Файл: Калюжный А.С. - Психология личности военнослужащего. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 459

Скачиваний: 8

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21

К

 

основным

 

видам

 

воображения

 

относятся

 

произвольное

  (

активное

воображение

проявляющееся

 

на

 

основе

 

волевых

 

усилий

 

человека

и

 

непро

-

извольное

 (

пассивное

воображение

возникающее

 

вне

 

волевых

 

усилий

 

и

 

за

-

частую

 

носящее

 

признаки

 

фантазий

В

 

то

 

же

 

время

 

произвольное

 

воображе

-

ние

 

делится

 

на

 

два

 

самостоятельных

 

подвида

 - 

воссоздающее

которое

 

на

 

основе

 

словесного

 

описания

рисунка

схемы

 

и

 

т

.

д

позволяет

 

создать

 

невос

-

принимавшиеся

 

ранее

 

объекты

и

 

творческое

создающее

 

абсолютно

 

новые

 

образы

К

 

числу

 

видов

 

воображения

 

относят

 

также

 

и

 

мечту

 - 

создание

 

образа

 

чего

-

то

 

желанного

 

для

 

человека

Характеристики

 

воображения

 

аналогичны

 

представлениям

 

и

 

отли

-

чаются

 

от

 

них

 

лишь

 

по

 

связи

 

создаваемых

 

образов

 

с

 

объективной

 

реально

-

стью

Все

 

рассмотренные

 

психические

 

процессы

 

наиболее

 

продуктивно

 

ра

-

ботают

 

при

 

сосредоточении

 

на

 

них

 

всего

 

сознания

выполняемом

 

на

 

основе

 

внимания

Внимание

 - 

избирательная

 

направленность

 

сознания

 

на

 

конкретные

 

предметы

 

или

 

явления

 

объективного

 

мира

 

или

 

субъективные

 

процессы

Без

 

него

 

немыслима

 

никакая

 

психическая

 

деятельность

Вместе

 

с

 

тем

 

в

 

психоло

-

гии

 

принято

 

увязывать

 

внимание

 

прежде

 

всего

 

с

 

психической

 

познавательной

 

деятельностью

 

человека

 

на

 

элементарном

 

и

 

промежуточном

 

уровнях

Физиологической

 

основой

 

внимания

 

является

 

образование

 

стойких

 

очагов

 

возбуждения

 

в

 

одних

 

участках

 

коры

 

головного

 

мозга

 

и

 

торможения

 

в

 

остальных

Оно

 

всегда

 

имеет

 

внешнее

 

проявление

направление

 

взгляда

 

к

 

воспринимаемому

 

объекту

некоторое

 

задержание

 

дыхания

отсутствие

 

лиш

-

них

 

движений

 

и

 

др

Выделяются

 

следующие

 

виды

 

внимания

непроизвольное

  (

сила

 

воз

-

действующего

 

раздражителя

 

или

 

его

 

новизна

 

сосредоточивают

 

сознание

 

именно

 

на

 

его

 

восприятии

), 

произвольное

  (

возникает

 

в

 

соответствии

 

с

 

по

-

ставленной

 

целью

 

и

 

заранее

 

избранным

 

объектом

и

 

послепроизвольное

 

(

вначале

 

возникает

 

как

 

произвольное

а

 

затем

 

под

 

воздействием

 

положитель

-

ного

 

отношения

 

человека

 

к

 

объекту

 

переходит

 

в

 

непроизвольное

). 

В

 

зависи

-

мости

 

от

 

преобладающего

 

в

 

конкретный

 

момент

 

времени

 

вида

 

психической

 

деятельности

 

также

 

проявляются

 

слуховое

зрительное

 

и

 

т

.

