ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1211
Скачиваний: 1
36
Геополитика
Дальний Восток
в тихоокеанской стратегии России
Иван Золотухин
Исторически для России Азиатско-Тихоокеанский регион и в осо-
бенности Северо-Восточная Азия представляют сферу жизненно
важных интересов. Однако после распада СССР российский Дальний
Восток (РДВ) превращается в заброшенную окраину, оставленную на
произвол судьбы и вынужденную самостоятельно развивать связи с Ки-
таем, Японией, странами Корейского полуострова.
Как отмечал С.Б. Переслегин, «освоение Россией Сибири и Дальне-
го Востока носило сугубо колониальный характер. Речь шла… об экс-
плуатации, и причем хищнической эксплуатации природных ресурсов…
Ситуация несколько изменилась в последние годы — в связи с демон-
стрируемым Москвой безразличием к судьбе восточных и северных зе-
мель. Дальний Восток перестал быть колонией, поскольку перестал быть
нужным Москве».
1
Как результат в настоящее время уровень социально-экономическо-
го развития территорий РДВ по многим показателям значительно от-
стает даже от европейских регионов России. Уровень и качество жизни
здесь ниже, хуже развита инфраструктура. Численность населения сни-
жается более быстрыми темпами (в том числе и за счет оттока населения
с территории РДВ), чем в среднем по России, что в перспективе грозит
депопуляцией и превращением дальневосточных территорий в антро-
попустыню (по данным всероссийской переписи населения 2010 года во
всем ДВФО проживало примерно 6,3 млн. человек; за 8 лет (с момента
предыдущей переписи) население сократилось на 400 тыс. человек. Са-
мый густонаселенной территорией считается Приморье, где в настоя-
щее время проживает чуть меньше 2 млн. человек).
Дальневосточное общество отличает высокий уровень криминали-
зации и криминогенности. Среди криминогенных факторов выступают
низкий уровень культуры (независимо от социальной принадлежности)
и высокая степень маргинализации населения. Нежелание высококва-
лифицированных специалистов жить и работать на территории РДВ,
и, напротив, приток низкоквалифицированной рабочей силы из стран
Центральной Азии (при условии отмены квот) влечет нагнетание соци-
альной конфликтности в регионе за счет того, что трудовые и прочие ми-
1
Переслегин С.Б. Самоучитель игры на мировой шахматной доске. М.:АСТ, 2005. С. 428-429.
37
www.geopolitika.ru
гранты в этническом и культурном отношении являются чужеродным
(зачастую маргинальным) субстратом.
В то же время, во многом от состояния дел на РДВ зависит способ-
ность России играть ключевую роль в динамично развивающемся АТР и
вносить конструктивный вклад в безопасность региона. Уже в проекте
аналитического доклада Совета Федерации «Стратегия развития Рос-
сии в АТР в XXI веке» можно следует выделить ряд направлений, при-
званных создать глубокую взаимозависимость российской и азиатско-
тихоокеанской экономик и через эту взаимозависимость обеспечить
выгодное место России в АТР и способствующих формированию чув-
ства причастности РДВ к интеграционным процессам в Тихоокеанском
регионе без дистанцирования от России.
2
В документе ставка делалась на природные ресурсы, рассматривае-
мые, как гипотетический стартовый потенциал в рамках долговремен-
ной проектности; использование «геотранспортного» положения Рос-
сии как естественного сухопутного моста между Европой и Восточной
Азией; привлечение иностранной рабочей силы для освоения малонасе-
ленных российских дальневосточных регионов (главными партнерами
России здесь назывались Китай, Вьетнам и Северная Корея) и, наконец,
извлечение краткосрочных и стратегических выгод от обладания Росси-
ей научным потенциалом.
3
Как мы видим, стратегические преимущества России в азиатско-ти-
хоокеанской интеграции выражаются, прежде всего, в наличии у нее
уникальных возможностей для реализации энергетических и транс-
портных проектов. Благодаря своему географическому положению Рос-
сия может сыграть ведущую роль на международном рынке перевозок,
выступив как сухопутный мост для транспортировки грузов между АТР
и Европой. Дальневосточные территории России играют своего рода
роль геополитических «окон» на Тихом океане. Военно-стратегическое
значение имеют Камчатский полуостров, остров Сахалин, Приморский
край.
