Файл: Перельман Я. И. - Занимательная физика. Книга 1 - 1983.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 1508

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

на

 

канате

основание

 

очень

 

мало

и

 

отвесная

 

линия

 

легко

 

может

 

выйти

 

за

 

его

 

пределы

Замечали

 

ли

 

вы

какой

 

странной

 

походкой

 

отличаются

  «

морские

 

волки

»? 

Проводя

 

всю

 

жизнь

 

на

 

качающемся

 

судне

где

 

отвесная

 

линия

 

из

 

центра

 

тяжести

 

их

 

тела

 

ежесекундно

 

может

 

выйти

 

за

 

пределы

 

пространства

занятого

 

ступнями

моряки

 

вырабатывают

 

привычку

 

ступать

 

так

чтобы

 

основание

 

их

 

тела

  (

т

е

широко

 

расставленные

 

ноги

захватывало

 

возможно

 

большую

 

площадь

Это

 

придает

 

морякам

 

необходимую

 

устойчивость

 

на

 

колеблющейся

 

палубе

естественно

что

 

та

 

же

 

привычка

 

сохраняется

 

при

 

ходьбе

 

по

 

земле

Можно

 

привести

 

и

 

обратный

 

пример

когда

 

необходимость

 

поддерживать

 

равновесие

 

обусловливает

 

красоту

 

позы

Обращали

 

вы

 

внимание

 

на

 

то

какой

 

стройный

 

вид

 

имеет

 

человек

несущий

 

на

 

голове

 

груз

Всем

 

известны

 

изящные

 

изваяния

 

женских

 

фигур

 

с

 

кувшином

 

на

 

голове

Неся

 

на

 

голове

 

груз

по

 

необходимости

 

приходится

 

держать

 

голову

 

и

 

туловище

 

прямо

малейшее

 

уклонение

 

грозит

 

вывести

 

отвесную

 

линию

 

из

 

центра

 

тяжести

  (

приподнятого

 

в

 

случае

 

тела

 

с

 

грузом

 

выше

 

обычного

 

положения

из

 

контура

 

основания

и

 

тогда

 

равновесие

 

фигуры

 

будет

 

нарушено

Теперь

 

вернемся

 

к

 

опыту

 

с

 

вставанием

 

сидящего

 

человека

Центр

 

тяжести

 

туловища

 

сидящего

 

человека

 

находится

 

внутри

 

тела

близ

 

позвонок

 

ника

сантиметров

 

на

 20 

выше

 

уровни

 

пупка

Проведите

 

отвесную

 

линию

 

из

 

этой

 

точки

 

вниз

она

 

пройдет

 

под

 

стулом

 

позади

 

ступней

А

 

чтобы

 

человек

 

мог

 

стоять

линия

 

эта

 

должна

 

проходить

 

между

 

ступнями

.

 

Рис

. 13.

 «

Падающая

 

колокольня

» 

в

 

Архан

-

гельске

 (

со

 

старинной

 

фотографии

). 

Ри

Значит

вставая

мы

 

должны

 

либо

 

податься

 

грудью

 

вперед

перемещая

 

этил

 

центр

 

тяжести

либо

 

же

 

пододвинуть

 

ноги

 

назад

чтобы

 

подвести

 

опору

 

под

 

центр

 

тяжести

Обычно

 

мы

 

так

 

и

 

делаем

когда

 

встаем

 

со

 

стула

Но

 

если

 

нам

 

не

 

разрешают

 

делать

 

ни

 

того

ни

 

другого

то

 

встать

 

мудрено

в

 

чем

 

вы

 

можете

 

убедиться

 

сами

с

. 14.

