Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1579

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

109

так

чтобы

 sin 

β

 

был

 

вдвое

 

больше

 sin 

α

 (

рис

. 111). 

Для

 

этого

 

нужно

 

перешагнуть

 

границу

 

между

 

полосами

 

в

 

такой

 

точке

 

M

которая

 

находится

 

в

 

одном

 

километре

 

от

 

E

Действительно

тогда

 

2

2

6

3

6

sin

2

2

1

1

sin

отношение

 

2

5

1

:

5

3

6

5

1

:

45

6

sin

sin

т

е

как

 

раз

 

отношению

 

скоростей

А

 

какова

 

будет

 

в

 

таком

 

случае

 «

приведенная

 

к

 

лугу

» 

длина

 

пути

Вычислим

2

2

1

2

AM

что

 

отвечает

 4,47 

км

 

пути

 

по

 

лугу

71

,

6

45

MC

                                                                 

 

км

Длина

 

всего

 

пути

 4,47+6,71 = 11,18 

км

т

е

на

 860 

м

 

короче

 

прямо

 

линейного

 

пути

который

как

 

мы

 

уже

 

знаем

соответствует

 12,04 

км

Вы

 

видите

какие

 

выгоды

 

доставляет

 

при

 

данных

 

условиях

 

изламывание

 

пу

-

ти

Световой

 

луч

 

как

 

раз

 

избирает

 

такой

 

скорейший

 

путь

потому

 

что

 

закон

 

преломления

 

света

 

строго

 

удовлетворяет

 

требованию

 

математического

 

решения

 

задачи

синус

 

угла

 

преломления

 

относится

 

к

 

синусу

 

угла

 

падения

как

 

скорость

 

света

 

в

 

новой

 

среде

 

к

 

ско

-

рости

 

его

 

в

 

покидаемой

 

среде

с

 

другой

 

стороны

это

 

отношение

 

равно

 

относительному

 

показателю

 

пре

-

ломления

 

света

 

для

 

указанных

 

сред

Объединяя

 

в

 

одно

 

правило

 

особенности

 

и

 

отражения

и

 

преломле

-

ния

мы

 

можем

 

сказать

что

 

свет

 

во

 

всех

 

случаях

 

сле

-

дует

 

по

 

быстрейшему

 

пути

т

е

подчиняется

 

прави

-

лу

которое

 

физики

 

называют

  «

принципом

 

кратчай

-

шего

 

оптического

 

пути

» 

или

  «

принципом

 

минималь

-

ного

 

времени

 

распространения

» (

принцип

 

Ферм

á). 

Если

 

среда

 

неоднородна

 

и

 

ее

 

преломляющая

 

способность

 

меняется

 

посте

-

пенно

как

например

в

 

нашей

 

атмосфере

то

 

и

 

в

 

таком

 

случае

 

выполняется

 

принцип

 

минимального

 

времени

 

распространения

Этим

 

объясняется

 

то

 

неболь

-

шое

 

искривление

 

лучей

 

небесных

 

светил

 

в

 

атмосфере

которое

 

на

 

языке

 

астро

-

номов

 

называется

 «

атмосферной

 

рефракцией

». 

В

 

атмосфере

постепенно

 

уплот

-

няющейся

 

книзу

луч

 

света

 

изгибается

 

так

что

 

вогнутость

 

его

 

обращена

 

к

 

Земле

Тогда

 

луч

 

остается

 

дольше

 

в

 

высоких

 

слоях

которые

 

слабее

 

замедляют

 

его

 

путь

и

 

проводит

 

меньше

 

времени

 

в

 «

медленных

» 

низких

 

слоях

в

 

итоге

 

он

 

приходит

 

к

 

цели

 

быстрее

чем

 

по

 

пути

 

строго

 

прямолинейному

Принцип

 

Ферм

á 

справедлив

 

не

 

для

 

одних

 

лишь

 

световых

 

явлений

ему

 

в

 

полной

 

мере

 

подчиняется

 

также

 

распространение

 

звука

 

и

 

вообще

 

всех

 

волновых

 

движений

какова

 

бы

 

ни

 

