Файл: Strategia_Rossii_v_BRIKS_tseli_i_instrumenty.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 2553

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31

переоценивать

БРИКС

 

будет

 

продолжать

 

действовать

 

в

 

не

-

зависимости

 

от

 

существующих

 

разделительных

 

линий

а

 

ко

-

роткая

 

еще

 

история

 

этого

 

блока

 

показала

 

значительный

 

по

-

тенциал

 

для

 

сотрудничества

Различия

 

же

 

необходимо

 

изу

-

чать

 

с

 

тем

чтобы

 

понимать

как

 

взаимодействовать

 

с

 

учетом

 

неполного

 

совпадения

 

интересов

а

 

также

 

в

 

наилучшей

 

сте

-

пени

 

использовать

 

существующие

 

общие

 

подходы

На

 

сего

-

дняшний

 

день

 

проблемой

 

БРИКС

 

остается

  «

деятельность

 

против

». 

Хотя

 

сущность

 

БРИКС

 

и

 

не

 

состоит

 

в

 

том

чтобы

 

«

дружить

 

против

» 

США

 

или

 

Запада

 

в

 

целом

но

 

до

 

сих

 

пор

 

данному

  «

клубу

» 

не

 

хватает

 

собственной

 

позитивной

 

пове

-

стки

 

дня

 – 

все

 

новые

 

предложения

 

реактивны

 

и

 

исходят

 

из

 

расчета

 

прямого

 

или

 

косвенного

 

воздействия

 

на

 

страны

 

За

-

пада

 

с

 

целью

 

укрепления

 

собственного

 

влияния

 

стран

 

БРИКС

 

и

 

реформирования

 

существующих

 

международных

 

структур

.  

 

4. 

Видение

 

БРИКС

 

в

 

российской

 

внешней

 

политике

 

С

 

одной

 

стороны

не

 

вызывает

 

сомнений

 

тот

 

факт

что

 

культурно

исторически

 

и

 

цивилизационно

 

Россия

 

в

 

большей

 

степени

 

принадлежит

 

Европе

нежели

 

Азии

является

 

скорее

 

геополитическим

 

Севером

а

 

не

 

Югом

Именно

 

этот

 

факт

 

в

 

серьезной

 

мере

 

определял

 

практическое

 

нежелание

 

россий

-

ской

 

стороны

 

реально

 

диверсифицировать

 

собственную

 

внешнюю

 

политику

воспринимать

 

развивающиеся

 

страны

 

в

 

качестве

 

равных

 

и

 

серьезных

 

партнеров

Но

 

как

 

было

 

отме

-

чено

 

выше

по

 

мере

 

осознания

 

создавшегося

 

тупика

 

в

 

разви

-

тии

 

взаимовыгодных

 

и

 

равноправных

 

отношений

 

с

 

Западом

Россия

 

все

 

более

 

серьезно

 

стала

 

относиться

 

к

 

идее

 

Примако

-

ва

 

и

 

воплощать

 

ее

 

в

 

жизнь

Так

по

 

мнению

 

ведущего

 

рос

-

сийского

 

исследователя

-

международника

 

Г

.

Д

Толораи

для

 

нашей

 

страны

 

не

 

представляется

 

возможности

 

в

 

одиночку

 

вернуть

 

прежнее

 

влияние

которым

 

обладали

 

Российская

 

им

-

перия

а

 

позднее

 

СССР

Поэтому

 

для

 

Москвы

 

БРИКС

 – «

это

 

инструмент

с

 

помощью

 

которого

 

она

 

может

 

укрепить

 

 

32

свои

 

позиции

 

в

 

системе

 

глобального

 

управления

», 

а

 

также

 

по

-

тенциальная

 «

геополитическая

 

альтернатива

 XXI 

века

».

