Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 457
Скачиваний: 8
11
более
полного
понимания
сущности
и
природы
личности
военнослужащего
мы
должны
проследить
ее
появление
и
развитие
в
онтогенезе
.
Ни
у
кого
не
возникает
сомнения
,
что
человек
на
свет
рождается
уже
человеком
.
В
этом
проявляется
генетическая
предопределенность
возникно
-
вения
природных
предпосылок
для
развития
собственно
человеческих
при
-
знаков
и
качеств
.
Это
фиксируется
в
понятии
"
индивид
",
подтверждающем
родовую
принадлежность
человека
.
По
мнению
известного
отечественного
психолога
А
.
Н
.
Леонтьева
,
по
-
нятие
"
индивид
"
выражает
неделимость
,
целостность
и
особенности
кон
-
кретного
субъекта
,
которые
возникают
уже
на
ранних
ступенях
развития
жизни
.
С
его
точки
зрения
,
индивид
-
это
продукт
биологической
эволюции
,
в
ходе
которой
происходит
не
только
процесс
дифферентации
органов
и
функций
,
но
также
и
их
интеграция
и
взаимное
"
слаживание
".
Следователь
-
но
,
индивид
-
это
человек
,
как
единичное
природное
существо
,
особь
,
при
-
надлежащая
к
человеческому
роду
.
Он
выступает
продуктом
,
прежде
всего
,
филогенетического
развития
,
носителем
врожденных
качеств
.
Однако
сказать
о
человеке
,
что
он
"
индивид
",
значит
не
сказать
почти
ничего
.
Ведь
к
нему
в
равной
мере
можно
отнести
младенца
и
взрослого
че
-
ловека
,
мыслителя
и
идиота
,
высокообразованного
человека
цивилизованно
-
го
общества
и
опустившегося
до
крайности
пьяницу
.
Дальнейшие
характери
-
стики
должны
как
-
то
выделить
его
в
этом
мире
.
Ведь
появившись
однажды
на
свет
человек
продолжает
свое
физическое
и
психическое
развитие
и
дос
-
тигает
качественно
нового
уровня
-
личностного
.
Отечественная
психология
исходит
из
того
,
что
личность
–
это
кон
-
кретный
человек
,
представитель
определенной
общности
(
например
,
воин
-
ского
социума
),
осознающий
себя
в
окружающем
мире
,
занимающийся
соци
-
ально
-
значимой
(
например
,
военно
-
профессиональной
)
деятельностью
и
наделенный
определенными
индивидуальными
психологическими
особенно
-
стями
.
Это
индивид
,
как
субъект
социальных
отношений
и
сознательной
деятельности
,
так
как
характеризуется
включенностью
в
общественные
от
-
ношения
и
представляет
собой
определенное
системное
качество
индивида
.
А
с
этой
стороны
под
личностью
можно
понимать
определенное
качество
конкретного
человека
(
индивида
),
отражающее
его
отношение
к
окружаю
-
щему
миру
и
определяющее
характер
его
деятельности
.
В
психологической
структуре
личности
выделяются
три
группы
психических
явлений
:
психические
процессы
(
познавательные
и
эмоцио
-
нально
-
волевые
),
психические
образования
и
психические
свойства
.
В
то
же
время
,
каждый
человек
,
как
личность
,
не
только
имеет
прису
-
щие
лишь
ему
особенности
нервной
системы
(
психику
),
но
и
формируется
и
развивается
в
различных
социальных
условиях
,
что
складывает
своеобразное
12
содержание
его
психологии
.
Это
явление
получило
название
индивидуально
-
сти
,
отражающей
своеобразное
сочетание
психических
и
психологических
особенностей
конкретного
человека
.
Как
видно
из
приведенных
рассуждений
,
основное
различие
между
пониманием
сути
личности
отечественной
и
отдельными
представителями
зарубежной
психологической
науки
заключается
в
той
или
иной
оценке
соот
-
ношения
биологического
и
социального
факторов
в
ее
становлении
и
разви
-
тии
.
Остановимся
более
подробно
на
анализе
этого
явления
.
