Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1581

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Г Л А В А

 

Д Е В Я Т А Я

 

З Р Е Н И Е

 

О Д Н И М

 

И

 

Д В У М Я

 

Г Л А З А М И

 

Когда

 

не

 

было

 

фотографии

 

Фотография

 

успела

 

сделаться

 

в

 

нашем

 

быту

 

столь

 

привычной

что

 

мы

 

и

 

не

 

представляем

 

себе

как

 

обходились

 

без

 

нее

 

наши

 

предки

даже

 

и

 

не

 

очень

 

отда

-

ленные

В

 «

Записках

 

Пиквикского

 

клуба

» 

Диккенс

 

забавно

 

рассказывает

каким

 

образом

 

запечатлевали

 

внешность

 

человека

 

в

 

государственных

 

учреждениях

 

Англии

 

в

 

первой

 

половине

 XIX 

века

Действие

 

происходит

 

в

 

долговой

 

тюрьме

куда

 

привели

 

Пиквика

ме

куда

 

привели

 

Пиквика

Пиквику

 

сказали

что

 

он

 

должен

 

посидеть

пока

 

с

 

него

 

снимут

 

портрет

1)

 

Пиквику

 

сказали

что

 

он

 

должен

 

посидеть

пока

 

с

 

него

 

снимут

 

портрет

1)

 

«– 

Снимут

 

с

 

меня

 

портрет

! – 

воскликнул

 

м

-

р

 

Пиквик

«– 

Снимут

 

с

 

меня

 

портрет

! – 

воскликнул

 

м

-

р

 

Пиквик

– 

Образ

 

ваш

 

и

 

подобие

сэр

, – 

отвечал

 

дюжий

 

тюремщик

. – 

Мы

 

ведь

 

мастера

 

портре

-

ты

 

снимать

было

 

бы

 

вам

 

это

 

известно

Не

 

успеете

 

повернуться

и

 

рисунок

 

будет

 

готов

Сядьте

сэр

и

 

будьте

 

как

 

дома

– 

Образ

 

ваш

 

и

 

подобие

сэр

, – 

отвечал

 

дюжий

 

тюремщик

. – 

Мы

 

ведь

 

мастера

 

портре

-

ты

 

снимать

было

 

бы

 

вам

 

это

 

известно

Не

 

успеете

 

повернуться

и

 

рисунок

 

будет

 

готов

Сядьте

сэр

и

 

будьте

 

как

 

дома

Повинуясь

 

приглашению

м

-

р

 

Пиквик

 

сел

и

 

тогда

 

Самуэль

 (

слуга

 

Пиквика

. – 

Я

П

.

шепнул

 

ему

 

на

 

ухо

что

 

выражение

 «

снимать

 

портрет

» 

должно

 

понимать

 

здесь

 

в

 

фигураль

-

ном

 

смысле

Повинуясь

 

приглашению

м

-

р

 

Пиквик

 

сел

и

 

тогда

 

Самуэль

 (

слуга

 

Пиквика

. – 

Я

П

.

шепнул

 

ему

 

на

 

ухо

что

 

выражение

 «

снимать

 

портрет

» 

должно

 

понимать

 

здесь

 

в

 

фигураль

-

ном

 

смысле

– 

Это

 

значит

сэр

что

 

тюремщики

 

станут

 

присматриваться

 

к

 

вашему

 

лицу

чтобы

 

от

-

личать

 

вас

 

от

 

посетителей

– 

Это

 

значит

сэр

что

 

тюремщики

 

станут

 

присматриваться

 

к

 

вашему

 

лицу

чтобы

 

от

-

личать

 

вас

 

от

 

посетителей

Сеанс

 

начался

Толстый

 

тюремщик

 

беспечно

 

посматривал

 

на

 

м

-

ра

 

Пиквика

тогда

 

как

 

его

 

товарищ

 

стал

 

напротив

 

нового

 

арестанта

 

и

 

устремил

 

на

 

него

 

пристальный

 

взгляд

Тре

-

тий

 

джентльмен

 

остановился

 

перед

 

самым

 

носом

 

м

-

ра

 

Пиквика

 

и

 

принялся

 

изучать

 

его

 

черты

 

с

 

напряженным

 

вниманием

Сеанс

 

начался

Толстый

 

тюремщик

 

беспечно

 

посматривал

 

на

 

