Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 459
Скачиваний: 8
21
К
основным
видам
воображения
относятся
произвольное
(
активное
)
воображение
,
проявляющееся
на
основе
волевых
усилий
человека
,
и
непро
-
извольное
(
пассивное
)
воображение
,
возникающее
вне
волевых
усилий
и
за
-
частую
носящее
признаки
фантазий
.
В
то
же
время
произвольное
воображе
-
ние
делится
на
два
самостоятельных
подвида
-
воссоздающее
,
которое
на
основе
словесного
описания
,
рисунка
,
схемы
и
т
.
д
.
позволяет
создать
невос
-
принимавшиеся
ранее
объекты
,
и
творческое
,
создающее
абсолютно
новые
образы
.
К
числу
видов
воображения
относят
также
и
мечту
-
создание
образа
чего
-
то
желанного
для
человека
.
Характеристики
воображения
аналогичны
представлениям
и
отли
-
чаются
от
них
лишь
по
связи
создаваемых
образов
с
объективной
реально
-
стью
.
Все
рассмотренные
психические
процессы
наиболее
продуктивно
ра
-
ботают
при
сосредоточении
на
них
всего
сознания
,
выполняемом
на
основе
внимания
.
Внимание
-
избирательная
направленность
сознания
на
конкретные
предметы
или
явления
объективного
мира
или
субъективные
процессы
.
Без
него
немыслима
никакая
психическая
деятельность
.
Вместе
с
тем
в
психоло
-
гии
принято
увязывать
внимание
прежде
всего
с
психической
познавательной
деятельностью
человека
на
элементарном
и
промежуточном
уровнях
.
Физиологической
основой
внимания
является
образование
стойких
очагов
возбуждения
в
одних
участках
коры
головного
мозга
и
торможения
в
остальных
.
Оно
всегда
имеет
внешнее
проявление
:
направление
взгляда
к
воспринимаемому
объекту
,
некоторое
задержание
дыхания
,
отсутствие
лиш
-
них
движений
и
др
.
Выделяются
следующие
виды
внимания
:
непроизвольное
(
сила
воз
-
действующего
раздражителя
или
его
новизна
сосредоточивают
сознание
именно
на
его
восприятии
),
произвольное
(
возникает
в
соответствии
с
по
-
ставленной
целью
и
заранее
избранным
объектом
)
и
послепроизвольное
(
вначале
возникает
как
произвольное
,
а
затем
под
воздействием
положитель
-
ного
отношения
человека
к
объекту
переходит
в
непроизвольное
).
В
зависи
-
мости
от
преобладающего
в
конкретный
момент
времени
вида
психической
деятельности
также
проявляются
слуховое
,
зрительное
и
т
.
д
.
внимание
.
Вниманию
,
как
и
всякому
психическому
процессу
,
присущи
следую
-
щие
характеристики
:
устойчивость
-
время
,
в
течение
которого
человек
способен
сосредо
-
точить
сознание
на
конкретной
психической
деятельности
;
концентрация
-
степень
сосредоточенности
сознания
на
том
или
ином
виде
психической
деятельности
;
22
объем
-
количество
объектов
,
которые
человек
одинаково
четко
вос
-
принимает
одновременно
;
распределение
-
возможность
человека
выполнять
одинаково
эффек
-
тивно
различные
виды
психической
деятельности
;
переключение
-
способность
произвольно
переходить
от
восприятия
одного
объекта
или
психической
деятельности
на
другой
.
Наряду
с
психическими
процессами
элементарного
и
промежуточного
уровней
внимание
оказывает
влияние
и
на
высшую
психическую
деятель
-
ность
,
представляемую
мышлением
.
Мышление
-
опосредованное
отражение
в
сознании
человека
глубоких
и
существенных
связей
и
отношений
между
предметами
и
явления
объек
-
тивного
мира
.
Это
высший
процесс
психической
познавательной
деятельно
-
сти
.
Физиологическую
основу
мышления
составляет
взаимодействие
пер
-
вой
и
второй
сигнальной
систем
в
работе
коры
головного
мозга
.
Ведущая
роль
принадлежит
второй
сигнальной
системе
-
корковым
связям
,
обеспечи
-
вающим
отражение
действительности
на
основе
слов
,
понятий
,
категорий
и
соответствующих
им
образов
.
Мышлению
человека
присущ
ряд
особенностей
,
отличающих
его
от
других
психических
познавательных
процессов
:
оно
имеет
опосредованный
характер
,
опирается
на
уже
имеющиеся
знания
,
исходит
из
предметного
от
-
ражения
мира
(
но
не
сводится
к
нему
),
осуществляется
в
отвлеченном
и
обобщенном
виде
,
использует
преимущественно
словесную
форму
,
органи
-
чески
связано
с
практической
деятельностью
.
К
числу
мыслительных
операций
относятся
анализ
,
синтез
,
сравнение
,
абстракция
,
конкретизация
,
обобщение
и
систематизация
(
классификация
).
Формами
мышления
выступают
понятие
,
суждение
(
рассуждение
)
и
умозак
-
лючение
.
