ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 322
Скачиваний: 1
Современные модели эффективных менеджеров требуют и современных форм отображения. Модели менеджеров по форме отображения представляют собой чаще всего перечень требований или графическое отображение в виде схем, диаграмм, профилей. Наиболее современной является теория «комплексного человека», которая отражает профессиональную и личностную составляющие работника.
Типовая модель профессиограммы представлены ниже.
В современных моделях специалистов и руководителей личностная компонента особенно важна для создании и поддержания корпоративного духа, высокого имиджа фирмы, слаженной работы команды. Типовая модель личностных характеристик работника представлена ниже.
-
Классификация персонала как производителя услуг
№п/п |
Классификационный
|
Реализация признака |
Классификационная группа |
Примеры должностей, специалистов, рабочих |
1. |
Вид деятельности |
Умственный (содержанием деятельности работников является информация) |
Белые воротнички Золотые воротнички (инженеры, разработчики сложных конструкций, инноваций, т.е. интеллектуальный труд) Серые воротнички (исполнители) |
Руководители, конструкторы, инженеры |
Работники физического труда |
Синие воротнички (рабочие) |
Сборщики, фрезеровщики, шлифовальщики |
||
2. |
По категориям функций белых воротничков |
Те, кто принимают решения и несут ответственность за эти решения |
Руководители всех уровней |
Начальник цеха, отдела |
Разрабатывают, исследуют, анализируют различные управленческие решения. |
Специалисты |
Бухгалтер, экономист |
||
Исполнители решений, осуществляют техническое и информационное обслуживание |
Служащие |
Кассир |
||
3. |
По звеньям |
Высшее |
Руководители |
Генеральный директор |
Среднее |
Начальники отделов |
Начальник планово-экономического отдела, начальник отдела маркетинга |
||
Низшее |
Мастер |
Мастер литейного цеха |
||
4. |
По группам |
Линейная |
Начальники отделов, цехов, участков |
|
Функциональные руководители |
|
Начальник планово экономического отдела |
||
5. |
По квалификации |
|
|
|
6. |
Категория служащих* |
|
|
|
7. |
По должностям |
Руководители |
Должности руководителей |
|
Специалисты |
Должности специалистов |
|
||
Служащие |
Должности служащих |
|
||
8. |
По профессиям рабочих |
Основное производство |
|
|
|
|
Вспомогательное производство |
|
|
9. |
По видам производств и работ |
В соответствие с общероссийским классификатором профессий рабочих и должностей |
Общеотраслевые профессии рабочих |
|
Рабочие, занятые на обработке сырья и материалов |
|
|||
10. |
По уровню образования |
Высшее |
Белые воротнички |
|
Средне-специальное |
Белые воротнички, синие воротнички, специалисты, служащие |
|
||
Среднее |
Белые воротнички, синие воротнички, специалисты, служащие |
|
||
11. |
По формам оплаты труда |
Сдельная (прямая, премиальная, прогрессивная) |
Рабочие |
|
Повременная (простая, премиальная) |
Руководители, специалисты, служащие |
|
||
12. |
По тарификации |
Тарификационные разряды |
Рабочие под разрядом 1-8 |
|
13. |
По квалификационным категориям (для рабочих) |
Классы квалификации |
Первая |
|
Вторая |
|
|||
Третья |
|
|||
14. |
По группам условий работы |
Нормальные условия |
|
|
Опасные, вредные |
|
|
||
Особо опасные, особо вредные |
|
|
||
15. |
По механизации труда |
Выполнение работ автоматами |
|
|
С помощью машин и автоматов |
|
|
||
Вручную при машинах и автоматах |
|
|
||
Вручную не при машинах и автоматах |
|
|
||
Вручную по наладке, ремонту оборудования |
|
|
||
16. |
По производным от профессий рабочих |
|
|
Старший помощник, сменный бригадир, начальник смены |
17. |
По производным от должностей руководителей, специалистов и служащих |
Вице, премьер, замы, главный, ведущий |
|
|
18. |
По квалификационным категориям |
Категории, класс, квалификация |
Специалист 1 категории (до 6) |
|
19. |
По форме занятости |
Полная |
|
|
Аккордная (по факту) |
|
|
||
Неполная |
|
|
||
Неполное рабочее время |
Женщины, которые выходят на работу, находясь в декретном отпуске |
|
||
20. |
По форме урегулирования трудовых отношений |
Штатные |
|
|
По контракту |
|
|
||
Совместители |
|
|
||
21. |
По режиму работ |
Регламентирован |
|
|
Нерегламентирован |
|
|
||
Нестандартен |
|
|
||
22. |
По форме организации труда |
Индивидуальная |
|
|
Командная |
|
|
||
Совместно творческая |
|
|
||
Последовательная |
|
|
-
Классификация персонала как потребителя услуг
1 характеристика – пол.
Пол необходим для того, чтобы выяснить представителей какого пола на предприятии работает меньше. Необходимо для создания условий для снижения утомляемости, социальных условий для нормальной деятельности.
В зависимости от большинства представителей того или иного пола будет предусматриваться состав социального пакета, сфера услуг, поведение людей.
2 характеристика – возраст.
На крупных предприятиях уделяют особое внимание этой характеристике.
Эффективны те компании, которые достигая определенной точки, находят те причины, которые могут привести к зрелости и дальнейшему вымиранию.
Если рассматривать возраст персонала, и он больше чем 50 лет, то наступит момент, когда ресурсы начнут менять характеристики в сторону снижения физических, интеллектуальных возможностей. Необходимо вовремя обновлять персонал.
3 характеристика – раса.
4 характеристика – гражданство.
Для российских предприятий раса не имеет большого значения, т.к. не происходит большой миграции в российские предприятия.
Гражданство в РФ имеет значение. Связано с ограничением по уровню зарплаты, т.е. дискриминация.
5 характеристика – образование.
Молодые предприятия набирают студентов. Бывает так, что студенты, работая, бросают учебу. Если же студент работает и учится, то в результате успевает либо там, либо там.
6 характеристика – семейное положение.
Замужем/незамужем, холост/женат. Это дальнейшая перспектива для организации. Если много холостых, то, исходя из возраста и пола, можно спрогнозировать, сколько создадут семью и какой будет отток персонала.
7 характеристика – жизненный цикл семьи.
ЖЦ семьи могут быть: юные молодожены, полная семья (родители, дети), пустое гнездо (родители в пожилом возрасте, дети живут отдельно), полное гнездо (родители со взрослыми детьми), вдовы или вдовцы, одинокие (когда один родитель с детьми).
8 характеристика – материальное положение.
Может быть высокий, средний или умеренный, низкий уровень.
Например: женщина работает за низкую зарплату, ее зарплата неочень беспокоит, т.к. семья имеет высокий материальный достаток (муж зарабатывает).
9 характеристика – уровень запросов.
Можно относить как материальное положение (возьмем предприятие, на котором работают люди от 25 до 30 лет: у большинства будут высокие запросы, но может быть так, что они готовы работать в более низких условиях, но за высокую зарплату).
Уровень запросов имеют 3 градации: высокий, средний, низкий.
10 характеристика – уровень культуры.
Уровень культуры может быть высокий, средний, низкий.
Тип культуры может быть – спортивная команда, где все работают на успех, соревнуются между собой на создание более качественного продукта. Для таких предприятий характерны более приспосабливающиеся люди.
Бюрократический: все регламентировано (например, форма одежды). Характерна для больших банков.
Административные команды – демократические команды.
11 характеристика – уровень IQ.
Чем больше людей с высоким уровнем интеллекта, тем компания является более дорогой.
Уровень IQ бывает высокий, средний, низкий.
12 характеристика – темперамент.
Типы темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик.
