Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 622

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

31

го

 

ему

 

необходимо

 

постоянно

 

влиять

 

на

 

протекающие

 

в

 

его

 

психологической

 

сфере

 

процессы

Однако

как

 

показывает

 

практика

достичь

 

этого

 

нелегко

Офицер

 

не

 

сможет

 

эффективно

 

управлять

 

своими

 

подчиненными

 

если

 

не

 

будет

 

иметь

 

достаточно

 

полной

 

и

 

точной

 

информации

 

о

 

содержании

 

каждого

 

из

 

элементов

 

коллективной

 

психологии

особенностях

 

взаимоотношений

 

ме

-

жду

 

военнослужащими

 

Основные

 

подходы

 

к

 

психологическому

 

изучению

 

коллектива

 

 

В

 

настоящее

 

время

 

в

 

войсковой

 

практике

 

реализуются

 

два

 

подхода

 

к

 

изучению

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

в

 

воинских

 

коллективах

Со

-

гласно

 

первому

 

из

 

них

 

коллектив

 

рассматривается

 

как

 

социальное

  (

индиви

-

дуальное

надличностное

образование

нечто

 

самостоятельное

не

 

сводимое

 

к

 

совокупности

 

составляющих

 

его

 

военнослужащих

Это

 

своеобразное

 

юри

-

дическое

 

лицо

самостоятельный

 

субъект

 

военно

-

профессиональной

 

деятель

-

ности

Такой

 

подход

 

может

 

быть

 

назван

  «

антропоморфным

» 

потому

что

 

коллектив

 

рассматривается

 

как

 

целостный

 

социальный

 

субъект

жизнь

 

и

 

дея

-

тельность

 

которого

 

воспроизводит

 

активность

 

каждого

 

своего

 

члена

 

и

 

за

 

счет

 

ее

 

сам

 

же

 

и

 

существует

С

 

позиций

 

второго

 

подхода

 

воинский

 

коллектив

 

воспринимается

 

как

 

социально

-

психологическая

 

среда

 

жизни

 

и

 

деятельности

 

военнослужащих

которую

 

они

 

создают

 

друг

 

для

 

друга

Его

 

сторонники

 

предпочитают

 

говорить

 

не

 

о

 

группах

 

и

 

коллективах

 

в

 

целом

а

 

о

 «

личности

 

в

 

коллективе

». 

Этот

 

под

-

ход

 

выражает

 

личностно

-

ориентированную

 

точку

 

зрения

 

на

 

коллектив

Обе

 

эти

 

позиции

 

военных

 

психологов

-

исследователей

 

не

 

свободны

 

от

 

крайностей

 

как

 

теоретического

так

 

и

 

практического

 

порядка

Так

напри

-

мер

первая

 

может

 

привести

 

к

 

недооценке

 

личности

абсолютизации

 

характе

-

ристики

 «

сплоченность

 (

единство

коллектива

», 

что

 

опасно

 

нивелированием

 

человеческой

 

индивидуальности

стремлением

 

добиться

 

того

чтобы

 

все

 

во

-

еннослужащие

 

не

 

только

 

совместно

 

действовали

но

 

и

 

были

 

как

 

бы

 «

на

 

одно

 

лицо

». 

Между

 

тем

 

разрабатываемые

 

в

 

последние

 

годы

 

гуманистические

 

тео

-

рии

 

отечественной

  

военной

 

психологии

 

и

 

педагогики

 (

например

личностно

-

ориентированного

 

образования

), 

предполагают

что

 

именно

 

в

 

коллективе

 

происходит

 

необходимая

 

для

 

полноценного

 

развития

 

и

 

естественная

 

для

 

че

-

ловека

 

личностная

 

дифференциация

Вот

 

почему

 

по

 

мере

 

формирования

 

и

 

последовательного

 

функционирования

 

коллектива

 

за

 

военнослужащими

 

за

-

крепляются

 

определенные

 

социально

-

психологические

 

роли

объединяющие

 

в

 

себе

 

потребности

 

коллектива

 

и

 

ценностные

 

ориентации

 

личности


background image

 

32

Гуманистически

 

