Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2418
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
126
страны Африки сталкиваются, вполне преодолимы, правительства
сделали уже немало шагов на пути к развитию и повышению
благосостояния своих граждан, но для дальнейшего повышения
конкурентоспособности им нужны сильные партнеры, в качестве
которых и могут выступить члены БРИКС. На основе данных
международных социально-‐экономических индексов можно смело
утверждать, что Южная Африка, существенно отличаясь по развитию, а в
бизнес среде, сильно обгоняя своих партнеров в группе БРИКС, может
сыграть ключевую роль для перелома настоящего мироустройства, где
будет больше учитываться мнение развивающихся государств, в том
числе и стран африканского континента.
African Countries Cooperation with BRICS
.Role of South Africa According to International Socio-‐Economic
Indices
S.S. Pisareva
Abstract. The place of South Africa and other Sub-‐Saharan countries in the
international social and economic indexes in comparison with other countries of BRICS
is analyzed in this article. The main attention is paid to competitiveness of BRICS’s and
African’s countries in the world according to the Global Competitiveness Index and also
to development business environment under the Doing Business Index. With the help of
indexes the major social and economic problems which the state faces and ways of their
solution are identified. By the results of the research is given the conclusion about the
importance of South Africa in strengthening the BRICS on the African continent.
Key words: Africa, South Africa BRICS, international social and economic indices,
competitiveness, Global Competitiveness Index, Doing Business Index, Corruption
Perception Index, Index of Economic Freedom.
Список литературы:
[
1]
Официальный
сайт
ЦРУ
США.
The
World
Factbook.
https://www.cia.gov/library/publications/the-‐world-‐factbook/geos/sf.html
(Дата
обращения: 26.03.2013)
[2] The Department of Trade and Industry & Deloitte. South Africa: Investor’s Handbook
2011/2012. – 2012. c. 76
[3] Официальный сайтМИД РФ. Россия в БРИКС. БРИКС на карте мира.
http://www.mid.ru/brics.nsf/0/68660EECB2508E27C3257856003DF115
(Дата
обращения: 26.03.2013)
[4] ОтчетВЭФ «The Global Competitiveness Report».-‐2012-‐2013. – С.10.
[5]
Официальный
сайт
Всемирного
Банка.
World
Bank
Data/
http://databank.worldbank.org/data/views/reports/tableview.aspx?isshared=true&is
popular=country&pid=17(Дата обращения: 27.03.2013)
[6] Официальный сайт проекта Ведение Бизнеса
(
The Doing Business Project)
.
Economy Rankings. http://www.doingbusiness.org/Rankings (Дата обращения:
20.03.2013)
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
127
[7]Doing Business. Smarter Regulations for small and Medium-‐Size Enterprises. The
World Bank. 2013.
[8]
Сайт
Банковское
дело.
Банки
ЮАР.
2010.
http://www.banki-‐
delo.ru/2010/04/банки-‐юар/(Дата обращения: 20.03.2013)
[9] Официальный сайт Торгово-‐Промышленной Палаты ЮАР (The Department of
Trade and Industry South Africa. Программы поддержки инвестиций.
http://www.econsa.ru/invest.shtml#2(Дата обращения: 22.03.2013)
[10] Doing Business in a more transparent world. Economy profile: South Africa. The
World Bank.– 2012.c. 82
[11] Универсальный Интернет-‐портал KM.RU. «Коррупция превратила ЮАР в
банановую республику». 16.07.2011http://www.km.ru/v-‐mire/2011/07/16/borba-‐s-‐
korruptsiei-‐v-‐mire/korruptsiya-‐mozhet-‐prevratit-‐yuar-‐v-‐bananovuyu-‐respubli(Дата
обращения: 02.04.2013)
[12] Официальный сайт Transperency International. Corruption Perceptions Index
2012.http://cpi.transparency.org/cpi2012/results/(Дата обращения: 26.03.2013)
http://www.corruptionwatch.org.za/home (Дата обращения: 23.03.2013)
[13] Официальный сайт «Фонд Наследия» (The Heritage Foundation). 2013 Index
Data. http://www.heritage.org/index/about (Дата обращения: 25.03.2013)
[14]
Официальный
сайтВсемирного
Банка.
WorldBankData.http://data.worldbank.org/indicator/FP.CPI.TOTL.ZG(Дата
обращения: 27.03.2013)
[15]
Официальный
сайт
ЦРУ
США.
The
World
Factbook.
https://www.cia.gov/library/publications/the-‐world-‐factbook/geos/ni.html(Дата
обращения: 26.03.2013)
[15] Комерсантъ-‐Украина// АФРОКОМ// Китай продолжит экспансию в Африке.
