Файл: Геополитика номер 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1185

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ской идентичности, однако как и американские консерваторы, он пола­гает, что либеральная идеология прогресса, мультикультурализм, стрем­ление к мировому господству и насаждению абстрактных ценностей по всему миру угрожает как самой Америке, так и всем народам, которые с ней сталкиваются.

Сунич придерживается консервативных взглядов, критикует либе-

29

рализм за его «тоталитаризм»,отвергает политику мультикультура-лизма, как заведомо утопичную и разрушающую культурные основания европейской цивилизации102. Сунич оппонирует идеям «глобальной» демократии, как противостоящей правам народов на собственное уни­кальное развитие103.

29 Sunic T. Historical Dynamics of Liberalism: From Total Market to Total State // Journal of Social, Politi-
cal and Economic Studies. 1988, vol. 13 No 4.


Не менее интересен другой представитель хорватских новых правых, член «европейских синергий» Юре Вуич, также сотрудник хорватского министерства иностранных дел, геополитик. Его работы посвящены как общегеополитическим вопросам, в частности изменению традицион­ной геополитики в эпоху постмодерна, так и проблемам роли Европы в новом мироустройстве. В статье «Империя и мы» Вуич выдвигает иде­ал европейской империи, которая является в первую очередь духовной сущностью, знаменуя собой обращение к аристократическим ценностям. Империя объединяет различные народы в одном сосуде. Различия и вы­раженную в них свободу народов сохраняет именно империя, которая «восстает против современного денежного варварства и смиряет святое варварство наших предков». В этой статье Вуич поддерживает идею ев­разийского континентального блока, противостоящего англо-саксонским талассократиям и описывает основные линии европейской имперской геополитики - к Северному морю, Балтике, Средиземноморью и Индий­скому Океану104. Вуич с симпатией относится к евразийству, считая, что это идейное течение очень важно для формирования альтернативной со­временному миропорядку геополитической концепции многополярного мира105. В этом году в свет должно выйти первая книга о евразийстве на хорватском языке, труд Вуича «Евразийство против атлантизма».


Вуич жестко выступает против попыток объединения Европы ис­ключительно на рациональных началах, в частности против идеи Хабер-маса о постепенном движении в сторону европейского национального государства, построенного на принципах Модерна, как противовеса «вульгарной сверхдержаве» США. Конституционный патриотизм сте­рилен, утверждает Вуич, современная бюрократическая, рационалисти­ческая, подавляющая этнический Эрос структура ЕС не подходит для Европы как возможного полюса в глобальной системе. Глобальному или европейскому демосу могут быть противопоставлен проект Европы как союза, объединяющего различные демой (мн. число от демос), причем политическое разделение на демой должно соответствовать культурно­му многообразию Европы, ее регионов, выстраивая европейский проект на органической, а не искусственной основе106. C точки зрения Вуича в Европе необходим переход от либеральной постдемократии и невыпол­нимой идеи единой европейской демо-кратии (что требует наличия еди­ного европейского демоса) к демой-кратии, что означает переход «от общей идентичности к разделяемым или плюральным идентичностям, от общности идентичности к общности геополитических проектов больших континентальных пространств и, наконец, от многоуровнего управления к многоцентричному или многополярному управлению»107.

Кроме геополитиков, выходцев из научных и дипломатических кру­гов защитником идеи многополярного мира может быть назван популяр­ный правый католический публицист, бывший участник войны в бывшей Югославии Марко Франчишкович. С его точки зрения, политика союза с США и Великобританией ставит под угрозу хорватские националь­ные интересы, независимость государства и католические ценности, которые подрываются глобализмом, американским протестантизмом и пр. Хорватия могла бы выиграть, если бы переориентировалась в сво­ей внешней политике на Россию, для которой предоставила бы выход в Адриатическое море, и Германию, предоставив немцам выход в Адри­атику и через дунайскую речную систему. Таким образом Хорватия бы упрочила свои позиции, став наиболее желанным и важным стратеги­ческим партнером двух контентальных государств на Балканах, являясь своеобразной «скрепкой» между ними108.

Ориентированная на традиционные ценности и сохранение наци­ональной идентичности часть восточноевропейских обществ уже сей­час выдвигает геополитические проекты альтернативной организации этого пространства, которые выглядят благоприятными для России.


Общность геополитических и ценностных вызовов рождает в некото­рых случаях и общность проектов по решению схожих проблем. Идеи многополярного мира, в данном регионе планеты рука об руку идут с ценностным консерватизмом, а отвержение однополярного мира с об­ращением к исторической традиции каждого конкретного народа. Они получают свое развитие в восточноевропейской правой мысли, в тео­ретических концепциях и программах конкретных партий и движений. Здесь представлен лишь беглый обзор основных движений и персона­лий, но думаем, что и он будет полезен в условиях, настоящего идейного «железного занавеса», что пал между нами и востоком Европы после разрушения социалистической системы.