м

-

ра

 

Пиквика

тогда

 

как

 

его

 

товарищ

 

стал

 

напротив

 

нового

 

арестанта

 

и

 

устремил

 

на

 

него

 

пристальный

 

взгляд

Тре

-

тий

 

джентльмен

 

остановился

 

перед

 

самым

 

носом

 

м

-

ра

 

Пиквика

 

и

 

принялся

 

изучать

 

его

 

черты

 

с

 

напряженным

 

вниманием

Наконец

портрет

 

был

 

снят

и

 

м

-

ру

 

Пиквику

 

сказали

что

 

он

 

может

 

идти

 

в

 

тюрьму

». 

Наконец

портрет

 

был

 

снят

и

 

м

-

ру

 

Пиквику

 

сказали

что

 

он

 

может

 

идти

 

в

 

тюрьму

». 

Еще

 

ранее

 

роль

 

таких

  «

портретов

», 

запечатлеваемых

 

памятью

играл

 

пере

-

чень

 «

примет

». 

Помните

 

в

 «

Борисе

 

Годунове

» 

Пушкина

 

описание

 

Григория

 

От

-

репьева

 

в

 

царском

 

указе

: «

А

 

ростом

 

он

 

мал

грудь

 

широкая

одна

 

рука

 

короче

 

другой

глаза

 

голубые

волоса

 

рыжие

на

 

щеке

 

бородавка

на

 

лбу

 

другая

»? 

В

 

на

-

ши

 

дни

 

просто

 

прилагается

 

фотокарточка

Еще

 

ранее

 

роль

 

таких

  «

портретов

», 

запечатлеваемых

 

памятью

играл

 

пере

-

чень

 «

примет

». 

Помните

 

в

 «

Борисе

 

Годунове

» 

Пушкина

 

описание

 

Григория

 

От

-

репьева

 

в

 

царском

 

указе

: «

А

 

ростом

 

он

 

мал

грудь

 

широкая

одна

 

рука

 

короче

 

другой

глаза

 

голубые

волоса

 

рыжие

на

 

щеке

 

бородавка

на

 

лбу

 

другая

»? 

В

 

на

-

ши

 

дни

 

просто

 

прилагается

 

фотокарточка

Чего

 

многие

 

не

 

умеют

Чего

 

многие

 

не

 

умеют

Фотография

 

проникла

 

к

 

нам

 

в

 

сороковых

 

годах

 

прошлого

 

века

 

сначала

 

в

 

виде

 

так

 

называемой

 «

дагерротипии

»

*)

 – 

снимков

 

на

 

металлических

 

пластинках

Не

-

удобство

 

этого

 

способа

 

светописи

 

состояло

 

в

 

том

что

 

приходилось

 

позировать

 

перед

 

аппаратом

 

довольно

 

долго

 – 

десятки

 

минут

..

2)

Фотография

 

проникла

 

к

 

нам

 

в

 

сороковых

 

годах

 

прошлого

 

века

 

сначала

 

в

 

виде

 

так

 

называемой

 «

дагерротипии

»

*)

 – 

снимков

 

на

 

металлических

 

пластинках

Не

-

удобство

 

этого

 

способа

 

светописи

 

состояло

 

в

 

том

что

 

приходилось

 

позировать

 

перед

 

аппаратом

 

довольно

 

долго

 – 

десятки

 

минут

..

2)

 

119

                                                                 

                                                                  

*)

 

По

 

имени

 

изобретателя

 

этого

 

способа

 

Дагерра


background image

120 

                                                                 

«

Мой

 

дед

, – 

рассказывал

 

ленинградский

 

физик

 

Б

П

Вейнберг

, – 

просидел

 

перед

 

фотографической

 

камерой

чтобы

 

получился

 

с

 

него

 

один

 

и

 

притом

 

нераз

-

множаемый

 

дагерротип

, – 

сорок

 

минут

!» 

Но

 

все

 

же

 

возможность

 

получать

 

портреты

 

без

 

участия

 

художника

 

представ

-

лялась

 

настолько

 

новой

почти

 

чудесной

что

 

публика

 

не

 

скоро

 

привыкла

 

к

 

этой

 

мысли

В

 

старинном

 

русском

 

журнале

 (1845 

г

.) 

