Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 870

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В первобытных языческих культурах обрезание – знак достижения мужчиной половой зрелости и связан с обрядом инициации. У древних евреев обрезается младенец 8 дней. Изменяется смысл ритуала. Через 1 год – исполнение предсказания Бога – родился сын Исаак (от евр. “смех”, он смеется, указывая на смех Сарры). Бог предсказал, что через Исаака произойдет великий народ.


Жертвоприношение Исаака.

Бог для проверки послушания Авраама приказал принести Исаака в жертву всесожжения. Но Ангел Господень остановил занесенный нож, и Авраам принес в жертву овна (барана).

У Исаака 2 сына: Исав (еврейское “волосатый”);

Иаков (евр. “да защитит Бог”, “держащийся за пяту”, “обманщик”).

Сон – лествица Иакова – лестница до неба – движение ангелов вверх в небо. Смысл – установление союза между небом и землей. 2-ой сон – борьба с Богом – “не отпущу, пока не благословишь меня”. Бог дает Иакову новое имя “Израиль” (евр. “боровшийся с Богом”). Иаков наутро охромел. Иакова было 12 сыновей, от которых произошли 12 колен израилевых. Любимый сын Иакова Иосиф был продан братьями в рабство в Египет, где он стал царедворцем при дворе фараона (угадывание снов фараона) и переселил в Египет всех братьев.

Гонение на потомков Иосифа. Указ об истреблении еврейских младенцев мужского пола. Моисей, подброшенный бездетной дочери фараона в возрасте 3-х месяцев, вырос при царском дворе и обучен египетской премудрости, всегда помнил, что он еврей. (В Египте фараон Эхнатон – монотеистическая реформа) – влияние.

Купина неопалимая” – Богоявление Моисею у горы Синай, в терновом кусте, который горел и не сгорал. Голос Бога из куста: “Моисей! Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Исаака, Иакова и выведу народ мой в землю Ханаанскую” (Палестину).

После множества напастей фараон отпустил евреев. Избавление евреев от египетского рабства стало и еврейским ветхозаветным праздником – еврейской “Пасхой” (еврейское – “прохождение мимо”, “избавление от беды”).

Моисей 40 лет водил народ в пустыне. Во время путешествия Моисей 40 дней был на горе Синай и вернулся с 2-мя скрижалями завета (каменными досками). На них записаны 10 заповедей, данных Богом “избранному народу” (см. Исход 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов.

  2. Не сотвори себе кумира.

  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, всуе (напрасно).

  4. Помни день субботний, чтобы святить его.

  5. Почитай отца твоего и мать твою, и благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

  6. Не убивай.

  7. Не прелюбодействуй.

  8. Не укради.

  9. Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего (=еврея).

  10. Не пожелай жены ближнего твоего (=еврея), дома, села, раба, осла, ничего, что у ближнего своего.

Очень важна 4-ая заповедь о субботе (евр. “шаббат” – “день покоя”). У древних евреев в 7-ой день недели существовал запрет на работу.


Также Бог повелел Моисею создать “скинию” – переносной храм в виде палатки, в которой хранился “ковчег”, деревянный ящик отделанный золотом, в котором хранились “скрижали”.

10 заповедей – основа еврейского законодательства.

История “золотого тельца”: пока Моисей отсутствовал 40 дней, народ устал ждать и потребовал новых богов. Золотые украшения переплавили в статую золотого теленка (тельца), поставили перед ним жертвенник и стали плясать вокруг ( “идолопоклонство”). Увидев это, Моисей пришел в ярость и приказал казнить 3 тыс. человек, а затем велел растереть тельца в прах, растворить в воде и дал выпить всем евреям. Через 40 лет поколение, знавшее рабство, умерло, в т.ч. и сам Моисей (в последний год пути). Остались лишь двое – Иисус Навин и Халев.

Иисус Навин был назначен Моисеем вождем вместо себя. Он привел евреев в землю обетованную, разделив ее по жребию между 12-ю коленами израильтян, которые враждовали друг с другом. Здесь евреи перешли к оседлости. Дальнейшая история еврейского народа описана в Библии.


Основные этапы древнееврейской культуры.


11.

1850 г. до н.э.

- переселение Авраама в Ханаан.