д

внимание

Вниманию

как

 

и

 

всякому

 

психическому

 

процессу

присущи

 

следую

-

щие

 

характеристики

устойчивость

 - 

время

в

 

течение

 

которого

 

человек

 

способен

 

сосредо

-

точить

 

сознание

 

на

 

конкретной

 

психической

 

деятельности

концентрация

 - 

степень

 

сосредоточенности

 

сознания

 

на

 

том

 

или

 

ином

 

виде

 

психической

 

деятельности


background image

 

22

объем

 - 

количество

 

объектов

которые

 

человек

 

одинаково

 

четко

 

вос

-

принимает

 

одновременно

распределение

 - 

возможность

 

человека

 

выполнять

 

одинаково

 

эффек

-

тивно

 

различные

 

виды

 

психической

 

деятельности

переключение

 - 

способность

 

произвольно

 

переходить

 

от

 

восприятия

 

одного

 

объекта

 

или

 

психической

 

деятельности

 

на

 

другой

Наряду

 

с

 

психическими

 

процессами

 

элементарного

 

и

 

промежуточного

 

уровней

 

внимание

 

оказывает

 

влияние

 

и

 

на

 

высшую

 

психическую

 

деятель

-

ность

представляемую

 

мышлением

Мышление

 - 

опосредованное

 

отражение

 

в

 

сознании

 

человека

 

глубоких

 

и

 

существенных

 

связей

 

и

 

отношений

 

между

 

предметами

 

и

 

явления

 

объек

-

тивного

 

мира

Это

 

высший

 

процесс

 

психической

 

познавательной

 

деятельно

-

сти

Физиологическую

 

основу

 

мышления

 

составляет

 

взаимодействие

 

пер

-

вой

 

и

 

второй

 

сигнальной

 

систем

 

в

 

работе

 

коры

 

головного

 

мозга

Ведущая

 

роль

 

принадлежит

 

второй

 

сигнальной

 

системе

 - 

корковым

 

связям

обеспечи

-

вающим

 

отражение

 

действительности

 

на

 

основе

 

слов

понятий

категорий

 

и

 

соответствующих

 

им

 

образов

Мышлению

 

человека

 

присущ

 

ряд

 

особенностей

отличающих

 

его

 

от

 

других

 

психических

 

познавательных

 

процессов

оно

 

имеет

 

опосредованный

 

характер

опирается

 

на

 

уже

 

имеющиеся

 

знания

исходит

 

из

 

предметного

 

от

-

ражения

 

мира

  (

но

 

не

 

сводится

 

к

 

нему

), 

осуществляется

 

в

 

отвлеченном

 

и

 

обобщенном

 

виде

использует

 

преимущественно

 

словесную

 

форму

органи

-

чески

 

связано

 

с

 

практической

 

деятельностью

К

 

числу

 

мыслительных

 

операций

 

относятся

 

анализ

синтез

сравнение

абстракция

конкретизация

обобщение

 

и

 

систематизация

  (

классификация

). 

Формами

 

мышления

 

выступают

 

понятие

суждение

 (

рассуждение

и

 

умозак

-

лючение

В

 

отечественной

 

психологической

 

науке

 

принято

 

выделять

 

три

 

вида

 

мышления

наглядно

-

действенное

  (

мышление

непосредственно

 

включенное

 

в

 

деятельность

 

человека

), 

образное

  (

мышление

 

с

 

использованием

 

зритель

-

ных

слуховых

 

и

 

других

 

образов

 

воспринимавшихся

 

ранее

 

предметов

 

и

 

явле

-

ний

и

наконец

творческое

 (

выделение

 

и

 

обобщение

 

в

 

мышлении

 

наиболее

 

важных

 

и

 

существенных

 

характеристик

 

объективной

 

действительности

а

 

также

 

несуществующих

 

предметов

 

и

 

явлений

). 

