Файл: Геополитика номер 13.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1089

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

органам будут переданы 175 национальных полномочий. Прежде всего, Россия, Белоруссия и Казахстан должны будут согласовать макроэконо­мические показатели своих государств. Это внешний государственный долг, уровень инфляции, внутренние тарифы и так далее. Затем на прак­тике надо обеспечить свободное передвижение и капитала, и рабочей силы. Потом «евразийская тройка» будет постепенно согласовывать позиции по естественным монополиям: сначала введут единые транс­портные тарифы для железных дорог. Дальше к 2015 г. мы подойдём к единым тарифам транспортировки нефтегазовых трубопроводных си­стем. И вот на этом рубеже начинает в полную силу работать Единое экономическое пространство. У президентов «тройки» есть намерение форсировать движение вперед - возможно, что эти масштабные планы будут реализованы уже к концу 2013 г.

Проблемы на пути формирования ЕЭП

В этом плане эксперты видят две главные проблемы для успешного формирования ЕЭП - проведение согласованной валютной политики и обуздание аппетитов инфраструктурных монополий. На этом также акцентирует внимание и белорусский президент А.Лукашенко в своей ответной статье «О судьбах нашей интеграции». [9] Через всю ста­тью проходит красная мысль: Минск хочет равного к себе отношения несмотря на экономический и политический вес стран ЕАС. Александр Лукашенко подчеркивает, что кроме формального равенства партнеров, необходимо и «равенство условий хозяйствования с равным доступом к единой энергетической и транспортной системе». Деликатно, но твер­до белорусский президент затрагивает еще одну «болевую» точку на­шей интеграции - вопрос создания единой валюты.

Евразийский союз - это не «либеральная империя» по версии Чу­байса. Чтобы задуманный проект ЕАС воплотился, Россия должна соз­дать равные условия хозяйствования для своих стратегических партне­ров и не «давить на газ» - в прямом и переносном смысле. Избыточные преференции российским монополиям подорвут главное - доверие партнеров, равно как и принудительное введение рубля. «Сначала нам надо доказать для себя выгодность и равноправность нашего экономи­ческого пространства. После этого обязательно встанет вопрос о еди­ной валюте» - так заявил в интервью «Интерфаксу» [10] президент Н.А.Назарбаев, - «Но я считаю, что ни одна национальная валюта, включая такую мощную, как рубль, не годится на эту роль. Это должно быть другое название, должна быть другая валюта».

Кстати, Нурсултан Назарбаев не раз уже предлагал создать общую над­национальную денежную единицу на паритетных началах - «евраз» или


«алтын». Валютный союз - это важный рубеж, который ставится и в статье В. Путина. Если этот трудный перевал в ЕЭП мы одолеем, то речь пойдет об интеграционном объединении, вполне сопоставимом по качеству инте­грации с Евросоюзом. На мой взгляд, создание единой валюты - ключевой критерий успешности нашего интеграционного проекта. Равно как и на­зревшее принятие Евразийской энергетической хартии. Сейчас договоры о поставках и транзите энергоносителей из Центральной Азии имеют, как правило, форму двусторонних договоров и не учитывают комплексных реалий. Европейская энергетическая хартия, навязываемая нам ЕС, носит односторонний прозападный характер и нас явно не устраивает. [11]

Тут стоит обратить внимание на интересное выступление Нурсулта­на Назарбаева с трибуны ООН, который 26 сентября 2007 г. предложил принять Евразийский пакт стабильности энергопоставок. Все страны Центральной Азии и Россия выполняют несколько функций: мы одно­временно поставщики, по нашей же территории транспортируется газ. Нам необходимо одновременно соблюдать условия как поставщиков, так и транзитёров и продавцов - и здесь наши интересы переплетаются. Думается, нам не следует ждать, пока коллективную повестку евразий­ской энергополитики за нас выработают в Брюсселе. Сегодня Москва имеет куда больше шансов и больше оснований выдвинуть свой вариант Евразийской энергетической хартии. Это было бы очень сильным ходом со стороны Москвы - предложить такую Хартию своим потенциальным партнёрам по стратегическому сотрудничеству.

Общественное измерение интеграции

Президент Н.А. Назарбаев поднял в своей статье в «Известиях» еще одну очень актуальную проблему - общенародной евразийской инте­грации. «Создание Евразийского Союза возможно только на основе широкой общественной поддержки», - уверен Нурсултан Назарбаев. [2] По мнению казахстанского Лидера, наша евразийская интеграция не должна идти верхушечным, сугубо бюрократическим путем. «Инте­грация - слишком важное дело, чтобы доверять его только политикам», - не раз говорил Президент Казахстана. Действительно - создать эффек­тивный и работоспособный Евразийский союз невозможно без участия широких заинтересованных в интеграции масс. А пока у нас получается так «как всегда» - интеграция в «верхах» успешно идет, а достойной политической и медийной поддержки «внизу» пока не имеет!..

