ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2639
Скачиваний: 1
391
вивающихся
городов
мира
7
находятся
в
Китае
,
и
6 –
в
Ин
-
дии
.
Города
,
которые
являются
центрами
экономики
и
тор
-
говли
,
науки
и
культуры
,
вносят
позитивный
вклад
в
разви
-
тие
общества
.
Однако
зачастую
урбанизация
сопровождается
перенаселением
,
обострением
социальных
проблем
,
недос
-
татком
адекватного
жилья
,
доступа
к
базовым
услугам
,
деградацией
инфраструктуры
,
загрязнением
окружающей
среды
.
В
мире
существует
ряд
инициатив
,
направленных
на
расширение
сотрудничества
по
проблемам
городов
(
по
ли
-
нии
Хабитат
,
ПРООН
и
ряда
других
международных
,
регио
-
нальных
и
национальных
организаций
).
В
то
же
время
,
со
-
трудничество
в
этой
области
начались
и
на
уровне
БРИКС
.
Ежегодно
проходят
встречи
дружественных
городов
БРИКС
–
Санкт
-
Петербурга
,
Рио
-
де
-
Жанейро
(
Бразилия
),
Мумбаи
(
Индия
),
Циндао
(
Китай
)
и
позже
присоединившегося
Дур
-
бана
(
ЮАР
).
В
декабре
2011
г
.
в
Санья
состоялась
первый
Форум
сотрудничества
дружественных
городов
и
местных
властей
в
формате
БРИКС
,
в
которой
приняли
участие
около
300
человек
.
В
центре
внимания
были
вопросы
энергетики
,
финансового
кризиса
,
урбанизации
и
охраны
окружающей
среды
,
продовольственной
безопасности
и
культурные
обмены
.
Эти
инициативы
поддерживаются
главами
государств
БРИКС
:
в
Делийской
декларации
2012
года
содержится
по
-
ручение
соответствующим
органам
стран
координировать
усилия
,
изучать
передовой
опыт
и
имеющиеся
технологии
в
области
урбанизации
,
с
удовлетворением
отмечается
первая
Встреча
дружественных
городов
стран
БРИКС
и
содержится
обязательство
«
продвигать
этот
процесс
путем
проведения
Форума
по
урбанизации
и
городской
инфраструктуре
парал
-
лельно
со
вторым
Форумом
по
сотрудничеству
породненных
городов
и
муниципальных
образований
государств
–
участ
-
ников
БРИКС
».
392
Сотрудничество
стран
БРИКС
по
вопросам
урбаниза
-
ции
может
сыграть
важное
значение
для
перехода
и
к
«
зеле
-
ной
экономике
»,
созданию
городской
среды
,
комфортной
для
проживания
.
Это
сотрудничество
в
рамках
БРИКС
необхо
-
димо
продолжать
:
регулярные
встречи
блока
по
вопросам
урбанизации
должны
шире
освещаться
в
СМИ
и
распространяться
по
се
-
тям
организаций
,
занимающихся
связанными
с
данной
про
-
блематикой
вопросами
;
в
процесс
сотрудничества
необходимо
шире
вовлекать
неправительственный
сектор
и
сообщества
граждан
.
Контак
-
ты
и
обмен
опытом
об
их
вкладе
в
процесс
должны
поощ
-
ряться
.
2.6.
Экосистемные
услуги
Переход
к
«
зеленой
экономике
»
предполагает
призна
-
ние
ценности
природного
капитала
(
в
том
числе
как
источ
-
ника
благосостояния
людей
),
и
инвестирование
в
природный
капитал
для
его
наращивания
в
интересах
устойчивого
раз
-
вития
.
Страны
БРИКС
располагают
значительным
природно
-
ресурсным
потенциалом
(
в
частности
, 60-70%
мирового
био
-
разнообразия
)
и
фактически
являются
экологическими
доно
-
рами
планеты
.
В
связи
с
этим
возникает
задача
создания
компенсационных
механизмов
,
которые
учитывали
бы
не
только
международные
обязательства
стран
БРИКС
,
но
и
их
вклад
в
поддержание
и
сохранение
экосистем
Земли
.
