Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 455

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

26

Понимание

 

сущности

 

эмоционально

-

чувственных

 

состояний

 

позволя

-

ет

 

выделить

 

их

 

основные

 

характеристики

К

 

ним

 

относятся

 

сила

 

и

 

длитель

-

ность

 

возникающих

 

эмоционально

-

чувственных

 

состояний

Если

 

эмоции

 

и

 

чувства

 

человека

 

переводят

 

функционирование

 

его

 

психических

 

процессов

 

в

 

подсознательную

 (

неуправляемую

сферу

то

 

созна

-

тельное

 

управление

 

ими

 

осуществляется

 

на

 

основе

 

его

 

воли

Воля

 - 

способность

 

человека

 

сознательно

 

действовать

 

в

 

соответст

-

вии

 

с

 

поставленной

 

целью

преодолевая

 

физиологические

 

и

 

психологические

 

трудности

 (

препятствия

).

 

Психологический

 

анализ

 

волевого

 

действия

 

позволяет

 

сделать

 

вывод

 

о

 

его

 

наиболее

 

часто

 

проявляющейся

 

последовательности

постановке

 

и

 

осоз

-

нании

 

цели

 

действия

борьбе

 

мотивов

принятии

 

решения

выработке

 

плана

 

действия

реализации

 (

плана

решения

оценке

 

и

 

анализе

 

выполненного

 

дей

-

ствия

Физиологической

 

основой

 

волевого

 

действия

 (

воли

является

 

блокиро

-

вание

  (

торможение

соответствующими

 

участками

 

коры

 

головного

 

мозга

 

деятельности

 

тех

 

ее

 

участков

которые

 

отвечают

 

за

 

включение

 

эмоциональ

-

но

-

чувственных

 

процессов

 

личности

Однако

 

следует

 

отметить

что

 

одновре

-

менно

 

и

 

эмоционально

-

чувственные

 

процессы

 

пытаются

 

подавить

 

волевые

 

усилия

 

и

 

распространить

 

свое

 

влияние

 

на

 

познавательную

 

сферу

 

деятельно

-

сти

 

человека

В

 

зависимости

 

от

 

характера

 

цели

сложности

 (

трудности

препятствия

 

и

 

условий

 

реализации

 

рассматриваемый

 

волевой

 

психический

 

процесс

 

под

-

разделяется

 

на

 

несколько

 

видов

 

волевых

 

действий

  (

воли

): 

простые

 

и

 

слож

-

ные

преднамеренные

 

и

 

непреднамеренные

Простые

 

волевые

 

действия

 - 

это

 

действия

направленные

 

на

 

достиже

-

ние

 

хорошо

 

осознанной

 

и

 

представляемой

 

цели

 

ближайшей

 

перспективы

когда

 

способы

 

ее

 

достижения

 

заранее

 

определены

 

и

 

привычны

Сложные

 

волевые

 

действия

 

представляет

 

собой

 

ряд

 

последовательно

 

совершаемых

 

актов

 

с

 

внутренними

 

противоречиями

каждый

 

из

 

которых

 

свя

-

зан

 

с

 

необходимостью

 

преодоления

 

частных

 

препятствий

 

и

 

трудностей

.  

Преднамеренные

 

волевые

 

действия

 - 

сознательное

 

действие

 

по

 

пре

-

одолению

 

существующих

 

физиологических

 

или

 

психологических

 

трудностей

 

в

 

соответствии

 

с

 

поставленной

 

целью

Непреднамеренные

 

волевые

 

действия

 - 

как

 

правило

 

подсознательное

 

действие

 

по

 

преодолению

 

трудностей

 

без

 

предварительного

 

формирования

 

целевой

 

установки

Зачастую

 

этот

 

вид

 

волевого

 

действия

 

приобретает

 

форму

 

упрямства

Формирование

развитие

 

и

 

проявление

 

того

 

или

 

иного

 

вида

 

волевого

 

действия

 (

воли

происходит

 

в

 

ходе

 

личностного

 

становления

 

человека

О

 

ка

-


background image

 

27

честве

 

рассматриваемого

 

психического

 

явления

 

личности

 

можно

 

судить

 

по

 

соответствующим

 

характеристикам

 

воли

К

 

их

 

числу

 

