ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1105
Скачиваний: 1
Аналитик Stratfor пишет, что, во-первых, существуют сомнения насчет искренности Государственного департамента США в отношении так называемой «перезагрузки» отношений с Россией. По его мнению, Вашингтон лишь хотел создать условия для управления ситуациями, связанными с Афганистаном и Ираном, что вполне удалось, т.к. Россия стала оказывать помощь в транспортировке грузов в Афганистан и отказалась от поставки С-300 Ирану.
Автор не скрывает, что русское могущество на всей территории Евразии является прямой угрозой способности США сохранить свое влияние в мире. Но для России это является единственной возможностью обезопасить свою территорию, поэтому она неизбежно будет заниматься имперостроительством, как уже было на протяжении всей ее истории.
Поскольку после распада СССР США начали посягать на россиий-скую территорию, что проявилось, как пишет Л. Гудрич в том, что «Вашингтон помог большинству государств Центральной Европы и бывших советских стран Балтии вступить в НАТО и Европейский Союз; поддерживал прозападные «цветные революции» в Украине, Грузии и Кыргызстане; создавал военные базы в Центральной Азии, а также объявил о планах размещения баллистических установок ПРО в Центральной Европе», то переход России к политике новых отношений со своими соседями, в перспективе — создание Евразийского Союза является единственной реальной и правильной стратегией для Москвы.
При этом он указывает, что Россия именно сейчас находится в таком положении, в котором она может приступить к осуществлению этого проекта и будущий Евразийский Союз не будет являться воссозданием Советского Союза, т.к. Путин понимает, какие проблемы ожидают Россию, если она понесет бремя экономической и стратегической заботы о своих новых партнерах.
Гудрич не скрывает, что создание новой версии русской империи, в сочетании с консолидацией влияния США на ее периферии, скорее всего, вызовет новые конфликты между Москвой и Вашингтоном и «ближайшие несколько лет, вероятно, станут последним великим моментом для России, который будет отмечен возвращением страны в качестве региональной империи и новой конфронтацией с ее старым противником, Соединенными Штатами Америки».
Если принять во внимание, что у России действительно есть несколько следующих лет для восстановления своего могущества, учитывая многочисленные проблемы США как в других регионах, так и в связи с внутренними политическими и социальными проблемами, Кремль
« Россия: восстановление империи по возможности». см.: http://www.geopolitica.ru/Articles/1315/
должен усилить работу в направлении евразийской интеграции через инструменты ЕврАзЭС, Таможенного Союза, Союзного государства и ОДКБ, через региональные системы, такие как ШОС, укрепить диалог с мусульманским миром, где США имеют негативный образ из-за агрессии в Ираке, Афганистане, в том числе в странах Юго-Восточной Азии, куда неуклонно сдвигается мировой центр экономики, а также продолжать развивать сотрудничество с партнерами из стран Латинской Америки, чьи действия будут тактически отвлекать внимание Вашингтона от воплощения в реальность проекта века — Евразийского Союза.
Небезынтересный документ 31 января 2012 г. также обнародовало Национальное разведывательное сообщество США. Доклад посвящен прогнозу будущих угроз безопасности США.
Он имеет явный политический подтекст, имеющий мало общего с реальной действительностью, так как угрозы во многом были приписаны ряду государств, таким как Россия, Китай и Иран по той причине, что они не приемлют одностороннюю гегемонию США в мире19.
Россия фигурирует в нескольких разделах доклада. В вопросах ки-бербезопасности, помимо размытых понятий о негосударственных акторах, роста уязвимости сетей коммуникаций и баз данных, Китай и Россия указаны как государства, представляющие, по мнению американских экспертов и разведчиков опасность для США. При этом значится, что они вызывают «особое беспокойство» и идет ссылка на вышедший в октябре 2011 г. доклад по шпионажу, в котором указано, что из этих стран происходят регулярные проникновения в американские компьютерные сети, направленные на кражу интеллектуальной собственности. При этом в следующей главе, посвященной шпионажу, Россия вместе с Китаем также отмечена как угроза.
Особый интерес представляет подраздел, посвященный России и Евразии. Американцы предрекают возвращение Путина на пост главы государства, что вызовет «разочарование и злобу в определенных кругах», а внутренняя и внешняя политика будут проводиться без особых изменений. Указано, что «Путин будет скорее сохранять политическую/ экономическую систему, а не выступать агентом либеральных реформ... Путин сосредоточится на восстановлении единства элиты, защите активов элиты и обеспечении безопасности для новых возможностей для обогащения элиты». В то же время он будет искать возможность повысить благосостояние масс. Во внешней политике Путин не даст полный задний ход по отношению к США, но сохранит развитие двусторонних отношений с США, извлекая выгоду для России из процесса «переза-
грузки». Авторы также указывают, что Путин имеет инстинктивное недоверие к намерениям США, что, наверное, будет подталкивать его на конфронтацию с Вашингтоном по ряду политических вопросов.
