Файл: Полный текст лекций по культурологии 1 курс-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 882

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мнимое разделение между светской и «религиозной» властью окончательно исчезло в I веке. Уже римский диктатор Гай Юлий Цезарь (100 – 44 г. до Р.Х.) принял титул «великого понтифика» (pontifex maximus).

Но главную роль в становлении великого «Римского имперского мифа» (настоящего «нового мирового порядка» для античной цивилизации) сыграл его внучатый племянник и приёмный сын, ещё при жизни провозглашённый Цезарем наследником, Гай Октавий (известный так же под именем Октавиан). Он вошел в историю как Император Цезарь Август (Imperator Caesar Augustus) (с 27 г. до Р.Х.) (Годы жизни 63 – 14 до Р.Х.). На латыни «август» значит «возвеличенный», «благословенный». В 31 г. до Р.Х. Октавиан победил Марка Антония (82 – 30 до Р.Х.) и Клеопатру (69 – 30 до н.э.) в морской битве при Акции (Actium) и стал единоличным властителем Рима. Август положил конец «эпохе Республики» и гражданским войнам, установил режим Принципата, principatus ( 1 – 3 вв. н.э.). Титул princips значит первый. Август открыл последний – самый блестящий период древнеримской истории – эпоху Римской Империи (

1

Imperium Romanum).

2

Сорок четыре года правления Октавиана Августа стала эпохой возрождения древних римских культов. Август восстановил 82 языческих храма. При нём древняя языческая религия римлян, за годы гражданских войн пришедшая в упадок, превратилась в основу национального самосознания и «предмет гордости». (см.: Ист. яз. Европ, стр. 104).

Вершиной религиозной политики Августа стали Секулярные игры (ludi saeculares) 17 г. до Р.Х., посвящённые «подземным божествам» Плутону и Прозерпине и проводившиеся по древней традиции каждый «век» («saeculum»). Это был своеобразный ритуал очищения и освобождения от беспорядков и гражданских войн республиканской эпохи, хаоса прошлого. «Сам Август был приверженцем Аполлона, олицетворяющего солнце и дарующего культуру варварским народам» (Ист. Яз. Евр. С. 106). Церемонии и жертвоприношения языческим богам – символизировали мир, порядок и величие и должны были сплотить римский народ (populus romanus). Поэт Гораций по заказу Августа написал специально к играм «юбилейную песнь» (Carmen Saeculare).

Юлий Цезарь, убитый заговорщиками в 44 г. до Р.Х., был посмертно обожествлён (обожествление – «апофеоз»), а Август, как его наследник и приёмный сын стал называть себя «сыном бога» (см.: Ист. Яз. Евр. С. 107). При Августе императора провозгласили «отцом отечества», а в честь его «гения» стали совершать жертвоприношения.

После Секулярных игр 17 года до Р.Х. властителя стали отождествлять с самим государством, его гений рассматривали как нумен ( от лат. «numen» – безличная божественная сила). «Нумен императора» стал считаться невидимым защитником и покровителем государства.

В Восточных провинциях ещё со времён Александра Македонского в императоре видели бога. Однако, в случае свержения или отречения от престола, «божественность» его исчезала.


Август, вслед за Цезарем, упрочил традицию, по которой император становился верховным жрецом римской языческой религии – «великим понтификом» (pontifex maximus). Важное место занимал в римской религии и «культ гения Августа» (от лат. «Genius» - покровитель, защитник семьи, государства). Выступление против него стало рассматриваться не только как вызов небу (богам), но и как политическое преступление.

