ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1119
Скачиваний: 1
9
www.geopolitika.ru
Многополярность: геополитика и мета-идеология
Наметим теоретические источники, на основании которых должна
строиться полноценная теория многополярности.
Основой этой теории в актуальных условиях может быть
только гео-
политика
. Никакая религиозная, экономическая, политическая, соци-
альная, культурная или экономическая идеология не способна в данный
момент сплотить критическую массу стран и обществ, относящихся к
«цивилизации Суши» в единый планетарный фронт, необходимый для
того, чтобы составить серьезную и эффективную антитезу глобализ-
му и однополярного миру. В этом и состоит специфика исторического
момента («момента однополярности»
7
): у доминирующей идеологии
(глобального либерализма/постлиберализма) нет симметричной оппо-
зиции на ее собственном уровне. Поэтому надо обратиться к геополи-
тике напрямую, взяв принцип Суши, Land Power вместо
оппонирующей
идеологии
. Это возможно лишь в том случае, если в полной мере будут
осознаны социологическое, философское и цивилизационное измере-
ния геополитики.
Для доказательства этого утверждения нам послужит «цивилизация
Моря». Мы видели, что
матрица
этой цивилизации встречается не толь-
ко в Новое время, но и в талассократических империях древности, на-
пример, в Карфагене, античных Афинах или Венецианской республике.
В рамках самого современного мира атлантизм и либерализм обретают
полное превосходство над другими тенденциями далеко не сразу. Мы
можем проследить определенную концептуальную последовательность:
как «цивилизация Моря» (как геополитическая категория) движется
сквозь историю, через серию социальных формаций, принимая разные
формы, пока не находит своего наиболее законченного и совершенного
выражения в идее глобального мира, где ее внутренние установки ста-
новятся доминирующими в планетарном масштабе.
Идеология современ-
ного мондиализма есть только историческая форма более общей геополи-
тической парадигмы
. И между этой (возможно, наиболее совершенной)
формой и геополитической матрицей существует прямая связь.
В случае «цивилизации Суши» аналогичной симметрии не существу-
ет. Идеология коммунизма лишь частично (за счет героизма, коллективиз-
ма и антилиберализма) резонировала с геополитическими установками
«сухопутного» общества, да и то только в случае евразийского СССР и в
меньшей степени Китая, так как другие аспекты этой идеологии (прогрес-
сизм, техника, материализм) плохо вписывались в структуру ценностей
«цивилизации Суши». И сегодня даже в теории коммунизм не может вы-
7
Turner Susan. Russia, Chine and the Multipolar World Order: the danger in the undefi ned// Asian
PerspeKrauthammer Ch. Th
e Unipolar Moment. Op.cit.
10
Геополитика
полнять той мобилизующей идеологической функции, которую он выпол-
нял в ХХ веке в планетарном масштабе. С идеологической точки зрения
Суша действительно расколота на фрагменты, и в ближайшее время едва
ли мы можем ожидать появления какой-то новой идеологии, способной
симметрично противостоять либеральному глобализму.
Но сам геополитический принцип Суши ничего не утрачивает в сво-
ей парадигмальной структуре. Именно он и должен быть взят в каче-
стве фундамента для построения теории многополярности. Эта теория
должна обращаться напрямую к геополитике, черпать из нее принципы,
идеи, методы и термины. Это позволит иначе отнестись и к широкому
спектру существующих неглобалистских и контр-глобалистских идео-
логий, религий, культур и социальных течений. Им совершенно не обя-
зательно трансформироваться в нечто единое и систематизированное.
Они вполне могут оставаться локальными или региональными, но быть
интегрированными в общий фронт противостояния глобализации и
доминации «цивилизации Запада» на метаидеологическом уровне, на
уровне парадигмы «
геополитики-2
». И этот момент множественно-
сти идеологий заложен уже в самом термине «
много-полярность
» – и
не только в рамках стратегического пространства, но и в области про-
странства идеологического, культурного, религиозного, социального,
экономического).
