Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 454
Скачиваний: 8
6
тивной
реальности
.
Объясняя
ее
природу
,
отечественная
психология
исходит
из
закона
,
открытого
Ч
.
Дарвином
(1809-1882
гг
.).
Его
суть
заключается
в
том
,
что
эволюция
живых
существ
и
появление
в
результате
человека
осуществ
-
лялась
на
основе
изменчивости
всего
живого
,
а
также
наследственности
,
за
-
крепляющей
и
удерживающей
приобретенные
признаки
путем
естественного
отбора
.
В
данном
случае
речь
идет
о
формировании
и
развитии
психики
в
филогенезе
-
от
появления
простейших
организмов
до
нынешнего
состояния
нервной
системы
человека
.
Филогенезное
развитие
психики
рассматривается
на
двух
уровнях
:
фи
-
зиологическом
и
психологическом
.
На
уровне
физиологического
развития
в
эволюции
психики
выделя
-
ются
несколько
этапов
.
1-
этап
.
В
самом
начале
зарождающейся
на
земле
жизни
наметились
две
основные
формы
изменчивости
во
взаимодействии
элементарных
орга
-
низмов
(
прообразов
нервных
клеток
)
с
окружающей
средой
.
Они
и
определи
-
ли
уже
у
одноклеточных
разделение
на
две
самостоятельные
ветви
:
реали
-
зуемых
у
растений
и
в
животном
мире
.
В
основе
этого
разделения
лежит
при
-
сущая
простейшему
организму
форма
физиологического
отражения
окру
-
жающей
среды
-
раздражимость
,
которая
представляет
собой
изменение
фи
-
зиологического
состояния
организма
под
влиянием
внешних
воздействий
(
тепловых
,
световых
,
температурных
и
др
.),
называемых
раздражителями
.
2
этап
.
В
последующем
раздражимость
стала
вызывать
приспособи
-
тельские
процессы
,
уравновешивающие
состояние
организма
со
средой
.
Если
растения
остановились
на
физиологической
форме
отражения
,
заключаю
-
щейся
в
изменении
химического
состава
и
физического
состояния
,
то
в
жи
-
вотном
мире
процессы
усовершенствования
продолжались
.
У
них
формиру
-
ется
новый
тип
раздражимости
-
чувствительность
,
как
общая
способность
организма
к
ощущению
и
защитному
реагированию
на
действие
раздражите
-
ля
.
Именно
с
ее
появлением
начинается
эволюция
,
собственно
,
психического
отражения
окружающего
мира
.
3
этап
.
В
его
пределах
появляются
ощущения
-
отражение
нервной
клеткой
отдельных
характеристик
явлений
объективного
мира
(
температур
-
ных
,
световых
,
химических
и
т
.
д
.).
4
этап
.
Последующее
объединение
нервных
ощущений
в
систему
при
-
вело
к
образованию
качественно
нового
органа
-
нервной
системы
,
как
сово
-
купности
нервных
образований
,
с
помощью
которых
осуществляется
воспри
-
ятие
действующих
на
организм
раздражителей
.
Дальнейшее
объединение
нервных
клеток
привело
к
образованию
в
организме
мозговой
трубки
,
а
в
последующем
-
спинного
и
головного
мозга
.
7
Это
был
уже
совершенный
орган
,
позволивший
наряду
с
физиологическим
,
появиться
и
психологическому
(
субъективному
)
отражению
мира
.
Формирование
психологического
уровня
филогенезного
развития
пси
-
хики
также
проходило
в
несколько
самостоятельных
этапов
.
1-
й
этап
.
В
его
пределах
возникают
простейшие
психические
реакции
организма
животного
мира
,
получившие
название
рефлексов
–
закономерной
ответной
реакцией
организма
на
действие
определенного
раздражителя
.
Как
было
экспериментально
доказано
И
.
М
.
Сеченовым
,
все
акты
сознательной
и
бессознательной
жизни
по
способу
своего
происхождения
являются
рефлек
-
сами
.
