Файл: Геополитика номер 12.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1042

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

4

Геополитика

Многополярность как проект миропорядка 
с позиции Суши

Дугин А.Г.

Многополярность

 представляет собой резюме «

геополитики-2

»

1

 в 

актуальных условиях развертывания глобальных процессов. Это чрез-
вычайно емкое понятие, требующее досконального рассмотрения. 

Многополярность (multipolarism) –  это 

реальная антитеза однопо-

лярности

 во всех ее проявлениях: 

жестком

 (империализм, неоконсы, пря-

мая доминация США), 

мягком

 («многосторонность», multilateralism) и 

критическом

 (альтерглобализм, постмодернизм, неомарксизм). 

Жесткая версия однополярности

 (радикальный американский импе-

риализм) основана на том, что США заявляют себя как последний оплот 
мирового порядка, процветания, комфорта, безопасности и развития, 
окруженный хаосом недоразвитых обществ. Многополярность утверж-
дает прямо противоположное: США – это существующее среди многих 
других национальное государство, чьи ценности сомнительны (или, по 
крайней мере, относительны), претензии диспропорциональны, аппе-
титы чрезмерны, методы ведения внешней политики неприемлемы, а 
технологический мессианизм губителен для культуры и экологии всего 
мира.  В этом смысле многополярный проект является жесткой анти-
тезой США как инстанции, которая методично строит однополярный 
мир, и нацелен на то, чтобы  категорически не допустить, сорвать и пре-
дотвратить это строительство.

Мягкая версия однополярности

 провозглашается действующей не толь-

ко от имени США, но от имени «человечества», при том, что под ним 
понимается исключительно Запад и те общества, которые согласны с уни-
версальностью западных ценностей. «

Мягкая однополярность»

 призыва-

ет не навязывать силой, а убеждать, не принуждать, а объяснять выгоды, 
которые народы и страны получат от вступления в глобализацию. Здесь 
полюсом выступает не одно национальное государство (США), а запад-
ная цивилизация в целом как квинтэссенция всего человечества. 

Такая, как ее иногда называют, 

«многосторонная» однополяр-

ность

 (multilateralism, многосторонность) отвергается 

многопо-

лярностью

, считающей, что западная культура и западные ценности 

представляют собой лишь один ценностный набор среди многих 
иных, одну культуру среди разных других культур, что культуры и 
ценностные системы, построенные на совершенно иных принципах, 

1

 

 Было бы логичным, если бы «геополитикой-2» мы назвали  геополитику Суши, 

интеллектуальные труды мыслителей «сердечной земли» и планетарных стратегов строительства 
русской сухопутной империи.


background image

5

www.geopolitika.ru

имеют полное право на существование, и поэтому у Запада в целом и 
у тех, кто разделяет его ценности, нет никаких оснований настаивать 
на универсальности демократии, прав человека, рынка, индивидуа-
лизма, личной свободы, секулярности и т.п. и строить на базе этих 
нормативов глобальное общество.

Против 

альтерглобализма

 и 

постмодернистского антиглобализма

 

многополярность

 выдвигает тезис о том, что капиталистическая фаза 

развития и построение глобального капитализма в мировом масштабе 
не является необходимой фазой развития общества, и само такое у ве-
ождение есть произвол и стремление навязать разным обществам один 
единственный сценарий истории. В то же время, смешение человечества 
в единый мировой пролетариат является не путем к лучшему будущему, 
а побочным и абсолютно отрицательным эффектом глобального капи-
тализма, не открывающим никаких новых перспектив и ведущим лишь к 
деградацию культур, обществ и традиций. 

Если у народов и есть шансы организовать эффективное сопротивле-

ние мировому капитализму, так только там, где социалистические идеи 


background image

6

Геополитика

сочетаются с элементами традиционного общества (архаическими, 
аграрными, этническими и т.д.), как это было в истории СССР, Китая, 
Северной Кореи, Вьетнама и имеет место сегодня в некоторых странах 
Латинской Америки (например, в Боливии, Венесуэле, на Кубе и т.д.).

 Далее, 

многополярность

 – это совершенно иной 

взгляд на простран-

ство земли, нежели биполярность,

 двухполюсный мир.

