ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2632
Скачиваний: 1
31
переоценивать
.
БРИКС
будет
продолжать
действовать
в
не
-
зависимости
от
существующих
разделительных
линий
,
а
ко
-
роткая
еще
история
этого
блока
показала
значительный
по
-
тенциал
для
сотрудничества
.
Различия
же
необходимо
изу
-
чать
с
тем
,
чтобы
понимать
,
как
взаимодействовать
с
учетом
неполного
совпадения
интересов
,
а
также
в
наилучшей
сте
-
пени
использовать
существующие
общие
подходы
.
На
сего
-
дняшний
день
проблемой
БРИКС
остается
«
деятельность
против
».
Хотя
сущность
БРИКС
и
не
состоит
в
том
,
чтобы
«
дружить
против
»
США
или
Запада
в
целом
,
но
до
сих
пор
данному
«
клубу
»
не
хватает
собственной
позитивной
пове
-
стки
дня
–
все
новые
предложения
реактивны
и
исходят
из
расчета
прямого
или
косвенного
воздействия
на
страны
За
-
пада
с
целью
укрепления
собственного
влияния
стран
БРИКС
и
реформирования
существующих
международных
структур
.
4.
Видение
БРИКС
в
российской
внешней
политике
С
одной
стороны
,
не
вызывает
сомнений
тот
факт
,
что
культурно
,
исторически
и
цивилизационно
Россия
в
большей
степени
принадлежит
Европе
,
нежели
Азии
;
является
скорее
геополитическим
Севером
,
а
не
Югом
.
Именно
этот
факт
в
серьезной
мере
определял
практическое
нежелание
россий
-
ской
стороны
реально
диверсифицировать
собственную
внешнюю
политику
,
воспринимать
развивающиеся
страны
в
качестве
равных
и
серьезных
партнеров
.
Но
как
было
отме
-
чено
выше
,
по
мере
осознания
создавшегося
тупика
в
разви
-
тии
взаимовыгодных
и
равноправных
отношений
с
Западом
,
Россия
все
более
серьезно
стала
относиться
к
идее
Примако
-
ва
и
воплощать
ее
в
жизнь
.
Так
,
по
мнению
ведущего
рос
-
сийского
исследователя
-
международника
Г
.
Д
.
Толораи
,
для
нашей
страны
не
представляется
возможности
в
одиночку
вернуть
прежнее
влияние
,
которым
обладали
Российская
им
-
перия
,
а
позднее
СССР
.
Поэтому
для
Москвы
БРИКС
– «
это
инструмент
,
с
помощью
которого
она
может
укрепить
32
свои
позиции
в
системе
глобального
управления
»,
а
также
по
-
тенциальная
«
геополитическая
альтернатива
XXI
века
».
1
Если
смотреть
в
общем
,
то
подходы
страны
БРИКС
ха
-
рактеризуются
линией
неприятия
вмешательства
в
нацио
-
нальный
суверенитет
и
их
собственную
автономию
,
что
оп
-
ределяется
тем
фактом
,
что
ни
одна
из
стран
пятерки
не
го
-
това
накладывать
на
национальную
повестку
дня
и
полити
-
ческие
решения
ограничения
,
выведенные
странами
Запада
.
Так
ряд
экспертов
определяет
БРИКС
как
«
ястребов
сувере
-
нитета
»,
ведущих
политику
защиты
суверенитета
и
не
-
вмешательства
во
внутренние
дела
государства
,
что
не
-
двусмысленно
закреплено
в
Уставе
ООН
.
Соответственно
страны
БРИКС
выступают
против
политики
интервенцио
-
низма
и
экономической
и
финансовой
либерализации
.
Для
России
также
интерес
представляет
демонстрация
посредст
-
вом
работы
БРИКС
преимуществ
«
сетевой
дипломатии
»,
что
помогло
бы
избежать
внутриполитических
ограничений
ти
-
пичных
для
большинства
западных
институтов
.