относятся

целеустремленность

 - 

строгое

 

соответствие

 

выполняемой

 

деятельно

-

сти

 (

поступков

сознательно

 

поставленной

 

цели

самообладание

 - 

способность

 

сознательно

 

управлять

 

своими

 

мыслями

эмоциями

 (

чувствами

и

 

действиями

 (

поступками

); 

решительность

 - 

способность

 

оперативно

 

принимать

 

наиболее

 

целе

-

сообразные

 

решения

 

для

 

незамедлительных

 

действий

самостоятельность

 - 

способность

 (

поступать

в

 

соответствии

 

с

 

собст

-

венным

 

планом

 (

реализовывать

 

свой

 

замысел

); 

настойчивость

 - 

проявление

 

упорства

 

для

 

достижения

 

поставленной

 

цели

 

деятельности

инициативность

 - 

степень

 

активности

 

при

 

поиске

 

наиболее

 

целесооб

-

разных

 

путей

 

достижения

 

поставленной

 

цели

В

 

зависимости

 

от

 

уровня

 

каждой

 

из

 

перечисленных

 

характеристик

 

у

 

человека

 

формируются

 

соответствующие

 

качества

 

личности

решительность

дисциплинированность

мужество

смелость

 

и

 

др

Таково

 

основное

 

содержание

 

психических

 

процессов

 

личности

Его

 

подробный

 

анализ

 

позволяет

 

сделать

 

вывод

что

 

рассмотренные

 

явления

 

по

-

зволяют

 

лишь

 

отражать

 

в

 

сознании

 

человека

 

предметы

 

и

 

явления

 

объектив

-

ного

 

мира

 

в

 

различных

 

формах

 

их

 

проявления

Однако

 

человек

помимо

 

со

-

зерцания

еще

 

выполняет

 

и

 

созидательную

 

функцию

 - 

соответствующим

 

об

-

разом

 

воздействует

 

на

 

окружающий

 

его

 

мир

Это

 

воздействие

 

осуществляет

-

ся

 

на

 

основе

 

второй

 

и

 

третьей

 

групп

 

психических

 

явлений

называемых

 

пси

-

хическими

 

образованиями

 

и

 

психическими

 

свойствами

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

28

 
 
 
 

ПСИХИЧЕСКИЕ

 

ОБРАЗОВАНИЯ

 

И

 

СВОЙСТВА

  

ЛИЧНОСТИ

 

ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

 

 
 

Как

 

следует

 

из

 

содержания

 

изложенного

 

выше

 

учебного

 

материала

психические

 

процессы

прежде

 

всего

обеспечивают

 

отражение

 

в

 

сознании

 

человека

 

окружающей

 

его

 

действительность

а

 

также

 

формирование

 

ее

 

субъ

-

ективного

 

образа

Их

 

полнота

 

и

 

качество

 

всецело

 

зависят

 

от

 

показателей

 

пси

-

хики

  (

характеристик

 

рассмотренных

 

психических

 

явлений

конкретного

 

че

-

ловека

 

и

 

во

 

многом

 

предопределяются

 

особенностями

 

его

 

психофизиологии

 

человека

наследственностью

Однако

только

 

этим

 

функции

 

психических

 

процессов

 

не

 

ограничива

-

ются

В

 

результате

 

взаимодействия

 

психики

 

человека

 

с

 

окружающим

 

миром

 

происходит

 

формирование

 

и

 

последующее

 

развитие

 

еще

 

двух

 

групп

 

психиче

-

ских

 

явлений

получивших

 

название

 

психических

 

образований

 

и

 

психических

 

свойств

 

личности

Используя

 

психические

 

механизмы

они

 

полностью

 

зави

-

сят

 

от

 

характера

 

и

 

содержания

 

воздействующих

 

на

 

человека

 

внешних

 

факто

-

ров

Следовательно

образования

 

и

 

свойства

в

 

отличие

 

от

 

процессов

имеют

 

не

 

психическое

а

 

психологическое

 

содержание

 

Психические

 

образования

 

 

В

 

отечественной

 

психологии

 

и

 

педагогике

 

принято

 

считать

что

 

пси

-

хические

 

образования

 - 

это

 

лабильные

 

психические

 

явления

формирующиеся

 

в

 

ходе

 

научения

 

и

 

определяющие

 

качество

 

профессиональной

 

и

 

всякой

 

другой

 

деятельности

 

человека

В

 

их

 

структуру

 

входят

 

знания

навыки

 

и

 

умения

а

 

также

 

привычки

 

и

 

убеждения

Интегральным

 

психическим

 

образованием

формирующимся

 

как

 

в

 

процессе

 

научения

так

 

и

 

воспитания

выступает

 

соз

-

нательность

.  