 

Когда

 

человек

 

стои

весная

 

линия

проведенн

центра

 

тяжести

проходит

внутри

 

площадки

ограни

-

ченной

 

ступнями

т

от

ая

 

из

 

 

Ходьба

 

и

 

бег

 

То

что

 

вы

 

делаете

 

тысячи

 

раз

 

в

 

день

 

в

 

течение

 

все

жизни

должно

 

быть

 

вам

 

прекрасно

 

известно

Так

 

принято

 

думать

но

 

это

 

далеко

 

не

 

всегда

 

верно

Лучший

 

пример

 – 

ходьба

 

и

 

бег

Есть

 

ли

 

что

-

нибудь

 

более

 

нам

 

знакомое

чем

 

эти

 

движе

-

ния

А

 

много

 

ли

 

найдется

 

людей

которые

 

ясно

 

представляют

 

себе

как

собст

-

венно

передвигаем

 

мы

 

свое

 

тело

 

при

 

ходьбе

 

и

 

беге

 

и

 

в

 

чем

 

разнятся

 

эти

 

два

 

рода

 

движений

Послушаем

 

же

что

 

говорят

 

о

 

ходьбе

 

и

 

беге

 

физиологи

*)

Для

 

боль

-

шинства

я

 

уверен

это

 

описание

 

будет

 

совершенно

 

ново

 

19

                                                                  

*)

 

Текст

 

отрывка

 

заимствован

 

из

 «

Лекций

 

по

 

зоологии

»

 

Поля

 

Бера


background image

20 

 

шаг

«

Предположим

что

 

человек

 

стоит

 

на

 

одной

 

ноге

например

 

на

 

правой

Вообразим

 

се

-

бе

что

 

он

 

приподнимает

 

пятку

наклоняя

 

в

 

то

 

же

 

время

 

туловище

 

вперед

*)

При

 

таком

 

положении

 

перпендикуляр

 

из

 

центра

 

тяжести

понятно

выйдет

 

из

 

площади

 

основания

 

опоры

и

 

человек

 

должен

 

упасть

 

вперед

Но

 

едва

 

начинается

 

это

 

падение

 

как

 

левая

 

нога

 

его

оставшаяся

 

в

 

воздухе

быстро

 

подвигается

 

вперед

 

и

 

становится

 

на

 

землю

 

впереди

 

пер

-

пендикуляра

 

из

 

центра

 

тяжести

так

 

что

 

перпендикуляр

 

попадает

 

в

 

площадь

образуемую

 

линиями

которыми

 

соединяются

 

точки

 

опоры

 

обеих

 

ног

Равновесие

 

таким

 

образом

 

вос

-

станавливается

человек

 

ступил

сделал

Он

 

может

 

и

 

остановиться

 

в

 

этом

 

довольно

 

утомительном

 

положении

Но

 

если

 

хочет

 

идти

 

дальше

то

 

наклоняет

 

свое

 

тело

 

еще

 

более

 

вперед

переносит

 

перпендикуляр

 

из

 

центра

 

тяжести

 

за

 

пределы

 

площади

 

опоры

 

и

 

в

 

момент

 

угрозы

 

падения

 

снова

 

выдвигает

 

вперед

 

ногу

по

 

уже

 

не

 

левую

а

 

правую

 – 

новый

 

шаг

и

 

т

д

Ходьба

 

поэтому

 

есть

 

не

 

что

 

иное

как

 

ряд

 

падений

 

вперед

предупреждаемых

 

вовремя

 

поставленной

 

опорой

 

ноги

остававшейся

 

до

 

того

 

позади

Рис

. 15.

 

Как

 

человек

 

ходит

Последовательные

 

положения

 

тела

 

при

 

ходьбе

 

Рис

. 16.

 

Графическое

 

изображение

 

движения

 

ног

 

при

 

ходьбе

Линия

 

А

 

относится

 

к

 

одной

 

ноге

В

  

– 

к

 

другой

Прямые

 

участки

 

отвечают

 

моментам

 

опоры

 

о

 

землю

дуги

 – 

моментам

 

движения

 

ног

 

без

 

опоры

Из

 

графика

 

видно

что

 

в

 

течение

 

промежутка

 

времени

 

a

 

обе

 

ноги

 

опираются

 

о

 

землю

в

 

течение

 

b

 – 

нога

 

А

 

в

 

воздухе

В

 

продолжает

 

опираться

в

 

течение

 

с

 

– 

вновь

 

обе

 

ноги

 

опираются

 

о

 

землю

Чем

 

быстрее

 

ходьба

тем

 

короче

 

становятся

 

промежутки

 

a

c

 

 

(

ср

с

 

рис

. 18). 

