Файл: Геополитика номер 14.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на геополитической арене можно видеть непрерывное взаимодействие и взаимовлияние двух начал и попытки найти баланс между жесткой и быстрой иерархией «Суши» и системным подходом «Моря», опирающегося на элиту и консенсус в ней. Очевидно, что не может существовать единственного и универсального подхода и каждое общество, на том или ином историческом отрезке, ищет и находит свое решение на вызовы времени, опираясь на культуру, имеющиеся ресурсы, историческую память и коллективный опыт общества.

В 21 веке, когда Сеть стала не только информационной, но и социаль­ной реальностью, появляется настоятельная необходимость в адаптации стиля и методов организации общества и государства к требованиям но­вых времен. Идеальным вариантом представляется поиск и нахождение баланса между принципами единоначалия в жесткой иерархии формаль­ных организаций и сетью горизонтальных взаимодействий, которые не формализуются или слабо формализуются, оставляя свободу действий при принятии решений.13 Именно в данном направлении двигается тео­ретическая мысль Запада, предпринимающая активные усилия для фор­мализации данного подхода.


Россия как угроза

Леонид Савин


В современных международных отношениях Россия занимает важ­ное место практически для всех государств мира, что связано с истори­ческой преемственностью, размерами территории и местоположением, наличием ресурсов и другими аспектами, начиная от культуры и тради­ции, научно-технического потенциала, и заканчивая особой ролью в ми­ровой истории.

Далеко не все страны видят в России партнера, доброго соседа или нейтрального игрока на глобальной шахматной доске. Исторические обиды, претензии, классическая социальная парадигма этноцентризма, зависимость от поставок углеводородов, принятие как политической программы определенной теории в международных отношениях (реа­листы полагают, что воевать можно исходя из угрозы своим националь­ным интересам, а либералы считают, что можно воевать и с недемокра­тическими на их взгляд государствами для того, чтобы «подтянуть» их до демократических ценностей) зачастую приводят к тому, что руковод­ство ряда государств оценивает нынешнюю Российскую Федерацию как возможную угрозу своим национальным интересам и даже фактическо­му существованию.

Определенные проблемы существуют между Россией и Грузией, после того как режим Саакашвили осуществил агрессию в отношении Южной Осетии, а после вмешательства Москвой в конфликт Россия признала эту республику и Абхазию. До сих пор не подписан мирный договор с Японией, которая претендует на Южные Курильские острова. Представители националистических сил Украины, особенно в период правления Ющенко нередко обвиняли Россию в покушении на суверенитет и оказании политического давления, в том числе экономическими методами (так называемые газовые войны). Руководство стран Балтии также нередко Среди других государств Европейского Союза время от времени наблюдаются тенденции русофобии, переходящие в политические процессы, имеющие целью оказать давление на Кремль по тем или иным вопросам. После отказа Россией проголосовать за резолюции по Сирии в ООН Запад опять начал эскалацию дипломатической риторики, используя в отношении Москвы такие термины как «авторитарный режим», «недемократическое правление» и пр., обвиняя в содействии осуществления внутренних «кровавых репрессий» правительством Сирии. Нынешняя напряженная обстановка на Ближнем Востоке, попытки ряда государств


изменить баланс сил, в том числе в ущерб интересам России, а также ряд инициатив, таких как создание Евразийского Союза, в будущем определенно приведут к охлаждению отношений между Москвой и некоторыми другими странами. Определенно, это вынудит политическое руководство этих держав внести Россию в список возможных будущих угроз или расширить уже существующие показатели.

Проявление беспокойства некоторыми государствами по поводу внешней политики России можно будет проигнорировать, с другими придется считаться, принимая различные меры, к иным следует отно­ситься критически, принимая во внимание интересы лобби-групп, уча­ствовавших в составлении аналитических докладов и выработке страте­гий, а также возможные контрмеры, не зависимо от того, надуманные эти оценки или действительные.

Конечно же, укрепление мощи России вызывает особую тревогу у США, которые ослаблены внутренними проблемами, экономическим спадом, потерей доверия со стороны бывших партнеров, вовлеченно­стью в дела других государств и пр. Но поскольку США пока еще явля­ется самой сильной державой в военном отношении, российскому ру­ководству следует присмотреться к подобным оценкам для того, чтобы рационализировать свои подходы в двусторонних отношениях и акти­визировать новые геополитические опции.

В ноябре 2011 г. два аналитических центра, относящихся к консер­вативному крылу — Белферский центр по науке и международным от­ношениям Гарвардского университета и базирующийся в Вашингтоне Центр за национальный интерес выпустили совместный доклад «Рос­сия и национальные интересы США», где рассмотрели основные трен­ды в отношении работы с Россией.

