ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 325
Скачиваний: 1
-
анализ работы (job analysis);
-
проектирование работы (job design), результатом которого является создание описания работы (job description);
-
регламентация работы, которая завершается созданием регламентов, касающихся технологии реализации функций и условий их выполнения, включая требования к работе и к работнику (job
specification).
-
Анализ и содержание деятельности персонала =58
-
Алгоритм исследования деятельности работника
Проблемы: трудоемкость, затраты, отсутствие высококвалифицированных специалистов, методистов, обладающих навыками работы во всех сферах деятельности.
Три этапа исследования:
-
Анализ самой работы.
-
Проектирование процессов деятельности, результатом чего будет являться описание своей работы.
-
Регламентация процессов деятельности: создание регламентов, определяющих деятельность работников.
-
Технологический регламент;
-
Временный регламент;
-
Пространственный регламент;
-
Квалификационный регламент
-
Основные этапы исследования процессов деятельности работника и их содержание =60
-
Содержание и процедура анализа работы
-
Определение целей анализа.
-
Объект исследования.
Объект – процессы деятельности, результаты работы, условия труда, затраты рабочего времени на выполнение средства труда.
-
Выбор методик, методов исследований.
-
Сбор информации.
-
Корректировка полученных результатов с анализом (сначала только методист, затем согласование с работником).
-
Описание самой работы.
-
Разработка описания и спецификации работы (если система УП в целом и данный участок деятельности заслуживают высокой оценки с точки зрения соответствия перспективам развития предприятия).
В случае несоответствия – требуется комплексная или локальная реорганизация, перепроектирование системы УП или ее отдельных подсистем (блоков).
-
Объекты анализа работы
Объектами изучения на этапе анализа работы выступают:
-
процессы деятельности работников;
-
состояние условий организации труда;
-
виды и качество предметов, средств и результатов труда;
-
затраты рабочего времени;
-
характеристики работников и производственных коллективов.
-
Основные среды исследования работы и их наполнение содержанием
Исследование работы проводится по 3 средам и включает 8 вопросов.
Среды исследования |
Основные вопросы |
Дополнительные вопросы |
1. Диагностика состояния |
Зачем? Что? Кто?
Где? |
|
2. Выявление причин |
|
Почему (эта цель, этот объект, этот субъект, это место, это время, этот метод)? |
3. Определение
направлений |
|
Какие еще (цель, объект, субъект, место, время, метод)? |
-
Методы исследования деятельности работника
Основными методами получения информации являются:
-
Описание работы, которым завершается процесс анализа, представляет собой документ с описанием конкретного рабочего места, обязанностей, ответственности работника, условий труда и безопасности.
-
Аналогом описания работы выступают должностные инструкции у специалистов, квалификационные инструкции у рабочих и карты организации труда для обеих категорий работников.
Хронометаж – фиксируется время выполнения операции (может фиксировать сам сотрудник, а может наблюдатель).
Фотография рабочего времени – четкое фиксирование (что, когда, во сколько, с кем и т.д.).
-
Порядок проектирования процессов деятельности по основным составляющим компонентам
Содержание управления на производственных предприятиях характеризуется процессами управления производственными отношениями. Процессы управления характеризуются в свою очередь объектно-целевой, технологической и трудовой составляющей.
Проектирование процессов управления предприятием и управление деятельностью персонала проводится посредством их редукции (декомпозиции) по трем основным аспектам содержания: объектно-целевому, технологическому и трудовому. Декомпозиция заключается в разделении более крупных целей, задач и процессов на более мелкие, а проектирование трудового содержания процессов управления ведется методом синтеза – объединения элементов более низких уровней в элементы более высоких уровней.
Условные обозначения:
— последовательность редукции (декомпозиции) составляющих процесса управления;
… последовательность оргпроектирования процессов управления и труда.
В объектно-целевом, технологическом и трудовом аспектах процесса управления раскрывается соответственно состав целей, стоящих перед работником или коллективом (какой результат должен быть достигнут), устанавливается состав необходимых технологических операций (как предмет труда преобразуется в продукт труда), определяется состав трудовых приемов (как действует человек).
