Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 454

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

тивной

 

реальности

Объясняя

 

ее

 

природу

отечественная

 

психология

 

исходит

 

из

 

закона

открытого

 

Ч

.

Дарвином

 (1809-1882 

гг

.). 

Его

 

суть

 

заключается

 

в

 

том

что

 

эволюция

 

живых

 

существ

 

и

 

появление

 

в

 

результате

 

человека

 

осуществ

-

лялась

 

на

 

основе

 

изменчивости

 

всего

 

живого

а

 

также

 

наследственности

за

-

крепляющей

 

и

 

удерживающей

 

приобретенные

 

признаки

 

путем

 

естественного

 

отбора

В

 

данном

 

случае

 

речь

 

идет

 

о

 

формировании

 

и

 

развитии

 

психики

 

в

 

филогенезе

 - 

от

 

появления

 

простейших

 

организмов

 

до

 

нынешнего

 

состояния

 

нервной

 

системы

 

человека

Филогенезное

 

развитие

 

психики

 

рассматривается

 

на

 

двух

 

уровнях

фи

-

зиологическом

 

и

 

психологическом

На

 

уровне

 

физиологического

 

развития

 

в

 

эволюции

 

психики

 

выделя

-

ются

 

несколько

 

этапов

1- 

этап

В

 

самом

 

начале

 

зарождающейся

 

на

 

земле

 

жизни

 

наметились

 

две

 

основные

 

формы

 

изменчивости

 

во

 

взаимодействии

 

элементарных

 

орга

-

низмов

 (

прообразов

 

нервных

 

клеток

с

 

окружающей

 

средой

Они

 

и

 

определи

-

ли

 

уже

 

у

 

одноклеточных

 

разделение

 

на

 

две

 

самостоятельные

 

ветви

реали

-

зуемых

 

у

 

растений

 

и

 

в

 

животном

 

мире

В

 

основе

 

этого

 

разделения

 

лежит

 

при

-

сущая

 

простейшему

 

организму

 

форма

 

физиологического

 

отражения

 

окру

-

жающей

 

среды

 - 

раздражимость

которая

 

представляет

 

собой

 

изменение

 

фи

-

зиологического

 

состояния

 

организма

 

под

 

влиянием

 

внешних

 

воздействий

 

(

тепловых

световых

температурных

 

и

 

др

.), 

называемых

 

раздражителями

этап

В

 

последующем

 

раздражимость

 

стала

 

вызывать

 

приспособи

-

тельские

 

процессы

уравновешивающие

 

состояние

 

организма

 

со

 

средой

Если

 

растения

 

остановились

 

на

 

физиологической

 

форме

 

отражения

заключаю

-

щейся

 

в

 

изменении

 

химического

 

состава

 

и

 

физического

 

состояния

то

 

в

 

жи

-

вотном

 

мире

 

процессы

 

усовершенствования

 

продолжались

У

 

них

 

формиру

-

ется

 

новый

 

тип

 

раздражимости

 - 

чувствительность

как

 

общая

 

способность

 

организма

 

к

 

ощущению

 

и

 

защитному

 

реагированию

 

на

 

действие

 

раздражите

-

ля

Именно

 

с

 

ее

 

появлением

 

начинается

 

эволюция

собственно

психического

 

отражения

 

окружающего

 

мира

этап

В

 

его

 

пределах

 

появляются

 

ощущения

 - 

отражение

 

нервной

 

клеткой

 

отдельных

 

характеристик

 

явлений

 

объективного

 

мира

  (

температур

-

ных

световых

химических

 

и

 

т

.

д

.). 

этап

Последующее

 

объединение

 

нервных

 

ощущений

 

в

 

систему

 

при

-

вело

 

к

 

образованию

 

качественно

 

нового

 

органа

 - 

нервной

 

системы

как

 

сово

-

купности

 

нервных

 

образований

с

 

помощью

 

которых

 

осуществляется

 

воспри

-

ятие

 

действующих

 

на

 

организм

 

раздражителей

Дальнейшее

 

объединение

 

нервных

 

клеток

 

привело

 

к

 

образованию

 

в

 

организме

 

мозговой

 

трубки

а

 

в

 

последующем

 - 

спинного

 

и

 

головного

 