Среди многих известных авторов доклада — бывший посол США в России Джеймс Коллинз, с 2007 г. возглавляющий программу по России и Евразии фонда Карнеги, а также видный американский дипломат и ин­теллектуал Залман Халилзад, написавший, между прочим, книгу с таким названием, как «Боевые операции ВВС США на российской террито­рии в ближайшие 15 лет»14.

В предисловии коллектив выражает уверенность, что Россия должна остаться в списке высших приоритетов, т.к. «дирижирование ею (в ори­гинале — conduct) может иметь чрезвычайные последствия для жизнен­но важных интересов США, которыми являются: 1) Ядерное оружия; 2) Программа нераспространения; 3) Контерроризм; 4) Геополитика, включая управление новой роли Китая в качестве глобальной силы; 5)


Афганистан; 6) Энергия; 7) Международные финансы в формате Боль­шой Восьмерки и Большой Двадцатки; 8) Стратегическая география»15.

Авторы предлагают ряд действий, которые правительство США должно предпринять в отношении России. Среди них:

Вовлечение в процесс создания дорожной карты для выработки стандартов безопасности всех видов оружия, оружейного плутония и обогащенного урана в мире, а также подписание нового соглашения, со­гласно которому стратегические ядерные боеголовки должны быть со­кращены до 1000 шт. или более того;

Оказание давления на Россию по вопросам инвестиционных усло­вий в энергетический сектор;

Вовлечение России в процесс оказания давления на Пакистан в деле поддержки боевиков;

Совместная работа с ЕС для давления на Россию по переговорному процессу с Грузией, в том числе в вопросах членства в ВТО;

Выработка Конгрессом США нового законодательства по корруп­ции в России и нарушений прав человека (упоминается дело Магнит-ского);

Поддержка демократических и рыночных реформ в России, которые не обязательно должны быть выдержаны в американском стиле.

Также указано, что нельзя испытавать иллюзии, т.к. Москва, как пи­шут авторы, может идти не только по пути демократии, но и испытывать неоимперские амбиции. В докладе отмечены и возможности России в международной системе, в том числе право вето в СовБезе ООН. Кроме того, указаны и российские интересы, в частности по воссозданию влия­ния на территории бывшего Советского Союза.

Несмотря на мягкий тон документа, рекомендующий не сильно да­вить на Москву по одним вопросам, по другим вырабатывать консенсус, а по третьим привлекать к совместным проектам (например, для новой архитектуры европейской безопасности), все же заметна назидательная позиция авторов, словно Россия хоть и является преимущественным партнером (Южная Корея и Колумбия также являются партнерами США по ряду вопросов, но доминирование роли Вашингтона по от­ношению к данным странам вполне очевидно), но представляет собой не вполне разумного игрока на глобальной арене. Почему-то продажа вооружений и технологий России Китаю для авторов доклада названа дестабилизирующей, хотя США сами являются мировым лидером по продаже оружия, которое постоянно используется в локальных кон­фликтах во всем мире (так, согласно недавнему заявлению начальника


уголовного подразделения Министерства юстиции США Ленни Бреу-ера, примерно 65% всего оружия, изъятого у мексиканской наркома­фии за последние пять лет в ходе спецопераций, были приобретены на американских арсеналах и проданы затем в Мексику из Соединен­ных Штатов).

В вопросах энергоресурсов одним из пунктов значится укрепле­ние безопасности в Средней Азии и Каспийском регионе, хотя по факту США играют там явно не конструктивную роль, пытаясь из­влечь из противоречий региональных стран собственные выгоды. Проект «Набукко», лоббируемый Вашингтоном, явно идет вразрез с интересами России и региональных игроков, в частности Ирана, хотя первоначальный план подразумевал проведение трубопровода через территорию этой страны. Опять же, наверняка реальные инте­ресы США будут состоять и в контроле за нефте- и газопотоком в Ки­тай, который жизненно заинтересован в бесперебойных поставках и больших объемах энергоресурсов для своей бурно развивающейся экономики.

В свете глобальной стратегии администрации Обамы «диплома­тия-развитие-оборона», являющимися тремя столпами националь­ной безопасности США16 и курсу на проведение политики smart power или умной силы, можно предположить как именно будут реализовы-ваться подходы США к России. Если дипломатия — то превентив­ная, если развитие — то включая интересы финансово-олигархиче­ских кланов США, Всемирного банка и Международного Валютного Фонда, с обязательным включением в ее программу западных либе­ральных ценностей, а если оборона, то направленное в сторону гло­бального господства или «Полного спектра доминирования»17.

Из поля зрения американских стратегов и аналитиков в послед­нее время находится под пристальным вниманием и проект создания Евразийского Союза. Большинство из них отреагировало вполне по консервативному, обвинив Кремль в попытках воссоздания СССР, однако были и вполне трезвые оценки ситуации. Наиболее адекват­ное мнение было высказано экспертом разведывательно-аналитиче­ского центра Stratfor Лореном Гудричем 31 октября 2011 г. в статье под названием «Russia: Rebuilding Empire While it Can»18.