Файл: Калюжный А.С - Психология взаимоотношений в подразделении. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 441
Скачиваний: 4
21
3.
Изучение
выбранной
методики
.
4.
Формулирование
вопросов
опроса
и
подготовка
опросных
листов
.
5.
Определение
военнослужащих
,
подлежащих
опросу
(
при
выборочном
опросе
).
6.
Проведение
опроса
.
7.
Обработка
результатов
опроса
.
Заполнение
сводной
матри
-
цы
(
социоматрицы
).
8.
Проведение
расчетов
результатов
опроса
.
9.
Интерпретация
результатов
проведенных
расчетов
.
10.
Формулирование
выводов
и
предложений
.
Наиболее
полные
и
достоверные
сведения
о
состоянии
взаи
-
моотношений
в
подразделении
получают
в
результате
проведения
сплошного
опроса
,
в
котором
участвуют
все
без
исключения
военно
-
служащие
.
Если
же
такой
возможности
нет
или
проведение
сплошного
опроса
по
каким
-
то
причинам
нецелесообразно
,
то
к
нему
привлекает
-
ся
лишь
часть
личного
состава
.
Однако
необходимо
учитывать
,
что
в
любом
случае
минимальное
количество
опрашиваемых
в
подразделе
-
нии
не
должно
быть
менее
40%
от
списочного
состава
.
В
этом
случае
для
определения
конкретных
военнослужащих
,
привлекаемых
к
опро
-
су
,
обычно
используется
случайная
либо
квотная
выборка
.
Случайная
выборка
подразумевает
отбор
необходимых
рес
-
пондентов
(
опрашиваемых
)
по
принципу
лотереи
(
извлечение
из
урны
листочков
с
фамилиями
военнослужащих
)
или
по
принципу
система
-
тического
отбора
,
который
предполагает
:
составление
списка
всего
личного
состава
подразделения
в
алфавитном
порядке
;
вычисление
интервала
отбора
-
промежутка
,
через
который
из
общего
списка
выбирают
военнослужащих
для
опроса
(
численность
личного
состава
подразделения
делится
на
количество
человек
,
при
-
влекаемых
к
опросу
);
произвольное
определение
в
списке
точки
отсчета
,
т
.
е
.
фами
-
лии
военнослужащего
,
с
которой
начинают
отбор
респонедентов
(
либо
интервал
отбора
делят
на
произвольное
число
и
получают
цифру
,
с
которой
начинают
отсчет
);
выписывание
необходимого
количества
фамилий
военнослу
-
жащих
,
которые
примут
участие
в
опросе
,
начиная
с
военнослужаще
-
го
,
принятого
за
точку
отсчета
.
Замена
попавших
в
список
военнослу
-
жащих
недопустима
.
22
Квотная
выборка
предполагает
отбор
опрашиваемых
,
исходя
из
определенных
качественных
характеристик
.
Например
,
по
возрасту
,
специальности
,
должности
и
др
.
Допустим
,
в
воинской
части
(
на
ко
-
рабле
)
численностью
100
человек
необходимо
опросить
20
военнослу
-
жащих
.
В
зависимости
от
штатной
численности
(20%
составляют
офи
-
церы
и
мичманы
и
80% -
матросы
и
старшины
)
к
опросу
привлекают
4
офицеров
и
мичманов
и
16
военнослужащих
по
призыву
).
Опрос
проводится
в
составе
группы
.
Участники
(
респонденты
)
рассаживаются
в
помещении
в
свободном
порядке
,
но
так
,
чтобы
не
мешать
друг
другу
.
Присутствие
посторонних
,
как
и
отвлечение
опра
-
шиваемых
«
по
срочным
делам
»,
не
допускается
.
Следует
предусмот
-
реть
запас
карандашей
для
обеспечения
ими
респондентов
.
Перед
началом
опроса
важно
объяснить
присутствующим
его
цель
и
задачи
,
случайный
характер
выборки
,
правила
заполнения
оп
-
росных
листов
,
необходимость
объективных
ответов
на
поставленные
вопросы
.
Также
необходимо
предупредить
о
том
,
что
если
кто
-
то
не
может
дать
ответ
на
конкретный
вопрос
,
то
он
должен
это
отметить
,
выбрав
для
ответа
вариант
"
Затрудняюсь
ответить
".
Особо
следует
подтвердить
гарантии
анонимности
,
т
.
е
.
то
,
что
ответы
конкретного
военнослужащего
будут
известны
только
лицу
,
проводящему
опрос
,
а
командованию
будут
докладываться
только
обобщенные
данные
.
В
случае
негативной
реакции
или
попытки
отказа
кого
-
либо
от
участия
в
опросе
необходимо
не
допустить
демонстративного
характе
-
ра
такого
поступка
,
его
отрицательного
влияния
на
других
участников
.
Учитывая
,
что
не
всем
нравится
отвечать
на
вопросы
других
лиц
,
офицер
,
проводящий
опрос
,
должен
постараться
найти
контакт
с
людьми
,
извиниться
за
их
отрыв
от
исполнения
служебных
обязанно
-
стей
и
т
.
д
.
В
обстановке
доброжелательного
и
уважительного
к
себе
отношения
респонденты
ведут
себя
более
расковано
,
не
боятся
прямо
отвечать
на
поставленные
вопросы
.
Участники
опроса
должны
быть
предупреждены
о
необходи
-
мости
поддержания
тишины
в
помещении
,
недопустимости
высказы
-
вания
вслух
,
обсуждения
вариантов
ответов
.
При
возникновении
кри
-
тических
замечаний
и
предложений
в
отношении
вопросника
надо
представить
респондентам
чистые
листы
бумаги
для
специальных
по
-
меток
или
самому
записать
высказанное
ими
мнение
или
предложение
.
После
вводной
части
каждый
военнослужащий
получает
оп
-
росный
лист
и
приступает
к
его
заполнению
.
Офицер
,
проводящий
опрос
,
следит
за
ходом
работы
и
последовательно
зачитывает
каждый
вопрос
,
не
изменяя
его
формулировки
и
не
допуская
комментариев
.
В
23
дальнейшем
,
если
требуются
разъяснения
,
можно
медленно
прочитать
тот
же
вопрос
еще
раз
и
только
потом
дать
пояснения
.
При
этом
важно
не
растягивать
опрос
,
ни
при
каких
обстоятельствах
не
оказывать
дав
-
ление
на
респондентов
,
не
подсказывать
возможный
вариант
ответа
,
не
изменять
и
не
дополнять
вопросы
по
собственной
инициативе
.
После
заполнения
опросные
листы
сдаются
лично
офицеру
,
проводящему
обследование
.
Целесообразно
затем
спросить
мнение
военнослужащих
по
тем
проблемам
,
которые
не
затронули
вопросы
,
но
имеют
к
ним
отношение
.
Ответственным
и
наиболее
трудоемким
этапов
обследования
является
подготовка
данных
к
статистической
обработке
,
их
группи
-
ровка
и
обобщение
.
В
войсковых
и
флотских
условиях
обычно
приме
-
няют
ручную
обработку
опросных
листов
.
Суть
работы
заключается
в
следующем
:
ответы
респондентов
заносят
в
заранее
подготовленную
матрицу
.
Затем
подсчитывают
общее
количество
ответов
на
каждый
вариант
вопроса
в
абсолютных
цифрах
и
(
или
)
процентах
.
В
тех
случаях
,
когда
необходима
более
глубокая
информация
о
характере
процессов
и
явлений
,
происходящих
в
подразделении
,
их
структуре
и
внутренних
связях
,
могут
использоваться
другие
приемы
.
Например
,
если
офицер
хочет
узнать
,
как
отвечали
на
вопросы
военно
-
служащие
различных
сроков
службы
,
он
должен
разложить
заполнен
-
ные
опросные
листы
в
четыре
стопки
и
рассчитать
данные
по
каждой
из
них
.
Также
достаточно
сложным
в
любом
опросе
является
качест
-
венный
анализ
сгруппированной
и
обработанной
информации
–
ин
-
терпретация
(
объяснение
,
толкование
)
и
обобщение
итоговых
данных
.
Главное
на
этом
этапе
-
творческие
способности
офицера
,
его
мировоз
-
зрение
,
компетентность
,
глубина
знаний
,
социальный
опыт
,
профес
-
сиональные
навыки
и
общая
культура
.
Задачей
аналитической
работы
является
объяснение
смысла
количественных
характеристик
,
сведение
в
единое
целое
отдельных
результатов
,
выделение
наиболее
значимых
положений
и
их
доказательство
.
Полезно
сравнить
полученные
данные
с
результатами
прежних
обследований
,
а
также
опросов
,
проведенных
в
других
подразделениях
.
Таким
образом
выглядят
наиболее
общие
требования
к
прове
-
дению
социально
-
психологического
обследования
подразделения
.
Они
,
в
свою
очередь
,
формируют
содержание
и
порядок
применения
одной
из
разновидностей
метода
опроса
-
социометрической
методики
,
получившей
в
последние
годы
наиболее
широкое
распространение
в
войсковой
и
флотской
практике
.
24
Социометрическая
методика
оценки
взаимоотношений
Социометрическая
методика
(
социометрия
)
применяется
в
двух
вариантах
:
параметрическом
и
непараметрическом
.
Параметрическая
социометрия
состоит
в
том
,
что
опрашивае
-
мым
предлагается
сделать
строго
определенное
число
выборов
по
за
-
данному
критерию
.
Например
,
назвать
пять
военнослужащих
,
которые
обладают
наибольшей
совместимостью
и
бесконфликтностью
или
мо
-
гут
составить
самую
надежную
команду
для
выполнения
специального
задания
.
Непараметрическая
социометрия
позволяет
выбирать
и
отвер
-
гать
любое
число
лиц
при
условии
,
что
испытуемые
положительно
относятся
к
обследованию
.
В
противном
случае
могут
быть
ответы
"
Выбираю
всех
"
или
"
Отвергаю
всех
",
которые
существенно
искажают
результаты
обследования
.
Достоинствами
социометрии
являются
:
возможность
за
корот
-
кое
время
собрать
значительный
материал
,
который
поддается
стати
-
стической
обработке
и
может
быть
представлен
наглядно
;
возмож
-
ность
регистрации
отношений
между
всеми
членами
группы
.
К
числу
недостатков
социометрического
опроса
относятся
:
фиксация
преимущественно
эмоциональных
отношений
,
выраженных
в
симпатиях
и
антипатиях
;
не
выявляются
истинные
мотивы
выборов
;
число
взаимных
выборов
может
отражать
не
столько
сплоченность
,
сколько
дружеские
связи
отдельных
микрогрупп
.
В
целом
социометрическая
методика
позволяет
выявить
не
-
сколько
десятков
характеристик
(
индексов
)
коллективной
психологии
.
Однако
,
как
показывает
опыт
,
наиболее
значимыми
для
оценки
взаи
-
моотношений
в
подчиненном
подразделении
большинство
офицеров
выбирают
индексы
статуса
военнослужащего
,
совместимость
в
группе
(
коллективе
)
и
групповой
сплоченности
.
Технология
реализации
социометрической
методики
в
са
-
мом
общем
виде
проста
и
доступна
каждому
офицеру
.
Перед
исследо
-
ванием
им
готовятся
опросные
листы
в
виде
алфавитных
списков
группы
по
числу
испытуемых
.
Справа
от
фамилий
выделяются
не
-
сколько
колонок
,
в
которых
испытуемые
поставят
свой
выбор
.
Вари
-
ант
опросного
листа
для
подразделения
из
5
человек
с
10-
тью
задавае
-
мыми
вопросами
показан
в
таблице
№
1.
25
Таблица
№
1
ОПРОСНЫЙ
ЛИСТ
Номера
вопросов
№
пп
Фамилия
выбираемого
военнослужащего
1 2 3 4 5 6 7 8 9
10
Итого
-
вый
выбор
1.
Абрамов
А
.
В
. + + - 0 + - + + + -
+
2.
Борисов
В
.
А
.
3.
Володин
Н
.
В
. + - - 0 - 0 + + - - -
4.
Гришин
В
.
Н
. 0 + 0 0 0 - + + - -
0
5.
Демин
С
.
А
. + - + - + - + + - -
0
Опыт
проведения
социометрических
опросов
в
военно
-
морских
подразделениях
показывает
,
что
наиболее
значимыми
крите
-
риями
для
непараметрической
оценки
групповой
сплоченности
явля
-
ется
выбор
респондентом
тех
военнослужащих
,
с
которыми
он
мог
бы
успешно
выполнять
различные
виды
деятельности
в
пределах
своей
компетентности
.
В
ходе
опроса
каждому
военнослужащему
предлагается
мыс
-
ленно
проанализировать
предлагаемые
боевые
,
вахтенные
,
служебные
и
другие
ситуации
и
определить
(
сделать
выбор
),
кто
из
его
сослужив
-
цев
наиболее
подходит
для
совместной
деятельности
в
предложенных
условиях
,
кто
не
подходит
,
а
кто
подходит
,
но
с
определенными
огра
-
ничениями
.
Вопрос
может
быть
сформулирован
следующим
образом
:
"
Вам
приказано
назначить
военнослужащих
для
несения
вахты
в
рай
-
оне
действия
кораблей
противника
.
Учитывая
сложность
сложившейся
обстановки
,
кого
бы
Вы
предложили
для
решения
этой
задачи
?
Кого
бы
не
предложили
?
Кого
бы
предложили
лишь
в
случае
,
когда
других
кандидатов
не
будет
?".
Иногда
,
в
связи
с
отсутствием
времени
или
по
другим
причи
-
нам
,
в
опрос
включается
небольшое
количество
вопросов
(3-5).
Однако
необходимо
учитывать
,
что
чем
больше
вопросов
-
тем
меньше
воз
-
можность
ошибки
в
выборе
и
выше
коэффициент
надежности
полу
-
чаемых
результатов
.
Наиболее
оптимальное
количество
вопросов
- 10.
К
тому
же
,
для
получения
полной
оценки
внутриколлективных
отно
-
шений
вопросы
должны
охватывать
все
сферы
межличностного
взаи
-
модействия
военнослужащих
:
боевую
(
вахтенную
,
служебную
),
учеб
-
ную
,
личностную
,
социально
-
бытовую
и
спортивную
(
физической
подготовки
).
Положительный
выбор
респондента
фиксируется
в
опросном
листе
в
колонке
номера
задаваемого
вопроса
знаком
«+».
Отрицатель
-