рассказан

 

по

 

этому

 

поводу

 

такой

 

случай

«

Многие

 

еще

 

до

 

сих

 

пор

 

не

 

хотят

 

верить

что

 

дагерротип

 

мог

 

действовать

 

сам

Один

 

весьма

 

почтенный

 

человек

 

пришел

 

заказать

 

свой

 

портрет

Хозяин

 (

т

е

фотограф

. – 

Я

П

.

усадил

 

его

приладил

 

стекла

вставил

 

дощечку

посмотрел

 

на

 

часы

 

и

 

вышел

Пока

 

хозяин

 

был

 

в

 

комнате

почтенный

 

человек

 

сидел

 

как

 

вкопанный

по

 

лишь

 

только

 

хозяин

 

вышел

 

за

 

дверь

господин

желавший

 

иметь

 

свой

 

портрет

не

 

счел

 

нужным

 

сидеть

 

смирно

встал

понюхал

 

табаку

осмотрел

 

со

 

всех

 

сторон

 

дагерротип

 (

аппарат

. – 

Я

П

.

), 

приставил

 

глаз

 

к

 

стеклу

покачал

 

головой

проговорил

 «

хитрая

 

штука

» 

и

 

начал

 

прохаживаться

 

но

 

комнате

Хозяин

 

возвратился

 

и

с

 

изумлением

 

остановившись

 

у

 

двери

воскликнул

– 

Что

 

вы

 

делаете

Ведь

 

я

 

вам

 

сказал

чтобы

 

вы

 

сидели

 

смирно

– 

Ну

я

 

сидел

Я

 

только

 

встал

когда

 

вы

 

ушли

– 

Тогда

 

и

 

надо

 

было

 

сидеть

– 

Зачем

 

же

 

я

 

буду

 

сидеть

 

напрасно

?» 

Вам

 

кажется

читатель

что

 

теперь

 

мы

 

далеки

 

от

 

всяких

 

наивных

 

представле

-

ний

 

о

 

фотографии

Однако

 

и

 

в

 

наше

 

время

 

большинство

 

людей

 

не

 

освоилось

 

еще

 

вполне

 

с

 

фотографией

и

между

 

прочим

мало

 

кто

 

умеет

 

смотреть

 

на

 

готовые

 

снимки

Вы

 

думаете

нечего

 

тут

 

и

 

уметь

взять

 

снимок

 

в

 

руки

 

и

 

смотреть

 

на

 

него

Но

 

это

 

вовсе

 

не

 

так

 

просто

фотографические

 

снимки

 

принадлежат

 

к

 

тем

 

предме

-

там

с

 

которыми

при

 

всей

 

их

 

распространенности

мы

 

не

 

умеем

 

правильно

 

об

-

ращаться

Большинство

 

фотографов

любителей

 

и

 

профессионалов

, – 

не

 

говоря

 

уже

 

об

 

остальной

 

публике

, – 

рассматривают

 

снимки

 

не

 

совсем

 

так

как

 

надо

.

 

Давно

 

уже

 

известно

 

искусство

 

фотографии

и

 

тем

 

не

 

менее

 

многие

 

не

 

знают

как

собственно

следует

 

рассматривать

 

фотографические

 

снимки

*)

Искусство

 

рассматривать

 

фотографии

 

По

 

устройству

 

своему

 

фотографическая

 

камера

 – 

большой

 

глаз

то

что

 

рису

-

ется

 

на

 

ее

 

матовом

 

стекле

зависит

 

от

 

расстояния

 

между

 

объективом

 

и

 

снимае

-

мыми

 

предметами

Фотографический

 

аппарат

 

закрепляет

 

на

 

пластинке

 

перспек

-

тивный

 

вид

который

 

представился

 

бы

 

нашему

 

глазу

 (

заметьте

 – 

одному

 

глазу

!), 

помещенному

 

на

 

месте

 

объектива

Отсюда

 

следует

что

 

раз

 

мы

 

желаем

 

получить

 

от

 

снимка

 

такое

 

же

 

зрительное

 

впечатление

как

 

и

 

от

 

самой

 

натуры

мы

 

должны

1) 

рассматривать

 

снимок

 

только

 

одним

 

глазом

 

и

 2) 

держать

 

снимок

 

в

 

надлежа

-

щем

 

расстоянии

 

от

 

глаза

Нетрудно

 

понять

что

рассматривая

 

снимок

 

двумя

 

глазами

мы

 

неизбежно

 

должны

 

увидеть

 

перед

 

собой

 

плоскую

 

картину

а

 

не

 

изображение

имеющее

 

глу

-

бину

Это

 

с

 

необходимостью

 

вытекает

 

из

 

особенностей

 

нашего

 

зрения

Когда

 

мы

 

рассматриваем

 

объемный

 

предмет

на

 

сетчатках

 

наших

 

глаз

 

получаются

 

изобра

-

жения

 

неодинаковые

правый

 

глаз

 

видит

 

не

 

совсем

 

то

 

же

что

 

кажется

 

левому

 

(

рис

. 119). 