мозга


background image

 

7

Это

 

был

 

уже

 

совершенный

 

орган

позволивший

 

наряду

 

с

 

физиологическим

появиться

 

и

 

психологическому

 (

субъективному

отражению

 

мира

Формирование

 

психологического

 

уровня

 

филогенезного

 

развития

 

пси

-

хики

 

также

 

проходило

 

в

 

несколько

 

самостоятельных

 

этапов

1-

й

 

этап

В

 

его

 

пределах

 

возникают

 

простейшие

 

психические

 

реакции

 

организма

 

животного

 

мира

получившие

 

название

 

рефлексов

 – 

закономерной

 

ответной

 

реакцией

 

организма

 

на

 

действие

 

определенного

 

раздражителя

Как

 

было

 

экспериментально

 

доказано

 

И

.

М

.

Сеченовым

все

 

акты

 

сознательной

 

и

 

бессознательной

 

жизни

 

по

 

способу

 

своего

 

происхождения

 

являются

 

рефлек

-

сами

При

 

этом

 

они

 

начинаются

 

чувственным

 

возбуждением

продолжаются

 

определенным

 

психическим

 

актом

 

и

 

заканчиваются

 

мышечным

 

движением

2-

й

 

этап

Происходит

 

формирование

 

однообразных

 

рефлексивных

 

дей

-

ствий

 

на

 

конкретные

 

раздражители

И

.

П

.

Павлов

 

установил

что

 

в

 

основе

 

нервной

 

деятельности

 

живого

 

организма

 

лежит

 

рефлекс

представляющий

 

не

 

только

 

физиологическое

но

 

и

 

психологическое

 

явление

 

одновременно

При

 

этом

 

он

 

назвал

 

постоянную

 

связь

 

внешнего

 

раздражителя

 

с

 

соответствующей

 

реакцией

 

на

 

него

 

живого

 

организма

 - 

безусловным

 

рефлексом

а

 

временную

 - 

условным

 

рефлексом

3-

й

 

этап

Безусловные

 

рефлексы

 

закрепляются

 

в

 

организме

 

и

 

переда

-

ются

 

по

 

наследству

что

 

привело

 

к

 

образованию

 

инстинктов

 - 

совокупности

 

врожденных

 

компонентов

 

психической

 

деятельности

 

человека

 

и

 

животных

проявляющихся

 

в

 

их

 

поведении

 

и

 

обеспечивающих

 

их

 

существование

Фор

-

мирование

 

инстинктов

 

на

 

первых

 

порах

 

обуславливалось

 

биологическими

 

потребностями

 (

питание

самосохранение

продолжение

 

рода

 

и

 

так

 

далее

), 

а

 

в

 

последующем

 

совершенствовалось

 

и

 

приобретало

 

новое

 

содержание

 - 

ориен

-

тировочное

защитное

поисковое

Но

 

следует

 

учитывать

что

 

безусловные

 

рефлексы

 

и

 

инстинкты

 

обеспечивают

 

взаимодействие

 

организма

 

только

 

со

 

стабильной

 

средой

В

 

изменчивой

 

же

 

среде

 

одних

 

только

 

безусловных

 

связей

 

недостаточно

Этот

 

пробел

 

восполняется

 

механизмами

 

условных

 

рефлексов

Образование

 

условных

 

рефлексов

 

является

 

более

 

сложным

 

процессом

 

в

 

работе

 

нервной

 

системы

Они

 

стали

 

основой

 

приспособления

 

живого

 

орга

-

низма

 

к

 

изменчивой

подвижной

многообразной

 

среде

 

и

 

могут

 

вырабаты

-

ваться

 

на

 

сигналы

связанные

 

с

 

безусловным

 

раздражителем

но

 

уже

 

через

 

второй

третий

 

и

 

так

 

далее

 

раздражители

.  