была

 

природа

 

этих

 

волн

Читатель

без

 

сомнения

желал

 

бы

 

узнать

чем

 

объясняется

 

это

 

свойство

 

волн

Приведу

 

поэтому

 

относящиеся

 

сюда

 

соображения

высказанные

 

выдаю

-

щимся

 

физиком

 

Шредингером

*)

Он

 

исходит

 

из

 

знакомого

 

уже

 

нам

 

примера

 

марширующих

 

солдат

 

и

 

имеет

 

в

 

виду

 

случай

 

движения

 

светового

 

луча

 

в

 

среде

 

с

 

постепенно

 

изменяющейся

 

плотностью

 

*)

 

В

 

докладе

прочитанном

 

в

 

Стокгольме

 

при

 

получении

 

Нобелевской

 

премии

 (

в

 1933 

г

.). 

Рис

. 111. 

Что

 

такое

 

синус

Отноше

-

ние

 

m

 

к

 

радиусу

 

есть

 

синус

 

угла

 

β

отношение

 

n

 

к

 

радиусу

 – 

синус

 

угла

 

α


background image

«

Пусть

 

для

 

того

чтобы

 

сохранить

 

строгую

 

правильность

 

фронта

солдаты

 

соединены

 

длинным

 

шестом

который

 

каждый

 

из

 

них

 

крепко

 

удерживает

 

в

 

руках

Команда

 

гласит

всем

 

бежать

 

возможно

 

быстрее

Если

 

характер

 

почвы

 

медленно

 

меняется

 

от

 

точки

 

к

 

точке

то

 

сначала

скажем

правое

а

 

позднее

 

левое

 

крыло

 

фронта

 

будет

 

подвигаться

 

быстрее

 – 

и

 

поворот

 

фронта

 

осуществится

 

сам

 

собой

Мы

 

заметим

 

при

 

этом

что

 

пройденный

 

путь

 – 

не

 

прямолинейный

а

 

искривленный

То

что

 

путь

 

этот

 

строго

 

совпадает

 

с

 

кратчайшим

 

в

 

смысле

 

времени

 

прибытия

 

в

 

данный

 

пункт

 

при

 

заданных

 

свойствах

 

почвы

, – 

довольно

 

понятно

так

 

как

 

ведь

 

каждый

 

солдат

 

старался

 

подвигаться

 

как

 

можно

 

быстрее

». 

Новые

 

робинзоны

 

Без

 

сомнения

вы

 

знаете

как

 

герои

 

романа

 

Жюля

 

Верна

 «

Таинственный

 

ост

-

ров

», 

заброшенные

 

на

 

необитаемую

 

землю

добыли

 

огонь

 

без

 

спичек

 

и

 

огнива

Робинзону

 

явилась

 

на

 

помощь

 

молния

зажегшая

 

дерево

новым

 

же

 

робинзонам

 

Жюля

 

Верна

 

помогла

 

не

 

случайность

а

 

находчивость

 

сведущего

 

инженера

 

и

 

твердое

 

знание

 

им

 

законов

 

физики

Помните

как

 

удивился

 

наивный

 

моряк

 

Пен

-

кроф

когда

возвратившись

 

с

 

охоты

нашел

 

инженера

 

и

 

журналиста

 

перед

 

пы

-

лающим

 

костром

«– 

Но

 

кто

 

же

 

зажег

 

огонь

? – 

спросил

 

моряк

– 

Солнце

, – 

ответил

 

Спилетт

Журналист

 

не

 

шутил

Действительно

Солнце

 

доставило

 

огонь

которым

 

так

 

востор

-

гался

 

моряк

Он

 

не

 

верил

 

своим

 

глазам

 

и

 

был

 

до

 

того

 

изумлен

что

 

даже

 

не

 

мог

 

расспраши

-

вать

 

инженера

– 

Значит

у

 

вас

 

было

 

зажигательное

 

стекло

? – 

спросил

 

инженера

 

Герберт

– 

Нот

но

 

я

 

его

 

изготовил

И

 

он

 

его

 

показал

Это

 

были

 

просто

 

два

 

стекла

снятые

 

инженером

 

со

 

своих

 

часов

 

и

 

часов

 

Спилетта

Он

 

соединил

 

их

 

края

 

глиной

предварительно

 

наполнив

 

водой

и

 

таким

 

образом

 

получилась

 

настоящая

 

зажигательная

 

чечевица

с

 

помощью

 

которой

сосредоточив

 

солнечные

 

лучи

 

на

 

сухом

 

мхе

инженер

 

добыл

 

огонь

». 

