Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 622
Скачиваний: 19
31
го
ему
необходимо
постоянно
влиять
на
протекающие
в
его
психологической
сфере
процессы
.
Однако
,
как
показывает
практика
,
достичь
этого
нелегко
.
Офицер
не
сможет
эффективно
управлять
своими
подчиненными
если
не
будет
иметь
достаточно
полной
и
точной
информации
о
содержании
каждого
из
элементов
коллективной
психологии
,
особенностях
взаимоотношений
ме
-
жду
военнослужащими
.
Основные
подходы
к
психологическому
изучению
коллектива
В
настоящее
время
в
войсковой
практике
реализуются
два
подхода
к
изучению
социально
-
психологических
явлений
в
воинских
коллективах
.
Со
-
гласно
первому
из
них
коллектив
рассматривается
как
социальное
(
индиви
-
дуальное
,
надличностное
)
образование
,
нечто
самостоятельное
,
не
сводимое
к
совокупности
составляющих
его
военнослужащих
.
Это
своеобразное
юри
-
дическое
лицо
,
самостоятельный
субъект
военно
-
профессиональной
деятель
-
ности
.
Такой
подход
может
быть
назван
«
антропоморфным
»
потому
,
что
коллектив
рассматривается
как
целостный
социальный
субъект
,
жизнь
и
дея
-
тельность
которого
воспроизводит
активность
каждого
своего
члена
и
за
счет
ее
сам
же
и
существует
.
С
позиций
второго
подхода
воинский
коллектив
воспринимается
как
социально
-
психологическая
среда
жизни
и
деятельности
военнослужащих
,
которую
они
создают
друг
для
друга
.
Его
сторонники
предпочитают
говорить
не
о
группах
и
коллективах
в
целом
,
а
о
«
личности
в
коллективе
».
Этот
под
-
ход
выражает
личностно
-
ориентированную
точку
зрения
на
коллектив
.
Обе
эти
позиции
военных
психологов
-
исследователей
не
свободны
от
крайностей
как
теоретического
,
так
и
практического
порядка
.
Так
,
напри
-
мер
,
первая
может
привести
к
недооценке
личности
,
абсолютизации
характе
-
ристики
«
сплоченность
(
единство
)
коллектива
»,
что
опасно
нивелированием
человеческой
индивидуальности
,
стремлением
добиться
того
,
чтобы
все
во
-
еннослужащие
не
только
совместно
действовали
,
но
и
были
как
бы
«
на
одно
лицо
».
Между
тем
разрабатываемые
в
последние
годы
гуманистические
тео
-
рии
отечественной
военной
психологии
и
педагогики
(
например
,
личностно
-
ориентированного
образования
),
предполагают
,
что
именно
в
коллективе
происходит
необходимая
для
полноценного
развития
и
естественная
для
че
-
ловека
личностная
дифференциация
.
Вот
почему
по
мере
формирования
и
последовательного
функционирования
коллектива
за
военнослужащими
за
-
крепляются
определенные
социально
-
психологические
роли
,
объединяющие
в
себе
потребности
коллектива
и
ценностные
ориентации
личности
.
32
Гуманистически
ориентированная
психология
и
педагогика
исходят
из
того
,
что
каждый
человек
вносит
в
совместную
деятельность
свои
взгляды
,
предоставляет
в
распоряжение
коллектива
собственные
способности
(
лично
-
стный
потенциал
),
но
в
то
же
время
и
обращается
к
нему
за
помощью
.
Все
это
очень
индивидуально
.
Поэтому
единство
,
без
которого
нет
ни
коллектива
,
ни
личности
должно
быть
главным
объектом
изучения
социально
-
психологических
явлений
в
воинских
подразделениях
.
А
,
следовательно
,
изучению
и
анализу
со
стороны
офицера
преимущественно
подлежат
те
со
-
циально
-
психологические
характеристики
,
которые
раскрывают
содержание
как
внутриколлективных
отношений
,
так
и
положение
в
них
конкретного
военнослужащего
.