03.04.2013. http://www.afrocom.ru/news/news/728 (Дата обращения: 11.04.2013)
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
128
ЮАР В ЭКОНОМИКЕ АФРИКИ
В.А. Сидоров
Центр исследований Юга Африки Института Африки РАН
vasilsid@yandex.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются позиции ЮАР в экономике
Африки, в особенности внешнеэкономические отношения ЮАР и других стран
Африки. Даются общие данные о месте ЮАР в экономике Африки, уделяется
внимание развитию торговых отношений между ЮАР и остальной Африкой.
Подробно анализируется рост южноафриканских инвестиций и экспансия
южноафриканского бизнеса в странах Африки («южноафриканизация
африканской экономики») с указанием основных компаний-‐инвесторов.
Отмечается, что основная часть южноафриканских инвестиций вложена в
несырьевые отрасли африканских стран (в особенности в сферу услуг) –
южноафриканские инвестиции в Африке весьма диверсифицированы. Говорится
о доминирующем положении ЮАР в экономике Сообществе развития Юга Африки
(САДК). В конце статьи делаются выводы о будущем ЮАР в экономике Африки.
Ключевые слова: ЮАР, Африка, торговля, инвестиции, Юг Африки, САДК,
ПИИ, ВЭО.
Введение
Хотя территория Южно-‐Африканской Республики составляет всего
3% от общей площади Африки, на территории ЮАР сконцентрировано
40% промышленного производства, 30% внутреннего валового продукта
(ВВП), половина выработки электроэнергии и 45% добычи полезных
ископаемых континента. [2] [3] [14, p. 6] [16] Доля ЮАР в общем экспорте
стран Африки составляет приблизительно 17%, а в общем импорте –
примерно 18% [4, p. 13].
Кроме того, в отличие от многих других африканских стран ЮАР
обладает достаточно высокоразвитой инфраструктурой, с густой сетью
автомобильных и железных дорог, развитым уровнем авиаперевозок. По
протяженности южноафриканские железные дороги составляет более
25% от общей протяженности железных дорог в Африке, а
протяженность асфальтированных дорог ЮАР составляет свыше 20% от
протяженности всех асфальтированных дорог в Африке. [9, p. 283] Южно-‐
Африканские
Авиалинии
являются
крупнейшей
африканской
авиакомпанией [18].
Значение экономики ЮАР для экономик стран Африки южнее Сахары
еще выше. Неудивительно, что ЮАР считается «локомотивом» экономики
Африканского континента и воротами для инвестиций в страны Африки
южнее Сахары [14, p. 6]. В особенности большое экономическое влияние
ЮАР оказывает на страны Юга Африки – членов Сообщества развития
Юга Африки (САДК). Экономика ЮАР (по объему реального ВВП)
приблизительно в два раза больше чем экономики всех прочих стран
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
129
САДК вместе взятых, хотя по населению ЮАР находится только на втором
месте среди членов САДК.
Торговля
Наблюдается бурный рост торгового оборота ЮАР с другими
странами Африки. Экспорт в страны Африки увеличился с 2% в 1980-‐х до
16,7% от общего экспорта в 2008 г. (в 2009 – 16,8%) – фактически
превысив объем экспорта в страны Америки. Импорт из африканских
стран, составлявший в 1980-‐х лишь приблизительно 3% от общего
импорта, достиг в 2008 г. 9,8% (в 2009 и 2010
гг
.
– 7,5%). Это во многом
связано с экспансией южноафриканского бизнеса на континенте.
В 2010 г. доля Африки в экспорте ЮАР сократилась. Дело в том, что в
2009 г. экспорт в страны Африки упал меньше, чем экспорт по другим
направлением. А в 2010 г. наблюдалось частичное восстановление на
докризисные позиции – т.к. по Африке не было сильного падения в 2009
г
.
, то и не было значимого восстановительного роста в 2010 г.
Кроме того, с началом экономического кризиса, в 2009 г., впервые, в
первую десятку экспортеров и первую десятку импортеров вошли
африканские страны: Зимбабве и Мозамбик, и Нигерия соответственно.
Эти данные свидетельствуют тенденции к смещению внешнеторговых
отношений ЮАР в сторону Африки.