1

 

Если

 

смотреть

 

в

 

общем

то

 

подходы

 

страны

 

БРИКС

 

ха

-

рактеризуются

 

линией

 

неприятия

 

вмешательства

 

в

 

нацио

-

нальный

 

суверенитет

 

и

 

их

 

собственную

 

автономию

что

 

оп

-

ределяется

 

тем

 

фактом

что

 

ни

 

одна

 

из

 

стран

 

пятерки

 

не

 

го

-

това

 

накладывать

 

на

 

национальную

 

повестку

 

дня

 

и

 

полити

-

ческие

 

решения

 

ограничения

выведенные

 

странами

 

Запада

Так

 

ряд

 

экспертов

 

определяет

 

БРИКС

 

как

 «

ястребов

 

сувере

-

нитета

», 

ведущих

 

политику

 

защиты

 

суверенитета

 

и

 

не

-

вмешательства

 

во

 

внутренние

 

дела

 

государства

что

 

не

-

двусмысленно

 

закреплено

 

в

 

Уставе

 

ООН

Соответственно

 

страны

 

БРИКС

 

выступают

 

против

 

политики

 

интервенцио

-

низма

 

и

 

экономической

 

и

 

финансовой

 

либерализации

Для

 

России

 

также

 

интерес

 

представляет

 

демонстрация

 

посредст

-

вом

 

работы

 

БРИКС

 

преимуществ

 «

сетевой

 

дипломатии

», 

что

 

помогло

 

бы

 

избежать

 

внутриполитических

 

ограничений

 

ти

-

пичных

 

для

 

большинства

 

западных

 

институтов

.

2

 

Здесь

 

также

 

необходимо

 

отметить

что

 

в

 

отличие

 

от

 

за

-

падных

 

школ

 

политической

 

мысли

многие

 

российские

 

поли

-

тологи

 

и

 

политики

 

видят

 

мировое

 

устройство

 

через

 

линзы

 

Устава

 

ООН

придавая

 

особое

 

значение

 

демократическому

 

устройству

 

глобального

 

управления

 – 

мирового

 

сообщества

где

 

все

 

страны

в

 

независимости

 

от

 

их

 

политической

 

системы

 

и

 

управления

видятся

 

как

 

полноправные

 

члены

 

этого

 

сооб

-

щества

в

 

противоположность

 

мировому

 

обществу

состоя

-

щему

 

лишь

 

из

 

стран

признанных

 

Западом

 

как

 

демократиче

-

ские

Это

 

отражено

 

и

 

в

 

официальной

 

позиции

 

Российской

 

                                                 

1

 

Георгий

 

Толорая

Россия

 

и

 

БРИКС

стратегия

 

взаимодействия

Страте

-

гия

 

России

8, 

август

 2011. http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_ 

to.php?subaction=showfull&id=1314789648&archive=1314876917&start_fro
m=&ucat=14& 

2

 Cynthia Roberts, Polity Forum: Challengers or Stakeholders? BRICs and the 

Liberal World Order. Polity, Volume 42, Number 1, January 2010, p.10 


background image

 

33

Федерации

 

в

 

отношении

 

деятельности

 

международных

 

ин

-

ститутов

 

и

 

взаимодействия

 

между

 

странами

 

мира

Еще

 

одной

 

общей

 

для

 

стран

 

БРИКС

 

позицией

 

является

 

их

 

поддержка

 

многополярного

 

мира

в

 

противоположность

 

однополюсному

Как

 

уже

 

было

 

показано

 

выше

Россия

 

впер

-

вые

 

вышла

 

с

 

продвижением

 

идеи

 

треугольника

 

России

 –  

Индии

 – 

Китая

 

и

 

многовекторной

 

дипломатии

 

в

 

середине

 

1990-

х

 

гг

Это

 

отражено

 

и

 

в

 

официальных

 

документах

Если

 

в

 

первой

 

половине

 1990-

х

 

годов

 

российская

 

внешняя

 

полити

-

ка

 

изначально

 

была

 

сосредоточена

 

как

 

в

 

теории

так

 

и

 

на

 

практике

 

на

 

попытках

 

полной

 

интеграции

 

с

 

западными

 

стра

-

нами

 

и

 

институтами

то

 

уже

 

в

 

Послании

 

Президента

 

Феде

-

ральному

 

собранию

 

от

 1997 

года

 

виден

 

значительный

 

сдвиг

 

мышления

 

к

 

большей

 

диверсификации

 

внешней

 

политики

Среди

 

внешнеполитических

 

целей

 

наиболее

 

важными

 

были

:  

 

защита

 

национальных

 

интересов

 

России

 

без

 

скатыва

-

ния

 

