Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.10.2020
Просмотров: 1580
Скачиваний: 12
сматривать
их
одним
глазом
и
с
надлежащего
расстояния
.
Так
как
разные
фото
-
графии
сняты
аппаратами
с
различными
фокусными
расстояниями
,
то
отыски
-
вать
надлежащие
расстояния
для
рассматривания
приходится
испытанием
.
За
-
крыв
один
глаз
,
держите
иллюстрацию
на
вытянутой
руке
так
,
чтобы
плоскость
ее
была
перпендикулярна
к
лучу
зрения
,
а
ваш
открытый
глаз
приходился
против
середины
снимка
.
Теперь
приближайте
постепенно
снимок
,
не
переставая
всмат
-
риваться
в
него
;
вы
легко
уловите
момент
,
когда
он
приобретет
наибольшую
рельефность
.
Многие
снимки
,
неотчетливые
и
плоские
при
обычном
рассматривании
,
по
-
лучают
глубину
и
ясность
,
если
смотреть
на
них
описанным
способом
.
Нередко
при
таком
рассматривании
становятся
заметны
блеск
воды
и
другие
чисто
сте
-
реоскопические
эффекты
.
Надо
удивляться
,
что
столь
простые
факты
мало
известны
,
хотя
почти
все
здесь
сообщаемое
излагалось
в
популярных
книгах
еще
в
прошлом
веке
.
В
«
Ос
-
нованиях
физиологии
ума
»
В
.
Карпентера
–
книге
,
изданной
в
русском
переводе
в
1877
г
., –
читаем
о
рассматривании
фотографий
следующее
:
«
Замечательно
,
что
эффект
этого
способа
рассматривания
фотографических
картин
(
одним
глазом
)
не
ограничивается
выделением
телесности
предмета
;
другие
особенности
являются
тоже
с
несравненно
большей
живостью
и
реальностью
,
дополняя
иллюзию
.
Это
относится
главным
образом
к
изображению
стоячей
воды
–
самой
слабой
стороны
фото
-
графических
картин
при
обычных
условиях
.
Именно
,
если
смотреть
на
такое
изображение
воды
обоими
глазами
,
поверхность
кажется
восковой
,
но
если
смотреть
одним
глазом
,
в
ней
часто
замечается
поразительная
прозрачность
и
глубина
.
То
же
можно
сказать
и
отно
-
сительно
различных
свойств
поверхностей
,
отражающих
свет
,
например
бронзы
и
слоно
-
вой
кости
.
Материал
,
из
которого
сделан
предмет
,
изображенный
на
фотографии
,
узнается
гораздо
легче
,
если
смотреть
одним
глазом
,
а
не
двумя
».
Обратим
внимание
еще
на
одно
обстоятельство
.
Если
снимки
при
увеличе
-
нии
выигрывают
в
жизненности
,
то
при
уменьшении
они
,
напротив
,
проигрыва
-
ют
в
этом
отношении
.
Уменьшенные
фотографии
выходят
,
правда
,
резче
и
от
-
четливее
,
но
они
плоски
,
не
дают
впечатления
глубины
и
рельефности
.
Причина
после
всего
сказанного
должна
быть
понятна
:
с
уменьшением
фотографий
уменьшается
и
соответствующее
«
перспективное
расстояние
»,
которое
обыкно
-
венно
и
без
того
чересчур
мало
.
Рассматривание
картин
То
,
что
мы
сказали
о
фотографии
,
до
известной
степени
применимо
и
к
кар
-
тинам
,
созданным
рукой
художника
:
их
всего
лучше
рассматривать
тоже
с
над
-
лежащего
расстояния
.
Только
при
этом
условии
ощутите
вы
перспективу
и
кар
-
тина
покажется
не
плоской
,
а
глубокой
и
рельефной
.
Полезно
смотреть
также
одним
,
а
не
двумя
глазами
,
особенно
на
картины
небольших
размеров
.
«
Давно
известно
, –
писал
по
этому
поводу
английский
психолог
В
.
Карпентер
в
упо
-
мянутом
сочинении
, –
что
при
внимательном
рассматривании
картины
,
где
перспективные
условия
,
свет
,
тени
и
общее
расположение
деталей
строго
соответствуют
изображаемой
действительности
,
производимое
впечатление
гораздо
живее
,
если
смотреть
одним
глазом
,
а
не
обоими
,
и
что
эффект
усиливается
,
когда
мы
смотрим
через
трубку
,
исключающую
всю
постороннюю
обстановку
картины
.
Факт
этот
объясняли
раньше
совершенно
ложно
.
«
Мы
видим
одним
глазом
лучше
,
чем
двумя
, –
говорит
Бэкон
, –
потому
что
жизненные
духи
сосредоточиваются
при
этом
в
одном
месте
и
действуют
с
большей
силой
».
В
действительности
же
тут
дело
в
том
,
что
когда
мы
смотрим
обоими
глазами
на
кар
-
тину
в
умеренном
расстоянии
,
то
принуждены
признать
ее
плоской
поверхностью
;
когда
124
125
же
мы
смотрим
только
одним
глазом
,
ум
наш
легче
может
поддаться
впечатлению
пер
-
спективы
,
света
,
теней
и
т
.
д
.
Отсюда
,
когда
мы
всматриваемся
пристально
,
картина
приоб
-
ретает
в
скором
времени
рельефность
и
может
даже
достичь
телесности
реального
ланд
-
шафта
.
Полнота
иллюзии
будет
главным
образом
зависеть
от
верности
,
с
которой
воспро
-
изведена
на
картине
действительная
проекция
предметов
на
плоскости
...
Преимущество
видения
одним
глазом
зависит
в
этих
случаях
от
того
,
что
ум
свободен
истолковывать
картину
по
своему
произволу
,
когда
ничто
не
заставляет
его
видеть
в
ней
плоскую
карти
-
ну
».
Уменьшенные
снимки
с
больших
картин
дают
нередко
более
полную
иллю
-
зию
рельефности
,
нежели
оригиналы
.
Вы
поймете
,
отчего
это
происходит
,
если
вспомните
,
что
при
уменьшении
картины
сокращается
то
обычно
большое
рас
-
стояние
,
с
которого
следует
рассматривать
изображение
,
поэтому
снимок
приоб
-
ретает
рельефность
уже
на
близком
расстоянии
.
Что
такое
стереоскоп
?
Переходя
от
картин
к
объемным
предметам
,
зададим
себе
вопрос
:
почему
,
собственно
,
предметы
кажутся
нам
объемными
,
а
не
плоскими
?
На
сетчатке
на
-
шего
глаза
изображение
получается
ведь
плоское
.
Каким
же
образом
происходит
то
,
что
предметы
представляются
нам
не
в
виде
плоской
картины
,
а
телами
трех
измерений
?
Здесь
действуют
несколько
причин
.
Во
-
первых
,
различная
степень
освеще
-
ния
частей
предметов
позволяет
нам
судить
об
их
форме
.
Во
-
вторых
,
играет
роль
напряжение
,
которое
мы
ощущаем
,
когда
приспосабливаем
глаза
к
ясному
вос
-
приятию
различно
удаленных
частей
объемного
предмета
:
все
части
плоской
картины
удалены
от
глаза
одинаково
,
между
тем
как
части
пространственного
объекта
находятся
на
различном
расстоянии
,
и
,
чтобы
ясно
видеть
их
,
глаз
дол
-
жен
не
одинаково
«
настраиваться
».
Но
самую
большую
услугу
оказывает
нам
то
,
что
здесь
изображения
,
получаемые
в
каждом
глазу
от
одного
и
того
же
предме
-
та
,
не
одинаковы
.
В
этом
легко
убедиться
,
если
смотреть
на
какой
-
нибудь
близ
-
кий
предмет
,
попеременно
закрывая
то
правый
,
то
левый
глаз
.
Правый
и
левый
глаз
видят
предметы
не
одинаково
;
в
каждом
рисуется
иная
картина
,
и
это
-
то
различие
,
истолковываемое
нашим
сознанием
,
дает
нам
впечатление
рельефа
. 121).
Теперь
представьте
себе
два
рисунка
одного
и
того
же
предмета
:
первый
изо
-
бражает
предмет
,
каким
он
кажется
левому
глазу
,
второй
–
правому
.
Если
смот
-
реть
на
эти
изображения
так
,
чтобы
каждый
глаз
видел
только
«
свой
»
рисунок
,
то
вместо
двух
плоских
картин
мы
увидим
один
выпуклый
,
рельефный
предмет
,
даже
более
рельефный
,
чем
объемные
предметы
,
видимые
одним
глазом
.
Рас
-
Рис
. 121.
Стеклянный
куб
с
пятнами
,
рассматриваемый
левым
и
правым
глазом
.
сматривают
такие
парные
рисунки
при
помощи
особого
прибора
–
стереоскопа
.
