Файл: Калюжный А.С - Общее содержание воспитания военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 255

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

16

этического

 

воспитания

 

в

 

интересах

 

формирования

 

патриотизма

 

у

 

во

-

еннослужащих

 

российских

 

Вооруженных

 

Сил

1

Форм

 

и

 

методов

 

патриотического

 

воспитания

 

военнослужащих

 

множество

Целенаправленное

 

изучение

 

передового

 

опыта

 

воспита

-

тельной

 

работы

 

по

 

решению

 

задач

 

государственно

-

патриотического

 

воспитания

 

вообще

 

и

 

военно

-

патриотического

 

в

 

частности

 

показывает

что

 

эффективность

 

их

 

воздействия

 

достигается

 

тогда

когда

 

они

 

орга

-

низуются

 

и

 

проводятся

 

системно

целенаправленно

дифференциро

-

ванно

с

 

учетом

 

особенностей

 

выполняемых

 

военнослужащими

 

задач

условий

 

службы

воинских

 

коллективов

возраста

индивидуально

-

психологических

 

особенностей

срока

 

службы

 

в

 

армии

 

и

 

на

 

флоте

должностных

 

и

 

профессиональных

 

обязанностей

В

 

настоящее

 

время

 

вся

 

работа

 

в

 

данной

 

области

 

осуществляется

 

на

 

основе

 

концептуальных

 

подходов

 

и

 

положений

определенных

 

госу

-

дарственной

 

программой

  «

Патриотическое

 

воспитание

 

граждан

 

Рос

-

сийской

 

Федерации

 

на

 2001-2005 

годы

». 

Важно

чтобы

 

эта

 

программа

 

реализовывалась

 

не

 

формально

а

 

с

 

активным

 

участием

 

в

 

ней

 

всех

кто

 

готовит

 

молодежь

 

к

 

воинской

 

службе

 

и

 

организует

проводит

 

ее

 

в

 

ар

-

мии

 

и

 

на

 

флоте

Воспитание

 

патриотизма

 

как

 

интегрального

 

свойства

 

личности

 

во

-

еннослужащего

 – 

это

 

результат

 

всей

 

системы

 

воспитательных

 

влия

-

ний

Здесь

 

важны

личный

 

пример

 

старшего

 

начальника

руководителя

 

военнослужащих

целенаправленное

 

использование

 

разнообразных

 

видов

 

учебных

 

занятий

 

и

 

проводимых

 

воспитательных

 

мероприятий

материальная

 

обеспеченность

 

и

 

социальная

 

справедливость

использо

-

вание

 

стимулирующих

 

средств

 

и

 

методов

 

воздействия

создание

 

необ

-

ходимых

 

условий

 

для

 

выполнения

 

воинского

 

долга

систематическая

 

и

 

целенаправленная

 

работа

 

по

 

патриотическому

 

самосовершенствова

-

нию

 

путем

 

самообразования

 

и

 

самовоспитания

 

                                                 

1

 

См

.: 

Назаров

 

А

.

Н

История

 

офицерских

 

собраний

 

армии

 

и

 

флота

 

России

. – 

М

.: 

Академия

 

ФСБ

, 1999; 

О

 

долге

 

и

 

чести

 

воинской

 

в

 

Российской

 

армии

Сборник

 

материалов

документов

 

и

 

статей

 / 

Под

 

ред

В

.

Н

Лобова

. – 

М

Воен

-

издат

, 1991; 

Кривицкий

 

А

Традиции

 

русского

 

офицерства

. – 

М

.: 

Воениздат

1946; 

Офицерский

 

корпус

 

Русской

 

армии

Опыт

 

самопознания

 / 

Под

 

ред

И

.

И

Ефремова

. – 

М

.: 

ВУ

Русский

 

путь

, 2000; 

Патриотическое

 

воспитание

 

военно

-

служащих

 

на

 

традициях

 

Российской

 

армии

. – 

М

.: 

ВУ

, 1997; 

Стратегия

 

духа

Основы

 

воспитания

 

войск

 

по

 

взглядам

 

А

.

В

Суворова

 

и

 

М

.

И

Драгомирова

. – 

М

.: 

Русский

 

путь

, 2000 

и

 

др


background image

 

17

 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВОЕННО

-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 

ВОСПИТАНИЯ

 

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 

 

Воспитание

как

 

особый

 

вид

 

человеческой

 

деятельности

можно

 

классифицировать

 

по

 

различным

 

основаниям

Так

в

 

зависимости

 

от

 

половозрастных

 

особенностей

 

воспитуемых

 

выделяют

 

дошкольное

школьное

вузовское

 

воспитание

 

и

 

воспитание

 

взрослых

По

 

сферам

 

жизни

 

общества

 

различают

 

экономическое

политическое

духовное

правовое

национальное

 

и

 

другие

 

виды

 (

направления

воспитания

По

 

количественному

 

признаку

характеризующему

 

участников

 

воспита

-

тельного

 

процесса

отличают

 

общественное

  (

социальное

), 

коллектив

-

ное

семейное

 

воспитание

 

и

 

самовоспитание

По

 

профессиональной

 

принадлежности

 

воспитуемых

 

выделяют

 

воспитание

 

художников

ин

-

женеров

управленцев

военнослужащих

 

и

 

т

.

