ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 1185
Скачиваний: 1
ской идентичности, однако как и американские консерваторы, он полагает, что либеральная идеология прогресса, мультикультурализм, стремление к мировому господству и насаждению абстрактных ценностей по всему миру угрожает как самой Америке, так и всем народам, которые с ней сталкиваются.
Сунич придерживается консервативных взглядов, критикует либе-
29
рализм за его «тоталитаризм»,отвергает политику мультикультура-лизма, как заведомо утопичную и разрушающую культурные основания европейской цивилизации102. Сунич оппонирует идеям «глобальной» демократии, как противостоящей правам народов на собственное уникальное развитие103.
29 Sunic
T. Historical Dynamics of Liberalism: From Total Market to Total
State
//
Journal of Social, Politi-
cal
and Economic Studies.
1988,
vol.
13
No
4.
Не
менее интересен другой представитель
хорватских новых правых, член «европейских
синергий» Юре Вуич, также сотрудник
хорватского министерства иностранных
дел, геополитик. Его работы посвящены
как общегеополитическим вопросам, в
частности изменению традиционной
геополитики в эпоху постмодерна, так и
проблемам роли Европы в новом
мироустройстве. В статье «Империя и мы»
Вуич выдвигает идеал европейской
империи, которая является в первую
очередь духовной сущностью, знаменуя
собой обращение к аристократическим
ценностям. Империя объединяет различные
народы в одном сосуде. Различия и
выраженную в них свободу народов
сохраняет именно империя, которая
«восстает против современного денежного
варварства и смиряет святое варварство
наших предков». В этой статье Вуич
поддерживает идею евразийского
континентального блока, противостоящего
англо-саксонским талассократиям и
описывает основные линии европейской
имперской геополитики - к Северному
морю, Балтике, Средиземноморью и
Индийскому Океану104.
Вуич с симпатией относится к евразийству,
считая, что это идейное течение очень
важно для формирования альтернативной
современному миропорядку геополитической
концепции многополярного мира105.
В этом году в свет должно выйти первая
книга о евразийстве на хорватском языке,
труд Вуича «Евразийство против
атлантизма».
Вуич жестко выступает против попыток объединения Европы исключительно на рациональных началах, в частности против идеи Хабер-маса о постепенном движении в сторону европейского национального государства, построенного на принципах Модерна, как противовеса «вульгарной сверхдержаве» США. Конституционный патриотизм стерилен, утверждает Вуич, современная бюрократическая, рационалистическая, подавляющая этнический Эрос структура ЕС не подходит для Европы как возможного полюса в глобальной системе. Глобальному или европейскому демосу могут быть противопоставлен проект Европы как союза, объединяющего различные демой (мн. число от демос), причем политическое разделение на демой должно соответствовать культурному многообразию Европы, ее регионов, выстраивая европейский проект на органической, а не искусственной основе106. C точки зрения Вуича в Европе необходим переход от либеральной постдемократии и невыполнимой идеи единой европейской демо-кратии (что требует наличия единого европейского демоса) к демой-кратии, что означает переход «от общей идентичности к разделяемым или плюральным идентичностям, от общности идентичности к общности геополитических проектов больших континентальных пространств и, наконец, от многоуровнего управления к многоцентричному или многополярному управлению»107.
Кроме геополитиков, выходцев из научных и дипломатических кругов защитником идеи многополярного мира может быть назван популярный правый католический публицист, бывший участник войны в бывшей Югославии Марко Франчишкович. С его точки зрения, политика союза с США и Великобританией ставит под угрозу хорватские национальные интересы, независимость государства и католические ценности, которые подрываются глобализмом, американским протестантизмом и пр. Хорватия могла бы выиграть, если бы переориентировалась в своей внешней политике на Россию, для которой предоставила бы выход в Адриатическое море, и Германию, предоставив немцам выход в Адриатику и через дунайскую речную систему. Таким образом Хорватия бы упрочила свои позиции, став наиболее желанным и важным стратегическим партнером двух контентальных государств на Балканах, являясь своеобразной «скрепкой» между ними108.
Ориентированная на традиционные ценности и сохранение национальной идентичности часть восточноевропейских обществ уже сейчас выдвигает геополитические проекты альтернативной организации этого пространства, которые выглядят благоприятными для России.
Общность геополитических и ценностных вызовов рождает в некоторых случаях и общность проектов по решению схожих проблем. Идеи многополярного мира, в данном регионе планеты рука об руку идут с ценностным консерватизмом, а отвержение однополярного мира с обращением к исторической традиции каждого конкретного народа. Они получают свое развитие в восточноевропейской правой мысли, в теоретических концепциях и программах конкретных партий и движений. Здесь представлен лишь беглый обзор основных движений и персоналий, но думаем, что и он будет полезен в условиях, настоящего идейного «железного занавеса», что пал между нами и востоком Европы после разрушения социалистической системы.