4
В начале XXI века высшее политическое руководство страны взяло
курс на значительное повышение активного присутствия России в АТР.
Если в Концепции внешней политики России 2000 года указывалось, что
«все возрастающее значение во внешней политике Российской Федера-
2
Процесс российской региональной самоидентификации и проблема региональной идентичности
российского Дальнего Востока в рамках участия России в Азиатско-тихоокеанской экономической
интеграции. //Ойкумена. Регионоведческие исследования. Научно-теоретический альманах. Выпуск 1.
Владивосток, изд-во Дальнаука, 2006. С. 96.
3
Проект аналитического доклада Совета Федерации СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В АТР В
ХХI ВЕКЕ. М., 2000. С. 52-56.
4
Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Геополитическое положение России на пороге XXI века: реалии и
перспективы. // Полис. 2000, № 3. С. 40 — 60.
38
Геополитика
ции имеет Азия», и Россия должна сделать упор на активизацию своего
участия в основных интеграционных структурах Азиатско-Тихоокеан-
ского региона
5
, то в Концепции внешней политики России 2008 года
АТР отводилось первостепенное значение в контексте многовектор-
ной внешней политики Российской Федерации в Азии, как динамично
развивающемся районе мира, в возможностях которого Россия должна
быть заинтересована при реализации программ экономического подъ-
ема Сибири и Дальнего Востока, укрепления регионального сотрудни-
чества в сфере противодействия терроризму, обеспечения безопасности
и налаживания диалога между цивилизациями
6
. Также подразумевалось
продолжение активного участия России в основных интеграционных
структурах Азиатско-Тихоокеанского региона — форуме «Азиатско-
тихоокеанское экономическое сотрудничество», механизмах партнер-
ства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), вклю-
чая региональный форум АСЕАН.
7
В отношении развития РДВ с внешним миром федеральная власть
сделала ставку на управляемую интеграцию, при которой международ-
ные отношения России развиваются сообразно национальным интере-
сам и потребностями развития РДВ. Для успешной реализации данной
модели государство вынуждено соизмерять управленческие импульсы с
достаточным количеством финансовых ресурсов, качеством стратегиче-
ских решений и императивом долгосрочного присутствия России в АТР.
Дальнейшие решения показали наличие у руководства нашей страны
как минимум планов поднять общий уровень дальневосточных терри-
торий, что нашло выражение в очередном программном документе, на
реализацию которого был выделен значительный ресурсный потенци-
ал. В соответствии с принятой в 2007 г. программой «Экономическое и
социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года» из
федерального бюджета более 400 млрд. рублей было выделено на стро-
ительство и модернизацию транспортной, энергетической и других
инфраструктурных отраслей, а также создание новых промышленных
производств. Таким образом, впервые за долгое время в условиях пост-
советской России правительство пошло на масштабные финансовые
вливания в экономику и социальную сферу Дальнего Востока, с целью
реализации в регионе крупнейших проектов.
Ключевое место среди этих проектов занимает подпрограмма «Раз-
витие города Владивостока как центра международного сотрудничества
5
Концепция внешней политики РФ 2000 г. // Режим доступа: http://www.ng.ru/world/2000-07-11/1_
concept.html [Дата обращения — 31.01.2012].
6
Концепция внешней политики РФ 2008 г. // Режим доступа: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--p1ai/
acts/785 [Дата обращения — 31.01.2012].
7 Ibidem.
39
www.geopolitika.ru
в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая, в частности, призвана
подготовить столицу Приморского края к проведению саммита АТЭС
в 2012 году (через 20 лет с того момента как Владивосток перестал быть
закрытым городом). В прошлом году расходы федерального бюджета
на указанную подпрограмму выросли на 3,6 миллиарда рублей, а вне-
бюджетных источников — на 106,5 миллиарда рублей. Теперь объем ее
финансирования составляет свыше 662 миллиардов рублей.
8
С 2009 г.
ведется строительство объектов саммита в рамках ранее утвержденных
правительством России планов, в том числе строительство зданий кам-
пусов Дальневосточного федерального университета на острове Рус-
ском, мостов во Владивостоке, нефтяного терминала и нефтеперераба-
тывающего завода близ Находки, газопровода Сахалин-Приморье и др.
