Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 455
Скачиваний: 8
26
Понимание
сущности
эмоционально
-
чувственных
состояний
позволя
-
ет
выделить
их
основные
характеристики
.
К
ним
относятся
сила
и
длитель
-
ность
возникающих
эмоционально
-
чувственных
состояний
.
Если
эмоции
и
чувства
человека
переводят
функционирование
его
психических
процессов
в
подсознательную
(
неуправляемую
)
сферу
,
то
созна
-
тельное
управление
ими
осуществляется
на
основе
его
воли
.
Воля
-
способность
человека
сознательно
действовать
в
соответст
-
вии
с
поставленной
целью
,
преодолевая
физиологические
и
психологические
трудности
(
препятствия
).
Психологический
анализ
волевого
действия
позволяет
сделать
вывод
о
его
наиболее
часто
проявляющейся
последовательности
:
постановке
и
осоз
-
нании
цели
действия
;
борьбе
мотивов
;
принятии
решения
;
выработке
плана
действия
;
реализации
(
плана
)
решения
;
оценке
и
анализе
выполненного
дей
-
ствия
.
Физиологической
основой
волевого
действия
(
воли
)
является
блокиро
-
вание
(
торможение
)
соответствующими
участками
коры
головного
мозга
деятельности
тех
ее
участков
,
которые
отвечают
за
включение
эмоциональ
-
но
-
чувственных
процессов
личности
.
Однако
следует
отметить
,
что
одновре
-
менно
и
эмоционально
-
чувственные
процессы
пытаются
подавить
волевые
усилия
и
распространить
свое
влияние
на
познавательную
сферу
деятельно
-
сти
человека
.
В
зависимости
от
характера
цели
,
сложности
(
трудности
)
препятствия
и
условий
реализации
рассматриваемый
волевой
психический
процесс
под
-
разделяется
на
несколько
видов
волевых
действий
(
воли
):
простые
и
слож
-
ные
,
преднамеренные
и
непреднамеренные
.
Простые
волевые
действия
-
это
действия
,
направленные
на
достиже
-
ние
хорошо
осознанной
и
представляемой
цели
ближайшей
перспективы
,
когда
способы
ее
достижения
заранее
определены
и
привычны
.
Сложные
волевые
действия
представляет
собой
ряд
последовательно
совершаемых
актов
с
внутренними
противоречиями
,
каждый
из
которых
свя
-
зан
с
необходимостью
преодоления
частных
препятствий
и
трудностей
.
Преднамеренные
волевые
действия
-
сознательное
действие
по
пре
-
одолению
существующих
физиологических
или
психологических
трудностей
в
соответствии
с
поставленной
целью
.
Непреднамеренные
волевые
действия
-
как
правило
подсознательное
действие
по
преодолению
трудностей
без
предварительного
формирования
целевой
установки
.
Зачастую
этот
вид
волевого
действия
приобретает
форму
упрямства
.
Формирование
,
развитие
и
проявление
того
или
иного
вида
волевого
действия
(
воли
)
происходит
в
ходе
личностного
становления
человека
.
О
ка
-
27
честве
рассматриваемого
психического
явления
личности
можно
судить
по
соответствующим
характеристикам
воли
.
К
их
числу
относятся
:
целеустремленность
-
строгое
соответствие
выполняемой
деятельно
-
сти
(
поступков
)
сознательно
поставленной
цели
;
самообладание
-
способность
сознательно
управлять
своими
мыслями
,
эмоциями
(
чувствами
)
и
действиями
(
поступками
);
решительность
-
способность
оперативно
принимать
наиболее
целе
-
сообразные
решения
для
незамедлительных
действий
;
самостоятельность
-
способность
(
поступать
)
в
соответствии
с
собст
-
венным
планом
(
реализовывать
свой
замысел
);
настойчивость
-
проявление
упорства
для
достижения
поставленной
цели
деятельности
;
инициативность
-
степень
активности
при
поиске
наиболее
целесооб
-
разных
путей
достижения
поставленной
цели
.
В
зависимости
от
уровня
каждой
из
перечисленных
характеристик
у
человека
формируются
соответствующие
качества
личности
:
решительность
,
дисциплинированность
,
мужество
,
смелость
и
др
.
Таково
основное
содержание
психических
процессов
личности
.
Его
подробный
анализ
позволяет
сделать
вывод
,
что
рассмотренные
явления
по
-
зволяют
лишь
отражать
в
сознании
человека
предметы
и
явления
объектив
-
ного
мира
в
различных
формах
их
проявления
.
Однако
человек
,
помимо
со
-
зерцания
,
еще
выполняет
и
созидательную
функцию
-
соответствующим
об
-
разом
воздействует
на
окружающий
его
мир
.
Это
воздействие
осуществляет
-
ся
на
основе
второй
и
третьей
групп
психических
явлений
,
называемых
пси
-
хическими
образованиями
и
психическими
свойствами
.
28
ПСИХИЧЕСКИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ
И
СВОЙСТВА
ЛИЧНОСТИ
ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО
Как
следует
из
содержания
изложенного
выше
учебного
материала
,
психические
процессы
,
прежде
всего
,
обеспечивают
отражение
в
сознании
человека
окружающей
его
действительность
,
а
также
формирование
ее
субъ
-
ективного
образа
.
Их
полнота
и
качество
всецело
зависят
от
показателей
пси
-
хики
(
характеристик
рассмотренных
психических
явлений
)
конкретного
че
-
ловека
и
во
многом
предопределяются
особенностями
его
психофизиологии
человека
,
наследственностью
.
Однако
,
только
этим
функции
психических
процессов
не
ограничива
-
ются
.
В
результате
взаимодействия
психики
человека
с
окружающим
миром
происходит
формирование
и
последующее
развитие
еще
двух
групп
психиче
-
ских
явлений
,
получивших
название
психических
образований
и
психических
свойств
личности
.
Используя
психические
механизмы
,
они
полностью
зави
-
сят
от
характера
и
содержания
воздействующих
на
человека
внешних
факто
-
ров
.
Следовательно
,
образования
и
свойства
,
в
отличие
от
процессов
,
имеют
не
психическое
,
а
психологическое
содержание
.
Психические
образования
В
отечественной
психологии
и
педагогике
принято
считать
,
что
пси
-
хические
образования
-
это
лабильные
психические
явления
,
формирующиеся
в
ходе
научения
и
определяющие
качество
профессиональной
и
всякой
другой
деятельности
человека
.
В
их
структуру
входят
знания
,
навыки
и
умения
,
а
также
привычки
и
убеждения
.
Интегральным
психическим
образованием
,
формирующимся
как
в
процессе
научения
,
так
и
воспитания
,
выступает
соз
-
нательность
.
Процесс
формирования
психических
образований
начинается
с
субъ
-
ективного
восприятия
человеком
объективной
информации
,
поступающей
с
внешней
среды
.
Логическое
или
механическое
овладение
ею
формирует
зна
-
ния
.
Применение
имеющихся
знаний
на
практике
приводит
к
образованию
навыков
и
умений
.
В
результате
многократной
реализации
навыков
и
умений
появляются
соответствующие
привычки
.
При
условии
внутреннего
согласия
со
сформировавшимися
знаниями
возникают
личностные
убеждения
.
Соот
-
29
ношение
конкретной
деятельности
(
навыков
,
умений
и
привычек
)
с
убежде
-
ниями
позволяет
говорить
о
сознательности
.
Знания
представляют
собой
преимущественно
логическую
информа
-
цию
,
зафиксированную
в
сознании
(
памяти
)
человека
или
хранящуюся
в
ма
-
териализованной
форме
(
в
его
записях
,
книгах
,
на
электронных
носителях
и
др
.)
.
Иными
словами
-
это
совокупность
усвоенных
сведений
,
понятий
и
представлений
о
предметах
и
явлениях
объективной
действительности
.
Психология
предполагает
,
что
физиологическую
основу
знаний
со
-
ставляют
временные
или
постоянные
связи
между
нервными
клетками
го
-
ловного
мозга
,
возникающие
в
результате
восприятия
информации
объектив
-
ного
мира
или
ее
мыслительной
обработки
.
В
настоящее
время
в
отечественной
военной
психологии
выделяются
четыре
вида
знаний
:
знания
-
знакомства
позволяют
ориентироваться
в
обстановке
в
самых
общих
чертах
.
