Файл: Геополитика номер 12.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 1190

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Румынии. С ее стороны звучит как критика МВФ (с такой критикой вы­ступили бывший премьер-министр и лидер либералов Кэлин Попеску-Тэрычану15 и бывший министр финансов в либеральном правительстве - Варужан Возганиян16), так и участия Румынии в продиктованных иностранными интересами предприятиях, в частности участия румынских войск в войне в Ираке17.

Польша

В Польше некоторое время назад значительной популярностью пользовалось движение «Самооборона» (изначально крестьянский профессиональный союз), бывшее одним из главных элементов ко­алиции, приведшей к власти братьев Качиньских. Близким по духу к «Самообороне» была «Лига польских семей» Романа Гертыха. «Самооборона» и ее лидер Анджей Леппер активно выступали против либералов, интеграции в ЕС и за выход из НАТО, негативно оценивала интервенцию НАТО в Косово, занимая антиатлантисткую позицию18. Леппер и его последователи единственные в Польше не боялись выступать в поддержку президента Белоруссии Александра Лукашенко.

Польские националисты (то есть наследники межвоенной эндеции, национал-демократической составляющей в польском освободитель­ном движении), в значительной степени ориентируются на союз с Рос­сией, которая с их точки зрения может противостоять Германии как главному врагу «польскости» и славянства19. Навязывание США сво­его покровительства их также не устраивает, поскольку в этом видится угроза их идентичности. В этом они следуют за одним из важнейших представителей польского национализма межвоенного периода Рома­ном Дмовским, основателем эндеции, который помимо всех прочих за­слуг перед польским народом известен еще и тем, что противопоставил антироссийскому проекту Пилсудского свой проект, направленный на союз с Россией20. Влияние идей и того и другого ощущается и по сей

15 FMI trateaza Romania ca pe o tara africana. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mdn.md/index.
php?view=viewarticle&articleid=6468 (дата обращения - 27.03.2011)

16 Vosganian: Nu inteleg atitudinea FMI care protejeaza guvernul. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.ziare.com/varujan-vosganian/stiri-varujan-vosganian/vosganian-nu-inteleg-atitudinea-fmi-care-prote-
jeaza-guvernul-991481(дата обращения - 27.03.2011)

17 CSAT respinge propunerea de retragere a trupelor din Irak (дата обращения - 27.04.2011).
[Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.co.uk/romanian/news/story/2006/06/printable/060630_csat_
respingere.shtml

18 Лыкошина Л.С. Нереальное решение реальных проблем. К вопросу о популизме и национализме
в Польше / Национализм и популизм в Восточной Европе С. 62-70

19 Цит. По Восканян М. Словакия и диалог «Восток-Запад». Сайт Сергея Хелемендика.
[Электронный ресурс] URL: http://chelemendik.ru/ShowDoc.php?d=723 (дата обращения - 20.03.2011)

20 Дмовский Р. Германия, Россия и польский вопрос. СПб., 1909.


день, так что можно говорить о противостоянии в Польше двух гео­политических проектов фило-русского, наследующего национал-де­мократической традиции Р. Дмовского и антирусского, наследующего государственно-демократической традиции Ю. Пилсудского.

Из интересных польских интеллектуалов, наших современников, вы­ступающих против однополярного мира можно отметить Марека Гвого-шовского, критикующего глобализм с позиций, близких к взглядам Адама Шамира и Ноама Хомского, а также Ярослава Томашевича, доктора поли­тических наук, редактора журнала «ЗакоженЕне», автора работы «Этно-плюралистический манифест94». В нем и в других своих работах Томашевич стремится выйти за грань, разделяющую левых и правых, отвергая как шо­винизм и расизм, имплицитно присущий большинству националистов, так и либеральный и левый космополитизм и пренебрежение этносом и этниче­скими корнями общества, выдвигая в качестве норматива идею сохранения культурного и этнического многообразия обществ, этноплюрализма.