Читатель

 

пожелает

я

 

думаю

узнать

зачем

 

нужно

 

заполнять

 

водой

 

простран

-

ство

 

между

 

часовыми

 

стеклами

разве

 

наполненная

 

воздухом

 

двояковыпуклая

 

чечевица

 

не

 

сосредоточивает

 

лучей

Именно

 

нет

Часовое

 

стекло

 

ограничено

 

двумя

 

параллельными

  (

концентри

-

ческими

поверхностями

 – 

наружной

 

и

 

внутренней

а

 

известно

 

из

 

физики

что

проходя

 

через

 

тонкий

 

прозрачный

 

слой

ограниченный

 

такими

 

поверхностями

лучи

 

почти

 

не

 

изменяют

 

своего

 

направления

Проходя

 

затем

 

через

 

второе

 

такое

 

же

 

стекло

они

 

и

 

здесь

 

почти

 

не

 

отклоняются

а

 

следовательно

не

 

собираются

 

в

 

фокусе

Чтобы

 

сосредоточить

 

лучи

 

в

 

одной

 

точке

необходимо

 

заполнить

 

про

-

странство

 

между

 

стеклами

 

каким

-

нибудь

 

прозрачным

 

веществом

которое

 

пре

-

ломляло

 

бы

 

лучи

 

сильнее

нежели

 

воздух

Так

 

и

 

поступил

 

инженер

 

в

 

романе

 

Жюля

 

Верна

Обыкновенный

 

графин

 

с

 

водой

если

 

имеет

 

шарообразную

 

форму

также

 

мо

-

жет

 

служить

 

зажигательной

 

чечевицей

Это

 

знали

 

уже

 

древние

которые

 

замети

-

ли

 

и

 

то

что

 

сама

 

вода

 

при

 

этом

 

остается

 

холодной

Случалось

 

даже

что

 

стоящий

 

на

 

открытом

 

окне

 

графин

 

с

 

водой

 

зажигал

 

занавески

скатерть

обугливал

 

стол

Те

 

огромные

 

шаровые

 

бутылки

 

с

 

окрашенной

 

водой

которые

по

 

старинному

 

обычаю

украшали

 

раньше

 

витрины

 

аптек

могли

 

быть

 

иногда

 

причиной

 

настоя

-

щих

 

катастроф

вызывая

 

возгорание

 

легко

 

воспламеняющихся

 

веществ

распо

-

ложенных

 

поблизости

Небольшой

 

круглой

 

колбой

наполненной

 

водой

можно

 

даже

 

при

 

небольших

 

размерах

 

колбы

 

довести

 

до

 

кипения

 

воду

налитую

 

на

 

часовое

 

стеклышко

для

 

110 


background image

 

111

                                                                 

этого

 

достаточна

 

колба

 

сантиметров

 

в

 12 

диаметром

*)

Зажечь

 

папироску

 

с

 

по

-

мощью

 

колбы

 

с

 

водой

 

так

 

же

 

легко

как

 

и

 

стеклянной

 

чечевицей

о

 

которой

 

еще

 

Ломоносов

 

в

 

своем

 

стихотворении

 «

О

 

пользе

 

стекла

» 

писал

Мы

 

пламень

 

солнечный

 

стеклом

 

здесь

 

получаем

 

И

 

Прометею

 

тем

 

безбедно

 

подражаем

Ругаясь

 

подлости

 

нескладных

 

оных

 

врак

Небесным

 

без

 

греха

 

огнем

 

курим

 

табак

Следует

 

заметить

однако

что

 

зажигательное

 

действие

 

водяных

 

линз

 

значи

-

тельно

 

слабее

чем

 