При
этом
они
начинаются
чувственным
возбуждением
,
продолжаются
определенным
психическим
актом
и
заканчиваются
мышечным
движением
.
2-
й
этап
.
Происходит
формирование
однообразных
рефлексивных
дей
-
ствий
на
конкретные
раздражители
.
И
.
П
.
Павлов
установил
,
что
в
основе
нервной
деятельности
живого
организма
лежит
рефлекс
,
представляющий
не
только
физиологическое
,
но
и
психологическое
явление
одновременно
.
При
этом
он
назвал
постоянную
связь
внешнего
раздражителя
с
соответствующей
реакцией
на
него
живого
организма
-
безусловным
рефлексом
,
а
временную
-
условным
рефлексом
.
3-
й
этап
.
Безусловные
рефлексы
закрепляются
в
организме
и
переда
-
ются
по
наследству
,
что
привело
к
образованию
инстинктов
-
совокупности
врожденных
компонентов
психической
деятельности
человека
и
животных
,
проявляющихся
в
их
поведении
и
обеспечивающих
их
существование
.
Фор
-
мирование
инстинктов
на
первых
порах
обуславливалось
биологическими
потребностями
(
питание
,
самосохранение
,
продолжение
рода
и
так
далее
),
а
в
последующем
совершенствовалось
и
приобретало
новое
содержание
-
ориен
-
тировочное
,
защитное
,
поисковое
.
Но
следует
учитывать
,
что
безусловные
рефлексы
и
инстинкты
обеспечивают
взаимодействие
организма
только
со
стабильной
средой
.
В
изменчивой
же
среде
одних
только
безусловных
связей
недостаточно
.
Этот
пробел
восполняется
механизмами
условных
рефлексов
.
Образование
условных
рефлексов
является
более
сложным
процессом
в
работе
нервной
системы
.
Они
стали
основой
приспособления
живого
орга
-
низма
к
изменчивой
,
подвижной
,
многообразной
среде
и
могут
вырабаты
-
ваться
на
сигналы
,
связанные
с
безусловным
раздражителем
,
но
уже
через
второй
,
третий
и
так
далее
раздражители
.
Последующее
развитие
нервной
системы
дало
возможность
в
рефлек
-
сивном
поведении
опереться
на
сочетание
одновременно
действующих
раз
-
дражителей
.
Чем
более
совершенствуется
организм
,
тем
легче
изменяющие
-
ся
условия
среды
снимают
устаревшие
инстинктивные
формы
поведения
и
формируют
новые
более
совершенные
.
Появление
способности
легко
менять
8
формы
поведения
создало
новый
вид
психологической
деятельности
,
назы
-
ваемый
навыком
.
4-
й
этап
.
Совершенствование
инстинктов
и
навыков
привело
к
появле
-
нию
рассудочного
поведения
-
такой
формы
деятельности
,
при
которой
ре
-
шение
задач
производится
на
основе
отражения
связей
и
отклонений
между
предметами
и
явлениями
объективного
мира
.
В
данном
случае
нервная
сис
-
тема
обеспечивает
регулирование
поведения
живого
существа
в
тех
услови
-
ях
,
в
которых
оно
находится
в
настоящее
время
.
5-
й
этап
.
Если
животное
способно
к
рассудочному
поведению
,
исходя
из
реально
существующих
условий
,
то
человек
может
планировать
эти
дейст
-
вия
абстрактно
.
Следовательно
,
у
человека
появилась
иная
,
более
совершен
-
ная
форма
психической
деятельности
,
получившая
название
сознание
,
кото
-
рая
представляет
собой
в
настоящее
время
высший
уровень
психического
отражения
человеком
окружающего
мира
,
выступающего
как
непрерывно
меняющаяся
совокупность
чувственных
и
умственных
образов
и
предвосхи
-
щающего
его
практическую
деятельность
.
Оно
существует
в
виде
единства
всех
форм
познания
человеком
окружающей
его
объективной
действительно
-
сти
,
его
переживаний
и
отношений
к
тому
,
что
он
отражает
.
Психика
и
организм
Основной
физиологической
предпосылкой
возникновения
и
развития
сознания
человека
явилось
эволюционное
развитие
его
нервной
системы
.
Ее
первичным
элементом
является
нервная
клетка
.
Вместе
с
отростками
она
представляет
морфологическую
единицу
,
называемую
нейроном
.
Основная
функция
нейрона
-
формирование
возбуждения
,
распространяемого
по
аксо
-
ну
в
виде
кратковременных
электрических
нервных
импульсов
.
Те
нервные
клетки
,
которые
непосредственно
воспринимают
действие
раздражителя
,
называются
рецепторами
.
Нервная
система
взрослого
человека
насчитывает
около
17
млрд
.
нервных
клеток
,
имеющих
одинаковое
строение
и
общую
функцию
.
Они
со
-
стоят
из
тела
,
коротких
ветвящихся
отростков
-
дендридов
и
длинного
отро
-
стка
-
аксона
,
а
также
концевых
аппаратов
.
Объединяясь
в
определенные
группы
,
они
образуют
центральную
,
периферическую
и
вегетативную
нерв
-
ные
системы
.
Центральная
нервная
система
-
нервные
клетки
,
формирующие
спин
-
ной
и
головной
мозг
человека
.
Она
объединяет
организм
и
подчиняет
его
единому
органу
управления
.
В
спинном
мозге
сосредоточены
нервные
волокна
из
всех
органов
и
тканей
.
Он
как
бы
объединяет
организм
и
подчиняет
его
головному
мозгу
.
9
Одновременно
спинной
мозг
является
каналом
,
через
который
головной
мозг
получает
информацию
от
рецепторов
о
действиях
внешних
и
внутренних
раздражителей
,
а
также
руководит
функционированием
организма
человека
как
целостной
системы
.
В
области
затылка
спинной
мозг
переходит
в
продолговатый
мозг
,
где
сосредоточены
центры
,
управляющие
дыханием
,
сердечной
деятельностью
,
работой
желудочно
-
кишечного
тракта
и
других
органов
.
Продолговатый
мозг
переходит
в
средний
мозг
,
который
координирует
работу
органов
зрения
и
слуха
.
Средний
мозг
переходит
в
промежуточный
мозг
,
который
собирает
все
проводящие
пути
в
общий
сноп
и
передает
их
в
кору
головного
мозга
.
Названные
отделы
головного
мозга
называются
подкоркой
.
Здесь
на
-
ходятся
центры
,
ведающие
всей
органической
деятельностью
организма
.
В
затылочной
части
головного
мозга
находится
мозжечок
,
нормальная
работа
которого
обеспечивает
координацию
движений
,
ориентацию
тела
в
про
-
странстве
,
распределение
напряжения
в
мускулатуре
.
В
отличие
от
спинного
мозга
в
больших
полушариях
головного
мозга
нервные
клетки
расположены
не
только
в
центральных
отделах
(
в
подкорке
),
но
и
по
их
периферии
в
виде
коры
головного
мозга
.
Она
имеет
толщину
2-5
мм
и
состоит
примерно
из
15
млрд
.
нервных
клеток
.
Кору
головного
мозга
разделяют
на
несколько
отделов
:
лобный
,
где
осуществляются
сложные
связи
,
которые
обеспечивают
анализ
и
синтез
от
-
ражаемого
в
сознании
;
теменной
,
где
расположены
двигательные
центры
;
затылочный
с
центрами
зрения
;
два
височных
-
с
центрами
слуха
.
Значительную
часть
коры
головного
мозга
занимают
клетки
,
связан
-
ные
с
деятельностью
кистей
рук
,
особенно
больших
пальцев
,
а
также
клетки
,
связанные
с
функциями
мышц
органов
речи
-
губ
и
языка
.
Таким
образом
,
в
коре
головного
мозга
наиболее
представлены
те
органы
,
которые
участвуют
в
его
труде
и
общении
.
Мозг
человека
-
это
венец
эволюции
,
над
которым
природа
трудилась
миллионы
лет
,
материальный
аппарат
нашей
психической
деятельности
-
самое
сложное
и
совершенное
создание
,
центральный
пульт
управления
всей
жизнедеятельностью
организма
.
Периферическая
нервная
система
включает
в
себя
нервные
клетки
,
связывающие
спинной
и
головной
мозг
с
периферией
организма
.
Она
состоит
из
рецепторов
и
проводящих
путей
(12
пар
черепномозговых
и
31
пара
спин
-
номозговых
нервов
),
которые
связывают
головной
и
спинной
мозг
с
перифе
-
рией
.
Вегетативная
(
автономная
)
нервная
система
обеспечивает
регулирова
-
ние
взаимосвязанной
работы
внутренних
органов
человека
и
состоит
из
пара
-
10
симпатической
и
симпатической
систем
.
Первая
-
угнетающе
действует
на
органы
,
вторая
-
стимулирует
их
работу
.
Продуктом
функционирования
нервной
системы
является
психика
,
представляющая
собой
динамично
отражающуюся
в
сознании
человека
ин
-
формацию
об
окружающей
его
объективной
и
субъективной
реальности
.
В
то
же
время
продуктом
такой
работы
психики
выступают
явления
,
получившие
название
психологии
человека
.
Работа
нервной
системы
,
обеспечивающая
связь
организма
со
средой
обитания
,
называется
высшей
нервной
деятельностью
,
а
связывающая
орга
-
ны
в
единую
систему
организма
-
низшей
нервной
деятельностью
.
В
ее
осно
-
ве
лежат
процессы
возбуждения
(
биоэлектрическая
реакция
нервной
клетки
на
раздражение
,
обеспечивающая
образование
связей
с
другими
клетками
)
и
торможения
(
разрушение
связей
с
другими
клетками
вследствие
исчезнове
-
ния
раздражения
).
Ориентирующая
деятельность
мозга
человека
на
основе
процессов
возбуждения
и
торможения
,
формирующая
безусловные
и
условные
рефлек
-
сы
,
составляет
первую
сигнальную
систему
.
Через
нее
осуществляются
реак
-
ции
на
непосредственные
раздражители
и
их
простые
сигналы
.
Первая
сиг
-
нальная
система
лежит
в
основе
поведения
животных
и
человека
,
приспосаб
-
ливающихся
к
конкретной
среде
.
Однако
человек
реагирует
определенным
образом
не
только
на
непо
-
средственные
раздражители
.
Для
него
раздражителем
так
же
стало
и
кон
-
кретное
содержание
,
вложенное
в
слово
.
Оно
не
только
связано
с
отдельным
явлением
,
но
и
выражает
понятие
,
всегда
обозначающее
класс
явлений
и
предметов
.
Система
,
обеспечивающая
активизацию
той
или
иной
группы
очагов
возбуждения
или
торможения
в
ответ
на
конкретное
содержание
,
вложенное
в
слово
,
называется
второй
сигнальной
системой
.
Вторая
сигнальная
система
связана
с
первой
и
работает
на
ее
основе
.
Однако
своеобразие
второй
сигнальной
системы
,
обеспечивающей
действие
на
словесные
раздражители
,
делает
ее
присущей
толькочеловеку
.
В
то
время
как
животное
может
лишь
подать
сигнал
своим
собратьям
по
поводу
опасно
-
сти
,
человек
имеет
возможность
с
помощью
языка
информировать
других
людей
о
прошлом
,
настоящем
и
будущем
,
передать
им
социальный
опыт
или
выполнять
любую
другую
деятельность
.
Понятие
психологии
личности
военнослужащего
Личность
,
как
психологическое
явление
,
формируется
на
основе
соз
-
нания
,
носителем
которого
является
конкретный
человек
.
Следовательно
,
для