Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 626
Скачиваний: 19
36
Вместе
с
тем
следует
иметь
в
виду
,
что
предложенными
способами
управления
не
ограничиваются
психолого
-
педагогические
аспекты
управлен
-
ческой
деятельности
офицера
.
В
их
перечень
входит
еще
немало
социально
-
психологических
явлений
,
требующих
активного
участия
командира
(
на
-
чальника
).
К
их
числу
,
прежде
всего
,
относятся
проблемы
,
вызванные
нацио
-
нальными
и
некоторыми
другими
особенностями
военнослужащих
.
Управление
жизнедеятельностью
многонациональных
воинских
коллективов
Следует
иметь
в
виду
,
что
на
отношение
каждого
воина
к
своей
роли
в
воинском
коллективе
существенно
влияет
весь
его
доармейский
жизненный
путь
,
который
он
прошел
не
только
в
социальной
,
но
и
в
соответствующей
национальной
среде
.
Национальное
окружение
,
как
хранитель
культуры
,
тра
-
диций
и
обычаев
,
играет
при
этом
заметную
роль
.
Но
только
в
том
случае
,
если
оно
в
ходе
взаимодействия
с
ним
офицера
воспринимается
и
осмысли
-
вается
как
свое
собственное
,
востребованное
.
Если
же
связи
с
таким
окруже
-
нием
отвергаются
,
то
он
просто
не
будет
носителем
национального
.
Вот
по
-
чему
командиру
(
начальнику
)
важно
обязательно
выяснить
истинное
отно
-
шение
военнослужащего
к
национальному
,
этническому
,
религиозному
и
другим
неординарным
психологическим
феноменам
.
Данная
многогранная
задача
требует
творческого
подхода
в
поиске
и
реализации
эффективного
ее
решения
.
В
числе
апробированных
средств
ор
-
ганизации
жизнедеятельности
многонационального
воинского
коллектива
подразделения
военными
психологами
рекомендуются
следующие
средства
:
-
раскрытие
целей
ратного
труда
,
перспектив
развития
воинского
коллектива
,
который
способен
обеспечить
более
эффективное
совершенство
-
вание
макрохарактеристик
конкретного
военнослужащего
как
индивида
,
личности
,
индивидуальности
,
субъекта
военно
-
профессиональной
деятельно
-
сти
,
отражающих
всего
его
стороны
как
целостного
феномена
;
-
реализацию
принципа
ответственной
зависимости
в
подразделении
,
который
предполагает
создание
таких
условий
,
когда
социальные
роли
воен
-
нослужащими
исполняются
в
соответствии
с
формальным
статусом
и
возна
-
граждаются
в
зависимости
с
вкладом
в
достижение
общего
военно
-
социального
ценностного
результата
;
-
расширение
сферы
общения
военнослужащих
коллектива
,
обеспе
-
чивающее
недопущение
их
замыкания
в
изолированных
микрогруппах
,
кото
-
рые
формируются
по
национальному
(
религиозному
,
образовательному
и
др
.)
принципу
и
усиливают
развитие
группового
эгоизма
,
издевательств
и
других
различных
отступлений
от
юридических
,
моральных
и
нравственных
норм
;
37
-
обеспечение
эмоционального
единства
личного
состава
подразде
-
ления
посредством
последовательного
внедрения
в
жизнедеятельность
кол
-
лектива
воинских
ритуалов
,
переходящих
в
социально
-
ценностные
традиции
,
настроения
,
коллективное
мнение
;
-
организацию
военно
-
профессиональной
деятельности
в
соответст
-
вии
с
требованиями
законов
,
воинских
(
корабельных
)
уставов
,
инструкций
и
наставлений
,
что
позволит
военнослужащим
любой
национальности
,
этниче
-
ской
группы
,
вероисповедания
или
иной
принадлежности
реализовать
свой
личностный
потенциал
с
максимальной
пользой
для
военной
службы
.
Рассмотренные
способы
и
средства
предполагают
активное
участие
в
их
реализации
офицера
.
В
то
же
время
деятельность
подчиненных
не
всегда
может
контролироваться
командиром
.
Следовательно
,
актуализируется
зада
-
ча
специальной
психологической
подготовки
военнослужащих
к
самостоя
-
тельной
эффективной
совместной
деятельности
.
Эта
задача
решается
посред
-
ством
проведения
социально
-
психологического
тренинга
.
Социально
-
психологический
тренинг
Как
показали
исследования
отечественных
военных
психологов
,
со
-
циально
-
психологический
тренинг
выступает
эффективным
средством
кор
-
рекции
(
перевода
социально
-
психологических
явлений
на
необходимый
уро
-
вень
или
наполнение
нужным
содержанием
)
психологии
коллектива
.
Он
име
-
ет
выраженную
практическую
направленность
и
позволяет
в
довольно
корот
-
кие
сроки
решить
целый
комплекс
задач
.
К
тому
же
его
можно
рассматривать
в
качестве
эффективной
формы
психологического
обучения
подчиненных
или
средства
развития
характеристик
коллективной
или
групповой
психоло
-
гии
.
По
своей
сути
социально
-
психологический
тренинг
представляет
со
-
бой
особым
образом
организованное
взаимодействие
членов
малой
группы
(
например
,
коллектива
медицинского
пункта
),
в
процессе
которого
осущест
-
вляется
воздействие
,
направленное
на
формирование
социально
-
психологической
компетентности
ее
членов
в
общении
,
совершенствовании
внутриколлективных
связей
и
отношений
.
При
этом
под
социально
-
психологической
компетентностью
понимается
способность
человека
аде
-
кватно
оценивать
себя
,
свое
место
среди
других
людей
,
эффективно
взаимо
-
действовать
в
системе
межличностных
отношений
,
прогнозировать
комму
-
никативные
события
и
выбирать
адекватные
средства
самореализации
в
со
-
циальных
ситуациях
профессиональной
деятельности
.
38
Успешное
использование
тренинга
в
интересах
развития
коллектив
-
ной
психологии
предполагает
соблюдение
ряда
принципов
,
к
основным
из
которых
военные
психологи
относят
следующие
.
Принцип
равенства
позиций
.
Он
обеспечивает
не
только
то
,
что
ру
-
ководитель
не
стремиться
навязать
подчиненным
свое
видение
проблемы
и
действует
вместе
с
ними
,
но
и
то
,
что
каждый
военнослужащий
,
как
бы
ста
-
новится
лидером
,
лицом
,
принимающим
решение
и
отвечающим
за
его
по
-
следствия
.
Принцип
активности
.
Основное
содержание
этого
принципа
можно
изложить
двумя
тезисами
: "
будь
активен
,
ибо
,
делясь
своим
опытом
,
ты
обо
-
гащаешь
знаниями
и
умениями
других
"; "
будь
активен
,
ибо
,
представив
свой
опыт
общения
и
взаимодействия
в
конкретных
ситуациях
для
обсуждения
,
ты
узнаешь
его
плюсы
и
минусы
,
получишь
возможность
для
его
коррекции
".
Принцип
обратной
связи
предполагает
открытое
,
аргументированное
и
конструктивное
высказывание
суждений
,
отражающих
их
видение
и
пони
-
мание
различных
ситуаций
общения
и
взаимодействия
,
которые
возникают
в
ходе
общения
участников
тренинга
.
Принцип
"
здесь
и
теперь
"
требует
от
военнослужащих
обсуждения
только
того
,
что
явилось
предметом
непосредственного
восприятия
,
т
.
е
.
си
-
туация
общения
и
взаимодействия
,
смоделированная
на
занятии
.
Это
позво
-
ляет
избежать
рассмотрения
эпизодов
,
очевидцами
которых
были
не
все
уча
-
стники
тренинга
.
Принцип
доверительности
требует
от
руководителя
формирования
доверительной
,
доброжелательной
атмосферы
для
того
,
чтобы
создать
воз
-
можность
для
искренних
высказываний
участниками
тренинга
по
всем
обсу
-
ждаемым
проблемам
.
Принцип
исследовательской
позиции
ориентирует
участников
на
то
,
чтобы
они
самостоятельно
находили
решение
проблем
,
выявляли
уже
из
-
вестные
психологии
закономерности
взаимодействия
,
общения
и
группового
развития
.
И
,
наконец
,
принцип
конфиденциальности
требует
недопустимости
разглашения
вне
ситуации
тренинга
проблем
,
выносимых
для
обсуждения
участниками
тренинга
,
а
также
мнений
,
высказанных
при
их
обсуждении
.
Офицеру
следует
учитывать
,
что
для
проведения
тренинга
требуется
желание
и
скоординированная
работа
всего
коллектива
.
Ведь
совместно
ре
-
шая
конкретную
задачу
,
его
участники
должны
стремиться
к
взаимопонима
-
нию
и
согласованию
своих
действий
.
Найдя
принципы
своего
объединения
,
они
начинают
что
-
то
создавать
,
придумывать
.
Живое
и
полноценное
участие
в
совместном
творчестве
всегда
связано
с
положительными
эмоциями
,
что
39
сближает
и
раскрепощает
его
участников
,
создает
в
коллективе
ощущение
психологического
комфорта
.
Социально
-
психологический
тренинг
можно
рассматривать
как
эф
-
фективное
средство
воздействия
командира
(
начальника
)
подразделения
на
психологию
подчиненного
коллектива
.
Однако
,
как
считают
отечественные
военные
психологи
,
соблюдение
перечисленных
принципов
лишь
создает
предпосылки
для
успешного
решения
военным
руководителем
своих
управ
-
ленческих
задач
.