Работа
по
экосистемным
услугам
с
недавнего
времени
ведется
ЮНЕП
,
в
том
числе
с
активным
участием
Китая
.
Од
-
нако
сотрудничество
стран
БРИКС
могло
бы
активизировать
этот
процесс
,
путем
проведения
совместных
проектов
по
:
а
)
механизмам
учета
и
оценки
(
денежной
и
/
или
нату
-
ральной
)
природного
каптала
и
экосистем
,
б
)
механизмам
получения
денежных
выплат
за
экоси
-
стемные
услуги
.
393
2.7.
Сохранение
морской
среды
Развитие
новых
технологий
в
области
глубоководной
добычи
минеральных
и
ископаемых
ресурсов
,
увеличение
морских
транспортных
потоков
,
а
также
зачастую
слабо
ре
-
гулируемая
добыча
биоресурсов
значительно
увеличивают
антропогенную
нагрузку
на
морские
экосистемы
,
в
сохране
-
нии
которых
заинтересованы
все
страны
БРИКС
.
Особенно
высокие
риски
несет
глубоководное
бурение
,
освоение
шельфа
в
экстремальных
условиях
,
а
также
транспортировка
углеводородов
,
несут
,
прежде
всего
,
прямые
риски
,
связан
-
ные
,
в
первую
очередь
,
с
аварийными
разливами
нефти
и
нефтепродуктов
.
Помимо
этого
,
значительно
увеличивается
шумовое
воздействие
как
периодические
(
сейсмика
),
так
и
перманентные
(
добыча
и
судоходство
)
в
регионах
,
где
ранее
это
воздействие
отсутствовало
.
Кроме
прямых
угроз
,
связан
-
ных
с
аварийными
разливами
нефти
,
шумами
и
рисками
столкновения
с
морскими
млекопитающими
,
большие
угро
-
зы
связаны
с
чрезмерным
выловом
биоресурсов
и
рисками
занесения
инвазивных
видов
.
В
этой
связи
,
приоритетными
мерами
стран
БРИКС
в
области
защиты
морской
среды
могут
стать
следующие
:
-
принятие
экосистемных
подходов
к
управлению
мор
-
скими
территориями
как
ключевого
подхода
в
регулирова
-
нии
человеческой
деятельности
на
море
;
-
всемерное
содействие
выделению
экологических
и
биологических
особо
чувствительных
и
значимых
зон
с
при
-
данием
этим
зонам
соответствующих
режимов
использова
-
ния
и
управления
.
Наиболее
ценные
и
чувствительные
зоны
должны
быть
защищены
от
потенциально
опасных
видов
деятельности
(
таких
как
нефтегазовая
деятельность
,
проле
-
гание
интенсивных
транспортных
путей
);
-
стимулирование
разработки
национальных
и
транс
-
граничных
комплексных
планов
управления
морскими
тер
-
риториями
для
регулирования
,
оптимизации
и
минимизации
394
антропогенного
воздействия
на
морские
экосистемы
.
Подоб
-
ные
планы
также
могут
помочь
снизить
риски
возникновения
чрезвычайных
ситуаций
на
море
,
связанных
с
возможностью
столкновения
между
разными
видами
деятельности
(
транс
-
порт
–
нефть
,
транспорт
рыболовство
,
нефть
–
рыболовство
,
нефть
–
туризм
и
т
.
д
.).
Сегодня
из
стран
БРИКС
только
в
Ки
-
тае
разработаны
морские
планы
функционального
зонирова
-
ния
,
что
далеко
не
в
полной
мере
отвечает
целям
комплекс
-
ного
управления
морями
и
распространяется
исключительно
на
12
мильную
зону
.
Необходимо
наладить
обмен
опытом
и
поиск
совмест
-
ных
решений
в
этой
области
странами
БРИКС
.
1
2.8.
Международная
торговля
,
инвестиции
,
передачи
технологий
Вопросы
«
зеленой
экономики
»,
связанные
с
торговлей
,
все
чаще
звучат
на
международных
форумах
и
как
тема
для
дискуссий
,
связанных
с
инструментами
«
зеленой
экономики
»
так
и
как
причина
конфликтов
.