22.

от 1700 – 1680 гг. до н.э.

- переселение Иакова из Израиля в Египет.

33.

от 1285 до н.э.

- угнетение Израиля в Египте.

44.

от 1230 г. до н.э.

- исход Израиля из Египта; 10 заповедей.

55.

от 1200 г. до н.э.

- начало завоевания Ханаана.

66.

1112-1025 гг. до н.э.

- эпоха Судей.

77.

1040-1012 гг. до н.э.

- царствование Саула.

88.

1012-972 гг. до н.э.

- царствование Давида.

99.

972-932 гг. до н.э.

- царствование Соломона.

110.

961 г. до н.э.

- начало строительства иерусалимского Храма.

111.

932 г. до н.э.

- разделение царства на Иудею и Израиль.

112.

597-538гг. до н.э.

- вавилонское пленение, 1-ое разрушение храма халдеями.

113.

515 г. до н.э.

- храм построен заново.

114.

70 г. н.э.

- разрушение храма римлянами и рассеяние (диаспора) евреев по всему свету.


Своеобразие древнееврейской культуры.


Древнееврейская культура принципиально отличается от других древних культур – от родовой и от языческой культуры. В основе культуры “родовой общины” – культ предков, почитание духов умерших. В основе языческой культуры “восточного царства” – круговорот природы и движение небесных светил.

Древнееврейская культура, начиная с Авраама, отмежевывается от них. Вспомним Библию, сюжет с жертвоприношением Исаака, ведь принесение первенцев в жертву – ритуал рода (власть отца над сыном безгранична), отец для сына – источник духа, божественная инстанция. Библейский сюжет символизирует, что дух не передается от отца к сыну, от поколения к поколению, а исходит от единого Бога, общего для всех поколений – “Бога Авраама, Исаака и Иакова”. Этому Богу не нужна смерть первенцев. Если бы Исаак был принесен в жертву (типичный случай в культуре “родовой общины”), возможно не возникло бы уникальной культуры Израиля. Изменился вектор (направление) любви в культуре, любовь принадлежит теперь не прошлому и настоящему, а будущему – детям и внукам.

Сюжет о золотом тельце. Его смысл современная культурология видит в отказе от культуры “восточного царства”, где культ быка (животных) типичен. Если бы Моисей терпимо отнесся к идолу животного, не было бы уникальной древнееврейской культуры. Вынеся жестокий приговор, Моисей заложил основы принципиально нового типа культуры – монотеистической – ее суть – верность единому и единственному Богу. Другие древние культуры почитали (обожествляли) различные части Неба и Земли (стихии природы).

В Библии вся природа, все мироздание – едино и есть творение единого Бога. Единство мироздания – продукт библейского мышления. Вспомним 1-ю фразу Библии: “В начале Бог сотворил небо и землю” (Бытие 1,1).


Отныне небо не является божественным, над ним Бог – Творец, Небо – тварно и поклонение ему есть идолопоклонство, т.е. поклонение твари вместо Творца.

В древних культурах преставление о творении отсутствует. Мир возникал из какой-либо природной субстанции – воды, земли, яйца и т.п. Древнееврейская космология – принципиально новая: Бог творит мир “из ничего”. Но творение никогда не закончено – воля Бога вносит в мир постоянные коррективы, и сам человек вносит новое. Мир сотворен свободным, не зависящим от прошлого.

Небо” в Библии – это мир ангелов, духовный мир, готовый воплотиться. Небо – это будущее. Бог открывает себя как Бог будущего. “Земля” – это все вещественное, в т.ч. эмпирические небо и земля. Если небо перестает быть в культуре господствующей силой – это означает выход из космического цикла как модели времени.

Сама идея “субботы” – дня покоя, противоречит “моделям времени” традиционных древних культур – культам умерших предков и звезд, где духи никогда не отдыхают и звезды никогда не останавливаются.

В культурах с циклической моделью времени не может появиться ничего нового:

  • неистовство ритуальных танцев рода – результат вечного беспокойства умерших предков;

  • усталость, разочарование, стремление угадать судьбу–результат вечного и неизменного круговращения звезд.

