Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 453
Скачиваний: 8
31
гибкости
-
способности
личности
использовать
навыки
и
умения
в
раз
-
личных
видах
деятельности
;
прочности
-
степени
устойчивости
навыков
и
умений
при
воздействии
на
них
отрицательных
факторов
;
сложности
-
уровень
сочетания
в
навыке
или
умении
нескольких
ана
-
логичных
образований
более
низкого
порядка
.
Рассмотренные
психические
явления
являются
ведущими
в
психоло
-
гической
структуре
личности
и
используются
повсеместно
.
Именно
они
фор
-
мируют
комплексное
психическое
явление
,
называемое
мастерством
и
про
-
являющееся
в
высоком
уровне
развития
знаний
,
навыков
и
умений
,
а
также
профессиональных
и
моральных
(
морально
-
боевых
)
качеств
личности
.
Однако
мир
психических
образований
включает
и
некоторые
другие
,
имеющие
не
меньшую
значимость
для
человека
,
хотя
и
реализуемых
лишь
в
соответствующих
условиях
.
К
ним
относятся
:
привычки
-
способ
поведения
человека
,
осуществление
которого
при
-
обрело
для
него
силу
потребности
;
убеждения
-
осмысленные
знания
человека
,
органически
слившиеся
с
его
чувствами
и
получившие
для
него
личностный
смысл
;
сознательность
-
интегральное
качество
личности
,
отражающее
соотношение
содержания
ее
деятельности
(
иногда
-
привычек
)
и
убеждений
в
конкретном
действии
.
Как
уже
отмечалось
,
психические
образования
личности
предопреде
-
ляют
качество
выполняемой
человеком
деятельности
.
Однако
нередки
слу
-
чаи
,
когда
человек
может
выполнить
какую
-
то
деятельность
,
но
не
делает
этого
.
Следовательно
,
в
структуре
личности
есть
еще
какие
-
то
явления
,
за
-
ставляющие
человека
поступать
так
или
иначе
в
конкретной
ситуации
.
В
оте
-
чественной
психологической
литературе
они
получили
название
психических
свойств
.
Психические
свойства
Под
психическими
свойствами
личности
понимаются
устойчивые
психические
явления
,
существенно
влияющие
на
деятельность
личности
и
характеризующие
ее
главным
образом
с
социально
-
психологической
сторо
-
ны
.
Другими
словами
,
это
те
психические
явления
,
которые
реализуются
в
определенном
социуме
(
социальной
группе
или
во
взаимоотношениях
с
дру
-
гими
людьми
).
В
их
структуру
входят
направленность
,
темперамент
,
харак
-
тер
и
способности
.
Направленность
-
это
сложное
психическое
свойство
,
представляю
-
щее
собой
относительно
устойчивое
единство
потребностей
,
мотивов
и
32
целей
личности
,
определяющих
характер
ее
деятельности
.
Ее
содержание
формируется
на
основе
взаимосвязанных
внутренних
побуждений
и
жизнен
-
ных
целей
человека
и
показывает
,
к
чему
он
стремится
в
жизни
,
какие
цели
ставит
перед
собой
и
что
его
к
этому
побуждает
.
Как
сложное
психическое
свойство
личности
,
направленность
имеет
свою
внутреннюю
структуру
,
включающую
потребности
,
мотивы
и
цели
.
Потребности
-
нужда
человека
как
социально
-
биологического
суще
-
ства
в
конкретном
духовном
или
материальном
предмете
(
явлении
).
Они
требуют
своего
удовлетворения
и
побуждают
личность
проявлять
для
этого
активность
,
выполнять
конкретную
деятельность
.
По
направленности
по
-
требности
делятся
на
материальные
(
нужда
в
пище
,
одежде
,
жилище
и
др
.)
и
духовные
(
нужда
в
информации
,
знаниях
,
общении
и
др
.).
Мотивы
-
непосредственное
побуждение
к
совершению
конкретного
действия
для
удовлетворения
существующей
потребности
.
Они
формиру
-
ются
под
решающим
воздействием
мировоззрения
человека
и
имеют
лично
-
стный
смысл
.
При
этом
для
удовлетворения
одной
и
той
же
потребности
у
разных
людей
могут
быть
разные
мотивы
,
как
,
впрочем
,
и
разные
цели
.
Они
также
могут
выступать
в
самых
различных
формах
и
сферах
деятельности
как
простые
(
влечения
,
желания
,
хотения
)
и
сложные
(
интересы
,
склонности
,
идеалы
).
Потребностно
-
мотивационная
сфера
направленности
является
как
бы
ее
фундаментом
,
на
котором
формируются
цели
личности
.
Цели
-
идеальный
образ
результата
деятельности
(
выполняемого
действия
)
.
По
времени
существования
они
бывают
оперативными
(
ближай
-
шее
время
),
перспективными
(
недели
,
месяцы
),
долговременными
(
годы
)
и
жизненными
.
Жизненная
цель
выступает
в
роли
общего
интегратора
всех
других
целей
.
