Файл: Калюжный А.С - Психология взаимоотношений в подразделении. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 438
Скачиваний: 4
31
он
сам
.
При
полной
анонимности
неизвестно
,
кто
поставил
оценку
и
кому
она
поставлена
.
Здесь
по
результатам
опроса
можно
дать
лишь
общую
оценку
коллективу
в
целом
.
Однако
достоверность
полученных
данных
при
этом
варианте
наиболее
высока
.
Здесь
мы
можем
обоб
-
щенно
количественно
оценить
социально
-
психологический
климат
коллектива
,
число
конфликтных
пар
и
интенсивность
конфликтов
,
профессиональный
уровень
коллектива
в
целом
и
его
нравственный
потенциал
.
Данный
вариант
обычно
используется
при
изучении
взаи
-
моотношений
в
небольших
офицерских
коллективах
.
Причем
чем
вы
-
ше
звание
участвующих
в
опросе
офицеров
,
тем
этот
вариант
пред
-
почтительнее
.
Еще
раз
необходимо
подчеркнуть
,
что
вариант
заполнения
бланка
выбирается
самим
военнослужащим
.
Оценки
выставляются
каждым
опрашиваемым
на
специально
подготовленном
бланке
.
Ответ
обозначается
знаком
«+»
в
соответствующей
графе
(
от
–5
до
+5)
и
ко
-
лонке
бланка
.
В
первой
колонке
по
вертикали
числами
1, 2, 3, 4
и
т
.
д
.
обозначаются
воины
,
входящие
в
состав
изучаемого
коллектива
.
Лице
-
вая
сторона
бланка
оценки
взаимоотношений
представлена
в
таблице
№
3.
На
других
страницах
бланка
напечатаны
матрицы
оценки
военно
-
профессиональных
и
нравственных
качеств
членов
коллектива
.
Их
форма
точно
такая
же
,
как
,
например
,
у
матрицы
для
оценки
«
моего
отношения
».
Таблица
№
3
БЛАНК
ОЦЕНКИ
ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Выделите
выбранный
вами
вариант
работы
над
бланком
:
1.
Работаю
по
предложенному
списку
.
Моя
фамилия
под
№
___.
2.
Работаю
по
списку
,
но
свою
фамилию
не
указываю
.
3.
Список
не
соблюдаю
.
Мое
отношение
Шкала
оценки
№
пп
Фамилия
и
ини
-
циалы
-5 -4 -3 -2 -1 0
+1 +2 +3 +4 +5
1.
Иванов
В
.
И
.
2.
Петров
Н
.
В
.
3.
Сидоров
В
.
Н
.
И
так
далее
32
Какую
новую
информацию
можно
получить
после
обработки
результатов
опроса
?
Прежде
всего
,
определив
среднее
арифметическое
всех
оценок
,
показанных
по
каждому
из
вопросов
в
отдельности
,
воз
-
можно
количественно
оценить
характер
взаимоотношений
,
профес
-
сиональную
подготовленность
и
нравственный
потенциал
подчинен
-
ного
коллектива
в
целом
.
Если
опрос
проводится
в
нескольких
подраз
-
делениях
,
то
,
сравнив
полученные
средние
оценки
,
можно
определить
,
в
каком
подразделении
оценки
наилучшие
,
а
в
каком
-
наихудшие
.
Если
использовался
второй
вариант
анонимности
,
т
.
е
.
извест
-
но
,
кому
выставлялись
оценки
,
то
можно
определить
ранг
каждого
военнослужащего
по
его
профессиональным
и
нравственным
качест
-
вам
,
оценить
отношение
к
нему
в
коллективе
,
а
также
выявить
,
как
коллектив
воспринимает
его
отношение
к
сослуживцам
.
Оценка
,
проведенная
в
ряде
воинских
коллективов
,
позволила
получить
примерные
данные
по
каждой
из
четырех
шкал
.
Средняя
оценка
«
моего
отношения
»
и
«
отношения
ко
мне
»
оказались
равной
2,5-3
балла
;
оценка
профессиональных
качеств
соответствовала
2-2,5
баллам
;
оценка
нравственных
качеств
-
примерно
1,5-2
балла
Сравне
-
ние
оценок
,
полученных
в
конкретном
воинском
коллективе
,
с
приве
-
денными
средними
данными
позволит
приблизительно
оценить
харак
-
тер
взаимоотношений
,
профессиональный
и
нравственный
потенциал
коллектива
.
Если
военнослужащий
оценивает
свое
отношение
к
какому
-
либо
члену
воинского
коллектива
отрицательно
и
считает
,
что
этот
воин
также
относится
к
нему
негативно
,
то
это
свидетельствует
о
су
-
ществовании
между
ними
предконфликтной
или
конфликтной
ситуа
-
ции
.
При
этом
чем
более
выражены
негативные
оценки
,
тем
более
ост
-
рые
формы
может
приобрести
конфликт
.
Количество
конфликтных
пар
военнослужащих
также
является
важной
характеристикой
соци
-
ально
-
психологического
климата
воинского
коллектива
.
При
оценке
одного
из
офицерских
коллективов
средний
балл
,
характеризующий
отношение
офицеров
к
сослуживцам
,
оказался
+2,79.
Средний
же
балл
,
характеризующий
мнение
офицеров
о
том
,
как
к
ним
относятся
сослуживцы
,
был
+3,48.
Сравнение
этих
значений
говорит
о
том
,
что
в
этом
коллективе
офицеры
переоценивают
отно
-
шение
к
ним
со
стороны
окружающих
.
Однако
такая
оценка
не
нару
-
шает
ощущения
психологического
комфорта
,
так
как
офицеры
счита
-
ют
,
что
они
относятся
к
окружающим
менее
тепло
,
чем
окружающие
относятся
к
ним
.
Худшим
вариантом
является
превышение
оценки
своего
отношения
к
сослуживцам
над
оценкой
отношений
со
стороны
33
сослуживцев
.
В
этом
случае
военнослужащий
может
испытывать
чув
-
ство
психологического
дискомфорта
,
которое
тем
сильнее
,
чем
больше
отличие
в
оценках
.
Для
повышения
достоверности
информации
,
полученной
с
помощью
социометрического
опроса
и
экспресс
-
методики
,
ее
полезно
дополнить
путем
наблюдения
.
Наблюдение
взаимоотношений
Характер
взаимоотношений
в
коллективе
можно
оценить
,
на
-
блюдая
содержание
и
формы
общения
воинов
между
собой
.
Уже
по
характеру
разговоров
,
которые
ведут
офицеры
,
мичманы
(
прапорщи
-
ки
),
старшины
и
матросы
(
сержанты
и
солдаты
),
можно
определить
,
как
они
относятся
друг
к
другу
.
Дружелюбный
тон
бесед
,
готовность
оказать
товарищу
посильную
помощь
,
сопереживание
тех
проблем
,
которые
беспокоят
собеседника
,
свидетельствуют
о
хороших
взаимо
-
отношениях
в
коллективе
.
Замечания
,
высказываемые
в
категориче
-
ской
форме
,
стремление
в
разговоре
задеть
друг
друга
,
показать
свое
превосходство
,
нежелание
помочь
собеседнику
в
чем
бы
то
ни
было
,
говорят
о
напряженности
во
взаимоотношениях
подчиненных
.
Применение
рассмотренной
комплексной
методики
для
изу
-
чения
социально
-
психологических
явлений
в
небольших
коллективах
,
в
том
числе
и
в
военно
-
морских
подразделениях
,
имеет
свои
особенно
-
сти
как
на
этапе
сбора
и
накопления
информации
,
так
и
во
время
обра
-
ботки
данных
и
их
интерпретации
.
Офицер
,
проводящий
изучение
,
постоянно
включен
в
систему
взаимодействий
с
военнослужащими
.
Если
,
общаясь
с
обследуемыми
,
он
выступает
в
качестве
эксперта
,
то
,
оперируя
полученными
результатами
,
он
проявляет
уже
свои
органи
-
заторские
качества
руководителя
коллектива
.
В
этом
случае
его
высо
-
кий
статус
,
как
эффективного
руководителя
личного
состава
,
объек
-
тивно
обусловливается
следующим
:
во
-
первых
,
он
осуществляет
непосредственный
сбор
,
обработ
-
ку
и
интерпретацию
полученной
информации
;
во
-
вторых
,
он
может
,
накапливая
психологическую
информа
-
цию
,
отслеживать
динамику
социально
-
психологических
процессов
в
подчиненных
коллективах
;
в
-
третьих
,
он
уполномочен
не
только
изучать
коллектив
,
но
и
осуществлять
его
психологическую
коррекцию
как
на
уровне
лично
-
сти
,
так
и
на
уровне
контактной
группы
.
34
Одновременно
офицеру
необходимо
это
помнить
и
полностью
реализовывать
не
только
свои
служебные
полномочия
,
но
и
объектив
-
но
существующие
психологические
механизмы
изучения
и
управления
взаимоотношениями
в
подчиненных
подразделениях
.
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом
,
взаимоотношения
в
воинском
коллективе
представляют
собой
сложное
социально
-
психологическое
явление
,
оказывающее
существенное
влияние
на
качество
боевой
и
вахтенной
службы
,
боевой
подготовки
,
уровень
боевой
готовности
подразделе
-
ния
.
Для
того
чтобы
сформировать
в
коллективе
хороший
социально
-
психологический
климат
,
офицеру
-
руководителю
необходимо
знать
не
только
особенности
психики
военнослужащих
,
но
и
природу
,
меха
-
низмы
формирования
и
сферы
проявления
характера
и
направленности
взаимоотношений
.
При
этом
необходимо
добиваться
,
чтобы
формаль
-
ные
(
официальные
)
взаимоотношения
играли
в
коллективе
опреде
-
ляющую
роль
при
формировании
всей
системы
межличностных
отно
-
шений
.
Овладев
социометрическим
методом
и
экспресс
-
методикой
комплексной
оценки
взаимоотношений
в
первичном
воинском
коллек
-
тиве
,
командир
(
начальник
)
сможет
быстро
и
достаточно
глубоко
изу
-
чать
взаимоотношения
своих
подчиненных
,
оказывать
на
них
по
-
ложительное
влияние
.
Забота
офицера
-
руководителя
о
здоровом
соци
-
ально
-
психологическом
климате
воинского
коллектива
является
одной
из
его
важных
должностных
обязанностей
.
Вопросы
для
самоконтроля
:
1.
Какова
сущность
и
структура
взаимоотношений
в
воинском
коллективе
?
2.
Раскройте
основные
функции
взаимоотношений
.
Насколько
вы
лично
в
поведении
и
деятельности
учитываете
возможную
оценку
вас
со
стороны
сослуживцев
?
3.
Как
влияют
взаимоотношения
на
жизнь
и
деятельность
во
-
инского
коллектива
?
4.
Какова
общая
последовательность
подготовки
и
проведения
социометрического
опроса
?
5.
В
чем
заключается
содержание
экспресс
-
методики
ком
-
плексной
оценки
взаимоотношений
в
воинском
коллективе
?