Наряду

 

с

 

перечисленными

 

можно

 

также

 

выделить

 

еще

 

ряд

 

видов

 

мышления

 

в

 

зависимости

 

от

 

его

 

содержания

К

 

их

 

числу

 

относятся

 

профес

-

сиональное

педагогическое

практическое

 

и

 

другие

 

виды

Наиболее

 

важными

 

характеристиками

 

мышления

 

выступают

 

его

 

продуктивность

  (

объем

 

и

 

качество

 

выполненных

 

мыслительных

 

операций

), 


background image

 

23

мобильность

  (

время

необходимое

 

для

 

начала

 

выполнения

 

необходимых

 

мыслительных

 

операций

), 

скорость

 (

время

 

выполнения

 

мыслительной

 

опера

-

ции

), 

самостоятельность

 (

степень

 

независимости

 

мышления

 

от

 

других

 

факто

-

ров

), 

целеустремленность

 (

способность

 

выполнить

 

необходимые

 

мыслитель

-

ные

 

операции

), 

последовательность

 (

соблюдение

 

логики

 

мышления

), 

глубина

 

(

уровень

 

познания

 

объективного

 

мира

 

в

 

мышлении

), 

широта

 (

использование

 

в

 

мышлении

 

информации

находящейся

 

за

 

пределами

 

объекта

 

мышления

и

 

гибкость

 (

способность

 

уйти

 

от

 

стандартных

 

решений

). 

Принято

 

считать

что

 

у

 

большинства

 

людей

наряду

 

с

 

образным

 

мыш

-

лением

  (

например

у

 

шахматистов

), 

ведущим

 

средством

 

мышления

 

все

 

же

 

выступает

 

речь

Речь

 - 

процесс

 

отражения

 

объективной

 

реальности

 

в

 

виде

 

языковых

 

или

 

иных

 

символов

используемых

 

в

 

мышлении

и

 

их

 

последующего

 

звукового

 

или

 

письменного

 

воспроизведения

Следовательно

речь

как

 

психический

 

процесс

выполняет

 

две

 

функции

 - 

обозначения

  (

в

 

мышлении

и

 

общения

 

(

при

 

обмене

 

информацией

 

с

 

другими

 

людьми

). 

Физиологической

 

основой

 

речи

 

является

 

связь

 

соответствующих

 

уча

-

стков

 

коры

 

головного

 

мозга

с

 

одной

 

стороны

с

 

мыслительными

 

процессами

а

 

с

 

другой

 - 

с

 

нервно

-

физиологической

 

деятельностью

 

звукового

 

аппарата

В

 

психической

 

познавательной

 

деятельности

 

участвуют

 

два

 

вида

 

речи

знаковая

 (

образная

), 

использующая

 

в

 

мышлении

 

знаки

 

и

 

образы

 

предметов

 

и

 

явлений

 

объективного

 

мира

и

 

словесно

-

логическая

реализующая

 

в

 

мысли

-

тельных

 

операциях

 

логические

 

рассуждения

При

 

этом

 

считается

что

 

про

-

дуктивность

 

знаковой

 

речи

 

в

 

мышлении

 

во

 

много

 

раз

 

превосходит

 

словесно

-

логическую

В

 

общении

 

виды

 

речи

 

значительно

 

разнообразнее

Здесь

 

выделяются

 

внутренняя

 

и

 

внешняя

 

речь

письменная

 

и

 

устная

диалогическая

 

и

 

моноло

-

гическая

контекстуальная

 

и

 

ситуативная

 

и

 

др

О

 

качестве

 

речи

 

принято

 

судить

 

по

 

ее

 

основным

 

характеристикам

со

-

держанию

выразительности

последовательности

 

и

 

разборчивости

Речь

активно

 

участвуя

 

в

 

процессе

 

мышления

 

человека

одновременно

 

как

 

бы

 

выступает

 

внешним

 

выразителем

 

качества

 

функционирования

 

психи

-

ческих

 

познавательных

 

процессов

 

в

 

целом

Однако

 

на

 

ее

 

характеристики

как

впрочем

и

 

характеристики

 

других

 

познавательных

 

процессов

существенное

 

влияние

 

оказывает

 

относительно

 

самостоятельная

 

группа

 

психических

 

про

-

цессов

относящихся

 

к

 

эмоционально

-

волевой

 

сфере

 

личности

формируемой

 

на

 

основе

 

эмоционально

-

волевых

 

процессов

 
 
 


background image

 

24

Эмоционально

-

волевые

 

процессы

 

 

Эмоционально

-

волевые

 

процессы

 

представляют

 

собой

 

общее

 

функ

-

циональное

 

состояние

 

психики

 

человека

управляющее

 

протекающими

 

в

 

ней

 

процессами

Они

 

включают

 

эмоции

чувства

 

и

 

волю

 

человека

Каждый

 

из

 

них

 

имеет

 

самостоятельную

 

физиологическую

 

основу

 

и

 

по

-

своему

 

влияет

 

на

 

пси

-

хическую

 

деятельность

 

в

 

целом

Отмечено

что

 

различные

 

предметы

 

и

 

явления

 

объективного

 

мира

 

по

-

разному

 

воздействуют

 

на

 

сознательную

 

сферу

 

человека

 - 

одни

 

радуют

дру

-

гие

 

огорчают

третьи

 

оставляют

 

его

 

равнодушным

Это

 

результат

 

осознанно

-

го

 

реагирования

 

на

 

них

 

психики

 (

эмоций

 

и

 

чувств

в

 

виде

 

соответствующих

 

переживаний

Эмоции

 - 

процесс

 

отражения

 

реакции

 

психики

 

человека

 

на

 

предметы

 

и

 

явления

 

объективного

 

мира

проявляющиеся

 

в

 

биологически

 

обусловленных

 

переживаниях

Считается

что

 

физиологической

 

основой

 

эмоций

 

выступает

 

соответ

-

ствующее

 

влияние

 

на

 

психическую

 

деятельность

 

адреналина

поступающего

 

в

 

кровь

 

человека

 

в

 

результате

 

физиологической

 

реакции

 

его

 

организма

 

на

 

происходящее

 

вокруг

Следовательно

длительность

 

эмоционального

 

процес

-

са

 

ограничивается

 

временем

 

действия

 

этого

 

биологически

 

активного

 

вещест

-

ва

Чувства

 - 

устойчивое

 

эмоциональное

 

отношение

 

человека

 

к

 

явлениям

 

объективной

 

действительности

проявляющееся

 

в

 

духовно

 

обусловленных

 

переживаниях

Физиологической

 

основой

 

чувств

 

являются

 

сложные

 

взаимодействия

 

процессов

протекающих

 

как

 

в

 

организме

 

в

 

целом

так

 

и

 

в

 

подкорке

 

и

 

коре

 

головного

 

мозга

Отсюда

 

следует

что

 

чувства

оказывая

 

аналогичное

 

эмоци

-

ям

 

воздействие

 

на

 

психику

имеют

 

духовную

 

первооснову

Изменения

происходящие

 

в

 

организме

 

при

 

тех

 

или

 

иных

 

эмоциях

 

и

 

чувствах

передаются

 

в

 

кору

 

головного

 

мозга

 

и

 

влияют

 

на

 

протекание

 

всех

 

познавательных

 

процессов

В

 

зависимости

 

от

 

этих

 

и

 

других

 

обстоятельств

 

выделяют

 

различные

 

виды

 

эмоций

 

и

 

чувств

стенические

 (

активизирующие

и

 

астенические

 (

закрепощающие

); 

простые

 (

биологически

 

обусловленные

и

 

сложные

 (

духовно

 

обусловленные

), 

а

 

также

 

моральные

эстетические

интел

-

лектуальные

 

и

 

другие

Эмоции

 

и

 

чувства

 

различаются

 

по

 

силе

длительности

глубине

скоро

-

сти

 

возникновения

 

и

 

действенности

В

 

зависимости

 

от

 

их

 

величины

 

различа

-

ют

 

соответствующие

 

эмоционально

-

чувственные

 

состояния

 (

иногда

 

просто

 

эмоциональные

 

состояния

), 

представляющие

 

собой

 

определенный

 

времен

-

ный

 

уровень

 

целостного

 

функционирования

 

психики

 

человека


background image

 

25

Настроение

 - 

слабо

 

выраженное

 

эмоциональное

 

состояние

отличаю

-

щееся

 

значительной

 

длительностью

 

и

 

некоторой

 

неясностью

слабым

 

осозна

-

нием

 

причин

 

и

 

факторов

их

 

вызывающих

Страсть

 - 

длительное

действенное

 

и

 

глубокое

 

эмоциональное

 

со

-

стояние

возникшее

 

на

 

основе

 

осознания

 

необходимости

 

достижения

 

кон

-

кретной

 

цели

 

деятельности

Испуг

 - 

простейшая

 

форма

 

страха

 

на

 

основе

 

действия

 

инстинкта

 

само

-

сохранения

Боязнь

 - 

эмоциональное

 

состояние

 

на

 

основе

 

осознания

 

реальной

 

опас

-

ности

Страх

 - 

астеническое

 

эмоциональное

 

состояние

 

с

 

ослаблением

 

созна

-

тельного

 

контроля

 

над

 

своими

 

действиями

Аффект

 - 

переживание

 

большой

 

силы

 

с

 

коротким

 

периодом

 

протека

-

ния

вызванное

 

раздражителем

 

большой

 

силы

Стресс

 - 

непродолжительное

 

эмоциональное

 

состояние

возникающее

 

в

 

результате

 

осознания

 

сложности

 

ситуации

в

 

которой

 

находится

 

человек

Фрустрация

 - 

эмоциональное

 

состояние

возникающее

 

при

 

осознании

 

непреодолимости

 

возникшей

 

для

 

человека

 

трудности

Аффективный

 

страх

 - 

остро

 

выраженное

 

астеническое

 

состояние

па

-

рализующее

 

способность

 

человека

 

к

 

сознательной

 

деятельности

Паника

 - 

крайне

 

выраженное

 

астеническое

 

состояние

 

с

 

доминировани

-

ем

 

инстинкта

 

самосохранения

 

над

 

сознанием

Наряду

 

с

 

перечисленными

у

 

военнослужащих

 

могут

 

возникать

 

и

 

спе

-

цифические

 

эмоционально

-

чувственные

 

состояния

К

 

ним

прежде

 

всего

от

-

носят

 

состояния

 

ожидания

 (

эмоциональное

 

состояние

вызванное

 

осознанием

 

в

 

условиях

 

бездействия

 

опасности

 

для

 

жизни

здоровья

 

или

 

социального

 

по

-

ложения

 

предстоящих

 

действий

и

 

боевого

 

возбуждения

  (

сильное

 

стениче

-

ское

 

состояние

тормозящее

 

аналитическую

 

функцию

 

сознания

 

в

 

активной

 

деятельности

 

военнослужащего

). 

Одной

 

из

 

наиболее

 

важных

 

особенностей

 

эмоций

 

и

 

чувств

 

выступает

 

их

 

внешнее

 

проявление

 

в

 

мимике

  (

гримаса

улыбка

конфигурация

 

рта

), 

в

 

пантомимике

 (

движение

 

ног

рук

пальцев

), 

в

 

речи

 (

темп

тембр

интонация

). 

Специфической

 

физиологической

 

реакцией

 

организма

 

человека

 

на

 

эмоцио

-

нально

-

чувственные

 

состояния

 

является

 

побледнение

 

лица

дрожь

расстрой

-

ство

 

работы

 

внутренних

 

органов

 

и

 

др

Эмоции

 

и

 

чувства

как

 

психические

 

явления

тесно

 

связаны

 

с

 

физиоло

-

гической

 

сферой

 

человека

 

и

следовательно

оказывают

 

существенное

 

влия

-

ние

 

на

 

целостное

 

состояние

 

его

 

здоровья

Доказано

что

 

среди

 

причин

 

многих

 

болезней

 

можно

 

выявить

 

преобладание

 

астенических

 

эмоционально

-

чувственных

 

состояний