13 характеристика – тип темперамента По Юнгу.
4 градации:
1 тип: рациональный, иррациональный.
2 тип: логик, этик.
3 тип: сенсорик, интуит.
4 тип: экстраверт, интроверт.
14 характеристика – социальный статус.
15 характеристика – вероисповедание.
-
Понятие должность, профессия, специальность
Должность – это ячейка в структуре организации (руководители, специалисты, рабочие или служащие) для выполнения профессиональной деятельности.
Профессия – образовательная характеристика для выполнения определенных работ в определенной сфере деятельности.
Специальность – набор профессиональных знаний, навыков для выполнения определенных работ в определенных условиях.
Пример:
1) Область знаний – экономика
Профессия – экономист
Должность – директор, начальник отдела
Специальность – экономист
2) Область знаний – медицина
Профессия – врач
Должность – зав. Отделением
Специальность – терапевт
-
Признаки для классификации персонала =14, 15
-
Признаки, характеризующие работника в социуме и как личность
Психограмма – отображение личностных качеств специалиста или работника.
Интеллектуальные: уровень IQ, сообразительность, оперативное мышление.
Деловые – характеризуют способность к организации оперативной и результативной деятельности подчиненных и своей собственной. Деловые: пунктуальность, ответственность.
Коммуникативные – характеризуют умение налаживать контакты. Коммуникативные: умение работать в команде, общительность, неконфликтность.
Этические: честность, понятие морали.
-
Роль коммуникаций в управлении персоналом
Межличностные коммуникации – способ сообщения между личностями с помощью информационных ресурсов двустороннего характера.
Межличностные коммуникации могут влиять на поведение человека, а также на результат его работы.
Межличностные коммуникации:
-
Вербальная (устные, письменные, электронные): Личностные, Дистанционные
-
Невербальная:
-
Просадические (интонация, тональность, тембр голоса)
-
Кинесситеческие (все формы телодвижения, жесты, артикуляция)
-
Визуальный контакт (взгляды, направления, выражение глаз)
-
Виды коммуникаций
Межличностные коммуникации – способ сообщения между личностями с помощью информационных ресурсов двустороннего характера.
Форму межличностных коммуникаций:
-
Вербальная (устные, письменные, электронные)
-
Личностные
-
Дистанционные
-
Невербальная
-
Просадические (интонация, тональность, тембр голоса)
-
Кинесситеческие (все формы телодвижения, жесты, артикуляция)
-
Визуальный контакт (взгляды, направления, выражение глаз)
-
Условия для эффективных межличностных коммуникаций
Межличностные коммуникации – способ сообщения между личностями с помощью информационных ресурсов двустороннего характера.
Условиями являются:
-
Создание благоприятного климата в организации.
-
Проведение профилактики конфликтов.
-
Развитие корпоративной культуры.
-
Взаимопомощь, взаимовыручка.
-
Особенности управления интеллектуальным капиталом предприятия
Интеллект – это комбинированная и глобальная способность индивидуума к адекватным поступкам, здравому мышлению и эффективному взаимодействию с окружающей действительностью (Давид Векслер).
Признаками, характеризующими интеллект, являются его глубина, широта, гибкость, самостоятельность, оперативность, последовательность.
Виды: общий, социальный, языковой, математический и др.
Существуют два основных подхода к оценке интеллекта:
-
измерение интеллекта в целом – IQ-тесты;
-
измерение Частных характеристик интеллекта.
Основоположником идеи IQ-тестов является французский психолог Альфред Бине. Он установил, что уровень интеллекта можно выявить с помощью различных тестов. В 1904 г. Бине разработал шкалу, которая изначально использовалась для определения умственных способностей умственно отсталых учеников. Он составил 30 различных заданий для выявления способностей детей к восприятию, логическому мышлению и принятию решений. Распределение заданий по уровню сложности привело к возникновению такого понятия, как «умственный», или «ментальный» возраст.