В
отечественной
психологической
науке
принято
выделять
три
вида
мышления
:
наглядно
-
действенное
(
мышление
,
непосредственно
включенное
в
деятельность
человека
),
образное
(
мышление
с
использованием
зритель
-
ных
,
слуховых
и
других
образов
воспринимавшихся
ранее
предметов
и
явле
-
ний
)
и
,
наконец
,
творческое
(
выделение
и
обобщение
в
мышлении
наиболее
важных
и
существенных
характеристик
объективной
действительности
,
а
также
несуществующих
предметов
и
явлений
).
Наряду
с
перечисленными
можно
также
выделить
еще
ряд
видов
мышления
в
зависимости
от
его
содержания
.
К
их
числу
относятся
профес
-
сиональное
,
педагогическое
,
практическое
и
другие
виды
.
Наиболее
важными
характеристиками
мышления
выступают
его
продуктивность
(
объем
и
качество
выполненных
мыслительных
операций
),
23
мобильность
(
время
,
необходимое
для
начала
выполнения
необходимых
мыслительных
операций
),
скорость
(
время
выполнения
мыслительной
опера
-
ции
),
самостоятельность
(
степень
независимости
мышления
от
других
факто
-
ров
),
целеустремленность
(
способность
выполнить
необходимые
мыслитель
-
ные
операции
),
последовательность
(
соблюдение
логики
мышления
),
глубина
(
уровень
познания
объективного
мира
в
мышлении
),
широта
(
использование
в
мышлении
информации
,
находящейся
за
пределами
объекта
мышления
)
и
гибкость
(
способность
уйти
от
стандартных
решений
).
Принято
считать
,
что
у
большинства
людей
,
наряду
с
образным
мыш
-
лением
(
например
,
у
шахматистов
),
ведущим
средством
мышления
все
же
выступает
речь
.
Речь
-
процесс
отражения
объективной
реальности
в
виде
языковых
или
иных
символов
,
используемых
в
мышлении
,
и
их
последующего
звукового
или
письменного
воспроизведения
.
Следовательно
,
речь
,
как
психический
процесс
,
выполняет
две
функции
-
обозначения
(
в
мышлении
)
и
общения
(
при
обмене
информацией
с
другими
людьми
).
Физиологической
основой
речи
является
связь
соответствующих
уча
-
стков
коры
головного
мозга
,
с
одной
стороны
,
с
мыслительными
процессами
,
а
с
другой
-
с
нервно
-
физиологической
деятельностью
звукового
аппарата
.
В
психической
познавательной
деятельности
участвуют
два
вида
речи
:
знаковая
(
образная
),
использующая
в
мышлении
знаки
и
образы
предметов
и
явлений
объективного
мира
,
и
словесно
-
логическая
,
реализующая
в
мысли
-
тельных
операциях
логические
рассуждения
.
При
этом
считается
,
что
про
-
дуктивность
знаковой
речи
в
мышлении
во
много
раз
превосходит
словесно
-
логическую
.
В
общении
виды
речи
значительно
разнообразнее
.
Здесь
выделяются
внутренняя
и
внешняя
речь
,
письменная
и
устная
,
диалогическая
и
моноло
-
гическая
,
контекстуальная
и
ситуативная
и
др
.
О
качестве
речи
принято
судить
по
ее
основным
характеристикам
:
со
-
держанию
,
выразительности
,
последовательности
и
разборчивости
.
Речь
,
активно
участвуя
в
процессе
мышления
человека
,
одновременно
как
бы
выступает
внешним
выразителем
качества
функционирования
психи
-
ческих
познавательных
процессов
в
целом
.
Однако
на
ее
характеристики
,
как
,
впрочем
,
и
характеристики
других
познавательных
процессов
,
существенное
влияние
оказывает
относительно
самостоятельная
группа
психических
про
-
цессов
,
относящихся
к
эмоционально
-
волевой
сфере
личности
,
формируемой
на
основе
эмоционально
-
волевых
процессов
.
24
Эмоционально
-
волевые
процессы
Эмоционально
-
волевые
процессы
представляют
собой
общее
функ
-
циональное
состояние
психики
человека
,
управляющее
протекающими
в
ней
процессами
.
Они
включают
эмоции
,
чувства
и
волю
человека
.
Каждый
из
них
имеет
самостоятельную
физиологическую
основу
и
по
-
своему
влияет
на
пси
-
хическую
деятельность
в
целом
.
Отмечено
,
что
различные
предметы
и
явления
объективного
мира
по
-
разному
воздействуют
на
сознательную
сферу
человека
-
одни
радуют
,
дру
-
гие
огорчают
,
третьи
оставляют
его
равнодушным
.
Это
результат
осознанно
-
го
реагирования
на
них
психики
(
эмоций
и
чувств
)
в
виде
соответствующих
переживаний
.
Эмоции
-
процесс
отражения
реакции
психики
человека
на
предметы
и
явления
объективного
мира
,
проявляющиеся
в
биологически
обусловленных
переживаниях
.
