Файл: Калюжный А.С - Общее содержание воспитания военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 263
Скачиваний: 4
6
кроме
того
,
осуществляется
через
систему
взаимодействий
,
опосредо
-
ванных
влияний
,
непосредственных
целенаправленных
воздействий
.
На
основе
понимания
сущности
патриотизма
и
ведётся
патриотиче
-
ское
воспитание
,
базирующееся
на
принципе
историзма
,
опыте
и
прак
-
тике
жизни
народов
,
государств
,
на
передовых
идеях
и
воспитатель
-
ных
технологиях
.
На
современном
уровне
развития
теории
и
практики
сущностная
сторона
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации
может
рассматриваться
в
нескольких
аспектах
и
направлениях
.
Во
-
первых
,
патриотическое
воспитание
-
это
сложное
социально
-
педагогическое
явление
,
связанное
с
передачей
жизненного
опыта
от
поколения
к
поколению
,
с
целенаправленной
подготовкой
человека
к
труду
на
благо
Отечества
,
с
его
социализацией
,
с
формированием
и
развитием
духовно
-
нравственной
личности
,
способной
любить
свою
Родину
,
постоянно
ощущать
связь
с
ней
,
защищать
ее
интересы
,
со
-
хранять
и
приумножать
лучшие
традиции
своего
народа
,
ценить
куль
-
турные
ценности
,
постоянно
стремиться
к
обеспечению
безопасности
личности
,
общества
и
государства
.
В
данном
случае
речь
идет
о
пат
-
риотическом
воспитании
в
самом
широком
смысле
этого
слова
.
Во
-
вторых
,
патриотическое
воспитание
следует
рассматривать
как
один
из
факторов
формирования
и
развития
человека
-
патриота
,
граж
-
данина
своей
Родины
,
личности
с
высокими
патриотическими
убежде
-
ниями
,
чувствами
и
активными
действиями
во
имя
возрождения
и
про
-
цветания
России
,
защиты
ее
интересов
.
Известно
,
что
на
личность
,
на
общество
в
целом
влияет
много
различных
факторов
:
макросреда
со
своей
господствующей
идеологией
,
политикой
,
экономикой
,
правом
,
моралью
,
различными
социальными
институтами
;
микросреда
–
семья
,
школа
,
трудовой
коллектив
и
т
.
д
.;
природная
среда
,
в
которой
живет
человек
;
характер
трудовой
и
профессиональной
деятельности
;
про
-
цесс
целенаправленного
воспитательного
влияния
на
личность
и
кол
-
лектив
(
группу
)
людей
.
Все
указанные
факторы
находятся
в
тесном
взаимодействии
,
вместе
с
тем
каждый
из
них
обладает
относительной
самостоятельностью
и
оказывает
различное
влияние
на
формирование
и
развитие
патриотических
убеждений
,
чувств
,
действий
конкретного
человека
и
всего
народа
.
В
-
третьих
,
патриотическое
воспитание
рассматривается
как
ком
-
плекс
(
совокупность
,
синтез
,
сплав
)
общих
и
частных
целей
,
задач
,
установок
,
определяемых
общечеловеческими
,
государственно
-
7
национальными
,
профессиональными
и
личностными
ценностями
.
Само
понятие
«
патриотизм
»
выступает
как
важнейшая
ценность
,
кото
-
рую
надо
каждому
осмыслить
,
понять
и
принять
к
руководству
в
жиз
-
ни
,
в
профессиональной
деятельности
.
Основные
ценности
патриоти
-
ческого
воспитания
представлены
в
качественных
характеристиках
патриотизма
и
при
рассмотрении
его
сущности
.
В
-
четвертых
,
патриотическое
воспитание
есть
сложная
управляе
-
мая
система
,
включающая
многообразие
взаимно
связанных
элемен
-
тов
,
параллельных
и
вертикальных
,
внутренних
устойчивых
связей
и
отношений
объективного
и
субъективного
характера
,
а
также
подсис
-
темы
содержательного
,
организационного
и
методического
плана
.
Внутри
системы
патриотического
воспитания
проявляются
и
функ
-
ционируют
закономерности
различного
уровня
и
порядка
,
учет
кото
-
рых
позволяет
эффективно
и
качественно
управлять
данной
системой
.
В
-
пятых
,
под
патриотическим
воспитанием
следует
понимать
спе
-
цифический
процесс
целенаправленного
взаимодействия
его
объектов
и
субъектов
,
влияния
и
воздействия
на
психологию
личности
,
коллек
-
тива
(
группы
людей
),
общества
в
целом
.
Патриотическое
воспитание
–
это
и
особый
вид
многоплановой
,
скоординированной
,
целенаправлен
-
ной
деятельности
государственных
органов
,
ведомств
,
политических
партий
,
общественных
объединений
и
организаций
,
средств
массовой
информации
,
руководителей
,
командиров
и
начальников
,
всех
катего
-
рий
воспитателей
по
формированию
и
развитию
у
российских
граж
-
дан
,
военнослужащих
высокого
патриотического
сознания
,
возвышен
-
ного
чувства
любви
к
своему
Отечеству
,
верности
его
лучшим
тради
-
циям
,
идеалам
,
готовности
достойно
выполнять
свой
гражданский
и
воинский
долг
,
конституционные
обязанности
,
побуждению
их
к
ду
-
ховно
-
нравственному
и
профессиональному
самосовершенствованию
.
Патриотическое
воспитание
,
как
специфический
процесс
и
особый
вид
человеческой
деятельности
,
как
сложное
социально
-
педагогическое
явление
,
многофункционально
.
Основными
его
функ
-
циями
являются
:
-
формирующе
-
развивающая
,
связанная
с
формированием
лично
-
сти
,
качеств
,
характеризующих
сущность
гражданина
-
патриота
,
посто
-
янное
развитие
их
;
-
функция
побуждения
к
самосовершенствованию
путем
самовос
-
питания
;
8
-
профилактическая
функция
,
реализация
которой
позволяет
про
-
гнозировать
и
предупреждать
проявления
антипатриотических
убеж
-
дений
,
чувств
,
действий
и
поступков
;
-
функция
перевоспитания
(
педагогической
коррекции
),
реализуе
-
мая
в
процессе
патриотического
воспитания
при
работе
с
людьми
с
отклоняющимся
поведением
,
с
социально
и
педагогически
запущен
-
ными
лицами
,
у
которых
сложились
отрицательные
стереотипы
и
ко
-
торые
не
верят
или
не
принимают
саму
идею
патриотизма
;
-
мобилизационная
функция
;
как
правило
,
она
проявляется
и
реа
-
лизуется
тогда
,
когда
человеку
необходимо
мобилизовать
свои
внут
-
ренние
силы
в
целях
преодоления
трудностей
,
выполнения
своего
гражданского
и
воинского
долга
.
Содержание
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Фе
-
дерации
базируется
на
множестве
ценностных
ориентацией
.
В
систем
-
ном
плане
их
можно
представить
следующими
относительно
само
-
стоятельными
группами
.
1.
Общечеловеческие
ценности
,
связанные
в
первую
очередь
с
ду
-
ховно
-
нравственной
сферой
жизни
народов
,
населяющих
Россию
,
представленные
в
таких
понятиях
,
как
«
любовь
к
Родине
», «
любовь
к
своему
народу
», «
свобода
слова
», «
личная
,
общественная
и
государст
-
венная
безопасность
», «
моральная
ответственность
», «
гуманное
отно
-
шение
к
человеку
», «
социальная
справедливость
», «
материальная
обеспеченность
жизни
человека
»,
и
многих
других
,
выступающих
в
качестве
предпосылки
эффективного
решения
задач
патриотического
воспитания
.
2.
Национально
-
государственные
ценности
.
Они
отражают
поло
-
жительные
тенденции
становления
и
развития
Российского
государст
-
ва
,
народов
,
входящих
в
него
,
те
исторические
традиции
,
которые
сложились
на
протяжении
веков
и
положительно
влияют
на
возрожде
-
ние
и
процветание
Отечества
.
Национально
-
государственные
ценности
отражают
богатство
и
своеобразие
идей
,
деятельность
отдельных
лич
-
ностей
,
беззаветное
,
высокое
служение
интересам
общества
,
государ
-
ства
,
народа
,
положительный
опыт
сохранения
и
умножения
духовно
-
культурного
и
материального
богатства
России
,
населяющих
её
наро
-
дов
.
При
этом
важно
видеть
диалектическую
взаимосвязь
учета
и
за
-
щиты
общегосударственных
российских
и
национальных
интересов
,
сохранения
ценностей
,
национальных
традиций
,
способствующих
объ
-
9
единению
России
,
обеспечению
безопасности
каждого
гражданина
,
каждого
народа
,
Российского
государства
в
целом
.
3.
В
содержание
патриотического
воспитания
входит
множество
профессиональных
ценностей
.
Профессионализм
как
ценность
в
об
-
ласти
проявления
реального
патриотизма
имеет
свой
воспитательный
аспект
влияния
на
сознание
,
подсознание
,
чувства
,
волю
человека
.
Вы
-
сокий
профессионализм
всегда
является
показателем
высокого
уровня
развития
культуры
в
той
или
иной
области
человеческой
деятельности
.
Он
традиционно
считается
гордостью
любого
народа
,
государства
,
общества
.
Профессиональные
ценности
,
как
и
иные
,
накапливаются
и
прояв
-
ляются
в
каждой
сфере
профессионального
труда
в
виде
любви
к
своей
профессии
,
добросовестного
отношения
к
делу
,
проявления
творчества
в
выполнении
профессиональных
задач
,
в
символике
и
профессио
-
нальных
ритуалах
,
форме
одежды
,
культуре
взаимоотношений
в
про
-
цессе
труда
,
в
отношениях
к
государственным
материальным
и
духов
-
ным
ценностям
и
т
.
д
.
4.
В
процессе
патриотического
воспитания
важно
учитывать
и
це
-
ленаправленно
использовать
личностные
ценности
,
то
есть
качествен
-
ные
характеристики
человека
,
по
которым
определяется
уровень
раз
-
вития
патриотизма
.
По
их
реальному
проявлению
,
по
конкретным
дей
-
ствиям
и
поступкам
,
взглядам
,
убеждениям
,
жизненным
позициям
,
эмоциональным
проявлениям
оценивается
патриотизм
гражданина
и
воина
России
.
В
данном
случае
речь
идет
о
таких
личностных
ценно
-
стях
,
как
осознание
человеком
своего
места
в
жизни
,
патриотического
долга
служения
Отечеству
,
выполнения
гражданских
,
конституцион
-
ных
,
профессиональных
обязанностей
,
любви
к
своей
Родине
,
к
своему
народу
,
готовность
выступить
на
защиту
интересов
России
,
обеспечить
безопасность
личности
,
общества
и
государства
,
проявлять
высокую
ответственность
за
результаты
труда
,
быть
носителем
культурных
цен
-
ностей
своего
народа
,
и
других
.
На
основе
патриотических
ценностей
определяются
цели
и
задачи
патриотического
воспитания
.
10
Основная
цель
и
задачи
государственно
-
патриотического
воспитания
военнослужащих
Учитывая
тот
факт
,
что
в
нашем
государстве
произошла
смена
со
-
циально
-
политического
строя
,
выдвигаются
новые
требования
к
лич
-
ности
,
порождающие
новый
её
тип
,
формируются
иные
жизненные
установки
,
утверждается
другой
образ
жизни
,
поведения
и
деятельно
-
сти
.
Система
воспитания
может
и
должна
корректировать
все
перепа
-
ды
несоответствий
между
требованиями
общества
,
государства
и
свойствами
личности
,
базироваться
на
устойчивых
ценностях
,
высту
-
пающих
жизненным
фундаментом
любого
гражданина
,
основой
объе
-
динения
народов
России
,
ее
населяющих
.
Таким
фундаментом
,
как
уже
было
сказано
,
выступает
патриотизм
,
формирующийся
и
утверждаю
-
щийся
средствами
целенаправленного
патриотического
воспитания
.
Общая
цель
патриотического
воспитания
состоит
в
том
,
чтобы
формировать
и
развивать
у
граждан
России
(
в
том
числе
военнослу
-
жащих
)
патриотическое
самосознание
,
безграничную
любовь
к
Роди
-
не
,
к
своему
народу
,
стремление
добросовестно
выполнять
граждан
-
ский
,
профессиональный
и
воинский
долг
,
соблюдать
свои
конститу
-
ционные
права
и
обязанности
;
обеспечивать
рост
уровня
значимости
российского
патриотизма
у
всех
слоев
общества
,
достичь
поворота
в
общественном
,
национальном
и
индивидуальном
сознании
в
сторону
понимания
и
осмысления
зависимости
настоящего
и
будущего
страны
,
народа
,
личности
от
того
,
в
какой
мере
люди
будут
руководствоваться
в
своей
практической
деятельности
патриотическими
началами
,
на
-
сколько
высоко
будет
их
стремление
сохранить
и
приумножить
духов
-
ные
,
культурные
,
материальные
богатства
своего
народа
и
своего
Оте
-
чества
.
В
соответствии
с
общей
целью
в
процессе
патриотического
воспи
-
тания
граждан
России
решается
множество
различных
по
основанию
и
содержанию
задач
.
К
их
числу
относятся
следующие
:
-
проведение
целенаправленной
государственной
политики
,
осу
-
ществление
деятельности
всех
государственных
,
общественных
,
него
-
сударственных
структур
и
институтов
по
формированию
общенацио
-
нального
представления
о
патриотизме
гражданина
России
как
обще
-
человеческой
,
национально
-
государственной
и
профессиональной
ценности
,
по
созданию
условий
для
экономического
,
социального
,
ду
-