ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1424
Скачиваний: 1
66
Геополитика
как следствие, имеющую право и обязанность говорить и действовать
от имени и во имя всего человечества. В американской политике глубоко
укоренилась склонность апеллировать к принципам и интересам США,
как будто они универсальны, что дает политике безопасности страны не-
обычайно моралистический и манихейский тон. Поскольку в теории се-
кьюритизации речевой акт и дискурс о безопасности в целом занимают
центральное положение, то их можно проиллюстрировать конкретны-
ми примерами. Это прослеживается в ультиматуме бывшего президента
Дж. Буша: «Вы или с нами, или вы с террористами», или в заявлении —
«наша ответственность перед историей нам ясна: ответить на эти атаки
и избавить мир от зла.»
1
В этом аспекте следует обратить внимание на
Стратегию национальной безопасности США 2002 года, где постоянно
подчеркивается, что США нет равных по мощи и что они будут защи-
щать мир, ведя борьбу с террористами, что именно США «выпала честь
возглавить это великое дело». Ясно, что при таком дискурсе терроризм
уже установлен экзистенциональной угрозой глобального уровня, более
того — даже описано то, как следует выйти за рамки нормального по-
литического процесса и что необходимо применять в этой войне против
терроризма. Правда, при этом появляется ощущение, что США все-таки
осознают хрупкость своей позиции, и что война с терроризмом может не
оказаться макро-секьюритизированной, и поэтому между делом в этом
документе упоминается проблема ВИЧ/СПИДа. Тем самым такое фор-
мулирование войны с терроризмом сразу показало отчаянное положе-
ние США в плане отсутствия достаточно глобальных угроз. Терроризм
конструировался с претензией на свою значимость не просто как секью-
ритизации, а именно макро-секьюритизации.
Война с терроризмом — не одна из множества невоспринятых, пу-
танных секьюритизаций 1990-х гг., а возврат к традиционной связи
безопасности с военной сферой. Возможно, это было попыткой вос-
создания модели холодной войны, потому что такая секьюритизация
возродила готовность сил мира вмешиваться во внутренние и внешние
дела других стран в погоне за террористами. Война вновь вернулась в
центр политической сцены, однако, это не война в традиционном смыс-
ле. Применялся военный подход, но основное действие происходило не
только в традиционной военной форме.
2
В общем, о терроризме можно было говорить как успешной макро-
секьюритизациии, и терроризм был принят как угроза для западной
цивилизации. Часть успеха объясняется тем, что проблема терроризма
связывает вместе несколько давних проблем в области безопасности:
1
Bush G. W. The National Security Strategy of the United States of America, Washington D.C., White
House, September 2002. — P. 5.
2
Buzan B. The ‘War on Terrorism’ as the new ‘macro-securitisation’? // Oslo Worshop, 2006. — PP. 2-7.
67
www.geopolitika.ru
преступность, торговлю наркотиками, оружием массового пораже-
ния. Ясно, что открытие государственных границ для торговли, пото-
ков финансов, информации и миграции имеет свою темную сторону.
Преступники и террористы тоже могут воспользоваться такими пре-
имуществами либеральной открытости. Секьюритизация терроризма
смогла связать все эти проблемы воедино.
1
Подтверждением служит
Европейская стратегия безопасности 2003 г. Среди пяти ключевых
угроз были названы терроризм, пролиферация оружия массового по-
ражения, региональные конфликты, провал государства, организован-
ная преступность (связанная в первую очередь с незаконным оборотом
наркотиков, женщин, нелегальных мигрантов и оружия), где всё кон-
центрируется вокруг проблемы терроризма.
2
Этот документ стал про-
должением европейского образца формирования комплекса угроз для
проведения секьюритизации в мире после 11 сентября 2001 года. И,
если сравнить тексты Европейской стратегии безопасности за 2003 и
2010 годы, то можно увидеть, что перечень ключевых проблем видоиз-
менился, но терроризм по-прежнему остался на первом месте. Список
основных угроз в 2010 г. состоит из: терроризма (в любой форме), ор-
ганизованной преступности, кибер преступности, трансграничной пре-
ступности, насилия, стихийных (естественных) и созданных человеком
бедствий.
3
Сразу после 11 сентября НАТО сослалось на статью 5 (если
одна из сторон подверглась нападению, то осуществляется индивиду-
альное или совместное действие, которое будет сочтено необходимым,
включая применение вооруженной силы с целью восстановления и по-
следующего сохранения безопасности Североатлантического региона),
помогая тем самым узаконить секьюритизацию войны с терроризмом,
а речевые акты европейских лидеров лишь усилили этот шаг.