С точки зрения теории социокультурной динамики те вызовы, с которыми сталкиваются восточноевропейские общества, идентичны тем, с которыми сталкивается и Россия. Как отмечает В.И. Добреньков в работе «Кризис нашего времени в контексте теории культурной динамики Питирима Сорокина , постсоциалистическое общество, выйдя из идеационной фазы, «проскочило идеалистическую и сорвалось в чувственную культуру109». Общность проблем вполне может быть конвертирована в концептуальную общность их решений и в виде «мягкой силы» - в геополитический ресурс (вспомним какое важное значение Восточной Европе придавал еще Маккиндер), если Россия предложит иную цивилизационную альтернативу, нежели та, что предлагается Восточной Европе в рамках западной социокультурной суперсистемы, принадлежность к которой определяет и геополитическую ориентацию на ее центр - США.
Рецензии
Уильям Ф. Энгдаль. Боги денег. Уолл-Стрит и смерть Американского века. СПб.: Проект «Война и мир», 2011. - 452 с.
Савин Л.В.
Как указывает сам автор в предисловии к изданию, эта книга - попытка помочь гражданам поставить диагноз. Поскольку она повествует о политических и финансовых манипуляциях самого высокого уровня, из-за которых начинались военные конфлик-
т
Эта болезнь связана с невиданными доселе высотами власти, к которым благодаря махинациям с экономическими потоками, дипломатическим давлением и политическими трюками, умудрились прийти определенные группы людей, которые контролировали Федеральную Резервную Систему США, ряд корпораций и правительства других стран. В предисловии к русскому изданию автор, являющийся известным геополитиком и экономистом (это четвертая его книга, переведенная на русский язык), дает цитату одного из группы мудрецов, бывшего госсекретаря США Генри Киссинджера, которая в свою очередь является перефразировкой известного высказывания Х. Макиндера: «Если вы контролируете нефть, вы управляете целыми странами; если вы контролируете продовольствие, вы управляете людьми. Если вы контролируете деньги - вы управляете всем миром». Хотя в этой книге достаточно уделено внимания и нефтяному кризису 1973 г., и интересам клану Рокфеллера, и связанным с этим политическим дестабилизациям (которые включают в себя, но не ограничиваютя различными спецоперациями ЦРУ как в США, так и за их пределами), все же основной посыл этой книги - это финансовые операции, которые вначале спровоцировали ряд кризисов в самих Штатах, а позже в гонке за дешевыми ресурсами и процессе демонтажа существующей мировой системы привели и к последнему мировому кризису. В связи с этим во вступлении У Энгдаль задается вопросом - почему Дмиторий Медведев пригласил возглавить проект по инновациям тех самых персон, которые целенаправленно разрушали эконо
мики других стран, - это главы «Морган Чейз Дж. П.», «Ситигруп», «Голдман Сакс», «Банк оф Америка», «Морган Стенли» и пр.
Однако, все начинается с конца XVIII в., когда в США осуществлялись первые попытки основания собственного национального банка. С этого и начинается эпопея торговых и финансовых войн, связанных с идеями богоизбранности американской политической элиты и могуществом банковских группировок, устраняющих конкурентов и тех, кто им мешает, кем бы они ни были. Протягивание нужных законов, задействование международной сети своих агентов в правительствах других стран и различных лобби групп - подобные уловки Уолл-Стрита на протяжении более века приведены в книге с различными подробностями и деталями. Приведение в сносках различных документов и архивных материалов в издании значительно повышает его ценность, так как качественно отличается от подобных исторических исследований, которые грешат излишней конспирологичностью.
Впрочем, могущество Уолл-Стрита, которое росло с каждым годом, по мнению автора было напрямую связано с основными военными конфликтами ХХ века - Первой и Второй мировыми войнами (в том числе провокацией атаки Японии на Перл-Харбор и применением ядерного оружия), организации войны в Корее и Вьетнаме и других преднамеренных действий на чужих территориях с целью обоснования проведения определенной политико-экономической линии по отношению к своим сателлитам, конкурентам и условно нейтральным странам.
Также отмечена роль организаций Бреттон-Вудской системы - Всемирного банка и Международного Валютного Фонда, которые вместе с Всемирной Торговой Организацией стали инструментами проведения политики неолиберализма. Действия этих структур довольно легко объяснимы - они ведут переговорный процесс с государством, которое испытывает финансовые проблемы (возможно, искусственно спровоцированные), далее стране навязываются программы структурного регулирования, которые обязывают открыть границы для дорогих американских товаров и в то же время искусственно занизить цены на сырье. Вместе с этим завышаются тарифы на основные социальные нужды - жилье, образование, медицинское обслуживание и т.п. Как мы знаем, подобные программы уже неоднократно приводили к социальным кризисом в ряде стран и критиковались как теми, кто испытал на себе их последствия, так и инсайдерами Бреттон-Вудской системы (например, бывшим главным экономистом Всемирного банка, Нобелевским лауреатов Дж. Стиглицом).
Наиболее близкие к нам в исторической перспективы кризисы - от Восточноазиатского 1997 г. до 2007 г. также достаточно подробно описаны вплоть до механизмов попыток выхода из кризиса правительством