Файл: BRIKS_i_Afrika_-_sotrudnichestvo_v_tselyakh_razvitia.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 2415
Скачиваний: 1
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
131
учитывая почти полный бойкот ЮАР со стороны независимых
африканских стран при правительстве апартеида
С прекращением международной изоляции ЮАР южноафриканские
капиталовложения в Африку существенно увеличились. К 2004 г.
количество предприятий в Африке с южноафриканскими инвестициями
выросло до 439 в 35 странах континента [12, p. 29]. Как отмечалось в
Йоханнесбургском журнале «Трейдерс», «поражал не сам факт освоения
демократической ЮАР новых рынков в Африке, а быстрота экспансии и
объемы инвестиций» [7, стр. 83].
В результате, к концу 1990-‐х гг. ЮАР стала главным источником
новых ПИИ в Африку в целом. С 1994 г. по 2004 г. Южно-‐Африканская
Республика была на первом месте по объему новых ПИИ, вкладываемых в
Африку (обогнав Великобританию и США) [10, pp. 508-‐512]. А по объему
накопленных ПИИ к 2003 г. ЮАР вышла на 3 место после Великобритании
и США.[13, p. 22].
В начале 2000-‐х гг. южноафриканские ПИИ в страны Африки росли
быстрее, чем инвестиции в любой другой регион – объем
южноафриканских ПИИ в Африке увеличился почти в два раза с 2002 г. по
2005 г. [8, стр. 38]. К 2005 г. основными странами, в которые были
вложены южноафриканские ПИИ, были Мозамбик, ДРК, Нигерия,
Намибия, Лесото, Танзания и Зимбабве [10, p. 513]. В 2006 г. больше
половины притока ПИИ в Ботсвану, Демократическую Республику Конго,
Лесото, Малави и Свазиленд приходилось на южноафриканских
инвесторов [15].
Следует отметить, что на протяжении большей части 1980-‐х гг. в
результате международных санкций южноафриканские компании были в
определенной степени отрезаны от мировой экономики, и в то же время
получали значимые доходы от экспорта полезных ископаемых. Таким
образом, у них скопился избыток капитала, который можно было
инвестировать. А слаборазвитые транспортная, туристическая и прочая
инфраструктура африканских стран, а также их государственные активы
стали
для
южноафриканских
компаний
легкодоступными
и
потенциально
достаточно
прибыльными
объектами
для
капиталовложений [11, p. 343]. Инвестиции ЮАР в африканские страны
более диверсифицированы, чем инвестиции из большинства других
государств, причем их большая часть вложена в не сырьевые отрасли
экономики (в особенности в сферу услуг).
К концу 2009 г. доля южноафриканских инвестиций в страны Африки
достигла 21,6% от общего объема ПИИ ЮАР(116 млрд. ранд.) [1, pp. 94-‐
95].
Выводы
В целом ЮАР является единственной страной Юга Африки имеющей
сильную обрабатывающую промышленность, развитую финансовую
систему (которая не перегружена «плохими» долгами), успешное
товарное сельское хозяйство, и хорошую транспортную инфраструктуру.
Представляется, что южноафриканская экономика в среднесрочной
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
132
перспективе будет продолжать доминировать над другими экономиками
стран Юга Африки. В современных условиях роль ЮАР для этих стран
возрастет. При этом увеличится и значение южноафриканских
инвестиций для Африканского континента в целом. Неудивительно, что
на саммите БРИКС в ЮАР была проведена встреча лидеров стран БРИКС и
лидеров ряда Африканских стран.
Position of South Africa in African Economy
V.A. Sidorov
Abstract: In this article South Africa’s position in African economy is considered,
in particular the external economic relations of South Africa and other African countries.
General information regarding the place of South Africa in African economy is given;
attention is paid to the development of trade relations between South Africa and the rest
of Africa. Growth of the South African investments and expansion of South African
business in African countries of ("South africanisation of the African economy"), with
key investor companies specified, are analyzed in detail. Most of South African
investments is invested in non-‐resource sectors of African countries (in particular into
service sector) – South African investments in Africa are very diversified. The dominant
position of South Africa in the economy Southern African Development Community
(SADC) is shown. At the end of the article conclusions are made about the future of
South Africa in African economy.
Key words: South Africa, Africa, trade, investment, Southern Africa, SADC, FDI.
Список литературы:
1.
South African Reserve Bank Quarterly Bulletin No 259. Mar. 2011.
2.
South Africa. // International Monetary Fund. World Economic Outlook Database,
Sep. 2011.
3.
Sub-‐Saharan Africa. // International Monetary Fund. World Economic Outlook
Database, Sep. 2011.
4.
South African Trade Statistics, Department of Trade and Industry. W.T.O. World
Trade 2005, Prospects for 2005.
5.
Completion of Merger of AngloGold Limited and Ashanti Goldfields Company
Limited. News Release. 26.04.2004. // AngloGold Ashanti Limited. Corporate Affairs
Department.
6.
Воинов Ю.А. Экономика и внешнеэкономические связи ЮАР. М.: Ди График,
2009.
7.
Притворов А.В., Черкасова И.В. Экономические аспекты развития Юга Африки.
М.: Институт Африки РАН, 2006.
8.
Сапунцов А. Зарубежная экспансия ТНК ЮАР. // Азия и Африка сегодня, №8,
2007. С. 36-‐43.
9.
Binns T., Lester A., Nel E. South Africa, past, present and future: gold at the end of
the rainbow? London: 2000.
10.
Daniel J., Lutchman J., Comninos A. South Africa's in Africa: trends and forecasts in a
changing African political economy. P. 508-‐532 // State of the Nation: South Africa
2007 edited by Buhlungu S., Daniel J., Southall R., Lutchman J. Cape Town, HSRC
Press, 2007.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
133
11.
Daniel J., Lutchman J., Naidu S. Post-‐Apartheid South Africa's Corporate Expansion
into Africa. P. 343-‐348 // Review of African Political Economy, 2004. Vol. 31, No.
100.
12.
Ezeoha A., Uche C. South Africa, NEPAD and the African Renaissance. // ASC
Working Paper 64, 2005.
13.
Page S., Willem te Velde D. Foreign Direct Investment by African Countries. //
InWent / UNCTAD meeting on FDI in Africa. UNECA, Addis Ababa, 2004.
14.
Shrivastava M. South Africa's Changing Position in the International Economic
Environment. // The William Davidson Institute, University of Michigan: Policy
Brief #40, 2005.
15.
http://www.southafrica.info/news/international/south-‐south-‐171006.htm
(Accessed 3 Apr. 2013)
16.
http://www.southafrica.ch/trade-‐and-‐investment/why-‐invest-‐in-‐south-‐africa.html
(Accessed 5 Apr. 2013)
17.
http://www.mtn.com/MTNGROUP/About/Pages/Footprint.aspx (Accessed 3 Apr.
2013)
18.
http://www.staralliance.com/en/meta/airlines/SA.html (Accessed 3 Apr. 2013)
19.
http://www.shopriteholdings.co.za/pages/1019812640/about-‐our-‐
company/overview.asp (Accessed 3 Apr. 2013)
20.
http://www.vodacom.com/?URLId=100745 (Accessed 3 Apr. 2013)
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
134
ЭКОНОМИКА ЮАР И РОЛЬ ЕЁ ИНВЕСТИЦИЙ В
АФРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
Р. Тамбо
Экономический факультет
Российский университет дружбы народов
tamboherve@yahoo.fr
Аннотация. Статья рассматривает инвестиции ЮАР в африканские страны
и их влияние на региональный климат в Африке. Также в статье рассматриваются
основные экономические показатели экономики ЮАР, и делается вывод о
важности данной экономики для африканского региона.
Ключевые слова: экономика ЮАР, региональная экономика Африки,
прямые иностранные инвестиции, инвестиционная политика
На момент присоединения ЮАР к Африканскому союзу в Тунисе в
1994 г. бывший президент ЮАР Табо Мбеки
заявил
:
«ЮАР не может быть
островом процветания в море страданий». Впервые концепцию
«Африканский ренессанс» выдвинул Нельсон Мандела. Это выражение
первоначально предназначалось, главным образом, для черного
электората ЮАР. Более подробно данная концепция освещена Табо
Мбеки. В соответствии с ней африканские страны сами должны взять на
себя ответственность за судьбу континента при необходимой поддержке
международного сообщества, чтобы самим принимать решения по
африканским проблемам. В этом процессе африканские страны согласны
взять на себя определенную ответственность за свою судьбу, а также
колониальное наследие, и хотят быть участниками
,
а не зрителями
глобализации [1]. Задачами «Африканского ренессанса» были объявлены:
создание демократических политических систем, обеспечивающих
участие народа в управлении государством; формы этих демократий
должны учитывать африканскую специфику; достижение устойчивого
экономического развития, результатом которого является постоянное
улучшение качества жизни народных масс; успешная борьба против
пандемии ВИЧ/СПИДа; восстановление культур Африки, поощрение
художественного творчества и доступ к передовой науке и технологии.
До демонтажа апартеида ЮАР пострадала от ряда международных
санкций, которые инициировал Африканский национальный конгресс
(АНК) в 1950-‐х гг. Они были применены в середине 1970-‐х гг. после
беспорядков в Соуэто. Тем не менее, эмбарго на продажу оружия согласно
Резолюции 418 ООН от 4 ноября 1977 г. и политика сокращения
капиталовложений 1980-‐х гг., применяемые со стороны западных стран
под американским руководством, а также частичный бойкот южно-‐
африканской продукции не всегда оказывали влияние на экономику
страны.
БРИКС и Африка: сотрудничество в целях развития
135
Тем не менее, «после стольких лет автаркии ЮАР бросила вызов
глобализации. Преобразование производственного аппарата (за счет
сотен тысяч увольнений, чтобы сделать его более конкурентоспособным)
и либерализация торговли способствовали ее интеграции в мировую
экономику» [2]. Страна в настоящее время является одной из ведущих
экономических держав в Африке с самым высоким ВВП на континенте
(260 млрд. евро в 2012 г., четверть ВВП Африки, в два раза больше чем в
Нигерии).
Как и вся страна, южноафриканская экономика очень контрастна. По
объему В
Н
П в размере $ 554, 6 млрд. (в 2011г.), динамке ее бизнеса,
финансовой устойчивости и качеству инфраструктуры ЮАР является
одной из развитых стран в Африке. По таким показателям как ВНП на
душу населения [3], неравное распределение богатства или характер
экспорта (высокая доля сырья) страна попадает в категорию стран с
развивающейся экономикой.
Сильными сторонами южноафриканской экономики, основанной на
разумном использовании географического положения, являются
многоотраслевое сельское хозяйство, обладание важными минеральными
ресурсами, солидной производственной базой, конкурентоспособный
сектор обслуживания [4] и значительные усилия в области исследований
и развития. Это именно те направления, которые привлекают
иностранных инвесторов.
«
Экономическая интеграция в Африке является асимметричной и
поляризуется вокруг ЮАР» [5]. Страна имеет тесные экономические связи
со своими соседями, но они во многих отношениях однобокие. Сила
экономики ЮАР создает напряжение и беспокойство среди своих
африканских партнеров.
Привилегии в экономических и торговых отношениях, которые ЮАР
имеет со своими соседями, связаны с тем, что многие из них входят в
региональные организации, в которых она доминирует.
Отношения ЮАР с ближайшими соседями, такими как Намибия,
Ботсвана и страны, находящиеся на территории ЮАР – Лесото и
Свазиленд – построены на основе Южноафриканского таможенного союза
(Southern African Customs Union – SACU),
в
котором отсутствуют торговые
тарифы. Фактически это рынок, на котором полностью доминирует ЮАР,
на которую приходится 90% ВНП Южноафриканского таможенного
союза. В результате это позволяет диктовать ей свою торговую политику.
Южноафриканский
капитал
контролирует
алмазные
рудники,
намибийский уран и алмазы в Ботсване. От южноафриканских средств
серьезно
зависят многие отрасли экономик этих стран. Зависимость
проявляется в производстве продуктов питания, промышленных
товаров; в интеграции Намибии , Лесото и Свазиленд в общее валютное
пространство (Common Monetary Area – CMA), привязке своих валют к
рэнду [6], курс которых
устанавливается Центральным банком ЮАР.
Лесото и Свазиленд сводятся к статус
у
квази-‐колоний.