4
К при-
меру, в тот момент президент Франции Ж. Ширак высказался следую-
щим образом: «Франция знает, что борьба с терроризмом эффективно
может быть осуществлена только путем определенного, коллективного
действия»
5
, а премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил: «Этот
массовый терроризм является новым злом в нашем мире. Люди, которые
совершают его, не знают никакой святости и ценности человеческой
жизни, и мы — демократии мира, должны объединиться, чтобы побе-
дить его и уничтожить. Это не борьба между Соединенными Штатами
Америки и терроризмом, но и между свободным и демократическим
1
Ibid. P. 8.
2
A Secure Europe in a Better World: European Security Strategy (2003) / Official website of the European
Union. — PP 3-5.
3
Internal Security Strategy for the European Union: Towards a European Security Model (Draft, 2010) /
Official website of the European Union — PP 3-5.
4
Buzan B. The ‘War on Terrorism’ as the new ‘macro-securitisation’? // Oslo Worshop, 2006. — P 9.
5
Chirac J. History: September 11, 2001 / The Patriotic Resource.
68
Геополитика
миром и терроризмом. Поэтому мы здесь, в Великобритании, стоим
плечом к плечу с нашими американскими друзьями в этот час трагедии,
и мы, как и они, не успокоимся, пока это зло не будет изгнано из нашего
мира.»
1
Нет сомнений в том, что с сентября 2001 года война с терроризмом
добилась значительного прогресса в качестве объекта макро-секьюри-
тизации, и получила широкое признание в международном сообществе.
Но означает ли это, что терроризм и сейчас остается таковым?
Б. Бузан предлагает к обсуждению следующие факторы и возможные
сценарии развития событий в вопросе макро-секьюритизации терро-
ризма, которые могут ее как укрепить, так и ослабить:
Влияние новых террористических атак.
Спектр вариантов возможного развития следующий. На одном его
конце находится нормализация, в которой террористическая угроза
уходит на второй план и становится приемлемой частью повседнев-
ных рисков жизни человека. На другом конце находится эскалация, в
которой мотивация и организация террористов останется сильной,
а контр-меры — лишь частично эффективными. Путь эскалации, ко-
нечно, усилит и укрепит секьюритизацию войны с терроризмом, а
нормализация — ослабит. На долговечность секьюритизации терро-
ризма напрямую будет влиять успех террористических организаций в
поддержании достаточного уровня нападений и провокаций. При этом
не стоит исключать и такую возможность, что правительства, заинтере-
сованные в сохранении войны с терроризмом, будут прибегать к дезин-
формации с целью усиления террористической «угрозы». Закрытость
организаций, которые раскрывают террористические заговоры, дает
широкие возможности для манипуляций, начиная от искажения фактов
до полной их фабрикации.
Приверженность США к секьюритизации войны с терроризмом.
Поскольку после событий 11 сентября именно США были иници-
атором объявления «войны терроризму», то от их действий в ее под-
держку, зависит, будет ли такая макро-секьюритизация процветать или
потерпит неудачу. Риторика администрации Дж. Буша повлияла на
восприятие США по обе стороны Атлантики, и далеко не всегда в по-
ложительном свете, что оказывает определяющее влияние на процесс
секьюритизации терроризма. Позиция США как борца за свободу и
мир во всём мире после интервенций в другие страны оказалась деле-
гитимизированной. Например, вторжение США в Ирак, отчётливо
1
Blair T. History: September 11, 2001 / The Patriotic Resource.
69
www.geopolitika.ru
проявило их некомпетентность и роль оккупантов, в результате чего
право Соединенных Штатов проводить макро-секьюритизацию сильно
пошатнулось. Причем этого было достаточно для того, чтобы дискре-
дитировать секьюритизацию войны с терроризмом даже в самих США
просто потому, что ее связывают с деятельностью администрации Дж.
Буша. Можно вспомнить чудовищные действия по отношению к во-
еннопленным, пытки и защиту США своего права на эти меры. А если
аудитория не готова принять речевой акт от такого актора, значит, что
секьюритизация не сможет успешно завершиться. Дискурс, конечно,
стал видоизменяться, и США начинают говорить не о «глобальной во-
йне с терроризмом», а о «борьбе против глобального экстремизма»
или «глобальной борьбе с врагами свободы, врагами цивилизации».