Опытные
военные
руководители
знают
,
что
изучить
социально
-
психологические
явления
в
коллективах
,
опираясь
лишь
на
собственную
ин
-
туицию
,
не
так
то
просто
.
Эта
задача
будет
решаться
значительно
эффектив
-
нее
,
если
в
деятельности
офицера
найдут
применение
специальные
психоло
-
гические
методы
и
методики
.
В
связи
с
этим
известный
отечественный
уче
-
ный
И
.
П
.
Павлов
подчеркивал
,
что
"
Метод
-
самая
первая
,
основная
вещь
...
При
хорошем
методе
и
не
очень
талантливый
человек
может
сделать
мно
-
гое
".
Система
методов
изучения
коллектива
Современная
отечественная
военная
психология
предлагает
коман
-
дирам
(
начальникам
)
подразделений
достаточно
большой
арсенал
соответст
-
вующих
методов
изучения
психологии
коллектива
.
Их
можно
условно
объе
-
динить
в
три
относительно
самостоятельные
группы
:
1.
Всеобщий
метод
(
диалектический
),
реализуемый
для
изучения
всех
явлений
объективной
и
субъективной
действительности
,
в
том
числе
и
внутриколлективных
.
Как
известно
,
в
его
основу
положены
законы
(
единства
и
борьбы
противоположностей
,
перехода
количественных
изменений
в
каче
-
ственные
,
отрицания
отрицания
и
др
.)
материалистической
диалектики
.
Уни
-
версальность
метода
заключается
в
том
,
что
он
применим
для
анализа
любого
социально
-
психологического
явления
,
но
дает
в
руки
военного
руководителя
весьма
общую
информацию
,
которая
может
его
лишь
ориентировать
в
общем
содержании
изучаемого
явления
.
2.
Общие
методы
включают
в
себя
те
из
психодиагностических
ме
-
тодов
,
которые
позволяют
получать
уже
более
точную
информацию
о
содер
-
жании
изучаемого
явления
.
В
интересах
изучения
психологии
коллектива
большинство
психологов
к
ним
относят
методы
наблюдения
,
изучения
доку
-
33
ментов
(
контент
-
анализа
),
анализа
результатов
деятельности
,
независимых
характеристик
и
эксперимента
.
Метод
наблюдения
представляет
собой
способ
изучения
социально
-
психологических
явлений
коллективов
на
основе
анализа
их
внешнего
про
-
явления
в
естественных
условиях
.
Иными
словами
–
это
целенаправленное
систематическое
восприятие
изучаемого
объекта
на
основе
регистрации
из
-
бранных
единиц
(
показателей
,
признаков
),
характеризующих
особенности
изучаемого
социально
-
психологического
явления
коллектива
.
Метод
изучения
документов
предполагает
диагностику
содержания
и
уровня
развития
коллективных
психологических
явлений
на
основе
анализа
касающихся
их
документальных
источников
(
актов
проверок
подразделений
,
годовых
и
других
отчетов
и
т
.
д
.).
Необходимость
избавиться
от
субъективно
-
сти
традиционного
анализа
документов
во
второй
половине
XX
века
привела
к
разработке
так
называемого
метода
контент
-
анализа
–
формализованного
(
количественно
-
качественного
)
исследования
внутриколлективных
элемен
-
тов
психологии
.
Метод
анализа
результатов
деятельности
предусматривает
изуче
-
ние
психологии
коллектива
на
основе
изучения
эффективности
его
функцио
-
нирования
(
прежде
всего
,
качества
решения
профессиональных
задач
).
Метод
независимых
характеристик
позволяет
изучить
содержание
социально
-
психологических
явлений
в
коллективах
на
основе
анализа
их
оценок
,
высказанных
различными
людьми
.