к

 

конфронтации

но

 

на

 

основе

 

укрепления

 

стабильности

 

и

 

элемента

 

кооперационности

 

в

 

международных

 

отноше

-

ниях

 

создание

 

системы

 

международных

 

отношений

осно

-

ванной

 

на

 

принципе

 

многополярности

 

и

 

на

 

том

 

понимании

что

 

в

 

мире

  «

не

 

должно

 

быть

 

доминирования

 

какого

-

то

 

од

-

ного

 

центра

 

силы

», 

с

 

учетом

 

того

 

обстоятельства

что

  «

мир

 

XXI 

века

 

должен

 

меньше

 

опираться

 

на

 

военную

 

силу

 

и

 

гораз

-

до

 

больше

 – 

на

 

силу

 

права

».

1

 

Ряд

 

экспертов

 

первую

 

практическую

 

манифестацию

 

Россией

 

продвижения

 

концепции

 

многополярного

 

мира

 

уви

-

дели

 

в

 

серии

 

визитов

 

тогдашнего

 

министра

 

иностранных

 

дел

 

РФ

 

Е

.

М

Примакова

 

в

 

Латинскую

 

Америку

в

 

ходе

 

которых

 

                                                 

1

 

Послание

 

Президента

 

РФ

 

Б

.

Н

Ельцина

 

Федеральному

 

собранию

  «

По

-

рядок

 

во

 

власти

 – 

порядок

 

в

 

стране

», 

от

 6 

марта

, 1997 

года

http://www.intelros.ru/2007/02/05/poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federal-
nomu_sobraniju_rf_porjadok_vo_vlasti__porjadok_v_strane_1997_god.html 

 

34

был

 

подписан

 

целый

 

ряд

 

соглашений

 

о

 

стратегическом

 

парт

-

нерстве

 

с

 

крупнейшими

 

государствами

 

континента

.

1

 

Позднее

в

 

июне

 2000 

года

была

 

принята

 

новая

 

Кон

-

цепция

 

внешней

 

политики

 

России

уже

 

при

 

следующем

 

Пре

-

зиденте

 

В

.

В

Путине

в

 

рамках

 

которой

 

отмечалось

что

 

Рос

-

сия

 

будет

  «

добиваться

 

формирования

 

многополярной

 

сис

-

темы

 

международных

 

отношений

реально

 

отражающей

 

многоликость

 

современного

 

мира

 

с

 

разнообразием

 

его

 

инте

-

ресов

» 

и

 

основываясь

 

на

  «

механизмах

 

коллективного

 

реше

-

ния

 

ключевых

 

проблем

», 

в

 

приоритетом

 

международного

 

права

 

и

  «

демократизации

 

международных

 

отношений

».

2

  

В

 

следующей

 

редакции

 

Концепции

 

внешней

 

политики

 

Рос

-

сии

 

от

 2008 

года

 

была

 

особо

 

подчеркнута

 

важность

 

укрепле

-

ния

 

экономического

 

потенциала

 «

новых

 

центров

 

глобального

 

роста

связанное

 

в

 

том

 

числе

 

с

 

более

 

равномерным

 

распре

-

делением

 

ресурсов

 

развития

 

вследствие

 

либерализации

 

ми

-

ровых

 

рынков

». 

Таким

 

образом

наращивание

 

экономической

 

мощи

 

этих

 

стран

 

и

 

регионов

 

объективно

 

ведет

 

к

 

росту

 

поли

-

тического

 

влияния

 

данных

 

субъектов

 

с

 

дальнейшими

 

тен

-

денциями

 

к

 

формированию

 

полицентричного

 

миропорядка

Также

 

в

 

Концепции

 2008 

года

 

дальнейшее

 

развитие

 

по

-

лучает

 

понимание

 

того

что

  «

традиционные

 

громоздкие

 

во

-

енно

-

политические

 

союзы

 

уже

 

не

 

могут

 

обеспечить

 

проти

-

водействия

 

всему

 

спектру

 

современных

 

вызовов

 

и

 

угроз

яв

-

ляющихся

 

трансграничными

 

по

 

своему

 

характеру

», 

взамен

 

которым

 

предлагается

 

делать

 

акцент

 

на

  «

сетевую

 

диплома

-

тию

» 

и

 

гибкие

 

формы

 

многосторонности

 
 

                                                 

1

 

Б

Мартынов

Многополярный

 

или

 

многоцивилизационный

 

мир

Меж

-

дународные

 

процессы

Том

 7, 

 3(21), 

сентябрь

 – 

декабрь

 2009, 

http://www.intertrends.ru/twenty-first/014.htm 

2

 

Концепция

 

внешней

 

политики

 

Российской

 

Федерации

Москва

, 28 

ию

-

ня

, 2000 

года

Независимая

 

газета

НГ

-

Политика

, http://www.ng.ru/ 

world/2000-07-11/1_concept.html 


background image

 

35

Далее

 

в

 

рамках

 

официального

 

видения

 

мирового

 

разви

-

тия

 

отмечается

что

  «

глобальная

 

конкуренция

 

впервые

 

в

 

но

-

вейшей

 

истории

 

приобретает

 

цивилизационное

 

измерение

что

 

предполагает

 

конкуренцию

 

между

 

различными

 

ценно

-

стными

 

ориентирами

 

и

 

моделями

 

развития

 

в

 

рамках

 

универ

-

сальных

 

принципов

 

демократии

 

и

 

рыночной

 

экономики

». 

И

 

в

 

том

 

же

 

самом

 

документе

 

российская

 

сторона

 

дает

 

отповедь

 

западным

 

партнерам

 

за

 

неумение

 

справиться

 

с

  «

перспекти

-

вой

 

утраты

 

историческим

 

Западом

 

своей

 

монополии

 

на

 

гло

-

бализационные

 

процессы

», 

что

 

ведет

 

в

 

числе

 

прочего

 

к

 

«

инерции

 

политико

-

психологической

 

установки

 

на

 «

сдержи

-

вание

» 

России

». 

Также

 

в

 

соответствии

 

с

 

Концепцией

 

вновь

 

делается

 

упор

 

на

 

то

что

 «

стратегия

 

односторонних

 

дейст

-

вий

 

дестабилизирует

 

международную

 

обстановку

провоци

-

рует

 

напряженность

 

и

 

гонку

 

вооружений

усугубляет

 

меж

-

государственные

 

противоречия

разжигает

 

национальную

 

и

 

религиозную

 

рознь

создает

 

угрозу

 

безопасности

 

других

 

го

-

сударств

ведет

 

к

 

росту

 

напряженности

 

в

 

межцивилизаци

-

онных

 

отношениях

». 

Также

 

обязательным

 

атрибутом

 

офици

-

альной

 

позиции

 

России

 

является

 

четкая

 

приверженность

 

оп

-

ределения

 

центральной

 

роли

 

ООН

что

 

наряду

 

с

 

многополяр

-

ностью

принципами

 

суверенитета

 

и

 

верховенства

 

закона

 

разделяются

 

всеми

 

странами

 

БРИКС

.

1

 

Как

 

было

 

отмечено

 

ранее

по

 

мере

 

превращения

 

БРИКС

 

в

 

зрелый

 

и

 

самостоятельный

 

механизм

 

стало

 

ощущаться

 

дальнейшее

 

признание

 

важности

 «

клуба

» 

на

 

уровне

 

полити

-

ческих

 

элит

В

.

В

Путин

будучи

 

президентом

 

в

 2006 

году

продвигал

 

идею

 

более

 

тесных

 

связей

 

с

 

Бразилией

Индией

 

и

 

Китаем

хотя

 

именно

 

в

 

бытность

 

президентства

 

Д

.

А

Медве

-

дева

 «

клуб

» 

получил

 

путевку

 

в

 

жизнь

 

на

 

уровне

 

руководите

-

лей

 

государств

Сегодня

 

не

 

приходится

 

недооценивать

 

важ

-

                                                 

1

 

Концепция

 

внешней

 

политики

 

Российской

 

Федерации

Москва

, 15 

ию

-

ля

, 2008 

года

, http://kremlin.ru/acts/785 

 

36

ность

придаваемую

 

БРИКС

 

со

 

стороны

 

российского

 

полити

-

ческого

 

истеблишмента

В

 

одной

 

из

 

статей

 

на

 

тот

 

момент

 

кандидата

 

в

 

президен

-

ты

 

В

.

