Файл: Калюжный А.С - Общее содержание воспитания военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 264
Скачиваний: 4
11
ховно
-
нравственного
,
культурного
и
физического
развития
всех
слоев
населения
,
в
первую
очередь
подрастающего
поколения
,
молодежи
;
-
создание
и
функционирование
в
обществе
эффективной
систе
-
мы
патриотического
воспитания
,
включающей
в
себя
воспитательные
возможности
семьи
,
общеобразовательной
школы
,
религиозных
кон
-
фессий
и
духовных
заведений
,
силовых
структур
(
Вооруженные
силы
,
различные
охранные
ведомства
и
организации
),
политических
партий
,
молодежных
,
спортивных
и
творческих
организаций
,
средств
массовой
информации
;
-
решение
новой
системой
патриотического
воспитания
социаль
-
но
-
педагогической
задачи
по
формированию
и
развитию
современного
типа
личности
,
умеющей
добиваться
поставленной
цели
,
самоутвер
-
ждаться
,
отстаивать
свои
интересы
и
достигать
желаемого
,
учитывая
при
этом
интересы
своей
социальной
группы
,
сообщества
,
всего
обще
-
ства
и
государства
;
-
реализация
в
повседневной
жизни
сущности
российского
пат
-
риотизма
,
познание
его
исторических
корней
и
их
связи
с
современной
жизнью
,
воспитание
любви
к
своей
Родине
,
беззаветного
служения
своему
Отечеству
;
-
формирование
национального
самосознания
,
гражданственно
-
сти
и
патриотизма
,
воспитание
уважения
к
закону
,
нормам
обществен
-
ной
,
коллективной
,
групповой
жизни
,
социальной
,
профессиональной
и
личной
ответственности
за
все
происходящее
в
обществе
,
государст
-
ве
,
коллективе
,
проявляющихся
в
заботе
о
благополучии
страны
,
обес
-
печении
ее
безопасности
;
-
воспитание
у
личности
и
всего
народа
потребности
к
освоению
ценностей
национальной
культуры
,
формированию
и
развитию
эсте
-
тических
вкусов
,
стремления
к
созданию
и
приумножению
ценностей
духовной
культуры
,
обеспечение
ее
безопасности
от
массовой
культу
-
ры
,
активное
участие
в
культурной
жизни
российского
общества
;
-
воспитание
потребности
к
труду
как
первой
и
важнейшей
жиз
-
ненной
необходимости
,
главному
способу
и
средству
достижения
ус
-
пехов
в
жизни
,
четкой
целеустремленности
,
предприимчивости
,
кон
-
курентоспособности
во
всех
сферах
жизнедеятельности
,
гордости
за
результаты
труда
на
благо
самой
личности
,
народа
и
государства
;
-
создание
нормальных
условий
для
проявления
патриотизма
,
вы
-
полнения
конституционных
прав
и
обязанностей
,
своего
гражданского
,
профессионального
и
воинского
долга
различными
социальными
12
группами
,
народами
и
конкретной
личностью
с
учетом
государствен
-
ных
,
профессиональных
и
личных
интересов
;
-
воспитание
потребности
к
экологической
,
физической
культуре
и
спорту
,
здоровому
образу
жизни
,
стремления
к
созданию
нормаль
-
ной
семьи
,
продолжению
рода
,
к
активной
деятельности
по
борьбе
с
наркоманией
,
пьянством
и
другими
явлениями
,
подрывающими
здоро
-
вье
человека
и
унижающими
его
достоинство
как
гражданина
-
патриота
своего
Отечества
;
-
формирование
и
развитие
у
российских
граждан
,
выполняющих
свой
государственный
и
воинский
долг
,
моральной
и
психологической
готовности
к
обеспечению
личной
,
общественной
и
государственной
безопасности
,
защите
Отечества
,
верности
своему
профессиональному
долгу
,
личной
примерности
в
проявлении
патриотизма
руководителя
-
ми
,
начальниками
,
воспитателями
всех
уровней
и
рангов
;
-
утверждение
в
обществе
,
в
сознании
и
чувствах
людей
социаль
-
но
значимых
патриотических
ценностей
,
взглядов
,
убеждений
,
уваже
-
ния
к
положительным
традициям
прошлого
России
,
повышение
пре
-
стижа
государственной
службы
,
особенно
воинской
службы
,
профес
-
сий
,
связанных
с
вооруженной
защитой
интересов
государства
и
обще
-
ства
;
-
формирование
у
граждан
России
бережного
отношения
к
при
-
родным
богатствам
,
к
использованию
ее
недр
и
водных
ресурсов
,
вос
-
питание
чувства
хозяина
своей
страны
,
разумного
использования
по
-
лезных
ископаемых
в
интересах
своего
Отечества
,
на
благо
народа
,
в
целях
повышения
материального
уровня
жизни
людей
,
их
духовно
-
нравственного
развития
,
обеспечение
безопасности
личности
,
общест
-
ва
и
государства
;
-
максимальное
,
целенаправленное
,
комплексное
и
эффективное
использование
в
интересах
патриотического
воспитания
всех
форм
,
методов
и
средств
воспитательного
влияния
на
сознание
,
чувства
,
во
-
лю
,
потребности
,
мотивы
человека
,
в
первую
очередь
средств
массо
-
вой
информации
-
печати
,
радио
,
телевидения
,
различных
информаци
-
онных
систем
;
-
целенаправленное
формирование
и
совершенствование
культу
-
ры
русского
языка
как
общегосударственного
и
языка
каждого
народа
,
населяющего
Россию
,
воспитание
речевой
культуры
у
граждан
Рос
-
сийского
государства
,
учитывая
тот
факт
,
что
язык
,
овладение
речевой
13
культурой
-
важный
показатель
патриотизма
народа
,
государства
,
об
-
щества
.