Отмечая в качестве корневой задачи человечества сохранение много­образия культур и народных традиций, Томашевич призывает:

«Изобилие бытия - это ключевая ценность, которую необходимо за­щищать. Защищая это сокровище, мы одновременно защищаем богатство и разнообразие мира вокруг нас, реальную свободу группы (сообщество не может быть свободным не осознавая свою отдельность). Более того, бу­дучи укорененными в специфической культуре мы более восприимчивы к уникальности других культур. Все культуры одинаково чужды и безразлич­ны для человека, лишенного корней. В этой ситуации мы можем говорить не о толерантности, но об отсутствии его собственной идентичности»95.

Венгрия

Идеи многополярного мира поддерживаются в венгерском полити­ческом истеблишменте также силами национал-популистской ориен­тации. До начала 2000-х гг. единственной политической партией, вы­ступавшей против атлантистского вектора внешней политики Венгрии была Венгерская партия Справедливости и Жизни - MIEP (лидер пар­тии - Иштван Чурка, известный венгерский драматург), выступавшая против вхождения Венгрии в НАТО, глобализма, американского импе­риализма. Партия осудила бомбардировки Югославии силами НАТО в 1999 г. и вторжение США и их союзников в Ирак в 2003 г.96


С начала 2000 г. и по сей день наиболее мощной партией, выступа­ющей за многополярный мир является национал-популистская Партия за лучшую Венгрию - Йоббик. Как заявлено на ее официальном сайте «Партия «За лучшую Венгрию» открыта для сотрудничества с любы­ми партиями и движениями, отстаивающими традиционные ценности и выступающими против диктата ЕС и нового мирового порядка глоба-лизации97».

Лидер партии Габор Вона, в своих статья и выступлениях, посвя­щенных международной проблематике, критикует прежнее левое пра­вительство Гюрчаня и нынешнее правое правительство Орбана за их не соответствующий венгерским интересам подход к внешней политике. Критикуются США и их стремление в одиночку управлять миром, Вона призывает более активно сотрудничать с основными центрами сопро­тивления новому мировому порядку - Китаем, Россией, Ираном98.

Своеобразные идеи венгерского восточничества, восходящего к межвоенному венгерскому туранизму можно найти в выступлениях Мартона Дьёндьёша, отвечающего за вопросы внешней политики пар­тии. Так, выступая на международном форме в Китае, он отметил что азиатский вектор с его точки зрения должен стать основным в будущей внешней политике Венгрии. В этой связи он подчеркнул, что Венгрия является единственной страной в Европе с азиатскими корнями99. В дру­гой раз, в посольстве Ирана Дьендьеш еще раз заявил, что будучи гео­графически европейской страной Венгрия обладает восточными душой и духом, часть венгерского народа и он сам являются по происхождению потомками разбитых в XIII в. монголами ираноязычных алан, часть ко­торых ушла с половцами в Венгрию. Не только исторические, культур­ные, но, конечно, более сильные экономические и политические связи должны быть установлены с Востоком. Другой причиной ориентации на Иран, с точки зрения венгерских политиков является его независимое поведение на внешнеполитической арене, народный и консервативный характер революции 1979 г., стремление к самобытности, свободе, суве­ренитету, возврату к собственным традициям, тот путь, по которому с точки зрения Йоббика должна пойти и Венгрия.100

Дебаты вокруг нового проекта венгерской конституции, предло­


женной правящей правой партией Fides в апреле 2011 г. продемон­стрировали, что венгерское общество, по крайней мере, значитель­ная его часть, и не только оппозиция, но и правящая партия очень своеобразно смотрят на настоящее и будущее своей страны в со­ставе Европы. Новая венгерская конституция, призванная сменить действовавшую до этого конституцию 1949 г., была даже названа «консервативно-революционной». Действительно, не посягая пря­мым образом на священную корову либерализма - права и свободы человека, она предлагает такую их трактовку, в которой решающее значение занимает историческая традиция страны. Дело даже не в том, что, например, защита жизни человека по новой конституции начинается с момента зачатия, то есть, недвусмысленно запрещаются аборты, или что браком признается только формальная регистрация отношений двух людей, принадлежащих разным полам, гораздо се­рьезнее другое, тот религиозно-националистический дух, которым пропитана преамбула основного закона страны.

