ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1303
Скачиваний: 1
56
Геополитика
истории». Он хорошо понимает препятствия, перед которыми стоит
политическая интеграция на постсоветском пространстве.
Путин также обращает особое внимание на тему стратегической не-
зависимости, когда пишет о том, что Евразийский союз будет «могуще-
ственной надгосударственной ассоциацией, способной стать одним из
полюсов в современном мире», добавляя, что «сотрудничество между
Евразийским союзом и ЕС спровоцирует изменения в геополитической
и геоэкономической структуре континента в целом с гарантированным
глобальным эффектом». Евразийский союз будет, таким образом, клю-
чевым игроком наряду с ЕС, США, Китаем и АТЭС.
Наконец, акцент Путина на экономической интеграции и координа-
ции бизнеса и, конечно, на модели ЕС как образца для Евразийского со-
юза, подтверждает западный вектор инициативы. Ссылаясь на ЕС как на
модель и пример по ряду пунктов и подчёркивая необходимость сделать
приоритетными торговые и производственные связи, он говорит, что Та-
моженный союз и Единое экономическое пространство (ЕЭП) станут
фундаментом Евразийского экономического союза. С Шенгенским согла-
шением в качестве модели предусмотрена общая визовая и миграционная
политика, а также повышение уровня контроля границ и трудовые квоты,
что будет означать свободный выбор места проживания, учёбы и работы.
Это также создаст новые динамичные рынки, управляемые общими стан-
дартами и управлением товарами и сервисами, как в модели ЕС.
Высказываясь по поводу сомнений Украины насчёт присоединения
к «прогрессивным интеграционным проектам на постсоветском про-
странстве», Путин утверждает, что проект не противоречит проевро-
пейской позиции Украины, добавляя: «Мы не намерены ограничивать
себя, как не собираемся и противостоять кому-либо. Евразийский союз
будет базироваться на универсальных интеграционных принципах как
неотъемлемая часть Большой Европы, объединённая общими ценностя-
ми свободы, демократии и рыночных законов». То есть он, таким обра-
зом, повторил известную российскую идею о создании (экономически)
согласованного пространства от Лиссабона до Владивостока, в частно-
сти, «свободной торговой зоны и даже об использовании более тонких
интеграционных схем… повсюду от Атлантического до Тихого океана».
В этих целях Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана ини-
циировал переговоры по созданию свободного торгового пространства
с Европейской ассоциацией свободной торговли.
Заключение
Россия использовала свою энергетическую дипломатию, пытаясь
вытеснить ЕС, НАТО и Китай с места ключевого партнёра Украины,
57
www.geopolitika.ru
тем временем снижая ценность Украины как стратегического партнёра,
в том числе и для Китая. Дружественная Украина рассматривается как
необходимое условие для российской безопасности, а более тесные от-
ношения смогут обеспечить лучшую координацию в предотвращении
утечки технологических секретов в Китай. Решение Украины присоеди-
ниться к зоне свободной торговли может стать началом российско-укра-
инского соглашения в том случае, если обе стороны проявят уважение к
интересам друг друга и создадут этим возможность оживить свои эко-
номики, а также экономики других стран-членов СНГ.
Россия предлагала и другие инициативы для усиления своего влия-
ния на постсоветском пространстве, желая проектировать их как модер-
низирующие, инклюзивные и открытые. Если проект Евразийского сою-
за удастся, он предложит определённую альтернативу и Китаю, который
расширяет своё влияние над евразийской транспортной системой, ин-
фраструктурой, нефтяными и газовыми сетями, а также вовлекается в
Европу. Примечательно, что Франция обращалась с просьбой к Китаю за
помощью в попытке спасти еврозону. Страны Центральной Азии также
могут захотеть сбалансировать растущую китайскую мощь своей под-
держкой российской инициативы. Замечание Путина, что Евразийский
союз станет одним из полюсов в современном мире, «который в пар-
тнёрстве с ЕС получит глобальный геополитический и геоэкономиче-
ский импульс», можно интерпретировать в этом свете.
Если Европа и вообще Запад хотят достигнуть ощутимого баланса
сил в Евразии, они также могут открыть возможность работать с Росси-
ей. Кое-кто в США это понимает. Посол Роберт Д. Блэквилл стал соав-
тором статьи, в которой говорится о том, почему Россия имеет значение
для Запада. Американский посол в России заявил, что слабая Россия –
самый страшный кошмар для США.
Но ЕС недавно вторглись в офисы партнёров Газпрома в Европе
на основании антитрестовского законодательства, чтобы найти дока-
зательства поведения, мешающего свободной конкуренции. Действия
были предприняты по просьбе «транзитных» стран. Это также отра-
жает их страхи перед растущей властью Газпрома, установившейся над
транзитной системой Белоруссии и пытающейся сделать то же с укра-
инской системой. Со своей стороны, Россия может согласиться по их
просьбе на более низкие цены на газ. Так или иначе, атаки на основной
инструмент власти не внушит любви к ЕС русским, которые могут уд-
воить свои усилия в развороте на запад. При этом, премьер-министр
Путин обсудил перспективы газового трубопровода во время своего ви-
зита в Китай (который поставлен в тупик ценами на газ), в то время как
президент Медведев на недавней встрече с северокорейским лидером во
58
Геополитика
время поездки в КНДР обсудил с ним транзитный трубопровод через
Северную Корею на азиатско-тихоокеанские ранки. Российские газеты
также сообщали о том, что Россия серьёзно рассматривает планы раз-
нообразить свои поставки энергоносителей на азиатско-тихоокеанские
рынки. Российский восточносибирско-тихоокеанский трубопровод
уже осуществляет поставки нефти в АТР и Китай.