В

Путина

 

в

 

качестве

 

планов

 

на

 

будущее

 

было

 

прописа

-

но

что

 

Россия

 

будет

 

продолжать

 

придавать

  «

приоритетное

 

значение

 

взаимодействию

 

с

 

партнерами

 

по

 

БРИКС

Эта

 

уникальная

 

структура

созданная

 

в

 2006 

году

нагляднее

 

все

-

го

 

символизирует

 

переход

 

от

 

однополярности

 

к

 

более

 

спра

-

ведливому

 

мироустройству

»

.

1

 

Далее

 

это

 

видение

 

закреплено

 

в

 

заявлении

 

министра

 

иностранных

 

дел

 

России

 

Лаврова

 

о

 

том

что

 

создание

 

БРИКС

 

стало

  «

одним

 

из

 

самых

 

значимых

 

геополитических

 

событий

 

с

 

начала

 

нового

 

века

»

.

2

  

Данный

 

механизм

 

видится

 

как

 

новая

 

модель

 

глобаль

-

ных

 

отношений

 

поверх

 

старых

 

барьеров

которые

 

разделяют

 

Восток

 

и

 

Запад

Север

 

и

 

Юг

что

 

в

 

свою

 

очередь

 

позволит

 

БРИКС

 

постепенно

 

трансформироваться

 

в

 «

многостороннее

 

стратегическое

 

партнерство

 

по

 

широкому

 

спектру

 

миро

-

вых

 

экономических

 

и

 

политических

 

вопросов

». 

Россия

 

также

 

довольно

 

смело

 

подходит

 

к

 

видению

 

будущего

 

БРИКС

по

-

лагая

что

 

идея

 «

моста

» 

между

 

Севером

 

и

 

Югом

либо

 

работа

 

лишь

 

в

 

рамках

 

геополитического

 

Юга

 

лишь

 

значительно

 

су

-

зит

 

возможности

 

этого

 

механизма

 

как

 

независимого

 

субъекта

 

на

 

международной

 

арене

.

3

 

Таким

 

образом

можно

 

выделить

 

несколько

 

основных

 

направлений

которые

 

Россия

 

видит

 

в

 

качестве

 

основных

 

для

 

деятельности

 

БРИКС

 

Международное

 

торгово

-

экономическое

 

и

 

инвестици

-

онное

 

сотрудничество

реформа

 

изжившей

 

себя

 

валютно

 
                                                 

1

 

В

.

Путин

Россия

 

и

 

меняющийся

 

мир

Московские

 

новости

, 27 

февраля

2012 

года

. http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html 

2

 S.Lavrov. BRICS: a new-generation forum with a global reach. In “BRICS: 

the 2012 New Delhi Summit”, eds. J.Kirton, M.Larionova, Y.Alagh, News-
desk Media, 2012 

3

 S.Lavrov. Ibid. 


background image

 

37

финансовой

 

архитектуры

 

и

 

установление

 

более

 

демократич

-

ного

 

и

 

справедливого

 

международного

 

финансово

-

экономи

-

ческого

 

порядка

 

Становление

 

многостороннего

 

мира

 

и

 

методов

 

сете

-

вой

 

дипломатии

в

 

том

 

числе

 

посредством

 

создания

 

интегра

-

ционных

 

механизмов

 

в

 

рамках

 

своих

 

регионов

 

с

 

комплимен

-

тарным

 

характером

 (

что

 

можно

 

рассматривать

 

в

 

свете

 

усилий

 

России

 

по

 

продвижению

 

проекта

 

Евразийского

 

Союза

); 

 

Усиление

 

сотрудничества

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

рамках

 

гло

-

бальных

 

и

 

региональных

 

организаций

 

с

 

целью

 

сохранения

 

международного

 

мира

 

и

 

безопасности

а

 

также

 

сохранение

 

ООН

 

как

 

центральной

 

организации

 

мирового

 

регулирования

– 

Координация

 

позиций

 

пяти

 

стран

 

по

 

вопросам

 

гло

-

бальной

 

и

 

региональной

 

стабильности

 

и

 

безопасности

не

-

распространения

 

