Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 609

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

НИЖЕГОРОДСКИЙ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

 

ТЕХНИЧЕСКИЙ

 

УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет

 

военного

 

обучения

 

 
 
 
 

А

.

С

Калюжный

 

 
 
 
 
 
 

ПСИХОЛОГИЯ

 

КОЛЛЕКТИВА

 

ВОИНСКОГО

 

ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

 

 
 
 
 
 
 

Учебное

 

пособие

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Н

.

Новгород

 

2004 


background image

 

2

ББК

 88.4 

     

В

 633 

 
 
 
 
 

В

 

учебном

 

пособии

 

рассматриваются

 

организационные

 

и

 

психологи

-

ческие

 

основы

 

формирования

 

и

 

функционирования

 

воинских

 

коллективов

 

и

 

основных

 

элементов

 

коллективной

 

психологии

Автором

 

изложены

 

понятие

 

коллектива

 

в

 

общей

 

и

 

военной

 

психологии

сущность

 

и

 

структура

 

коллектив

-

ной

 

психологии

а

 

также

 

методика

 

изучения

 

и

 

управления

 

основными

 

соци

-

ально

-

психологическими

 

явлениями

 

в

 

воинских

 

коллективах

В

 

пособии

 

на

-

шли

 

отражение

 

взгляды

 

на

 

проблему

 

коллективной

 (

групповой

психологии

как

 

ведущих

 

отечественных

 

психологов

так

 

и

 

основных

 

зарубежных

 

психо

-

логических

 

школ

Предназначено

 

студентам

 

факультета

 

военного

 

обучения

 

НГТУ

обучающимся

 

по

 

программе

 

подготовки

 

специалистов

 

по

 

военно

-

учетной

 

специальности

  «

Психология

», 

а

 

также

 

постоянному

 

составу

 

университета

проявляющему

 

интерес

 

к

 

теории

 

и

 

практике

 

отечественной

 

военной

 

психологии

 

и

 

педагогики

.  

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

К

 17 

Калюжный

 

А

.

С

Психология

 

коллектива

 

воинского

 

подразделения

Учеб

пос

. -

Н

.

Новгород

НГТУ

, 2004. -__ 

с

.  

 

©

 

А

.

С

Калюжный

, 2004 


background image

 

3

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

 

Введение

 …………………………………………………………………. 

 

1. 

Психологические

 

механизмы

 

формирования

 

коллектива

 ………… 

 

2. 

Воинский

 

коллектив

 

как

 

социально

-

психологическое

 

явление

 …….   

3. 

Сущность

 

и

 

структура

 

психологии

 

воинского

 

коллектива

 ………….   

3. 

Изучение

 

коллектива

 

и

 

управление

 

его

 

социально

-

психологичес

-

кими

 

явлениями

 ………………………………………………………... 

 

Заключение

 ……………………………………………………………… 

 

Литература

 ……………………………………………………………….. 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


background image

 

4

 

 
 
 
 

В

 

В

 

Е

 

Д

 

Е

 

Н

 

И

 

Е

 

 
 

Как

 

известно

военно

-

морские

 

и

 

другие

 

силовые

 

структуры

 

Россий

-

ской

 

Федерации

 

в

 

силу

 

специфики

 

решаемых

 

ими

 

задач

 

имеют

 

разветвлен

-

ную

 

иерархическую

 

структуру

Однако

 

в

 

ее

 

сложной

 

организации

 

особое

 

место

 

занимают

 

небольшие

 

группы

 

военнослужащих

 

и

 

гражданского

 

персо

-

нала

входящих

 

в

 

состав

 

низовых

 

подразделений

 – 

команд

расчетов

экипа

-

жей

 

и

 

т

.

д

Все

 

они

 

являются

 

малыми

 

социальными

 

структурами

 

и

 

характери

-

зуются

 

тем

что

 

составляющие

 

их

 

люди

 

живут

 

и

 

действуют

 

в

 

сфере

 

непо

-

средственных

 

военно

-

профессиональных

 

и

 

межличностных

 

контактов

Они

 

взаимодействуют

 

при

 

решении

 

служебных

вахтенных

 

и

 

боевых

 

задач

в

 

со

-

циально

-

бытовой

 

и

 

других

 

сферах

 

функционирования

 

подразделений

Такого

 

рода

 

социальные

 

общности

 

в

 

отечественной

 

общей

 

и

 

военной

 

психологии

 

принято

 

называть

 

малыми

 

группами

 

или

 

коллективами

Организуя

например

вахтенную

 

службу

 

подчиненных

офицер

 

стал

-

кивается

 

с

 

многогранными

 

социально

-

психологическими

 

явлениями

кото

-

рыми

 

он

 

не

 

в

 

состоянии

 

управлять

 

одними

 

лишь

 

административными

 

мето

-

дами

Невозможно

например

одним

 

приказом

 

устранить

 

сформировавшийся

 

конфликт

как

 

невозможно

 

дисциплинарными

 

поощрениями

 

