Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 613

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

36

Вместе

 

с

 

тем

 

следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

предложенными

 

способами

 

управления

 

не

 

ограничиваются

 

психолого

-

педагогические

 

аспекты

 

управлен

-

ческой

 

деятельности

 

офицера

В

 

их

 

перечень

 

входит

 

еще

 

немало

 

социально

-

психологических

 

явлений

требующих

 

активного

 

участия

 

командира

  (

на

-

чальника

). 

К

 

их

 

числу

прежде

 

всего

относятся

 

проблемы

вызванные

 

нацио

-

нальными

 

и

 

некоторыми

 

другими

 

особенностями

 

военнослужащих

 

Управление

 

жизнедеятельностью

  

многонациональных

 

воинских

 

коллективов

 

 

Следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

на

 

отношение

 

каждого

 

воина

 

к

 

своей

 

роли

 

в

 

воинском

 

коллективе

 

существенно

 

влияет

 

весь

 

его

 

доармейский

 

жизненный

 

путь

который

 

он

 

прошел

 

не

 

только

 

в

 

социальной

но

 

и

 

в

 

соответствующей

 

национальной

 

среде

Национальное

 

окружение

как

 

хранитель

 

культуры

тра

-

диций

 

и

 

обычаев

играет

 

при

 

этом

 

заметную

 

роль

Но

 

только

 

в

 

том

 

случае

если

 

оно

 

в

 

ходе

 

взаимодействия

 

с

 

ним

 

офицера

 

воспринимается

 

и

 

осмысли

-

вается

 

как

 

свое

 

собственное

востребованное

Если

 

же

 

связи

 

с

 

таким

 

окруже

-

нием

 

отвергаются

то

 

он

 

просто

 

не

 

будет

 

носителем

 

национального

Вот

 

по

-

чему

 

командиру

  (

начальнику

важно

 

обязательно

 

выяснить

 

истинное

 

отно

-

шение

 

военнослужащего

 

к

 

национальному

этническому

религиозному

 

и

 

другим

 

неординарным

 

психологическим

 

феноменам

Данная

 

многогранная

 

задача

 

требует

 

творческого

 

подхода

 

в

 

поиске

 

и

 

реализации

 

эффективного

 

ее

 

решения

В

 

числе

 

апробированных

 

средств

 

ор

-

ганизации

 

жизнедеятельности

 

многонационального

 

воинского

 

коллектива

 

подразделения

 

военными

 

психологами

 

рекомендуются

 

следующие

 

средства

раскрытие

 

целей

 

ратного

 

труда

перспектив

 

развития

 

воинского

 

коллектива

который

 

способен

 

обеспечить

 

более

 

эффективное

 

совершенство

-

вание

 

макрохарактеристик

 

конкретного

 

военнослужащего

 

как

 

индивида

личности

индивидуальности

субъекта

 

военно

-

профессиональной

 

деятельно

-

сти

отражающих

 

всего

 

его

 

стороны

 

как

 

целостного

 

феномена

реализацию

 

принципа

 

ответственной

 

зависимости

 

в

 

подразделении

который

 

предполагает

 

создание

 

таких

 

условий

когда

 

социальные

 

роли

 

воен

-

нослужащими

 

исполняются

 

в

 

соответствии

 

с

 

формальным

 

статусом

 

и

 

возна

-

граждаются

 

в

 

зависимости

 

с

 

вкладом

 

в

 

достижение

 

общего

 

военно

-

социального

 

ценностного

 

результата

расширение

 

сферы

 

общения

 

военнослужащих

 

коллектива

обеспе

-

чивающее

 

недопущение

 

их

 

замыкания

 

в

 

изолированных

 

микрогруппах

кото

-

рые

 

формируются

 

по

 

национальному

 (

религиозному

образовательному

 

и

 

др

.) 

принципу

 

и

 

усиливают

 

развитие

 

группового

 

эгоизма

издевательств

 

и

 

других

 

различных

 

отступлений

 

от

 

юридических

моральных

 

и

 

нравственных

 

норм


background image

 

37

обеспечение

 

эмоционального

 

единства

 

личного

 

состава

 

подразде

-

ления

 

посредством

 

последовательного

 

внедрения

 

в

 

жизнедеятельность

 

кол

-

лектива

 

воинских

 

ритуалов

переходящих

 

в

 

социально

-

ценностные

 

традиции

настроения

коллективное

 

мнение

организацию

 

военно

-

профессиональной

 

деятельности

 

в

 

соответст

-

вии

 

с

 

требованиями

 

законов

воинских

 (

корабельных

уставов

инструкций

 

и

 

наставлений

что

 

позволит

 

военнослужащим

 

любой

 

национальности

 , 

этниче

-

ской

 

группы

вероисповедания

 

или

 

иной

 