ориентированная

 

психология

 

и

 

педагогика

 

исходят

 

из

 

того

что

 

каждый

 

человек

 

вносит

 

в

 

совместную

 

деятельность

 

свои

 

взгляды

предоставляет

 

в

 

распоряжение

 

коллектива

 

собственные

 

способности

 (

лично

-

стный

 

потенциал

), 

но

 

в

 

то

 

же

 

время

 

и

 

обращается

 

к

 

нему

 

за

 

помощью

Все

 

это

 

очень

 

индивидуально

Поэтому

 

единство

без

 

которого

 

нет

 

ни

 

коллектива

ни

 

личности

 

должно

 

быть

 

главным

 

объектом

 

изучения

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

в

 

воинских

 

подразделениях

А

следовательно

изучению

 

и

 

анализу

 

со

 

стороны

 

офицера

 

преимущественно

 

подлежат

 

те

 

со

-

циально

-

психологические

 

характеристики

которые

 

раскрывают

 

содержание

 

как

 

внутриколлективных

 

отношений

так

 

и

 

положение

 

в

 

них

 

конкретного

 

военнослужащего

Опытные

 

военные

 

руководители

 

знают

что

 

изучить

 

социально

-

психологические

 

явления

 

в

 

коллективах

опираясь

 

лишь

 

на

 

собственную

 

ин

-

туицию

не

 

так

 

то

 

просто

Эта

 

задача

 

будет

 

решаться

 

значительно

 

эффектив

-

нее

если

 

в

 

деятельности

 

офицера

 

найдут

 

применение

 

специальные

 

психоло

-

гические

 

методы

 

и

 

методики

В

 

связи

 

с

 

этим

 

известный

 

отечественный

 

уче

-

ный

 

И

.

П

.

Павлов

 

подчеркивал

что

  "

Метод

 - 

самая

 

первая

основная

 

вещь

... 

При

 

хорошем

 

методе

 

и

 

не

 

очень

 

талантливый

 

человек

 

может

 

сделать

 

мно

-

гое

". 

 

Система

 

методов

 

изучения

 

коллектива

 

 

Современная

 

отечественная

 

военная

 

психология

 

предлагает

 

коман

-

дирам

 (

начальникам

подразделений

 

достаточно

 

большой

 

арсенал

 

соответст

-

вующих

 

методов

 

изучения

 

психологии

 

коллектива

Их

 

можно

 

условно

 

объе

-

динить

 

в

 

три

 

относительно

 

самостоятельные

 

группы

:  

1. 

Всеобщий

 

метод

  (

диалектический

), 

реализуемый

 

для

 

изучения

 

всех

 

явлений

 

объективной

 

и

 

субъективной

 

действительности

в

 

том

 

числе

 

и

 

внутриколлективных

Как

 

известно

в

 

его

 

основу

 

положены

 

законы

 (

единства

 

и

 

борьбы

 

противоположностей

перехода

 

количественных

 

изменений

 

в

 

каче

-

ственные

отрицания

 

отрицания

 

и

 

др

.) 

материалистической

 

диалектики

Уни

-

версальность

 

метода

 

заключается

 

в

 

том

что

 

он

 

применим

 

для

 

анализа

 

любого

 

социально

-

психологического

 

явления

но

 

дает

 

в

 

руки

 

военного

 

руководителя

 

весьма

 

общую

 

информацию

которая

 

может

 

его

 

лишь

 

ориентировать

 

в

 

общем

 

содержании

 

изучаемого

 

явления

2. 

