Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 625
Скачиваний: 19
6
зависимость
людей
,
реализованная
через
социальное
действие
,
осуществляе
-
мое
с
ориентацией
на
других
людей
и
ожиданием
соответствующего
ответно
-
го
действия
партнера
.
В
связи
с
этим
в
социальной
связи
можно
выделить
ее
субъекты
,
предмет
и
механизмы
регулирования
.
Прекращение
связи
может
происходить
при
изменении
или
утрате
предмета
связи
или
если
ее
участни
-
ки
не
согласны
с
принципами
ее
регулирования
.
Социальную
связь
между
субъектами
какой
-
либо
группы
(
воинско
-
го
коллектива
)
можно
рассматривать
в
двух
видах
:
в
виде
социального
кон
-
такта
,
когда
связь
между
людьми
поверхностная
,
мимолетная
,
а
партнер
по
контакту
легко
может
быть
заменен
другим
человеком
,
или
в
виде
взаимо
-
действия
-
систематических
,
регулярных
действий
партнеров
,
направленных
друг
на
друга
и
имеющих
цель
вызвать
вполне
определенную
ответную
реак
-
цию
со
стороны
другого
человека
.
В
последнем
случае
возникшие
социаль
-
ные
отношения
можно
рассматривать
,
как
устойчивую
систему
взаимодейст
-
вия
между
военнослужащими
,
носящую
самовозобновляющийся
характер
.
Нельзя
также
отрицать
,
что
возникающие
в
результате
взаимодейст
-
вия
межличностные
отношения
могут
принимать
различные
формы
.
Среди
них
,
прежде
всего
,
можно
выделить
простое
присутствие
;
обмен
информаци
-
ей
;
совместную
деятельность
;
равную
обоюдную
или
асимметрическую
ак
-
тивность
и
др
..
Причем
активность
может
быть
разного
типа
:
социальным
влиянием
,
сотрудничеством
,
соперничеством
,
манипуляцией
,
конфликтом
и
т
.
д
.
Пожизненная
зависимость
людей
друг
от
друга
помещает
проблему
межличностных
взаимоотношений
в
самую
сердцевину
существования
чело
-
века
.
Люди
имеют
сильнейшую
потребность
в
присоединении
–
входить
с
другими
людьми
в
продолжительные
тесные
взаимоотношения
,
гаранти
-
рующие
их
позитивные
переживания
и
достижение
определенных
целей
жизнедеятельности
.
Считается
,
что
она
обусловлена
биологически
-
социальными
причинами
и
способствует
выживанию
человека
.
Например
,
наши
предки
были
связаны
круговой
порукой
,
обеспечивающей
групповое
выживание
;
социальная
связанность
детей
и
воспитывающих
их
взрослых
обоюдно
повышает
их
жизнеспособность
;
общение
и
совместная
профессио
-
нальная
деятельность
с
сослуживцем
,
разделяющим
(
понимающим
)
наши
взгляды
,
оценки
и
жизненные
устремления
создают
нам
условия
для
более
успешного
решения
служебных
задач
и
формирования
эмоционального
ком
-
форта
.
Следовательно
,
человек
,
в
самом
деле
,
общественное
,
социальное
су
-
щество
,
живущее
в
условиях
взаимодействия
и
общении
с
другими
людьми
.
Ведущим
условием
реализации
человека
в
окружающей
его
общно
-
сти
людей
(
социуме
)
выступает
общение
.
Оно
является
его
объективной
по
-
требностью
как
социального
,
разумного
существа
–
носителя
сознания
.
Рас
-
7
сматривая
образ
жизни
различных
высших
животных
и
человека
,
мы
замеча
-
ем
,
что
в
нем
выделяются
две
стороны
:
контакты
с
природой
и
контакты
с
живыми
существами
.
Первый
тип
контактов
получил
название
«
деятель
-
ность
»
и
его
можно
определить
как
специфический
вид
активности
человека
,
направленный
на
познание
и
преобразование
окружающего
мира
,
включая
самого
себя
и
условия
своего
существования
.
Второй
же
тип
контактов
ха
-
рактеризуется
тем
,
что
взаимодействующими
друг
с
другом
сторонами
явля
-
ются
живые
существа
,
лишь
обменивающиеся
информацией
.
Этот
тип
внут
-
ривидовых
и
межвидовых
контактов
называют
«
общением
».
При
этом
в
пси
-
хологии
выделяются
несколько
видов
межличностного
взаимодействия
.
Виды
межличностного
взаимодействия
Ритуальное
взаимодействие
-
один
из
наиболее
распространенных
видов
,
который
строится
по
определенным
правилам
,
символически
выражая
реальные
социальные
отношения
и
статус
человека
в
конкретной
социальной
группе
.
В
этом
случае
оно
выступает
как
специальный
вид
взаимодействия
,
созданный
людьми
для
удовлетворения
потребности
в
признании
.
В
нем
об
-
наруживаются
ценности
группы
,
а
люди
выражают
ритуалом
то
,
что
состав
-
ляет
их
социальные
ценностные
ориентации
.
Операционное
взаимодействие
осуществляется
наиболее
часто
–
на
службе
,
в
ходе
решения
военно
-
профессиональных
(
вахтенных
,
боевых
)
за
-
дач
,
на
учебных
занятиях
и
т
.
д
.
Успешно
проведя
указанное
взаимодействие
,
человек
подтверждает
свою
компетентность
и
получает
аналогичное
под
-
тверждение
со
стороны
окружающих
.
Служебное
взаимодействие
,
распреде
-
ление
и
выполнение
профессиональных
функций
,
осуществление
функцио
-
нальных
обязанностей
-
вот
те
операции
,
которые
заполняют
значительную
часть
жизни
военнослужащих
.
Соревновательное
взаимодействие
-
вид
,
при
котором
имеется
чет
-
ко
определенная
цель
,
которая
должна
быть
достигнута
.
Все
действия
людей
,
в
этом
случае
,
соотнесены
друг
с
другом
с
учетом
этой
цели
таким
образом
,
что
они
не
вступают
в
конфликт
.
При
этом
и
сам
человек
не
вступает
в
кон
-
фликт
с
самим
собой
,
придерживаясь
установки
другого
"
игрока
",
но
при
этом
ему
присуще
желание
добиться
лучших
результатов
.
Поскольку
военно
-
служащий
принимает
установку
других
людей
и
позволяет
этой
установке
определять
,
что
он
совершит
в
следующий
момент
с
учетом
какой
-
то
общей
цели
,
постольку
он
становиться
органическим
членом
своей
группы
.
Уход
-
довольно
обычный
и
естественный
вид
межличностного
взаимодействия
.
Однако
нельзя
не
отметить
,
что
к
нему
чаще
прибегают
лю
-
ди
с
проблемами
в
области
реализации
межличностных
потребностей
.
В
этом
8
случае
человек
,
находясь
с
другими
людьми
,
например
,
в
одном
служебном
помещении
и
выполняя
вроде
бы
совместную
деятельность
,
мысленно
пре
-
бывает
в
совершенно
ином
месте
,
как
бы
ведет
разговор
с
другими
собесед
-
никами
.
Однако
следует
учитывать
,
что
если
человек
не
выбирает
других
форм
взаимодействия
,
кроме
ухода
,
то
это
уже
патология
-
психоз
.
Времяпрепровождение
,
как
вид
межличностного
взаимодействия
,
обеспечивает
хотя
бы
минимум
приятных
ощущений
,
знаков
внимания
меж
-
ду
взаимодействующими
людьми
.
Это
фиксированная
форма
трансакций
(
межличностного
взаимодействия
),
призванная
удовлетворять
потребность
военнослужащего
в
признании
.
При
этом
происходит
оценивание
партнеров
и
перспектив
развития
отношений
с
ними
на
ближайшую
перспективу
.
Еще
один
вид
межличностного
взаимодействия
реализуется
в
форме
игры
(
манипуляции
).
Считается
,
что
это
искаженный
способ
взаимодействия
,
так
как
в
этом
случае
все
межличностные
потребности
преобразуются
в
одну
-
в
потребность
контроля
за
другими
людьми
.
Независимо
от
вида
потребно
-
сти
и
жизненной
ситуации
,
игра
предполагает
преимущественно
психологи
-
ческий
силовой
вариант
.
В
свою
очередь
,
игры
отличаются
от
других
видов
наличием
скрытых
мотивов
и
желанием
выигрыша
.
Американский
психолог
Э
.
Берн
для
выхода
из
такой
формы
взаимодействия
предложил
заменить
двойные
трансакции
на
открытые
и
прямые
,
поскольку
справедливая
игра
невозможна
при
наличии
скрытого
подтекста
.
Следует
учитывать
,
что
во
всех
перечисленных
видах
межличност
-
ного
взаимодействия
обязательным
элементом
выступает
процесс
воспри
-
ятия
одним
человеком
другого
.
В
психологии
это
явление
получило
название
перцепции
.
Перцепция
и
ее
закономерности
Поскольку
человек
в
общении
всегда
представлен
,
прежде
всего
,
своими
личностными
качествами
,
постольку
он
и
воспринимается
как
лич
-
ность
.
С
точки
зрения
С
.
Л
.
Рубинштейна
,
в
этом
случае
мы
как
бы
"
читаем
"
другого
человека
,
расшифровывая
значение
его
слов
,
действий
и
других
внешних
проявлений
.
Впечатления
,
которые
возникают
при
этом
,
играют
ведущую
регулятивную
роль
в
процессе
последующего
межличностного
взаимодействия
военнослужащих
.
При
этом
необходимо
учитывать
проявле
-
ние
ряда
закономерностей
-
явлений
идентификации
,
эмпатии
,
рефлексии
и
каузальной
атрибуции
.
Идентификация
(
уподобление
)
выступает
одним
из
самых
простых
способов
понимания
другого
человека
.
В
этом
случае
собеседник
ставит
цель
осмыслить
цели
и
проблемы
своего
собеседника
.
Это
не
единственный
спо
-
соб
,
но
в
реальных
ситуациях
взаимодействия
военнослужащие
пользуются
9
таким
приемом
,
когда
предположение
о
внутреннем
состоянии
,
например
,
подчиненного
строится
на
основе
попытки
поставить
себя
на
его
место
.
Эмпатия
предполагает
стремление
эмоционально
откликнуться
на
личностные
и
другие
проблемы
собеседника
.
Иными
словами
,
это
способ
-
ность
эмоционально
воспринять
другого
человека
,
проникнуть
в
его
внут
-
ренний
мир
,
принять
его
со
всеми
его
мыслями
и
чувствами
.
Здесь
имеется
в
виду
не
рациональное
осмысление
проблем
другого
человека
,
а
как
бы
"
резо
-
нирование
"
с
его
эмоциональным
состоянием
.
Процесс
понимания
людьми
друг
друга
осложняется
явлением
реф
-
лексии
,
под
которым
понимается
осознание
индивидом
того
,
как
он
воспри
-
нимается
партнером
по
общению
.
Это
уже
не
просто
знание
или
понимание
другого
военнослужащего
,
но
и
своеобразное
чувствование
того
,
как
он
по
-
нимает
тебя
,
своеобразно
удвоенный
процесс
зеркальных
отражений
друг
друга
,
глубокое
,
последовательное
и
всестороннее
взаимоотражение
.
Важное
значение
для
более
глубокого
понимания
того
,
как
люди
воспринимают
и
оценивают
друг
друга
,
имеет
явление
каузальной
атрибу
-
ции
.
Исследованное
и
введенное
в
научный
оборот
американским
психоло
-
гом
Ф
.
Хайдером
,
оно
представляет
собой
объяснение
субъектом
межлично
-
стного
взаимодействия
причин
и
характера
поведения
других
людей
.
В
этом
случае
оно
может
осуществляться
либо
через
понимание
внутренних
причин
(
внутренних
диспозиций
человека
),
либо
через
внешние
причины
(
влияние
внешних
условий
).
Рассмотренные
теоретические
положения
,
раскрывающие
основное
содержание
взаимодействия
личности
в
социальной
группе
и
формирующих
-
ся
в
результате
межличностных
взаимодействий
,
позволяют
вести
речь
об
изучаемом
явлении
как
о
социально
-
психологическом
процессе
.
Следова
-
тельно
,
как
во
всяком
другом
процессе
,
здесь
проявляются
своеобразные
за
-
кономерности
,
которые
формируют
их
соответствующее
содержание
.
Закономерности
и
содержание
межличностного
взаимодействия
Следует
отметить
,
что
закономерности
межличностного
взаимодей
-
ствия
с
60-
х
годов
ХХ
века
находятся
в
центре
внимания
многих
отечествен
-
ных
и
зарубежных
психологов
.
Результаты
их
исследований
легли
в
основу
ряда
соответствующих
научных
теорий
.
Проблема
закономерностей
и
содержания
межличностного
взаимо
-
действия
в
отечественной
психологии
(
Андреева
Г
.
М
.,
Донцов
А
.
И
.,
Петров
-
ский
Л
.
А
.
и
др
.)
исследуется
преимущественно
в
рамках
социального
взаи
-
модействия
,
в
котором
поведение
и
социальный
статус
каждого
члена
в
ощу
-
10
тимой
степени
обусловлен
деятельностью
и
существованием
других
членов
.
При
этом
,
взаимозависимость
сторон
в
процессе
взаимодействия
в
группе
может
быть
как
симметричной
(
равной
),
так
и
несимметричной
.
В
последнем
случае
одна
из
сторон
сильнее
влияет
на
другую
.
В
этом
случае
выделяются
одно
-
и
двухстороннюю
интеракции
(
личностное
взаимодействие
в
социаль
-
ной
группе
),
каждая
из
которых
может
охватывать
как
все
сферы
человече
-
ской
деятельности
(
тотальная
интеракция
),
так
и
только
какую
-
то
одну
спе
-
цифическую
форму
или
сектор
деятельности
(
локальная
интеракция
).
В
неза
-
висимых
секторах
интеракции
военнослужащие
могут
и
не
оказывать
ника
-
кого
влияния
друг
на
друга
.
В
рассматриваемом
подходе
отечественной
психологии
также
выде
-
ляются
организованные
и
неорганизованные
взаимодействия
.
Интеракция
организована
,
если
отношения
сторон
,
их
действия
сложились
в
определен
-
ную
структуру
прав
,
обязанностей
,
функций
и
опираются
на
некую
систему
ценностей
.
Неорганизованная
интеракция
возникает
в
том
случае
,
когда
от
-
ношения
и
ценности
военнослужащих
находятся
в
аморфном
состоянии
–
их
права
,
обязанности
,
функции
и
социальные
позиции
не
определены
.
Наиболее
популярными
зарубежными
подходами
к
рассматриваемой
проблеме
являются
три
теории
-
обмена
,
символического
интеракционизма
и
психоаналитическая
теория
.
Теория
обмена
(
Дж
.
Хоманс
,
П
.
Блау
)
рассматривает
социальное
по
-
ведение
как
взаимодействие
людей
,
находящихся
в
непрерывных
процессах
материального
и
нематериального
обмена
друг
с
другом
.
Они
могут
быть
объяснены
положениями
,
основанными
на
психологическом
бихевиоризме
.
Согласно
его
основам
,
поведение
человека
подчинено
основному
правилу
:
чем
чаще
социальное
действие
личности
вознаграждается
,
тем
чаще
он
стре
-
миться
производить
это
действие
.
Если
человек
ожидает
положительный
,
нужный
для
него
результат
от
взаимодействия
с
другими
людьми
,
то
контакт
продолжается
.
В
то
же
время
авторы
теории
считают
,
что
социальная
связь
(
межличностное
взаимодействие
)
устанавливается
и
поддерживается
,
только
если
она
соответствует
личностной
целесообразности
и
плата
за
нее
не
пре
-
вышает
вознаграждения
;
если
достигнута
взаимная
согласованность
и
един
-
ство
критериев
платы
и
вознаграждения
всех
участников
социального
взаи
-
модействия
.
При
этом
если
одна
из
сторон
ущемлена
,
то
она
будет
стремить
-
ся
пересмотреть
эти
связи
и
отрегулировать
их
заново
.
В
противном
случае
создаются
условия
для
конфликта
.
Теория
символического
интеракционизма
(
Дж
.
Мид
,
Г
.
Блумер
)
ис
-
ходит
из
того
,
что
люди
реагируют
не
только
на
поступки
других
людей
,
но
и
на
их
намерения
.
Она
рассматривает
взаимодействие
между
людьми
как
не
-
прерывный
диалог
,
в
процессе
которого
они
наблюдают
и
осмысливают
на
-