Инвестиции
В целом, можно утверждать, что для стран Африки (и в особенности
Юга Африки) сотрудничество с южноафриканскими компаниями и их
филиалами является более удобным, чем связи с европейскими и
американскими корпорациями. Хорошее знание местных условий и
крайне значимый фактор географической близости дают ЮАР
немаловажное преимущество в конкуренции с развитыми странами за
африканские рынки, и, в особенности, рынки соседних стран [6, стр. 110].
Южноафриканские инвесторы весьма активно работают в
африканских странах. Экспансию южноафриканского капитала в самые
различные
сферы
экономики
стран
Африки
называют
«южноафриканизацией
африканской
экономики»
[7,
стр.
88]
.
Южноафриканские фирмы управляют национальной железной дорогой в
Камеруне, национальной электроэнергетическими компаниями в
Танзании, Руанде и Камеруне. Они также владеют электростанциями в
Зимбабве, Замбии и Мали; добывают золото в Мали, и ведут разведку
нефти в Экваториальной Гвинее [7, стр. 88]; строят дороги и мосты в
Малави и Мозамбике, и газопровод между континентальным шельфом
Мозамбика и ЮАР. Южноафриканские компании контролируют банки,
пивоварни, супермаркеты и гостиницы по всей Африке и обеспечивают
телевизионными программами большинство стран континента [12, p. 27].
Для стран Юга Африки и для многих других африканских стран ЮАР
является основным источником иностранных инвестиций. Такие
инвестиции создают рабочие места, готовят местные кадры и пополняют
государственную казну через налоги и лицензионные сборы. Помимо
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
130
вышесказанного, инвестиции южноафриканского бизнеса, особенно в
инфраструктуру, также помогли улучшить деловую среду в ряде
африканских стран-‐получателей инвестиций. Инвестиции южно-‐
африканских фирм, в частности «МТН» (MTN) и «Водакома» в огромной
степени улучшили телекоммуникационную систему в Африке. В
настоящее время компания «МТН» представлена в 16 странах Африки
[17],
а
«Водаком»
–
в
5
странах
[20].
Предоставляя
телекоммуникационные услуги пользователям, у которых ранее не было
к ним доступа, эти южноафриканские телекоммуникационные компании
без сомнения положительно воздействовали на общий деловой и
экономический ландшафт в соответствующих странах.
Другим важным сектором, где южноафриканский бизнес добился
успеха, является транспорт. В транспортном секторе доминируют
железнодорожные компании «Спурнет» (Spoornet) – подразделение
корпорации «Транснет» (Transnet Limited) и «Комазар» (Comazar) –
филиал «Транснет». «Спурнет» имеет контракты в более чем 15 странах
Африки. Главные обязанности компании включают в себя модернизацию,
эксплуатацию и, в некоторых случаях, управление железными дорогами.
«Комазар», с другой стороны, имеет контракты только в 2 странах. Одну
концессию, сроком на 25 лет, на управление и эксплуатацию
национальных железных дорог Камеруна, и другой контракт на
строительство
перевалочного
терминала
в
Танзании.
Другой
южноафриканской фирмой, вовлеченной в улучшение транспортного
обеспечения и логистики, является «Юнитранс» (Unitrans). Она работает
в 9 странах Юга Африки. Транспортная сфера имеет большое значение
для региона, в особенности ввиду того, что многие африканские страны
не имеют выхода к морю и зависят от эффективного и действенного
транспорта для доставки товаров к указанным пунктам назначения [12, p.
28].
Кроме того, компания «Шопрайт холдингс» (Shoprite holdings) стала
крупнейшим на материке поставщиком продовольствия с 1421
магазинами в 17 странах Африки. [19] А группа компаний «Протеа»
(Protea) построила гостиницы в 8 африканских странах.[7, стр. 88].
В странах Африки стремятся работать и горнодобывающие компании
ЮАР. Главную роль в этом играет крупнейшая в ЮАР ТНК «Англо-‐
Америкэн» (Anglo-‐American). За последние годы она вложила в
горнодобывающую промышленность ряда стран Африки (в Танзанию,
Мали, Замбию, Зимбабве, Намибию и Ботсвану) $5 млрд [7, стр. 82]. Но
главной
сделкой
«Англо-‐Америкэн»
была
покупка
ганской
золотодобывающей компании «Ашанти голд филдс» после которой
компания «Англо-‐Америкэн» была переименована в «Англо-‐Голд
Ашанти» [5].
До 1990 г. южноафриканские компании имели инвестиции только в
179 предприятиях в 14 странах Африки [12, p. 29]. В 1995 г. на страны
Африки приходилось только 4% от накопленных ПИИ южноафриканских
компаний [8, стр. 37]. Вряд ли стоит удивляться данным цифрам,