Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 452
Скачиваний: 8
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
военного
обучения
А
.
С
.
Калюжный
ПСИХОЛОГИЯ
ЛИЧНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Учебное
пособие
Н
.
Новгород
2004
2
ББК
88.4
В
633
В
учебном
пособии
рассматриваются
основные
положения
отечествен
-
ной
и
зарубежной
психологии
и
педагогики
по
проблеме
формирования
и
функционирования
личности
.
Автором
изложена
психологическая
структура
личности
,
содержание
и
характеристика
ее
элементов
.
Предназначено
студентам
факультета
военного
обучения
НГТУ
,
обучающимся
по
программе
подготовки
специалистов
по
военно
-
учетной
специальности
«
Психология
»,
а
также
постоянному
составу
университета
,
проявляющему
интерес
к
теории
и
практике
отечественной
военной
психологии
и
педагогики
.
К
17
Калюжный
А
.
С
.
Психология
личности
военнослужащего
:
Учебное
пос
. -
Н
.
Новгород
:
НГТУ
, 2004. -38
с
.
©
А
.
С
.
Калюжный
, 2004
3
Оглавление
Введение
……………………………………………………………………… 4
1.
Проблема
личности
в
военной
психологии
…………………………... 5
2.
Психические
процессы
как
основа
формирования
личности
……….. 17
3.
Психические
образования
и
свойства
личности
военнослужащего
... 28
Заключение
…………………………………………………………………... 37
Литература
…………………………………………………………………… 38
4
ВВЕДЕНИЕ
Человека
вообще
и
многие
аспекты
личности
конкретного
индивида
изучают
многие
науки
:
философия
,
социология
,
история
,
медицина
и
др
.
Предметом
же
военной
психологии
и
педагогики
являются
закономерности
формирования
и
развития
личности
военнослужащего
,
особенности
индиви
-
дуальных
различий
и
их
проявление
во
всех
сферах
военно
-
профессиональной
деятельности
.
По
определению
отечественной
психологии
и
педагогики
каждый
че
-
ловек
,
не
имеющий
дефектов
психической
сферы
,
является
личностью
.
Имея
материальную
основу
,
он
в
то
же
время
отражает
условия
объективной
сре
-
ды
,
в
которых
формировался
и
развивался
.
В
широком
плане
личность
вы
-
ступает
интегральной
целостностью
биогенных
,
социогенных
и
психогенных
элементов
.
От
того
,
каково
содержание
личности
,
во
многом
зависит
как
по
-
ведет
себя
человек
в
той
или
иной
ситуации
.
Следовательно
,
знание
сущно
-
сти
,
структуры
,
содержания
и
механизмов
формирования
и
развития
лично
-
сти
позволит
офицеру
ВМФ
не
только
успешно
руководить
своими
подчи
-
ненными
,
но
и
более
эффективно
осуществлять
мероприятия
по
организации
различных
видов
их
служебно
-
боевой
деятельности
,
обучения
и
воспитания
,
укрепления
организованности
и
порядка
.
Следует
отметить
,
что
в
настоящее
время
в
отечественной
и
зарубеж
-
ной
психологии
нет
единого
подхода
к
пониманию
личности
.
Вот
почему
в
учебном
пособии
изложен
материал
на
основе
взглядов
большинства
отече
-
ственных
военных
психологов
,
разделяемых
военно
-
педагогической
наукой
и
адаптированных
к
условиям
профессиональной
деятельности
флотского
офицера
.
5
ПРОБЛЕМА
ЛИЧНОСТИ
В
ВОЕННОЙ
ПСИХОЛОГИИ
В
отличие
от
неорганической
природы
живой
организм
непрерывно
взаимодействует
с
окружающей
средой
.
Его
эволюция
,
начиная
от
простей
-
шего
организма
и
заканчивая
человеком
-
это
смена
усложняющихся
форм
такого
взаимодействия
.
Живой
организм
без
поддерживающей
его
существо
-
вание
внешней
среды
невозможен
.
Следовательно
,
без
понимания
влияния
среды
на
организм
не
может
быть
понята
природа
психики
человека
,
меха
-
низмы
формирования
его
психологии
.
Прежде
всего
,
с
этой
целью
необходимо
рассмотреть
понятие
и
соот
-
ношение
объективной
и
субъективной
реальности
.
Если
учитывать
,
что
объ
-
ективная
реальность
формируется
предметами
и
явлениями
объективного
мира
,
существующими
независимо
от
сознания
человека
,
то
содержание
субъективной
реальности
представляет
собой
отражение
в
сознании
человека
объективного
мира
и
всецело
зависит
от
состояния
психики
человека
-
его
интересов
,
эмоционального
состояния
,
особенностей
органов
чувств
и
др
.
В
результате
одни
и
те
же
предметы
и
явления
разные
люди
воспринимаю
по
разному
.
При
этом
выделяют
два
вида
отражения
:
репродуктивное
(
точное
,
как
на
фотопленке
)
и
созидательное
(
дополняющее
отсутствующие
особен
-
ности
объективного
мира
).
Следует
учитывать
,
что
нормальному
человеку
присущи
оба
вида
.
В
случае
некоторого
атрофирования
созидательного
вида
,
человек
("
реалист
")
видит
лишь
то
,
что
находится
на
поверхности
предмета
или
явления
.
Если
же
утрачено
репродуктивное
восприятие
(
как
правило
,
в
результате
болезни
-
психоза
),
то
человек
воспринимает
объективную
реальность
лишь
как
символ
и
отражение
собственного
внутреннего
мира
.
Следовательно
,
содержание
отражающегося
в
сознании
военнослужащего
объективного
мира
(
объектив
-
ной
реальности
)
всецело
зависит
от
его
психики
.
Природа
психики
Психика
(
от
греч
. psychikos -
душевный
) –
свойство
высокоорганизо
-
ванной
материи
(
мозга
),
проявляющееся
в
субъективном
отражении
объек
-