Последующее

 

развитие

 

нервной

 

системы

 

дало

 

возможность

 

в

 

рефлек

-

сивном

 

поведении

 

опереться

 

на

 

сочетание

 

одновременно

 

действующих

 

раз

-

дражителей

Чем

 

более

 

совершенствуется

 

организм

тем

 

легче

  

изменяющие

-

ся

 

условия

 

среды

 

снимают

 

устаревшие

 

инстинктивные

 

формы

 

поведения

 

и

 

формируют

 

новые

 

более

 

совершенные

Появление

 

способности

 

легко

 

менять

 


background image

 

8

формы

 

поведения

 

создало

 

новый

 

вид

 

психологической

 

деятельности

назы

-

ваемый

 

навыком

4-

й

 

этап

Совершенствование

 

инстинктов

 

и

 

навыков

 

привело

 

к

 

появле

-

нию

 

рассудочного

 

поведения

 - 

такой

 

формы

 

деятельности

при

 

которой

 

ре

-

шение

 

задач

 

производится

 

на

 

основе

 

отражения

 

связей

 

и

 

отклонений

 

между

 

предметами

 

и

 

явлениями

 

объективного

 

мира

В

 

данном

 

случае

 

нервная

 

сис

-

тема

 

обеспечивает

 

регулирование

 

поведения

 

живого

 

существа

 

в

 

тех

 

услови

-

ях

в

 

которых

 

оно

 

находится

 

в

 

настоящее

 

время

5-

й

 

этап

Если

 

животное

 

способно

 

к

 

рассудочному

 

поведению

исходя

 

из

 

реально

 

существующих

 

условий

то

 

человек

 

может

 

планировать

 

эти

 

дейст

-

вия

 

абстрактно

Следовательно

у

 

человека

 

появилась

 

иная

более

 

совершен

-

ная

 

форма

 

психической

 

деятельности

получившая

 

название

 

сознание

кото

-

рая

 

представляет

 

собой

 

в

 

настоящее

 

время

 

высший

 

уровень

 

психического

 

отражения

 

человеком

 

окружающего

 

мира

выступающего

 

как

 

непрерывно

 

меняющаяся

 

совокупность

 

чувственных

 

и

 

умственных

 

образов

 

и

 

предвосхи

-

щающего

 

его

 

практическую

 

деятельность

Оно

 

существует

 

в

 

виде

 

единства

 

всех

 

форм

 

познания

 

человеком

 

окружающей

 

его

 

объективной

 

действительно

-

сти

его

 

переживаний

 

и

 

отношений

 

к

 

тому

что

 

он

 

отражает

 

Психика

 

и

 

организм

 

 

Основной

 

физиологической

 

предпосылкой

 

возникновения

 

и

 

развития

 

сознания

 

человека

 

явилось

 

эволюционное

 

развитие

 

его

 

нервной

 

системы

Ее

 

первичным

 

элементом

 

является

 

нервная

 

клетка

Вместе

 

с

 

отростками

 

она

 

представляет

 

морфологическую

 

единицу

называемую

 

нейроном

Основная

 

функция

 

нейрона

 - 

формирование

 

возбуждения

распространяемого

 

по

 

аксо

-

ну

 

в

 

виде

 

кратковременных

 

электрических

 

нервных

 

импульсов

Те

 

нервные

 

клетки

которые

 

непосредственно

 

воспринимают

 

действие

 

раздражителя

называются

 

рецепторами

Нервная

 

система

 

взрослого

 

человека

 

насчитывает

 

около

 17 

млрд

нервных

 

клеток

имеющих

 

одинаковое

 

строение

 

и

 

общую

 

функцию

Они

 

со

-

стоят

 

из

 

тела

коротких

 

ветвящихся

 

отростков

 - 

дендридов

 

и

 

длинного

 

отро

-

стка

 - 

аксона

а

 

также

 

концевых

 

аппаратов

Объединяясь

 

в

 

определенные

 

группы

они

 

образуют

 

центральную

периферическую

 

и

 

вегетативную

 

нерв

-

ные

 

системы

Центральная

 

нервная

 

система

 - 

нервные

 

клетки

формирующие

 

спин

-

ной

 

и

 

головной

 

мозг

 

человека

Она

 

объединяет

 

организм

 

и

 

подчиняет

 

его

 

единому

 

органу

 

управления

.       