Отечественная
психология
,
считая
общественную
среду
сущностью
личности
,
не
отрицает
,
что
и
биологические
факторы
влияют
на
возможности
человека
.
Она
исходит
из
того
,
что
человек
,
как
природное
существо
,
разви
-
вается
в
конкретных
социальных
условиях
,
что
приводит
к
его
психологиче
-
ской
эволюции
.
Природные
данные
человека
,
составляющие
ядро
его
при
-
родных
сил
,
в
немалой
степени
определяют
его
успех
в
различной
деятельно
-
сти
,
влияют
на
настроение
,
работоспособность
,
развитие
индивидуальных
свойств
личности
.
Природные
предпосылки
развития
индивида
,
его
нервная
система
,
преимущественные
недостатки
физического
развития
властно
влияют
на
формирование
его
индивидуально
-
психологических
качеств
.
Те
или
иные
недостатки
физического
и
психического
развития
человека
застав
-
ляют
его
избегать
различных
видов
деятельности
,
желательного
общения
с
подобными
себе
,
что
неминуемо
сказывается
на
его
развитии
как
личности
.
Исходя
из
этого
,
можно
констатировать
,
что
личность
постоянно
со
-
храняет
на
себе
отпечаток
своей
биологической
,
природной
организации
.
Но
вопрос
состоит
в
том
,
как
понять
соотношение
природного
и
социального
в
личности
.
И
здесь
важно
уяснить
,
что
природные
органические
стороны
су
-
ществуют
в
структуре
личности
как
социально
-
обусловленные
ее
элементы
.
Ведь
биологическое
,
входя
в
личность
человека
,
становится
социальным
и
далее
существует
(
психологически
)
в
социально
-
психологической
форме
.
Психика
и
деятельность
.
Понятие
воинской
деятельности
Анализ
показывает
,
что
всякая
деятельность
человека
-
это
не
только
приспособление
его
к
природе
.
Изготовить
орудие
труда
,
пусть
даже
самое
примитивное
-
значит
познать
определенные
закономерности
объективно
существующей
материальной
действительности
.
И
не
только
познать
,
но
и
сознательно
воздействовать
на
нее
.
Чрезвычайно
важно
и
то
,
что
человек
предвидит
результат
выполняемой
деятельности
и
на
основе
этого
управляет
своими
действиями
.
Следовательно
,
речь
идет
о
сознательном
компоненте
его
личностных
особенностей
,
формируемых
в
процессе
его
жизни
.
13
Для
более
полного
понимания
этого
феномена
необходимо
учитывать
,
что
в
онтогенезе
человек
проходит
несколько
этапов
развития
,
каждый
из
которых
отражает
определенный
вид
деятельности
.
В
детстве
это
игра
.
Чуть
позже
-
учеба
.
И
,
наконец
,
профессиональная
деятельность
.
Все
эти
виды
деятельности
человека
протекают
на
фоне
его
взаимодействия
с
окружающей
средой
,
следовательно
,
способствуют
его
формированию
и
развитию
как
личности
.
Воинская
служба
,
реализуемая
в
Военно
-
морском
флоте
посредством
служебно
-
боевой
деятельности
,
профессиональной
и
морально
-
психологической
подготовки
-
это
разновидности
трудовой
деятельности
.
Ее
особенностями
являются
исключительная
государственная
и
общественная
значимость
,
большая
напряженность
,
высокая
ответственность
,
наличие
ору
-
жия
для
решения
стоящих
задач
.
Это
оказывает
большое
влияние
на
форми
-
рование
и
развитие
специфических
личностных
особенностей
военного
чело
-
века
–
преданности
Отечеству
,
верности
служебному
долгу
,
дисциплиниро
-
ванности
и
исполнительности
.
Однако
следует
учитывать
,
что
развитие
лич
-
ности
военнослужащего
осуществляется
на
основе
тех
базисных
психических
особенностей
,
которые
сформировались
у
него
в
предшествующее
время
.
Общение
как
фактор
развития
личности
Любая
деятельность
более
эффективна
,
если
протекает
во
взаимодей
-
ствии
с
другими
людьми
.