Процесс

 

формирования

 

психических

 

образований

 

начинается

 

с

 

субъ

-

ективного

 

восприятия

 

человеком

 

объективной

 

информации

поступающей

 

с

 

внешней

 

среды

Логическое

 

или

 

механическое

 

овладение

 

ею

 

формирует

 

зна

-

ния

Применение

 

имеющихся

 

знаний

 

на

 

практике

 

приводит

 

к

 

образованию

 

навыков

 

и

 

умений

В

 

результате

 

многократной

 

реализации

 

навыков

 

и

 

умений

 

появляются

 

соответствующие

 

привычки

При

 

условии

 

внутреннего

 

согласия

 

со

 

сформировавшимися

 

знаниями

 

возникают

 

личностные

 

убеждения

Соот

-


background image

 

29

ношение

 

конкретной

 

деятельности

 (

навыков

умений

 

и

 

привычек

с

 

убежде

-

ниями

 

позволяет

 

говорить

 

о

 

сознательности

Знания

 

представляют

 

собой

 

преимущественно

 

логическую

 

информа

-

цию

зафиксированную

 

в

 

сознании

  (

памяти

человека

 

или

 

хранящуюся

 

в

 

ма

-

териализованной

 

форме

 (

в

 

его

 

записях

книгах

на

 

электронных

 

носителях

 

и

 

др

.)

Иными

 

словами

 - 

это

 

совокупность

 

усвоенных

 

сведений

понятий

 

и

 

представлений

 

о

 

предметах

 

и

 

явлениях

 

объективной

 

действительности

Психология

 

предполагает

что

 

физиологическую

 

основу

 

знаний

 

со

-

ставляют

 

временные

 

или

 

постоянные

 

связи

 

между

 

нервными

 

клетками

 

го

-

ловного

 

мозга

возникающие

 

в

 

результате

 

восприятия

 

информации

 

объектив

-

ного

 

мира

 

или

 

ее

 

мыслительной

 

обработки

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

отечественной

 

военной

 

психологии

 

выделяются

 

четыре

 

вида

 

знаний

знания

-

знакомства

 

позволяют

 

ориентироваться

 

в

 

обстановке

 

в

 

самых

 

общих

 

чертах

Это

 

своеобразные

 

знания

-

узнавания

когда

 

человек

 

может

 

от

-

личить

 

неправильную

 

информацию

 

от

 

правильной

, "

опознать

ее

знания

-

репродукции

 

дают

 

возможность

 

воспроизвести

 

ранее

 

воспри

-

нимавшийся

 

или

 

заученный

 

материал

знания

-

умения

 

обеспечивают

 

уверенное

 

и

 

творческое

 

их

 

применение

 

в

 

любых

 

видах

 

практической

 

деятельности

;  

знания

-

трансформации

 

выступают

 

условием

 

для

 

создания

 

новых

 

зна

-

ний

 

на

 

основе

 

их

 

логического

 

преобразования

 

или

 

применения

 

в

 

ранее

 

не

 

рассматриваемых

 

условиях

.  

Однако

 

само

 

по

 

себе

 

наличие

 

знаний

 

не

 

позволяет

 

говорить

 

об

 

их

 

не

-

пременном

 

преобразовании

 

в

 

другие

 

психические

 

образования

Это

 

зависит

 

от

 

их

 

характеристик

к

 

числу

 

которых

 

относятся

объем

 - 

количество

 

информации

зафиксированной

 

в

 

сознании

  (

памя

-

ти

человека

глубина

 - 

степень

 

познания

 

сущности

 

процессов

 

и

 

явлений

хранящей

-

ся

 

в

 

сознании

прочность

 - 

степень

 

устойчивости

 

знаний

 

при

 

воздействии

 

на

 

них

 

от

-

рицательных

 (

временных

эмоциональных

 

и

 

др

.) 

