ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1291
Скачиваний: 1
91
www.geopolitika.ru
а ради своих идеалов. Потому что чувствует, что правильно именно это, по-
тому что чувствует «что с нами Бог» и смеет сказать «Покоряйтесь язы-
ци, яко с нами Бог». Он предлагает другим народам так же жить с Богом.
И другие народы это очень часто понимают, воспринимают правильность
происходящего и вливаются в ряды народа, с которым Бог. Таким образом,
все здание империи строится на всепроникновении этой высшей ценност-
ной доминанты, которую можно назвать центральным принципом империи.
Имперская иерархия строится на всепроникновении этого принципа.
По мере того как Империя набирает силы, эта иерархия делается наднаци-
ональной и в этом — одна из целей имперского строительства. При этом
государственные сановники из «инородцев» могут сохранять или не со-
хранять свою «этничность» – культурные и поведенческие особенности.
Это собственно не важно. Гражданством империи национальность как бы
превосходится. Другие народы, все новые и новые народы активно включа-
ются в процесс имперского строительства. Поэтому нечего удивляться, что
закавказские народы, всеми силами сохраняя свою этничность, сражались и
умирали за нашу империю. Они считали ее своей империей, такой же нашей,
как и своей. Наша империя стала их родиной, их страной, в той же мере, что
и нашей страной. Потому что покорились они не нам как этнической общ-
ности, а принципу империи, если не религии империи, то культуре империи,
тому, что нас с ними объединило.
«Национализм» имперского народа, стремление выделить для себя
какое-то исключительное место, поставить собственный «националь-
ный интерес» или, того хуже, собственную этничность, выше имперско-
го принципа имеет своим следствием не только неизбежную деструкцию
империи, но и распад народа. Множество народов имеет некий благопри-
стойный национализм, который если и агрессивен, то в меру, который
ведет народ к хотя бы относительному процветанию, который, в конце
концов, вразумителен, его можно одобрять или не одобрять, но его всег-
да можно понимать. В России прошел какой год с начала пресловутой
перестройки, а вразумительного национализма так и не зародилось. Года
с восемьдесят седьмого в разнообразной «патриотической» прессе идут
разговоры, что России нужна нормальная националистическая доктрина,
а ее все нет и нет. Мы порождаем таких националистических монстров,
на которых смотреть противно, весь наш русский национализм — не на-
ционализм, а карикатура на него. Все рожаем «не мышонка, не лягушку,
а неведому зверушку».
Не надо себя мучить и других пугать. Врожденного чувства этничности
у нас нет, мы не делим и не сможем поделить мир по принципу «русский»
- «нерусский». Не то, чтобы у нас не было ощущения русскости, но из наше-
го ощущения русскости, из нашей любви к России, из нашего патриотизма
92
Геополитика
национализм не вылепить. Мы скорее запишем в русские всех хороших
людей – будь они хоть папуасы. Мы сформировались как имперский народ
и поделать с этим ничего невозможно, а главное не нужно.
Потому русские и согласны были жить в том жалком подобии империи,
который именовался Советским Союзом и там тоже служили своего рода
имперскому принципу, только искаженному и уродливому, безбожному
принципу. Американцы, которые на долларовой купюре пишут «Мы верим
в Бога», словно лучшего места для этого интимного признания не найти, для
которых Бог как бы сливается с долларом, все-таки имели некоторые осно-
вания обозвать нас империей зла. Мы рискнули скинуть с себя зло, зло ком-
мунизма. Понимая, что коммунизм, как рак, пропитал все клетки нашей го-
сударственности, мы оказались способными рискнуть государственностью,
решив, что если для того, чтобы очиститься от зла, надо разрушить само го-
сударство его воплотившее, то мы пойдем и на это. Рискнули. Многое поте-
ряли. Но потеряли не все. Осталась странная и невыразительная Российская
Федерация, медленно и мучительно очищающаяся от многолетнего зла, но
еще аморфная, неприкаянная, увязающая в больших и маленьких грешках, и
тоже, по сути, жалкое подобие империи. Мы согласны жить и в ней.
Но почему мы должны жить в жалком подобии империи, а не в Импе-
рии? Честное слово, потому что боимся слов, кем-то измазанных, запачкан-
ных слов — и не более того. Мы спокойно сносим, когда на телевидении
и в газетах слова «империя», «имперский» появляются исключительно
как ругательство, как способ одернуть нашу власть, когда она пытается по-
ступать более-менее по правде. Мы трусим помогать нашим союзникам не
потому даже, что опасаемся, что и нам достанется. Мы боимся сделать им-
перский жест, четко очертить нашу зону влияния, потому что боимся упрека
имперскости. Но ведь это бред. Этот страх не стоит одного волоска серб-
ского ребенка.
Пора где-то остановиться в этом саморазложении и самозапугивании.
Хватит предавать других, хватит предавать и калечить себя самих. Нет у нас
выбора. Россия никогда не станет государством-нацией. Россия мучится,
будучи федерацией, России незачем быть пародией на империю. Она долж-
на перестать бояться собственной тени и сказать самим себе – наша цель
— имперское строительство, нам надоело жить в плоском бумажном мире
карикатур, мы хотим нормальной Империи.
Сама по себе бесконфликтность, конечно, не является самоцелью. Империя
предполагает служения высшим целям, которое требует дисциплины. Но, пре-
жде всего оно требует дисциплины от самого имперского народа.
Почему одни народы создают империи, а другие - нет? Иногда говорят, что
все народы стремятся к империи, удается ли реализовать это стремление - за-
висит от возможностей, то есть внутриполитических и внешнеполитических
93
www.geopolitika.ru
предпосылок. Последнее, конечно, важно, но это не все. Еще говорят, что это
зависит от внутренней силы народа. Верно, но слишком расплывчато. Верно ли,
во-первых, что империи хотят все? В некотором смысле, да. У каждого народа
есть свое представление о должном состоянии мира, и ему кажется, что его точ-
ка зрения лучше, и он бы хотел, чтобы ее разделяли другие. При этом каждый
народ считает, что его точка зрения не только лучше, но и правильней, посколь-
ку она имеет важные онтологические основания. Весь вопрос в интенсивности
этого чувства, а именно Богом данной народу правды. Бывают случаи, когда та-
кое чувство, будучи очень интенсивным, ведет к самозамыканию, но это скорее
исключение, чем правило. Главное же, готов ли народ нести жертвы ради своей
правды, и не только в том, что касается завоевания других. Империя это и заво-
евание самих себя, встраивания себя, порой ценой жестких самоограничений, в
собственный идеальный образ. Это первый признак имперского народа.
Второй признак касается содержания мессианской идеи. Она должна
быть в принципе приемлемой для других. В противном случае возникнет
империоподобное экономическо-политическое образование, а не империя
в полном смысле этого слова.
Дополнительно к этому можно назвать умение транслировать свою прав-
ду другим народам. Если первые две характеристики имперского народа яв-
ляются культурологическими, то здесь мы переходим уже к его этнопсихо-
логическим характеристикам. Это, прежде всего, повышенная способность
к взаимодействию с другими народами, что является следствием наличия у
имперского народа развитого культурного сценария межэтнического взаи-
модействия. Внешне это проявляется как инстинкт, позволяющий правиль-
но вести себя с представителями других этносов, так, чтобы ненавязчиво
привить им определенные культурные черты. Русские крестьяне-колонисты
были в этом смысле образцом и по наитию действовали часто вернее, чем
имперская администрация.
Вторая важная для имперского народа этнопсихологическая особенность
- способность к колонизации. Колонизации в прямом смысле этого слова -
способности и склонности образовывать колонии вне места своего компакт-
ного проживания. Не на солдате держится колонизация, а на крестьянине.
Именно народные поселения являются форпостами империи.
И, наконец, умение выносить и преодолевать те внутренние противоречия,
которые неизбежно несет в себе империя как всякий живой организм. Здесь
требуется налаженный мощный механизм отреагирования конфликтности.
Мы обладаем всеми вышеперечисленными качествами, но они нужда-
ются в развитии. Чтобы приступить к новому имперскому строительству,
мы должны, прежде всего, работать над собой. Это потребует мужества, со-
бранности, самоотверженности. Нам нужно воспитать из себя имперский
народ, способный служить Идеалу.
