ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1215
Скачиваний: 1
46
Геополитика
к позднесоветскому обществу — готовность к центробежным тенден-
циям, что в наибольшей степени проявилось именно на Кавказе). Сегод-
ня политизация соответствующих исследований особенно заметна, на-
пример, в контексте оценок заключительного этапа Кавказской войны
на Северо-Западном Кавказе.
Данный процесс приобретает дополнительную актуальность в связи
с событиями «арабской весны», имеющими непосредственное отно-
шение к вопросам поддержания межнационального мира и согласия в
России. Западные СМИ традиционно уделяют достаточно большое вни-
мание так называемому «черкесскому вопросу». Во многих публикаци-
ях соответствующая проблематика практически напрямую связывается
с вопросами обеспечения безопасности запланированных на 2014 год
Олимпийских игр в Сочи, который был «последней столицей независи-
мой Черкесии перед тем, как Россия её завоевала». Так, со ссылкой на
местные источники утверждается о причастности адыгских национали-
стов к имевшему место год назад теракту на железной дороге в районе
Сочи, причем этот факт непосредственно увязывается с недовольством
по поводу проведения Олимпийских игр. Не лучше ситуация и в со-
предельном Приэльбрусье. Усилившаяся террористическая угроза, по-
ставившая под вопрос существование этого региона в качестве центра
горнолыжного отдыха, ещё раз заставляет задуматься о том, есть ли в
принципе перспективы для активного развития туристического бизнеса
на Северном Кавказе без качественного изменения институциональной
среды, позволяющего решить вопросы безопасности
6
.
В западных материалах подчеркивается негативное влияние олим-
пийского строительства на экологическую ситуацию в регионе, а также
обращается внимание на неофициальный запрет на участие компаний с
Северного Кавказа в тендерах на строительные работы в районе Сочи.
Видимо, из страха перед проникновением террористов рабочая сила
из этнических автономий региона не будет привлекаться к реализации
олимпийских объектов, что может не только вызвать рост межнацио-
нальной напряжённости, но и стать предметом пропагандистских на-
скоков.
Также отмечается активность так называемого «Имарата Кавказ» и
его западного крыла, которое, по всей видимости, будет рассматривать
Олимпийские игры 2014 года в качестве уникальной возможности для
получения более широкой известности, и, возможно, выхода в глобаль-
ные масс-медиа. Некоторыми авторами подчеркивается, что «западное
крыло» состоит из представителей адыгских народностей, которые по-
степенно становятся все более активными в так называемом «повстан-
6
Северный Кавказ. Модернизационный вызов [Отв. ред. И. Стародубовская]. М.: 2011. С. 309.
47
www.geopolitika.ru
ческом движении», что создаёт предпосылки для сплочения воинствен-
ных исламистов и адыгских националистов (уже сейчас о вероятности
подобного сотрудничества упоминается в контексте происходящего в
Кабардино-Балкарии, где возможны рецидивы событий 1991, 1992-93 и
2005 гг.).
Называется и наиболее вероятная тактика — суицидальные само-
подрывы, способные вызвать многочисленные жертвы среди граж-
данского населения. Способность российских властей гарантировать
безопасность Игр расценивается как «крайне сомнительная», что по-
даётся в качестве весомой причины для возможного бойкота данного
мероприятия со стороны США и Запада в целом. Более того, высказы-
вается предположение, что, сосредоточив основные усилия на обеспече-
нии безопасности в районе Сочи, российские власти ослабят внимание
к «флангам» — таким городам, как Москва, Санкт-Петербург, а также
к другим городам Северного Кавказа и остальной России. Поскольку
за играми будет наблюдать весь мир, любой инцидент на российской
территории вызовет негативную реакцию глобальных медиа и положи-
тельный пропагандистский эффект для так называемых «повстанцев»,
которые в очередной раз «докажут» неэффективность федерального
контроля за внутренними районами российской территории.
Авторы ряда публикаций обратили внимание на перемещение
33-ей горной бригады, ставшей частью недавно сформированной
49-ой армии, из дагестанского Ботлиха в центр Адыгеи Майкоп.