Одно
из
главных
опасений
,
звучащих
со
стороны
развивающихся
стран
заключается
в
том
,
что
концепция
«
зеленой
экономики
»
может
служить
препятствием
для
торговли
развивающихся
стран
и
препят
-
ствовать
решению
проблем
развития
.
Это
серьезная
пробле
-
ма
,
которая
получила
название
«
зеленый
протекционизм
».
Однако
наблюдается
и
другая
тенденция
–
есть
случаи
,
когда
меры
,
направленные
на
развитие
«
зеленой
экономики
»
рас
-
сматриваются
как
неоправданная
поддержка
национальных
производителей
и
объявляются
несоответствующими
прави
-
лам
международной
торговли
.
Страны
БРИКС
могли
бы
на
-
ладить
сотрудничество
в
области
мониторинга
влияния
эко
-
логических
ограничений
на
развитие
международных
торго
-
вых
связей
,
в
том
числе
в
области
выявления
необоснован
-
ных
ограничений
или
мер
.
1
Материалы
Всемирного
фонда
дикой
природы
(WWF).
395
Россия
присоединилась
к
ВТО
лишь
2012
году
,
позже
других
стран
БРИКС
.
Для
нас
особую
актуальность
пред
-
ставляет
использование
преимуществ
членства
в
этой
орга
-
низации
–
в
частности
,
участие
в
механизме
разрешения
спо
-
ров
,
в
выработке
правил
международной
торговли
.
России
целесообразно
изучить
опыт
стран
БРИКС
по
участию
в
спо
-
рах
,
связанных
с
«
зеленой
экономикой
» –
например
,
между
США
и
Китаем
по
поводу
поддержки
ветровой
энергетики
,
между
ЕС
и
Бразилией
в
связи
с
восстановленными
шинами
и
другие
.
Необходимо
определить
позицию
Россию
по
пунк
-
там
раунда
Доха
,
связанным
с
«
зеленой
экономикой
(
в
част
-
ности
,
по
либерализации
торговли
экологическими
товарами
и
услугами
)
и
определить
общие
интересы
и
перспективы
создания
коалиций
.
Сотрудничество
России
с
другими
странами
БРИКС
может
помочь
использовать
эти
преимущества
более
эффек
-
тивно
,
в
том
числе
и
для
интеграции
принципов
«
зеленой
экономики
»
и
достижения
устойчивого
развития
как
в
нашей
стране
,
так
и
в
мире
.
Кроме
того
,
сейчас
на
международном
уровне
активно
ведутся
дискуссии
о
том
,
как
сделать
международную
тор
-
говлю
двигателем
устойчивого
развития
,
а
не
тормозом
,
как
это
часто
бывает
.
Страны
БРИКС
могли
бы
обсудить
воз
-
можность
совместно
инициировать
новые
международные
соглашения
,
способствующие
переходу
к
«
зеленой
экономи
-
ке
» –
как
в
рамках
ВТО
,
так
и
,
возможно
,
за
ее
пределами
–
например
.
Соглашение
об
устойчивой
энергетике
,
в
частно
-
сти
,
определяющего
классификацию
разрешенных
субсидий
с
точки
зрения
устойчивого
развития
,
Соглашение
об
устой
-
чивых
инвестициях
.
Механизмы
гибкости
относительно
пе
-
редачи
«
зеленых
технологий
» (
аналогично
аналогичным
ме
-
ханизмам
,
связанным
с
медициной
).
Обсуждение
идей
этих
соглашений
уже
ведется
,
но
до
конкретной
их
разработки
пока
дело
не
дошло
.
396
2.9.
Образование
и
просвещение
для
«
зеленой
эконо
-
мики
»
и
устойчивого
развития
Успех
в
переходе
к
«
зеленой
экономике
»
и
устойчиво
-
му
развитию
во
многом
зависит
от
того
,
насколько
люди
раз
-
ных
возрастов
и
различных
секторов
общества
понимают
эти
идеи
и
применяют
их
в
своей
профессиональной
сфере
и
по
-
вседневной
жизни
.