Эта

 

неодинаковость

 

изображений

 

и

 

есть

в

 

сущности

главная

 

причина

 

того

что

 

предметы

 

представляются

 

нам

 

объемными

сознание

 

наше

 

сливает

 

оба

 

неодинаковых

 

впечатления

 

в

 

один

 

рельефный

 

образ

 (

на

 

этом

как

 

известно

осно

-

 

*)

 

Многие

 

читатели

 «

Занимательной

 

физики

» – 

в

 

том

 

числе

 

физики

 – 

признавались

 

мне

что

 

только

 

из

 

этой

 

книги

 

они

 

впервые

 

узнали

как

 

надо

 

правильно

 

рассматривать

 

фотографии

.

 


background image

 

121

вано

 

устройство

 

стереоскопа

). 

Иное

 

дело

если

 

перед

 

нами

 

предмет

 

плоский

например

 

поверхность

 

стены

оба

 

глаза

 

получают

 

тогда

 

вполне

 

тождественные

 

впе

-

чатления

одинаковость

 

эта

 

является

 

для

 

сознания

 

при

-

знаком

 

плоскостного

 

протяжения

 

предмета

Теперь

 

ясно

в

 

какую

 

ошибку

 

впадаем

 

мы

когда

 

рассматриваем

 

фотографию

 

двумя

 

глазами

этим

 

мы

 

навязываем

 

своему

 

сознанию

 

убеждение

что

 

перед

 

нами

 

именно

 

плоская

 

картина

Когда

 

мы

 

предлагаем

 

обоим

 

глазам

 

снимок

предназначенный

 

только

 

для

 

одного

,

 

мы

 

мешаем

 

себе

 

видеть

 

то

что

 

должна

 

дать

 

нам

 

фотография

вся

 

иллюзия

в

 

таком

 

совершенстве

 

создаваемая

 

фотографической

 

камерой

разрушается

 

этим

 

промахом

На

 

каком

 

расстоянии

 

надо

 

держать

 

фотографию

Столь

 

же

 

важно

 

и

 

второе

 

правило

 – 

держать

 

снимок

 

в

 

надлежащем

 

расстоя

-

нии

 

от

 

глаза

;

 

в

 

противном

 

случае

 

нарушается

 

правильная

 

перспектива

Каково

 

же

 

должно

 

быть

 

это

 

расстояние

Для

 

получения

 

полного

 

впечатления

 

надо

 

рассматривать

 

снимок

 

под

 

тем

 

же

 

углом

 

зрения

под

 

каким

 

объектив

 

аппарата

  «

видел

» 

изображение

 

на

 

матовом

 

стекле

 

камеры

или

что

 

то

 

же

 

самое

под

 

каким

 

он

 «

видел

» 

снимаемые

 

предметы

 

(

рис

. 120). 

Отсюда

 

следует

что

 

снимок

 

надо

 

приблизить

 

к

 

глазу

 

на

 

расстояние

которое

 

во

 

столько

 

же

 

раз

 

меньше

 

расстояния

 

предмета

 

от

 

объектива

во

 

сколько

 

раз

 

изображение

 

предмета

 

меньше

 

натуральной

 

величины

Другими

 

словами

надо

 

держать

 

снимок

 

от

 

глаза

 

на

 

расстоянии

которое

 

приблизительно

 

равно

 

фокусной

 

длине

 

объектива

Если

 

мы

 

примем

 

во

 

внимание

что

 

в

 

большинстве

 

любительских

 

аппаратов

 

фокусное

 

расстояние

 

равно

 12–15 

см

3)

то

 

поймем

что

 

мы

 

никогда

 

не

 

рассматри

-

ваем

 

фотоснимки

 

на

 

правильном

 

расстоянии

 

от

 

глаза

расстояние

 

лучшего

 

зре

-

ния

 

для

 

нормального

 

глаза

 (25 

см

почти

 

вдвое

 

более

 

указанного

Плоскими

 

ка

-

жутся

 

и

 

фотографии

висящие

 

на

 

стене

, – 

их

 

рассматривают

 

с

 

еще

 

большего

 

рас

-

стояния

.  

Только

 

близорукие

 

люди

с

 

коротким

 

расстоянием

 

лучшего

 

зрения

 (

а

 

также

 

дети

способные

 

видеть

 

на

 

близком

 

расстоянии

), 

могут

 

доставить

 

себе

 

удоволь

-

ствие

 

любоваться

 

эффектом

который

 

дает

 

обыкновенный

 

снимок

 

при

 

правиль

-

ном

 

рассматривании

 (

одним

 

глазом

). 

Держа

 

фотографию

 

на

 

расстоянии

 12–15 

см

 

от

 

глаза

они

 

видят

 

перед

 

собой

 

не

 

плоскую

 

картину

а

 

рельефный

 

образ

в

 

кото

-

ром

 

передний

 

план

 

отделяется

 

от

 

заднего

 

почти

 

как

 

в

 

стереоскопе

Читатель

надеюсь

согласится

 

теперь

что

 

в

 

большинстве

 

случаев

 

мы

 

только

 

по

 

собственному

 

неведению

 

не

 

получаем

 

от

 

фотографических

 

снимков

 

в

 

полной

 

мере

 

того

 

удовольствия

какое

 

они

 

могут

 

доставить

и

 

часто

 

напрасно

 

жалуемся

 

на

 

их

 

безжизненность

Все

 

дело

 

в

 

том

что

 

мы

 

не

 

помещаем

 

своего

 

глаза

 

в

 

над

-

Рис

. 119. 

Каким

 

кажется

 

палец

 

левому

 

и

 

правому

 

глазу

если

 

держать

 

руку

 

недалеко

 

от

 

лица

Рис

. 120. 

В

 

фотографическом

 

аппарате

 

угол

 

1

 

равен

 

углу

 

2.

 


background image

лежащей

 

точке

 

относительно

 

снимка

 

и

 

смотрим

 

двумя

 

глазами

 

на

 

изображение

предназначенное

 

только

 

для

 

одного

Странное

 

действие

 

увеличительного

 

стекла

 

Близорукие

 

люди

как

 

мы

 

сейчас

 

объяснили

легко

 

могут

 

обыкновенные

 

фо

-

тографии

 

видеть

 

рельефными

Но

 

как

 

быть

 

людям

 

с

 

нормальными

 

глазами

Они

 

не

 

могут

 

придвигать

 

изображение

 

очень

 

близко

 

к

 

глазу

но

 

им

 

поможет

 

здесь

 

увеличительное

 

стекло

Смотря

 

на

 

снимок

 

через

 

чечевицу

 

с

 

увеличением

 

в

 

два

 

раза

такие

 

люди

 

легко

 

могут

 

приобрести

 

указанные

 

выгоды

 

близорукого

т

е

., 

не

 

напрягая

 

глаз

могут

 

видеть

как

 

фотография

 

приобретает

 

рельефность

 

и

 

глу

-

бину

Разница

 

между

 

получаемым

 

при

 

этом

 

впечатлением

 

и

 

тем

что

 

мы

 

видим

глядя

 

на

 

фотографию

 

двумя

 

глазами

 

с

 

большого

 

расстояния

, – 

огромна

Такой

 

способ

 

рассматривать

 

обыкновенные

 

фотографии

 

почти

 

заменяет

 

эффекты

 

сте

-

реоскопа

Теперь

 

становится

 

понятным

почему

 

фотоснимки

 

часто

 

приобретают

 

рель

-

ефность

если

 

смотреть

 

на

 

них

 

одним

 

глазом

 

в

 

увеличительное

 

стекло

Факт

 

этот

 

общеизвестен

Но

 

правильное

 

объяснение

 

явления

 

приходится

 

слышать

 

редко

Один

 

из

 

рецензентов

 «

Занимательной

 

физики

» 

писал

 

мне

 

по

 

этому

 

поводу

«

В

 

следующем

 

издании

 

рассмотрите

 

вопрос

отчего

 

в

 

обыкновенную

 

лупу

 

фотогра

-

фия

 

кажется

 

рельефной

Мое

 

мнение

что

 

все

 

сложное

 

объяснение

 

стереоскопа

 

не

 

выдер

-

живает

 

критики

Попробуйте

 

смотреть

 

в

 

стереоскоп

 

одним

 

глазом

рельефность

 

сохраняет

-

ся

 

вопреки

 

теории

». 