Это может рассматриваться либо как отход от секьюритизации войны с
терроризмом, или, вероятнее, как попытка сформулировать ее таким об-
разом, чтобы найти отклик в широких массах и противостоять критике.
3. Легитимность США как лидера секьюритизации в рамках между-
народного сообщества.
Данный вариант во многом сходен и был изложен в предыдущем
пункте. Однако даже если сами США придерживаются секьюритизации
терроризма, неизвестно, добьются ли они достаточной степени согласия
для поддержки другими странами такой доминирующей макро-секью-
ритизации. Это, конечно, зависит от авторитета и легитимности США
как лидера в международном сообществе. Раньше США успешно вели
макро-секьюритизацию холодной войны против коммунизма и военной
мощи Советского Союза. А война с терроризмом обладает потенциа-
лом для того, чтобы собрать вместе еще более широкую группировку,
состоящую не только из западных, но и других крупных государств, та-
ких как Россия, Китай, Индия. Большинство стран могут использовать
макро-секьюритизацию терроризма как способ разрешения собствен-
ных внутренних конфликтов. Однако легитимность США в качестве
лидера резко сократилась с 2000 года, когда правление администрации
Дж. Буша привело к потере многих союзников. Правда, этот аспект
можно рассматривать с двух взаимосвязанных сторон. Одна состоит в
ослаблении легитимности американского лидерства и, соответственно,
потери ведущей роли США в секьюритизации терроризма, а другая — в
вероятности того, что сам факт секьюритизации терроризма (или более
конкретно — определенный образ, которым администрация Дж. Буша
определила и преподносила его) подрывает легитимность и привле-
кательность США. Отрицание многостороннего подхода и утверж-
дение, что решение проблемы может быть достигнуто единственным
70
Геополитика
способом — основанным только на политике силы и под руковод-
ством США, ставит эту страну еще дальше за пределы международ-
ного сообщества.
4. (Не)приемлемость и (не)легитимность как секьюритизации
войны с терроризмом в целом, так и частных секьюритизаций, с ней
связанных.
Макро-секьюритизация терроризма во многом была довольно
успешной, но это не значит, что она не встречала на своем пути сопро-
тивления. Оппозиция относилась к ней как к фреймированию «войны»,
а не обобщенной секьюритизации. Очевидный пример — вторжение в
Ирак на основании предполагаемого обладания им оружием массового
поражения и связи с Аль-Каидой. Оппозиция критиковала проведенные
чрезвычайные меры, легитимированные войной с терроризмом. Если
война с терроризмом означает, что военнопленный полностью лишен
прав, обозначенных в Женевской конвенции, что в качестве методов
допроса можно применять бесчеловечные пытки, что государство полу-
чает право нападать на других просто по подозрению в связях с терро-
ристами, что гражданские и экономические свободы ограничиваются
во имя безопасности, то для большинства людей секьюритизация терро-
ризма будет выглядеть как нечто, приносящее больше вреда, чем пользы.
Звучат высказывания о том, что если продолжать процесс разрушения
с трудом завоеванных свобод и прав человека во имя безопасности в
борьбе с терроризмом, то террористы обретут ту победу, которую они
никогда не могли получить бомбами и оружием. В этом плане отличие
от холодной войны не может быть более поразительным. После собы-
тий 11 сентября секьюритизация сосредоточена не на альтернативной
сверхдержаве или идеологии, а на силе хаоса озлобленных и отчужден-
ных меньшинств, отверженных правительств, на их способности ис-
пользовать открытость, технологии, неравенство, несправедливость, по-
рождаемые западной системой политической экономии. Помимо этого
возникает проблема взаимосвязи секьюритизации терроризма с такими
действиями Соединенных Штатов, как, например, вторжение в Ирак,
которое отрицательно повлияло на восприятие людьми образа США.
Стало очевидным, что данная страна совершает свои действия в одно-
стороннем порядке, без консультаций с другими, и принимает реше-
ния, основываясь на своем собственном взгляде на мир, отказываясь от
многосторонних переговоров, которые могли бы ограничить их свободу
действий. Такая ассоциация в массовом сознании может быть достаточ-
ной, чтобы отвергнуть макро-секьюритизацию терроризма.
5. Сила конкуренции других секьюритизаций по отношению к войне
с терроризмом.