В
случае
если
эти
оценки
форму
-
лируются
специалистами
в
области
социальной
психологии
(
психологами
,
офицерами
отделений
и
отделов
воспитательной
работы
и
др
.),
то
метод
можно
назвать
методом
экспертных
оценок
.
Метод
эксперимента
является
достаточно
эффективным
методом
,
но
предъявляет
высокие
требования
к
управленческим
способностям
и
воз
-
можностям
применяющего
его
лица
.
Его
сущность
заключается
в
том
,
что
изучение
психологии
коллектива
осуществляется
на
основе
анализа
ее
про
-
явления
в
специально
созданных
контролируемых
условиях
,
в
которых
ана
-
лизируемое
явление
должно
обязательно
проявиться
.
В
некоторых
случаях
могут
применяться
и
некоторые
другие
методы
,
однако
их
результативность
,
как
показывает
войсковая
практика
,
еще
недос
-
таточно
высока
.
В
то
же
время
специалистами
военной
психологии
в
послед
-
ние
годы
разработаны
и
находят
все
более
широкое
применение
ряд
других
методов
,
которые
включены
в
третью
группу
.
3.
Специальные
методы
позволяют
получать
достаточно
полную
и
точную
информацию
об
изучаемых
социально
-
психологических
явлениях
.
В
их
числе
наибольшее
распространение
в
последние
годы
получил
метод
оп
-
роса
,
предполагающий
изучение
социально
-
психологических
явлений
воин
-
34
ского
коллектива
на
основе
анализа
ответов
опрашиваемых
(
респондентов
)
на
определенный
перечень
вопросов
.
Этот
метод
реализуется
в
различных
методиках
.
Среди
наиболее
распространенных
в
войсковой
практике
являют
-
ся
социометрическая
методика
Я
.
Морено
,
целый
спектр
экспресс
-
методик
и
др
.
В
интересах
изучения
групповой
деятельности
также
может
приме
-
няться
математический
метод
и
прежде
всего
методика
иммитационного
моделирования
.
Он
позволяет
оценить
коллектив
на
основе
исследования
процесса
решения
групповой
задачи
различными
членами
коллектива
.
Определенный
интерес
для
офицеров
войскового
и
флотского
звена
может
представлять
аппаратурный
метод
.
Однако
,
как
и
другие
методы
рас
-
сматриваемой
группы
,
он
требует
достаточно
объемной
материальной
и
вре
-
менной
подготовки
,
а
потому
в
повседневной
практике
применяется
пре
-
имущественно
только
подготовленными
специалистами
психологии
,
соци
-
альной
психологии
и
социологии
.
Само
по
себе
изучение
содержания
социально
-
психологических
яв
-
лений
подчиненных
коллективов
не
является
самоцелью
.
Оно
необходимо
офицеру
для
более
эффективной
организации
внутриколлективной
деятель
-
ности
его
подчиненных
.
Эта
задача
решается
посредством
реализации
соот
-
ветствующих
способов
управления
социально
-
психологическими
явлениями
,
проявляющимися
в
воинских
подразделениях
(
группах
,
коллективах
).
Способы
влияния
командира
на
коллективную
психологию
Как
известно
,
полноценное
руководство
воинским
коллективом
(
подразделением
)
не
ограничивается
собственно
организаторской
деятельно
-
стью
офицера
.
Оно
еще
включает
и
регулирование
внутренних
(
социально
-
психологических
)
процессов
,
предупреждение
и
разрешение
деструктивных
конфликтов
,
решение
ряда
других
психологических
проблем
.
Все
это
-
своего
рода
"
внутреннее
руководство
".
Оно
заключается
в
воздействии
на
основные
элементы
коллективной
психологии
(
взаимоотношения
,
коллективное
мне
-
ние
,
традиции
и
др
.)
и
выступает
важным
фактором
,
обеспечивающим
нор
-
мальное
функционирование
и
развитие
психологии
коллектива
.