Слияние
обоих
изображений
достигалось
в
прежних
стереоскопах
при
помощи
зеркал
,
а
в
новейших
–
с
помощью
стеклянных
выпуклых
призм
:
они
преломля
-
ют
лучи
так
,
что
при
мысленном
их
продолжении
оба
изображения
(
слегка
уве
-
личенные
благодаря
выпуклости
призм
)
покрывают
одно
другое
.
Идея
стерео
-
скопа
,
как
видим
,
необычайно
проста
,
но
тем
поразительнее
действие
,
достигае
-
мое
столь
простыми
средствами
.
Большинству
читателей
,
без
сомнения
,
случалось
видеть
стереоскопические
фотографии
различных
сцен
и
ландшафтов
.
Иные
,
быть
может
,
рассматривали
в
стереоскоп
и
чертежи
фигур
,
изготовленные
с
целью
облегчить
изучение
сте
-
реометрии
.
В
дальнейшем
мы
не
будем
говорить
об
этих
более
или
менее
обще
-
известных
применениях
стереоскопа
,
а
остановимся
лишь
на
тех
,
с
которыми
многие
читатели
,
вероятно
,
незнакомы
.
Наш
естественный
стереоскоп
При
рассматривании
стереоскопических
изображений
можно
обойтись
и
без
какого
-
либо
прибора
:
надо
лишь
приучить
себя
соответствующим
образом
на
-
правлять
глаза
.
Результат
получается
такой
же
,
как
и
при
помощи
стереоскопа
,
с
той
лишь
разницей
,
что
изображение
при
этом
не
увеличивается
.
Изобретатель
стереоскопа
Уитстон
первоначально
пользовался
именно
этим
естественным
приемом
.
Я
прилагаю
здесь
целую
серию
;
стереоскопи
-
ческих
рисунков
ПО
степенно
возрастающей
слож
-
ности
,
которые
советую
попытаться
рассматривать
непосредственно
,
без
стереоскопа
.
Успех
достига
-
ется
лишь
после
ряда
упражнений
*)
.
Начните
с
пары
черных
кружков
.
Держите
их
перед
глазами
и
в
течение
нескольких
секунд
не
сводите
взгляда
с
промежутка
между
кружками
;
при
этом
сделайте
такое
усилие
,
словно
бы
желали
рассмотреть
предмет
,
расположенный
далее
,
позади
рисунка
.
Вы
уви
-
дите
скоро
уже
не
два
,
а
четыре
кружка
, –
кружки
раздвоятся
.
Но
затем
крайние
кружки
отплывут
далеко
,
а
внутренние
сблизятся
и
сольются
.
Если
вы
повторите
то
же
с
и
то
в
последнем
случае
в
момент
слияния
увидите
перед
собой
словно
внутренность
длинной
трубы
,
уходящей
вдаль
.
Рис
. 122.
Несколько
секунд
не
сводите
лаз
с
промежутка
между
кружками
–
оба
черных
кружка
сольются
в
один
.
г
Рис
. 124.
Когда
эти
изображения
сольются
,
вы
дите
перед
собой
словно
внутренность
труб
уходящей
вдаль
.
Рис
. 123.
Повторите
то
же
с
этой
парой
рисунков
.
Добившись
слияния
,
перейдите
к
следующему
упражнению
.
уви
ы
,
126
*)
Надо
заметить
,
что
умение
видеть
стереоскопически
–
даже
и
в
стереоскоп
–
дается
не
всем
лю
-
дям
:
некоторые
(
например
,
косоглазые
или
привыкшие
работать
только
одним
глазом
)
совершенно
неспособны
к
нему
;
другим
оно
дается
после
продолжительного
упражнения
;
наконец
,
третьи
,
преиму
-
щественно
молодые
люди
научаются
этому
очень
быстро
–
в
четверть
часа
.
Рис
. 125.
Эти
четыре
геометрических
тела
при
слиянии
изображений
кажутся
словно
парящими
в
пространстве
.
Рис
. 126.
Длинный
,
уходящий
вдаль
коридор
.
Добившись
этого
,
можете
перейти
к
здесь
вы
должны
увидеть
ви
-
сящие
в
воздухе
геометрические
тела
.
представит
вам
длинный
коридор
каменного
здания
или
туннель
,
а
на
вы
можете
восхищаться
иллюзией
прозрачного
стекла
в
аквариуме
.