Многополярность есть не что иное, как продление «геополитики-2»
(«геополитики Суши») в новую среду, характеризуемую наступлением
глобализма (как атлантизма) на качественно новом уровне и в качествен-
но новых пропорциях
. Никакого другого смысла у многополярности про-
сто не может быть.
Геополитика Суши и ее основные вектора, спроецированные на со-
временные условия, является осью многополярной теории, на которую
нанизываются все остальные аспекты этой теории. Эти аспекты состав-
ляют философскую, социологическую, ценностную, экономическую,
этическую стороны этой теории. Но все они так или иначе сопряжены
с осознанной в углубленно социологическом ключе структурой «циви-
лизации Суши» и с прямым смыслом самого понятия «многополярно-
сти», которое отсылает нас к принципам плюральности, множественно-
сти, неуниверсальности, дифференцированности.
Неоевразийство как мировоззрение
Ближе всего к теории многополярности располагается
неоевразий-
ство
. Это направление уходит корнями в геополитику и оперирует
преимущественно с формулой «Россия-Евразия» (как Heartland), но
вместе с тем разрабатывает широкий спектр мировоззренческих, фило-
11
www.geopolitika.ru
софских, социологических и политологических направлений, а не огра-
ничивается только геостратегией и прикладным анализом.
Содержание термина «неоевразийство» можно проиллюстриро-
вать фрагментами Манифеста Международного «Евразийского Движе-
ния» «Евразийская миссия»
8
. Его авторы выделяют в неоевразийстве
пять уровней, которые позволяют по-разному трактовать его в зависи-
мости от конкретного контекста.
Первый уровень:
евразийство есть мировоззрение
.
Согласно авторам Манифеста, термин «евразийство» «применяет-
ся к определенному мировоззрению, определенной политической фило-
софии, в оригинальной манере сочетающей в себе традицию, современ-
ность и даже элементы постмодерна. Философия евразийства исходит
из приоритета ценности традиционного общества, признает императив
технической и социальной модернизации (но без отрыва от культурных
корней) и стремится адаптировать свою идейную программу к ситуа-
ции постиндустриального, информационного общества, называемого
«постмодерном».
В постмодерне снимается формальное противопоставление между
традицией и современностью. Однако постмодернизм атлантистского
типа уравнивает их с позиции безразличия и исчерпанности содержа-
ния. Евразийский постмодерн, напротив, видит возможность альянса
традиции с современностью как созидательный оптимистический энер-
гичный импульс, побуждающий к творчеству и развитию.
В евразийской философии легитимное место получают реальности,
вытесненные эпохой Просвещения – религия, этнос, империя, культ,
предание и т.д. В то же время из модерна берется технологический ры-
вок, экономическое развитие, социальная справедливость, освобожде-
ние труда и т.д. Противоположности преодолеваются, сливаясь в еди-
ную гармоничную и оригинальную теорию, пробуждающую свежие
мысли и новые решения для вечных проблем человечества.
Философия евразийства – открытая философия, любые формы дог-
матизма ей чужды. Она может пополняться многообразными течениями
-- историей религий, социологическими и этнологическими открытиями,
геополитикой, экономикой, страноведением, культурологией, разноо-
бразными видами стратегических и политологических исследований и т.д.
Более того, евразийство как философия предполагает оригинальное раз-
витие в каждом конкретном культурном и языковом контексте: евразий-
ство русских будет с неизбежностью отличаться от евразийства францу-
зов или немцев, евразийство турок от евразийства иранцев; евразийство
8
Евразийская миссия. Манифест Международного «Евразийского Движения». М.:
Международное Евразийское Движение, 2005.