Многополярность

 представляет собой нормативный и императивный 

взгляд на нынешнюю ситуацию в мире с позиции Суши и качественно 
отличается от той модели, которая преобладала в Ялтинском мире в эпо-
ху «холодной войны».

Двухполюсный мир строился по идеологическому принципу, где в 

качестве полюсов выступали две идеологии – социализм и капитализм. 
Социализм как идеология не ставил под вопрос универсализм западноев-
ропейской культуры и представлял собой социо-культурную и политиче-
скую традицию, уходящую корнями в европейское Просвещение. В опре-
деленном смысле, капитализм и социализм конкурировали между собой 
как две версии Просвещения, две версии прогресса, две версии универса-
лизма, две версии западноевропейской социально-политической мысли. 

Социализм и марксизм вошли в резонанс с определенными параметрами 

«цивилизации Суши» и поэтому победили не там, где предполагал Маркс, 
а там, где он эту возможность исключал – в аграрной стране с преобладаю-
щим укладом традиционного общества и имперской организацией полити-
ческого пространства. Другой случай (самостоятельной) победы социализ-
ма – Китай –  представлял собой также аграрное, традиционное общество. 

Многополярность оппонирует однополярности не с позиции од-

ной идеологии, которая могла бы претендовать на второй полюс, но с 
позиции многих идеологий, многих культур, мировоззрений и рели-
гий, которые (каждая -- по своим причинам) не имеют ничего общего 
с западным либеральным капитализмом.

  

В ситуации, когда Море имеет 

единое идеологическое выражение (правда, все более уходящее в сфе-
ру подразумеваний, а не открытых деклараций), а сама Суша не имеет 
такового, представляя собой несколько различных мировоззренческих 
и цивилизационных ансамблей, многополярность предлагает создание 

единого фронта Суши против Моря

Многополярность отличается и от консервативного проекта сохра-

нения и укрепления национальных государств. С одной стороны, нацио-
нальные государства в колониальную и в постколониальную эпохи отра-
жают в своих структурах западноевропейское понимание нормативного 
политического устройства (игнорирующего религиозные, социальные, 
этнические, культурные особенности конкретных обществ), то есть сами 
нации частично являются продуктами глобализации. А с другой стороны, 


background image

7

www.geopolitika.ru

из двухсот пятидесяти шести стран, официально числящихся сегодня в 
списке ООН, только незначительная часть способна при необходимости 
отстоять свой суверенитет самостоятельно, не входя в блок или альянс с 
другими странами. Это значит, что не каждое номинально суверенное го-
сударство можно считать полюсом, так как степень стратегической свобо-
ды у подавляющего большинства из признанных стран ничтожна. Поэто-
му укрепление Вестфальской системы, которая по инерции существует и 
сегодня, не является задачей многополярности.

Многополярность, будучи противоположностью однополярности, не 

призывает ни к возврату к двухполюсному миру на идеологической основе, 
ни к закреплению порядка национальных государств, ни к простому сохра-
нению статус кво. Все эти стратегии будут играть только на руку центрам 
глобализации и однополярности, так как у них есть проект, план, цель и ра-
циональный маршрут движения в будущее, а все перечисленные сценарии в 
лучшем случае являются призывом к замедлению процесса глобализации, а 
в худшем (например, проект восстановления двуполярности на идеологиче-
ской основе) выглядят как ностальгия или безответственные фантазии.

Многополярность – это вектор геополитики Суши, обращенный в 

будущее. Он основывается на социологической парадигме, чья состо-
ятельность исторически доказана в прошлом, реалистично учитывает 
сложившееся в современном мире положение дел и основные тенден-
ции и силовые линии его вероятных трансформаций. Но многополяр-
ность выстраивается как проект, как план того миропорядка, который 
только еще предстоит создать. 

Неразработанность теории многополярности

Несмотря на то, что термин «многополярность» в последнее вре-

мя довольно часто употребляется в политических и международных 
дискуссиях, его значение довольно размыто и неконкретно. Различ-
ные политические круги и отдельные аналитики вкладывают в него 
разный смысл. Основательные исследования и солидные научные 
монографии, посвященные многополярности, можно пересчитать по 
пальцам

2

. Даже серьезные статьи на эту тему довольно редки

3

. При-

чина этого вполне понятна: параметры нормативного политического 

2

 

Murray D.,  Brown D. (eds.) Multipolarity in the 21st Century. A New World Order. Abingdon, UK: 

Routledge, 2010; Ambrosio Th

  . Challenging America global Preeminence: Russian Quest for Multipolarity. 