Поэтому
образование
и
просвещение
,
на
-
правленное
на
понимание
ценности
природы
,
взаимосвязи
экономических
,
социальных
и
экологических
процессов
должно
стать
неотъемлемой
частью
политики
перехода
к
ус
-
тойчивому
развитию
.
Это
понимается
практически
во
всех
странах
БРИКС
.
Компонент
образование
включается
в
политику
устойчивого
развития
,
в
систему
образования
на
всех
уровнях
,
проводятся
различные
образовательные
программы
,
курсы
,
информаци
-
онные
проекты
.
В
России
существует
много
хороших
разра
-
боток
в
области
экологического
образования
,
а
в
последнее
время
начинают
развиваться
элементы
образования
в
целях
устойчивого
развития
.
Была
попытка
разработки
Националь
-
ной
стратегии
в
целях
устойчивого
развития
,
но
она
не
была
утверждена
.
Сотрудничество
со
странами
БРИКС
может
быть
направлено
на
:
Обмен
опытом
в
области
образования
и
просвещения
для
устойчивого
развития
;
Разработку
национальных
стратегий
для
образования
в
области
устойчивого
развития
.
Сотрудничество
в
рамках
международных
форумов
,
связанных
с
«
зеленой
экономикой
»
и
устойчивым
развитием
.
России
целесообразно
наладить
сотрудничество
и
оп
-
ределить
сферы
совместных
интересов
со
странами
БРИКС
в
рамках
международных
форумов
,
связанных
с
«
зеленой
эко
-
номикой
».
Это
позволит
альянсу
более
эффективно
влиять
на
глобальные
процессы
в
интересах
устойчивого
развития
,
а
России
–
для
упрочения
имиджа
ответственной
мировой
397
державы
Среди
таких
возможных
форумов
,
кроме
уже
упо
-
минавшихся
выше
–
разработка
Целей
устойчивого
развития
,
которые
должны
прийти
на
смену
Целям
развития
тысячеле
-
тия
,
процесс
осуществления
решений
«
Рио
+20»,
Группа
20,
и
возможные
другие
.
2.10.
Более
полное
использование
потенциала
раз
-
личных
секторов
общества
Более
полное
использование
потенциала
различных
секторов
общества
как
ключевой
фактор
для
успешной
дея
-
тельности
стран
БРИКС
по
«
зеленой
экономике
».
В
настоящее
время
общепризнанно
,
что
проблемы
,
свя
-
занные
с
устойчивым
развитием
и
«
зеленой
экономикой
»
решаются
наиболее
эффективно
с
участием
всех
заинтересо
-
ванных
групп
общественности
.
Вовлечение
общественности
важно
для
реализации
демократических
принципов
,
соблю
-
дение
которых
позволит
людям
участвовать
в
решении
про
-
блем
,
влияющих
на
их
жизнь
.
Кроме
того
,
с
прагматической
точки
зрения
,
участие
общественности
дает
возможность
учесть
различные
мнения
и
принять
более
квалифицирован
-
ное
решение
,
предотвратить
конфликты
,
обеспечить
общест
-
венную
поддержку
в
подготовке
важных
государственных
решений
,
а
впоследствии
–
их
реализации
.
Необходимо
обеспечить
широкое
взаимодействие
пра
-
вительств
стран
БРИКС
со
всеми
заинтересованными
сторо
-
нами
по
вопросам
устойчивого
развития
и
«
зеленой
эконо
-
мики
».
Организации
негосударственного
сектора
могли
бы
:
Содействовать
определению
приоритетных
направле
-
ний
деятельности
стран
альянса
;
Осуществлять
конкретные
проекты
и
программы
в
об
-
ласти
«
зеленой
экономики
»
в
странах
БРИКС
:
Осуществлять
мониторинг
деятельности
правительств
БРИКС
;
Осуществлять
информационно
-
просветительскую
ра
-
боту
среди
населения
.
398
В
последнее
время
перед
саммитами
БРИКС
регулярно
проводятся
Академический
форум
БРИКС
,
Бизнес
-
Форум
,
встреча
Исследовательской
сети
по
торговле
и
экономике
.