факторов

действенность

 - 

возможность

 

использования

 

имеющихся

 

знаний

 

в

 

практической

 

деятельности

гибкость

 - 

способность

 

человека

 

творчески

 

использовать

 

имеющиеся

 

знания

 

в

 

различных

 

условиях

При

 

условии

 

достаточности

 

показателей

 

перечисленных

 

характери

-

стик

 

начинается

 

формирование

 

соответствующих

 

навыков

 

и

 

умений


background image

 

30

Навык

 - 

это

 

автоматизированное

 

действие

выполняемое

 

под

 

общим

 

контролем

 

сознания

  (

доведенное

 

до

 

автоматизма

 

действие

сопровождае

-

мое

 

или

 

контролируемое

 

сознанием

).

 

Умение

в

 

отличие

 

от

 

навыка

представляет

 

собой

 

комплексное

 

психи

-

ческое

 

образование

позволяющее

 

выполнять

 

многосложные

 

действия

 

под

 

особым

 

контролем

 

сознания

В

 

этом

 

случае

 

сознание

 

предваряет

 

выполняе

-

мое

 

действие

Анализ

 

сущностного

 

определения

 

навыка

 

и

 

умения

 

говорит

 

о

 

том

что

 

оба

 

они

 

представляют

 

собой

 

деятельность

 

человека

Однако

если

 

в

 

навыке

 

вначале

 

выполняется

 

действие

качество

 

которого

 

в

 

последующем

 

контроли

-

руется

 

сознанием

то

 

в

 

умении

 

сначала

 

с

 

помощью

 

сознания

 

действие

 

плани

-

руется

 

и

 

лишь

 

затем

 

выполняется

Как

 

и

 

при

 

образовании

 

знаний

в

 

процессе

 

формирования

 

навыков

 

и

 

умений

 

в

 

качестве

 

физиологической

 

основы

 

используется

 

явление

 

установ

-

ления

 

временных

 

связей

 

между

 

нервными

 

клетками

 

головного

 

мозга

Однако

 

в

 

этом

 

процессе

 

участвуют

 

лишь

 

те

 

из

 

них

которые

 

управляют

 

моторной

 

деятельностью

 

организма

 

человека

В

 

зависимости

 

от

 

уровня

 

сформированности

 

выделяют

 

четыре

 

вида

 

навыков

 

и

 

умений

начальные

 

умения

 

представляют

 

собой

 

первичное

 

самостоятельное

 

применение

 

знаний

 

в

 

практической

 

деятельности

В

 

этом

 

случае

 

как

 

бы

 

вы

-

полняется

 

первый

 

шаг

 

от

 

имеющихся

 

знаний

 

к

 

практической

 

деятельности

 

человека

простые

 

навыки

 - 

это

 

уже

 

несложные

 

приемы

 

и

 

действия

совершае

-

мые

 

автоматизировано

В

 

свою

 

очередь

 

они

 

делятся

 

на

 

несколько

 

подвидов

двигательные

 - 

сформированные

 

на

 

основе

 

работы

 

двигательных

 

ана

-

лизаторов

сенсорные

 - 

использующие

 

сенсорные

 

анализаторы

;  

умственные

 - 

реализуемые

 

в

 

мыслительной

 

деятельности

 

человека

;  

смешанные

 

опирающиеся

 

на

 

имеющиеся

 

двигательные

сенсорные

 

и

 

умственные

 

анализаторы

;  

сложные

 

навыки

 

характеризуются

 

как

 

усвоенное

 

комплексное

 

автома

-

тизированное

 

действие

Они

как

 

правило

включают

 

в

 

себя

 

несколько

 

про

-

стых

 

навыков

объединенных

 

одним

 

видом

 

деятельности

сложные

 

умения

 

отечественной

 

психологией

 

трактуются

 

как

 

ком

-

плексное

 

многосложное

 

действие

выполняемое

 

в

 

любых

 

условиях

 

деятель

-

ности

Качество

 

состояния

 

и

 

процесса

 

формирования

 

рассматриваемых

 

пси

-

хических

 

образований

 

и

 

их

 

уровень

 

определяются

 

по

 

трем

 

характеристикам

 

навыков

 

и

 

умений