Файл: Геополитика номер 14.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1211

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36

Геополитика

Дальний Восток  

в тихоокеанской стратегии России

Иван Золотухин

Исторически для России Азиатско-Тихоокеанский регион и в осо-

бенности Северо-Восточная Азия представляют сферу жизненно 

важных интересов. Однако после распада СССР российский Дальний 

Восток (РДВ) превращается в заброшенную окраину, оставленную на 

произвол судьбы и вынужденную самостоятельно развивать связи с Ки-

таем, Японией, странами Корейского полуострова.

Как отмечал С.Б. Переслегин, «освоение Россией Сибири и Дальне-

го Востока носило сугубо колониальный характер. Речь шла… об экс-

плуатации, и причем хищнической эксплуатации природных ресурсов… 

Ситуация несколько изменилась в последние годы — в связи с демон-

стрируемым Москвой безразличием к судьбе восточных и северных зе-

мель. Дальний Восток перестал быть колонией, поскольку перестал быть 

нужным Москве».

1

Как результат в настоящее время уровень социально-экономическо-

го развития территорий РДВ по многим показателям значительно от-

стает даже от европейских регионов России. Уровень и качество жизни 

здесь ниже, хуже развита инфраструктура. Численность населения сни-

жается более быстрыми темпами (в том числе и за счет оттока населения 

с территории РДВ), чем в среднем по России, что в перспективе грозит 

депопуляцией и превращением дальневосточных территорий в антро-

попустыню (по данным всероссийской переписи населения 2010 года во 

всем ДВФО проживало примерно 6,3 млн. человек; за 8 лет (с момента 

предыдущей переписи) население сократилось на 400 тыс. человек. Са-

мый густонаселенной территорией считается Приморье, где в настоя-

щее время проживает чуть меньше 2 млн. человек).

Дальневосточное общество отличает высокий уровень криминали-

зации и криминогенности. Среди криминогенных факторов выступают 

низкий уровень культуры (независимо от социальной принадлежности) 

и высокая степень маргинализации населения. Нежелание высококва-

лифицированных специалистов жить и работать на территории РДВ, 

и, напротив, приток низкоквалифицированной рабочей силы из стран 

Центральной Азии (при условии отмены квот) влечет нагнетание соци-

альной конфликтности в регионе за счет того, что трудовые и прочие ми-

Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.:АСТ, 2005. С. 428-429.


background image

37

www.geopolitika.ru

гранты в этническом и культурном отношении являются чужеродным 

(зачастую маргинальным) субстратом.

В то же время, во многом от состояния дел на РДВ зависит способ-

ность России играть ключевую роль в динамично развивающемся АТР и 

вносить конструктивный вклад в безопасность региона. Уже в проекте 

аналитического доклада Совета Федерации «Стратегия развития Рос-

сии в АТР в XXI веке» можно следует выделить ряд направлений, при-

званных создать глубокую взаимозависимость российской и азиатско-

тихоокеанской экономик и через эту взаимозависимость обеспечить 

выгодное место России в АТР и способствующих формированию чув-

ства причастности РДВ к интеграционным процессам в Тихоокеанском 

регионе без дистанцирования от России.

2

В документе ставка делалась на природные ресурсы, рассматривае-

мые, как гипотетический стартовый потенциал в рамках долговремен-

ной проектности; использование «геотранспортного» положения Рос-

сии как естественного сухопутного моста между Европой и Восточной 

Азией; привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонасе-

ленных российских дальневосточных регионов (главными партнерами 

России здесь назывались Китай, Вьетнам и Северная Корея) и, наконец, 

извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Росси-

ей научным потенциалом.

3

Как мы видим, стратегические преимущества России в азиатско-ти-

хоокеанской интеграции выражаются, прежде всего, в наличии у нее 

уникальных возможностей для реализации энергетических и транс-

портных проектов. Благодаря своему географическому положению Рос-

сия может сыграть ведущую роль на международном рынке перевозок, 

выступив как сухопутный мост для транспортировки грузов между АТР 

и Европой. Дальневосточные территории России играют своего рода 

роль геополитических «окон» на Тихом океане. Военно-стратегическое 

значение имеют Камчатский полуостров, остров Сахалин, Приморский 

край.

4

В начале XXI века высшее политическое руководство страны взяло 

курс на значительное повышение активного присутствия России в АТР. 

Если в Концепции внешней политики России 2000 года указывалось, что 

«все возрастающее значение во внешней политике Российской Федера-

Процесс российской региональной самоидентификации и проблема региональной идентичности 

российского Дальнего Востока в рамках участия России в Азиатско-тихоокеанской экономической 

интеграции. //Ойкумена. Регионоведческие исследования. Научно-теоретический альманах. Выпуск 1. 

Владивосток, изд-во Дальнаука, 2006. С. 96.

Проект аналитического доклада Совета Федерации СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В АТР В 

ХХI ВЕКЕ. М., 2000. С. 52-56.

Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и 

перспективы. // Полис. 2000, № 3. С. 40 — 60.


background image

38

Геополитика

ции имеет Азия», и Россия должна сделать упор на активизацию своего 

участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеан-

ского региона

5

, то в Концепции внешней политики России 2008 года 

АТР отводилось первостепенное значение в контексте многовектор-

ной внешней политики Российской Федерации в Азии, как динамично 

развивающемся районе мира, в возможностях которого Россия должна 

быть заинтересована при реализации программ экономического подъ-

ема Сибири и Дальнего Востока, укрепления регионального сотрудни-

чества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности 

и налаживания диалога между цивилизациями

6

. Также подразумевалось 

продолжение активного участия России в основных интеграционных 

структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме «Азиатско-

тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнер-

ства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), вклю-

чая региональный форум АСЕАН.

7

В отношении развития РДВ с внешним миром федеральная власть 

сделала ставку на управляемую интеграцию, при которой международ-

ные отношения России развиваются сообразно национальным интере-

сам и потребностями развития РДВ. Для успешной реализации данной 

модели государство вынуждено соизмерять управленческие импульсы с 

достаточным количеством финансовых ресурсов, качеством стратегиче-

ских решений и императивом долгосрочного присутствия России в АТР.

Дальнейшие решения показали наличие у руководства нашей страны 

как минимум планов поднять общий уровень дальневосточных терри-

торий, что нашло выражение в очередном программном документе, на 

реализацию которого был выделен значительный ресурсный потенци-

ал. В соответствии с принятой в 2007 г. программой «Экономическое и 

социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» из 

федерального бюджета более 400 млрд. рублей было выделено на стро-

ительство и модернизацию транспортной, энергетической и других 

инфраструктурных отраслей, а также создание новых промышленных 

производств. Таким образом, впервые за долгое время в условиях пост-

советской России правительство пошло на масштабные финансовые 

вливания в экономику и социальную сферу Дальнего Востока, с целью 

реализации в регионе крупнейших проектов.

Ключевое место среди этих проектов занимает подпрограмма «Раз-

витие города Владивостока как центра международного сотрудничества 

Концепция внешней политики РФ 2000 г. // Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_

concept.html [Дата обращения — 31.01.2012].

Концепция внешней политики РФ 2008 г. // Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/

acts/785 [Дата обращения — 31.01.2012].
7 Ibidem.


background image

39

www.geopolitika.ru

в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая, в частности, призвана 

подготовить столицу Приморского края к проведению саммита АТЭС 

в 2012 году (через 20 лет с того момента как Владивосток перестал быть 

закрытым городом). В прошлом году расходы федерального бюджета 

на указанную подпрограмму выросли на 3,6 миллиарда рублей, а вне-

бюджетных источников — на 106,5 миллиарда рублей. Теперь объем ее 

финансирования составляет свыше 662 миллиардов рублей.

8

 С 2009 г. 

ведется строительство объектов саммита в рамках ранее утвержденных 

правительством России планов, в том числе строительство зданий кам-

пусов Дальневосточного федерального университета на острове Рус-

ском, мостов во Владивостоке, нефтяного терминала и нефтеперераба-

тывающего завода близ Находки, газопровода Сахалин-Приморье и др.