Однако
постоянного
диалога
правительств
участниками
этих
встреч
,
в
том
числе
по
вопросам
«
зеленой
экономики
»
пока
не
налажено
.
Объединение
неправительственных
организа
-
ций
по
вопросам
БРИКС
только
начинается
,
и
этой
деятель
-
ности
следует
особую
оказать
поддержку
.
Необходимо
оказать
содействие
инициативам
россий
-
ских
организаций
,
направленных
на
сотрудничество
с
колле
-
гами
из
БРИКС
в
области
«
зеленой
экономики
» (
через
Фонд
«
Русский
мир
»,
Президентский
фонд
,
фонд
Горчакова
и
др
.).
Информирование
–
необходимая
предпосылка
для
эф
-
фективного
взаимодействия
с
негосударственным
сектором
.
В
связи
с
этим
следует
уделить
внимание
информационному
обмену
о
деятельности
различных
государственных
и
него
-
сударственных
организаций
стран
БРИКС
в
области
«
зеле
-
ной
экономики
».
2.11.
Расширение
сотрудничества
стран
БРИКС
по
«
зеленой
экономике
»
Концепция
устойчивого
развития
и
«
зеленой
экономи
-
ки
»/»
зеленого
роста
»
предоставляет
большие
возможности
для
решения
экономических
,
экологических
и
социальных
проблем
как
России
,
так
и
других
стран
БРИКС
.
Сотрудни
-
чество
в
этой
сфере
представляется
важным
направлением
взаимодействия
внутри
блока
.
Вопросы
«
зеленой
экономи
-
ки
»
должны
занимать
более
значимое
место
на
повестке
дня
БРИКС
.
Необходимо
активизировать
работу
по
изучению
возможности
комплексного
сотрудничества
в
сфере
«
зеленой
экономики
»
в
рамках
альянса
:
провести
совместными
усилиями
стран
БРИКС
совме
-
стное
исследование
по
«
зеленой
экономике
»,
которое
могло
бы
определить
приоритетные
направления
и
формы
сотруд
-
ничества
в
интересах
всех
государств
блога
;
399
обеспечить
,
чтобы
совместные
исследования
по
эконо
-
мическим
и
торговым
вопросам
,
запланированные
в
Делий
-
ской
декларации
,
включали
аспекты
«
зеленой
экономики
».
инициировать
и
организовать
в
г
.
Москве
конферен
-
цию
/
форум
«
БРИКС
и
«
зеленая
экономика
»
с
участием
ши
-
рокого
круга
заинтересованных
сторон
в
2013
г
.
Литература
1.
Будущее
,
которого
мы
хотим
.
Итоговый
документ
Конфе
-
ренции
ООН
по
устойчивому
развитию
. A/CONF.216/L.1.
Рио
-
де
-
Жанейро
,
Бразилия
20–22
июня
2012
года
.
[
Электронный
ресурс
].
URL: https://rio20.un.org/sites/rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.
pdf.pdf
2.
Васильева
Е
.
А
.,
Понизова
О
.
А
. «
Рио
+20»:
новый
импульс
для
перехода
к
устойчивому
развитию
?»/
Е
.
А
.
Васильева
,
О
.
А
.
По
-
низова
.// [
Электронный
ресурс
]. URL: http://www.ecoaccord.org/
rio20/Rio20_general.pdf
3.
Декларация
,
принятая
по
итогам
саммита
БРИКС
.
Санья
,
о
.
Хайнань
,
Китай
, 14
апреля
2011
года
.
.
[
Электронный
ресурс
].
URL: http://
президент
.
рф
/ref_notes/907
4.
Делийская
декларация
БРИКС
: 29
марта
2012
года
.
.
[
Элек
-
тронный
ресурс
]. URL: http://
события
.
президент
.
рф
/
справки
/1189
5.
Доклад
«
О
реализации
принципов
устойчивого
развития
в
Российской
Федерации
,
Российский
взгляд
на
новую
парадигму
устойчивого
развития
.
