Файл: Калюжный А.С - Профессиональное самовоспитание военнослужащих. Учебное пособие - 2004.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет
военного
обучения
А
.
С
.
Калюжный
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
САМОВОСПИТАНИЕ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Учебное
пособие
Н
.
Новгород
2004
2
ББК
88.4
В
633
В
учебном
пособии
рассматриваются
педагогическая
сущность
,
внешние
и
внутренние
условия
и
мотивы
самовоспитания
военнослу
-
жащих
.
Достаточное
внимание
уделено
раскрытию
содержания
и
тех
-
нологии
профессионального
самовоспитания
военнослужащих
.
Предназначено
студентам
факультета
военного
обучения
НГТУ
,
обучающимся
по
программе
подготовки
специалистов
по
военно
-
учетной
специальности
«
Психология
»,
а
также
постоянному
составу
университета
,
проявляющему
интерес
к
теории
и
практике
отечествен
-
ной
военной
психологии
и
педагогики
.
К
17
Калюжный
А
.
С
.
Профессиональное
самовоспитание
военно
-
служащих
:
Учеб
.
пос
. -
Н
.
Новгород
:
НГТУ
, 2004. –22
с
.
©
А
.
С
.
Калюжный
, 2004
3
Оглавление
Введение
……………………………………………………………… 4
1.
Сущность
профессионального
самовоспитания
военнослу
-
жащих
………………………………………………………………
4
2.
Организация
военно
-
профессионального
самовоспитания
…….
9
3.
Технология
актуализации
самовоспитания
военнослужащих
..
14
Заключение
…………………………………………………………… 21
Литература
……………………………………………………………. 22
4
ВВЕДЕНИЕ
В
современной
военной
педагогике
самовоспитание
военнослужа
-
щих
рассматривается
как
одно
из
наиболее
важных
направлений
лич
-
ностного
совершенствования
человека
с
целью
достижения
им
собст
-
венных
ценностных
(
жизненных
)
ориентиров
.
Иными
словами
само
-
воспитание
представляет
собой
одно
из
непременных
условий
всесто
-
роннего
развития
личности
,
как
естественное
проявление
сущности
человека
,
которому
в
силу
его
природы
присуще
стремление
к
само
-
реализации
,
саморазвитию
и
самосовершенствованию
.
Реализуя
воз
-
можности
самовоспитания
,
человек
приобретает
большую
активность
,
целеустремленность
,
устойчивость
к
воздействию
отрицательных
фак
-
торов
военно
-
профессиональной
деятельности
.
Специальная
исследовательская
работа
показала
,
что
отношение
большинства
военнослужащих
к
самовоспитанию
преимущественно
положительное
.
Однако
его
направленность
и
содержание
ценностных
ориентиров
различаются
по
опыту
воинской
службы
и
во
многом
за
-
висят
от
социальных
,
экономических
,
культурных
и
других
процессов
,
происходящих
в
жизни
общества
,
государства
,
Вооруженных
Сил
.
Это
позволяет
сделать
вывод
о
необходимости
целенаправленной
органи
-
заторской
и
педагогической
деятельности
офицеров
воспитательных
структур
по
актуализации
самовоспитания
всех
категорий
военнослу
-
жащих
.
Эффективное
решение
этой
задачи
возможно
лишь
на
основе
реализации
научных
разработок
проблемы
самовоспитания
.
СУЩНОСТЬ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
САМОВОСПИТАНИЯ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Под
профессиональным
самовоспитанием
понимается
целеустрем
-
ленная
,
активная
деятельность
военнослужащих
,
направленная
на
формирование
,
развитие
и
закрепление
у
себя
положительных
,
а
также
устранение
отрицательных
качеств
личности
.
Являясь
составной
ча
-
стью
единого
и
целостного
военно
-
педагогического
процесса
,
профес
-
5
сиональное
самовоспитание
выполняет
в
нем
роль
своеобразного
внут
-
реннего
источника
энергии
,
значительно
активизирует
процесс
фор
-
мирования
личности
военнослужащего
,
ускоряет
развитие
у
него
госу
-
дарственно
-
патриотических
,
духовно
-
нравственных
,
морально
-
психологических
,
физических
и
других
личностных
качеств
.
По
своей
сущности
профессиональное
самовоспитание
военнослу
-
жащих
-
явление
социальное
.
Оно
определяется
рядом
объективных
социальных
условий
:
требованиями
общества
и
воинской
службы
,
сис
-
темой
педагогических
воздействий
,
которым
подвергается
военнослу
-
жащий
в
процессе
обучения
,
воспитания
,
развития
и
психологической
подготовки
,
выполнения
своих
служебных
и
общественных
обязанно
-
стей
.
Под
влиянием
этих
условий
у
воина
создаются
внутренние
пред
-
посылки
для
самовоспитания
,
формируются
потребности
,
взгляды
и
убеждения
,
уточняются
или
складываются
жизненные
идеалы
и
цели
,
которыми
военнослужащий
руководствуется
в
целенаправленной
ра
-
боте
над
собой
.
Профессиональное
самовоспитание
,
прежде
чем
превратиться
в
од
-
но
из
важнейших
средств
личностного
самосовершенствования
воен
-
нослужащего
,
в
один
из
главных
путей
его
всестороннего
развития
,
предполагает
определенный
уровень
воспитанности
личности
,
ее
го
-
товности
и
способности
к
самоосознанию
,
самоанализу
и
самооценке
,
к
сравнению
и
сопоставлению
своих
поступков
с
поступками
других
воинов
и
выработку
устойчивой
установки
на
постоянное
самосовер
-
шенствование
.
А
это
значит
,
что
между
воспитанием
и
самовоспита
-
нием
существует
сложная
диалектическая
взаимосвязь
:
воспитание
предшествует
самовоспитанию
,
стимулирует
и
направляет
его
.
Само
-
воспитание
,
в
свою
очередь
,
являясь
результатом
воспитания
,
придает
ему
действенность
и
в
известной
степени
завершенность
.
В
результате
воспитательные
влияния
,
оказываемые
на
военнослужащих
,
в
значи
-
тельной
мере
способствуют
развитию
их
внутренних
потребностей
в
духовном
и
физическом
совершенствовании
,
овладении
военной
спе
-
циальностью
,
стремлении
к
профессиональному
самовоспитанию
.
Самовоспитание
является
непременным
условием
успеха
в
военно
-
профессиональной
деятельности
,
которая
требует
от
военнослужащего
самого
высокого
уровня
воспитанности
и
способности
умело
и
муже
-
ственно
защищать
государственные
интересы
Отечества
.
В
современ
-
ных
условиях
,
когда
военное
дело
продолжает
непрерывно
усложнять
-
ся
и
резко
повышается
значимость
военно
-
профессиональной
подго
-
товки
,
роль
самовоспитания
военнослужащих
возросла
.
Оно
приобре
-