2
Здесь
также
необходимо
отметить
,
что
в
отличие
от
за
-
падных
школ
политической
мысли
,
многие
российские
поли
-
тологи
и
политики
видят
мировое
устройство
через
линзы
Устава
ООН
,
придавая
особое
значение
демократическому
устройству
глобального
управления
–
мирового
сообщества
,
где
все
страны
,
в
независимости
от
их
политической
системы
и
управления
,
видятся
как
полноправные
члены
этого
сооб
-
щества
,
в
противоположность
мировому
обществу
,
состоя
-
щему
лишь
из
стран
,
признанных
Западом
как
демократиче
-
ские
.
Это
отражено
и
в
официальной
позиции
Российской
1
Георгий
Толорая
,
Россия
и
БРИКС
:
стратегия
взаимодействия
.
Страте
-
гия
России
,
№
8,
август
2011. http://sr.fondedin.ru/new/fullnews_arch_
to.php?subaction=showfull&id=1314789648&archive=1314876917&start_fro
m=&ucat=14&
2
Cynthia Roberts, Polity Forum: Challengers or Stakeholders? BRICs and the
Liberal World Order. Polity, Volume 42, Number 1, January 2010, p.10
33
Федерации
в
отношении
деятельности
международных
ин
-
ститутов
и
взаимодействия
между
странами
мира
.
Еще
одной
общей
для
стран
БРИКС
позицией
является
их
поддержка
многополярного
мира
,
в
противоположность
однополюсному
.
Как
уже
было
показано
выше
,
Россия
впер
-
вые
вышла
с
продвижением
идеи
треугольника
России
–
Индии
–
Китая
и
многовекторной
дипломатии
в
середине
1990-
х
гг
.
Это
отражено
и
в
официальных
документах
.
Если
в
первой
половине
1990-
х
годов
российская
внешняя
полити
-
ка
изначально
была
сосредоточена
как
в
теории
,
так
и
на
практике
на
попытках
полной
интеграции
с
западными
стра
-
нами
и
институтами
,
то
уже
в
Послании
Президента
Феде
-
ральному
собранию
от
1997
года
виден
значительный
сдвиг
мышления
к
большей
диверсификации
внешней
политики
.
Среди
внешнеполитических
целей
наиболее
важными
были
:
•
защита
национальных
интересов
России
без
скатыва
-
ния
к
конфронтации
,
но
на
основе
укрепления
стабильности
и
элемента
кооперационности
в
международных
отноше
-
ниях
,
•
создание
системы
международных
отношений
,
осно
-
ванной
на
принципе
многополярности
и
на
том
понимании
,
что
в
мире
«
не
должно
быть
доминирования
какого
-
то
од
-
ного
центра
силы
»,
с
учетом
того
обстоятельства
,
что
«
мир
XXI
века
должен
меньше
опираться
на
военную
силу
и
гораз
-
до
больше
–
на
силу
права
».
1
Ряд
экспертов
первую
практическую
манифестацию
Россией
продвижения
концепции
многополярного
мира
уви
-
дели
в
серии
визитов
тогдашнего
министра
иностранных
дел
РФ
Е
.
М
.
Примакова
в
Латинскую
Америку
,
в
ходе
которых
1
Послание
Президента
РФ
Б
.
Н
.
Ельцина
Федеральному
собранию
«
По
-
рядок
во
власти
–
порядок
в
стране
»,
от
6
марта
, 1997
года
,
http://www.intelros.ru/2007/02/05/poslanie_prezidenta_rosii_borisa_elcina_federal-
nomu_sobraniju_rf_porjadok_vo_vlasti__porjadok_v_strane_1997_god.html
34
был
подписан
целый
ряд
соглашений
о
стратегическом
парт
-
нерстве
с
крупнейшими
государствами
континента
.
1
Позднее
,
в
июне
2000
года
,
была
принята
новая
Кон
-
цепция
внешней
политики
России
,
уже
при
следующем
Пре
-
зиденте
В
.
В
.
Путине
,
в
рамках
которой
отмечалось
,
что
Рос
-
сия
будет
«
добиваться
формирования
многополярной
сис
-
темы
международных
отношений
,
реально
отражающей
многоликость
современного
мира
с
разнообразием
его
инте
-
ресов
»
и
основываясь
на
«
механизмах
коллективного
реше
-
ния
ключевых
проблем
»,
в
приоритетом
международного
права
и
«
демократизации
международных
отношений
».