В

 

спинном

 

мозге

 

сосредоточены

 

нервные

 

волокна

 

из

 

всех

 

органов

 

и

 

тканей

Он

 

как

 

бы

 

объединяет

 

организм

 

и

 

подчиняет

 

его

 

головному

 

мозгу


background image

 

9

Одновременно

 

спинной

 

мозг

 

является

 

каналом

через

 

который

 

головной

 

мозг

 

получает

 

информацию

 

от

 

рецепторов

 

о

 

действиях

 

внешних

 

и

 

внутренних

 

раздражителей

а

 

также

 

руководит

 

функционированием

 

организма

 

человека

 

как

 

целостной

 

системы

В

 

области

 

затылка

 

спинной

 

мозг

 

переходит

 

в

 

продолговатый

 

мозг

где

 

сосредоточены

 

центры

управляющие

 

дыханием

сердечной

 

деятельностью

работой

 

желудочно

-

кишечного

 

тракта

 

и

 

других

 

органов

Продолговатый

 

мозг

 

переходит

 

в

 

средний

 

мозг

который

 

координирует

 

работу

 

органов

 

зрения

 

и

 

слуха

Средний

 

мозг

 

переходит

 

в

 

промежуточный

 

мозг

который

 

собирает

 

все

 

проводящие

 

пути

 

в

 

общий

 

сноп

 

и

 

передает

 

их

 

в

 

кору

 

головного

 

мозга

Названные

 

отделы

 

головного

 

мозга

 

называются

 

подкоркой

Здесь

 

на

-

ходятся

 

центры

ведающие

 

всей

 

органической

 

деятельностью

 

организма

.      

В

 

затылочной

 

части

 

головного

 

мозга

 

находится

 

мозжечок

нормальная

 

работа

 

которого

 

обеспечивает

 

координацию

 

движений

ориентацию

 

тела

 

в

 

про

-

странстве

распределение

 

напряжения

 

в

 

мускулатуре

В

 

отличие

 

от

 

спинного

 

мозга

 

в

 

больших

 

полушариях

 

головного

 

мозга

 

нервные

 

клетки

 

расположены

 

не

 

только

 

в

 

центральных

 

отделах

 (

в

 

подкорке

), 

но

 

и

 

по

 

их

 

периферии

 

в

 

виде

 

коры

 

головного

 

мозга

Она

 

имеет

 

толщину

 2-5 

мм

 

и

 

состоит

 

примерно

 

из

 15 

млрд

нервных

 

клеток

Кору

 

головного

 

мозга

 

разделяют

 

на

 

несколько

 

отделов

лобный

где

 

осуществляются

 

сложные

 

связи

которые

 

обеспечивают

 

анализ

 

и

 

синтез

 

от

-

ражаемого

 

в

 

сознании

теменной

где

 

расположены

 

двигательные

 

центры

затылочный

 

с

 

центрами

 

зрения

два

 

височных

 - 

с

 

центрами

 

слуха

Значительную

 

часть

 

коры

 

головного

 

мозга

 

занимают

 

клетки

связан

-

ные

 

с

 

деятельностью

 

кистей

 

рук

особенно

 

больших

 

пальцев

а

 

также

 

клетки

связанные

 

с

 

функциями

 

мышц

 

органов

 

речи

 - 

губ

 

и

 

языка

Таким

 

образом

в

 

коре

 

головного

 

мозга

 

наиболее

 

представлены

 

те

 

органы

которые

 

участвуют

 

в

 

его

 

труде

 

и

 

общении

Мозг

 

человека

 - 

это

 

венец

 

эволюции

над

 

которым

 

природа

 

трудилась

 

миллионы

 

лет

материальный

 

аппарат

 

нашей

 

психической

 

деятельности

 - 

самое

 

сложное

 

и

 

совершенное

 

создание

центральный

 

пульт

 

управления

 

всей

 

жизнедеятельностью

 

организма

Периферическая

 

нервная

 

система

 

включает

 

в

 

себя

 

нервные

 

клетки

связывающие

 

спинной

 

и

 

головной

 

мозг

 

с

 

периферией

 

организма

Она

 

состоит

 

из

 

рецепторов

 

и

 

проводящих

 

путей

 (12 

пар

 

черепномозговых

 

и

 31 

пара

 

спин

-

номозговых

 

нервов

), 

которые

 

связывают

 

головной

 

и

 

спинной

 

мозг

 

с

 

перифе

-

рией

Вегетативная

 (

автономная

нервная

 

система

 