принадлежности

 

реализовать

 

свой

 

личностный

 

потенциал

 

с

 

максимальной

 

пользой

 

для

 

военной

 

службы

Рассмотренные

 

способы

 

и

 

средства

 

предполагают

 

активное

 

участие

 

в

 

их

 

реализации

 

офицера

В

 

то

 

же

 

время

 

деятельность

 

подчиненных

 

не

 

всегда

 

может

 

контролироваться

 

командиром

Следовательно

актуализируется

 

зада

-

ча

 

специальной

 

психологической

 

подготовки

 

военнослужащих

 

к

 

самостоя

-

тельной

 

эффективной

 

совместной

 

деятельности

Эта

 

задача

 

решается

 

посред

-

ством

 

проведения

 

социально

-

психологического

 

тренинга

 

Социально

-

психологический

 

тренинг

 

 

Как

 

показали

 

исследования

 

отечественных

 

военных

 

психологов

со

-

циально

-

психологический

 

тренинг

 

выступает

 

эффективным

 

средством

 

кор

-

рекции

 (

перевода

 

социально

-

психологических

 

явлений

 

на

 

необходимый

 

уро

-

вень

 

или

 

наполнение

 

нужным

 

содержанием

психологии

 

коллектива

Он

 

име

-

ет

 

выраженную

 

практическую

 

направленность

 

и

 

позволяет

 

в

 

довольно

 

корот

-

кие

 

сроки

 

решить

 

целый

 

комплекс

 

задач

К

 

тому

 

же

 

его

 

можно

 

рассматривать

 

в

 

качестве

 

эффективной

 

формы

 

психологического

 

обучения

 

подчиненных

 

или

 

средства

 

развития

 

характеристик

 

коллективной

 

или

 

групповой

 

психоло

-

гии

По

 

своей

 

сути

 

социально

-

психологический

 

тренинг

 

представляет

 

со

-

бой

 

особым

 

образом

 

организованное

 

взаимодействие

 

членов

 

малой

 

группы

 

(

например

коллектива

 

медицинского

 

пункта

), 

в

 

процессе

 

которого

 

осущест

-

вляется

 

воздействие

направленное

 

на

 

формирование

 

социально

-

психологической

 

компетентности

 

ее

 

членов

 

в

 

общении

совершенствовании

 

внутриколлективных

 

связей

 

и

 

отношений

При

 

этом

 

под

 

социально

-

психологической

 

компетентностью

 

понимается

 

способность

 

человека

 

аде

-

кватно

 

оценивать

 

себя

свое

 

место

 

среди

 

других

 

людей

эффективно

 

взаимо

-

действовать

 

в

 

системе

 

межличностных

 

отношений

прогнозировать

 

комму

-

никативные

 

события

 

и

 

выбирать

 

адекватные

 

средства

 

самореализации

 

в

 

со

-

циальных

 

ситуациях

 

профессиональной

 

деятельности


background image

 

38

Успешное

 

использование

 

тренинга

 

в

 

интересах

 

развития

 

коллектив

-

ной

 

психологии

 

предполагает

 

соблюдение

 

ряда

 

принципов

к

 

основным

 

из

 

которых

 

военные

 

психологи

 

относят

 

следующие

Принцип

 

равенства

 

позиций

Он

 

обеспечивает

 

не

 

только

 

то

что

 

ру

-

ководитель

 

не

 

стремиться

 

навязать

 

подчиненным

 

свое

 

видение

 

проблемы

 

и

 

действует

 

вместе

 

с

 

ними

но

 

и

 

то

что

 

каждый

 

военнослужащий

как

 

бы

 

ста

-

новится

 

лидером

лицом

принимающим

 

решение

 

и

 

отвечающим

 

за

 

его

 

по

-

следствия

Принцип

 

активности

Основное

 

содержание

 

этого

 

принципа

 

можно

 

изложить

 

двумя

 

тезисами

: "

будь

 

активен

ибо

делясь

 

своим

 

опытом

ты

 

обо

-

гащаешь

 

знаниями

 

и

 

умениями

 

других

"; "

будь

 

активен

ибо

представив

 

свой

 

опыт

 

общения

 

и

 

взаимодействия

 

в

 

конкретных

 

ситуациях

 

для

 

обсуждения

ты

 

узнаешь

 

его

 

плюсы

 

и

 

минусы

получишь

 

возможность

 

для

 

его

 

коррекции

". 

Принцип

 

обратной

 

связи

 

предполагает

 

открытое

аргументированное

 

и

 

конструктивное

 

высказывание

 

суждений

отражающих

 

их

 

видение

 

и

 

пони

-

мание

 

различных

 

ситуаций

 

общения

 

и

 

взаимодействия

которые

 

возникают

 

в

 

ходе

 

общения

 

участников

 

тренинга

Принцип

  "

здесь

 

и

 

теперь

требует

 

от

 

военнослужащих

 

обсуждения

 

только

 

того

что

 

явилось

 

предметом

 

непосредственного

 

восприятия

т

.