Это
обстоятельство
,
в
конечном
итоге
,
заставило
когда
-
то
людей
объединиться
.
Но
для
согласования
действий
появилась
не
-
обходимость
их
общения
.
Затем
общение
стало
не
только
выполнять
функ
-
цию
согласования
действий
,
но
и
обмена
другой
информацией
.
Именно
через
него
стало
осуществляться
воздействие
одного
человека
на
другого
.
Вскоре
общение
становится
жизненной
потребностью
человека
.
Удовлетворяя
ее
,
он
получает
возможность
осознать
себя
и
свое
положение
среди
себе
подобных
.
В
итоге
в
общении
с
другими
людьми
человек
также
обретает
социальные
качества
,
становится
личностью
в
современном
понимании
этой
категории
.
Однако
личность
не
пассивный
объект
тех
или
иных
общественных
отношений
.
Она
активно
взаимодействует
с
обществом
как
системой
этих
отношений
,
является
субъектом
в
системе
деятельности
,
порождаемой
теми
или
иными
отношениями
.
Такие
отношения
складываются
и
в
ходе
воинской
службы
.
Их
специфичность
также
сказывается
на
развитии
личности
,
форми
-
рует
у
нее
своеобразные
особенности
,
сохраняющиеся
продолжительное
время
.
Образовавшееся
таким
образом
единство
биологического
и
социально
-
го
(
деятельности
и
общения
)
позволяет
начать
восходящее
совершенствова
-
14
ние
,
становление
и
развитие
индивида
как
личности
в
целом
.
Установлено
,
что
этот
процесс
начинается
с
рождения
человека
и
,
постепенно
ускоряясь
,
достигает
своего
апогея
к
18-24
годам
.
Именно
в
это
время
человек
может
резко
менять
свое
отношение
к
тем
или
иным
явлениям
объективного
мира
,
особенно
остро
переживать
моральные
потрясения
,
задумывается
о
своем
месте
в
происходящих
вокруг
событиях
.
К
26-32
годам
это
развитие
посте
-
пенно
замедляется
,
и
человек
считается
сформированным
как
личность
.
Этапы
развития
личности
Однако
формирование
личности
протекает
не
так
гладко
,
как
может
показаться
на
первый
взгляд
.
В
онтогенезе
своего
развития
человека
ожида
-
ют
достаточно
напряженные
периоды
.
Рассмотрим
эту
проблему
с
точки
зре
-
ния
психосоциальной
концепции
Э
.
Эриксона
.
Как
уже
отмечалось
,
развитие
психики
и
формирование
психологии
человека
(
личностных
качеств
)
происходит
в
результате
его
взаимодействия
с
окружающим
миром
.
Опираясь
на
этот
вывод
,
автор
концепции
ввел
поня
-
тие
"
групповая
идентичность
",
подразумевая
под
ней
включение
человека
в
определенную
социальную
общность
(
семью
,
школу
,
воинский
коллектив
,
друзей
).
В
зависимости
от
ее
содержания
и
особенностей
психики
в
развитии
человека
можно
выделить
8
стадий
,
начиная
от
младенчества
и
заканчивая
старостью
.
Для
нас
важно
выделить
те
из
них
,
которые
распространяются
на
действующих
и
бывших
военнослужащих
–
это
6-8
стадии
.
6-
я
стадия
(
молодость
)
включает
тесное
взаимодействие
с
окружаю
-
щими
,
укрепление
связей
со
своей
социальной
группой
,
поиск
и
выбор
спут
-
ника
жизни
.
Если
фазы
предшествующего
развития
протекали
на
положи
-
тельном
фоне
развития
,
то
у
человека
формируется
чувство
единства
с
окру
-
жающими
,
сотрудничества
и
интимности
с
определенными
людьми
.
В
про
-
тивном
случае
человек
замыкается
в
себе
,
у
него
формируется
и
закрепляется
чувство
изоляции
и
одиночества
.