д

Все

 

виды

направления

 

воспитания

 

в

 

своей

 

совокупности

 

состав

-

ляют

 

единую

 

систему

 

педагогического

 

знания

Вместе

 

с

 

тем

 

каждая

 

отрасль

 

педагогической

 

науки

изучающей

 

особенности

 

обучения

 

и

 

воспитания

 

социально

-

профессиональных

 

групп

  (

профессиональная

 

педагогика

), 

обладает

 

относительной

 

самостоятельностью

особыми

 

методами

средствами

 

и

 

способами

 

решения

 

специфических

 

воспита

-

тельных

 

целей

 

и

 

задач

 

Педагогические

 

основы

  

военно

-

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

 

 

Анализ

 

монографических

 

работ

 

показывает

что

 

реально

 

в

 

жизни

 

сущностная

 

сторона

 

военно

-

профессионального

  (

воинского

воспита

-

ния

 

военнослужащих

 

рассматривается

как

 

правило

в

 

двух

 

аспектах

В

 

широком

 

смысле

 - 

это

 

воспитание

 

военного

 

человека

 

вообще

форми

-

рование

 

и

 

развитие

 

у

 

него

 

комплекса

 

качеств

необходимых

 

как

 

граж

-

данину

 

своего

 

государства

 

и

 

как

 

воину

 - 

защитнику

 

своего

 

Отечества

1

В

 

узком

 

смысле

 

под

 

военно

-

профессиональным

 

воспитанием

 

понима

-

                                                 

1

 

См

.: 

Вопросы

 

воинского

 

воспитания

. - 

М

.: 

Воениздат

, 1985; 

Проблемы

 

воин

-

ского

 

воспитания

. - 

М

.: 

Воениздат

, 1979; 

Воспитательная

 

работа

 

в

 

Вооружен

-

ных

 

Силах

 

Российской

 

Федерации

. - 

М

.:

ВУ

, 1995 

и

 

др


background image

 

18

ется

 

процесс

 

формирования

 

и

 

развития

 

у

 

военнослужащих

 

тех

 

качеств

которые

 

необходимы

 

для

 

выполнения

 

служебных

 

обязанностей

 

как

 

в

 

мирное

так

 

и

 

в

 

военное

 

время

Известный

 

военачальник

 

советского

 

периода

 

М

.

В

Фрунзе

 

называл

 

воинское

 

воспитание

 «

боевым

 

воспита

-

нием

»

1

Воинская

 

деятельность

 

характеризуется

 

своими

 

специфическими

 

особенностями

 

и

 

требует

 

всесторонней

 

подготовки

 

от

 

её

 

исполните

-

лей

Чтобы

 

успешно

 

действовать

 

в

 

условиях

 

современного

 

боя

воин

 

должен

 

быть

 

определённым

 

образом

 

подготовлен

Это

 

значит

что

 

ему

 

необходимо

 

иметь

 

соответствующие

 

знания

умения

 

и

 

навыки

Кроме

 

того

он

 

должен

 

обладать

 

и

 

многими

 

личными

 

качествами

которые

 

отвечали

 

бы

 

требованиям

 

современного

 

боя

Развитие

 

таких

 

качеств

собственно

и

 

составляет

 

предмет

 

военно

-

профессионального

 

воспита

-

ния

Воинское

 

воспитание

 

неразрывно

 

связано

 

с

 

государственно

-

патриотическим

правовым

нравственным

экономическим

физиче

-

ским

экологическим

 

и

 

другими

 

направлениями

 

воспитания

 

военно

-

служащих

Все

 

они

 

являются

 

составными

 

частями

 

воинского

 

воспита

-

ния

 

и

 

представляют

 

собой

 

содержательную

 

сторону

 

единого

 

процесса

 

военно

-

профессионального

 

воспитания

 

военнослужащих

Вместе

 

с

 

тем

 

воинское

 

воспитание

 

является

 

стержневым

приори

-

тетным

 

направлением

системообразующим

 

элементом

 

системы

 

вос

-

питания

 

военнослужащих

Это

 

обусловливается

 

тем

что

 

армия

 

и

 

флот

военно

-

учебные

 

заведения

 

призваны

 

готовить

 

прежде

 

всего

 

военного

-

профессионала

способного

 

в

 

мирных

 

и

 

боевых

 

условиях

 

успешно

 

вы

-

полнять

 

свои

 

должностные

 

обязанности

Все

 

другие

 

направления

 

вос

-

питания

 

в

 

конечном

 

итоге

 

обеспечивают

 

формирование

 

и

 

развитие

 

у

 

военнослужащих

 

тех

 

морально

-

боевых

 

и

 

профессиональных

 

качеств

которые

 

необходимы

 

для

 

успешного

 

несения

 

военной

 

службы

На

 

воинское

 

воспитание

 

возлагаются

 

задачи

 

особого

 

порядка

бы

-

строе

 

и

 

динамичное

 

воинское

 

становление

 

молодого

 

человека

при

-

званного

 

в

 

армию

 

и

 

на

 

флот

формирование

 

у

 

него

 

правильного

 

пони

-

мания

 

требований

 

военной

 

присяги

уставов

приказов

воинского

 

дол

-

га

освоение

 

военной

 

профессии

 

и

 

овладение

 

оружием

 

и

 

боевой

 

техни

-

кой

                                                 

1

 

См

.: 

Фрунзе

 

М

.

В

Избр

произв

. - 

М

.: 

Воениздат

, 1977. - 

С

.396.