2
В
следующей
редакции
Концепции
внешней
политики
Рос
-
сии
от
2008
года
была
особо
подчеркнута
важность
укрепле
-
ния
экономического
потенциала
«
новых
центров
глобального
роста
,
связанное
в
том
числе
с
более
равномерным
распре
-
делением
ресурсов
развития
вследствие
либерализации
ми
-
ровых
рынков
».
Таким
образом
,
наращивание
экономической
мощи
этих
стран
и
регионов
объективно
ведет
к
росту
поли
-
тического
влияния
данных
субъектов
с
дальнейшими
тен
-
денциями
к
формированию
полицентричного
миропорядка
.
Также
в
Концепции
2008
года
дальнейшее
развитие
по
-
лучает
понимание
того
,
что
«
традиционные
громоздкие
во
-
енно
-
политические
союзы
уже
не
могут
обеспечить
проти
-
водействия
всему
спектру
современных
вызовов
и
угроз
,
яв
-
ляющихся
трансграничными
по
своему
характеру
»,
взамен
которым
предлагается
делать
акцент
на
«
сетевую
диплома
-
тию
»
и
гибкие
формы
многосторонности
.
1
Б
.
Мартынов
.
Многополярный
или
многоцивилизационный
мир
?
Меж
-
дународные
процессы
,
Том
7,
№
3(21),
сентябрь
–
декабрь
2009,
http://www.intertrends.ru/twenty-first/014.htm
2
Концепция
внешней
политики
Российской
Федерации
.
Москва
, 28
ию
-
ня
, 2000
года
.
Независимая
газета
,
НГ
-
Политика
, http://www.ng.ru/
world/2000-07-11/1_concept.html
35
Далее
в
рамках
официального
видения
мирового
разви
-
тия
отмечается
,
что
«
глобальная
конкуренция
впервые
в
но
-
вейшей
истории
приобретает
цивилизационное
измерение
,
что
предполагает
конкуренцию
между
различными
ценно
-
стными
ориентирами
и
моделями
развития
в
рамках
универ
-
сальных
принципов
демократии
и
рыночной
экономики
».
И
в
том
же
самом
документе
российская
сторона
дает
отповедь
западным
партнерам
за
неумение
справиться
с
«
перспекти
-
вой
утраты
историческим
Западом
своей
монополии
на
гло
-
бализационные
процессы
»,
что
ведет
в
числе
прочего
к
«
инерции
политико
-
психологической
установки
на
«
сдержи
-
вание
»
России
».
Также
в
соответствии
с
Концепцией
вновь
делается
упор
на
то
,
что
«
стратегия
односторонних
дейст
-
вий
дестабилизирует
международную
обстановку
,
провоци
-
рует
напряженность
и
гонку
вооружений
,
усугубляет
меж
-
государственные
противоречия
,
разжигает
национальную
и
религиозную
рознь
,
создает
угрозу
безопасности
других
го
-
сударств
,
ведет
к
росту
напряженности
в
межцивилизаци
-
онных
отношениях
».
Также
обязательным
атрибутом
офици
-
альной
позиции
России
является
четкая
приверженность
оп
-
ределения
центральной
роли
ООН
,
что
наряду
с
многополяр
-
ностью
,
принципами
суверенитета
и
верховенства
закона
разделяются
всеми
странами
БРИКС
.
1
Как
было
отмечено
ранее
,
по
мере
превращения
БРИКС
в
зрелый
и
самостоятельный
механизм
стало
ощущаться
дальнейшее
признание
важности
«
клуба
»
на
уровне
полити
-
ческих
элит
.
В
.
В
.
Путин
,
будучи
президентом
в
2006
году
,
продвигал
идею
более
тесных
связей
с
Бразилией
,
Индией
и
Китаем
,
хотя
именно
в
бытность
президентства
Д
.
А
.
Медве
-
дева
«
клуб
»
получил
путевку
в
жизнь
на
уровне
руководите
-
лей
государств
.
Сегодня
не
приходится
недооценивать
важ
-
1
Концепция
внешней
политики
Российской
Федерации
.
Москва
, 15
ию
-
ля
, 2008
года
, http://kremlin.ru/acts/785
36
ность
,
придаваемую
БРИКС
со
стороны
российского
полити
-
ческого
истеблишмента
.
