Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 629
Скачиваний: 19
11
мерения
друг
друга
и
реагируют
на
них
.
Интеракционисты
подчеркивают
,
что
речь
выступает
главным
фактором
человеческого
взаимодействия
.
Она
имеет
символическую
природу
и
любой
языковой
символ
(
слово
)
выступает
частным
значением
,
возникшим
в
результате
единичного
взаимодействия
и
имеющим
договорную
природу
.
Сходное
понимание
слов
,
жестов
и
других
символов
облегчает
взаимодействие
,
позволяет
правильно
интерпретировать
поведение
друг
друга
.
В
этом
случае
люди
корректируют
свои
действия
,
при
-
спосабливают
собственное
поведение
к
действиям
других
и
стремятся
видеть
себя
глазами
группы
.
Психоаналитическая
теория
(
З
.
Фрейд
)
предполагает
,
что
в
про
-
цессе
взаимодействия
людей
воспроизводится
их
детский
опыт
и
люди
не
-
вольно
применяют
те
понятия
,
которые
усвоили
в
раннем
детстве
.
Автор
тео
-
рии
считал
,
что
люди
образуют
социальные
группы
и
остаются
в
них
отчасти
потому
,
что
испытывают
чувство
преданности
и
покорности
лидерам
группы
,
невольно
отождествляя
их
с
могущественными
личностями
,
которых
в
детст
-
ве
олицетворяли
их
родители
.
В
таких
ситуациях
люди
как
бы
возвращаются
к
более
ранней
стадии
своего
развития
.
И
если
их
взаимодействие
первона
-
чально
является
неорганизованным
и
у
них
нет
четкого
плана
действий
,
то
это
способствует
укреплению
власти
лидера
группы
.
Рассмотренные
психологические
основы
формирования
коллектива
в
результате
установления
между
его
членами
межличностных
контактов
и
последующего
межличностного
взаимодействия
,
создают
необходимые
усло
-
вия
для
его
изучения
уже
как
непосредственно
социально
-
психологического
явления
.
Однако
,
учитывая
интересующую
нас
сферу
,
главное
внимание
на
-
ми
по
-
прежнему
будет
сосредоточено
на
его
психологическом
аспекте
.
ВОИНСКИЙ
КОЛЛЕКТИВ
КАК
СОЦИАЛЬНО
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ
В
сложной
организации
воинских
соединений
и
частей
важное
место
занимает
их
первичное
звено
–
подразделение
(
расчеты
,
боевые
части
,
эки
-
пажи
и
др
.).
Именно
они
,
по
мере
своего
становления
,
создают
особое
обра
-
зование
–
коллективную
психологию
,
которая
регулирует
совместную
жизнь
и
профессиональную
деятельность
военнослужащих
.
Однако
психологиче
-
ские
явления
являются
продуктом
коллективного
взаимодействия
.
12
Понятие
коллектива
подразделения
и
условия
его
формирования
Коллектив
-
понятие
латинского
происхождения
,
означающее
"
соб
-
ранность
",
т
.
е
.
целостность
,
сохраняющая
неприкосновенность
индивидуаль
-
ности
.
Понятие
же
группы
тождественно
смыслу
старого
русского
слова
"
кружок
".
В
основе
того
и
другого
-
связь
,
соединяющая
людей
.
Дух
коллек
-
тива
хорошо
отражает
понятия
«
товарищество
», «
воинское
братство
».
Вслед
-
ствие
этого
в
отечественной
военной
психологии
под
воинским
коллекти
-
вом
понимается
организационное
объединение
военнослужащих
на
основе
общности
их
идейных
и
морально
-
нравственных
позиций
,
совместной
служ
-
бы
и
боевой
(
служебной
,
вахтенной
и
др
.)
деятельности
под
руководством
единоначальника
.
Следовательно
,
его
отличительными
признаками
выступает
то
,
что
это
:
-
высокоорганизованная
группа
идейно
убежденных
и
дисциплини
-
рованных
военнослужащих
,
способных
самостоятельно
(
автономно
)
выпол
-
нять
служебно
-
боевые
,
служебные
,
учебные
,
и
другие
задачи
;
-
специфическая
социальная
общность
,
предназначенная
для
защиты
Отечества
,
характеризующаяся
единством
понимания
воинского
долга
,
общ
-
ностью
коллективистской
психологии
.
Однако
в
зависимости
от
характера
и
направленности
функциониро
-
вания
(
проведение
сухопутных
,
воздушных
,
морских
и
т
.
д
.
операций
)
каждый
из
коллективов
наделен
соответствующими
особенностями
.
Какова
же
спе
-
цифика
воинского
коллектива
подразделений
и
частей
Военно
-
морского
фло
-
та
?
Находя
ответ
на
этот
вопрос
,
необходимо
учитывать
,
что
воинскому
коллективу
,
как
и
любому
коллективу
нашего
общества
,
присущи
все
наибо
-
лее
общие
признаки
коллектива
.
Но
в
то
же
время
он
имеет
и
свои
особенно
-
сти
,
характеризующие
данный
коллектив
как
воинский
.
Во
-
первых
,
воинскому
коллективу
свойственна
специфическая
глав
-
ная
задача
и
причина
его
существования
-
охрана
и
защита
государственного
суверенитета
Российской
Федерации
.
К
тому
же
ее
решение
достигается
на
-
сильственными
средствами
с
помощью
оружия
.
А
это
обусловливает
своеоб
-
разие
норм
и
правил
поведения
и
взаимоотношений
между
членами
коллек
-
тива
.
Во
-
вторых
,
в
воинских
коллективах
предусмотрена
строгая
центра
-
лизация
управления
и
разделение
людей
на
служебные
категории
,
что
четко
регламентирует
их
обязанности
и
права
.
13
В
-
третьих
,
воинским
коллективам
характерны
относительная
одно
-
образность
и
стабильность
деятельности
,
длительность
пребывания
членов
коллектива
в
условиях
совместной
деятельности
.
К
числу
прочих
особенно
-
стей
воинских
коллективов
также
можно
отнести
оторванность
значительной
части
коллектива
от
семьи
,
родных
,
близких
,
разнородность
членов
воинско
-
го
коллектива
и
некоторые
другие
.
Вместе
с
тем
нельзя
не
отметить
,
что
специфика
профессиональной
деятельности
военных
моряков
,
их
личностные
и
образовательные
особенно
-
сти
накладывают
своеобразный
(
специфический
)
отпечаток
и
на
межлично
-
стные
(
внутриколлективные
)
отношения
.
Каковы
же
в
этом
случае
специфи
-
ческие
особенности
коллективов
военно
-
морских
подразделений
?
Как
показывает
анализ
,
к
ним
можно
отнести
:
1.
Повышенную
ответственность
за
решение
служебных
,
вахтенных
и
боевых
задач
,
особенно
в
ходе
боевого
похода
;
2.
Динамичный
и
постоянный
учебно
-
боевой
процесс
;
3.
Относительную
изоляцию
в
профессиональной
деятельности
в
со
-
ставе
расчетов
,
боевых
частей
и
экипажей
;
4.
Экстремальность
решаемых
вахтенных
и
боевых
задач
;
5.
Неоднородность
коллектива
(
военнослужащие
по
контракту
из
числа
офицеров
и
мичманов
и
военнослужащие
по
призыву
);
6.
Специфику
повседневных
задач
и
целей
деятельности
,
а
также
пе
-
риодически
широкий
диапазон
общения
и
относительную
стабильность
кол
-
лективов
кораблей
.
Нынешний
воинский
коллектив
также
отличается
и
тем
,
что
с
пере
-
численными
признаками
,
уже
известными
связями
,
создающими
прочный
психологический
потенциал
,
в
нем
также
проявляется
ряд
других
нравствен
-
но
-
психологических
сил
.
Имеется
в
виду
то
духовное
,
нравственное
,
деловое
начало
,
содержание
внутреннего
мира
каждого
члена
коллектива
,
которое
их
объединяет
,
связывает
, "
притягивает
"
друг
к
другу
.
Оно
складывается
из
сле
-
дующих
компонентов
:
-
общности
нравственных
норм
,
которыми
люди
руководствуются
в
своем
поведении
.
Для
Военно
-
морского
флота
,
как
и
для
других
силовых
ве
-
домств
России
,
эти
нормы
закреплены
в
воинских
уставах
;
-
совместной
деятельности
,
имеющей
государственное
значение
;
-
наличие
у
всех
членов
коллектива
воинского
мастерства
или
стрем
-
ления
к
его
приобретению
и
др
.
Стержневой
в
понятии
коллектива
воинского
подразделения
высту
-
пает
идея
межличностных
связей
военнослужащих
.
Именно
взаимные
связи
между
людьми
являются
решающим
фактором
(
условием
),
определяющим
сплоченность
подразделения
,
активность
и
жизненность
объединения
,
чле
-
14
нами
которого
они
становятся
.
В
свою
очередь
,
духовные
связи
между
воен
-
нослужащими
зависят
от
того
,
как
они
воспринимают
друг
друга
,
как
отно
-
сятся
к
общей
цели
военно
-
профессиональной
деятельности
и
т
.
д
.
В
связи
с
этим
,
в
отечественной
военной
психологии
существуют
два
подхода
к
пони
-
манию
условий
формирования
коллектива
.
Согласно
первому
подходу
,
коллектив
подразделения
представляется
как
социальное
(
надличностное
)
образование
,
нечто
самостоятельное
,
не
сво
-
димое
к
совокупности
составляющих
его
индивидов
.
Этот
подход
назван
"
ан
-
тропоморфным
",
потому
что
в
этом
случае
объединение
военнослужащих
рассматривается
как
целостный
социальный
объект
,
жизнь
и
деятельность
которого
воспроизводит
активность
каждого
своего
члена
,
за
счет
которой
он
сам
существует
.
С
позиции
второго
подхода
коллектив
воспринимается
как
социаль
-
но
-
психологическая
среда
жизни
и
деятельности
военнослужащих
,
среда
,
которую
они
создают
друг
для
друга
.
Сторонники
этого
подхода
предпочи
-
тают
говорить
не
о
группах
и
коллективах
,
а
о
"
личности
в
группе
".
Эта
кон
-
цепция
выражает
личностно
-
ориентировочную
точку
зрения
на
коллектив
.
Обе
позиции
не
свободны
от
крайностей
как
теоретического
,
так
и
практического
порядка
.
Первая
позиция
,
как
показывает
отечественный
опыт
военного
строительства
советского
периода
,
может
привести
к
недооценке
личности
,
абсолютизации
«
единства
»,
что
опасно
нивелированием
человече
-
ской
индивидуальности
и
ее
личностных
ценностей
,
стремлением
добиться
того
,
чтобы
все
члены
коллектива
не
только
действовали
одинаково
,
но
и
были
«
все
как
один
».
Между
тем
известно
,
что
именно
в
коллективе
подраз
-
деления
происходит
необходимая
для
полноценного
развития
и
естественная
для
военнослужащего
личностная
дифференциация
.
По
мере
формирования
,
развития
и
функционирования
коллектива
за
его
членами
закрепляются
оп
-
ределенные
социально
-
психологические
роли
,
согласовывающие
в
себе
по
-
требности
коллектива
и
личности
.
Каждый
человек
вносит
в
совместную
деятельность
собственные
взгляды
на
актуальные
проблемы
,
предлагает
свои
способы
их
решения
.
Он
предоставляет
в
распоряжение
коллектива
свои
способности
и
обращается
за
помощью
в
связи
со
своими
собственными
трудностями
.
Все
это
очень
инди
-
видуально
.
Поэтому
единство
,
без
которого
нет
ни
коллектива
,
ни
группы
,
достигается
не
путем
выравнивания
членов
коллектива
воинского
подразде
-
ления
,
а
на
основе
согласования
различий
,
поиска
психологической
совмес
-
тимости
,
максимального
учета
и
поощрения
межличностных
симпатий
.
В
результате
,
структура
коллектива
воинского
подразделения
имеет
два
взаи
-
мосвязанных
,
дополняющих
друг
друга
,
но
разных
по
содержанию
психоло
-
гических
комплекса
.
Один
из
них
ориентирован
на
общую
деятельность
кол
-
15
лектива
,
связанную
с
решением
стоящих
перед
ним
служебных
,
вахтенных
,
боевых
и
др
.
задач
,
второй
-
на
его
внутреннюю
,
социально
-
психологическую
сферу
.
Несомненно
,
что
оба
они
необходимы
,
так
как
имеют
объективную
природу
и
взаимозависимы
.
Однако
,
это
лишь
условия
,
которые
необходимы
для
объединения
людей
в
социальные
группы
.
А
какова
же
его
диалектика
?
Какие
этапы
или
психологические
рубежи
проходит
личностное
взаимодействие
в
рамках
конкретной
социальной
общности
,
прежде
чем
можно
будет
вести
речь
о
единстве
целей
и
устремлений
ее
членов
?
Диалектика
коллективного
объединения
военнослужащих
Проанализировав
процесс
социализации
(
установления
социально
значимых
взаимодействий
в
группе
),
мы
приходим
к
выводу
,
что
в
диалекти
-
ке
формирования
коллектива
можно
выделить
несколько
этапов
,
каждый
из
которых
имеет
свое
содержание
и
преследует
специфические
цели
.
1-
й
этап
-
формирование
случайной
группы
-
начального
объединения
военнослужащих
на
основе
их
территориальной
близости
в
данный
момент
времени
(
например
,
на
сборном
пункте
или
служебном
совещании
);
2-
й
этап
-
формирование
неорганизованной
группы
(
номинальной
группы
,
конгломерата
),
предусматривающей
добровольное
объединение
лю
-
дей
на
основе
некоторого
совпадения
их
интересов
,
проявившихся
в
ходе
непродолжительных
межличностных
контактов
;
3-
й
этап
-
формирование
организованной
группы
–
объединения
во
-
еннослужащих
,
способных
к
эффективным
совместным
действиям
.
Она
,
в
свою
очередь
,
бывает
нескольких
уровней
.
Низкий
уровень
(
ассоциация
)
представляет
собой
объединение
на
ос
-
нове
приказа
(
призывники
)
или
интереса
(
любители
шахмат
).
В
составе
такой
группы
,
как
правило
, 7-12
человек
.
Период
существования
от
3
до
5
дней
.
По
истечении
указанного
временного
периода
ассоциация
или
прекращает
свое
существование
,
или
переходит
на
более
высокий
уровень
.
Средний
уровень
(
кооперация
)
-
для
нее
характерна
более
осознанная
деятельность
и
дисциплина
.
Возникает
она
,
как
показывают
наблюдения
вой
-
сковой
практики
,
через
10-15
дней
после
установления
межличностного
взаимодействия
.
В
подразделении
,
как
правило
,
насчитывается
2-3
группы
по
3-6
военнослужащих
,
объединенных
,
например
,
на
основе
актуализировав
-
шегося
в
первое
время
чувства
(
землячество
).
Высокий
уровень
(
автономизация
)
характеризуется
четкой
организо
-
ванной
структурой
и
дисциплиной
,
внутренним
единством
целей
и
мотивов
военно
-
профессиональной
деятельности
.