-
Факторы, определяющие частные характеристики интеллекта
Многие психологи выделяют разные факторы как частные характеристики интеллекта: память; оперативность, гибкость и последовательность мышления; ассоциативность; принятие оперативных решений в изменяющейся ситуации; личные качества; собственная настойчивость.
Человек, как правило, может иметь высокие показатели по одним характеристикам интеллекта и более низкие по другим. И при первом подходе может оказаться так, что интеллект человека будет охарактеризован как низкий, но разные жизненные ситуации требуют от человека проявления различных сторон его интеллекта. Одним свойственно быстрое и оперативное мышление, другие склонны к медленному и глубокому анализу происходящего. Сравнивать этих людей сложно и, наверно, неправильно. Если подходить к этому вопросу с точки зрения профессиональной деятельности человека, то индивидуальные особенности интеллекта каждого определяют ту работу, которую он может выполнять лучше других. (Брокер должен уметь быстро реагировать на окружающую ситуацию, быстро принимать решения; ученый должен смотреть вглубь, не спешить с выводами.)
-
Социальная ответственность бизнес-компаний
Направленность на общество, т.е. например, продукция компании должна быть качественной.
-
Взаимосвязь и соподчиненность стратегии управления персоналом и кадровой политики компании =5
-
Цели кадровой политики в современном менеджменте
Кадровая политика – набор подходов к реализации функций УП.
Рассматриваются такие направления, как политика набора и подбора персонала, политика стимулирования персонала, политика развития персонала (обучение), политика оценки персонала.
Основные цели кадровой политики:
-
Решение задач, формируемых под влиянием внешней среды:
-
Рынка труда;
-
Нормативных актов государственных органов;
-
Деятельности профсоюзов.
-
-
Решение внутренних организационных задач:
-
Вовлечение сотрудников в управление организаций;
-
Решение социальных проблем;
-
Совершенствование стиля руководства;
-
Повышение уровня профессиональных знаний и навыков сотрудников.
-
-
Понятие компетентность =12
-
Компоненты компетентности работника =12
-
Требования к эффективному менеджеру
Основные функции менеджера:
-
Организация;
-
Обеспечить работников ресурсами;
-
Создание психологического климата.
Роли менеджера:
-
Управленец:
-
Определение стратегических целей и направлений развития организации.
-
Ведущая деятельность управленца состоит в планировании и организационном сценировании.
-
Нестандартность: гибкость мышления, гибкость общения, мотивация на достижения, готовность к изменениям, стратегичность мышления.
-
-
Организатор:
-
Разработка мероприятий по достижению целей организации.
-
Организация и организационное проектирование.
-
Динамичность мышления, ориентация на конечный результат, руководство группой, эффективность взаимодействия с людьми, гибкость в общении.
-
-
Администратор:
-
Оперативное управление, поддержание бизнес-процессов в организационной структуре.
-
Контроль и администрирование.
-
Системность мышления, способность к планированию, ориентация на конечный результат, способность к ведению переговоров, ответственность.
-
-
Руководитель:
-
Направление потенциала на сотрудников, урегулирование вопросов, связанных с людьми.
-
Мотивация.
-
Признаки: Цель; Ведущая деятельность; Ключевые компетенции.
Компетентность – квалификационная характеристика, совокупность знаний, умений, индивидуальных способностей для выполнения обязанностей определенной должности.
Компетенция – круг полномочий, возложенных на определенную должность.
Ограничения менеджера (Майкл Вудкок, Дэвид Френсис):
-
Неспособность управлять людьми.
-
Размытость ценностных ориентаций.
-
Смутные личные цели.
-
Остановленное саморазвитие.
-
Недостаточность навыков решения проблем.
-
Недостаток творческого подхода.
-
Неспособность влиять на людей.
-
Слабое понимание особенностей управленческой деятельности.
-
Недостаточные навыки руководства.
-
Неспособность обучать.
-
Неспособность создавать команду.