В
одной
из
статей
на
тот
момент
кандидата
в
президен
-
ты
В
.
В
.
Путина
в
качестве
планов
на
будущее
было
прописа
-
но
,
что
Россия
будет
продолжать
придавать
«
приоритетное
значение
взаимодействию
с
партнерами
по
БРИКС
.
Эта
уникальная
структура
,
созданная
в
2006
году
,
нагляднее
все
-
го
символизирует
переход
от
однополярности
к
более
спра
-
ведливому
мироустройству
»
.
1
Далее
это
видение
закреплено
в
заявлении
министра
иностранных
дел
России
Лаврова
о
том
,
что
создание
БРИКС
стало
«
одним
из
самых
значимых
геополитических
событий
с
начала
нового
века
»
.
2
Данный
механизм
видится
как
новая
модель
глобаль
-
ных
отношений
поверх
старых
барьеров
,
которые
разделяют
Восток
и
Запад
,
Север
и
Юг
,
что
в
свою
очередь
позволит
БРИКС
постепенно
трансформироваться
в
«
многостороннее
стратегическое
партнерство
по
широкому
спектру
миро
-
вых
экономических
и
политических
вопросов
».
Россия
также
довольно
смело
подходит
к
видению
будущего
БРИКС
,
по
-
лагая
,
что
идея
«
моста
»
между
Севером
и
Югом
,
либо
работа
лишь
в
рамках
геополитического
Юга
лишь
значительно
су
-
зит
возможности
этого
механизма
как
независимого
субъекта
на
международной
арене
.
3
Таким
образом
,
можно
выделить
несколько
основных
направлений
,
которые
Россия
видит
в
качестве
основных
для
деятельности
БРИКС
:
•
Международное
торгово
-
экономическое
и
инвестици
-
онное
сотрудничество
,
реформа
изжившей
себя
валютно
-
1
В
.
Путин
.
Россия
и
меняющийся
мир
.
Московские
новости
, 27
февраля
,
2012
года
. http://mn.ru/politics/20120227/312306749.html
2
S.Lavrov. BRICS: a new-generation forum with a global reach. In “BRICS:
the 2012 New Delhi Summit”, eds. J.Kirton, M.Larionova, Y.Alagh, News-
desk Media, 2012
3
S.Lavrov. Ibid.
37
финансовой
архитектуры
и
установление
более
демократич
-
ного
и
справедливого
международного
финансово
-
экономи
-
ческого
порядка
;
•
Становление
многостороннего
мира
и
методов
сете
-
вой
дипломатии
,
в
том
числе
посредством
создания
интегра
-
ционных
механизмов
в
рамках
своих
регионов
с
комплимен
-
тарным
характером
(
что
можно
рассматривать
в
свете
усилий
России
по
продвижению
проекта
Евразийского
Союза
);
•
Усиление
сотрудничества
стран
БРИКС
в
рамках
гло
-
бальных
и
региональных
организаций
с
целью
сохранения
международного
мира
и
безопасности
,
а
также
сохранение
ООН
как
центральной
организации
мирового
регулирования
:
–
Координация
позиций
пяти
стран
по
вопросам
гло
-
бальной
и
региональной
стабильности
и
безопасности
,
не
-
распространения
ОМУ
,
урегулирования
региональных
кон
-
фликтов
;
–
Продвижение
центральной
роли
ООН
в
свете
борьбы
с
терроризмом
и
реализации
Глобальной
контр
-
террористической
стратегии
ООН
;
–
Приложение
совместных
усилий
в
координации
борь
-
бы
с
наркотрафиком
в
рамках
ООН
и
соответствующих
ре
-
гиональных
институтов
(
хотя
на
данный
момент
этот
вопрос
скорее
более
актуален
для
сотрудничества
в
рамках
РИК
);
–
Сотрудничество
в
сфере
информационной
безопасно
-
сти
,
совместного
противодействия
кибер
-
терроризму
и
ки
-
бер
-
преступности
1
;
1
В
целом
подходы
к
обеспечению
кибер
-
безопасности
разнятся
в
странах
БРИКС
и
других
развивающихся
странах
и
ведущих
странах
Запада
.