ОМУ

урегулирования

 

региональных

 

кон

-

фликтов

– 

Продвижение

 

центральной

 

роли

 

ООН

 

в

 

свете

 

борьбы

 

с

 

терроризмом

 

и

 

реализации

 

Глобальной

 

контр

-

террористической

 

стратегии

 

ООН

– 

Приложение

 

совместных

 

усилий

 

в

 

координации

 

борь

-

бы

 

с

 

наркотрафиком

 

в

 

рамках

 

ООН

 

и

 

соответствующих

 

ре

-

гиональных

 

институтов

 (

хотя

 

на

 

данный

 

момент

 

этот

 

вопрос

 

скорее

 

более

 

актуален

 

для

 

сотрудничества

 

в

 

рамках

 

РИК

); 

– 

Сотрудничество

 

в

 

сфере

 

информационной

 

безопасно

-

сти

совместного

 

противодействия

 

кибер

-

терроризму

 

и

 

ки

-

бер

-

преступности

1

 

                                                 

1

 

В

 

целом

 

подходы

 

к

 

обеспечению

 

кибер

-

безопасности

 

разнятся

 

в

 

странах

 

БРИКС

 

и

 

других

 

развивающихся

 

странах

 

и

 

ведущих

 

странах

 

Запада

.  

В

 

качестве

 

примера

 

можно

 

отметить

 

исследование

где

 

страны

 

БРИКС

 

как

 

раз

 

рассматриваются

 

как

 

ведущие

 

нарушители

 

спокойствия

 

в

 

этой

 

области

См

. Christopher A. Buscaglia and Miriam F. Weismann, How  

“cybersafe” are the BRICs? Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues, 
15.2, April 2012. 

 

38

– 

Сотрудничество

 

с

 

партнерами

 

по

 

БРИКС

 

в

 

сфере

 

про

-

тиводействия

 

морскому

 

пиратству

совместных

 

усилий

 

по

 

созданию

 

международных

 

механизмов

 

по

 

судебным

 

проце

-

дурам

 

и

 

наказанию

 

пиратов

 

Создание

 

и

 

укрепление

 

внешних

 

связей

 

БРИКС

 

с

 

ве

-

дущими

 

развивающимися

 

странами

 

и

 

международными

 

ор

-

ганизациями

  (

в

 

данном

 

случае

 

исключительно

 

позитивно

 

можно

 

использовать

 

опыт

  «

восьмерки

», 

когда

 

в

 

процесс

 

взаимодействия

 

включается

 

максимальное

 

количества

 

заин

-

тересованных

 

игроков

 

без

 

расширения

 

самого

  «

клуба

» 

и

 

с

 

сохранением

 

возможностей

 

оперативного

 

принятия

 

реше

-

ний

); 

 

Сотрудничество

 

на

 

основе

 

равенства

взаимодопол

-

няемости

 

и

 

взаимовыгоды

 

в

 

экономической

 

и

 

научно

-

технической

 

областях

с

 

учетом

 

значительной

 

ресурсной

 

ба

-

зы

 

стран

 

БРИКС

крупнейших

 

трудовых

 

ресурсов

емких

 

внутренних

 

рынком

целей

 

экономической

 

модернизации

 

и

 

высоких

 

технологий

продовольственной

 

и

 

энергетической

 

безопасности

а

 

также

 

ввиду

 

улучшения

 

качества

 

жизни

 

соб

-

ственного

 

населения

 

Формирование

 

новой

 

идеологии

 

международных

 

от

-

ношений

принципа

 

совместимости

 

и

 

равенства

 

различных

 

цивилизаций

культур

 

и

 

идеологий

 

как

 

идентичности

 

нового

 

века

 
5. 