Наконец
на
перед
нами
уже
целая
кар
-
тина
–
морской
пейзаж
.
Научиться
такому
непосредственному
рассматриванию
парных
изображений
сравнительно
нетрудно
.
Многие
из
моих
знакомых
овладевали
этим
искусством
в
короткий
срок
,
после
небольшого
числа
проб
.
Близорукие
и
дальнозоркие
,
но
-
сящие
очки
,
могут
не
снимать
их
,
а
смотреть
на
изображения
так
,
как
рассматри
-
вают
всякую
картину
.
Пробуйте
придвигать
или
отодвигать
от
глаз
рисунки
,
пока
не
уловите
надлежащего
расстояния
.
Во
всяком
случае
нужно
проделывать
опыты
при
хорошем
освещении
–
это
сильно
способствует
успеху
.
Рис
. 127.
Рыбка
в
аквариуме
.
Научившись
рассматривать
без
стереоскопа
воспроизведенные
здесь
рисун
-
ки
,
можете
воспользоваться
приобретенным
навыком
для
рассматривания
вооб
-
ще
стереоскопических
фотографий
,
обходясь
без
специального
прибора
.
Те
сте
-
реоскопические
снимки
,
которые
приведены
далее
на
и
тоже
можно
попытаться
рассматривать
простым
глазом
.
Не
надо
только
чрезмерно
увлекать
-
ся
этим
упражнением
,
чтобы
не
утомить
глаза
.
127
Рис
. 128.
Стереоскопический
ландшафт
моря
.
Если
вам
не
удается
приобрести
способность
управлять
своими
глазами
,
вы
можете
,
за
неимением
стереоскопа
,
пользоваться
стеклами
очков
для
дальнозор
-
ких
;
надо
подклеить
их
под
отверстия
в
картоне
так
,
чтобы
смотреть
только
че
-
рез
внутренние
края
стекол
;
между
рисунками
следует
поместить
какую
-
нибудь
перегородку
.
С
помощью
этого
упрощенного
стереоскопа
вы
вполне
достигнете
цели
.
Одним
и
двумя
глазами
На
воспроизведены
фотографии
,
изображающие
три
аптечные
склянки
как
будто
одинаковых
размеров
.
Как
бы
внимательно
вы
ни
рассматри
-
вали
эти
изображения
,
вы
не
обнаружите
между
склянками
никакой
разницы
в
размерах
.
А
между
тем
разница
существует
,
и
весьма
значительная
.
Склянки
кажутся
равными
только
потому
,
что
находятся
не
на
одинаковом
расстоянии
от
глаза
или
от
фотографического
аппарата
:
крупная
склянка
удалена
больше
,
чем
мелкие
.
Но
какие
именно
из
трех
изображенных
склянок
ближе
,
какие
дальше
?
Это
невозможно
определить
простым
рассматриванием
изображений
.
Задача
,
однако
,
легко
решается
,
если
обратиться
к
услугам
стереоскопа
или
к
помощи
того
стереоскопического
зрения
без
аппарата
,
о
котором
сейчас
говори
-
лось
.
Тогда
вы
отчетливо
увидите
,
что
из
трех
склянок
крайняя
левая
ближе
средней
,
которая
в
свою
очередь
ближе
правой
.
Истинное
соотношение
размеров
склянок
показано
на
.
Еще
более
поразительный
случай
имеем
на
Вы
видите
воспроиз
-
ведение
фотографий
ваз
,
свечей
и
часов
,
причем
обе
вазы
и
обе
свечи
кажутся
совершенно
одинаковых
размеров
.
В
действительности
же
между
ними
огромная
разница
в
размерах
:
левая
ваза
чуть
не
вдвое
выше
правой
,
а
левая
свеча
гораздо
ниже
часов
и
правой
свечи
(
При
стереоскопическом
рассматривании
тех
же
снимков
сразу
обнаруживается
причина
метаморфозы
:
предметы
не
вы
-
строены
в
одну
шеренгу
,
а
размещены
на
различных
расстояниях
:
крупные
–
дальше
,
мелкие
–
ближе
.
Преимущество
стереоскопического
, «
двуглазого
» (
бинокулярного
)
зрения
перед
«
одноглазым
»
выступает
здесь
с
большой
убедительностью
Простой
способ
разоблачать
подделки
Имеются
два
совершенно
одинаковых
рисунка
,
например
два
равных
черных
квадрата
.
Рассматривая
их
в
стереоскоп
,
мы
увидим
один
квадрат
,
ничем
не
128