Файл: Калюжный А.С - Психология взаимоотношений в подразделении. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 435

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

6

виды

 

взаимосвязи

 

и

 

общения

 

личностей

 

в

 

коллективе

 

в

 

процессе

 

их

 

совместной

 

жизни

 

и

 

деятельности

 

Динамика

 

формирования

 

взаимоотношений

 

 

В

 

динамике

 

формирования

 

взаимоотношений

 

психология

 

вы

-

деляет

 

несколько

 

этапов

На

 

первом

 

этапе

 

осуществляется

 

подготовка

 

субъектов

 

предстоящего

 

взаимодействия

 

к

 

восприятию

 

друг

 

друга

На

 

этом

 

же

 

этапе

 

формируются

 

цели

 

взаимодействия

 

и

 

психологическая

 

установка

 

на

 

их

 

достижение

На

 

втором

 

этапе

 

происходит

 

непосредственное

 

восприятие

 

действий

 

других

 

членов

 

коллектива

отражение

 

в

 

сознании

 

военно

-

служащего

 

информации

полученной

 

в

 

ходе

 

контакта

 

с

 

сослуживцами

В

 

результате

 

формируется

 

адекватное

неадекватное

 (

искаженное

или

 

неполное

 

отношение

 

человека

 

к

 

взаимодействующим

 

с

 

ним

 

людям

В

 

последующем

  (

на

 

третьем

 

этапе

в

 

сознании

 

субъектов

 

взаимодействия

 

происходит

 

интегральное

  (

обобщенное

отражение

 

общего

 

отношения

 

к

 

контактирующему

 

военнослужащему

На

 

этом

 

этапе

 

преобладающие

 

в

 

поведении

 

другого

 

человека

 

особенности

 

при

-

обретают

 

доминирующий

 

характер

 

и

 

предопределяют

 

отношение

 

к

 

нему

 

других

 

членов

 

коллектива

На

 

четвертом

 

этапе

 

сформировавшиеся

 

отношения

 

фиксиру

-

ются

а

 

в

 

сознании

 

военнослужащего

 

оформляется

 

индивидуальное

 

отношение

 

к

 

собеседнику

 

в

 

виде

 

установки

 

или

 

на

 

последующее

 

вос

-

приятие

или

 

на

 

совместные

 

действия

или

 

же

 

на

 

уклонение

 

от

 

совме

-

стных

 

действий

 (

общения

), 

или

 

на

 

противодействие

И

наконец

на

 

пятом

 

этапе

 

осуществляется

 

реализация

 

сфор

-

мировавшихся

 

отношений

 - 

вербальное

невербальное

 

или

 

физическое

 

воздействие

 

на

 

сослуживца

 

с

 

целью

 

реализации

 

своего

 

отношения

 

к

 

его

 

словам

действиям

 

или

 

поступкам

Именно

 

на

 

этом

 

этапе

 

устано

-

вившиеся

 

взаимодействия

 

между

 

членами

 

коллектива

 (

группы

напол

-

няются

 

конкретным

 

содержанием

 

и

 

оказывают

 

существенное

 

воздей

-

ствие

 

на

 

все

 

стороны

 

его

 

функционирования

К

 

тому

 

же

 

это

 

содержа

-

ние

 

действует

 

в

 

рамках

 

определенного

 

структурного

 

элемента

 

коллек

-

тивной

 

психологии

 

Основные

 

формы

 

взаимоотношений

  

в

 

воинском

 

коллективе

 

 


background image

 

7

Взаимоотношения

 

в

 

воинском

 

коллективе

 

выступают

 

в

 

двух

 

основных

 

формах

Во

-

первых

,

 

это

 

формальные

  (

официальные

от

-

ношения

Они

 

определяются

 

организационной

 

структурой

 

подразде

-

ления

которая

 

фиксирует

 

в

 

нем

 

функции

 

каждого

 

военнослужащего

объем

 

его

 

обязанностей

прав

 

и

 

ответственности

Официальные

 

отно

-

шения

 

являются

 

как

 

бы

 

внешними

 

по

 

отношению

 

к

 

воинам

поскольку

 

они

 

задаются

 

извне

 

посредством

 

законов

уставов

инструкций

 

и

 

рас

-

поряжений

.  

Структура

 

формальных

 

взаимоотношений

 

предопределена

 

объективными

 

связями

 

военнослужащих

образующимися

 

в

 

ходе

 

их

 

совместной

 

жизнедеятельности

Ее

 

основу

 

составляют

 

отношения

 

ру

-

ководства

 

и

 

подчинения

сотрудничество

 

в

 

процессе

 

совместной

 

воен

-

но

-

профессиональной

 

деятельности

Например

отношения

 

между

 

ко

-

мандиром

 

боевой

 

части

 

корабля

 (

БЧ

и

 

командиром

 

корабля

  

во

 

мно

-

гом

 

предопределены

 

общевоинскими

 

уставами

 

независимо

 

от

 

их

 

ин

-

дивидуально

-

психологических

 

особенностей

,  

профессиональной

 

под

-

готовленности

нравственных

 

качеств

Командир

 

корабля

 

имеет

 

право

 

отдать

 

приказ

 

командиру

 

БЧ

 

своего

 

корабля

Этот

 

приказ

 

командир

 

БЧ

 

обязан

 

выполнить

 

в

 

соответствии

 

с

 

уставом

 «

беспрекословно

точно

 

и

 

в

 

срок

», 

несмотря

 

на

 

то

что

 

он

 

лично

 

может

 

относиться

 

к

 

своему

 

не

-

посредственному

 

начальнику

 

неоднозначно

.  

Следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

в

 

воинском

 

коллективе

 

одновремен

-

но

 

наблюдается

 

несколько

 

накладывающихся

 

друг

 

на

 

друга

 

структур

 

формальных

 

отношений

Выше

 

были

 

рассмотрены

 

ведущие

 

из

 

них

 — 

служебные

Но

 

к

 

формальным

 

относятся

 

и

 

другие

 — 

все

которые

 

оп

-

ределены

 

соответствующими

 

нормативными

 

актами

  (

инструкциями

правилами

положениями

 

и

 

др

.). 

Например

те

 

же

 

военнослужащие

 

во

 

время

 

спортивных

 

соревнований

 

также

 

находятся

 

в

 

системе

 

формаль

-

ных

 

отношений

определяющих

 

необходимость

 

подчиняться

 

соответ

-

ствующим

 

правилам

 

игры

судье

По

-

своему

 

формализованы

 

отноше

-

ния

 

и

 

внутри

 

общественных

 

организаций

действующих

 

в

 

воинских

 

коллективах

  (

речь

 

идет

 

о

 

тех

 

организациях

действие

 

которых

 

разре

-

шено

 

законами

уставами

приказами

 

и

 

директивами

 

МО

 

РФ

). 

Во

-

вторых

,

 

это

 

неформальные

  (

неофициальные

отноше

-

ния

Они

 

формируются

 

как

 

система

 

межличностных

 

предпочтений

симпатий

 

и

 

антипатий

уважения

 

и

 

неприязни

Другими

 

словами

структура

 

и

 

содержание

 

неформальных

 

взаимоотношений

 

никакими

 

документами

 

не

 

регламентированы

 

и

 

основаны

 

на

 

личных

 

особенно

-

стях

 

восприятия

 

военнослужащими

 

друг

 

друга

Эти

 

взаимоотношения

 

определяющим

 

образом

 

зависят

 

от

 

индивидуально

-

психологических

 


background image

 

8

особенностей

 

воинов

 

и

 

иногда

 

называются

 

внутренними

Важно

 

под

-

черкнуть

что

 

особенности

 

неформальных

 

отношений

 

во

 

многом

 

зави

-

сят

 

от

 

ценностных

 

ориентации

 

воинов

их

 

взаимопонимания

 

и

 

взаимо

-

восприятия

Следует

 

иметь

 

в

 

виду

что

 

формальные

 

взаимоотношения

 

иг

-

рают

 

в

 

воинском

 

коллективе

 

определяющую

 

роль

 

в

 

формировании

 

всей

 

системы

 

межличностных

 

отношений

Их

 

структура

 

в

 

подразделе

-

нии

 

достаточно

 

стабильна

В

 

то

 

же

 

время

 

неформальные

 

отношения

 

весьма

 

динамичны

 

и

 

всегда

 

изменяются

 

в

 

связи

например

с

 

прибыти

-

ем

 

в

 

коллектив

 

новых

 

военнослужащих

Подвержен

 

быстрым

 

измене

-

ниям

 

и

 

характер

 

неформальных

 

отношений

 

между

 

одними

 

и

 

теми

 

же

 

военнослужащими

 

в

 

процессе

 

их

 

совместной

 

служебно

-

боевой

 

и

 

вся

-

кой

 

другой

 

деятельности

Особенностью

 

взаимоотношений

 

в

 

воинских

 

коллективах

 

яв

-

ляется

 

также

 

и

 

то

что

 

он

 

включает

 

в

 

себя

 

несколько

 

четко

 

выражен

-

ных

 

по

 

социально

-

психологическим

 

параметрам

 

категорий

 

военнос

-

лужащих

выступающих

 

их

 

субъектами

Это

 

офицерский

 

состав

мич

-

маны

  (

прапорщики

), 

военнослужащие

 

по

 

призыву

 

и

 

контрактной

 

службы

военнослужащие

 

женщины

Их

 

социально

-

психологические

 

особенности

 

отражаются

 

на

 

содержании

 

и

 

характере

 

взаимоотноше

-

ний

 

Социально

-

психологическая

 

характеристика

  

субъектов

 

взаимоотношений

 

 

Определяя

 

социально

-

психологические

 

особенности

 

офи

-

церского

 

состава

в

 

первую

 

очередь

 

следует

 

отметить

что

 

офицеры

 

составляют

 

основной

 

костяк

 

воинской

 

части

Именно

 

они

 

являются

 

непосредственными

 

организаторами

 

учебно

-

боевого

 

и

 

воспитательно

-

го

 

процессов

Однако

 

следует

 

учитывать

что

 

по

 

своим

 

социально

-

психологическим

 

характеристикам

 

офицерский

 

состав

 

также

 

не

 

одно

-

роден

В

 

интересах

 

повышения

 

объективности

 

и

 

практической

 

значи

-

мости

 

даваемых

 

социально

-

психологических

 

характеристик

 

офицер

-

ского

 

состава

 

целесообразно

 

эту

 

категорию

 

условно

 

разделить

 

на

 

две

 

большие

 

группы

офицеры

 

первого

 

периода

 

службы

 

и

 

офицеры

имею

-

щие

 

значительный

 

служебный

 

опыт

находящиеся

 

на

 

втором

завер

-

шающем

 

этапе

 

своей

 

служебной

 

деятельности

К

 

первой

 

группе

как

 

правило

относятся

 

молодые

 

офицеры

 

и

 

большинство

 

младших

 

офице

-

ров

  (

естественно

в

 

эту

 

группу

 

не

 

попадают

 

те

кто

 

в

 35-40 

лет

 

нахо

-

дится

 

в

 

звании

 

старшего

 

лейтенанта

 

или

 

капитана

).  


background image

 

9

Во

 

вторую

 

группу

 

целесообразно

 

включить

 

тех

кто

 

заканчи

-

вает

 

службу

и

 

большинство

 

старших

 

офицеров

Рассмотрим

 

общую

 

социально

-

психологическую

 

характеристику

 

каждой

 

из

 

выделенных

 

групп

 

офицерского

 

состава

 

в

 

виде

 

совокупности

 

положительных

 

и

 

от

-

рицательных

 

качеств

знание

 

которых

 

позволит

 

выбирать

 

наиболее

 

эффективные

 

методы

 

взаимодействия

 

с

 

ними

К

 

наиболее

 

существенным

 

позитивным

 

характеристикам

 

офи

-

церского

 

состава

 

первой

 

группы

 

целесообразно

 

отнести

сформиро

-

ванные

 

мировоззренческие

 

позиции

социальную

 

зрелость

широту

 

интересов

склонность

 

к

 

воинской

 

профессии

осознанный

 

выбор

 

вида

 

Вооруженных

 

Сил

рода

 

войск

хорошую

 

теоретическую

 

подготовку

старательность

исполнительность

дисциплинированность

доверие

 

к

 

опыту

 

старших

 

офицеров

профессиональное

 

честолюбие

потребность

 

совершенствоваться

 

в

 

избранной

 

профессии

стремление

 

к

 

самостоя

-

тельности

инициатива

желание

 

проявить

 

себя

продвинуться

 

по

 

слу

-

жебной

 

лестнице

повышенная

 

потребность

 

в

 

общении

близость

 

к

 

солдатам

 

и

 

другие

 

качества

Противоположность

 

перечисленным

 

составляют

 

следующие

 

характеристики

 

этой

 

группы

 

офицерского

 

состава

недостаток

 

опыта

непрочность

 

убеждений

восприимчивость

 

к

 

негативному

 

влиянию

 

среды

высокая

 

ранимость

максимализм

 

в

 

оценках

эмоциональность

поспешность

 

в

 

решениях

 

и

 

поступках

слабые

 

навыки

 

в

 

работе

 

с

 

людьми

приверженность

 

к

 

жесткому

 

прагматизму

 

в

 

выполнении

 

сво

-

их

 

обязанностей

нередко

особенно

 

в

 

последнее

 

время

проявляется

 

стремление

 

найти

 

применение

 

своим

 

профессиональным

 

знания

 

и

 

умениям

 

вне

 

флотских

  (

воинских

подразделений

недостаточная

 

сформированностъ

 

навыков

 

в

 

преодолении

 

служебных

 

и

 

бытовых

 

трудностей

неясное

 

представление

 

перспектив

 

своей

 

служебной

 

карь

-

еры

неудовлетворенность

 

бытом

материальным

 

положением

органи

-

зацией

 

досуга

 

и

 

др

В

 

результате

 

значительная

 

часть

 

молодых

 

офице

-

ров

 

оставляют

 

армию

 

и

 

флот

 

в

 

первые

 5 

лет

 

военной

 

службы

Характеризуя

 

офицерский

 

состав

 

второй

 

группы

следует

 

об

-

ратить

 

особое

 

внимание

 

на

 

такие

 

присущие

 

ей

 

положительные

 

качест

-

ва

как

 

жизненный

 

и

 

служебный

 

опыт

высокий

 

профессионализм

от

-

ветственность

требовательность

 

к

 

себе

 

и

 

подчиненным

развитая

 

ком

-

муникабельность

хорошие

 

навыки

 

и

 

умения

 

в

 

работе

 

с

 

людьми

спо

-

собность

 

принимать

 

взвешенные

 

решения

профессиональное

 

често

-

любие

адаптированность

 

к

 

ограничениям

 

личной

 

свободы

 

и

 

жесткой

 

регламентации

 

служебной

 

деятельности

 

и

 

личной

 

жизни

сосредото

-

ченность

 

на

 

служебных

 

делах

дисциплинированность

 

и

 

др


background image

 

10

В

 

качестве

 

негативных

 

характеристик

 

следует

 

отметить

 

сфор

-

мировавшиеся

 

к

 

этому

 

времени

 

склонность

 

к

 

консерватизму

 (

шаблону

 

деятельности

); 

прочное

 

доверие

 

своему

 

служебному

 

и

 

коммуникатив

-

ному

 

опыту

крайне

 

редкий

 

отказ

 

от

 

привычных

в

 

том

 

числе

 

и

 

отрица

-

тельных

стереотипов

 

поведения

 

и

 

служебной

 

деятельности

  (

что

по

 

замечанию

 

В

.

О

.

Ключевского

возможно

характеризует

 

не

 

столько

 

твердость

 

убеждений

сколько

 

инерцию

 

мысли

). 

В

 

большинстве

 

случа

-

ев

 

ими

 

отдается

 

предпочтение

 

административным

командным

 

мето

-

дам

 

работы

 

с

 

людьми

реже

 

используется

 

потенциал

 

других

 

методов

превалирование

 

материальных

 

интересов

 

в

 

мотивации

 

службы

прояв

-

ление

 

служебного

 

снобизма

авторитарного

 

стиля

 

поведения

покрови

-

тельственного

 

тона

 

во

 

взаимоотношениях

наблюдается

 

определенное

 

снижение

 

служебной

 

активности

 

в

 

силу

 

так

 

называемых

  «

предпенси

-

онных

 

настроений

»; 

у

 

многих

 

присутствует

 

ощущение

 

социальной

моральной

 

и

 

материальной

 

незащищенности

определенной

 

ущербно

-

сти

 

в

 

социальном

 

плане

 

по

 

сравнению

 

с

 

представителями

 

других

 

слоев

 

общества

 

равного

 

уровня

 

подготовки

 

и

 

квалификации

чувствуется

а

 

иногда

 

подчеркнуто

 

демонстрируется

 

так

 

называемая

 

служебная

 

уста

-

лость

 

и

 

др

Социально

-

психологическая

 

характеристика

 

мичманов

 

и

 

пра

-

порщиков

 

имеет

 

свои

 

сложности

 

и

 

противоречия

Рекрутируясь

 

зачас

-

тую

 

из

 

числа

 

матросов

  (

солдат

и

 

старшин

  (

сержантов

корабля

  (

час

-

ти

), 

они

 

длительное

 

время

 

могут

 

нести

 

на

 

себе

 

отпечаток

 

социально

-

психологических

 

особенностей

 

этой

 

категории

Но

 

в

 

целом

 

следует

 

отметить

 

более

 

высокий

 

по

 

сравнению

 

с

 

ней

 

образовательный

 

уровень

.  

Положительным

 

фактором

 

является

 

и

 

вполне

 

осознанный

глубоко

 

осмысленный

 

выбор

 

вида

 

профессиональной

 

деятельности

Как

 

правило

подписывая

 

контракт

 

на

 

службу

 

в

 

качестве

 

мичмана

 

или

 

прапорщика

человек

 

располагает

 

полной

 

информацией

 

об

 

условиях

 

и

 

особенностях

 

службы

 

на

 

конкретном

 

корабле

и

 

они

 

его

 

устраивают

Мотивами

 

могут

 

выступать

 

и

 

близость

 

к

 

дому

и

 

возможность

 

полу

-

чить

 

специальное

 

или

 

высшее

 

образование

открывающиеся

 

служеб

-

ные

 

перспективы

жилищные

финансовые

 

и

 

другие

 

материальные

 

льготы

связанные

 

с

 

военной

 

службой

Не

 

последнюю

 

роль

 

в

 

этом

 

пла

-

не

 

играют

 

и

 

приобретение

 

социальной

 

стабильности

устойчивого

 

за

-

работка

защиты

 

от

 

безработицы

Все

 

это

 

активизирует

 

служебную

 

деятельность

 

мичманов

  (

прапорщиков

), 

подпитывая

 

их

 

стремление

 

к

 

профессиональному

 

совершенствованию

.  

Учитывая

 

широкий

 

диапазон

 

различий

 

служебного

 

опыта

об

-

разования

профессионализма

выслуги

 

лет

 

мичманов

 

и

 

прапорщиков