Координация

 

стран

 

БРИКС

 

в

 

рамках

 

междуна

-

родных

 

организаций

 

Идея

 

встреч

 

БРИКС

 

на

 

уровне

 

лидеров

 

выросла

 

из

 

осознания

 

важности

 

координации

 

позиций

 

этих

 

стран

 

в

 

рам

-

ках

  «

Группы

 

двадцати

», 

в

 

свою

 

очередь

переведенной

 

на

 

уровень

 

руководителей

 

государств

 

в

 

ответ

 

на

 

глобальный

 

финансово

-

экономический

 

кризис

Как

 

упоминалось

 

ранее

первая

 

специальная

 

встреча

 

министров

 

иностранных

 

дел

 

БРИК

 

прошла

 

в

 

Екатеринбурге

 

в

 2008 

года

с

 

тем

чтобы

 

в

 


background image

 

39

следующем

 

году

 

встретиться

 

там

 

же

но

 

уже

 

на

 

уровне

 

лиде

-

ров

На

 

сегодняшний

 

день

 

признано

что

 

в

 

результате

 

со

-

трудничества

 

БРИКС

 

в

 

рамках

  «

двадцатки

» 

были

 

достигну

-

ты

 

значительные

 

результаты

 

в

 

направлении

 

реформирования

 

международных

 

финансовых

 

институтов

 (

МФИ

)

1

хотя

 

стоит

 

признать

что

 

многие

 

проблемы

 

остаются

 

злободневными

 

и

 

участникам

  «

клуба

» 

необходимо

 

предпринять

 

дополнитель

-

ные

 

шаги

 

для

 

продвижения

 

собственной

 

позиции

Тема

 

из

-

менения

 

квот

 

в

 

рамках

 

международных

 

финансовых

 

инсти

-

тутов

 

стала

 

причиной

 

чрезвычайно

 

острых

 

дискуссий

 

в

 

ходе

 

Питтсбургского

 

саммита

 «

двадцатки

» 2009 

года

и

 

именно

 

в

 

ходе

 

этой

 

встречи

 

тогдашний

 

Президент

 

Д

.

А

Медведев

 

со

-

вместно

 

с

 

другими

 

динамично

 

развивающимися

 

странами

 

выступил

 

с

 

предложением

 

об

 

увеличении

 

доли

 

квот

 

разви

-

вающихся

 

стран

 

на

 

примерно

 7% 

за

 

счет

 

ведущих

 

экономик

что

по

 

мнению

 

российской

 

стороны

и

 

привело

 

к

 

принятию

 

в

 

итоговом

 

документе

 

соответствующего

 

решения

 

об

 

увеличе

-

нии

 

на

 

долю

 «

не

 

менее

 5%». 

Можно

 

утверждать

что

 

благо

-

даря

 

совместной

 

позиции

 

пяти

 

стран

 

доля

 

нарождающихся

 

и

 

развивающихся

 

стран

 

во

 

Всемирном

 

банке

 

выросла

 

в

 

целом

 

с

 

43,97% 

до

 47,19%, 

а

 

в

 

МВФ

 – 

с

 39,5% 

до

 42,29%. 

При

 

этом

 

страны

 

БРИК

 

отныне

 

оказались

 

в

 

десятке

 

ведущих

 

акционе

-

ров

 

МВФ

2

  (

Китай

 

занял

 3 

место

Индия

Россия

  (

с

 

неболь

-

шим

 

увеличением

 

с

 2,49% 

до

 2,72%) 

и

 

Бразилия

 – 8, 9 

и

 10 

места

 

соответственно

), 

что

 

подвело

 

совместные

 

возможности

 

этих

 

стран

 

к

 

практическому

 

осуществлению

с

 

учетом

 

необ

-

                                                 

1

 

Основные

 

переговоры

 

по

 

этой

 

теме

 

шли

 

между

 

странами

 

БРИКС

 

и

 «

се

-

мерки

». 

2

 

Необходимо

 

отметить

что

 

на

 

сегодняшний

 

день

 

лишь

 

решение

 

МВФ

 

от

 

2008 

года

 

вступило

 

в

 

силу

Продвигаемый

 

странами

 

БРИКС

 

пакет

 

ре

-

форм

решение

 

о

 

котором

 

было

 

принято

 

в

 2010 

году

 

не

 

был

 

ратифициро

-

ван

 

необходимым

 

количеством

 

стран

  (

по

 

количеству

 

стран

 

и

 

их

 

весу

),  

в

 

числе

 

прочих

 

к

 

таким

 

странам

 

относятся

 

США

  (

а

 

с

 

учетом

 

грядущих

 

президентских

 

выборов

 

ратификация

 

вряд

 

ли

 

произойдет

 

до

 

обозначен

-

ного

 

крайнего

 

срока

 

конца

 2012 

года

и

 

рядом

 

европейских

 

стран

 

40

ходимости

 

достижения

 85% 

голосов

права

 

вето

 

в

 

Фонде

  

(

в

 

общей

 

сложности

 14,18%, 

а

 

с

 

учетом

 

ЮАР

 – 14,68%).