В
качестве
примера
можно
отметить
исследование
,
где
страны
БРИКС
как
раз
рассматриваются
как
ведущие
нарушители
спокойствия
в
этой
области
.
См
. Christopher A. Buscaglia and Miriam F. Weismann, How
“cybersafe” are the BRICs? Journal of Legal, Ethical and Regulatory Issues,
15.2, April 2012.
38
–
Сотрудничество
с
партнерами
по
БРИКС
в
сфере
про
-
тиводействия
морскому
пиратству
,
совместных
усилий
по
созданию
международных
механизмов
по
судебным
проце
-
дурам
и
наказанию
пиратов
;
•
Создание
и
укрепление
внешних
связей
БРИКС
с
ве
-
дущими
развивающимися
странами
и
международными
ор
-
ганизациями
(
в
данном
случае
исключительно
позитивно
можно
использовать
опыт
«
восьмерки
»,
когда
в
процесс
взаимодействия
включается
максимальное
количества
заин
-
тересованных
игроков
без
расширения
самого
«
клуба
»
и
с
сохранением
возможностей
оперативного
принятия
реше
-
ний
);
•
Сотрудничество
на
основе
равенства
,
взаимодопол
-
няемости
и
взаимовыгоды
в
экономической
и
научно
-
технической
областях
,
с
учетом
значительной
ресурсной
ба
-
зы
стран
БРИКС
,
крупнейших
трудовых
ресурсов
,
емких
внутренних
рынком
,
целей
экономической
модернизации
и
высоких
технологий
,
продовольственной
и
энергетической
безопасности
,
а
также
ввиду
улучшения
качества
жизни
соб
-
ственного
населения
.
•
Формирование
новой
идеологии
международных
от
-
ношений
,
принципа
совместимости
и
равенства
различных
цивилизаций
,
культур
и
идеологий
как
идентичности
нового
века
.
5.
Координация
стран
БРИКС
в
рамках
междуна
-
родных
организаций
Идея
встреч
БРИКС
на
уровне
лидеров
выросла
из
осознания
важности
координации
позиций
этих
стран
в
рам
-
ках
«
Группы
двадцати
»,
в
свою
очередь
,
переведенной
на
уровень
руководителей
государств
в
ответ
на
глобальный
финансово
-
экономический
кризис
.
Как
упоминалось
ранее
,
первая
специальная
встреча
министров
иностранных
дел
БРИК
прошла
в
Екатеринбурге
в
2008
года
,
с
тем
,
чтобы
в
39
следующем
году
встретиться
там
же
,
но
уже
на
уровне
лиде
-
ров
.
На
сегодняшний
день
признано
,
что
в
результате
со
-
трудничества
БРИКС
в
рамках
«
двадцатки
»
были
достигну
-
ты
значительные
результаты
в
направлении
реформирования
международных
финансовых
институтов
(
МФИ
)
1
,
хотя
стоит
признать
,
что
многие
проблемы
остаются
злободневными
и
участникам
«
клуба
»
необходимо
предпринять
дополнитель
-
ные
шаги
для
продвижения
собственной
позиции
.
Тема
из
-
менения
квот
в
рамках
международных
финансовых
инсти
-
тутов
стала
причиной
чрезвычайно
острых
дискуссий
в
ходе
Питтсбургского
саммита
«
двадцатки
» 2009
года
,
и
именно
в
ходе
этой
встречи
тогдашний
Президент
Д
.
А
.
Медведев
со
-
вместно
с
другими
динамично
развивающимися
странами
выступил
с
предложением
об
увеличении
доли
квот
разви
-
вающихся
стран
на
примерно
7%
за
счет
ведущих
экономик
,
что
,
по
мнению
российской
стороны
,
и
привело
к
принятию
в
итоговом
документе
соответствующего
решения
об
увеличе
-
нии
на
долю
«
не
менее
5%».
Можно
утверждать
,
что
благо
-
даря
совместной
позиции
пяти
стран
доля
нарождающихся
и
развивающихся
стран
во
Всемирном
банке
выросла
в
целом
с
43,97%
до
47,19%,
а
в
МВФ
–
с
39,5%
до
42,29%.