94
Геополитика
Экзистенциальная геополитика
Карло Террачано
Дугин А.Г.
Выбор Карло Террачано
Я считаю Карло Террачано одним из основных европейских гео-
политиков последних десятилетий. Убежден, что он будет причислен к
числу классиков этой дисциплины. Я имел счастье знать Карло Террача-
но лично, и всегда поражался последовательности его жизненной пози-
ции: геополитика была для него экзистенциальным выбором, он прожил
жизнь в полном соответствии со своими принципами, демонстрируя
немыслимые в нашу эпоху римские, олимпийские свойства личности –
верность, несгибаемую преданность делу, полную моральную беском-
промиссность в отношении навязчивых влияний современного мира.
Карло Террачано был человеком идеи и человеком дела одновременно.
В его случае теория и практика сливались в нечто единое и нераздельное,
в цельный метафизический праксис. Что это была за идея и что за дело?
Генезис геополитики из морской пены
Карло Террачано является полноценным наследником геополити-
ческой традиции европейского континентализма. В своих трудах (объ-
единённых в цикл статей «В пене истории») он прослеживает идейный
генезис этой школы. В общих чертах он таков.
Английский империалист Х. Макиндер сформулировал главный геопо-
литический закон – дуализм в противостоянии цивилизации Моря (талас-
сократия) и цивилизации Суши (теллурократия). Сам Макиндер был яр-
ким представителем талассократии и обеспечил перенос геополитической
эстафеты на уровне геополитической апперцепции от Великобритании к
США. Макиндер был одним из создателей Лондонской Школы Экономики,
содействовал возникновению «Чэттэм Хаус», Лондонского Королевско-
го Центра Стратегических Исследований, и вдохновлял первый коллектив
CFR (Counsil on Foreign Relations), публикуя именно в «Foreign Aff airs»
свои поздние статьи. От него к американцу А. Мэхэну ведет прямая линия
атлантистской геополитики, выливающаяся в американский реализм (и от-
части «мускульный либерализм», транснационализм и глобализм) вплоть
до Киссинджера, Бжезинского, Д. Рокфеллера, с одной стороны, и неокон-
сов - с другой. Планетарная гегемония США как авангарда талласократии и
идея западноцентричного мира с Мировым Правительством во главе – все
это вытекает из планетарного видения Макиндера, доведенного до его логи-
ческих пределов. Мир станет глобальным, если Море победит Сушу. На это
95
www.geopolitika.ru
Макиндер положил свою жизнь. И сегодня мы видим, что многие его про-
екты воплотились в жизнь: он настаивал на расчленении России, создании
«санитарного кордона» в Восточной Европе, разгроме Германии и России;
всё это, так или иначе, реализовалось к началу XXI века, обеспечив условия
для появления однополярного мира и глобальной американской гегемонии.
Эта талассократическая империя на наших глазах становится реальностью.
Континентальный ответ
Но уже в первой четверти ХХ века концептуальный вызов Х. Макин-
дера был принят теми геополитиками, которые позиционировали себя
на стороне теллурократии. Это была, в первую очередь, немецкая школа
Карла Хаусхофера, которая стала разрабатывать основы теллурократи-
ческой геополитики, Геополитики-2 (тогда как англосаксонская, талас-
сократическая геополитика может быть по праву названа «Геополити-
кой-1»). Так была заложена основа континенталистской традиции.
Школа Хаусхофера предложила Германии осознать ее сухопутную,
теллурократическую природу, объединить Европу на континентальной
основе, заключить союз с СССР, укрепить союз с Японией и разгромить
мировую талассократию в лице Англии, США и Франции. Только так
Суша могла бы освободиться от Моря и претендовать на телуррократиче-
скую модель организации мирового пространства. Эта модель уточнялась
через проект нового передела мира на основании Пан-Идей – четырех об-
ластей, интегрированных экономически, политически и стратегически по
меридиану – с Севера на Юг. Хаусхофер создал основной концептуаль-
ный и теоретический корпус Геополитики-2, заложив базу европейского
континентализма, в центре которого стояла Германия, как оплот европей-
ской теллурокартии (что признавал и Макиндер).