Цели, способы и условия деятельности управленческих работников, как субъектов управления определяются целями, способами и условиями деятельности объектов управления (под которыми понимаются производственные отношения, отдельные работники и коллективы как часть производительных сил, производственные системы и их структурные единицы), а они в свою очередь определяются характеристиками объектов и условиями производства.
Управленческая работа характеризуется срокам начала и окончания, выполняется в единый интервал времени. «Разорванность» работы во времени объясняется чаще всего нерациональной организацией процесса.
Формулировка управленческой работы представляет собой конкретизацию формулировки функциональной обязанности работника по месту воздействия (состав конкретных действий – расчет, проектирование, установление, внедрение) с определением предмета управленческого воздействия и его характеристикой, масштабом воздействия.
Проектирование трудовых процессов осуществляется после определения содержательной и технологической составляющей процесса управления. Содержательная и технологическая составляющие процесса проектируются «от конца к началу» – от запланированного результата к исходным средствам и ресурсам, трудовой процесс – «от начала к концу», навстречу содержательной и технологической составляющим.
Для формулирования управленческой задачи достаточно определить цель, объект и уровень воздействия, а для формирования управленческой работы объект воздействия конкретизируется по структурным, временным и пространственным признакам и выступает в качестве предмета воздействия. Вид воздействия конкретизируется по разновидностями и средствам воздействия и выступает как метод воздействия. В заключение определяется масштаб воздействия, тем самым завершается полный цикл формирования управленческой работы.
-
Исследование информационных связей в деятельности работника
-
Основные элементы для анализа деятельности работника
7 элементов:
-
Объект: что?
-
Предмет: что? (конкретизирует то, что будет являться зоной ответственности данного работника).
-
Вид воздействия («мыть», «чистить»).
-
Метод воздействия (конкретизирует вид).
-
Уровень воздействия (место работы, отдел, цех, зона ответственности – территория).
-
Уровень самостоятельности (самостоятельно, под руководством, совместно, возглавляя).
-
Периодичность (как часто?).
-
Характеристика этапов и среды аналитического исследования содержания деятельности персонала =61, 64
-
Регламентация процессов деятельности персонала
Должностная регламентация труда специалистов построена на триаде – права, обязанности, ответственность. В условиях рыночных трансформаций последний элемент становится наиболее значительным – именно по установленному для работника объекту ответственности устанавливаются требуемые для целей управления обязанности – что должен делать работник, а по отношению к последним – полномочие: какие ресурсы и к каком объеме требуются работнику для выполнения обязанностей по обеспечению качеств, сохранности, развития, созданию объекта ответственности. Ответственность, как наиболее значимый элемент, определяют два остальных.
-
Объем ответственности (за что отвечает) – обязанности.
-
Направленность ответственности (перед кем отвечает) – подчиненность.
-
Обеспечение ответственности (какие возможности представляются для ее несения) – права.
-
«Физическая» реализация ответственности (свойства лица, отвечающие требованиям к должности) – квалификация.
-
Мера ответственности по видам (санкциям) – собственно ответственность.
Ответственность характеризуется направлением (направленностью) – перед кем отвечает должностное лицо, и масштабом, который определяется объемом ответственности (V) по каждому виду (i) объекта воздействия, умноженному на количество объектов (N):
.
Триада элементов регламентации неразрывна и отражает принцип системности управления, который проявляется в соблюдении соответствия между:
-
Правами руководителя и обязанностями подчиненного (первые должны подтверждаться вторыми).
-
Правами подчиненного и обязанностями руководителя.
-
Ответственностью руководителя и ответственностью подчиненного за реализацию обязанностей.
-
Обязанностью источника информации и правами потребителя информации.
-
Обязанностью консультирующего лица и правами лица, нуждающегося в консультации.
-
Качество трудовой жизни персонала
Качество трудовой жизни – степень (уровень) удовлетворения личных потребностей, достижения личных целей и интересов работника посредством труда в конкретной организации.
Качество трудовой жизни (КТЖ) – это интегральное понятие, которое является индикатором благосостояния и реализации интеллектуального потенциала личности
Качество трудовой жизни - те характеристики трудовой жизни, которые обеспечивают учет личного интереса работника в общих задачах путем раскрытия его творческого потенциала.