е

си

-

туация

 

общения

 

и

 

взаимодействия

смоделированная

 

на

 

занятии

Это

 

позво

-

ляет

 

избежать

 

рассмотрения

 

эпизодов

очевидцами

 

которых

 

были

 

не

 

все

 

уча

-

стники

 

тренинга

Принцип

 

доверительности

 

требует

 

от

 

руководителя

 

формирования

 

доверительной

доброжелательной

 

атмосферы

 

для

 

того

чтобы

 

создать

 

воз

-

можность

 

для

 

искренних

 

высказываний

 

участниками

 

тренинга

 

по

 

всем

 

обсу

-

ждаемым

 

проблемам

Принцип

 

исследовательской

 

позиции

 

ориентирует

 

участников

 

на

 

то

чтобы

 

они

 

самостоятельно

 

находили

 

решение

 

проблем

выявляли

 

уже

 

из

-

вестные

 

психологии

 

закономерности

 

взаимодействия

общения

 

и

 

группового

 

развития

И

наконец

принцип

 

конфиденциальности

 

требует

 

недопустимости

 

разглашения

 

вне

 

ситуации

 

тренинга

 

проблем

выносимых

 

для

 

обсуждения

 

участниками

 

тренинга

а

 

также

 

мнений

высказанных

 

при

 

их

 

обсуждении

Офицеру

 

следует

 

учитывать

что

 

для

 

проведения

 

тренинга

 

требуется

 

желание

 

и

 

скоординированная

 

работа

 

всего

 

коллектива

Ведь

 

совместно

 

ре

-

шая

 

конкретную

 

задачу

его

 

участники

 

должны

 

стремиться

 

к

 

взаимопонима

-

нию

 

и

 

согласованию

 

своих

 

действий

Найдя

 

принципы

 

своего

 

объединения

они

 

начинают

 

что

-

то

 

создавать

придумывать

Живое

 

и

 

полноценное

 

участие

 

в

 

совместном

 

творчестве

 

всегда

 

связано

 

с

 

положительными

 

эмоциями

что

 


background image

 

39

сближает

 

и

 

раскрепощает

 

его

 

участников

создает

 

в

 

коллективе

 

ощущение

 

психологического

 

комфорта

.  

Социально

-

психологический

 

тренинг

 

можно

 

рассматривать

 

как

 

эф

-

фективное

 

средство

 

воздействия

 

командира

  (

начальника

подразделения

 

на

 

психологию

 

подчиненного

 

коллектива

Однако

как

 

считают

 

отечественные

 

военные

 

психологи

соблюдение

 

перечисленных

 

принципов

 

лишь

 

создает

 

предпосылки

 

для

 

успешного

 

решения

 

военным

 

руководителем

 

своих

 

управ

-

ленческих

 

задач

Эта

 

работа

 

будет

 

еще

 

более

 

эффективна

если

 

офицер

 

вы

-

ступает

 

полноценным

  (

формальным

 

и

 

неформальным

лидером

 

возглавляе

-

мого

 

им

 

коллектива

реализует

 

свой

 

собственный

 

стиль

 

управленческой

 

дея

-

тельности

 

Стиль

 

управления

 

воинским

 

коллективом

 

 

Несомненно

что

 

руководителю

 

требуются

 

официальные

 

полномочия

 

для

 

управления

 

людьми

 (

подчиненными

), 

а

 

также

 

возможность

 

влиять

 

на

 

их

 

поведение

 

и

 

служебную

 

деятельность

используя

например

права

опреде

-

ляемые

 

Общевоинскими

 

уставами

К

 

тому

 

же

 

к

 

его

 

компетенции

 

относятся

 

ряд

 

управленческих

 

функций

планирование

организация

мотивация

 

и

 

кон

-

троль

 

деятельности

 

как

 

каждого

 

подчиненного

 

в

 

отдельности

так

 

и

 

коллек

-

тива

 

подразделения

 

в

 

целом

В

 

результате

 

формальная

 

власть

предоставляе

-

мая

 

офицеру

с

 

учетом

 

его

 

многих

 

личностных

 

особенностей

 (

прежде

 

всего

акцентуированных

 

черт

 

характера

 

и

 

направленности

 

личности

может

 

фор

-

мировать

 

у

 

его

 

тот

 

или

 

иной

 

стиль

 

управления

В

 

отечественной

 

военной

 

психологии

 

здесь

 

также

 

используется

 

определенная

 

классификация

1. 

