Файл: Калюжный А.С - Психология коллектива воинского подразделения. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 628
Скачиваний: 19
26
Весьма
важным
социально
-
психологическим
явлением
воинского
подразделения
выступает
лидерство
.
Лидерство
в
коллективе
Считается
,
что
лидерство
-
это
способность
оказывать
влияние
,
как
на
отдельную
личность
,
так
и
на
группу
,
направляя
их
усилие
на
достижение
поставленных
целей
.
Это
естественный
социально
-
психологический
процесс
,
построенный
на
влиянии
личного
авторитета
человека
на
поведение
всех
членов
группы
или
определенной
ее
части
.
При
этом
под
влиянием
понима
-
ется
такие
действия
человека
,
которые
вносят
изменение
в
поведение
,
отно
-
шения
и
чувства
другого
человека
.
Его
можно
оказывать
через
идеи
,
устное
и
письменное
слово
,
внушение
,
убеждение
,
эмоциональное
заражение
,
прину
-
ждение
,
личный
авторитет
или
пример
.
Любая
группа
,
решающая
значимую
для
нее
проблему
,
всегда
вы
-
двигает
для
ее
решения
лидера
,
которого
можно
определить
как
личность
,
способную
объединять
людей
ради
достижения
какой
-
либо
цели
.
Следова
-
тельно
,
понятие
"
лидер
"
приобретает
значение
лишь
вместе
с
понятием
"
цель
".
К
тому
же
его
неотъемлемым
свойством
всегда
выступает
наличие
хотя
бы
одного
последователя
.
Роль
лидера
заключается
в
умении
повести
людей
за
собой
,
обеспечить
существование
таких
связей
в
системе
межлич
-
ностных
взаимоотношений
,
которые
способствовали
бы
решению
конкрет
-
ных
задач
в
рамках
единой
цели
.
Таким
образом
,
лидер
-
это
элемент
упоря
-
дочивания
системы
человеческого
взаимодействия
.
Подходит
ли
офицер
для
роли
лидера
,
зависит
прежде
от
признания
за
ним
другими
подчиненными
качеств
превосходства
,
внушающих
им
веру
в
него
и
побуждающих
признать
его
влияние
на
себя
.
Естественное
лидерство
-
когда
влияние
исходит
из
признания
другими
членами
группы
(
коллектива
)
личного
превосходства
лидера
.
Причем
здесь
важно
не
то
,
что
офицер
обла
-
дает
качествами
превосходства
,
а
то
,
что
его
подчиненные
признают
облада
-
ние
этими
качествами
.
Очень
часто
влияние
лидера
зависит
от
ситуации
.
Более
высокий
ин
-
теллект
,
подготовка
или
опыт
могут
явиться
лишь
частичным
основанием
для
лидерства
.
Обычно
решающее
значение
имеет
склонность
к
доминирова
-
нию
,
а
именно
-
умение
проявлять
инициативу
в
межличностных
отношени
-
ях
,
направлять
внимание
других
,
предлагать
им
решения
,
способность
разго
-
варивать
на
их
языке
.
В
этом
случае
роль
лидера
воинского
коллектива
за
-
ключается
в
том
,
чтобы
претворять
взгляды
своих
сторонников
в
согласован
-
ную
программу
действий
.
27
В
то
же
время
следует
учитывать
точку
зрения
ряда
отечественных
военных
психологов
,
что
общее
лидерство
в
группе
складывается
из
трех
компонентов
-
эмоционального
,
делового
и
интеллектуального
.
Эмоциональ
-
ный
лидер
("
душа
группы
") -
это
человек
,
к
которому
каждый
член
коллекти
-
ва
может
обратиться
за
сочувствием
.
С
деловым
лидером
("
руки
группы
")
хорошо
работается
,
он
может
организовать
дело
,
наладить
нужные
деловые
взаимосвязи
,
обеспечить
успех
дела
.
К
интеллектуальному
лидеру
("
мозг
группы
")
все
обращаются
с
вопросами
,
потому
что
он
эрудит
,
все
знает
,
мо
-
жет
объяснить
или
помочь
найти
нужную
информацию
.
Естественно
,
что
наилучшим
будет
лидер
,
сочетающий
все
три
компонента
,
но
такая
универ
-
сальность
встречается
крайне
редко
.
Чаще
всего
проявляется
сочетание
двух
компонентов
,
например
,
эмоционального
и
делового
,
информационного
и
делового
и
т
.
д
.
В
зависимости
от
преобладающих
функций
,
реализуемых
в
деятель
-
ности
,
в
отечественной
психологии
выделяют
пять
типов
лидеров
.
Лидер
-
организатор
.
Его
главное
отличие
в
том
,
что
нужды
коллекти
-
ва
он
воспринимает
как
свои
собственные
и
соответствующим
образом
ак
-
тивно
действует
.
Он
оптимистичен
и
уверен
,
что
большинство
проблем
вполне
разрешимо
.
Умеет
убеждать
,
склонен
поощрять
,
а
если
необходимо
выразить
свое
неодобрение
,
то
делает
это
,
не
задевая
чужого
личного
досто
-
инства
.
За
ним
идут
,
зная
,
что
он
не
станет
предлагать
пустое
дело
.
Именно
такие
офицеры
оказываются
на
виду
в
любом
неформальном
коллективе
.
Лидер
-
творец
.
Привлекает
к
себе
,
прежде
всего
,
способностью
ви
-
деть
новое
,
браться
за
решение
проблем
,
которые
могут
показаться
неразре
-
шимыми
и
даже
опасными
.
Он
не
командует
,
а
лишь
приглашает
к
обсужде
-
нию
проблемы
или
путей
решения
задачи
,
может
поставить
ее
так
,
что
она
заинтересует
и
привлечет
подчиненных
.
Лидер
-
борец
.
Волевой
,
уверенный
в
своих
силах
человек
.
Первым
идет
навстречу
опасности
или
неизвестности
,
без
колебаний
вступает
в
борь
-
бу
с
факторами
,
мешающими
его
подчиненным
,
готов
отстаивать
то
,
во
что
верит
и
не
склонен
к
уступкам
.
Однако
такому
офицеру
порой
не
хватает
времени
,
чтобы
обдумать
все
свои
действия
и
все
предусмотреть
. "
Безумство
храбрых
" -
вот
стиль
его
руководства
.
Лидер
-
дипломат
.
Если
бы
он
использовал
свои
способности
во
зло
,
то
его
вполне
можно
было
назвать
мастером
интриги
.
Он
опирается
на
пре
-
восходное
знание
ситуации
и
ее
скрытых
деталей
,
в
курсе
сплетен
и
пересу
-
дов
и
потому
хорошо
знает
,
на
кого
и
как
можно
повлиять
.
Предпочитает
доверительные
встречи
в
кругу
единомышленников
из
числа
подчиненных
.
Позволяет
открыто
говорить
то
,
что
всем
известно
,
чтобы
отвлечь
внимание
от
своих
неафишируемых
планов
.
Правда
в
воинском
коллективе
такого
рода
28
"
дипломатия
"
нередко
лишь
компенсирует
неумение
руководить
более
дос
-
тойными
способами
.
Лидер
-
утешитель
.
К
нему
тянуться
потому
,
что
он
готов
поддержать
в
трудную
минуту
.
Уважает
людей
,
относится
к
ним
доброжелательно
.
Веж
-
лив
,
предупредителен
,
способен
к
сопереживанию
.
В
зарубежной
психологии
существует
достаточно
большое
разнооб
-
разие
в
подходах
к
типологии
лидеров
,
однако
наиболее
популярен
психо
-
аналитический
.
З
.
Фрейд
рассматривал
лидерство
как
двуединый
психологи
-
ческий
процесс
:
с
одной
стороны
групповой
,
а
с
другой
-
индивидуальный
.
В
его
основе
лежит
способность
лидеров
притягивать
к
себе
людей
,
бессозна
-
тельно
вызывать
чувство
восхищения
,
обожания
,
любви
.
Поклонение
людей
одной
и
той
же
личности
может
сделать
ее
лидером
.
Психоаналитики
выделяют
десять
типов
лидерства
.
1. "
Соверен
",
или
"
патриархальный
лидер
"
представляется
ими
в
об
-
разе
строгого
,
но
любимого
отца
(
матери
),
способного
подавить
или
вытес
-
нить
отрицательные
эмоции
и
внушить
людям
уверенность
в
себе
.
2. "
Вожак
".
В
нем
люди
видят
концентрацию
своих
желаний
,
соот
-
ветствующих
определенному
групповому
стандарту
.
Личность
вожака
-
но
-
ситель
этих
стандартов
,
вот
ему
и
стараются
подражать
в
группе
.
3. "
Тиран
".
Он
становиться
лидером
только
потому
,
что
внушает
ок
-
ружающим
чувство
повиновения
и
безотчетного
страха
.
Его
считают
силь
-
ным
.
Лидер
-
тиран
-
доминирующая
,
авторитарная
личность
.
Его
обычно
бо
-
ятся
и
смиренно
подчиняются
.
4. "
Организатор
".
Он
выступает
для
группы
как
сила
для
поддержа
-
ния
"
Я
-
концепции
"
и
удовлетворения
потребности
каждого
,
снимает
у
людей
чувство
вины
и
тревоги
.
Такой
лидер
объединяет
людей
.
5. "
Соблазнитель
".
Такой
человек
становится
лидером
,
играя
на
сла
-
бостях
других
людей
.
Он
выступает
в
роли
"
магической
силы
",
давая
выход
вовне
подавленным
эмоциям
других
людей
,
предотвращает
конфликты
,
сни
-
мает
напряжение
.
Такого
лидера
обожают
и
часто
не
замечают
его
отдель
-
ных
,
даже
существенных
,
недостатков
.
6. "
Герой
".
Жертвует
собой
ради
других
.
Такой
тип
проявляется
осо
-
бенно
в
ситуациях
группового
протеста
-
благодаря
его
храбрости
другие
ориентируются
на
него
,
видят
в
нем
стандарт
справедливости
.
Лидер
-
герой
увлекает
за
собой
других
людей
группы
.
7. "
Дурной
пример
".
Выступает
как
источник
заразительности
для
бесконфликтной
личности
,
эмоционально
заражает
других
.
8. "
Кумир
".
Влечет
,
притягивает
,
положительно
заражает
окружение
.
Его
любят
,
боготворят
,
идеализируют
.
29
Два
последующих
типа
лидеров
согласно
психоаналитическому
под
-
ходу
("
Изгой
"
и
"
Козел
отпущения
")
по
существу
антилидеры
,
поскольку
являются
объектом
агрессивных
тенденций
,
благодаря
которым
развиваются
групповые
эмоции
.
Часто
группа
объединяется
для
борьбы
с
антилидером
,
но
стоит
ему
исчезнуть
,
как
группа
может
начать
распадаться
,
так
как
пропал
общегрупповой
стимул
.
В
отличие
от
зарубежных
подходов
,
отечественная
военная
психоло
-
гия
также
выделяет
различие
между
так
называемым
"
формальным
"
и
"
не
-
формальным
"
лидерством
.
В
первом
случае
влияние
исходит
из
официально
-
го
положения
в
организационной
структуре
подразделения
,
а
во
втором
-
из
признания
военнослужащими
личного
превосходства
одного
из
них
.
Нефор
-
мальный
лидер
выдвигается
"
снизу
",
а
формальный
(
например
,
командир
или
начальник
)
назначается
официально
для
управления
подразделением
.
Необходимо
учитывать
,
что
психология
воинского
коллектива
по
своему
содержанию
и
формам
проявления
исключительно
многообразна
.
Вместе
с
тем
ей
присущи
те
или
иные
обобщенные
характеристики
,
которые
позволяют
офицеру
(
формальному
лидеру
)
судить
о
ее
направленности
,
со
-
держании
и
уровнях
развития
.
Обобщенные
характеристики
психологии
воинского
коллектива
Важной
обобщенной
характеристикой
любого
воинского
коллектива
является
его
направленность
(
целеустремленность
),
которая
представляет
собой
систему
коллективных
целей
и
задач
ближайшей
и
дальнейшей
пер
-
спективы
.
Именно
в
целеустремленности
отражается
обобщенное
социально
-
значимое
лицо
подразделения
,
характер
его
действий
,
коллективные
интере
-
сы
,
запросы
,
устремления
.
Однако
для
усиления
воспитательной
роли
кол
-
лектива
мало
определить
лишь
направленность
его
деятельности
.
Здесь
важ
-
но
конкретизировать
цели
коллектива
.
Разбить
их
по
рубежам
,
определить
вклад
каждого
военнослужащего
в
общее
дело
,
внедрить
эти
цели
в
сознание
подчиненных
,
вызвать
интерес
к
их
достижению
.
Характер
и
содержание
направленности
воинского
коллектива
в
зна
-
чительной
мере
определяются
следующей
характеристикой
,
которой
высту
-
пает
групповая
(
коллективная
)
совместимость
,
представляющая
собой
способность
военнослужащих
согласовывать
(
делать
непротиворечивыми
)
свои
действия
в
различных
видах
совместной
деятельности
.
Иными
слова
-
ми
,
это
эффект
сочетания
взаимодействия
военнослужащих
,
который
отража
-
ет
уровень
удовлетворенности
военнослужащих
,
в
совместной
военно
-
профессиональной
деятельности
.
30
Результатом
оптимальной
коллективной
совместимости
и
одним
из
условий
эффективности
функционирования
воинского
подразделения
высту
-
пает
сплоченность
коллектива
,
представляющая
собой
характеристику
прочности
,
единства
и
устойчивости
межличностных
взаимодействий
во
-
еннослужащих
.
К
числу
ее
основных
показателей
отнесены
четкость
,
сла
-
женность
и
результативность
совместной
групповой
деятельности
.
В
свою
очередь
коллективная
сплоченность
отражается
на
количест
-
венных
показателях
следующей
характеристики
,
которая
представлена
кол
-
лективной
согласованностью
(
сработанностью
,
слаженностью
).
Ее
сущ
-
ность
заключается
в
эффекте
сочетания
взаимодействия
военнослужащих
,
который
отражает
уровень
максимально
возможной
успешности
совме
-
стной
деятельности
при
минимальных
затратах
на
фоне
значительной
субъективной
удовлетворенности
совместной
деятельностью
.
Иными
сло
-
вами
,
это
результат
успешного
взаимодействия
военнослужащих
в
конкрет
-
ной
деятельности
(
при
отработке
задач
и
нормативов
,
несении
вахтенной
или
боевой
службы
и
др
.).
Высшая
степень
коллективной
(
групповой
)
согласо
-
ванности
характеризуется
ее
слаженностью
,
возникающей
в
процессе
совме
-
стной
деятельности
личного
состава
из
совокупности
коллективных
усилий
и
вызывающей
у
военнослужащих
чувство
гордости
за
свой
коллектив
,
прояв
-
ления
товарищества
,
взаимопомощи
,
координации
усилий
,
творческого
от
-
ношения
к
делу
.
Рассмотренные
социально
-
психологические
явления
воинских
кол
-
лективов
и
их
обобщенные
характеристики
представляют
собой
лишь
теоре
-
тическое
содержание
коллективной
психологии
.
Командирам
и
начальникам
же
важно
не
только
их
знание
,
но
и
умение
использовать
полученные
знания
в
своей
военно
-
профессиональной
деятельности
.
А
для
этого
необходимо
усвоить
методику
изучения
и
управления
основными
социально
-
психологическими
явлениями
воинских
коллективов
.
ИЗУЧЕНИЕ
КОЛЛЕКТИВА
И
УПРАВЛЕНИЕ
ЕГО
СОЦИАЛЬНО
-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ
ЯВЛЕНИЯМИ
Руководитель
(
командир
,
начальник
)
подразделения
,
несомненно
,
заинтересован
в
наибольшей
эффективности
его
функционирования
.
Для
это
-