитированы ранее высланные карачаевцы и реабилитированы именно на основании закона «О реабилитации репрессированных народов».
Реабилитация карачаевцев осуществлялась не в индивидуальном порядке, а в коллективном, по годам рождения. Они получили и льготы, и выплаты за утраченное имущество, ничего и никому не доказывая индивидуально. Получили назад и утраченные земли и фактически, пусть и квази, но государственность.
В отношении казаков, проживающих в Карачаево-Черкесии, к которым применяли не просто политические репрессии, а осуществляли настоящий геноцид, подобной реабилитации не происходит. Действие закона «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казаков «заморожено». Хотя реальность такова, что в отношении казаков этот закон на территории КЧР никогда и не применялся. В этом случае прямо нарушены требования Конституции КЧР изложенные в Статье 10. п.2. ...сохранение и защита исторического и культурного наследия народов, их национальной самобытности - высшая цель Карачаево-Черкесской Республики.