В новую редакцию программы развития были включены такие про-
екты, как строительство судостроительных верфей «Восток — Раффлз»
и «Звезда — DSME», организация скоростного железнодорожного
движения между Владивостоком и аэропортом «Кневичи» (г. Артем)
и создание рекреационной зоны на территории «Дальзавода». Также в
перечень вошли объекты магистрального газопровода «Сахалин — Ха-
баровск — Владивосток», строительство сети высоковольтных линий
и электроподстанций, топливно-заправочного комплекса в аэропорту
«Кневичи» и инженерного центра на острове Русском.
Решение о проведении во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС
стало важнейшим шагом на пути стимулирования развития города и
превращения его в один из центров международного сотрудничества в
АТР.
9
Ускоренное развитие Владивостока подчинено необходимости кон-
курировать с такими центрами АТР как Гонконг, Токио, Сеул, Сан-
Франциско, Шанхай. Столица Приморского края является важным
центром дипломатического сотрудничества: здесь расположены 8 ге-
неральных и 11 почетных консульств иностранных государств. Город
имеет побратимские связи с 12 городами и одним автономным округом,
а также договоры о дружбе и сотрудничестве заключены с городами Ки-
тая, Японии, Кореи, Вьетнама.
8
О внесении изменений в федеральную целевую программу «Экономическое и социальное
развитие Дальнего востока и Забайкалья на период до 2013 года» и финансирование российского
центра исследований Форума «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество».
Постановление Правительства РФ. 29 июня 2011 г.// Режим доступа: http://www.businesspravo.ru/
Docum/DocumShow_DocumID_180518.html [Дата обращения — 27.01.2012].
9
Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ «Об организации
проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-
тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как
центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Режим доступа: http://apec.primorsky.ru/
documents/federal/93-fz.html [Дата обращения — 29.01.2012].
40
Геополитика
Владивосток активно развивает торговые отношения с соседями по
региону, является площадкой экономических форумов, программ меж-
культурного взаимодействия, туристическим центром Дальнего Вос-
тока России. Среди существующих транспортных узлов здесь располо-
жены опорная точка Транссибирской железнодорожной магистрали,
крупный морской порт, грузооборотом около 10 млн. тонн в год, Меж-
дународный аэропорт «Владивосток» расположенный в 44 км к северу
от города.
Важно отметить, что утвержденные российским руководством и ре-
ализуемые планы по развитию дальневосточного региона уделяют осо-
бое внимание инновационной «экономике знаний» и человеческого
капитала. В 2010 г. на базе Дальневосточного государственного универ-
ситета (ДВГУ) был создан Дальневосточный федеральный университет
(ДВФУ), в состав которого в 2011 г. вошли также Дальневосточный
государственный технический университет (ДВГТУ), Тихоокеанский
государственный экономический университет (ТГЭУ) и Уссурийский
государственный педагогический институт (УГПИ). В распоряжение
ДВФУ будут переданы объекты, построенные для проведения саммита
АТЭС-2012 на острове Русском.
ДВФУ должен стать передовым научно-образовательным учрежде-
нием мирового класса, актором инновационного регионального разви-
тия. Выделенные ДВФУ правительством дополнительные полномочия и
ресурсы позволяют университету стать открытой площадкой для нала-
живания взаимодействия, разработки и реализации совместных проек-
тов между образованием, бизнесом и властью не только в Дальневосточ-
ном, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Таким образом, ДВФУ
может рассматриваться как некая «точка входа» в российский социум
для стран АТР.
Во многом реализация инициированных и финансируемых федераль-
ным Центром масштабных проектов становится важнейшим фактором
повышение уровня развития РДВ и создания условий для его эффектив-
ной международной интеграции. В то же время, участие в международ-
ных интеграционных процессах подразумевает как минимум восприя-
тие российской политической элитой дальневосточных территорий не
просто как проектной зоны, но как объекта стратегических интересов
нашего государства, с учетом существующих угроз и возможностей.
К основным угрозам можно отнести относительную слабость геопо-
литических позиций России в регионе, низкую конкурентоспособность
РДВ по качеству жизни с другими регионами России, Европой, Амери-
кой, многими регионами Азии, периферийное положение тихоокеан-
ского побережья России в отношении экономических интеграционных