Это
своеобразные
знания
-
узнавания
,
когда
человек
может
от
-
личить
неправильную
информацию
от
правильной
, "
опознать
"
ее
;
знания
-
репродукции
дают
возможность
воспроизвести
ранее
воспри
-
нимавшийся
или
заученный
материал
;
знания
-
умения
обеспечивают
уверенное
и
творческое
их
применение
в
любых
видах
практической
деятельности
;
знания
-
трансформации
выступают
условием
для
создания
новых
зна
-
ний
на
основе
их
логического
преобразования
или
применения
в
ранее
не
рассматриваемых
условиях
.
Однако
само
по
себе
наличие
знаний
не
позволяет
говорить
об
их
не
-
пременном
преобразовании
в
другие
психические
образования
.
Это
зависит
от
их
характеристик
,
к
числу
которых
относятся
:
объем
-
количество
информации
,
зафиксированной
в
сознании
(
памя
-
ти
)
человека
;
глубина
-
степень
познания
сущности
процессов
и
явлений
,
хранящей
-
ся
в
сознании
;
прочность
-
степень
устойчивости
знаний
при
воздействии
на
них
от
-
рицательных
(
временных
,
эмоциональных
и
др
.)
факторов
;
действенность
-
возможность
использования
имеющихся
знаний
в
практической
деятельности
;
гибкость
-
способность
человека
творчески
использовать
имеющиеся
знания
в
различных
условиях
.
При
условии
достаточности
показателей
перечисленных
характери
-
стик
начинается
формирование
соответствующих
навыков
и
умений
.
30
Навык
-
это
автоматизированное
действие
,
выполняемое
под
общим
контролем
сознания
(
доведенное
до
автоматизма
действие
,
сопровождае
-
мое
или
контролируемое
сознанием
).
Умение
,
в
отличие
от
навыка
,
представляет
собой
комплексное
психи
-
ческое
образование
,
позволяющее
выполнять
многосложные
действия
под
особым
контролем
сознания
.
В
этом
случае
сознание
предваряет
выполняе
-
мое
действие
.
Анализ
сущностного
определения
навыка
и
умения
говорит
о
том
,
что
оба
они
представляют
собой
деятельность
человека
.
Однако
,
если
в
навыке
вначале
выполняется
действие
,
качество
которого
в
последующем
контроли
-
руется
сознанием
,
то
в
умении
сначала
с
помощью
сознания
действие
плани
-
руется
и
лишь
затем
выполняется
.
Как
и
при
образовании
знаний
,
в
процессе
формирования
навыков
и
умений
в
качестве
физиологической
основы
используется
явление
установ
-
ления
временных
связей
между
нервными
клетками
головного
мозга
.
Однако
в
этом
процессе
участвуют
лишь
те
из
них
,
которые
управляют
моторной
деятельностью
организма
человека
.
В
зависимости
от
уровня
сформированности
выделяют
четыре
вида
навыков
и
умений
:
начальные
умения
представляют
собой
первичное
самостоятельное
применение
знаний
в
практической
деятельности
.
В
этом
случае
как
бы
вы
-
полняется
первый
шаг
от
имеющихся
знаний
к
практической
деятельности
человека
;
простые
навыки
-
это
уже
несложные
приемы
и
действия
,
совершае
-
мые
автоматизировано
.
В
свою
очередь
они
делятся
на
несколько
подвидов
:
двигательные
-
сформированные
на
основе
работы
двигательных
ана
-
лизаторов
;
сенсорные
-
использующие
сенсорные
анализаторы
;
умственные
-
реализуемые
в
мыслительной
деятельности
человека
;
смешанные
-
опирающиеся
на
имеющиеся
двигательные
,
сенсорные
и
умственные
анализаторы
;
сложные
навыки
характеризуются
как
усвоенное
комплексное
автома
-
тизированное
действие
.
Они
,
как
правило
,
включают
в
себя
несколько
про
-
стых
навыков
,
объединенных
одним
видом
деятельности
;
сложные
умения
отечественной
психологией
трактуются
как
ком
-
плексное
многосложное
действие
,
выполняемое
в
любых
условиях
деятель
-
ности
.
Качество
состояния
и
процесса
формирования
рассматриваемых
пси
-
хических
образований
и
их
уровень
определяются
по
трем
характеристикам
навыков
и
умений
: