Файл: Калюжный А.С - Общее содержание воспитания военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 265
Скачиваний: 4
16
этического
воспитания
в
интересах
формирования
патриотизма
у
во
-
еннослужащих
российских
Вооруженных
Сил
1
.
Форм
и
методов
патриотического
воспитания
военнослужащих
множество
.
Целенаправленное
изучение
передового
опыта
воспита
-
тельной
работы
по
решению
задач
государственно
-
патриотического
воспитания
вообще
и
военно
-
патриотического
в
частности
показывает
,
что
эффективность
их
воздействия
достигается
тогда
,
когда
они
орга
-
низуются
и
проводятся
системно
,
целенаправленно
,
дифференциро
-
ванно
,
с
учетом
особенностей
выполняемых
военнослужащими
задач
,
условий
службы
,
воинских
коллективов
,
возраста
,
индивидуально
-
психологических
особенностей
,
срока
службы
в
армии
и
на
флоте
,
должностных
и
профессиональных
обязанностей
.
В
настоящее
время
вся
работа
в
данной
области
осуществляется
на
основе
концептуальных
подходов
и
положений
,
определенных
госу
-
дарственной
программой
«
Патриотическое
воспитание
граждан
Рос
-
сийской
Федерации
на
2001-2005
годы
».
Важно
,
чтобы
эта
программа
реализовывалась
не
формально
,
а
с
активным
участием
в
ней
всех
,
кто
готовит
молодежь
к
воинской
службе
и
организует
,
проводит
ее
в
ар
-
мии
и
на
флоте
.
Воспитание
патриотизма
как
интегрального
свойства
личности
во
-
еннослужащего
–
это
результат
всей
системы
воспитательных
влия
-
ний
.
Здесь
важны
:
личный
пример
старшего
начальника
,
руководителя
военнослужащих
,
целенаправленное
использование
разнообразных
видов
учебных
занятий
и
проводимых
воспитательных
мероприятий
,
материальная
обеспеченность
и
социальная
справедливость
,
использо
-
вание
стимулирующих
средств
и
методов
воздействия
,
создание
необ
-
ходимых
условий
для
выполнения
воинского
долга
,
систематическая
и
целенаправленная
работа
по
патриотическому
самосовершенствова
-
нию
путем
самообразования
и
самовоспитания
.
1
См
.:
Назаров
А
.
Н
.
История
офицерских
собраний
армии
и
флота
России
. –
М
.:
Академия
ФСБ
, 1999;
О
долге
и
чести
воинской
в
Российской
армии
:
Сборник
материалов
,
документов
и
статей
/
Под
ред
.
В
.
Н
.
Лобова
. –
М
:
Воен
-
издат
, 1991;
Кривицкий
А
.
Традиции
русского
офицерства
. –
М
.:
Воениздат
,
1946;
Офицерский
корпус
Русской
армии
.
Опыт
самопознания
/
Под
ред
.
И
.
И
.
Ефремова
. –
М
.:
ВУ
;
Русский
путь
, 2000;
Патриотическое
воспитание
военно
-
служащих
на
традициях
Российской
армии
. –
М
.:
ВУ
, 1997;
Стратегия
духа
.
Основы
воспитания
войск
по
взглядам
А
.
В
.
Суворова
и
М
.
И
.
Драгомирова
. –
М
.:
Русский
путь
, 2000
и
др
.
17
СОДЕРЖАНИЕ
ВОЕННО
-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Воспитание
,
как
особый
вид
человеческой
деятельности
,
можно
классифицировать
по
различным
основаниям
.
Так
,
в
зависимости
от
половозрастных
особенностей
воспитуемых
выделяют
дошкольное
,
школьное
,
вузовское
воспитание
и
воспитание
взрослых
.
По
сферам
жизни
общества
различают
экономическое
,
политическое
,
духовное
,
правовое
,
национальное
и
другие
виды
(
направления
)
воспитания
.
По
количественному
признаку
,
характеризующему
участников
воспита
-
тельного
процесса
,
отличают
общественное
(
социальное
),
коллектив
-
ное
,
семейное
воспитание
и
самовоспитание
.
По
профессиональной
принадлежности
воспитуемых
выделяют
воспитание
художников
,
ин
-
женеров
,
управленцев
,
военнослужащих
и
т
.
д
.