Авторитарный

Наилучший

 

с

 

точки

 

зрения

 

администратора

 

стиль

позволяющий

 

ему

 

в

 

полной

 

мере

 

использовать

 

возможности

 

единоначалия

игнорируя

 

внутриколлективные

 

социально

-

психологические

 

ценности

2. 

Авральный

Стиль

подходящий

 

для

 

исключительной

 

ситуации

Однако

став

 

системой

дезорганизует

 

нормальную

 

работу

 

подразделения

ведет

 

к

 

конфликтам

проявлению

 

недовольства

 

в

 

коллективе

3. 

Деловой

Предполагает

 

работу

 

командира

 (

начальника

по

 

рассчи

-

танным

 

и

 

оптимальным

 

схемам

Такой

 

стиль

 

можно

 

было

 

предпочесть

 

всем

 

прочим

если

 

только

 

служба

 

не

 

содержит

 

неожиданностей

 

и

 

поддается

 

хотя

 

бы

 

некоторому

 

прогнозированию

4. 

Демократический

Именно

 

такой

 

стиль

 

способен

 

давать

 

наилуч

-

шие

 

результаты

 (

руководитель

 

считает

 

свою

 

точку

 

зрения

 

одной

 

из

 

возмож

-

ных

), 

но

 

до

 

известных

 

пределов

когда

 

обсуждение

 

деятельности

 

заменяет

 

саму

 

профессиональную

 

деятельность


background image

 

40

5. 

Либеральный

С

 

точки

 

зрения

 

психологической

 

науки

он

 

вполне

 

применим

 

в

 

сплоченном

 

коллективе

Большинством

 

же

 

войсковых

 

практиков

 

он

 

считается

 

неприемлемым

 

для

 

офицеров

 

войскового

 (

флотского

звена

6. 

Компромиссный

В

 

его

 

основе

 - 

способность

 

офицера

уступая

 

в

 

непринципиальных

 

вопросах

 

подчиненным

 

с

 

различными

 

интересами

доби

-

ваться

 

своих

в

 

том

 

числе

 

служебных

целей

.       

В

 

отечественной

 

психологической

 

литературе

 

также

 

встречается

 

еще

 

ряд

 

классификаций

 

стилей

 

управления

 

коллективами

 (

например

либерально

-

демократический

непоследовательный

ситуативный

 

и

 

др

.), 

которые

 

по

 

сво

-

ей

 

сути

 

лишь

 

конкретизируют

 

содержание

 

ранее

 

изложенных

 

и

 

делают

 

их

 

сложными

 

для

 

понимания

 

Рассмотренное

 

содержание

 

работы

 

военного

 

руководителя

  (

коман

-

дира

начальника

по

 

изучению

 

и

 

управлению

 

социально

-

психологическими

 

явлениями

 

подчиненных

 

коллективов

 

создает

 

психолого

-

педагогические

 

ос

-

новы

 

для

 

успешной

 

учебной

 

и

 

воспитательной

 

работы

 

с

 

подчиненными

Од

-

нако

 

только

 

одного

 

знания

 

методов

 

диагностики

 

и

 

управления

 

социально

-

психологическими

 

явлениями

 

подразделений

 

недостаточно

Приступая

 

к

 

реализации

 

своих

 

управленческих

 

функций

офицер

 

должен

 

творчески

 

под

-

ходить

 

к

 

подбору

 

тех

 

из

 

них

которые

   

наиболее

 

полно

 

соответствуют

 

кон

-

кретным

 

условиям

 

боевой

вахтенной

служебной

 

и

 

другой

 

деятельности

содержанию

 

уже

 

сложившейся

 

психологии

 

коллектива

а

 

также

 

собственным

 

личностным

 

особенностям

Только

 

в

 

этом

 

случае

 

можно

 

рассчитывать

 

на

 

формирование

 

у

 

него

 

эффективной

 

методики

 

управления

 

подчиненным

 

под

-

разделением

направления

 

его

 

потенциала

 

на

 

успешное

 

решение

 

стоящих

 

перед

 

ним

 

задач

 
 
 
 
 

З

 

А

 

К

 

Л

 

Ю

 

Ч

 

Е

 

Н

 

И

 

Е

 

 

 

Научное

 

понимание

 

сущности

динамики

 

формирования

 

коллектива

 

и

 

его

 

психологии

 

помогает

 

командиру

 

военно

-

морского

 

и

 

другого

 

воинского

 

подразделения

как

 

руководителю

полнее

 

охватить

 

служебные

 

проблемы

 

своей

 

деятельности

организовать

 

ее

 

на

 

принципах

 

системности

Командова

-

ние

 

подразделением

 

в

 

психологическом

 

смысле

 - 

это

 

специфическое

учиты

-

вающее

 

все

 

тонкости

 

и

 

сложности

 

закономерностей

 

внутреннего

 

мира

 

чело

-