С точки зрения теории социокультурной динамики те вызовы, с ко­торыми сталкиваются восточноевропейские общества, идентичны тем, с которыми сталкивается и Россия. Как отмечает В.И. Добреньков в работе «Кризис нашего времени в контексте теории культурной ди­намики Питирима Сорокина , постсоциалистическое общество, выйдя из идеационной фазы, «проскочило идеалистическую и сорвалось в чувственную культуру109». Общность проблем вполне может быть кон­вертирована в концептуальную общность их решений и в виде «мягкой силы» - в геополитический ресурс (вспомним какое важное значение Восточной Европе придавал еще Маккиндер), если Россия предложит иную цивилизационную альтернативу, нежели та, что предлагается Вос­точной Европе в рамках западной социокультурной суперсистемы, при­надлежность к которой определяет и геополитическую ориентацию на ее центр - США.


Рецензии


Уильям Ф. Энгдаль. Боги денег. Уолл-Стрит и смерть Американского века. СПб.: Проект «Во­йна и мир», 2011. - 452 с.

Савин Л.В.

Как указывает сам автор в предисловии к изда­нию, эта книга - попытка помочь гражданам поста­вить диагноз. Поскольку она повествует о политиче­ских и финансовых манипуляциях самого высокого уровня, из-за которых начинались военные конфлик-

т

ы и экономические катастрофы, то речь идет о бо­лезни, которая угрожает существованию всего мира.

Эта болезнь связана с невиданными доселе высотами власти, к которым благодаря махинациям с эконо­мическими потоками, дипломатическим давлением и политическими трюками, умудрились прийти определенные группы людей, которые контролировали Федеральную Резервную Систему США, ряд корпо­раций и правительства других стран. В предисловии к русскому из­данию автор, являющийся известным геополитиком и экономистом (это четвертая его книга, переведенная на русский язык), дает цитату одного из группы мудрецов, бывшего госсекретаря США Генри Кис­синджера, которая в свою очередь является перефразировкой извест­ного высказывания Х. Макиндера: «Если вы контролируете нефть, вы управляете целыми странами; если вы контролируете продовольствие, вы управляете людьми. Если вы контролируете деньги - вы управляете всем миром». Хотя в этой книге достаточно уделено внимания и не­фтяному кризису 1973 г., и интересам клану Рокфеллера, и связанным с этим политическим дестабилизациям (которые включают в себя, но не ограничиваютя различными спецоперациями ЦРУ как в США, так и за их пределами), все же основной посыл этой книги - это финансо­вые операции, которые вначале спровоцировали ряд кризисов в самих Штатах, а позже в гонке за дешевыми ресурсами и процессе демонтажа существующей мировой системы привели и к последнему мировому кризису. В связи с этим во вступлении У Энгдаль задается вопросом - почему Дмиторий Медведев пригласил возглавить проект по инно­вациям тех самых персон, которые целенаправленно разрушали эконо­


мики других стран, - это главы «Морган Чейз Дж. П.», «Ситигруп», «Голдман Сакс», «Банк оф Америка», «Морган Стенли» и пр.

Однако, все начинается с конца XVIII в., когда в США осуществля­лись первые попытки основания собственного национального банка. С этого и начинается эпопея торговых и финансовых войн, связанных с идеями богоизбранности американской политической элиты и могу­ществом банковских группировок, устраняющих конкурентов и тех, кто им мешает, кем бы они ни были. Протягивание нужных законов, задей­ствование международной сети своих агентов в правительствах других стран и различных лобби групп - подобные уловки Уолл-Стрита на про­тяжении более века приведены в книге с различными подробностями и деталями. Приведение в сносках различных документов и архивных материалов в издании значительно повышает его ценность, так как каче­ственно отличается от подобных исторических исследований, которые грешат излишней конспирологичностью.

Впрочем, могущество Уолл-Стрита, которое росло с каждым годом, по мнению автора было напрямую связано с основными военными кон­фликтами ХХ века - Первой и Второй мировыми войнами (в том числе провокацией атаки Японии на Перл-Харбор и применением ядерного оружия), организации войны в Корее и Вьетнаме и других преднамерен­ных действий на чужих территориях с целью обоснования проведения определенной политико-экономической линии по отношению к своим сателлитам, конкурентам и условно нейтральным странам.

Также отмечена роль организаций Бреттон-Вудской системы - Все­мирного банка и Международного Валютного Фонда, которые вместе с Всемирной Торговой Организацией стали инструментами проведе­ния политики неолиберализма. Действия этих структур довольно легко объяснимы - они ведут переговорный процесс с государством, которое испытывает финансовые проблемы (возможно, искусственно спрово­цированные), далее стране навязываются программы структурного регу­лирования, которые обязывают открыть границы для дорогих американ­ских товаров и в то же время искусственно занизить цены на сырье. Вместе с этим завышаются тарифы на основные социальные нужды - жилье, образование, медицинское обслуживание и т.п. Как мы знаем, подобные программы уже неоднократно приводили к социальным кризисом в ряде стран и критиковались как теми, кто испытал на себе их последствия, так и инсайдерами Бреттон-Вудской системы (например, бывшим главным эко­номистом Всемирного банка, Нобелевским лауреатов Дж. Стиглицом).

Наиболее близкие к нам в исторической перспективы кризисы - от Восточноазиатского 1997 г. до 2007 г. также достаточно подробно опи­саны вплоть до механизмов попыток выхода из кризиса правительством