Президент Казахстана предложил создать ряд принципиально новых структур, способствующих укреплению будущего Евразийского союза. Во-первых, это Евразийская парламентская ассамблея, то есть прообраз евразийского парламента, в стенах которой будут вестись предметные


дискуссии о будущем нашего объединения. Нам также надо выращивать новое поколение евразийских политиков, способных действовать в ин­теграционной среде. Во-вторых, пора провести назревшее структуриро­вание предпринимательской среды в интегрированном экономическом пространстве. Поэтому столь важны инициативы Нурсултана Абишевича по созданию Евразийской торгово-промышленной палаты и созыву Евра­зийского конгресса промышленников и предпринимателей. И, наконец, надо устранить явные диспропорции между существованием интеграци­онных структур на уровне государств и отсутствием таковых на уровне гражданского общества. Необходимо также укрепить и усилить идеологи­ческое информационное поле вокруг темы евразийской интеграции.

Интеграционная миссия по созданию Евразийского Союза не бу­дет успешной без привлекательной объединительной идеологии - без всякого сомнения, ей может быть только «новое евразийство». [12] Нам давно пора создать ряд новых влиятельных институций, открыто поддерживающих приоритеты евразийской интеграции на публич­но-политическом пространстве наших стран. Нужны яркие, харизма-тичные новые люди, которые могли бы выступить дополнительными общественными «моторами» нашей интеграции. В первую очередь, нам нужно привлечь к проекту создания Евразийского союза активных молодых людей - новое поколение, выросшее за годы Независимости. Долгосрочный проект нового Союза создается, прежде всего, для них. На мой взгляд, новый наднациональный уровень Евразийского союза должен стать мощным социальным лифтом для молодых талантов.

Место ЕАС в современном мире

Концептуальная работа российского премьера В. Путина «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня» /4/ стала своего рода политическим камертоном на ближай­шее десятилетие и задала общие контуры нового проекта ЕАС. По мне­нию российского лидера, «необходимо создание Евразийского союза, который мог бы связать Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу». Лидер Казахстана сходно определяет перспективные задачи Евразий­ского Союза как «мегапроекта, соизмеримого со сложными вызовами настоящего и будущего». ЕАС видится Президенту Казахстана также как «прочное звено, сцепляющее евроатлантический и азиатский ареа­лы развития». Это значит, очень скоро в самом центре Евразии - как раз посередине между бурно растущими экономиками Евросоюза и Китая - появится новый геоэкономический центр силы - Евразийский Союз.

«Мы рассматриваем Евразийский Союз как открытый проект. Его нель­зя представить без широкого взаимодействия, например, с Евросоюзом,


другими объединениями». Так говорит мировой политик Нурсултан На­зарбаев, хорошо знакомый с опыт интеграции в разных частях света. С ним солидарны практики - эксперты и экономисты ЕврАзЭС, которые сегодня при формировании технических регламентов, норм и правил в рамках ТС и ЕЭП изначально закладывают передовые нормативы, действующие в Евро­союзе. В итоге, это позволит нам уже к рубежу 2015-20 гг. создать в Евразии пространство свободной торговли, ассоциированное с ЕС.

Евразийский экономический союз России, Белоруссии и Казахстана будет открыт для других стран, но наиболее вероятными претендента­ми на присоединение к Евразийскому союзу являются Таджикистан и Кыргызстан - об этом в интервью «Голосу России» заявил глава Мини­стерства промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, который возглавит Евразийскую экономическую комиссию. По словам вице-пре­мьера Игоря Шувалова, куратора направления СНГ в федеральном пра­вительстве, общая союзная граница будет пролегать настолько южнее, так что в границах союза оказываются 89% территории бывшего СССР. Геополитический сдвиг в Центральную Азию надежно прикроет грани­цы ЕАС и на долгие годы надежно обеспечит новый Союз ресурсами -сырьевыми и гуманитарными.

Идеолог евразийской интеграции - президент Н.А. Назарбаев посто­янно подчеркивает в своих выступлениях один важный исторический водораздел: «Никакой «реставрации» или «реинкарнации» СССР нет и не будет». Вопреки шаблонным опасениям западных наблюдате­лей сегодня на постсоветском пространстве речь не идет о «создании СССР-2» или о прочей политической ностальгии. Скажем прямо - сою­зы, основанные на ностальгии, долго не живут! Нам, гражданам России, Казахстана и Белоруссии, нужен новый прагматичный подход, нацелен­ный на будущее. Именно такой путь сделает наши страны конкуренто­способной частью глобальной экономики.