Читателям

конечно

ясно

 

теперь

что

 

теория

 

стереоскопа

 

нисколько

 

этим

 

фактом

 

не

 

колеблется

На

 

том

 

же

 

основан

 

любопытный

 

эффект

 

так

 

называемых

  «

панорам

», 

про

-

дающихся

 

в

 

игрушечных

 

магазинах

В

 

этих

 

маленьких

 

приборах

 

обыкновенный

 

снимок

 

ландшафта

 

или

 

группы

 

рассматривается

 

через

 

увеличительное

 

стекло

 

одним

 

глазом

Этого

 

уже

 

достаточно

 

для

 

получения

 

рельефа

иллюзию

 

обыкно

-

венно

 

усиливают

 

еще

 

тем

что

 

некоторые

 

предметы

 

переднего

 

плана

 

вырезаются

 

отдельно

 

и

 

помещаются

 

впереди

 

фотографии

глаз

 

наш

 

очень

 

чувствителен

 

к

 

рельефности

 

ближайших

 

предметов

 

и

 

не

 

столь

 

восприимчив

 

к

 

более

 

далеким

 

рельефам

Увеличение

 

фотографий

 

Нельзя

 

ли

 

изготовлять

 

фотографии

 

так

чтобы

 

нормальный

 

глаз

 

мог

 

правиль

-

но

 

рассматривать

 

их

не

 

прибегая

 

к

 

увеличительным

 

стеклам

Вполне

 

возможно

– 

для

 

этого

 

достаточно

 

только

 

пользоваться

 

камерами

 

с

 

длиннофокусными

 

объ

-

ективами

После

 

сказанного

 

раньше

 

понятно

что

 

снимок

полученный

 

при

 

по

-

мощи

 

объектива

 

с

 25–30-

сантиметровым

 

фокусным

 

расстоянием

можно

 

рас

-

сматривать

  (

одним

 

глазом

на

 

обычном

 

расстоянии

 – 

он

 

покажется

 

достаточно

 

рельефным

Можно

 

получать

 

и

 

такие

 

снимки

которые

 

не

 

будут

 

казаться

 

плоскими

 

при

 

рассматривании

 

даже

 

двумя

 

глазами

 

с

 

большого

 

расстояния

Мы

 

уже

 

говорили

что

 

когда

 

оба

 

глаза

 

получают

 

от

 

какого

-

либо

 

предмета

 

два

 

тождественных

 

изо

-

бражения

сознание

 

сливает

 

их

 

в

 

одну

 

плоскую

 

картину

Но

 

эта

 

склонность

 

бы

-

стро

 

ослабевает

 

с

 

увеличением

 

расстояния

Практика

 

показывает

что

 

снимок

полученный

 

с

 

помощью

 

объектива

 

с

 70-

сантиметровым

 

фокусным

 

расстоянием

не

 

утрачивает

 

рельефности

если

 

рассматривать

 

его

 

обоими

 

глазами

122 


background image

 

123

Необходимость

 

располагать

 

длиннофокусным

 

объективом

 

опять

-

таки

 

пред

-

ставляет

 

неудобство

Поэтому

 

укажем

 

и

 

другой

 

способ

он

 

состоит

 

в

 

том

что

 

увеличивают

 

снимок

полученный

 

обыкновенным

 

аппаратом

При

 

таком

 

увели

-

чении

 

соответственно

 

удлиняется

 

и

 

правильное

 

расстояние

с

 

какого

 

нужно

 

сни

-

мок

 

рассматривать

Если

 

фотографию

снятую

 15-

сантиметровым

 

объективом

увеличить

 

в

 4 

или

 5 

раз

то

 

этого

 

уже

 

достаточно

 

для

 

получения

 

желаемого

 

эф

-

фекта

увеличенную

 

фотографию

 

можно

 

рассматривать

 

обоими

 

глазами

 

с

 

рас

-

стояния

 60–75 

см

Некоторая

 