Период правления Августа ещё при жизни получил название «Золотого века». Август приблизил к себе многих новых проповедников морали - поэтов, ораторов, историков, которые воспевали и идеализировали древнюю римскую простоту – «мать всех добродетелей». При дворе Августа его приближённый Меценат (ум . 8 г. до н. э.) образовал кружок придворных поэтов, в который, в числе других, входили великие римские поэты Флакк Квинт Гораций, (Horatius Flaccus, 65 – 8 до н.э.) и Публий Вергилий Марон (P. Vergilius Maro, 70 - 19 до н. э.). Последний был автором знаменитой поэмы «Энеида», ставшей национальным эпосом римского народа. Поэма повествует о легендарном прародителе римского народа, основателе Рима, предке Августа троянском герое Энее (Aineias), сыне богини Венеры и Анхиза. Эней изображается носителем староримских добродетелей - верности долгу, благочестия, прямодушия и храбрости. Вергилий воспевает высокое предназначение римлян:


«

3

Римлянин! Ты научись народами править державно –

В этом искусство твоё! – налагать условия мира,

Милость покорным являть и смирять войною надменных»

И далее:

«Август Цезарь, отцом божественным вскормленный снова

Век вернёт золотой на Латинские пашни …»

Вергилий видит в правлении Августа вершину римской истории, возвращение «Золотого века», возвращение к суровым правам и благочестивым обычаям предков. Победу Августа при Акции Вергилий истолковывает как торжество Рима - воплощения порядка и божественной гармонии, над Востоком - олицетворением тёмных сил хаоса и мрака. (см. об этом: Шифман. С. 153 – 154).

Поэма Вергилия « Буколики» воспевает «блаженную страну Аркадию» и идиллическую добродетельную жизнь на лоне природы, вдали от развращённого города:

« Трижды блаженны, – когда б они счастье своё сознавали! - Жители сёл».

«Вера в богов, и отцов уваженье. Меж них Справедливость

Прочь с земли уходя, оставила след свой последний».

(цит. по Шифману. с. 151).

4 эклога другой знаменитой поэмы Вергилия «Буколики» (от греч. bukolos – пастух, пастушеская поэзия) заключает в себе знаменитое пророчество о рождении божественного младенца и начале «Золотого века».

«За сорок лет до Рождества Христова Вергилий писал:

Круг последний настал по вещанью пророчицы Кумской,

Сызнова ныне времен зачинается строй величавый.

Дева грядет к нам опять, грядет Сатурново царство,

Снова с высоких небеc посылается Новое Племя.


К Новорожденному будь благосклонна, с Которым на смену

Роду железному род золотой по земле расселится».

Вергилий не дожил до того дня, когда Август, по статусу императора и первосвященника, открыл в Риме, на Капитолийском холме, в ночь с 31 мая на 1 июня 17 года до н.э. храмовые торжества и жертвоприношения по поводу наступления Нового Века. Римляне самого Августа отождествляли с пришедшим в мир Сыном Божиим. "Бог послал нам Спасителя, - говорилось в одной из культовых языческих надписей, посвященных обожествленному Кесарю. И даже: "Ныне евангелие (т.е. благая весть) о рождестве бога исполнилось"... (цит. по: Лисовой Н. Годы Благодати.).

Христиане стали связывать это пророчество Вергилия с рождением Иисуса Христа. А изображения Вергилия помещали в притворах древних византийских храмов. И действительно, здесь все, как в Евангелии, - за сто лет до написания Евангелия. Кончился «круг последний» – историческая и космическая эпоха язычества. Начинается «новый круг» – и даже «новый строй» времени. Приходит Дева, приближается небесное («сатурново») царство. Посылается с небес Сын Божий («новое племя», «Новорожденный»), а с ним наступает на земле вместо железного века век золотой.

Огромное значение для понимания «Римского имперского мифа», его идеологии и культуры имеет и исторический труд Тита Ливия (59 – 17 до н.э.) «История Рима», в котором воспеваются исконные римские добродетели – верность, постоянство, самопожертвование, скромность, доблесть, красота и умеренность.

Для укрепления «культа императора» Август основывался на древнем римском веровании в гениев ( ) и манов (di manes). Римский грамматик и ритор Сервий (Servius, ок. 400 г. от Р.Х.), автор известных комментариев к произведениям Вергилия, определяет гений как «божество, прирождённое месту, вещи или человеку». (Мелихов. Культ. С.14). Со словами молитвы «mane geni» (добрый гений) к нему обращались римляне – мужчины. Покровительницей женщин была Юнона (Junona) – высшее женское божество. Под влиянием греческого философского учения о двойственности божественной природы гениев начинают разделять на добрых и злых. (Мелихов, с.15). Особое значение имел гений главы семьи. Его имя употребляли при клятвах. «Неограниченный монарх мог считаться хозяином государства, подобно тому, как отец считался хозяином семьи. Поэтому и клятва именем императора признавалась самой священной» (Мелихов, с.15).

В

4

ажную роль в развитии «культа императора» сыграла народная вера римлян в загробную жизнь, поклонение духам умерших предков. Души умерших (di Manes), б

1

1

1

1

оги-родители (dei perentum) находятся в состоянии вечного покоя и подобны богам. К ним обращались с молитвами и прошениями.

Но, безусловно, наиболее глубокое влияние на формирование «культа императора» оказали религиозные и политические традиции Востока, прежде всего Египта и эллинистического средиземноморья. Первоначально культ правителя или властелина возник в Египте ещё несколько тысяч лет назад. Фараон считался воплощением бога Гора. Его восшествие на престол рассматривалось как сакральное сотворение мира заново. Обожествление (апофеоз - ) царей Египта стало образцом для эллинистического царя-бога (Александра Македонского). Династия Птолемеев в Египте присвоила себе свойство Сотера (греч. Soter – спаситель). Господствует представление, что царь (rex), явившись в мир, должен спасти его. В последствии слово «спаситель» стало почётным титулом римских императоров. В Риме в 42 г. до н.э. Юлий Цезарь посмертно был объявлен Божественным Юлием (Divus Julius). Октавиан при жизни в 27 г. до н.э. объявлен «Августом» (« возвышенным богами»). В восточных провинциях он почитался как спаситель (Soter).


Ещё македонский царь Александр Великий (лат. Alexander – защитник мужей, 356 - 323 до н.э.) после покорения Египта посетил святилище Аммона западнее Мемфиса, где был обожествлён. Вслед за Египтом и Востоком божественность Александра признают завоёванные им греческие полисы (города). Оракулы провозглашают его сыном Зевса, а народ чествует как величайшего из богов. Эллинистические цари - наследники Александра также при жизни провозглашали себя богами. Они выбивали на монетах слово  (греч. Бог) и воздвигали себе алтари.

В Древнем Риме истоки «Культа Императора» можно усмотреть уже при Юлии Цезаре. В 48 г. до н.э. после битвы при Фарсале почитаемый уже как полубог (). Цезарь, ведущий свою родословную от Энея – сына богини Венеры, сооружает храм в честь Venus Genetrix - родоначальницы рода Юлиев. В храме Квирина (Quirinus) ему воздвигли статую с надписью «непобедимому богу» (греч.  ). Сенат постановил, чтобы Цезарь носил золотую корону как у богов, а вскоре он провозглашается Юпитером Юлием (Juppiter Julius).

После убийства Цезаря и его посмертного обожествления все претенденты на единоличную власть стали требовать к себе божественного почитания. Секст Помпей (73 – 35 до н.э.), сын знаменитого полководца Помпея Великого (106 – 48 до н.э.) называет себя «сыном Нептуна», Антоний – потомком Геркулеса. Антоний и Клеопатра, после брака в Египте стали почитаться как Осирис и Исида. А их дети как Гелиос (лат. Sol ) и Селена (лат. Luna). Более осмотрительный Октавиан скромно называл себя «первым гражданином республики» (princeps).

После смерти Августа его супруга (Ливия) стала жрицей нового Divus, приняв имя Августа и ряд почётных титулов: мать отечества (mater patriae), родоначальница мира (genetrix orbis) и др.

И

5

мператор Тиберий учредил в честь Августа жреческую коллегию Sodales Augustales (“собратьев Августа“), построил храм и учредил особого фламина в честь Devus Augustus. Оскорбление божества императора каралось смертью. Например, таким преступным кощунством считалось переменить одежду или ударить раба у статуи императора.

Императоры недостойные (Тиберий, Калигула, Нерон) не удостоились сенатом чести апофеоза. А император Домициан даже был осуждён на забвение (demnatio memorial) и его имя стиралось с надписей. Любопытно, что именно Домициан первый при жизни приказал называть себя Dominus et Deus (господином и богом). Обожествлены были императоры Веспасиан, Тит, Нерва, Траян, Гадриан, Антонин, Марк Аврелий.