Перечисленные
общие
задачи
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации
,
в
свою
очередь
,
реализуются
через
множество
частных
задач
с
учетом
особенностей
субъектов
и
объектов
воспита
-
ния
,
условий
,
в
которых
воспитание
проводится
,
с
учётом
уровня
их
решения
(
на
государственном
,
федеральном
,
национальном
,
общест
-
венном
,
ведомственном
,
внегосударственном
,
профессиональном
,
кол
-
лективном
и
групповом
,
личностном
),
а
также
особенностей
их
реше
-
ния
на
экономическом
уровне
,
социальном
,
правовом
,
политическом
и
моральном
.
Система
патриотического
воспитания
,
как
и
сам
процесс
воспитания
патриотизма
,
включает
конкретные
задачи
в
области
орга
-
низации
,
содержания
,
методики
осуществления
воспитания
,
матери
-
ально
-
технического
оснащения
,
управлении
,
информационного
,
нор
-
мативно
-
правового
,
научно
-
теоретического
,
психолого
-
педагогичес
-
кого
,
финансово
-
экономического
и
иного
обеспечения
.
Все
указанные
цели
и
задачи
подчинены
главному
–
обеспечению
на
ближайший
период
жизни
новых
поколений
народов
России
роста
уровня
значимости
российского
патриотизма
у
всех
слоев
населения
,
достижению
существенного
поворота
в
общественном
,
индивидуаль
-
ном
и
национальном
сознании
в
сторону
осознания
и
понимания
зави
-
симости
судеб
Российского
государства
,
общества
,
народа
от
того
,
в
какой
мере
они
в
своих
практических
делах
руководствуются
патрио
-
тическим
началом
,
как
решают
задачи
выполнения
своего
гражданско
-
го
и
воинского
долга
.
Основные
направления
и
пути
повышения
эффективности
государственно
-
патриотического
воспитания
военнослужащих
Рассмотрение
сущности
патриотического
воспитания
,
его
целей
и
задач
дает
основание
утверждать
,
что
практическое
осуществление
воспитания
–
проблема
комплексная
,
охватывающая
различные
со
-
держательные
,
организационные
,
методические
,
коллективные
и
лич
-
ностно
-
психологические
аспекты
деятельности
всех
военных
структур
,
командиров
,
начальников
,
различных
категорий
воспитателей
.
Пат
-
риотическое
воспитание
может
совершенствоваться
и
эффективно
проводиться
по
различным
направлениям
,
с
помощью
всего
многооб
-
разия
методов
,
средств
и
форм
воспитательного
воздействия
.
При
этом
14
важно
и
необходимо
учитывать
те
реальные
изменения
,
которые
про
-
изошли
и
происходят
в
Российском
государстве
,
обществе
,
его
Воору
-
женных
Силах
.
Одним
из
главных
направлений
решения
задач
государственно
-
патриотического
воспитания
в
современных
условиях
,
как
показывает
анализ
практической
деятельности
,
является
осознание
и
принятие
в
качестве
руководства
к
действию
самой
идеи
патриотизма
,
а
также
учёт
тех
трудностей
и
сложностей
,
которые
характерны
для
нынешне
-
го
исторического
периода
Российского
государства
.
Как
отмечается
в
государственной
программе
«
Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2001-2005
гг
.»
1
, «…
экономическая
дезори
-
ентация
,
социальная
дифференциация
общества
,
девальвация
духов
-
ных
ценностей
оказали
негативное
влияние
на
общественное
сознание
большинства
социальных
и
возрастных
групп
населения
страны
,
резко
снизили
воспитательное
воздействие
российской
культуры
,
искусства
и
образования
как
важнейших
факторов
формирования
патриотизма
.