Подготовка
к
Рио
+20.». –
Москва
, 2012. –
80
с
.
6.
Захарова
Т
.
В
. «
Зеленая
»
экономика
как
новый
курс
разви
-
тия
:
глобальный
и
региональный
аспекты
/
Т
.
В
.
Захарова
//
Вест
-
ник
Томского
государственного
университета
.
Экономика
. –
2011. –
№
4(16). –
С
. 28-38
7. «
Зеленая
экономика
» –
новый
вектор
устойчивого
раз
-
вития
? //
Мосты
:
между
торговлей
и
устойчивым
развитием
. –
2010. – N 5. –
С
. 17–18. [
Электронный
ресурс
]. URL: http://ictsd.org/
downloads/bridgesrussian/bridges_ru_3-5.pdf
8. «
Зеленая
экономика
»:
перспективы
,
выгоды
и
риски
с
точ
-
ки
зрения
устойчивого
развития
//
Май
2011
г
. – N 3. – C.12-13.
400
[
Электронный
ресурс
]. URL: http://ictsd.org/i/news/bridgesrussian/
107659/
9.
Итоговая
декларация
лидеров
«
Группы
двадцати
».
Лос
Кабос
2012. [
Электронный
ресурс
]. URL: http://
президент
.
рф
/
ref_notes/1245
10.
Льюис
Дональд
Дж
.
Китай
:
обеспечить
экономический
рост
с
учетом
принципов
устойчивого
развития
./
Дональд
Дж
.
Льюис
//
Мосты
:
между
торговлей
и
устойчивым
развитием
. –
2013. – N 1. –
С
.15-19.
[
Электронный
ресурс
]. URL: http://ictsd.org/
downloads/bridgesrussian/bridges_ru_6-1.pdf
11.
Материалы
Всемирного
фонда
дикой
природы
(WWF),
http:// www.wwf.ru
12.
Материалы
«
Эко
-
Согласия
». http://www.ecoaccord.org
13.
Навстречу
зеленой
экономике
.
Путь
к
устойчивому
раз
-
витию
и
искоренению
бедности
.
Обобщающий
доклад
для
пред
-
ставителей
властных
структур
. –
ЮНЕП
, 2011. – 52 p. [
Электрон
-
ный
ресурс
]. URL: http:// www.unep.org/greeneconomy
14.
План
выполнения
решений
Всемирной
встречи
на
выс
-
шем
уровне
по
устойчивому
развитию
. 26
августа
. 4
сентября
2002
года
в
Йоханнесбурге
,
Южная
Африка
,
Документ
ООН
A/CONF.199/20
.
[
Электронный
ресурс
]. URL: http://www.un.org/
russian/conferen/wssd/docs/plan_wssd.pdf
15.
Повестка
дня
на
21
век
.
Принята
Конференцией
ООН
по
окружающей
среде
и
развитию
,
Рио
-
де
-
Жанейро
, 3–14
июня
1992
года
. [
Электронный
ресурс
]. URL: http://www.un.org/ru/documents/
decl_conv/conventions/agenda21.shtml
16. «
Рио
+20»:
мир
оценивает
прогресс
на
пути
к
устойчи
-
вому
развитию
.//
Мосты
:
между
торговлей
и
устойчивым
развити
-
ем
. – 2010. – N 3. – C. 13-14
.
[
Электронный
ресурс
]. URL:
http://ictsd.org/downloads/bridgesrussian/bridges_ru_3-3.pdf
17.
Рогатных
Е
.
И
. «
Зеленая
экономика
»:
вызовы
и
задачи
для
стран
БРИКС
.
Проблемы
зеленого
протекционизма
/
Е
.
И
.
Ро
-
гатных
//
Презентация
на
международном
семинаре
"
Низкоугле
-
родное
развитие
и
«
зеленый
»
протекционизм
:
вызовы
для
стран
БРИКС
" (
ВАВТ
–
Минэкономразвития
России
–
ПРООН
), 15
мар
-
та
2012. [
Электронный
ресурс
]. URL: http://www.vavt.ru/main/site/
LSP2A1D00/$file/4_
Рогатных
_
Е
_
Б