Chippenheim, Wiltshire: Anthony Rose, 2005; Peral L. (ed.) Global Security in a Multi-polar World. Chaillot

3

 

Turner Susan. Russia, Chine and the Multipolar World Order: the danger in the undefi ned// Asian 

Perspective. 2009. Vol. 33, No. 1. C. 159-184; Higgott Richard Multi-Polarity and Trans-Atlantic Relations: 
Normative Aspirations and Practical Limits of EU Foreign Policy. – www.garnet-eu.org. 2010. [Электронный 
ресурс] URL: http://www.garnet-eu.org/fi leadmin/documents/working_papers/7610.pdf (дата обращения 
28.08.2010); Katz M. Primakov Redux. Putin’s Pursuit of «Multipolarism» in Asia//Demokratizatsya. 2006. 
vol.14 № 4. C.144-152.


background image

8

Геополитика

и идеологического дискурса в глобальном масштабе сегодня задают 
США и страны Запада и по этим правилам можно обсуждать все, что 
угодно, но только не наиболее острые и болезненные вопросы. Даже 
те, кто считают, что однополярность была лишь «моментом

4

» в 1990-

е годы и сейчас происходит переход к новой неопределенной модели, 
готовы обсуждать любые версии, но только не «многополярную». 
Так, например, современный глава CFR  Ричард Хаасс говорит о 

«не-

полярности»

 (

Non-Polarity

), имея в виду такую стадию глобализации, 

где потребность в наличии жесткого центра отпадет сама собой

5

. По-

добные ухищрения объясняются тем, что одной из задач глобализации 
является, как мы видели, маргинализация «цивилизации Суши». А по-
скольку многополярность может быть только формой активной стра-
тегии «цивилизации Суши» в новых условиях, то обращение к ней 
в общем глобальном контексте Западом, задающим тон в структуре 
политического анализа, не приветствуется. Тем более не следует ожи-
дать, что конвенциональные идеологи Запада возьмутся за разработку 

теории многополярности

Логично было бы предположить, что теория многополярности 

будет выстраиваться в тех странах, которые открыто провозглашают 
ориентацию на многополярный мир как основной вектор своей внеш-
ней политики. К числу таких стран относятся Россия, Китай, Индия и 
некоторые другие. Кроме того, обращение к многополярности можно 
встретить в текстах и документах некоторых европейских политиче-
ских деятелей (например, бывшего министра иностранных дел Фран-
ции Юбер Видрин

6

). Но в данный момент и в этой области мы едва ли 

можем найти нечто большее, чем материалы нескольких симпозиумов 
и конференций с довольно смутными формулировками. Приходиться 
констатировать, что тема многополярности должным образом не ос-
мысляется и в тех странах, которые ее провозглашают в качестве своей 
стратегической цели, не говоря уже об отсутствии внятной и цельной 
«теории многополярности». 

Тем не менее на основании геополитического метода с позиции «ци-

вилизации Суши» и с учетом анализа явления глобализма, вполне мож-
но сформулировать некоторые безусловные принципы, которые долж-
ны лечь в основание теории многополярности, когда дело дойдет до ее 
более систематизированной и развернутой разработки. 

4

 

Krauthammer Ch. Th

  e Unipolar Moment// Foreign Aff airs. 1990 / 1991 Winter. Vol. 70, No 1. С. 23-33.

5

 

Haass R. Th

  e Age of Non-polarity: What will follow US Dominance?’//Foreign Aff airs.2008. 87 (3). С. 44-56.

6

 

 Déclaration de M. Hubert Védrine, ministre des aff aires étrangères sur la reprise d’une dialogue ap-

profondie entre la France et l’Hinde: les enjeux de la resistance a l’uniformisation culturelle et aux exces du 
monde unipolaire. New Delhi - 1 lesdiscours.vie-publique.fr. 7.02.2000.  [Электронный ресурс] URL: http://
lesdiscours.vie-publique.fr/pdf/003000733.pdf