Также указано, что позитивный момент для перезагрузки уже пройден, так как США уже получили то, что хотели, включая новое соглашение по стратегическим ядерным вооружениям и сотрудничество в Афганистане. Для России чувствительными вопросами останутся система ПРО, санкции против Ирана и ситуация вокруг Сирии. Кроме того, Кремль будет относиться с подозрением к сотрудничеству США со странами бывшего Советского Союза.
Неразрешенные конфликты на Кавказе и хрупкость ряда государств Центральной Азии обозначены как вероятные будущие взрывы на карте Евразии. Как и следовало ожидать, в докладе употреблен термин «оккупация» Москвой грузинских регионов Южная Осетия и Абхазия. В связи с новой конституцией Грузии, дающей более широкие полномочия премьер-министру и выборами в 2013 г. президента, значится, что М. Саакашвили может сохранить свою власть на должности премьер-министра, что может повлиять на перспективу дальнейших трений между Москвой и Тбилиси.
Из других стран СНГ значится наличие системного кризиса в Беларуси и оказание режиму Лукашенко помощи со стороны Москвы. Соседней Украине уделен один абзац, где указано, что в стране процветает авторитаризм Виктора Януковича с избирательным наказанием в отношении политической оппозиции, давлением на СМИ и манипуляциями на выборах.
Впрочем, Россия снова появляется в следующей главе. На этот раз в связи со знаковыми угрозами и связанными с транснациональными криминальными группировками.
Здесь черным по белому написано: «Все более и более тесная связь между российской и евразийской организованной преступностью и олигархами увеличивает возможность государственных или связанных с государством акторами подрывать конкуренцию на рынке газа, нефти, алюминия и драгоценных металлов, что потенциально угрожает американской национальной и экономической безопасности... Конкуренция американских и западных компаний разъедается коррумпированным бизнесом из-за океана». Такое впечатление, что нынешние апологеты свободного рынка пытаются обвинить в своих неудачах мифическую русскую мафию, однако в чем именно и кто именно разъедает честное западное бизнес сообщество не совсем понятно, ведь коррупция — это процесс двусторонний, если западные компании не хотят в ней участвовать — они могут и не поддаваться на провокации
«из-за океана». Кроме того, отмечено, что транснациональные криминальные группировки ослабляют стабильность и подрывают законы в некоторых встающих на ноги демократических государствах и регионах, имеющих стратегическое значение для США.
Определенным образом США будут оказывать влияние на своих сателлитов в Европе, Азии и на Ближнем Востоке в отношении списка «российских угроз». Хотя появление новых противоречий между бывшими клиентами Вашингтона порой играет на руку России, что, например, подвигло Турцию в 2010 г. исключить Россию из списка угроз20, турбулентность и комплексность нынешней геополитической ситуации указывает на необходимость более выверенной и прагматичной внешней политики с приоритетом на общие интересы евразийских государств и укрепление безопасности макрорегиона.
Панславизм и национализм в русской консервативной мысли: исторический аспект и геополитическая актуализация. К постановке проблемы
Эдуард Попов
Русский национализм — явление, имеющее долгую, не менее чем двухвековую историю. Он занимал важное место в истории отечественной общественно-политической мысли. Дань увлечения национализмом отдали — в разное время и в разной степени — теоретики и идеологи различных ее направлений. Однако не будет большим преувеличением сказать, история русского национализм — история, по преимуществу, развития его консервативного и, в меньшей степени, либерального вариантов.
Отдельного рассмотрения заслуживает и такое идеологическое и политическое явление, как панславизм. Некогда имеющее многочисленных адептов в различных слоях славянских стран (в том числе, и в России); обладающее собственной историей, а также достаточно разработанный интеллектуальным фундаментом, панславизм в настоящее время находится на периферии исследовательского внимания. Прежде всего, по той причине, что в настоящее время не наблюдается сколь-нибудь серьезных шансов на успех общеславянского дела.
За последнее двадцатилетие панславизм влачил достаточно жалкое существование как маргинальное явление, имеющее лишь небольшую группа приверженцев в различных славянских странах и в рассеянии. Крах геополитического проекта евразийской (русско-славянской, по сути) империи — сначала Российской империи, затем СССР, — и разлитие по всему миру идеологии глобализма (идейного прикрытия американского господства), казалось бы, сделали обсуждение принципов и целей панславизма уделом одних историков. Автору неоднократно приходилось слышать от коллег суждения об отмирании (уже навечно!) панславизма. Но так ли это? Не собираясь развивать эту мысль (для этого потребовалась бы отдельная большая статья), обращу внимание на один факт. В мае 2011 г. Черноморско-Каспийский региональный информационно-аналитический центр Российского института стратегических исследований совместно с Центром украинистики Южного федерального университета провел в Ростове-на-Дону международную конференцию на тему: «Русский язык и литература — основана