Общие

 

методы

 

включают

 

в

 

себя

 

те

 

из

 

психодиагностических

 

ме

-

тодов

которые

 

позволяют

 

получать

 

уже

 

более

 

точную

 

информацию

 

о

 

содер

-

жании

 

изучаемого

 

явления

В

 

интересах

 

изучения

 

психологии

 

коллектива

 

большинство

 

психологов

 

к

 

ним

 

относят

 

методы

 

наблюдения

изучения

 

доку

-


background image

 

33

ментов

  (

контент

-

анализа

), 

анализа

 

результатов

 

деятельности

независимых

 

характеристик

 

и

 

эксперимента

Метод

 

наблюдения

 

представляет

 

собой

 

способ

 

изучения

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

коллективов

 

на

 

основе

 

анализа

 

их

 

внешнего

 

про

-

явления

 

в

 

естественных

 

условиях

Иными

 

словами

 – 

это

 

целенаправленное

 

систематическое

 

восприятие

 

изучаемого

 

объекта

 

на

 

основе

 

регистрации

 

из

-

бранных

 

единиц

  (

показателей

признаков

), 

характеризующих

 

особенности

 

изучаемого

 

социально

-

психологического

 

явления

 

коллектива

Метод

 

изучения

 

документов

 

предполагает

 

диагностику

 

содержания

 

и

 

уровня

 

развития

 

коллективных

 

психологических

 

явлений

 

на

 

основе

 

анализа

 

касающихся

 

их

 

документальных

 

источников

 (

актов

 

проверок

 

подразделений

годовых

 

и

 

других

 

отчетов

 

и

 

т

.

д

.). 

Необходимость

 

избавиться

 

от

 

субъективно

-

сти

 

традиционного

 

анализа

 

документов

 

во

 

второй

 

половине

 XX 

века

 

привела

 

к

 

разработке

 

так

 

называемого

 

метода

 

контент

-

анализа

 – 

формализованного

 

(

количественно

-

качественного

исследования

 

внутриколлективных

 

элемен

-

тов

 

психологии

Метод

 

анализа

 

результатов

 

деятельности

 

предусматривает

 

изуче

-

ние

 

психологии

 

коллектива

 

на

 

основе

 

изучения

 

эффективности

 

его

 

функцио

-

нирования

 (

прежде

 

всего

качества

 

решения

 

профессиональных

 

задач

). 

Метод

 

независимых

 

характеристик

 

позволяет

 

изучить

 

содержание

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

в

 

коллективах

 

на

 

основе

 

анализа

 

их

 

оценок

высказанных

 

различными

 

людьми

В

 

случае

 

если

 

эти

 

оценки

 

форму

-

лируются

 

специалистами

 

в

 

области

 

социальной

 

психологии

  (

психологами

офицерами

 

отделений

 

и

 

отделов

 

воспитательной

 

работы

 

и

 

др

.), 

то

 

метод

 

можно

 

назвать

 

методом

 

экспертных

 

оценок

Метод

 

эксперимента

 

является

 

достаточно

 

эффективным

 

методом

но

 

предъявляет

 

высокие

 

требования

 

к

 

управленческим

 

способностям

 

и

 

воз

-

можностям

 

применяющего

 

его

 

лица

Его

 

сущность

 

заключается

 

в

 

том

что

 

изучение

 

психологии

 

коллектива

 

осуществляется

 

на

 

основе

 

анализа

 

ее

 

про

-

явления

 

в

 

специально

 

созданных

 

контролируемых

 

условиях

в

 

которых

 

ана

-

лизируемое

 

явление

 

должно

 

обязательно

 

проявиться

В

 

некоторых

 

случаях

 

могут

 

применяться

 

и

 

некоторые

 

другие

 

методы

однако

 

их

 

результативность

как

 

показывает

 

войсковая

 

практика

еще

 

недос

-

таточно

 

высока

В

 

то

 

же

 

время

 

специалистами

 

военной

 

психологии

 

в

 

послед

-

ние

 

годы

 

разработаны

 

и

 

находят

 

все

 

более

 

широкое

 

применение

 

ряд

 

других

 

методов

которые

 

включены

 

в

 

третью

 

группу

3. 

Специальные

 

методы

 

позволяют

 

получать

 

достаточно

 

полную

 

и

 

точную

 

информацию

 

об

 

изучаемых

 

социально

-

психологических

 

явлениях

В

 

их

 

числе

 

наибольшее

 

распространение

 

в

 

последние

 

годы

 

получил

 

метод

 

оп

-

роса

предполагающий

 

изучение

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

воин

-


background image

 

34

ского

 

коллектива

 

на

 

основе

 

анализа

 

ответов

 

опрашиваемых

  (

респондентов

на

 

определенный

 

перечень

 

вопросов

Этот

 

метод

 

реализуется

 

в

 

различных

 

методиках

Среди

 

наиболее

 

распространенных

 

в

 

войсковой

 

практике

 

являют

-

ся

 

социометрическая

 

методика

 

Я

.