Приводится штатная численность данной бригады — 2300 чел. (при
фактической 75-процентной укомплектованности — 1725 чел.). В
качестве возможной причины данной передислокации называется
потребность усилить присутствие российской армии на северо-
западном Кавказе в целях защиты олимпийского Сочи от возможных
нападений. Отсюда следуют вполне понятные сомнения относительно
эффективности привлечения армейских подразделений к борьбе с
террористическим подпольем. Делается прогноз о возрастающей
неустойчивости ситуации, усугубляемой якобы нежеланием Москвы
идти на некий «компромисс» и встречным отчуждением со стороны
черкесских активистов, которые выдвигают достаточно широкий спектр
требований — от официального признания «геноцида черкесов» до
«возвращения территорий» и «признания суверенитета». Приводятся
данные
Kafkas Associations Federation,
согласно которым от 400 до
500 турецких граждан черкесского происхождения уже вернулись
на свою историческую родину. В рамках требований по сохранению
национальной и культурной идентичности говорится о предоставлении
возможности черкесам давать национальные имена своим детям, а
48
Геополитика
также тем местностям, которые они населяют (очевидно, что данное
требование актуально применительно к турецким, а не к российским
реалиям).
Черкесская проблематика последовательно вписывается в контекст
событий на Ближнем Востоке, которые, как известно, предельно обо-
стрили межнациональные и межконфессиональные отношения в регио-
не. Нальчик является одним из тех мест, где почувствовали отзвук собы-
тий «арабской весны». Ливийские черкесы, проживающие в Мисурате
и Бенгази (около 35 тыс. чел.), выступили против правительства М. Кад-
дафи; в разгар гражданской войны в стране представители нескольких
черкесских организаций написали открытые письма Д. Медведеву с
просьбой помочь ливийским черкесам, оказав содействие в их возвраще-
нии на Северный Кавказ. Отсутствие реакции на эти обращения стали
поводом для воспоминаний о «косовском прецеденте», вообще-то не
очень удачном (переселение примерно 200 косовских адыгов в 1998 г.)
и обвинений России в «двойных стандартах» со стороны черкесских
интернет-активистов.
Черкесская диаспора играет важную роль в ряде арабских госу-
дарств. В Сирии черкесы (от 50 до 80 тыс. чел.) остаются нейтральны-
ми или находятся на стороне правительства президента Башара Асада
(как и представители других меньшинств). По некоторым сообщениям,
сирийские мятежники, стремясь вовлечь в свои действия жителей чер-
кесских деревень (а их около 20), угрожали их жителям, предупреждая,
что в случае прихода к власти «отошлют [черкесов] обратно на Кав-
каз». Попытки черкесских активистов добиться на уровне российского
правительства решения о приёме беженцев из Сирии, и ранее из Ливии
остались безуспешными, что негативно влияет на имидж России, осо-
бенно на фоне того, что «Турция предприняла практические шаги, что-
бы помочь черкесам в Сирии». Однако в случае обострения ситуации (а
оно представляется практически неизбежным) нельзя исключать ника-
ких сценариев. Любая реакция на соответствующие обращения со сто-
роны сирийских черкесов (потомков «мухаджиров») может стать еще
одним (пусть и косвенным) фактором экспорта ближневосточной неста-
бильности на Северный Кавказ, равно как и окончательной легитимации
«черкесского вопроса» в качестве международного, а не сугубо внутри-
российского. Информационный акцент будет ловко смещен с действий
поддержанных Западом «повстанцев» в Сирии против этноконфессио-
нальных меньшинств в этой стране на якобы имеющее место нежелание
России «восстановить историческую справедливость»…
Усиление внешнего влияния негативным образом сказалось на без-
опасности и стабильности ряда государств региона, приблизив его (по
49
www.geopolitika.ru
моделям управления через контролируемый хаос) к проектируемому
т.н. «Большому Ближнему Востоку». Данная геополитическая схема
может получить привлекательные для местной аудитории историче-
ские и культурно-идеологические аргументы. Так, некоторые авторы
уже сейчас акцентируют внимание на общность кавказского (особенно
черкесского) и арабского исторического и религиозного наследия: «Во-
первых, арабы еще в VII веке создали одно из самых мощных и одно из
первых государств на территории, которая затем вошла в состав России.
Арабская государственность на землях, сегодня входящих в состав Рос-
сии, была создана за несколько сотен лет до появления Киевской Руси.
Далее, арабы на протяжении столетий составляли этническое большин-
ство в Дербенте и в плоскостных районах Южного Дагестана. Многие
арабские семьи и проповедники расселялись по Кавказу. Многие кавказ-
ские правители — шамхалы, князья и ханы возводили свое происхож-
дение к арабам. Арабское влияние на формирование культуры многих
кавказских народов было невероятным. Десятки поколений образован-
ных кавказцев и кавказских ученых до присоединения Кавказа к России
свободно владели арабским языком и приобщались через него к миро-
вой цивилизации»
7
.
События на Кавказе, особенно последнего времени, подчеркива-
ют глубину и драматические последствия распада Советского Союза,
которые вряд ли осознавались 20 лет назад. Признание новых незави-
симых государств Абхазии и Южной Осетии доказывает незавершен-
ность процесса национально-государственного размежевания, которое
может протекать и далее, причем в самых разнообразных формах. Си-
ловые попытки решить существующие на Кавказе конфликты доказали
свою полную несостоятельность. В отсутствие эффективной системы
региональной безопасности механизмом обеспечения безопасности
в конфликтных зонах на годы вперед будет оставаться международное
признание, подкрепленное соответствующими военно-политическими,
экономическими и иными ресурсами.
Навязывание политических, экономических, социальных, культур-
но-идеологических моделей, не присущих органически и не свойствен-
ных исторически данному региону, ведет к экономической деградации,
росту социальной и межэтнической напряженности, жертвами которой
оказываются, как правило, наиболее незащищенные группы (характер-
ный пример — русские на Северном Кавказе, в более широком плане —
«нетитульные» меньшинства). Это — еще одна черта, которая роднит
российский Кавказ с турбулентным Ближним и Средним Востоком.
7
Караев З., Курбанов Р., Мухаметов Р. Дыхание нечужой весны // http://kavpolit.com/dyxanie-nechu-
zhoj-vesny/
50
Геополитика
Актуализация исламского фактора, наблюдаемая в последние годы,
особенно характерна для Северного Кавказа, но также отчасти и для
Южного (тут есть несколько «маркеров» процесса, среди которых, на-
пример, тема ношения «хиджабов», «популярность» которых стреми-
тельно растет). Процессы государственного строительства, обществен-
но-политического и социально-экономического развития на севере и на
юге Кавказского региона имеют общие черты, выраженные в преимуще-
ственной ориентация на использование имеющихся ресурсов (природ-
ных, интеллектуальных, геополитических и т.д.). Однако, скажем, про-
кладка трубопроводов (политически мотивированных и экономически
недостаточно обоснованных), сопровождаемая надеждами на комфорт-
ное существование за счет коммуникационной ренты, привела к если и
привела к процветанию, то только для незначительной части населения
государств Южного Кавказа (Азербайджана и Грузии) на фоне повсе-
местного усугубления социально-экономических проблем основной
части населения (сокращение бюджетных расходов, рост коммунальных
платежей, высокая инфляция, серьезный уровень безработицы, стагна-
ция в реальном секторе экономики, повышение налогов для малого и
среднего бизнеса, рост общенационального долгового бремени и т.д.).
Имеющиеся процессы спонтанной модернизации, отдельные очаги эко-
номического развития имеют несистемный характер и являются скорее
исключением в условиях масштабной коррупции и множества иных ри-
сков
8
.
По мере приближения к 2014 году на Кавказе будут все более активно
действовать тесно переплетающиеся друг с другом внутренние и внеш-
ние факторы. При этом роль внешних сил, стремящихся задействовать
эффективные рычаги воздействия на Россию по различным вопросам,
представляется если не определяющей, то чрезвычайно важной. Следо-
вательно, без чёткой программы действий (не только в сфере безопасно-
сти, но и в экономике, межнациональных отношениях и гуманитарной
политике) предстоящие Олимпийские игры (если они вообще состо-
ятся) могут обернуться достаточно существенными издержками. А ку-
луарные разговоры о возможном «отделении» республик Северного
Кавказа от России заставят вновь вспомнить о ситуации начала 1990-х
годов, но только в гораздо более тяжёлых и драматичных условиях на-
бирающей силу борьбы за новый передел мира.
8
Подробнее см.: Северный Кавказ. Модернизационный вызов [Отв. ред. И. Стародубовская]. М.:
2011.