Считается
,
что
физиологической
основой
эмоций
выступает
соответ
-
ствующее
влияние
на
психическую
деятельность
адреналина
,
поступающего
в
кровь
человека
в
результате
физиологической
реакции
его
организма
на
происходящее
вокруг
.
Следовательно
,
длительность
эмоционального
процес
-
са
ограничивается
временем
действия
этого
биологически
активного
вещест
-
ва
.
Чувства
-
устойчивое
эмоциональное
отношение
человека
к
явлениям
объективной
действительности
,
проявляющееся
в
духовно
обусловленных
переживаниях
.
Физиологической
основой
чувств
являются
сложные
взаимодействия
процессов
,
протекающих
как
в
организме
в
целом
,
так
и
в
подкорке
и
коре
головного
мозга
.
Отсюда
следует
,
что
чувства
,
оказывая
аналогичное
эмоци
-
ям
воздействие
на
психику
,
имеют
духовную
первооснову
.
Изменения
,
происходящие
в
организме
при
тех
или
иных
эмоциях
и
чувствах
,
передаются
в
кору
головного
мозга
и
влияют
на
протекание
всех
познавательных
процессов
.
В
зависимости
от
этих
и
других
обстоятельств
выделяют
различные
виды
эмоций
и
чувств
:
стенические
(
активизирующие
)
и
астенические
(
закрепощающие
);
простые
(
биологически
обусловленные
)
и
сложные
(
духовно
обусловленные
),
а
также
моральные
,
эстетические
,
интел
-
лектуальные
и
другие
.
Эмоции
и
чувства
различаются
по
силе
,
длительности
,
глубине
,
скоро
-
сти
возникновения
и
действенности
.
В
зависимости
от
их
величины
различа
-
ют
соответствующие
эмоционально
-
чувственные
состояния
(
иногда
просто
эмоциональные
состояния
),
представляющие
собой
определенный
времен
-
ный
уровень
целостного
функционирования
психики
человека
.
25
Настроение
-
слабо
выраженное
эмоциональное
состояние
,
отличаю
-
щееся
значительной
длительностью
и
некоторой
неясностью
,
слабым
осозна
-
нием
причин
и
факторов
,
их
вызывающих
.
Страсть
-
длительное
,
действенное
и
глубокое
эмоциональное
со
-
стояние
,
возникшее
на
основе
осознания
необходимости
достижения
кон
-
кретной
цели
деятельности
.
Испуг
-
простейшая
форма
страха
на
основе
действия
инстинкта
само
-
сохранения
.
Боязнь
-
эмоциональное
состояние
на
основе
осознания
реальной
опас
-
ности
.
Страх
-
астеническое
эмоциональное
состояние
с
ослаблением
созна
-
тельного
контроля
над
своими
действиями
.
Аффект
-
переживание
большой
силы
с
коротким
периодом
протека
-
ния
,
вызванное
раздражителем
большой
силы
.
Стресс
-
непродолжительное
эмоциональное
состояние
,
возникающее
в
результате
осознания
сложности
ситуации
,
в
которой
находится
человек
.
Фрустрация
-
эмоциональное
состояние
,
возникающее
при
осознании
непреодолимости
возникшей
для
человека
трудности
.
Аффективный
страх
-
остро
выраженное
астеническое
состояние
,
па
-
рализующее
способность
человека
к
сознательной
деятельности
.
Паника
-
крайне
выраженное
астеническое
состояние
с
доминировани
-
ем
инстинкта
самосохранения
над
сознанием
.
Наряду
с
перечисленными
,
у
военнослужащих
могут
возникать
и
спе
-
цифические
эмоционально
-
чувственные
состояния
.
К
ним
,
прежде
всего
,
от
-
носят
состояния
ожидания
(
эмоциональное
состояние
,
вызванное
осознанием
в
условиях
бездействия
опасности
для
жизни
,
здоровья
или
социального
по
-
ложения
предстоящих
действий
)
и
боевого
возбуждения
(
сильное
стениче
-
ское
состояние
,
тормозящее
аналитическую
функцию
сознания
в
активной
деятельности
военнослужащего
).
Одной
из
наиболее
важных
особенностей
эмоций
и
чувств
выступает
их
внешнее
проявление
в
мимике
(
гримаса
,
улыбка
,
конфигурация
рта
),
в
пантомимике
(
движение
ног
,
рук
,
пальцев
),
в
речи
(
темп
,
тембр
,
интонация
).
Специфической
физиологической
реакцией
организма
человека
на
эмоцио
-
нально
-
чувственные
состояния
является
побледнение
лица
,
дрожь
,
расстрой
-
ство
работы
внутренних
органов
и
др
.
Эмоции
и
чувства
,
как
психические
явления
,
тесно
связаны
с
физиоло
-
гической
сферой
человека
и
,
следовательно
,
оказывают
существенное
влия
-
ние
на
целостное
состояние
его
здоровья
.
Доказано
,
что
среди
причин
многих
болезней
можно
выявить
преобладание
астенических
эмоционально
-
чувственных
состояний
.