Элементы КТЖ, которые можно описать законодательно, включают:
-
справедливое обращение, предполагающее отсутствие дискриминации по расовому признаку, полу, возрасту, национальности, сексуальной ориентации и инвалидности;
-
личную безопасность, включая безопасные для здоровья условия труда, отсутствие вредного воздействия окружающей среды, защиту от оскорблений;
-
возможность получения семейного отпуска;
-
ограничение количества рабочих часов в неделю;
-
требование к организациям обеспечить страхование здоровья их рабочих.
Показатели качества трудовой жизни:
-
Объективные показатели:
-
доход на душу населения,
-
миграция населения,
-
уровень смертности,
-
уровень образования,
-
степень «нервозности общества» (преступность, алкоголизм, разводы, самоубийства)
-
Субъективные показатели – оценки восприятия, которые присутствуют в социальных обзорах и опросах общественного мнения.
В рамках концепции КТЖ должны быть предусмотрены следующие меры:
-
создание работнику условий для повышения его профессионально-квалификационного уровня, обеспечение постоянного обновления знаний и совершенствования навыков;
-
назначение на должность должно осуществляться с учетом перспективы роста;
-
возможность и необходимость продвижения по службе в результате признания профессиональных успехов в глазах коллектива, семьи и общества в целом.
Два наиболее широко применяемых метода совершенствования (реорганизации) труда, способные снять минусы узкой специализации:
-
Расширение объема работы
-
Обогащение содержания работы.
Объем работы – количество различных операций, выполняемых рабочими и частота их повторения.
-
Объем называют узким, если рабочий выполняет только несколько операций и повторяет их часто .
-
Объем называют широким, если работник выполняет много различных операций и повторяет их редко.
Дж.Р.Хекман и Дж.Ллойд Саттл определяют качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной организации могут удовлетворить свои важные личные потребности посредством их работы в этой организации».
В соответствии с теорией Хекмана и Олдхэма существуют три психологических состояния, определяющих удовлетворенность человека своим трудом и мотивацию:
-
воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, с которой человек воспринимает свой труд как что-то важное, ценное и стоящее;
-
ощущаемая ответственность, т.е. та степень, в которой человек чувствует себя ответственным за результаты труда;
-
знание результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности или результативности своего труда.
Оценка качества трудовой жизни, – соблюдение принципа социального партнерства (трипартизма), означающего равноправный учет интересов трех сторон – государства, работодателя и работника в регулировании трудовых отношений.
-
Цели повышения качества трудовой жизни
Цели повышения качества трудовой жизни:
-
поднять производительность труда;
-
улучшить условия работы;
-
улучшить отношение людей к работе и коллегам;
-
превратить организации в сообщества, которые станут важной частью жизни человека;
-
поднять удовлетворенность работников;
-
увеличить потенциал индивидуального развития работника;
-
поднять мотивацию к труду;
-
способствовать развитию у работников понимания физического и умственного благополучия.
-
Условия для удовлетворения трудом
Удовлетворенность трудом – отношение человека к своей работе и рабочей ситуации, отражающее его чувства к тому, что происходит на работе с ним самим и вокруг него.
Условия для создания удовлетворенности трудом:
-
работа содержит умственное напряжение и с ней человек успешно справляется
-
заинтересованность человека в самой работе
-
работа не слишком утомляет физически
-
справедливая, информативная и соответствует ожиданиям человека система оплаты труда
-
условия работы соответствуют физическим потребностям человека и облегчают ему достижение поставленных целей
-
высокое самоуважение работника
-
сотрудники, способствуют получить значимые для него вещи
Концепция КТЖ – создание условий, обеспечивающих оптимальное использование трудового потенциала человека.
КТЖ можно повысить, изменив любые организационные параметры, влияющие на людей. Это включает:
-
децентрализацию власти,
-
участие в вопросах управления,
-
обучение, подготовку руководящих кадров,
-
программы управления продвижением по службе,
-
обучение работников методам более эффективного общения и поведения в коллективе.
Все эти меры направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении эффективности деятельности организации.
-
Показатели оценки качества трудовой жизни
Качество трудовой жизни характеризуется рядом элементов:
1. Работа должна быть интересной, т.е. характеризоваться высшим уровнем организации и содержательности труда.
Содержательность работ представляет собой относительную степень влияния, которое работник может оказать на саму работу и рабочую среду. Сюда относятся такие факторы, как самостоятельность в: