ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1295
Скачиваний: 1
31
www.geopolitika.ru
Возможности и перспективы
Евразийского Союза
Шаповалова А.А.
Вторая половина 2011 года ознаменовалась тремя событиями, име-
ющими немаловажное значение для экономической, а в перспективе и
политической организации восточной части европейского континента.
Во-первых, подписанием соглашения о зоне свободной торговли в СНГ,
пусть и в неполном составе. Во-вторых, окончательным согласованием
условий вступления России в ВТО. И в-третьих, выдвижением проекта
создания Евразийского союза, первые шаги по воплощению которого
не заставили себя долго ждать. На фоне обострения кризисных явлений
в США и Евросоюзе эти первичные успехи интеграции в евразийском
пространстве выглядят впечатляюще, но всё же оставляют открытыми
вопросы того, способна ли интеграция как таковая преодолеть центро-
бежные тенденции постсоветского этапа истории стран СНГ, и насколь-
ко обсуждаемые нынче формы интеграции соответствуют масштабам
поставленных перед ними задач. Попробуем дать оценку уже достигну-
тым результатам интеграционных усилий России и её партнёров, а также
обозначить условия, при которых эти усилия могут возыметь должный
эффект на пространстве СНГ и в рамках европейской системы междуна-
родных отношений в целом.
За прошедшие два года России удалось в рамках Таможенного сою-
за сформировать основательную нормативную базу для полноценной
экономической интеграции, на данной стадии происходит формиро-
вание необходимой институциональной базы, что позволит преоб-
разовать пока ещё довольно аморфную комбинацию двух комплексов
двусторонних отношений в целостное интеграционное объединение с
наднациональным компонентом. Очевидно, предполагается, что бла-
годаря этому трёхсторонний союз будет наделён достаточной мерой
устойчивости, необратимости и консолидации, чтобы избежать уча-
сти превращения в банальную переговорную площадку или предмет
взаимного торга, постигшую большинство его предшественников. По-
этому ключевая ценность идеи Евразийского союза заключается в том,
что она формулирует сравнительно чёткий проект, способный стать
тем общим благом, для поддержания которого его участники будут го-
товы идти на взаимные уступки.
Однако, помимо стимулирования консолидации в его собствен-
ных рамках, Евразийский союз призван выполнять ещё две важные
функции – выступать своеобразным центростремительным ядром
32
Геополитика
или центром притяжения для других стран на пространстве СНГ,
тем самым оказывая на него структурирующее влияние, и являться
альтернативным полюсом европейской континентальной системы,
способствуя сбалансированию её структурной конфигурации. Это
означает, что Евразийский союз важен не только как инструмент обе-
спечения внутренней консолидации, но и как генератор структур-
ных эффектов для внешнего его окружения.
До некоторой степени эти функции взаимосвязаны – чем большего
уровня внутренней сплочённости удастся добиться данному объедине-
нию, тем более весомой будет его способность генерировать внешние
импульсы. Но для того, чтобы эти импульсы принесли желаемые плоды,
они должны опираться на более широкую идеологическую и политиче-
скую платформу и, что наиболее важно, стимулировать распростране-
ние и укрепление кооперативных форм взаимодействия как в своём не-
посредственном соседстве, так и на европейском континенте в целом.
Иными словами, Евразийский союз не может представлять собой зам-
кнутое, «интровертное», ориентированное вовнутрь объединение,
для которого поддержание внутренней консолидации является самоце-
лью, потому что в этом случае он будет способствовать лишь фиксации
и усугублению существующих геополитических разломов. В то время,
как первостепенная задача России и её партнёров заключается в преодо-
лении пагубной ситуации, когда структурные параметры организации
пространства СНГ задаются глубоко укоренившимися противоречиями
и конфликтами, которые всё чаще проецируются на структуру европей-
ской системы, осложняя становление кооперативных механизмов кон-
тинентального уровня (одним из наиболее ярких примеров чего являет-
ся саммит ОБСЕ в Астане в декабре 2010 года).
На данном этапе однозначных признаков того, что Евразийский союз
будет приспособлен к выполнению этой задачи, немного. Характер про-
цессов, которые до недавних пор происходили в рамках Таможенного
союза, указывает скорее на стремление участников закрепить в более
когерентной конструкции результаты, достигнутые на двустороннем
уровне, нежели на твёрдую нацеленность произвести качественные по-
литические изменения в более широком масштабе. И хотя в Декларации
о евразийской экономической интеграции среди направлений дальней-
шего взаимодействия упоминается развитие сотрудничества в сфере
внешней политики по вопросам, представляющим взаимный интерес,
ни цели, ни механизмы подобного сотрудничества там не указаны. До
некоторой степени это объясняется тем, что Евразийский союз проек-
тируется как интеграционное, а не политическое объединение, но опыт
предыдущих интеграционных инициатив на пространстве СНГ гово-
33
www.geopolitika.ru
рит о том, что без полноценной политической составляющей, без целе-
направленной конвергенции политических, причём в первую очередь
внешнеполитических, интересов, задач и ориентиров его участников,
прогресс в экономической плоскости всегда остаётся незавершенным и
ограниченным.
В этой связи вызывает сомнение целесообразность заявленного ис-
пользования модели интеграции в Европейском союзе как образца для
построения интеграционного объединения на пространстве СНГ. С
одной стороны, задействование наднациональных механизмов по ана-
логии с Евросоюзом позволяет России, как в своё время Германии, обе-
спечить ситуацию, при которой усиление её экономических позиций
не будет восприниматься ближайшими соседями как угроза и создаст
возможности для сравнительно беспроблемного расширения её эко-
номического присутствия. Но с другой стороны, надо отдать должное,
что становление евроинтеграционных процессов происходило в усло-
виях, когда эпицентр политических противоречий находился на более
высоком общесистемном уровне, а интеграция выглядела логическим
продолжением консолидации западного блока. Это явно не соответ-
ствует нынешнему положению вещей в восточной части Европы – здесь
интеграция не просто нуждается в политической оболочке, а непосред-
ственно выполняет политические функции, что требует формирования
наряду с экономическим фундаментом соответствующей политической
платформы.
Очевидно, что расчёт делается на то, что успех экономической инте-
грации в сочетании с сохранением существенной, а в некоторых случаях
критической, зависимости других стран СНГ от доступа на рынок стран
Евразийского союза сам по себе сможет стимулировать эти страны к
сближению с данным объединением. Однако, нужно учитывать, что за
прошедшие два десятилетия произошла значительная диверсификация
экономических связей сопредельных государств, что серьёзно усложня-
ет поставленную задачу.
Наиболее иллюстративным в этом плане является пример Украины,
которая до сих пор воздерживается от неоднократно предлагаемого уча-
стия в данном проекте, и экономическая логика выступает отнюдь не
единственным мотивом подобной позиции.
Для Украины формирование Таможенного союза действительно
несло в себе риск ограничения доступа на рынок стран-участниц, но
его пока что удалось частично нейтрализовать благодаря созданию
зоны свободной торговли СНГ. Если добавить к этому фактор всту-
пления России в ВТО, то вырисовывается тенденция к постепенному
переведению торгово-экономического аспекта украинско-российских
34
Геополитика
отношений на нормативную основу и снижению его зависимости от
двустороннего политического контекста, что нельзя не приветство-
вать. Но параллельно с этим происходит сужение возможностей для
налаживания реального политического партнёрства между двумя го-
сударствами. Поскольку Украина даже после прихода к власти новой
команды так и не смогла выдвинуть жизнеспособной альтернативной
основы такого политического партнёрства, Россия настаивает на том,
что только полноценное присоединение Украины к Таможенному /
Евразийскому союзу может гарантировать бесконфликтное развитие
двусторонних отношений, что выглядит как политическое давление
при дефиците практических стимулов.
И хотя мотивация российского руководства в целом понятна, эффек-
тивность тактики превращения вопроса участия в Таможенном союзе
в обязательное условие прогресса на остальных направлениях сотруд-
ничества выглядит неоднозначно, главным образом потому, что не учи-
тывает сложившихся на Украине и вокруг Украины политических реа-
лий. Постановка вопроса в подобной плоскости чревата дальнейшими
осложнениями двустороннего диалога, предотвратить которые можно
лишь путём акцентирования политических преимуществ, которые мо-
жет получить Украина от укрепления солидарности с Россией в двусто-
роннем и многостороннем форматах, при одновременной выработке
приемлемых частичных форм привлечения Украины к работе в рамках
Таможенного / Евразийского союза.
И в этом случае опять-таки решающую роль будет играть фактор зам-
кнутости и статичности предлагаемого объединения – чем более замкну-
тым и закрытым будет Евразийский союз, тем с большей вероятностью
он будет восприниматься как инструмент закрепления геополитическо-
го дуализма европейского континента, чего Украине и другим странам
Восточной Европы жизненно необходимо избежать. Понятно, что при
стремлении придать Евразийскому союзу качества альтернативного по-
люса европейской системы избежать некоторого усиления данного ду-
ализма вряд ли получится, но если этот процесс будет способствовать
реальному сбалансированию структуры взаимосвязей на континенте на
кооперативной основе, то его эффект и восприятие, несомненно, будут
гораздо более положительными.
В практическом плане этот процесс предполагает формирование аль-
тернативного «нормативного поля», позволяющего вести речь в диало-
ге с Евросоюзом о гармонизации нормативных систем, а не об их одно-
сторонней проекции, как это происходит до сих пор. Поскольку именно
совместимость нормативных систем рассматривается Западом как не-
обходимое условие политического сближения, России крайне важно
35
www.geopolitika.ru
устранить хроническое давление этого фактора, используемого Западом
в целом и Евросоюзом в частности как предлог для ухода от обсуждения
даже гипотетической возможности перехода к качественно иным коопе-
ративным формам взаимодействия с Россией и другими странами СНГ.
Поэтому гармонизация регуляторных норм в рамках Евразийского со-
юза должна рассматриваться как движение к взаимной конвергенции,
а не очередной шаг к нормативной конкуренции, при которой влияние
России в Восточной Европе будет под серьёзной угрозой.
В итоге, можно сделать вывод, что проект Евразийского союза пред-
ставляет серьёзный шаг вперёд в интеграционной политике России
на пространстве СНГ, однако его способность сформировать новую
систему координат для СНГ и Европы в целом и стать движущей си-
лой для кристаллизации новой, более сбалансированной и стабильной
структуры европейской системы пока не очевидна. Она будет зависеть,
во-первых, от успеха его базовой экономической составляющей, во-
вторых, от меры политической консолидации его участников, в-третьих,
от интенсивности его кооперативного импульса, способного возобла-
дать над конфликтной структурой пространства СНГ, и, в-четвёртых, от
его восприятия в качестве инструмента консолидации политической ор-
ганизации европейского континента в противовес «разделительным»
конфронтационным тенденциям.