В конечном счёте, успехи этих новых уравниваний и организаций
будет зависеть от глубоких реформ и сильной жажды модернизации.
С этими побуждениями президент Медведев начал инициативу модер-
низации российской экономики, создания инновационных центров,
снижения зависимости от сырьевых материалов и разнообразия энерге-
тического экспорта.
Дополнительные реформы в каждой из стран-участниц тоже могут
привести к большей содержательности и мощности российской иници-
ативы.
59
www.geopolitika.ru
Геополитическая ситуация у западных
границ Евразийского Союза
Гулевич В.А.
Идея о создании монолитного Евразийского Союза ещё не получила
практического наполнения, однако уже сейчас представляется целесоо-
бразным проанализировать основные тенденции, которые будут не спо-
собствовать, а препятствовать воплощению в жизнь этой идеи.
Наибольшее беспокойство гипотетический Евразийский Союз вы-
звал у западного экспертного сообщества, поскольку как раз в этой ча-
сти света находятся непримиримые оппоненты этой идеи, и больше все-
го проблем у сторонников евразийской интеграции возникнет как раз
со странами Запада, в т.ч. ближайшего Запада – постсоциалистическими
странами Европы и бывших советских республик, ориентированных не
столько на Москву, сколько на Вашингтон и Брюссель.
Так, в СМИ появилась информация о том, что главы МИД Герма-
нии и Польши Гидо Вестервелле и Радослав Сикорский выступили с со-
вместным призывом к ЕС о разработке новой стратегии в отношении
Москвы. Основной упор предлагается сделать на модернизацию эконо-
мики и политической системы, а также соблюдение демократических
ценностей. Очевидно, что участие западных инвесторов в модернизации
российской экономики будет напрямую зависеть от дисциплинирован-
ности Москвы в вопросах прав человека, своеобразно понимаемых Запа-
дом. О конкретном практическом наполнении инициативы Сикорского
и Вестервелле говорить рано, но некоторые прогнозы можно сделать
уже сейчас. Первое впечатление - Россию хотят принудить к игре по пра-
вилам Запада, а за это обещают некоторые экономические послабления.
Сам факт договорённостей между Берлином и Варшавой по «русско-
му вопросу» может означать контуры новой геополитической конструк-
ции – ось Берлин – Варшава. Идея ориентации Польши на Германию не
нова. Впервые предельно внятно и обоснованно её озвучил польский
геополитик германофильских убеждений Владислав Гизберт- Студниц-
кий, ещё в начале ХХ в. По мнению Гизберт-Студницкого, Польше самой
природой уготована роль союзницы Германии (1). Этот союз должен
быть направлен на борьбу с Россией. Берлину он отводил ведущую роль,
Варшаве – вспомогательную. Немцы, поэтому, должны контролировать
всю Центральную Европу, а полякам будет отдана Европа Восточная, в
т.ч. территории, на тот момент входящие в состав Российской империи
(Украина, Белоруссия). Германофильство Гизберт-Студницкого было
настолько сильно, что даже после разгрома Польши вермахтом в 1939 г.
60
Геополитика
он обращался к руководству Третьего Рейха с идеей воссоздания Войска
Польского под нацистским командованием для совместной войны про-
тив Советского Союза.
Геополитическая логика в концепциях Гизберт-Студницкого предпо-
лагала присоединение Польши к конструированию т.н. Средней Европы
(Mitt eleuropa), понятой не географически, а политико-идеологически.
Концепция Средней Европы была выдвинута немецким политическим де-
ятелем Фридрихом Науманном во время Первой мировой войны и пред-
полагала доминирование Германии в масштабах всей Центрально-Восточ-
ной Европы, оттеснение России вглубь евразийского материка и создание
санитарного кордона из небольших, по максимуму германизированных,
государств, зависимых от Германии – Литва, Латвия, Польша, Украина и
т.д. Гизберт-Студницкий понимал, что если Польша будет пассивна, она
превратится в объект геополитики, и не будет её субъектом. Выход, по
его мнению, был в присоединении Варшавы к империалистическим пла-
нам Берлина, пусть и на вторых ролях. Поскольку Россия завладела 80%
польских территорий, в т.ч. столицей Польши – Варшавой, именно она, по
мысли Гизберт-Студницкого, была основным врагом поляков.
Современная Польша вынуждена считаться и с Берлином, и с Мо-
сквой. Тезис польского геополитика Адольфа Бохенского, о том, что
Польша – это проклятое место Европы (из-за соседства с более мощ-
ными Германией и Россией), всё ещё актуален в польской геополитике,
хотя ряд интеллектуальных школ отрицают его насущность в XXI в. В
силу принадлежности польского народа к лону западной цивилизации,
в т.ч. в политико-институциональном смысле, Польша, скорее, выберет
Германию, чем Россию. И союз Берлина и Варшавы принесёт немало
хлопот для российской политики в Европе (2).
Характерно, что правящий в Германии правоцентристский Христи-
анский демократический союз в своём программном документе, озву-
ченном на съезде партии 14-15 ноября 2011 г., отмечает важность консо-
лидации Европы под эгидой Германии и Франции. Опорой европейской
восточной политики христианские демократы видят Польшу, и выступа-
ют за активизацию роли Веймарского треугольника. «Треугольник» по-
явился в 1991 году, когда Франция и объединённая Германия перестро-
или свою политику на постсоветском пространстве. С распадом СССР
постсоциалистическая Европа превратилась в зону непосредственных
геополитических интересов Берлина и Парижа. Привлечение Польши,
одной из самых крупных по численности населения и территории стран
«новой Европы» в качестве «третьего угла», диктовалось тем, что нем-
цы и французы стремились держать поляков в рамках диалога, осущест-
вляя мягкий контроль над внешней политикой Варшавы.