12
Геополитика
арабов от евразийства китайцев и т.д. При этом основные силовые линии
этой философии в целом будут сохраняться неизменными.(…)
Основными реперными точками евразийской философии можно на-
звать следующие пункты:
• дифференциализм, плюрализм ценностных систем против общеобя-
зательной доминации какой-то одной идеологии (в нашем случае и в
первую очередь американской либерал-демократии);
• традиционализм против уничижения культур, догматов и обрядов
традиционных обществ;
• «государство-мир», «государство-континент» против как буржуаз-
ных национальных государств, так и «мирового правительства»;
• «права народов» против всемогущества «золотого миллиарда» и не-
околониальной гегемонии «богатого Севера»;
• этнос как ценность и субъект истории против обезличивания наро-
дов и отчуждения их в искусственных социально-политических кон-
струкциях;
• социальная справедливость и солидарность людей труда против экс-
плуатации, логики грубой наживы и унижения человека человеком».
9
Неоевразийство как планетарный тренд
На втором уровне:
неоевразийство есть планетарный тренд
. Авторы
Манифеста поясняют:
«Евразийство на уровне планетарного тренда - это глобальный,
революционный, цивилизационный концепт, который, постепенно
уточняясь, призван стать новой мировоззренческой платформой вза-
имопонимания и сотрудничества для широкого конгломерата различ-
ных сил, государств, народов, культур и конфессий, отказывающихся
от атлантической глобализации.
Стоит внимательно прочесть заявления самых разнообразных сил во
всём мире: политиков, философов, интеллектуалов, и мы удостоверим-
ся, что евразийцы составляют подавляющее большинство. Менталитет
многих народов, обществ, конфессий и государств, хотя они сами об
этом могут не подозревать, евразийский.
Если подумать об этом множестве различных культур, религий,
конфессий и стран, не согласных с «концом истории», навязывае-
мом нам атлантизмом, бодрость нашего духа возрастёт, а серьезность
рисков реализации американской концепции стратегической безо-
пасности ХХI века, связанной с установлением однополярного мира,
резко увеличится.
Евразийство есть совокупность всех естественных и искусственных,
9
Там же .
13
www.geopolitika.ru
объективных и субъективных препятствий на пути однополярной гло-
бализации, причем возведенных от простого отрицания к позитивному
проекту, к созидательной альтернативе. Пока эти препятствия суще-
ствуют разрозненно и хаотически, глобалисты справляются с ними по
отдельности. Но стоит их интегрировать, сплотить в некое единое, по-
следовательное мировоззрение планетарного характера, шансы на побе-
ду евразийства во всем мире будут весьма серьёзными».
10
Неоевразийство как интеграционный проект
На следующем уровне неоевразийство трактуется как
проект стра-
тегической интеграции евразийского материка
:
«Понятие «Старый Свет», которым обычно обозначается Европа,
можно рассмотреть гораздо шире. Это гигантское мультицивилизаци-
онное пространство, населенное народами, государствами, культурами,
этносами и конфессиями, связанными между собой исторически и про-
странственно общностью диалектической судьбы. Старый Свет – это
продукт органического развития человеческой истории.
Старый Свет обычно противопоставляется Новому Свету, т.е. аме-
риканскому материку, открытому европейцами и ставшему платформой
построения искусственной цивилизации, в которой воплотились евро-
пейские проекты модерна, эпохи Просвещения. (…)
В ХХ веке Европа осознала свою самобытную сущность, и постепен-
но двигалась к интеграции всех европейских государств в единый Союз,
способный обеспечить всему этому пространству суверенность, незави-
симость, безопасность и свободу.
Создание Евросоюза было величайшей вехой в деле возвраще-
ния Европы в историю. Это было ответом «старого Света» на не-
померные претензии «нового». Если рассматривать альянс США и
Западной Европы – с доминацией США – как атлантистский вектор
европейского развития, то интеграцию самих европейских держав с
преобладанием континентальных стран (Франция-Германия) можно
считать евразийством применительно к Европе.
Особенно это становится наглядным, если учесть теории о том, что
Европа геополитически простирается от Атлантики до Урала (Ш.де
Голль) или до Владивостока. Иными словами, бескрайние пространства
России также полноценно включаются в поле Старого Света, подлежа-
щего интеграции.
(…) Евразийство в этом контексте может быть определено как про-
ект стратегической, геополитической, экономической интеграции севе-
ра евразийского материка, осознанного как колыбель европейской исто-
10
Там же.