обеспечивает

 

регулирова

-

ние

 

взаимосвязанной

 

работы

 

внутренних

 

органов

 

человека

 

и

 

состоит

 

из

 

пара

-


background image

 

10

симпатической

 

и

 

симпатической

 

систем

Первая

 - 

угнетающе

 

действует

 

на

 

органы

вторая

 - 

стимулирует

 

их

 

работу

Продуктом

 

функционирования

 

нервной

 

системы

 

является

 

психика

представляющая

 

собой

 

динамично

 

отражающуюся

 

в

 

сознании

 

человека

 

ин

-

формацию

 

об

 

окружающей

 

его

 

объективной

 

и

 

субъективной

 

реальности

В

 

то

 

же

 

время

 

продуктом

 

такой

 

работы

 

психики

 

выступают

 

явления

получившие

 

название

 

психологии

 

человека

Работа

 

нервной

 

системы

обеспечивающая

 

связь

 

организма

 

со

 

средой

 

обитания

называется

 

высшей

 

нервной

 

деятельностью

а

 

связывающая

 

орга

-

ны

 

в

 

единую

 

систему

 

организма

 - 

низшей

 

нервной

 

деятельностью

В

 

ее

 

осно

-

ве

 

лежат

 

процессы

 

возбуждения

  (

биоэлектрическая

 

реакция

 

нервной

 

клетки

 

на

 

раздражение

обеспечивающая

 

образование

 

связей

 

с

 

другими

 

клетками

и

 

торможения

  (

разрушение

 

связей

 

с

 

другими

 

клетками

 

вследствие

 

исчезнове

-

ния

 

раздражения

). 

Ориентирующая

 

деятельность

 

мозга

 

человека

 

на

 

основе

 

процессов

 

возбуждения

 

и

 

торможения

формирующая

 

безусловные

 

и

 

условные

 

рефлек

-

сы

составляет

 

первую

 

сигнальную

 

систему

Через

 

нее

 

осуществляются

 

реак

-

ции

 

на

 

непосредственные

 

раздражители

 

и

 

их

 

простые

 

сигналы

Первая

 

сиг

-

нальная

 

система

 

лежит

 

в

 

основе

 

поведения

 

животных

 

и

 

человека

приспосаб

-

ливающихся

 

к

 

конкретной

 

среде

Однако

 

человек

 

реагирует

 

определенным

 

образом

 

не

 

только

 

на

 

непо

-

средственные

 

раздражители

Для

 

него

 

раздражителем

 

так

 

же

 

стало

 

и

 

кон

-

кретное

 

содержание

вложенное

 

в

 

слово

Оно

 

не

 

только

 

связано

 

с

 

отдельным

 

явлением

но

 

и

 

выражает

 

понятие

всегда

 

обозначающее

 

класс

 

явлений

 

и

 

предметов

Система

обеспечивающая

 

активизацию

 

той

 

или

 

иной

 

группы

 

очагов

 

возбуждения

 

или

 

торможения

 

в

 

ответ

 

на

 

конкретное

 

содержание

вложенное

 

в

 

слово

называется

 

второй

 

сигнальной

 

системой

Вторая

 

сигнальная

 

система

 

связана

 

с

 

первой

 

и

 

работает

 

на

 

ее

 

основе

Однако

 

своеобразие

 

второй

 

сигнальной

 

системы

обеспечивающей

 

действие

 

на

 

словесные

 

раздражители

делает

 

ее

 

присущей

 

толькочеловеку

В

 

то

 

время

 

как

 

животное

 

может

 

лишь

 

подать

 

сигнал

 

своим

 

собратьям

 

по

 

поводу

 

опасно

-

сти

человек

 

имеет

 

возможность

 

с

 

помощью

 

языка

 

информировать

 

других

 

людей

 

о

 

прошлом

настоящем

 

и

 

будущем

передать

 

им

 

социальный

 

опыт

 

или

 

выполнять

 

любую

 

другую

 

деятельность

 

Понятие

 

психологии

 

личности

 

военнослужащего

 

 

Личность

как

 

психологическое

 

явление

формируется

 

на

 

основе

 

соз

-

нания

носителем

 

которого

 

является

 

конкретный

 

человек

Следовательно

для