неясность

 

снимка

 

не

 

мешает

 

впечатлению

так

 

как

 

с

 

большого

 

расстояния

 

она

 

малозаметна

В

 

смысле

 

же

 

рельефности

 

снимок

 

не

-

сомненно

 

выигрывает

Лучшее

 

место

 

в

 

кинотеатре

 

Частые

 

посетители

 

кинотеатров

 

заметили

вероятно

что

 

некоторые

 

картины

 

отличаются

 

необыкновенной

 

рельефностью

фигуры

 

отделяются

 

от

 

заднего

 

пла

-

на

 

и

 

настолько

 

выпуклы

что

 

забываешь

 

даже

 

о

 

существовании

 

полотна

 

и

 

ви

-

дишь

 

словно

 

подлинный

 

ландшафт

 

или

 

живых

 

артистов

 

на

 

сцене

Такая

 

рельефность

 

изображений

 

зависит

 

не

 

от

 

свойства

 

самой

 

ленты

как

 

часто

 

думают

а

 

от

 

места

где

 

помещается

 

зритель

Кинематографические

 

снимки

 

хотя

 

и

 

производятся

 

с

 

помощью

 

весьма

 

короткофокусных

 

камер

но

 

проектиру

-

ются

 

на

 

экран

 

в

 

сильно

 

увеличенном

 

виде

, – 

раз

 

в

 

сто

, – 

так

 

что

 

их

 

можно

 

рас

-

сматривать

 

двумя

 

глазами

 

с

 

большого

 

расстояния

 (10 

см

 × 100 = 10 

м

). 

Наи

-

большая

 

рельефность

 

наблюдается

 

тогда

когда

 

мы

 

смотрим

 

на

 

картины

 

под

 

тем

 

же

 

самым

 

углом

под

 

каким

 

аппарат

 «

смотрел

» 

на

 

свою

 

натуру

 

при

 

съемке

То

-

гда

 

перед

 

нами

 

будет

 

естественная

 

перспектива

Как

 

же

 

найти

 

расстояние

отвечающее

 

такому

 

наивыгоднейшему

 

углу

 

зре

-

ния

Для

 

этого

 

нужно

 

выбрать

 

место

во

-

первых

против

 

середины

 

картины

а

 

во

-

вторых

на

 

таком

 

расстоянии

 

от

 

экрана

которое

 

во

 

столько

 

же

 

раз

 

больше

 

шири

-

ны

 

картины

во

 

сколько

 

раз

 

фокусное

 

расстояние

 

объектива

 

больше

 

ширины

 

кинематографической

 

ленты

Для

 

кинематографических

 

снимков

 

обыкновенно

 

пользуются

 

камерами

 

с

 

фо

-

кусным

 

расстоянием

 35, 50, 75, 100 

мм

в

 

зависимости

 

от

 

характера

 

съемки

Стандартная

 

ширина

ленты

 24 

мм

Для

   

фокусного

 

расстояния

например

в

 

75 

мм

 

имеем

 

отношение

 

Итак

чтобы

 

найти

на

 

каком

 

расстоянии

 

надо

 

в

 

этом

 

случае

 

сесть

 

от

 

экрана

достаточно

 

ширину

 

картины

 

увеличить

 

примерно

 

в

 3 

раза

Если

 

ширина

 

кинема

-

тографического

 

изображения

 6 

шагов

то

 

лучшие

 

места

 

для

 

рассматривания

 

этих

 

кадров

 

расположены

 

в

 18 

шагах

 

от

 

экрана

Этого

 

обстоятельства

 

не

 

следует

 

упускать

 

из

 

виду

 

при

 

испытании

 

различных

 

предложений

имеющих

 

целью

 

придать

 

кинокартинам

 

стереоскопичность

легко

 

приписать

 

испытываемому

 

изобретению

 

то

что

 

обусловлено

 

указанными

 

при

-

чинами

Совет

 

читателям

 

иллюстрированных

 

журналов

 

Воспроизведения

 

фотографий

 

в

 

книгах

 

и

 

журналах

 

имеют

конечно

те

 

же

 

свойства

что

 

и

 

оригинальные

 

снимки

они

 

тоже

 

становятся

 

рельефнее

если

 

рас

-

3

24

75

ленты

ширина

расстояние

фокусное

картины

ширина

расстояние

искомое