стеклянных

Это

 

связано

во

-

первых

с

 

тем

что

 

преломление

 

света

 

в

 

воде

 

гораздо

 

меньше

чем

 

в

 

стекле

во

-

вторых

вода

 

в

 

сильной

 

степени

 

поглощает

 

инфракрасные

 

лучи

которые

 

играют

 

большую

 

роль

 

в

 

нагревании

 

тел

Любопытно

что

 

зажигательное

 

действие

 

стеклянных

 

чечевиц

 

известно

 

было

 

еще

 

древним

 

грекам

более

 

чем

 

за

 

тысячелетие

 

до

 

изобретения

 

очков

 

и

 

зритель

-

ных

 

труб

О

 

нем

 

упоминает

 

Аристофан

 

в

 

знаменитой

 

комедии

 «

Облака

». 

Сократ

 

предлагает

 

Стрептиаду

 

задачу

«

Если

 

бы

 

кто

 

писал

 

обязательство

 

на

 

тебя

 

в

 

пяти

 

талантах

как

 

бы

 

ты

 

уничтожил

 

оное

С т р е п т и а д

Нашел

 

я

как

 

истребить

 

обязательство

да

 

такой

 

способ

что

 

ты

 

и

 

сам

 

признаешь

 

его

 

прехитрым

Видал

 

ты

конечно

в

 

аптеках

 

камень

 

прекрасный

прозрачный

которым

 

зажигают

С о к р а т

.  

Зажигательное

 

стекло

С т р е п т и а д

.  

Точно

 

так

С о к р а т

.  

Что

 

же

 

далее

С т р е п т и а д

.  

Пока

 

нотариус

 

пишет

я

став

 

позади

 

его

направлю

 

лучи

 

Солнца

 

на

 

обязательство

да

 

слова

-

то

 

все

 

и

 

растоплю

...» 

Напомню

 

для

 

пояснения

что

 

греки

 

времен

 

Аристофана

 

писали

 

на

 

вощенных

 

дощечках

текст

 

на

 

которых

 

от

 

чрезмерного

 

тепла

 

легко

 

стирался

Как

 

добыть

 

огонь

 

с

 

помощью

 

льда

Материалом

 

для

 

двояковыпуклой

 

линзы

а

 

следовательно

и

 

для

 

добывания

 

огня

 

может

 

послужить

 

также

 

лед

если

 

он

 

достаточно

 

прозрачен

При

 

этом

 

лед

преломляя

 

лучи

сам

 

не

 

нагревается

 

и

 

не

 

тает

Показатель

 

преломления

 

льда

 

лишь

 

немногим

 

меньше

чем

 

у

 

воды

и

 

если

как

 

мы

 

видели

можно

 

добыть

 

огонь

 

с

 

помощью

 

шара

наполненного

 

водой

то

 

возможно

 

сделать

 

это

 

и

 

с

 

помощью

 

чечевицы

 

из

 

льда

Ледяная

 

чечевица

 

сослужила

 

хорошую

 

службу

 

в

 

жюль

-

верновом

  «

Путеше

-

ствии

 

капитана

 

Гаттераса

». 

Доктор

 

Клоубонни

 

таким

 

именно

 

образом

 

зажег

 

кос

-

тер

когда

 

путники

 

потеряли

 

огниво

 

и

 

очутились

 

без

 

огня

при

 

страшном

 

морозе

 

в

 48 

градусов

 (

рис

. 112). 

«– 

Это

 

несчастье

, – 

сказал

 

Гаттерас

 

доктору

– 

Да

, – 

отвечал

 

тот

– 

У

 

нас

 

нет

 

даже

 

подзорной

 

трубы

с

 

которой

 

мы

 

могли

 

бы

 

снять

 

чечевицу

 

и

 

добыть

 

огня

– 

Знаю

, – 

ответил

 

доктор

, – 

и

 

очень

 

жаль

что

 

нет

солнечные

 

лучи

 

достаточно

 

силь

-

ны

чтобы

 

зажечь

 

трут

– 

Что

 

делать

придется

 

утолить

 

голод

 

сырой

 

медвежатиной

, – 

заметил

 

Гаттерас

– 

Да

, – 

задумчиво

 

проговорил

 

доктор

, – 

в

 

крайнем

 

случае

Не

 

отчего

 

бы

 

нам

 

не

... 