При
этом
страны
БРИК
отныне
оказались
в
десятке
ведущих
акционе
-
ров
МВФ
2
(
Китай
занял
3
место
,
Индия
,
Россия
(
с
неболь
-
шим
увеличением
с
2,49%
до
2,72%)
и
Бразилия
– 8, 9
и
10
места
соответственно
),
что
подвело
совместные
возможности
этих
стран
к
практическому
осуществлению
,
с
учетом
необ
-
1
Основные
переговоры
по
этой
теме
шли
между
странами
БРИКС
и
«
се
-
мерки
».
2
Необходимо
отметить
,
что
на
сегодняшний
день
лишь
решение
МВФ
от
2008
года
вступило
в
силу
.
Продвигаемый
странами
БРИКС
пакет
ре
-
форм
,
решение
о
котором
было
принято
в
2010
году
не
был
ратифициро
-
ван
необходимым
количеством
стран
(
по
количеству
стран
и
их
весу
),
в
числе
прочих
к
таким
странам
относятся
США
(
а
с
учетом
грядущих
президентских
выборов
ратификация
вряд
ли
произойдет
до
обозначен
-
ного
крайнего
срока
конца
2012
года
)
и
рядом
европейских
стран
.
40
ходимости
достижения
85%
голосов
,
права
вето
в
Фонде
(
в
общей
сложности
14,18%,
а
с
учетом
ЮАР
– 14,68%).
1
Ряд
экспертов
связывал
сложности
с
ратификацией
па
-
кета
реформ
для
МФИ
с
решениями
,
которые
были
приняты
странами
БРИКС
за
последний
год
.
Здесь
имеется
в
виду
и
решение
на
саммите
в
Дели
об
изучениях
возможностей
соз
-
дания
Банка
развития
БРИКС
,
соответствующие
доклады
должны
быть
подготовлены
к
встрече
министров
финансов
БРИКС
на
полях
сентябрьской
встречи
МВФ
/
Всемирного
Банка
.
2
В
том
же
ключе
интерпретировалась
и
сдержанность
в
отношении
выделения
дополнительных
средств
во
вторую
линию
защиты
МВФ
.
В
итоге
такие
средства
все
же
были
выделены
,
о
чем
и
было
объявлено
по
итогам
встречи
лиде
-
ров
БРИКС
непосредственно
перед
началом
саммита
«
два
-
дцатки
»
в
Лос
Кабосе
(
Мексика
).
КНР
обещала
выделить
43
миллиарда
долларов
США
,
Бразилия
,
Индия
и
Россия
–
по
10
миллиардов
,
а
ЮАР
– 2
миллиарда
,
хотя
и
с
определен
-
ными
оговорками
–
при
условии
,
что
эти
средства
будут
ис
-
пользованы
лишь
тогда
,
когда
других
уже
не
останется
,
а
также
при
учете
возможностей
со
стороны
стран
БРИКС
контролировать
,
на
что
и
каким
образом
будут
использованы
эти
суммы
.
Даже
если
отсрочка
в
объявлении
дополнитель
-
ных
средств
,
что
не
признается
на
официальном
уровне
,
1
Серьезный
анализ
этой
темы
и
хода
реформ
был
проделан
в
статье
Д
.
Смыслова
,
Реформирование
Международного
валютного
фонда
:
про
-
блемы
и
решения
.
Финансы
и
управления
.
Информационно
-
аналитиче
-
ские
материалы
.
Деньги
и
кредит
,
№
1/2012,
стр
. 36-43,
№
2/2012,
стр
. 33-44.
2
Впрочем
,
у
данной
инициативы
есть
и
вполне
конкретное
практическое
измерение
,
а
не
только
попытка
оказания
давления
на
страны
Запада
.
Так
,
Индии
,
выступившей
в
качестве
генератора
идеи
,
есть
значительные
по
-
требности
в
инвестициях
в
собственную
инфраструктуру
.
Наиболее
веро
-
ятный
крупнейший
инвестор
–
Китай
,
а
с
учетом
сложных
двусторонних
отношений
и
опасений
излишней
зависимости
Индии
от
КНР
,
идея
мно
-
гостороннего
Банка
позволила
бы
решить
проблему
инвестиций
на
мно
-
госторонней
основе
.