Эта
работа
будет
еще
более
эффективна
,
если
офицер
вы
-
ступает
полноценным
(
формальным
и
неформальным
)
лидером
возглавляе
-
мого
им
коллектива
,
реализует
свой
собственный
стиль
управленческой
дея
-
тельности
.
Стиль
управления
воинским
коллективом
Несомненно
,
что
руководителю
требуются
официальные
полномочия
для
управления
людьми
(
подчиненными
),
а
также
возможность
влиять
на
их
поведение
и
служебную
деятельность
,
используя
,
например
,
права
,
опреде
-
ляемые
Общевоинскими
уставами
.
К
тому
же
к
его
компетенции
относятся
ряд
управленческих
функций
:
планирование
,
организация
,
мотивация
и
кон
-
троль
деятельности
как
каждого
подчиненного
в
отдельности
,
так
и
коллек
-
тива
подразделения
в
целом
.
В
результате
формальная
власть
,
предоставляе
-
мая
офицеру
,
с
учетом
его
многих
личностных
особенностей
(
прежде
всего
,
акцентуированных
черт
характера
и
направленности
личности
)
может
фор
-
мировать
у
его
тот
или
иной
стиль
управления
.
В
отечественной
военной
психологии
здесь
также
используется
определенная
классификация
.
1.
Авторитарный
.
Наилучший
с
точки
зрения
администратора
стиль
,
позволяющий
ему
в
полной
мере
использовать
возможности
единоначалия
,
игнорируя
внутриколлективные
социально
-
психологические
ценности
.
2.
Авральный
.
Стиль
,
подходящий
для
исключительной
ситуации
.
Однако
,
став
системой
,
дезорганизует
нормальную
работу
подразделения
,
ведет
к
конфликтам
,
проявлению
недовольства
в
коллективе
.
3.
Деловой
.
Предполагает
работу
командира
(
начальника
)
по
рассчи
-
танным
и
оптимальным
схемам
.
Такой
стиль
можно
было
предпочесть
всем
прочим
,
если
только
служба
не
содержит
неожиданностей
и
поддается
хотя
бы
некоторому
прогнозированию
.
4.
Демократический
.
Именно
такой
стиль
способен
давать
наилуч
-
шие
результаты
(
руководитель
считает
свою
точку
зрения
одной
из
возмож
-
ных
),
но
до
известных
пределов
,
когда
обсуждение
деятельности
заменяет
саму
профессиональную
деятельность
.
40
5.
Либеральный
.
С
точки
зрения
психологической
науки
,
он
вполне
применим
в
сплоченном
коллективе
.
Большинством
же
войсковых
практиков
он
считается
неприемлемым
для
офицеров
войскового
(
флотского
)
звена
.
6.
Компромиссный
.
В
его
основе
-
способность
офицера
,
уступая
в
непринципиальных
вопросах
подчиненным
с
различными
интересами
,
доби
-
ваться
своих
,
в
том
числе
служебных
,
целей
.
В
отечественной
психологической
литературе
также
встречается
еще
ряд
классификаций
стилей
управления
коллективами
(
например
,
либерально
-
демократический
,
непоследовательный
,
ситуативный
и
др
.),
которые
по
сво
-
ей
сути
лишь
конкретизируют
содержание
ранее
изложенных
и
делают
их
сложными
для
понимания
.
Рассмотренное
содержание
работы
военного
руководителя
(
коман
-
дира
,
начальника
)
по
изучению
и
управлению
социально
-
психологическими
явлениями
подчиненных
коллективов
создает
психолого
-
педагогические
ос
-
новы
для
успешной
учебной
и
воспитательной
работы
с
подчиненными
.
Од
-
нако
только
одного
знания
методов
диагностики
и
управления
социально
-
психологическими
явлениями
подразделений
недостаточно
.
Приступая
к
реализации
своих
управленческих
функций
,
офицер
должен
творчески
под
-
ходить
к
подбору
тех
из
них
,
которые
наиболее
полно
соответствуют
кон
-
кретным
условиям
боевой
,
вахтенной
,
служебной
и
другой
деятельности
,
содержанию
уже
сложившейся
психологии
коллектива
,
а
также
собственным
личностным
особенностям
.
Только
в
этом
случае
можно
рассчитывать
на
формирование
у
него
эффективной
методики
управления
подчиненным
под
-
разделением
,
направления
его
потенциала
на
успешное
решение
стоящих
перед
ним
задач
.
З
А
К
Л
Ю
Ч
Е
Н
И
Е
Научное
понимание
сущности
,
динамики
формирования
коллектива
и
его
психологии
помогает
командиру
военно
-
морского
и
другого
воинского
подразделения
,
как
руководителю
,
полнее
охватить
служебные
проблемы
своей
деятельности
,
организовать
ее
на
принципах
системности
.
Командова
-
ние
подразделением
в
психологическом
смысле
-
это
специфическое
,
учиты
-
вающее
все
тонкости
и
сложности
закономерностей
внутреннего
мира
чело
-