К концу III в. изобретается высшая форма апофеоза – от    - sacratissimus, т. е. Священнейший. ( с. 29).

В культе императора различают 2 стороны:

  1. Воздаяние почестей императору при жизни, основанное на почитании гения человека.

  2. Обожествление после смерти (consecratio,  - апофеоз), основанное на вере в божественность души после смерти.


Важным способом поклонения служили изображения и храмы. Статуи императора помещались unter simulacra deorum (среди изображений богов). Изображения императоров с сиянием вокруг головы – corona radiata хранились среди семейных святынь.

Образцом апофеоза (греч.– обожествление.) послужило обожествление Августа в 14 г. н. Э. После торжественного погребения тела, восковое изображение императора участвовало в торжественной процессии, направляющейся на Марсово поле, где проходил обряд сожжения. Из костра вылетал орёл в знак того, что душа умершего переселялась на небо, что было символом обожествления. По окончании церемонии император становился Divus, sideribus reseptus. Слово «divus» значит «обоготворённый», т.е. человек, покинувший землю, чтобы стать богом, в отличие от слова «deus», обозначавшего того, кто всегда был богом. (см. Малехов. Культ, стр. 31).

Начиная с 29 г. до н. Э в честь императоров строились храмы, которые, так же, как и статуи имели статус убежища (asulum). В честь императоров учреждались игры, а их дни рождения считались государственными праздниками. (там же с. 31).


Культ императора” и гонения на христиан.

Бога бойтесь, царя чтите”. I посл. Ап. Петра, гл. 2; ст. 17.

Отношение христиан к власти императора подробно рассматривается в древнецерковной письменности IIII вв. Иисус Христос учил в притчах воздавать Кесарю Кесарево, а Богу Божие и христиане не могли признать императора богом, но признавали их власть и молились об их благополучии. «Христиане отказывались клясться гением императора, ибо гений есть демон, т. е. Ложное божество». (см.: Мелихов. Культ, стр. 35).


Литература.

  1. Аверинцев С.С. Вергилий. // Поэты. М. 1996.

  2. История языческой Европы. М. 2000.

  3. Мелихов Культ императора в Древнем Риме. Харьков. 1912.

  4. Шифман И. Цезарь Август. М. 1990.


  1. Древнееврейские истоки христианской культуры. Монотеизм. Мессианизм. Историзм. Эсхатологизм. «Священный космос» греков и «священная история» евреев.

Литература: Пигалев А.А. Культурология. Волгоград. 1999; Аверинцев С.С. «Древнееврейская литература». // История всемирной литературы. Т.1. (гл. 4);


Древнееврейская культура.


Палестина – узкая полоска земли вдоль средиземного моря.

Библия (греческая biblia – книги) – священные тексты древних евреев.

Ветхий Завет – мистический союз, договор между Богом и человеком.

Библия включает тексты, написанные с XII в. по II в. до н.э. (древнееврейский и арам. Язык).

Древние евреи различали в ней:

Тора – Моисеево Пятикнижие –законодательство.

Пророки – древние хроники.

Писания – поэтические и прозаичные жанры.

Первоначально в Месопотамии евреи были кочевники, скотоводы ( типичная патриархальная община).

Старший патриарх – Аврам (евр. “отец великолепен”) – родился в г. Уре в I-ом тысячелетии до н.э. – потомок Сима, сына Ноя – семит. Бог явился Авраму в возрасте 75 лет (см. Бытие 12, 1-3) и велел идти в землю Ханаанскую, землю обетованную – Палестину. Там жили потомки Хама – хананеяне. Второе явление Бога Аврааму в виде 3-х странников (Троица). Авраму – уже 99 лет, Саре – 89 – предсказание о рождении сына через 1 год (смех Сары). Бог заключает с Аврамом завет (союз). Бог меняет их имена на Авраам (Абрахам – евр. “отец множества”) и на Сарра (евр. “госпожа”). Знак завета – обрезание (для всех мужчин рода Авраама).