1

  

Ряд

 

экспертов

 

связывал

 

сложности

 

с

 

ратификацией

 

па

-

кета

 

реформ

 

для

 

МФИ

 

с

 

решениями

которые

 

были

 

приняты

 

странами

 

БРИКС

 

за

 

последний

 

год

Здесь

 

имеется

 

в

 

виду

 

и

 

решение

 

на

 

саммите

 

в

 

Дели

 

об

 

изучениях

 

возможностей

 

соз

-

дания

 

Банка

 

развития

 

БРИКС

соответствующие

 

доклады

 

должны

 

быть

 

подготовлены

 

к

 

встрече

 

министров

 

финансов

 

БРИКС

 

на

 

полях

 

сентябрьской

 

встречи

 

МВФ

/

Всемирного

 

Банка

.

2

 

В

 

том

 

же

 

ключе

 

интерпретировалась

 

и

 

сдержанность

 

в

 

отношении

 

выделения

 

дополнительных

 

средств

 

во

 

вторую

 

линию

 

защиты

 

МВФ

В

 

итоге

 

такие

 

средства

 

все

 

же

 

были

 

выделены

о

 

чем

 

и

 

было

 

объявлено

 

по

 

итогам

 

встречи

 

лиде

-

ров

 

БРИКС

 

непосредственно

 

перед

 

началом

 

саммита

  «

два

-

дцатки

» 

в

 

Лос

 

Кабосе

  (

Мексика

). 

КНР

 

обещала

 

выделить

  

43 

миллиарда

 

долларов

 

США

Бразилия

Индия

 

и

 

Россия

 – 

по

 

10 

миллиардов

а

 

ЮАР

 – 2 

миллиарда

хотя

 

и

 

с

 

определен

-

ными

 

оговорками

 – 

при

 

условии

что

 

эти

 

средства

 

будут

 

ис

-

пользованы

 

лишь

 

тогда

когда

 

других

 

уже

 

не

 

останется

а

 

также

 

при

 

учете

 

возможностей

 

со

 

стороны

 

стран

 

БРИКС

 

контролировать

на

 

что

 

и

 

каким

 

образом

 

будут

 

использованы

 

эти

 

суммы

Даже

 

если

 

отсрочка

 

в

 

объявлении

 

дополнитель

-

ных

 

средств

что

 

не

 

признается

 

на

 

официальном

 

уровне

,  

 
                                                 

1

 

Серьезный

 

анализ

 

этой

 

темы

 

и

 

хода

 

реформ

 

был

 

проделан

 

в

 

статье

  

Д

Смыслова

Реформирование

 

Международного

 

валютного

 

фонда

про

-

блемы

 

и

 

решения

Финансы

 

и

 

управления

Информационно

-

аналитиче

-

ские

 

материалы

Деньги

 

и

 

кредит

1/2012, 

стр

. 36-43, 

2/2012, 

стр

. 33-44. 

2

 

Впрочем

у

 

данной

 

инициативы

 

есть

 

и

 

вполне

 

конкретное

 

практическое

 

измерение

а

 

не

 

только

 

попытка

 

оказания

 

давления

 

на

 

страны

 

Запада

Так

Индии

выступившей

 

в

 

качестве

 

генератора

 

идеи

есть

 

значительные

 

по

-

требности

 

в

 

инвестициях

 

в

 

собственную

 

инфраструктуру

Наиболее

 

веро

-

ятный

 

крупнейший

 

инвестор

 – 

Китай

а

 

с

 

учетом

 

сложных

 

двусторонних

 

отношений

 

и

 

опасений

 

излишней

 

зависимости

 

Индии

 

от

 

КНР

идея

 

мно

-

гостороннего

 

Банка

 

позволила

 

бы

 

решить

 

проблему

 

инвестиций

 

на

 

мно

-

госторонней

 

основе