Если внимательно посмотреть, то после первой фазы мирового кризиса 2008-2010 гг. интеграция России, Белоруссии и Казахстана пошла ускорен­ными темпами: из ностальгического проекта (типа «воссоздадим СССР-2») стала насущным вопросом выживания. Почему так? Экономисты уверены, что после наступающей второй фазы кризиса мировое хозяйство распреде­лится по крупным региональным блокам. Такие большие, почти самодоста­точные экономики, как отсеки в подлодке, резко повышают вероятность вы­живания. И этот процесс т.н. «кластеризации» идет сегодня полным ходом. К примеру, крупнейшая в мире зона свободной торговли Китай + АСЕАН была уже создана в 2010 г. Это означает появление на планете огромного рынка с населением почти два млрд. человек. Да и процесс объединения стран Юж­ной Америки в рамках МЕРКОСУР пошел куда быстрее...


При существующих глобальных сценариях развития у стран пост­советского пространства есть всего два пути. Первый - переферийной интеграции в Китай или ЕС. Скажем прямо, по донорским частям или на правах сырьевой провинции Китая и/или «кочегарки Европы». Вто­рой - побороться за создание собственного центра силы в сердцевине Евразии. И Евразийский союз - один из инструментов создания такой силы. Н.А. Назарбаев уверен, что «в экономическом плане мы можем стать мостом, соединяющим динамичные экономики Евросоюза, Вос­точной, Юго-Восточной и Южной Азии». Если смотреть шире, то лиде­ры «евразийской тройки» сделали всем странам СНГ уникальное пред­ложение - о создании большого экономического пространства в центре Евразии, как пространства совместного развития. Только объединение усилий, ресурсов и возможностей «осколков бывшего СССР» способ­но принести всем странам-соседям по СНГ серьезные политические и экономические дивиденды. Отказ от серьезной евразийской интегра­ции - это синоним слова «распад»!


Литература:

  1. Ю.Солозобов. «Нурсултан Назарбаев - объединитель Евразии», Казахстанская правда, 5 ноября 2011 - http:// www.kazpravda.kz/c/1320457543

  2. Нурсултан Назарбаев, «Евразийский Союз: от идеи к истории будущего», Известия, 25 октября 2011 - http:// www.izvestia.ru/news/504908

  3. Юрий Солозобов. СНГ: двадцать лет спустя после «Развода». Постсоветское пространство на пороге пере­мен. De futuro, или История будущего / Под ред. Д.А. Андреева, В.Б. Прозорова. М.: Политический класс; АИРО-XXI, 2008.

  4. Владимир Путин, «Новый интеграционный проект для Евразии — будущее, которое рождается сегодня», Из­вестия, 3 октября 2011 - http://www.izvestia.ru/news/502761

  5. «От Таможенного союза к политическому». Интервью АПН директора по международным проектам Института национальной стратегии Юрия Солозобова. 27 ноября 2009 - http://www.apn.ru/publications/print22182.htm

  6. Сергей Глазьев, «Безграничные аргументы», «Российская газета» - Федеральный выпуск №5599 (223) 6 октября 2011 - http://www.rg.ru/2011/10/06/glaziev.html

  7. К встрече президентов России, Республики Беларусь и Казахстана, 18 ноября 2011 года. Стенограмма с офи­циального сайта Президента России - президент.РФ

  8. Стратегический план - 2020: казахстанский путь к лидерству/ Ю. Солозобов; ред. Я. Бутаков..- Астана: Деловой мир Астана, 2010.- 178 с.: ил.- (Жана Казакстан).

  9. Александр Лукашенко, «О судьбах нашей интеграции», Известия, 17 октября 2011 - http://www.izvestia.ru/

news/504081

  1. Интервью Президента Казахстана Н.А.Назарбаева информационным агентствам «РИА Новости» и «Ин­терфакс», 22 ноября 2011 г. -http://www.akorda.kz/ru/speeches/interviews4ntervyu_prezidenta_kazahstana_ nanazarbaeva_informatsionnym

  2. Юрий Солозобов: Россия должна разработать Евразийскую энергетическую хартию. Интервью ИА РЕГНУМ, 19 сентября 2008 - http://www.regnum.ru/news/1057712.html

  3. Лидер глобального антиядерного движения. Лидер нации/ Ю. Солозобов; ред. Я. Бутаков.. - Астана: Деловой мир Астана, 2010.- 192 с.: ил.- (Жана Казакстан).