Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 623
Скачиваний: 19
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
военного
обучения
А
.
С
.
Калюжный
ПСИХОЛОГИЯ
КОЛЛЕКТИВА
ВОИНСКОГО
ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
Учебное
пособие
Н
.
Новгород
2004
2
ББК
88.4
В
633
В
учебном
пособии
рассматриваются
организационные
и
психологи
-
ческие
основы
формирования
и
функционирования
воинских
коллективов
и
основных
элементов
коллективной
психологии
.
Автором
изложены
понятие
коллектива
в
общей
и
военной
психологии
,
сущность
и
структура
коллектив
-
ной
психологии
,
а
также
методика
изучения
и
управления
основными
соци
-
ально
-
психологическими
явлениями
в
воинских
коллективах
.
В
пособии
на
-
шли
отражение
взгляды
на
проблему
коллективной
(
групповой
)
психологии
,
как
ведущих
отечественных
психологов
,
так
и
основных
зарубежных
психо
-
логических
школ
.
Предназначено
студентам
факультета
военного
обучения
НГТУ
,
обучающимся
по
программе
подготовки
специалистов
по
военно
-
учетной
специальности
«
Психология
»,
а
также
постоянному
составу
университета
,
проявляющему
интерес
к
теории
и
практике
отечественной
военной
психологии
и
педагогики
.
К
17
Калюжный
А
.
С
.
Психология
коллектива
воинского
подразделения
:
Учеб
.
пос
. -
Н
.
Новгород
:
НГТУ
, 2004. -__
с
.
©
А
.
С
.
Калюжный
, 2004
3
Оглавление
Введение
………………………………………………………………….
1.
Психологические
механизмы
формирования
коллектива
…………
2.
Воинский
коллектив
как
социально
-
психологическое
явление
…….
3.
Сущность
и
структура
психологии
воинского
коллектива
………….
3.
Изучение
коллектива
и
управление
его
социально
-
психологичес
-
кими
явлениями
………………………………………………………...
Заключение
………………………………………………………………
Литература
………………………………………………………………..
4
В
В
Е
Д
Е
Н
И
Е
Как
известно
,
военно
-
морские
и
другие
силовые
структуры
Россий
-
ской
Федерации
в
силу
специфики
решаемых
ими
задач
имеют
разветвлен
-
ную
иерархическую
структуру
.
Однако
в
ее
сложной
организации
особое
место
занимают
небольшие
группы
военнослужащих
и
гражданского
персо
-
нала
,
входящих
в
состав
низовых
подразделений
–
команд
,
расчетов
,
экипа
-
жей
и
т
.
д
.
Все
они
являются
малыми
социальными
структурами
и
характери
-
зуются
тем
,
что
составляющие
их
люди
живут
и
действуют
в
сфере
непо
-
средственных
военно
-
профессиональных
и
межличностных
контактов
.
Они
взаимодействуют
при
решении
служебных
,
вахтенных
и
боевых
задач
,
в
со
-
циально
-
бытовой
и
других
сферах
функционирования
подразделений
.
Такого
рода
социальные
общности
в
отечественной
общей
и
военной
психологии
принято
называть
малыми
группами
или
коллективами
.
Организуя
,
например
,
вахтенную
службу
подчиненных
,
офицер
стал
-
кивается
с
многогранными
социально
-
психологическими
явлениями
,
кото
-
рыми
он
не
в
состоянии
управлять
одними
лишь
административными
мето
-
дами
.
Невозможно
,
например
,
одним
приказом
устранить
сформировавшийся
конфликт
,
как
невозможно
дисциплинарными
поощрениями
или
взыскания
-
ми
обеспечить
себе
авторитет
среди
личного
состава
.
Как
показывает
опыт
,
эти
задачи
решаются
более
успешно
,
когда
командир
(
начальник
)
знает
и
учитывает
не
только
индивидуальные
психологические
особенности
военно
-
служащих
,
но
и
психологию
подчиненных
ему
воинских
групп
.
В
настоящее
время
воинские
коллективы
и
отдельные
группы
воен
-
нослужащих
изучают
социальные
психологи
,
которые
оказывают
помощь
командирам
в
сплочении
личного
состава
,
создании
здорового
социально
-
психологического
климата
,
регулировании
уставных
взаимоотношений
и
формировании
высоконравственных
традиций
.
Однако
,
на
основе
анализа
содержания
основных
социально
-
психологических
явлений
в
подразделениях
они
формируют
лишь
рекомендации
по
управлению
ими
.
Их
же
реализация
в
повседневной
жизни
всецело
зависит
от
командира
(
начальника
).
Следова
-
тельно
,
для
эффективного
управления
подчиненными
подразделениями
офи
-
церу
необходимо
иметь
соответствующие
психолого
-
педагогические
знания
.
5
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
МЕХАНИЗМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
КОЛЛЕКТИВА
Начиная
рассмотрение
основных
положений
психологии
воинского
коллектива
(
группы
),
необходимо
исходить
из
того
,
что
составляющие
их
люди
являются
социально
-
биологическими
явлениями
объективно
сущест
-
вующего
мира
.
Их
социальная
составляющая
формируется
в
результате
взаимодействия
с
другими
людьми
.
Следовательно
,
понимание
механизмов
формирования
и
функционирования
коллектива
невозможно
без
уяснения
места
и
роли
личности
в
системе
межличностных
отношений
группы
(
кол
-
лектива
).
Личность
и
межличностные
отношения
Люди
,
собравшиеся
по
каким
-
либо
причинам
вместе
,
сосредоточив
-
шись
в
едином
пространстве
,
уже
в
силу
одного
этого
обстоятельства
не
мо
-
гут
действовать
независимо
друг
от
друга
.
Они
вынуждены
в
своих
решениях
и
поступках
принимать
во
внимание
не
только
сам
факт
присутствия
и
ак
-
тивности
других
,
но
и
использовать
новые
возможности
,
которые
являются
результатом
возникшей
социальной
ситуации
.
Как
известно
,
человек
-
социальное
существо
.
Его
жизнь
и
развитие
невозможны
без
общения
и
взаимодействия
с
другими
людьми
.
Считается
,
что
взаимодействие
представляет
собой
действия
индивидов
,
направленные
друг
к
другу
.
Оно
может
быть
рассмотрено
как
совокупность
способов
,
при
-
меняемых
человеком
для
достижения
определенных
целей
–
практических
задач
или
для
реализации
личностных
ценностей
.
Известный
отечественный
психолог
П
.
Сорокин
отмечал
,
что
"
если
бы
кто
-
нибудь
предпринял
анализ
взаимного
поведения
членов
какой
-
нибудь
социальной
группы
, ...
описывая
только
внешние
формы
актов
поведения
,
то
вся
социальная
жизнь
ускользну
-
ла
бы
целиком
из
-
под
анализа
".
Социальная
жизнь
возникает
и
развивается
ввиду
наличия
зависимо
-
стей
между
людьми
,
что
создает
предпосылки
взаимодействия
людей
друг
с
другом
.
Люди
вступают
во
взаимодействие
,
так
как
зависят
друг
от
друга
.
В
этих
условиях
между
ними
возникает
определенная
социальная
связь
,
как