В древнееврейской культуре существует фундаментальное разделение на тварь и Творца. И сакральна уже не природа, а только Бог и все с ним связанное – “святые места”, святые люди (пророки)…

Тварное – это то, что повторяется, божественное – то, что однократно.

Таким образом, культура древнего Израиля размыкает циклы “вечного возращения”. Впервые возникает “линейная модель времени”, в которой возможно появление нового.

Обещание и дарование субботы (покоя) – это обещание вывести человека из непрерывного кругового движения из “царства природы” в “Царство Духа”.

Сакрализация и освящение субботнего покоя – это важное начало в древнееврейской культуре.

Суббота – абсолютный разрыв в круговороте времени, освобождение от 6-ти предшествующих мирских дней. В субботу мир подготавливается для нового творения. Прошлое и настоящее объявляются безвозвратно прошедшими – отказ от прошлого и настоящего ради будущего.

Бог в Ветхом Завете требует от человека постоянного отказа от собственной воли и исполнение Божьей воли. Этот отказ также является содержанием субботы. Познание воли Бога и есть Откровение. Будущее нельзя заклинать или угадать, как в древности и оно должно открыться как воля Божья. Бог в Библии свободен (менять свои планы) в отличие от языческих духов и звезд.

Яхве – это живой Бог, который творит историю избранного народа. Связь, союз древнего еврея с Богом сильнее любых других связей, поэтому еврей мог преклонить колена только перед Богом. Все остальное – идолопоклонство.


В древних языческих культурах календарь – источник общего ритма, совместных действий в соответствии с движением небесных светил. Но в “циклической модели времени” будущее предопределено. Ритм событий в природе заменяется ритмом событий в истории. (См.: Элиаде М. Космос и история.)

Смысл праздника – произнесение нет своей воле и подготовка осуществления Божьей воли. Все связи с прошлым разрываются, освобождая место будущему.

Институт пророков, отсутствующий в других древних культурах, не позволяет прошлому возвратить свою власть. Пророки объявляли волю Бога. Пророки – провозвестники нового царства, Царства Божия, - провозвестники незавершенности мира, свидетели его становления, поэтому они активны в политической жизни, вмешиваясь в нее с позиций Царства Божия – будущего примирения человека и Бога.


Эсхатологизм” и “мессианизм” древнееврейской культуры.


Разомкнутое время имеет смысл, цель и конец. Время “эсхатологично” (греческое “eschatos – последний, предельный, конечный). Всемирная история завершится пришествием Мессии (евр. “машиах” – “помазанник”). Мессия - идеальный царь, устроитель конечных судеб Израиля, посредник между Богом и людьми. Поэтому пророки, которые предсказывали пришествие мессии, не делали культа из старины. Главное – в будущем. Мессия для евреев – это могущественный непобедимый царь, земной владыка, который положит все царства к ногам Израиля (в христианскомй традиции – это “антихрист”, “князь мира сего”). Соблазн земной силы, культ победителя подготовили неприятие уничиженного Иисуса, непризнание Его как Спасителя.

Главное для ветхозаветной культуры – в будущем, в конце времен пророчества о будущем, апокалипсис. Бог через пророков сообщает обетования о будущем, поэтому возможен и необходим диалог между человеком и Богом. Этот диалог – главное содержание Ветхого Завета.

Главное своеобразие древнееврейской культуры – создано ее монотеизмом и историзмом.

Монотеистическая культура” древнего Израиля, основанная на “Законе”, окружена миром “язычества” (еврейское “гойим” – “народы”). Признак язычества – политеизм. Яхве выражает себя в истории, а боги – язычников в природе, космосе, как воплощения природных стихий.

Язычество – означает разделение, отсутствие единства человеческого рода. Языческое время – от “золотого века” к катастрофе, к будущей “гибели богов”. Языческое время – это “вечное возвращение”, “циклическая модель времени”… Движение по кругу – образ языческой культуры, без будущего, без новизны.

Поэтому Израиль стремится отмежеваться от языческого мира, симулируя основные языческие ритуалы:

  • основной ритуал рода “обрезание” из “инициации” превращается в знак Завета;

  • образ “Храма” также изменяется – Бог не живет только в Храме, он “Вездесущий”;

  • иное понимание художественного творчества (отличное от греков), где невозможно поклонение человеку-гению.