Файл: Калюжный А.С - Психология взаимоотношений в подразделении. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 435
Скачиваний: 4
6
виды
взаимосвязи
и
общения
личностей
в
коллективе
в
процессе
их
совместной
жизни
и
деятельности
.
Динамика
формирования
взаимоотношений
В
динамике
формирования
взаимоотношений
психология
вы
-
деляет
несколько
этапов
.
На
первом
этапе
осуществляется
подготовка
субъектов
предстоящего
взаимодействия
к
восприятию
друг
друга
.
На
этом
же
этапе
формируются
цели
взаимодействия
и
психологическая
установка
на
их
достижение
.
На
втором
этапе
происходит
непосредственное
восприятие
действий
других
членов
коллектива
,
отражение
в
сознании
военно
-
служащего
информации
,
полученной
в
ходе
контакта
с
сослуживцами
.
В
результате
формируется
адекватное
,
неадекватное
(
искаженное
)
или
неполное
отношение
человека
к
взаимодействующим
с
ним
людям
.
В
последующем
(
на
третьем
этапе
)
в
сознании
субъектов
взаимодействия
происходит
интегральное
(
обобщенное
)
отражение
общего
отношения
к
контактирующему
военнослужащему
.
На
этом
этапе
преобладающие
в
поведении
другого
человека
особенности
при
-
обретают
доминирующий
характер
и
предопределяют
отношение
к
нему
других
членов
коллектива
.
На
четвертом
этапе
сформировавшиеся
отношения
фиксиру
-
ются
,
а
в
сознании
военнослужащего
оформляется
индивидуальное
отношение
к
собеседнику
в
виде
установки
или
на
последующее
вос
-
приятие
,
или
на
совместные
действия
,
или
же
на
уклонение
от
совме
-
стных
действий
(
общения
),
или
на
противодействие
.
И
,
наконец
,
на
пятом
этапе
осуществляется
реализация
сфор
-
мировавшихся
отношений
-
вербальное
,
невербальное
или
физическое
воздействие
на
сослуживца
с
целью
реализации
своего
отношения
к
его
словам
,
действиям
или
поступкам
.
Именно
на
этом
этапе
устано
-
вившиеся
взаимодействия
между
членами
коллектива
(
группы
)
напол
-
няются
конкретным
содержанием
и
оказывают
существенное
воздей
-
ствие
на
все
стороны
его
функционирования
.
К
тому
же
это
содержа
-
ние
действует
в
рамках
определенного
структурного
элемента
коллек
-
тивной
психологии
.
Основные
формы
взаимоотношений
в
воинском
коллективе
7
Взаимоотношения
в
воинском
коллективе
выступают
в
двух
основных
формах
.
Во
-
первых
,
это
формальные
(
официальные
)
от
-
ношения
.
Они
определяются
организационной
структурой
подразде
-
ления
,
которая
фиксирует
в
нем
функции
каждого
военнослужащего
,
объем
его
обязанностей
,
прав
и
ответственности
.
Официальные
отно
-
шения
являются
как
бы
внешними
по
отношению
к
воинам
,
поскольку
они
задаются
извне
посредством
законов
,
уставов
,
инструкций
и
рас
-
поряжений
.
Структура
формальных
взаимоотношений
предопределена
объективными
связями
военнослужащих
,
образующимися
в
ходе
их
совместной
жизнедеятельности
.
Ее
основу
составляют
отношения
ру
-
ководства
и
подчинения
,
сотрудничество
в
процессе
совместной
воен
-
но
-
профессиональной
деятельности
.
Например
,
отношения
между
ко
-
мандиром
боевой
части
корабля
(
БЧ
)
и
командиром
корабля
во
мно
-
гом
предопределены
общевоинскими
уставами
независимо
от
их
ин
-
дивидуально
-
психологических
особенностей
,
профессиональной
под
-
готовленности
,
нравственных
качеств
.
Командир
корабля
имеет
право
отдать
приказ
командиру
БЧ
своего
корабля
.
Этот
приказ
командир
БЧ
обязан
выполнить
в
соответствии
с
уставом
«
беспрекословно
,
точно
и
в
срок
»,
несмотря
на
то
,
что
он
лично
может
относиться
к
своему
не
-
посредственному
начальнику
неоднозначно
.
Следует
иметь
в
виду
,
что
в
воинском
коллективе
одновремен
-
но
наблюдается
несколько
накладывающихся
друг
на
друга
структур
формальных
отношений
.
Выше
были
рассмотрены
ведущие
из
них
—
служебные
.
Но
к
формальным
относятся
и
другие
—
все
,
которые
оп
-
ределены
соответствующими
нормативными
актами
(
инструкциями
,
правилами
,
положениями
и
др
.).
Например
,
те
же
военнослужащие
во
время
спортивных
соревнований
также
находятся
в
системе
формаль
-
ных
отношений
,
определяющих
необходимость
подчиняться
соответ
-
ствующим
правилам
игры
,
судье
.
По
-
своему
формализованы
отноше
-
ния
и
внутри
общественных
организаций
,
действующих
в
воинских
коллективах
(
речь
идет
о
тех
организациях
,
действие
которых
разре
-
шено
законами
,
уставами
,
приказами
и
директивами
МО
РФ
).
Во
-
вторых
,
это
неформальные
(
неофициальные
)
отноше
-
ния
.
Они
формируются
как
система
межличностных
предпочтений
,
симпатий
и
антипатий
,
уважения
и
неприязни
.
Другими
словами
,
структура
и
содержание
неформальных
взаимоотношений
никакими
документами
не
регламентированы
и
основаны
на
личных
особенно
-
стях
восприятия
военнослужащими
друг
друга
.
Эти
взаимоотношения
определяющим
образом
зависят
от
индивидуально
-
психологических
8
особенностей
воинов
и
иногда
называются
внутренними
.
Важно
под
-
черкнуть
,
что
особенности
неформальных
отношений
во
многом
зави
-
сят
от
ценностных
ориентации
воинов
,
их
взаимопонимания
и
взаимо
-
восприятия
.
Следует
иметь
в
виду
,
что
формальные
взаимоотношения
иг
-
рают
в
воинском
коллективе
определяющую
роль
в
формировании
всей
системы
межличностных
отношений
.
Их
структура
в
подразделе
-
нии
достаточно
стабильна
.
В
то
же
время
неформальные
отношения
весьма
динамичны
и
всегда
изменяются
в
связи
,
например
,
с
прибыти
-
ем
в
коллектив
новых
военнослужащих
.
Подвержен
быстрым
измене
-
ниям
и
характер
неформальных
отношений
между
одними
и
теми
же
военнослужащими
в
процессе
их
совместной
служебно
-
боевой
и
вся
-
кой
другой
деятельности
.
Особенностью
взаимоотношений
в
воинских
коллективах
яв
-
ляется
также
и
то
,
что
он
включает
в
себя
несколько
четко
выражен
-
ных
по
социально
-
психологическим
параметрам
категорий
военнос
-
лужащих
,
выступающих
их
субъектами
.
Это
офицерский
состав
,
мич
-
маны
(
прапорщики
),
военнослужащие
по
призыву
и
контрактной
службы
,
военнослужащие
женщины
.
Их
социально
-
психологические
особенности
отражаются
на
содержании
и
характере
взаимоотноше
-
ний
.
Социально
-
психологическая
характеристика
субъектов
взаимоотношений
Определяя
социально
-
психологические
особенности
офи
-
церского
состава
,
в
первую
очередь
следует
отметить
,
что
офицеры
составляют
основной
костяк
воинской
части
.
Именно
они
являются
непосредственными
организаторами
учебно
-
боевого
и
воспитательно
-
го
процессов
.
Однако
следует
учитывать
,
что
по
своим
социально
-
психологическим
характеристикам
офицерский
состав
также
не
одно
-
роден
.
В
интересах
повышения
объективности
и
практической
значи
-
мости
даваемых
социально
-
психологических
характеристик
офицер
-
ского
состава
целесообразно
эту
категорию
условно
разделить
на
две
большие
группы
:
офицеры
первого
периода
службы
и
офицеры
,
имею
-
щие
значительный
служебный
опыт
,
находящиеся
на
втором
,
завер
-
шающем
этапе
своей
служебной
деятельности
.
К
первой
группе
,
как
правило
,
относятся
молодые
офицеры
и
большинство
младших
офице
-
ров
(
естественно
,
в
эту
группу
не
попадают
те
,
кто
в
35-40
лет
нахо
-
дится
в
звании
старшего
лейтенанта
или
капитана
).
9
Во
вторую
группу
целесообразно
включить
тех
,
кто
заканчи
-
вает
службу
,
и
большинство
старших
офицеров
.
Рассмотрим
общую
социально
-
психологическую
характеристику
каждой
из
выделенных
групп
офицерского
состава
в
виде
совокупности
положительных
и
от
-
рицательных
качеств
,
знание
которых
позволит
выбирать
наиболее
эффективные
методы
взаимодействия
с
ними
.
К
наиболее
существенным
позитивным
характеристикам
офи
-
церского
состава
первой
группы
целесообразно
отнести
:
сформиро
-
ванные
мировоззренческие
позиции
;
социальную
зрелость
;
широту
интересов
;
склонность
к
воинской
профессии
;
осознанный
выбор
вида
Вооруженных
Сил
,
рода
войск
;
хорошую
теоретическую
подготовку
;
старательность
,
исполнительность
,
дисциплинированность
;
доверие
к
опыту
старших
офицеров
;
профессиональное
честолюбие
,
потребность
совершенствоваться
в
избранной
профессии
;
стремление
к
самостоя
-
тельности
,
инициатива
,
желание
проявить
себя
,
продвинуться
по
слу
-
жебной
лестнице
;
повышенная
потребность
в
общении
;
близость
к
солдатам
и
другие
качества
.
Противоположность
перечисленным
составляют
следующие
характеристики
этой
группы
офицерского
состава
:
недостаток
опыта
;
непрочность
убеждений
;
восприимчивость
к
негативному
влиянию
среды
;
высокая
ранимость
;
максимализм
в
оценках
;
эмоциональность
;
поспешность
в
решениях
и
поступках
;
слабые
навыки
в
работе
с
людьми
;
приверженность
к
жесткому
прагматизму
в
выполнении
сво
-
их
обязанностей
;
нередко
,
особенно
в
последнее
время
,
проявляется
стремление
найти
применение
своим
профессиональным
знания
и
умениям
вне
флотских
(
воинских
)
подразделений
;
недостаточная
сформированностъ
навыков
в
преодолении
служебных
и
бытовых
трудностей
;
неясное
представление
перспектив
своей
служебной
карь
-
еры
;
неудовлетворенность
бытом
,
материальным
положением
,
органи
-
зацией
досуга
и
др
.
В
результате
значительная
часть
молодых
офице
-
ров
оставляют
армию
и
флот
в
первые
5
лет
военной
службы
.
Характеризуя
офицерский
состав
второй
группы
,
следует
об
-
ратить
особое
внимание
на
такие
присущие
ей
положительные
качест
-
ва
,
как
жизненный
и
служебный
опыт
;
высокий
профессионализм
;
от
-
ветственность
;
требовательность
к
себе
и
подчиненным
;
развитая
ком
-
муникабельность
;
хорошие
навыки
и
умения
в
работе
с
людьми
;
спо
-
собность
принимать
взвешенные
решения
;
профессиональное
често
-
любие
;
адаптированность
к
ограничениям
личной
свободы
и
жесткой
регламентации
служебной
деятельности
и
личной
жизни
;
сосредото
-
ченность
на
служебных
делах
;
дисциплинированность
и
др
.
10
В
качестве
негативных
характеристик
следует
отметить
сфор
-
мировавшиеся
к
этому
времени
склонность
к
консерватизму
(
шаблону
деятельности
);
прочное
доверие
своему
служебному
и
коммуникатив
-
ному
опыту
;
крайне
редкий
отказ
от
привычных
,
в
том
числе
и
отрица
-
тельных
,
стереотипов
поведения
и
служебной
деятельности
(
что
,
по
замечанию
В
.
О
.
Ключевского
,
возможно
,
характеризует
не
столько
твердость
убеждений
,
сколько
инерцию
мысли
).
В
большинстве
случа
-
ев
ими
отдается
предпочтение
административным
,
командным
мето
-
дам
работы
с
людьми
,
реже
используется
потенциал
других
методов
;
превалирование
материальных
интересов
в
мотивации
службы
;
прояв
-
ление
служебного
снобизма
,
авторитарного
стиля
поведения
,
покрови
-
тельственного
тона
во
взаимоотношениях
;
наблюдается
определенное
снижение
служебной
активности
в
силу
так
называемых
«
предпенси
-
онных
настроений
»;
у
многих
присутствует
ощущение
социальной
,
моральной
и
материальной
незащищенности
,
определенной
ущербно
-
сти
в
социальном
плане
по
сравнению
с
представителями
других
слоев
общества
равного
уровня
подготовки
и
квалификации
;
чувствуется
,
а
иногда
подчеркнуто
демонстрируется
так
называемая
служебная
уста
-
лость
и
др
.
Социально
-
психологическая
характеристика
мичманов
и
пра
-
порщиков
имеет
свои
сложности
и
противоречия
.
Рекрутируясь
зачас
-
тую
из
числа
матросов
(
солдат
)
и
старшин
(
сержантов
)
корабля
(
час
-
ти
),
они
длительное
время
могут
нести
на
себе
отпечаток
социально
-
психологических
особенностей
этой
категории
.
Но
в
целом
следует
отметить
более
высокий
по
сравнению
с
ней
образовательный
уровень
.
Положительным
фактором
является
и
вполне
осознанный
,
глубоко
осмысленный
выбор
вида
профессиональной
деятельности
.
Как
правило
,
подписывая
контракт
на
службу
в
качестве
мичмана
или
прапорщика
,
человек
располагает
полной
информацией
об
условиях
и
особенностях
службы
на
конкретном
корабле
,
и
они
его
устраивают
.
Мотивами
могут
выступать
и
близость
к
дому
,
и
возможность
полу
-
чить
специальное
или
высшее
образование
,
открывающиеся
служеб
-
ные
перспективы
,
жилищные
,
финансовые
и
другие
материальные
льготы
,
связанные
с
военной
службой
.
Не
последнюю
роль
в
этом
пла
-
не
играют
и
приобретение
социальной
стабильности
,
устойчивого
за
-
работка
,
защиты
от
безработицы
.
Все
это
активизирует
служебную
деятельность
мичманов
(
прапорщиков
),
подпитывая
их
стремление
к
профессиональному
совершенствованию
.
Учитывая
широкий
диапазон
различий
служебного
опыта
,
об
-
разования
,
профессионализма
,
выслуги
лет
мичманов
и
прапорщиков
,