Морено

целый

 

спектр

 

экспресс

-

методик

 

и

 

др

В

 

интересах

 

изучения

 

групповой

 

деятельности

 

также

 

может

 

приме

-

няться

 

математический

 

метод

 

и

 

прежде

 

всего

 

методика

 

иммитационного

 

моделирования

Он

 

позволяет

 

оценить

 

коллектив

 

на

 

основе

 

исследования

 

процесса

 

решения

 

групповой

 

задачи

 

различными

 

членами

 

коллектива

Определенный

 

интерес

 

для

 

офицеров

 

войскового

 

и

 

флотского

 

звена

 

может

 

представлять

 

аппаратурный

 

метод

Однако

как

 

и

 

другие

 

методы

 

рас

-

сматриваемой

 

группы

он

 

требует

 

достаточно

 

объемной

 

материальной

 

и

 

вре

-

менной

 

подготовки

а

 

потому

 

в

 

повседневной

 

практике

 

применяется

 

пре

-

имущественно

 

только

 

подготовленными

 

специалистами

 

психологии

соци

-

альной

 

психологии

 

и

 

социологии

Само

 

по

 

себе

 

изучение

 

содержания

 

социально

-

психологических

 

яв

-

лений

 

подчиненных

 

коллективов

 

не

 

является

 

самоцелью

Оно

 

необходимо

 

офицеру

 

для

 

более

 

эффективной

 

организации

 

внутриколлективной

 

деятель

-

ности

 

его

 

подчиненных

Эта

 

задача

 

решается

 

посредством

 

реализации

 

соот

-

ветствующих

 

способов

 

управления

 

социально

-

психологическими

 

явлениями

проявляющимися

 

в

 

воинских

 

подразделениях

 (

группах

коллективах

). 

 

Способы

 

влияния

 

командира

  

на

 

коллективную

 

психологию

 

 

Как

 

известно

полноценное

 

руководство

 

воинским

 

коллективом

 

(

подразделением

не

 

ограничивается

 

собственно

 

организаторской

 

деятельно

-

стью

 

офицера

Оно

 

еще

 

включает

 

и

 

регулирование

 

внутренних

  (

социально

-

психологических

процессов

предупреждение

 

и

 

разрешение

 

деструктивных

 

конфликтов

решение

 

ряда

 

других

 

психологических

 

проблем

Все

 

это

 - 

своего

 

рода

 "

внутреннее

 

руководство

". 

Оно

 

заключается

 

в

 

воздействии

 

на

 

основные

 

элементы

 

коллективной

 

психологии

  (

взаимоотношения

коллективное

 

мне

-

ние

традиции

 

и

 

др

.) 

и

 

выступает

 

важным

 

фактором

обеспечивающим

 

нор

-

мальное

 

функционирование

 

и

 

развитие

 

психологии

 

коллектива

Известно

что

 

способы

  (

приемы

 

и

 

средства

управления

 

социально

-

психологическими

 

явлениями

 

коллективов

 

отличаются

 

от

 

тех

которые

 

ши

-

роко

 

используются

 

в

 

организации

 

групповой

 

деятельности

Здесь

например

ограничены

 

возможности

 

приказного

 

воздействия

прямого

 

требования

за

-

прета

Тем

 

не

 

менее

внутреннее

 

управление

 

возможно

 

и

 

необходимо

Если

 

от

 

этого

 

устраняется

 

руководитель

то

 

оно

 

переходит

 

к

 

кому

-

то

 

из

 

других

 


background image

 

35

членов

 

группы

который

занимая

 

место

 

лидера

 

в

 

структуре

 

психологии

 

группы

может

 

при

 

этом

 

преследовать

 

не

 

всегда

 

благородные

 

цели

По

 

мнению

 

отечественных

 

военных

 

психологов

управление

 