Как
правило
реализация
каждой
из
перечисленных
целей
осу
-
ществляется
в
соответствии
с
жизненной
целью
.
В
целях
неразрывно
связаны
установки
и
перспективы
.
Установки
-
настроенность
человека
на
осуществление
той
или
иной
деятельности
.
Перспективы
-
эмоционально
насыщенное
представление
желаемого
,
привлекательного
,
жизненно
важного
будущего
,
отодвинутого
во
времени
,
побуждающего
человека
достичь
его
.
В
целом
уровень
направленности
определяется
ее
общественной
зна
-
чимостью
,
проявлением
жизненной
позиции
человека
,
его
моральным
обли
-
ком
и
степенью
социальной
зрелости
.
Следовательно
,
знание
направленности
личности
позволяет
не
только
понимать
действия
другого
человека
,
но
и
про
-
гнозировать
его
поведение
в
конкретных
ситуациях
и
условиях
деятельности
.
33
Однако
при
относительно
совпадающих
характеристиках
направлен
-
ности
различные
люди
ведут
себя
по
-
разному
:
одни
резки
и
порывисты
,
дру
-
гие
реагируют
медленно
,
старательно
продумывая
свои
шаги
и
т
.
д
.
Это
обу
-
словлено
другим
психическим
свойством
-
темпераментом
.
Темперамент
-
индивидуально
-
психическое
свойство
личности
,
от
-
ражающее
динамику
его
психики
и
поведения
.
В
нем
психика
и
деятельность
взаимосвязаны
.
Именно
психические
особенности
определяют
особенности
поведения
человека
.
Темперамент
,
как
психическое
свойство
личности
,
изу
-
чался
многими
учеными
,
но
наиболее
полно
изложен
в
работах
Шелдона
,
Кречмера
,
Теплова
,
Небылицина
и
некоторых
других
авторов
.
В
современной
отечественной
психологии
используется
типология
темпераментов
,
описанная
И
.
П
.
Павловым
.
В
ее
физиологическую
основу
он
положил
наиболее
распространенные
характеристики
основных
психических
процессов
-
возбуждения
и
торможения
:
их
силу
,
равновесие
и
подвижность
.
В
результате
различного
их
сочетания
первоначально
были
выделены
четыре
типа
высшей
нервной
деятельности
(
ВНД
):
сильный
,
безудержный
,
инертный
и
слабый
.
Последующие
исследования
позволили
описать
людей
с
различ
-
ными
типами
ВНД
,
проявляющимися
в
динамике
их
поведения
и
получив
-
шими
название
активного
,
экспансивного
,
спокойного
и
подавленного
.
В
дальнейшем
автор
связал
свое
открытие
с
понятием
темперамента
,
предло
-
женным
еще
Гиппократом
,
и
присвоил
соответствующие
названия
-
холерик
,
сангвиник
,
флегматик
и
меланхолик
.
Холерический
темперамент
формируется
на
основе
сильных
,
не
-
уравно
вешенных
и
подвижных
нервных
процессов
,
определяющих
безу
-
держный
тип
ВНД
и
экспансивное
поведение
.
Людям
этого
темперамента
(
холерикам
)
присущи
высокая
активность
,
быстрота
действий
и
энергич
-
ность
.
В
общении
они
часто
меняют
настроение
,
легко
проявляют
резкость
и
вспышки
эмоций
.
Разговаривают
обычно
быстро
,
решения
принимают
мгно
-
венно
,
сопровождая
их
активной
жестикуляцией
и
резкими
движениями
.
Сангвинический
темперамент
формируется
на
основе
сильных
,
уравновешенных
и
подвижных
нервных
процессов
,
определяющих
сильный
тип
ВНД
и
активный
тип
поведения
.
Сангвиникам
свойственны
активность
,
энергичность
,
быстрая
продуманная
реакция
на
события
,
интерес
к
значимо
-
му
и
неизвестному
.
В
общении
корректны
,
эмоционально
сдержаны
.
В
пове
-
дении
пластичны
,
легко
приспосабливаются
к
изменяющейся
обстановке
и
условиям
деятельности
.
Флегматический
темперамент
формируется
у
людей
с
сильными
,
уравновешенными
и
малоподвижными
нервными
психическими
процессами
,
определяющих
инертный
тип
ВНД
и
спокойное
поведение
.
Внешне
это
спо
-
койные
и
несколько
медлительные
люди
с
невыразительными
мимикой
и
34
жестами
.
Они
легко
переносят
монотонные
условия
деятельности
,
основа
-
тельны
в
выработке
и
принятии
решений
,
успешно
выполняют
сложную
од
-
нообразную
работу
.
Круг
их
общения
ограничен
,
речь
однообразная
и
мед
-
ленная
.
Меланхолический
темперамент
формируется
в
результате
слабых
,
неуравновешенных
и
малоподвижных
нервных
процессов
,
определяющих
слабый
тип
ВНД
и
преимущественно
подавленное
поведение
.