Известно
,
что
способы
(
приемы
и
средства
)
управления
социально
-
психологическими
явлениями
коллективов
отличаются
от
тех
,
которые
ши
-
роко
используются
в
организации
групповой
деятельности
.
Здесь
,
например
,
ограничены
возможности
приказного
воздействия
,
прямого
требования
,
за
-
прета
.
Тем
не
менее
,
внутреннее
управление
возможно
и
необходимо
.
Если
от
этого
устраняется
руководитель
,
то
оно
переходит
к
кому
-
то
из
других
35
членов
группы
,
который
,
занимая
место
лидера
в
структуре
психологии
группы
,
может
при
этом
преследовать
не
всегда
благородные
цели
.
По
мнению
отечественных
военных
психологов
,
управление
психо
-
логией
коллектива
(
группы
)
может
осуществляться
тремя
способами
.
Пре
-
жде
всего
управляющий
эффект
достигается
тем
,
что
руководитель
стремить
-
ся
выявить
и
использовать
благоприятные
психологические
факторы
.
На
-
пример
,
в
своей
деятельности
он
может
опираться
на
поддерживающее
или
совпадающее
с
его
требованиями
коллективное
мнение
,
давать
возможность
здоровым
элементам
коллективного
настроения
проявить
себя
в
действии
.
В
результате
,
не
только
обеспечивается
необходимая
поддержка
руководителя
,
но
и
эволюционирует
сама
коллективная
психология
.
Игнорирование
же
упомянутых
и
других
факторов
может
привести
к
тому
,
что
психологические
механизмы
внутриколлективной
жизни
слабеют
или
изменяют
свою
содер
-
жательную
направленность
.
Следовательно
,
первый
способ
управления
пси
-
хологией
коллектива
заключается
в
том
,
чтобы
создать
условия
,
при
которых
реализуется
положительная
составляющая
ее
содержания
.
При
этом
перво
-
степенным
условием
является
доверие
членам
коллектива
,
поручение
его
активу
решения
задач
,
регулирующих
внутриколлективную
деятельность
,
внимательное
отношение
к
проявлениям
инициативы
и
т
.
д
.
Вторым
способом
управления
психологическими
явлениями
воин
-
ского
коллектива
выступает
корректировка
групповых
установок
и
позиций
,
налаживание
и
укрепление
взаимоотношений
между
его
членами
и
микро
-
группами
,
облагораживание
традиций
,
подъем
настроения
и
др
.
Эти
задачи
вполне
разрешимы
,
если
учитываются
закономерности
,
свойственные
внут
-
риколлективным
процессам
.
Например
,
динамика
коллективного
мнения
по
конкретному
вопросу
поддается
корректировке
,
если
руководитель
открыто
не
навязывает
подчиненным
свою
волю
,
а
дает
им
возможность
совместно
разобраться
в
существе
дела
,
сформулировать
и
высказать
свой
взгляд
,
озна
-
комиться
с
позициями
сослуживцев
,
уточнить
свое
восприятие
проблемы
и
благодаря
этому
сформулировать
взаимоприемлемое
решение
.
Не
исключается
и
более
приемлемый
для
военного
руководителя
третий
способ
управления
социально
-
психологическими
явлениями
коллек
-
тивов
.
Его
суть
заключается
в
том
,
что
основные
идеи
исходят
именно
от
него
,
а
затем
разъясняются
и
внедряются
в
сознание
подчиненных
.
Однако
следует
учитывать
,
что
этот
подход
малоэффективен
,
если
командир
(
на
-
чальник
)
не
пользуется
авторитетом
,
а
требующая
решения
проблема
не
тер
-
пит
отлагательства
.
В
то
же
время
,
этот
способ
предпочтителен
в
том
случае
,
если
офицер
недостаточно
знает
подчиненный
коллектив
,
или
психология
организованной
группы
находится
не
выше
среднего
уровня
своего
развития
.