Все
виды
,
направления
воспитания
в
своей
совокупности
состав
-
ляют
единую
систему
педагогического
знания
.
Вместе
с
тем
каждая
отрасль
педагогической
науки
,
изучающей
особенности
обучения
и
воспитания
социально
-
профессиональных
групп
(
профессиональная
педагогика
),
обладает
относительной
самостоятельностью
,
особыми
методами
,
средствами
и
способами
решения
специфических
воспита
-
тельных
целей
и
задач
.
Педагогические
основы
военно
-
профессионального
воспитания
военнослужащих
Анализ
монографических
работ
показывает
,
что
реально
в
жизни
сущностная
сторона
военно
-
профессионального
(
воинского
)
воспита
-
ния
военнослужащих
рассматривается
,
как
правило
,
в
двух
аспектах
.
В
широком
смысле
-
это
воспитание
военного
человека
вообще
,
форми
-
рование
и
развитие
у
него
комплекса
качеств
,
необходимых
как
граж
-
данину
своего
государства
и
как
воину
-
защитнику
своего
Отечества
1
.
В
узком
смысле
под
военно
-
профессиональным
воспитанием
понима
-
1
См
.:
Вопросы
воинского
воспитания
. -
М
.:
Воениздат
, 1985;
Проблемы
воин
-
ского
воспитания
. -
М
.:
Воениздат
, 1979;
Воспитательная
работа
в
Вооружен
-
ных
Силах
Российской
Федерации
. -
М
.:
ВУ
, 1995
и
др
.
18
ется
процесс
формирования
и
развития
у
военнослужащих
тех
качеств
,
которые
необходимы
для
выполнения
служебных
обязанностей
как
в
мирное
,
так
и
в
военное
время
.
Известный
военачальник
советского
периода
М
.
В
.
Фрунзе
называл
воинское
воспитание
«
боевым
воспита
-
нием
»
1
.
Воинская
деятельность
характеризуется
своими
специфическими
особенностями
и
требует
всесторонней
подготовки
от
её
исполните
-
лей
.
Чтобы
успешно
действовать
в
условиях
современного
боя
,
воин
должен
быть
определённым
образом
подготовлен
.
Это
значит
,
что
ему
необходимо
иметь
соответствующие
знания
,
умения
и
навыки
.
Кроме
того
,
он
должен
обладать
и
многими
личными
качествами
,
которые
отвечали
бы
требованиям
современного
боя
.
Развитие
таких
качеств
,
собственно
,
и
составляет
предмет
военно
-
профессионального
воспита
-
ния
.
Воинское
воспитание
неразрывно
связано
с
государственно
-
патриотическим
,
правовым
,
нравственным
,
экономическим
,
физиче
-
ским
,
экологическим
и
другими
направлениями
воспитания
военно
-
служащих
.
Все
они
являются
составными
частями
воинского
воспита
-
ния
и
представляют
собой
содержательную
сторону
единого
процесса
военно
-
профессионального
воспитания
военнослужащих
.
Вместе
с
тем
воинское
воспитание
является
стержневым
,
приори
-
тетным
направлением
,
системообразующим
элементом
системы
вос
-
питания
военнослужащих
.
Это
обусловливается
тем
,
что
армия
и
флот
,
военно
-
учебные
заведения
призваны
готовить
прежде
всего
военного
-
профессионала
,
способного
в
мирных
и
боевых
условиях
успешно
вы
-
полнять
свои
должностные
обязанности
.
Все
другие
направления
вос
-
питания
в
конечном
итоге
обеспечивают
формирование
и
развитие
у
военнослужащих
тех
морально
-
боевых
и
профессиональных
качеств
,
которые
необходимы
для
успешного
несения
военной
службы
.
На
воинское
воспитание
возлагаются
задачи
особого
порядка
:
бы
-
строе
и
динамичное
воинское
становление
молодого
человека
,
при
-
званного
в
армию
и
на
флот
;
формирование
у
него
правильного
пони
-
мания
требований
военной
присяги
,
уставов
,
приказов
,
воинского
дол
-
га
;
освоение
военной
профессии
и
овладение
оружием
и
боевой
техни
-
кой
.
1
См
.:
Фрунзе
М
.
В
.
Избр
.
произв
. -
М
.:
Воениздат
, 1977. -
С
.396.