– 

Что

 

вы

 

задумали

? – 

полюбопытствовал

 

Гаттерас

 

*)

 

Фокус

 

колбы

 

с

 

водой

 

помещается

 

при

 

этом

 

весьма

 

близко

 

к

 

колбе


background image

– 

Мне

 

пришла

 

в

 

голову

 

мысль

... 

– 

Мысль

? – 

воскликнул

 

боцман

. – 

Если

 

вам

 

пришла

 

мысль

значит

мы

 

спасены

– 

Не

 

знаю

как

 

удастся

, – 

колебался

 

доктор

– 

Что

 

же

 

вы

 

придумали

? – 

спросил

 

Гаттерас

– 

У

 

нас

 

нет

 

чечевицы

но

 

мы

 

ее

 

изго

-

товим

112 

– 

Как

? – 

поинтересовался

 

боцман

– 

Отшлифуем

 

из

 

куска

 

льда

– 

Неужели

 

вы

 

полагаете

... 

– 

Отчего

 

бы

 

и

 

нет

Ведь

 

нужно

 

только

чтобы

 

лучи

 

Солнца

 

были

 

сведены

 

в

 

одну

 

точку

а

 

для

 

этой

 

цели

 

лед

 

может

 

заменить

 

нам

 

лучший

 

хрусталь

Только

 

я

 

предпочел

 

бы

 

кусочек

 

пресноводного

 

льда

он

 

крепче

 

и

 

прозрачнее

– 

Вот

если

 

не

 

ошибаюсь

эта

 

ледяная

 

глыба

, – 

указал

 

боцман

 

на

 

льдину

 

шагах

 

в

 

ста

 

от

 

путешественников

, – 

судя

 

по

 

ее

 

цвету

есть

 

как

 

раз

 

то

что

 

вам

 

надо

– 

Вы

 

правы

Возьмите

-

ка

 

свой

 

топор

Пойдемте

друзья

 

мои

Все

 

трое

 

направились

 

к

 

указанной

 

ле

-

дяной

 

глыбе

Действительно

лед

 

оказался

 

пресноводным

Доктор

 

велел

 

отрубить

 

кусок

 

льда

имеющий

 

фут

 

в

 

диаметре

и

 

начал

 

обравни

-

вать

 

его

 

топором

Потом

 

отделал

 

его

 

ножом

наконец

 

постепенно

 

отшлифовал

 

рукой

Получилась

 

прозрачная

 

чечевица

словно

 

из

 

лучшего

 

хрусталя

Солнце

 

было

 

довольно

 

яркое

Доктор

 

подставил

 

чечевицу

 

его

 

лучам

 

и

 

сосредоточил

 

их

 

на

 

труте

Через

 

несколько

 

секунд

 

трут

 

загорелся

». 

Рис

. 112. 

Доктор

 

сосредоточил

 

лучи

 

Солнца

 

на

 

труте

.

 

Рассказ

 

Жюля

 

Верна

 

не

 

совсем

 

фантастичен

опыты

 

зажигания

 

дерева

 

при

 

помощи

 

ледяной

 

чечевицы

впервые

 

успешно

 

выполненные

 

в

 

Англии

 

с

 

весьма

 

большой

 

чечевицей

 

еще

 

в

 1763 

г

., 

с

 

тех

 

пор

 

неоднократно

 

производились

 

с

 

пол

-

ным

 

успехом

Конечно

трудно

 

изготовить

 

прозрачную

 

ледяную

 

чечевицу

 

с

 

по

-

мощью

 

таких

 

орудий

как

 

топор

нож

 

и

 «

просто

 

рука

» (

при

 48-

градусном

 

моро

-

зе

!), 

но

 

можно

 

изготовить

 

ледяную

 

чечевицу

 

проще

налить

 

воды

 

в

 

чашку

 

над

-

лежащей

 

формы

 

и

 

заморозить

а

 

затем

слегка

 

подогрев

 

чашку

вынуть

 

из

 

нее

 

готовую

 

чечевицу

 (

рис

. 113). 

Рис

. 113. 

Чашка

 

для

 

изготовления

 

ледяной

 

чечевицы

Проделывая

 

подобный

 

опыт

не

 

забывайте

что

 

он

 

удается

 

лишь

 

в

 

ясный

 

мо

-

розный

 

день

 

и

 

на

 

открытом

 

воздухе

но

 

не

 

в

 

комнате

 

за

 

оконным

 

стеклом

стекло

 

поглощает

 

часть

 

энергии

 

солнечных

 

лучей

и

 

остающейся

 

недостаточно

чтобы

 

вызвать

 

значительное

 

нагревание

С

 

помощью

 

солнечных

 

лучей

 

Проделайте

 

еще

 

один

 

опыт

тоже

 

легко

 

выполнимый

 

в

 

зимнее

 

время

Поло

-

жите

 

на

 

снег

заливаемый

 

солнечным

 

светом

два

 

одинаковой

 

величины

 

лоскутка

 


background image

ткани

светлый

 

и

 

черный

Через

 

час

 

или

 

два

 

вы

 

убедитесь

что

 

черный

 

лоскуток

 

погрузился

 

в

 

снег

между

 

тем

 

как

 

светлый

 

остался

 

на

 

прежнем

 

уровне

Доискать

-

ся

 

причины

 

подобного

 

различия

 

нетрудно

под

 

черным

 

лоскутком

 

снег

 

тает

 

сильнее

так

 

как

 

темная

 

ткань

 

поглощает

 

большую

 

часть

 

падающих

 

на

 

нее

 

сол

-

нечных

 

лучей

светлая

 

же

напротив

большую

 

часть

 

их

 

рассеивает

 

и

 

потому

 

слабее

 

нагревается

нежели

 

черная

Этот

 

поучительный

 

опыт

 

впервые

 

был

 

проделан

 

знаменитым

 

борцом

 

за

 

неза

-

висимость

 

Соединенных

 

Штатов

 

Веньямином

 

Франклином

обессмертившим

 

себя

как

 

физик

изобретением

 

громоотвода

«

Я

 

взял

 

у

 

портного

 

несколько

 

квадратных

 

кусочков

 

сукна

 

различных

 

цветов

, – 

писал

 

он

. – 

Между

 

нами

 

были

черный

темно

-

синий

светло

-

синий

зеленый

пурпуровый

крас

-

ный

белый

 

и

 

различные

 

другие

 

цвета

 

и

 

оттенки

В

 

одно

 

светлое

 

солнечное

 

утро

 

я

 

положил

 

все

 

эти

 

куски

 

на

 

снег

Через

 

несколько

 

часов

 

черный

 

кусок

нагревшийся

 

сильнее

 

других

погрузился

 

так

 

глубоко

что

 

лучи

 

Солнца

 

более

 

его

 

не

 

достигали

темно

-

синий

 

погрузился

 

почти

 

настолько

 

же

как

 

и

 

черный

светло

-

синий

 – 

гораздо

 

менее

куски

 

остальных

 

цветов

 

опустились

 

тем

 

менее

чем

 

они

 

светлее

Белый

 

же

 

остался

 

на

 

поверхности

т

е

вовсе

 

не

 

опустился

...

К

 

чему

 

годна

 

была

 

бы

 

теория

если

 

бы

 

из

 

нее

 

нельзя

 

было

 

извлечь

 

никакой

 

пользы

– 

восклицает

 

он

 

по

 

этому

 

поводу

 

и

 

продолжает

: – 

Разве

 

не

 

можем

 

мы

 

из

 

этого

 

опыта

 

вы

-

вести

 

то

что

 

черное

 

платье

 

в

 

теплом

 

солнечном

 

климате

 

менее

 

годно

чем

 

белое

так

 

как

 

оно

 

на

 

Солнце

 

сильнее

 

нагревает

 

наше

 

тело

а

 

если

 

мы

 

при

 

этом

 

еще

 

будем

 

делать

 

движе

-

ния

которые

 

сами

 

по

 

себе

 

нас

 

согревают

та

 

образуется

 

излишняя

 

теплота

Не

 

должны

 

ли

 

мужские

 

и

 

женские

 

летние

 

шляпы

 

быть

 

белого

 

цвета

чтобы

 

устранить

 

ту

 

жару

которая

 

вызывает

 

у

 

некоторых

 

солнечный

 

удар

?.. 