7-
я
стадия
(
зрелость
)
предполагает
реализацию
человеком
самого
себя
в
том
видении
,
какое
у
него
сформировалось
на
этапах
предшествующего
развития
.
Он
сосредоточивает
свои
усилия
на
любимой
деятельности
,
семье
,
ищет
общения
.
Если
этих
объектов
нет
,
то
человек
опустошается
,
в
его
дея
-
тельности
намечается
застой
,
косность
,
психологический
и
физиологический
регресс
.
8-
я
стадия
(
старость
)
характеризуется
созданием
завершенной
формы
личности
.
Человек
переосмысливает
свою
жизнь
в
духовным
раздумьях
о
прожитых
годах
.
Если
"
принятия
себя
и
жизни
"
не
произошло
,
то
он
чувству
-
ет
разочарование
,
теряет
вкус
к
жизни
,
чувствует
,
что
жизнь
прожита
зря
.
15
Это
усугубляет
его
физиологическое
состояние
и
может
стать
причиной
мно
-
гих
заболеваний
и
проблем
психологической
сферы
личности
.
Переход
от
одной
стадии
к
другой
-
это
критические
возрасты
,
когда
происходит
ломка
прежних
социальных
взаимоотношений
.
Автор
концепции
выделяет
8
больших
и
малых
кризисов
.
Первые
пять
переживаются
челове
-
ком
на
1-5
стадиях
своего
развития
и
связаны
с
личностным
становлением
.
Шестой
кризис
свойственен
молодым
взрослым
людям
и
связан
с
по
-
иском
близких
ему
людей
,
с
которыми
предполагается
строить
личную
жизнь
или
осуществлять
взаимодействие
для
достижения
жизненных
целей
.
Отсут
-
ствие
этого
приводит
к
изоляции
человека
,
его
замыканию
в
самом
себе
.
Седьмой
кризис
переживается
человеком
,
как
правило
,
в
сорокалетнем
возрасте
.
Он
характеризуется
,
главным
образом
,
обострением
чувства
сохра
-
нения
рода
,
выражающегося
в
"
интересе
к
следующему
поколению
и
его
воспитанию
".
Восьмой
кризис
переживается
человеком
во
время
его
старения
.
Он
знаменует
собой
завершение
предшествующего
жизненного
пути
,
а
разреше
-
ние
кризиса
зависит
от
того
,
как
этот
путь
был
пройден
.
Достижение
пони
-
мания
человеком
цельности
основывается
на
подведении
им
итогов
своей
прожитой
жизни
и
осознания
ее
как
единого
целого
,
в
котором
уже
ничего
нельзя
изменить
.
Если
человек
не
может
свести
свои
прошлые
поступки
в
единое
целое
,
он
завершает
свою
жизнь
в
страхе
перед
смертью
и
в
отчаянии
от
невозможности
начать
жизнь
заново
.
Проблема
личности
в
зарубежной
психологии
Процесс
становления
личности
находится
в
центре
внимания
многих
исследователей
гуманитарных
наук
.
Не
оставили
без
внимания
проблему
личности
и
зарубежные
психологи
.
Идеалистическая
психология
рассматривает
личность
как
особую
неизменную
духовную
сущность
,
как
целиком
психическое
существо
.
По
их
мнению
,
личность
-
это
исключительно
мир
психических
явлений
человека
.
Биогенетический
подход
,
наоборот
,
ставит
в
основу
развития
личности
био
-
логические
процессы
созревания
организма
.
Так
,
американский
психолог
С
.
Холл
главным
законом
развития
личности
считал
биогенетический
закон
рекапитуляции
,
согласно
которому
индивидуальное
развитие
человека
(
онто
-
генез
)
повторяет
главные
стадии
его
развития
от
простейших
организмов
до
современного
уровня
(
филогенез
),
то
есть
сугубо
биологическое
развитие
.
В
другом
варианте
биогенетического
подхода
немецкий
психолог
Э
.
Кречмер
предлагал
определить
содержание
личности
,
исходя
из
ее
тело
-
сложения
,
найдя
зависимость
между
физическим
типом
человека
(
пикниче
-