В новую редакцию программы развития были включены такие про-

екты, как строительство судостроительных верфей «Восток — Раффлз» 

и «Звезда — DSME», организация скоростного железнодорожного 

движения между Владивостоком и аэропортом «Кневичи» (г. Артем) 

и создание рекреационной зоны на территории «Дальзавода». Также в 

перечень вошли объекты магистрального газопровода «Сахалин — Ха-

баровск — Владивосток», строительство сети высоковольтных линий 

и электроподстанций, топливно-заправочного комплекса в аэропорту 

«Кневичи» и инженерного центра на острове Русском.

Решение о проведении во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС 

стало важнейшим шагом на пути стимулирования развития города и 

превращения его в один из центров международного сотрудничества в 

АТР.

9

Ускоренное развитие Владивостока подчинено необходимости кон-

курировать с такими центрами АТР как Гонконг, Токио, Сеул, Сан-

Франциско, Шанхай. Столица Приморского края является важным 

центром дипломатического сотрудничества: здесь расположены 8 ге-

неральных и 11 почетных консульств иностранных государств. Город 

имеет побратимские связи с 12 городами и одним автономным округом, 

а также договоры о дружбе и сотрудничестве заключены с городами Ки-

тая, Японии, Кореи, Вьетнама.

О внесении изменений в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное 

развитие Дальнего востока и Забайкалья на период до 2013 года» и финансирование российского 

центра исследований Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество». 

Постановление Правительства РФ. 29 июня 2011 г.// Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/

Docum/DocumShow_DocumID_180518.html [Дата обращения — 27.01.2012].

Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации 

проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-

тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как 

центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений 

в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Режим доступа: http://apec.primorsky.ru/

documents/federal/93-fz.html [Дата обращения — 29.01.2012].


background image

40

Геополитика

Владивосток активно развивает торговые отношения с соседями по 

региону, является площадкой экономических форумов, программ меж-

культурного взаимодействия, туристическим центром Дальнего Вос-

тока России. Среди существующих транспортных узлов здесь располо-

жены опорная точка Транссибирской железнодорожной магистрали, 

крупный морской порт, грузооборотом около 10 млн. тонн в год, Меж-

дународный аэропорт «Владивосток» расположенный в 44 км к северу 

от города.

Важно отметить, что утвержденные российским руководством и ре-

ализуемые планы по развитию дальневосточного региона уделяют осо-

бое внимание инновационной «экономике знаний» и человеческого 

капитала. В 2010 г. на базе Дальневосточного государственного универ-

ситета (ДВГУ) был создан Дальневосточный федеральный университет 

(ДВФУ), в состав которого в 2011 г. вошли также Дальневосточный 

государственный технический университет (ДВГТУ), Тихоокеанский 

государственный экономический университет (ТГЭУ) и Уссурийский 

государственный педагогический институт (УГПИ). В распоряжение 

ДВФУ будут переданы объекты, построенные для проведения саммита 

АТЭС-2012 на острове Русском.

ДВФУ должен стать передовым научно-образовательным учрежде-

нием мирового класса, актором инновационного регионального разви-

тия. Выделенные ДВФУ правительством дополнительные полномочия и 

ресурсы позволяют университету стать открытой площадкой для нала-

живания взаимодействия, разработки и реализации совместных проек-

тов между образованием, бизнесом и властью не только в Дальневосточ-

ном, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, ДВФУ 

может рассматриваться как некая «точка входа» в российский социум 

для стран АТР.

Во многом реализация инициированных и финансируемых федераль-

ным Центром масштабных проектов становится важнейшим фактором 

повышение уровня развития РДВ и создания условий для его эффектив-

ной международной интеграции. В то же время, участие в международ-

ных интеграционных процессах подразумевает как минимум восприя-

тие российской политической элитой дальневосточных территорий не 

просто как проектной зоны, но как объекта стратегических интересов 

нашего государства, с учетом существующих угроз и возможностей.

К основным угрозам можно отнести относительную слабость геопо-

литических позиций России в регионе, низкую конкурентоспособность 

РДВ по качеству жизни с другими регионами России, Европой, Амери-

кой, многими регионами Азии, периферийное положение тихоокеан-

ского побережья России в отношении экономических интеграционных