От самой первой строки («Благослови, Господь, венгров») до самой последней, авторы призывают трактовать все статьи кон­ституции в соответствии с национальными традициями страны, ее тысячелетней историей и культурой. Не стесняются ссылаться на христианские корни Европы и христианский характер венгерско­го государства. Заключительным прямо-таки империалистическим аккордом преамбула ссылается на доктрину «короны Святого Сте­фана», суть которой состоит не только в объединении всех земель, когда то принадлежавших этой короне ( вся современная Словакия, часть Австрии, румынская Трансильвания, сербская Воеводина, украинское Закарпатье, большая часть Хорватии), но в самом пони­мании короны как материального воплощения имперостроительной миссии, завещанной венграм их первым христианским государем и крестителем королем Стефаном Великим101. Истинная корона - не те реликвии, что и сегодня почитаются с большим пиететом. Это пре­жде всего идея, символ власти, энергии народа, призвания его к не­сению властных функций в данной части Европы.

Сербия и Хорватия

В Сербии идеи многополярного мира поддерживаются большин­ством политических объединений в силу исторических причин и прямо­го военного столкновения с однополярным миром в лице США, НАТО в 90-х гг. Хотя имеются и откровенно прозападные партии типа Демо­


кратической партии Тадича, или выросшей из проамериканского НПО либеральной партии Г17+ и Либерально-демократической партии Сер­бии, остальные крупные политические организации выступают за мно­гополярность. Наиболее принципиально за многополярное мировое устройство выступает Сербская радикальная партия Войслава Шешеля, занимающая в отличие от остальных позиции евроскептицизма. Попра­вели и демократы Войслава Коштуницы, отвергающей теперь вступле­ние в ЕС из-за его позиции по Косово.

Среди интеллектуалов, которые развивали и развивают идеи много­полярности в Сербии можно отметить ныне покойного Драгоша Кала-ича, главного редактора газеты «Геополитика» Слободана Ерича, док­тора Смиля Аврамову, члена Сената Республики Сербской, редактора журнала «Национальная стратегия» Милоша Кнежевича, американо-сербского геополитика профессора, доктора Срдья Трифковича, сотруд­ничающего с палеоконсервативным американским изданием Chronicles, философа и публициста Марко Марковича, генерала Радована Радино-вича и многих других. Главным отличием сербских авторов, выступаю­щих с позиций многополярного мира является ориентации на Россию, сербский национализм, антизападничество. В основном затрагиваются проблемы, которые касаются непосредственно Сербии и Балкан, взаи­моотношений России и Сербии, НАТОвской агрессии против Сербии, распада Югославии.

В Хорватии отсутствуют серьезные политические силы, которые вы­ступали бы за проект многополярного мира, а вот влияние США доволь­но сильно. Восприятие себя в качестве части европейской цивилизации, обострившееся благодаря гражданской войне на территории бывшей Югославии ( в Хорватии - официально «Война за независимость»), вы­звало и ориентацию на ЕС и НАТО в 90-х гг. И все же интеллектуальная оппозиция однополярному миру в Хорватии существует, более того, вы­двигаемые немногочисленными хорватскими авторами проекты ориги­нальны и интересны.

Наиболее известным хорватским автором, поддерживающим проект многополярного мира является бывший хорватский дипломат, ныне со­ветник министра иностранных дел Хорватии, доктор Томислав Сунич, член Европейского движения «Новых правых». Сунич, долгое время работал в Америке и до сих пор ведет передачу на интернет-радио ан­глоязычных новых правых "Voice of reason". Одна из последних его книг Homo Americanus: Child of the Postmodern Age посвящена соотношению традиционного американского мессианизма и современной глобальной модели, которую навязывают США. Стоит отметит, что Сунич не враг консервативной Америки, более того, сторонник общей евроамерикан­