или

 

взыскания

-

ми

 

обеспечить

 

себе

 

авторитет

 

среди

 

личного

 

состава

Как

 

показывает

 

опыт

эти

 

задачи

 

решаются

 

более

 

успешно

когда

 

командир

  (

начальник

знает

 

и

 

учитывает

 

не

 

только

 

индивидуальные

 

психологические

 

особенности

 

военно

-

служащих

но

 

и

 

психологию

 

подчиненных

 

ему

 

воинских

 

групп

В

 

настоящее

 

время

 

воинские

 

коллективы

 

и

 

отдельные

 

группы

 

воен

-

нослужащих

 

изучают

 

социальные

 

психологи

которые

 

оказывают

 

помощь

 

командирам

 

в

 

сплочении

 

личного

 

состава

создании

 

здорового

 

социально

-

психологического

 

климата

регулировании

 

уставных

 

взаимоотношений

 

и

 

формировании

 

высоконравственных

 

традиций

Однако

на

 

основе

 

анализа

 

содержания

 

основных

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

в

 

подразделениях

 

они

 

формируют

 

лишь

 

рекомендации

 

по

 

управлению

 

ими

Их

 

же

 

реализация

 

в

 

повседневной

 

жизни

 

всецело

 

зависит

 

от

 

командира

  (

начальника

). 

Следова

-

тельно

для

 

эффективного

 

управления

 

подчиненными

 

подразделениями

 

офи

-

церу

 

необходимо

 

иметь

 

соответствующие

 

психолого

-

педагогические

 

знания

 


background image

 

5

 
 
 

 
 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

 

МЕХАНИЗМЫ

  

ФОРМИРОВАНИЯ

 

КОЛЛЕКТИВА

 

 
 

Начиная

 

рассмотрение

 

основных

 

положений

 

психологии

 

воинского

 

коллектива

  (

группы

), 

необходимо

 

исходить

 

из

 

того

что

 

составляющие

 

их

 

люди

 

являются

 

социально

-

биологическими

 

явлениями

 

объективно

 

сущест

-

вующего

 

мира

Их

 

социальная

 

составляющая

 

формируется

 

в

 

результате

 

взаимодействия

 

с

 

другими

 

людьми

Следовательно

понимание

 

механизмов

 

формирования

 

и

 

функционирования

 

коллектива

 

невозможно

 

без

 

уяснения

 

места

 

и

 

роли

 

личности

 

в

 

системе

 

межличностных

 

отношений

 

группы

  (

кол

-

лектива

). 

 

Личность

 

и

 

межличностные

 

отношения

 

 

Люди

собравшиеся

 

по

 

каким

-

либо

 

причинам

 

вместе

сосредоточив

-

шись

 

в

 

едином

 

пространстве

уже

 

в

 

силу

 

одного

 

этого

 

обстоятельства

 

не

 

мо

-

гут

 

действовать

 

независимо

 

друг

 

от

 

друга

Они

 

вынуждены

 

в

 

своих

 

решениях

 

и

 

поступках

 

принимать

 

во

 

внимание

 

не

 

только

 

сам

 

факт

 

присутствия

 

и

 

ак

-

тивности

 

других

но

 

и

 

использовать

 

новые

 

возможности

которые

 

являются

 

результатом

 

возникшей

 

социальной

 

ситуации

Как

 

известно

человек

 - 

социальное

 

существо

Его

 

жизнь

 

и

 

развитие

 

невозможны

 

без

 

общения

 

и

 

взаимодействия

 

с

 

другими

 

людьми

Считается

что

 

взаимодействие

 

представляет

 

собой

 

действия

 

индивидов

направленные

 

друг

 

к

 

другу

Оно

 

может

 

быть

 

рассмотрено

 

как

 

совокупность

 

способов

при

-

меняемых

 

человеком

 

для

 

достижения

 

определенных

 

целей

 – 

практических

 

задач

 

или

 

для

 

реализации

 

личностных

 

ценностей

Известный

 

отечественный

 

психолог

 

П

.

Сорокин

 

отмечал

что

  "

если

 

бы

 

кто

-

нибудь

 

предпринял

 

анализ

 

взаимного

 

поведения

 

членов

 

какой

-

нибудь

 

социальной

 

группы

, ...

описывая

 

только

 

внешние

 

формы

 

актов

 

поведения

то

 

вся

 

социальная

 

жизнь

 

ускользну

-

ла

 

бы

 

целиком

 

из

-

под

 

анализа

". 

Социальная

 

жизнь

 

возникает

 

и

 

развивается

 

ввиду

 

наличия

 

зависимо

-

стей

 

между

 

людьми

что

 

создает

 

предпосылки

 

взаимодействия

 

людей

 

друг

 

с

 

другом

Люди

 

вступают

 

во

 

взаимодействие

так

 

как

 

зависят

 

друг

 

от

 

друга

В

 

этих

 

условиях

 

между

 

ними

 

возникает

 

определенная

 

социальная

 

связь

как