Меланхолики
легко
ранимы
,
остро
воспринимают
несправедливость
,
отличаются
постепен
-
ным
вызреванием
чувств
,
значительным
влиянием
настроения
на
качество
их
деятельности
.
В
общении
предпочитают
слушать
других
,
сопереживать
,
про
-
являют
бережное
отношение
к
чувствам
собеседников
,
в
результате
чего
очень
часто
пользуются
уважением
окружающих
.
На
основе
проявления
темперамента
личности
в
конкретных
социаль
-
ных
условиях
формируется
другое
психическое
свойство
-
характер
.
Характер
-
совокупность
наиболее
устойчивых
психических
черт
,
оп
-
ределяющих
все
стороны
деятельности
личности
и
выражающих
ее
индиви
-
дуальное
своеобразие
.
Это
стержневое
психологическое
свойство
личности
,
содержание
которого
оценивается
по
ее
отношениям
к
различным
событиям
и
явлениям
объективной
действительности
,
формирующим
соответствующие
черты
характера
.
Черта
характера
представляет
собой
устойчивую
,
повторяющуюся
в
различных
ситуациях
особенность
поведения
личности
.
Современный
рус
-
ский
язык
насчитывает
около
пятисот
слов
,
раскрывающих
содержание
раз
-
личных
сторон
тех
или
иных
черт
характера
.
Это
позволяет
достаточно
точно
охарактеризовать
человека
,
но
требует
емкого
тезауруса
.
Для
преодоления
этой
трудности
в
отечественной
психологии
разрабо
-
тана
соответствующая
систематизация
психических
черт
личности
(
черт
ха
-
рактера
)
в
зависимости
от
особенностей
отношения
человека
к
внешним
со
-
бытиям
и
явлениям
,
опирающаяся
на
дихотомический
способ
классификации
явлений
(
разбивку
на
полярные
пары
соподчиненных
элементов
).
Наиболее
распространенными
систематизированными
чертами
характера
выступают
:
по
отношению
:
к
социальным
явлениям
-
убежденный
,
беспринципный
;
к
деятельности
-
деятельный
,
бездеятельный
;
к
общению
-
общительный
,
замкнутый
;
к
себе
-
альтруист
,
эгоист
;
по
силе
-
сильный
,
слабый
;
по
волевым
чертам
-
волевой
,
безвольный
;
по
эмоциональным
чертам
-
уравновешенный
,
неуравновешенный
и
т
.
д
.
35
Кроме
того
,
в
последнее
время
в
отечественной
психологии
широко
используются
некоторые
зарубежные
личностные
типологии
.
К
ним
,
прежде
всего
,
можно
отнести
полярные
типы
экстраверсия
-
интраверсия
,
раскры
-
вающие
преимущественную
направленность
личности
вовне
,
на
окружаю
-
щих
людей
,
внешние
явления
и
события
(
экстраверсия
)
или
наоборот
(
интро
-
версия
).
Как
уже
отмечалось
,
характер
человека
формируется
в
определенной
социальной
среде
на
основе
физиологической
предопределенности
его
пси
-
хики
,
в
том
числе
и
способностей
.
Способности
-
соответствие
психических
особенностей
личности
требованиям
,
предъявляемых
конкретным
видом
ее
деятельности
.
На
дан
-
ном
понимании
способностей
базируется
разработка
методик
профессио
-
нального
отбора
.
Способности
определяются
индивидуально
-
психологическими
осо
-
бенностями
человека
,
суммарным
,
целостным
их
проявлением
в
мотиваци
-
онной
,
операционной
и
функциональной
сферах
.
В
мотивационной
сфере
это
своеобразное
"
пусковое
устройство
"
для
активизации
психики
,
ее
настройки
и
мобилизации
на
предстоящую
деятель
-
ность
,
создания
условий
для
функционирования
других
психологических
механизмов
.
Операционный
механизм
способностей
включает
набор
операций
или
способов
,
с
помощью
которых
осуществляется
реализация
осознанной
цели
в
конечный
результат
.
Функциональный
механизм
обеспечивается
рассмотренными
уже
пси
-
хическими
процессами
.
Более
высокими
способностями
обладают
люди
,
у
которых
развиты
воображение
,
память
,
мышление
и
другие
психические
про
-
цессы
.
Среди
видов
способностей
выделяют
частные
,
реализуемые
в
одном
действии
;
специальные
,
применяемые
в
конкретной
деятельности
и
общие
,
используемые
во
всех
сферах
деятельности
человека
.
Уровни
способностей
предопределяют
качество
соответствующей
дея
-
тельности
человека
.
К
ним
относятся
:
неспособность
-
несоответствие
психических
особенностей
личности
психологическим
требованиям
выполняемой
ими
деятельности
;
простая
способность
-
соответствие
психических
особенностей
лич
-
ности
психологическим
требованиям
выполняемой
ими
деятельности
;
одаренность
-
способность
личности
достичь
высоких
результатов
в
конкретной
сфере
деятельности
;
талант
-
способность
достичь
выдающихся
результатов
в
одной
из
сфер
деятельности
личности
;