Стала
все
более
заметной
постепенная
утрата
нашим
обществом
тра
-
диционного
российского
патриотического
сознания
.
Объективные
и
субъективные
процессы
существенно
обострили
национальный
во
-
прос
».
Далее
в
этом
государственном
документе
указано
,
что
патрио
-
тизм
кое
-
где
стал
перерождаться
в
национализм
,
что
во
многом
утра
-
чено
истинное
значение
интернационализма
.
В
общественном
,
да
и
в
индивидуальном
сознании
широкое
распространение
получили
равно
-
душие
,
эгоизм
,
индивидуализм
,
цинизм
,
немотивированная
агрессив
-
ность
,
неуважительное
отношение
к
государству
и
социальным
инсти
-
тутам
.
Проявляется
устойчивая
тенденция
падения
престижа
военной
службы
,
резко
снизилась
ее
патриотическая
сущность
.
Разумеется
,
положения
указанной
государственной
программы
должны
быть
положены
в
основу
патриотического
воспитания
личного
состава
российских
Вооруженных
Сил
.
Как
показывают
опыт
прошлого
и
передовая
воспитательная
прак
-
тика
настоящего
,
повышение
эффективности
государственно
-
патриотического
воспитания
связано
с
целенаправленным
использова
-
нием
истории
Российского
государства
,
героического
прошлого
его
Вооруженных
Сил
,
исторических
фактов
,
которые
побуждают
созна
-
ние
,
волю
,
энергию
,
чувства
военнослужащих
на
выполнение
воинско
-
1
Государственная
программа
«
Патриотическое
воспитание
граждан
Россий
-
ской
Федерации
на
2001-2005
годы
». –
М
.:
Росвоенцентр
, 2001. –
С
. 7.
15
го
долга
,
проявление
ответственности
,
совести
и
чести
в
интересах
защиты
своего
Отечества
,
обеспечения
безопасности
личности
,
обще
-
ства
и
государства
.
Конкретные
рекомендации
государственно
-
патриотического
воспитания
историей
содержатся
в
многочисленных
литературных
источниках
,
в
«
Концепции
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федерации
»,
в
материалах
научно
-
практических
конференций
,
посвященных
рассматриваемой
проблеме
,
в
разработан
-
ных
Главным
управлением
воспитательной
работы
МО
РФ
рекомен
-
дациях
командирам
,
их
заместителям
по
организации
и
проведению
патриотического
воспитания
различных
категорий
военнослужащих
1
.
Как
показывает
прошлый
опыт
,
повышение
эффективности
патрио
-
тического
воспитания
российских
военнослужащих
всегда
было
связа
-
но
с
положительными
воинскими
традициями
,
с
использованием
воин
-
ских
ритуалов
.
К
их
числу
относятся
:
ритуал
строевого
смотра
,
посвя
-
щения
в
воины
,
принятия
военной
присяги
,
посвящения
в
офицеры
,
военные
парады
,
церемония
прохождения
почетного
караула
,
награж
-
дения
вымпелами
,
призами
,
кубками
,
государственными
наградами
,
исполнения
патриотических
песен
,
захоронения
с
воинскими
почестя
-
ми
и
многие
другие
2
.
Государственно
-
патриотическое
воспитание
,
как
уже
отмечалось
,
по
своей
сущности
-
явление
духовно
-
нравственного
плана
.
Поэтому
оно
всегда
строилось
на
этических
понятиях
долга
,
ответственности
,
чести
и
совести
.
Особенно
это
характерно
для
профессионально
-
этического
воспитания
офицерского
состава
.
История
оставила
потом
-
кам
множество
интересных
идей
,
документов
,
фактов
о
конкретной
деятельности
видных
полководцев
и
военачальников
,
раскрывающих
сущность
и
значение
духовно
-
нравственного
и
профессионально
-
1
См
.:
Концепция
патриотического
воспитания
граждан
Российской
Федера
-
ции
. –
М
.:
Росвоенцентр
, 2002;
Патриотизм
российских
народов
–
традиции
и
современность
:
Материалы
Межрегиональной
научно
-
практической
конфе
-
ренции
. -
М
., 2002;
Рекомендации
командирам
,
заместителям
командиров
по
воспитательной
работе
по
организации
и
проведению
патриотического
воспи
-
тания
различных
категорий
военнослужащих
. -
Вып
. 2. –
М
.:
Главное
управле
-
ние
воспитательной
работы
МО
РФ
, 1996
и
др
.
2
См
.:
Рекомендации
командирам
,
заместителям
командиров
по
воспитатель
-
ной
работе
по
организации
и
проведению
патриотического
воспитания
раз
-
личных
категорий
военнослужащих
.
Вып
. 2. –
М
.:
Главное
управление
воспит
.
работы
МО
РФ
, 1996. –
С
. 6-29.