психо

-

логией

 

коллектива

  (

группы

может

 

осуществляться

 

тремя

 

способами

Пре

-

жде

 

всего

 

управляющий

 

эффект

 

достигается

 

тем

что

 

руководитель

 

стремить

-

ся

 

выявить

 

и

 

использовать

 

благоприятные

 

психологические

 

факторы

На

-

пример

в

 

своей

 

деятельности

 

он

 

может

 

опираться

 

на

 

поддерживающее

 

или

 

совпадающее

 

с

 

его

 

требованиями

 

коллективное

 

мнение

давать

 

возможность

 

здоровым

 

элементам

 

коллективного

 

настроения

 

проявить

 

себя

 

в

 

действии

В

 

результате

не

 

только

 

обеспечивается

 

необходимая

 

поддержка

 

руководителя

но

 

и

 

эволюционирует

 

сама

 

коллективная

 

психология

Игнорирование

 

же

 

упомянутых

 

и

 

других

 

факторов

 

может

 

привести

 

к

 

тому

что

 

психологические

 

механизмы

 

внутриколлективной

 

жизни

 

слабеют

 

или

 

изменяют

 

свою

 

содер

-

жательную

 

направленность

Следовательно

первый

 

способ

 

управления

 

пси

-

хологией

 

коллектива

 

заключается

 

в

 

том

чтобы

 

создать

 

условия

при

 

которых

 

реализуется

 

положительная

 

составляющая

 

ее

 

содержания

При

 

этом

 

перво

-

степенным

 

условием

 

является

 

доверие

 

членам

 

коллектива

поручение

 

его

 

активу

 

решения

 

задач

регулирующих

 

внутриколлективную

 

деятельность

внимательное

 

отношение

 

к

 

проявлениям

 

инициативы

 

и

 

т

.

д

Вторым

 

способом

 

управления

 

психологическими

 

явлениями

 

воин

-

ского

 

коллектива

 

выступает

 

корректировка

 

групповых

 

установок

 

и

 

позиций

налаживание

 

и

 

укрепление

 

взаимоотношений

 

между

 

его

 

членами

 

и

 

микро

-

группами

облагораживание

 

традиций

подъем

 

настроения

 

и

 

др

Эти

 

задачи

 

вполне

 

разрешимы

если

 

учитываются

 

закономерности

свойственные

 

внут

-

риколлективным

 

процессам

Например

динамика

 

коллективного

 

мнения

 

по

 

конкретному

 

вопросу

 

поддается

 

корректировке

если

 

руководитель

 

открыто

 

не

 

навязывает

 

подчиненным

 

свою

 

волю

а

 

дает

 

им

 

возможность

 

совместно

 

разобраться

 

в

 

существе

 

дела

сформулировать

 

и

 

высказать

 

свой

 

взгляд

озна

-

комиться

 

с

 

позициями

 

сослуживцев

уточнить

 

свое

 

восприятие

 

проблемы

 

и

 

благодаря

 

этому

 

сформулировать

 

взаимоприемлемое

 

решение

Не

 

исключается

 

и

 

более

 

приемлемый

 

для

 

военного

 

руководителя

 

третий

 

способ

 

управления

 

социально

-

психологическими

 

явлениями

 

коллек

-

тивов

Его

 

суть

 

заключается

 

в

 

том

что

 

основные

 

идеи

 

исходят

 

именно

 

от

 

него

а

 

затем

 

разъясняются

 

и

 

внедряются

 

в

 

сознание

 

подчиненных

Однако

 

следует

 

учитывать

что

 

этот

 

подход

 

малоэффективен

если

 

командир

  (

на

-

чальник

не

 

пользуется

 

авторитетом

а

 

требующая

 

решения

 

проблема

 

не

 

тер

-

пит

 

отлагательства

В

 

то

 

же

 

время

этот

 

способ

 

предпочтителен

 

в

 

том

 

случае

если

 

офицер

 

недостаточно

 

знает

 

подчиненный

 

коллектив

или

 

психология

 

организованной

 

группы

 

находится

 

не

 

выше

 

среднего

 

уровня

 

своего

 

развития