Далее

вычерненные

 

стены

 

не

 

могут

 

разве

 

погло

-

тить

 

в

 

течение

 

дня

 

столько

 

солнечной

 

теплоты

чтобы

 

ночью

 

остаться

 

до

 

некоторой

 

степе

-

ни

 

теплыми

 

и

 

предохранить

 

фрукты

 

от

 

мороза

Не

 

может

 

разве

 

внимательный

 

наблюда

-

тель

 

натолкнуться

 

еще

 

и

 

на

 

другие

 

частности

 

большей

 

или

 

меньшей

 

важности

?» 

Каковы

 

могут

 

быть

 

эти

 

выводы

 

и

 

полезные

 

применения

показывает

 

пример

 

немецкой

 

южнополярной

 

экспедиции

 1903 

г

на

 

корабле

 «

Гаусс

». 

Судно

 

вмерзло

 

в

 

лед

и

 

все

 

обычные

 

способы

 

освобождения

 

не

 

привели

 

ни

 

к

 

каким

 

результатам

Взрывчатые

 

вещества

 

и

 

пилы

пущенные

 

в

 

дело

удалили

 

всего

 

несколько

 

сотен

 

кубометров

 

льда

 

и

 

не

 

освободили

 

корабля

Тогда

 

обратились

 

к

 

помощи

 

солнеч

-

ных

 

лучей

из

 

темной

 

золы

 

и

 

угля

 

устроили

 

на

 

льду

 

полосу

 

в

 2 

км

 

длиной

 

и

 

в

 

10 

м

 

шириной

она

 

вела

 

от

 

корабля

 

до

 

ближайшей

 

широкой

 

щели

 

во

 

льду

Стоя

-

ли

 

ясные

 

долгие

 

дни

 

полярного

 

лета

и

 

солнечные

 

лучи

 

сделали

 

то

чего

 

не

 

могли

 

сделать

 

динамит

 

и

 

пила

Лед

подтаяв

сломался

 

вдоль

 

насыпанной

 

полосы

и

 

корабль

 

освободился

 

от

 

льда

Старое

 

и

 

новое

 

о

 

миражах

 

Вероятно

всем

 

известно

в

 

чем

 

заключается

 

физическая

 

причина

 

обыкновен

-

ного

 

миража

Нагретый

 

слой

 

воздуха

прилегающий

 

к

 

раскаленному

 

песку

 

пус

-

тыни

приобретает

 

зеркальные

 

свойства

 

оттого

что

 

этот

 

слой

 

воздуха

 

имеет

 

меньшую

 

плотность

нежели

 

вышележащие

 

слои

Наклонный

 

луч

 

света

 

от

 

весь

-

ма

 

далекого

 

предмета

достигнув

 

этого

 

воздушного

 

слоя

искривляет

 

в

 

нем

 

свой

 

путь

 

так

что

 

в

 

дальнейшем

 

следовании

 

он

 

вновь

 

удаляется

 

от

 

земли

 

и

 

попадает

 

в

 

глаз

 

наблюдателя

словно

 

отразившись

 

от

 

зеркала

 

под

 

очень

 

большим

 

углом

 

падения

И

 

наблюдателю

 

кажется

что

 

перед

 

ним

 

расстилается

 

в

 

пустыне

 

водная

 

гладь

отражающая

 

прибрежные

 

предметы

 (

рис

. 114). 

Правильнее

 

было

 

бы

впрочем

сказать

что

 

нагретый

 

слой

 

воздуха

 

близ

 

рас

-

каленной

 

почвы

 

отражает

 

лучи

 

не

 

наподобие

 

зеркала

а

 

наподобие

 

водной

 

по

-

 

113