Рассмотрим

 

дело

 

несколько

 

ближе

Предположим

что

 

первый

 

шаг

 

сделан

 (

рис

. 15 

и

 

16). 

В

 

этот

 

момент

 

правая

 

нога

 

еще

 

касается

 

земли

а

 

левая

 

уже

 

ступает

 

на

 

землю

Если

 

шаг

 

не

 

очень

 

короток

правая

 

пятка

 

должна

 

была

 

приподняться

так

 

как

 

именно

 

это

-

то

 

припод

-

нимание

 

пятки

 

позволяет

 

телу

 

наклониться

 

вперед

 

и

 

нарушить

 

равновесие

Левая

 

нога

 

ступает

 

на

 

землю

 

прежде

 

всего

 

пяткой

Когда

 

вслед

 

за

 

тем

 

вся

 

подошва

 

ее

 

становится

 

на

 

землю

правая

 

нога

 

поднимается

 

в

 

воздух

В

 

то

 

же

 

время

 

левая

 

нога

несколько

 

согнутая

 

в

 

колене

выпрямляется

 

сокращением

 

трехглавой

 

бедренной

 

мышцы

 

и

 

становится

 

на

 

мгно

-

вение

 

вертикальной

Это

 

позволяет

 

полусогнутой

 

правой

 

ноге

 

продвинуться

 

вперед

не

 

касаясь

 

земли

и

следуя

 

за

 

движением

 

тела

поставить

 

на

 

землю

 

свою

 

пятку

 

как

 

раз

 

вовре

-

мя

 

для

 

следующего

 

шага

Подобный

 

же

 

ряд

 

движений

 

начинается

 

затем

 

для

 

левой

 

ноги

которая

 

в

 

это

 

время

 

опирается

 

о

 

землю

 

только

 

пальцами

 

и

 

вскоре

 

должна

 

подняться

 

в

 

воздух

Бег

 

отличается

 

от

 

ходьбы

 

тем

 (

рис

. 17 

и

 18), 

что

 

нога

стоящая

 

на

 

земле

внезапным

 

сокращением

 

ее

 

мышц

 

энергично

 

вытягивается

 

и

 

отбрасывает

 

тело

 

вперед

так

 

что

 

послед

-

нее

 

на

 

одно

 

мгновение

 

совсем

 

отделяется

 

от

 

земли

Затем

 

оно

 

снова

 

падает

 

на

 

землю

 

на

 

другую

 

ногу

которая

пока

 

тело

 

было

 

в

 

воздухе

быстро

 

передвинулась

 

вперед

Таким

 

образом

бег

 

состоит

 

из

 

ряда

 

скачков

 

с

 

одной

 

ноги

 

на

 

другую

». 

 

                                                                  

*)

 

При

 

этом

 

идущий

 

человек

отталкиваясь

 

от

 

опоры

действует

 

на

 

нее

 

с

 

добавочной

 

к

 

весу

 

силой

 

давления

 – 

около

 20 

кгс

 

Отсюда

между

 

прочим

следует

что

 

идущий

 

человек

 

сильнее

 

давит

 

на

 

землю

чем

 

стоящий

. – 

Я

П


background image

 

21

 

Рис

. 17.

 

Как

 

человек

 

бежит

Последовательные

 

положения

 

тела

 

при

 

беге

 

Рис

. 18.

 

Графическое

 

изображение

 

движения

 

ног

 

в

 

беге

Из

 

графика

 

видно

что

 

для

 

бегущего

 

человека

 

существуют

 

моменты

 (

d

e

), 

когда

 

обе

 

ноги

 

не

 

касаются

 

земли

Этим

 

и

 

отличается

 

бег

 

от

 

ходьбы

 (

ср

с

 

рис

. 16). 

Что

 

касается

 

энергии

затрачиваемой

 

человеком

 

при

 

ходьбе

 

по

 

горизонтальной

 

дороге

то

 

она

 

не

 

равна

 

нулю

 

как

 

иные

 

думают

центр

 

тяжести

 

тела

 

пешехода

 

при

 

каж

 

дом

 

шаге

 

поднимается

 

на

 

несколько

 

сантиметров

Можно

 

рассчитать

что

 

работа

 

при

 

ходьбе

 

по

 

горизонтальном

пути

 

составляет

 

около

 

одной

 

пятнадцатой

 

доли

 

работы

 

поднятия

 

тела

 

пешехода

 

на

 

высоту

равную

 

пройденному

пути

*)

Как

 

надо

 

прыгать

 

из

 

движущегося

 

вагона

Задав

 

кому

-

нибудь

 

этот

 

вопрос

вы

конечно

получите

 

ответ

: «

Вперед

по

 

движению

согласно

 

закону

 

инерции

» 

Попросите

однако

объяснить

 

подробнее

причем

 

тут

 

закон

 

инерции

Можно

 

предсказать

что

 

при

 

этом

 

произойдет

ваш

 

собеседник

 

начнет

 

уверенно

 

доказывать

 

свою

 

мысль

но

 

если

 

не

 

перебивать

 

его

он

 

скоро

 

сам

 

остановится

 

в

 

недоумении

выйдет

что

 

именно

 

вследствие

 

инерции

 

надо

 

прыгать

 

как

 

раз

 

наоборот

 – 

назад

против

 

движения

И

 

в

 

самом

 

деле

закон

 

инерции

 

играет

 

здесь

 

роль

 

второстепенную

, – 

главная

 

причина

 

совсем

 

другая

И

 

если

 

эту

 

главную

 

причину

 

забыть

то

 

мы

 

действительно

 

придем

 

к

 

выводу

что

 

надо

 

прыгать

 

назад

а

 

никак

 

не

 

вперед

Пусть

 

вам

 

необходимо

 

выпрыгнуть

 

на

 

ходу

Что

 

произойдет

 

при

 

этом

Когда

 

мы

 

прыгаем

 

из

 

движущегося

 

вагона

то

 

тело

 

наше

отделившись

 

от

 

вагона

обладает

 

скоростью

 

вагона

  (

оно

 

движется

 

по

 

инерции

и

 

стремится

 

двигаться

 

вперед

Делая

 

прыжок

 

вперед

мы

конечно

не

 

только

 

не

 

уничтожаем

 

эту

 

скорость

но

наоборот

еще

 

увеличиваем

 

ее

Отсюда

 

следует

что

 

надо

 

было

 

бы

 

прыгать

 

назад

,

 

а

 

вовсе

 

не

 

вперед

по

 

направлению

 

движения

 

вагона

Ведь

 

при

 

прыжке

 

назад

 

скорость

сообщаемая

 

прыжком

отнимается

 

от

 

скорости

с

 

которой

 

наше

 

тело

 

движется

 

по

 

инерции

вследствие

 

этого

коснувшись

 

земли

тело

 

наше

 

с

 

меньшей

 

силой

 

будет

 

стре

-

миться

 

опрокинуться

Однако

 

если

 

уж

 

и

 

приходится

 

прыгать

 

из

 

движущегося

 

вагона

то

 

все

 

пры

-

гают

 

вперед

по

 

движению

1)

Это

 

действительно

 

лучший

 

способ

 

и

 

настолько

 

про

-

                                                                  

*)

 

Расчет

 

можно

 

найти

 

в

 

брошюре

Горячкин

 

В

П

.

 

Работа

 

живых

 

двигателей

, 1914.

 


background image

веренный

что

 

мы

 

настойчиво

 

предостерегаем

 

читателей

 

от

 

попыток

 

проверить

 

неудобство

 

прыгания

 

назад

 

из

 

движущегося

 

вагона

Так

 

в

 

чем

 

же

 

дело

В

 

неверности

 

объяснения

в

 

его

 

недоговоренности

Будем

 

ли

 

прыгать

 

вперед

будем

 

ли

 

прыгать

 

назад

, – 

в

 

том

 

и

 

другом

 

случае

 

нам

 

грозит

 

опасность

 

упасть

так

 

как

 

верхняя

 

часть

 

туловища

 

будет

 

еще

 

двигаться

когда

 

ноги

коснувшись

 

земли

остановятся

*)

Скорость

 

этого

 

движения

 

при

 

прыжке

 

вперед

 

даже

 

больше

чем

 

при

 

прыжке

 

назад

Но

 

существенно

 

важно

 

то

что

 

вперед

 

падать

 

гораздо

 

безопаснее

,

 

чем

 

падать

 

назад

В

 

первом

 

случае

 

мы

 

привычным

 

движением

 

вы

-

ставляем

 

ногу

 

вперед

  (

а

 

при

 

большой

 

скорости

 

вагона

 – 

пробегаем

 

несколько

 

шагов

и

 

тем

 

предупреждаем

 

падение

Это

 

движение

 

привычно

,

 

так

 

как

 

мы

 

всю

 

жизнь

 

совершаем

 

его

 

при

 

ходьбе

ведь

 

с

 

точки

 

зрения

 

механики

как

 

мы

 

узнали

 

из

 

предыдущей

 

статьи

ходьба

 

есть

 

не

 

что

 

иное

как

 

ряд

 

падений

 

нашего

 

тела

 

вперед

предупреждаемых

 

выставлением

 

ноги

При

 

падении

 

же

 

назад

 

нет

 

этого

 

спасительного

 

движения

 

ног

и

 

оттого

 

здесь

 

опасность

 

гораздо

 

большая

Нако

-

нец

важно

 

и

 

то

что

 

когда

 

мы

 

даже

 

в

 

самом

 

деле

 

упадем

 

вперед

то

выставив

 

руки

расшибемся

 

не

 

так

как

 

при

 

падении

 

на

 

спину

Итак

причина

 

того

что

 

безопаснее

 

прыгать

 

из

 

вагона

 

вперед

кроется

 

не

 

столько

 

в

 

законе

 

инерции

сколько

 

в

 

нас

 

самих

Ясно

что

 

для

 

предметов

 

нежи

-

вых

 

правило

 

это

 

неприменимо

бутылка

брошенная

 

из

 

вагона

 

вперед

 

скорее

 

мо

-

жет

 

разбиться

 

при

 

падении

нежели

 

брошенная

 

в

 

обратном

 

направлении

Поэто

-

му

если

 

вам

 

придется

 

почему

-

либо

 

прыгать

 

из

 

вагона

выбросив

 

предварительно

 

свой

 

багаж

следует

 

кидать

 

багаж

 

назад

,

 

самим

 

же

 

прыгать

 

вперед

.

 

Люди

 

опытные

 

часто

 

поступают

 

так

прыгают

 

назад

обратившись

 

спиной

 

по

 

направлению

 

прыжка

Этим

 

достигается

 

двоякая

 

выгода

уменьшается

 

скорость

приобретенная

 

нашим

 

телом

 

по

 

инерции

и

кроме

 

того

предупреждается

 

опас

-

ность

 

падения

 

на

 

спину

так

 

как

 

прыгающий

 

обращен

 

передней

 

стороной

 

тела

 

по

 

направлению

 

возможного

 

падения

Поймать

 

боевую

 

пулю

 

руками

 

Во

 

время

 

первой

 

мировой

 

войны

как

 

сообщали

 

газеты

с

 

французским

 

лет

-

чиком

 

произошел

 

совершено

 

необыкновенный

 

случай

Летая

 

на

 

высоте

 

двух

 

километров

летчик

 

заметил

что

 

близ

 

его

 

лица

 

движется

 

какой

-

то

 

мелкий

 

пред

-

мет

Думая

что

 

это

 

насекомое

легчик

 

проворно

 

схватил

 

его

 

рукой

Представьте

 

изумление

 

летчика

когда

 

оказалось

что

 

он

 

поймал

... 

немецкую

 

боевую

 

пулю

Не

 

правда

 

ли

это

 

напоминает

 

россказни

 

легендарного

 

барона

 

Мюнхгаузена

будто

 

бы

 

ловившего

 

пушечные

 

ядра

 

руками

А

 

между

 

тем

 

в

 

сообщении

 

о

 

летчике

поймавшем

 

пулю

 

нет

 

ничего

 

невоз

-

можного

Пуля

 

ведь

 

не

 

все

 

время

 

движется

 

со

 

своей

 

начальной

 

скоростью

 800-900 

м

 

в

 

секунду

Из

-

за

 

сопротивления

 

воздуха

 

она

 

постепенно

 

замедляет

 

свой

 

полет

 

и

 

к

 

концу

 

пути

 – 

на

 

излете

 – 

делает

 

всего

 

несколько

 

десятков

 

метров

 

в

 

секунду

А

 

такую

 

скорость

 

развивает

 

и

 

самолет

Значит

легко

 

может

 

случиться

что

 

пуля

 

и

 

самолет

 

будут

 

иметь

 

одинаковую

 

скорость

по

 

отношению

 

к

 

летчику

 

пуля

 

будет

 

22 

                                                                  

*)

 

Можно

 

объяснить

 

падение

 

в

 

этом

 

случае

 

также

 

и

 

с

 

иной

 

точки

 

зрения

 (

см

статью

 «

Когда

 

гори

-

зонтальная

 

линия

 

не

 

горизонтальна

?» 

в

 

моей

 «

Занимательной

 

механике

»).

 


background image

неподвижна

 

или

 

будет

 

двигаться

 

едва

 

заметно

Ничего

 

не

 

будет

 

стоить

 

тогда

 

схватить

 

ее

 

рукой

, – 

особенно

 

в

 

перчатке

потому

 

что

 

пуля

движущаяся

 

в

 

возду

-

хе

сильно

 

разогревается

Арбуз

-

бомба

 

Если

 

при

 

известных

 

условиях

 

пуля

 

может

 

стать

 

безвредной

то

 

возможен

 

и

 

обратный

 

случай

: «

мирное

 

тело

», 

брошенное

 

с

 

незначительной

 

скоростью

про

-

изведет

 

разрушительное

 

действие

Во

 

время

 

автомобильного

 

пробега

 

Ленинград

 

– 

Тифлис

 (

в

 1924 

г

.) 

крестьяне

 

кавказских

 

селений

 

приветствовали

 

проносящие

-

ся

 

мимо

 

них

 

автомобили

кидая

 

пассажирам

 

арбузы

дыни

яблоки

Действие

 

этих

 

невинных

 

подарков

 

оказывалось

 

вовсе

 

не

 

приятным

арбузы

 

и

 

дыни

 

вдав

-

ливали

сминали

 

и

 

ломали

 

кузов

 

машины

а

 

яблоки

попав

 

в

 

пассажира

причиня

-

ли

 

серьезные

 

увечья

  (

рис

. 19). 

Причина

 

понятна

собственная

 

скорость

 

автомо

-

биля

 

складывалась

 

со

 

скоростью

 

брошенного

 

арбуза

 

или

 

яблока

 

и

 

превращала

 

их

 

в

 

опасные

разрушительные

 

снаряды

Нетрудно

 

рассчитать

что

 

пуля

 

массой

 10 

г

 

обладает

 

такой

 

же

 

энергией

 

движения

как

 

арбуз

 

в

 4 

кг

брошенный

 

в

 

автомо

-

биль

который

 

мчится

 

со

 

скоростью

 120 

км

 

в

 

час

2)

Пробивное

 

действие

 

арбуза

 

при

 

таких

 

условиях

 

не

 

может

однако

сравниться

 

с

 

действием

 

пули

 

так

 

как

 

арбуз

 

не

 

обладает

 

ее

 

твердостью

Рис

 19.

 

Арбуз

брошенный

 

навстречу

 

быстро

 

мчащемуся

 

автомобилю

превращается

 

в

 «

бомбу

». 

Когда

 

разовьется

 

скоростная

 

авиация

 

в

 

верхних

 

слоях

 

атмосферы

  (

в

 

стратосфере

и

 

самолеты

 

будут

 

иметь

 

ск

 

рость

 

около

 3000 

км

 

в

 

час

т

е

скорость

 

пуль

летчикам

 

придется

 

иметь

 

дело

 

с

 

явлениями

напоминающими

 

расмотренное

 

сейчас

А

 

именно

каждый

 

предмет

попадающийся

 

на

 

пути

 

такого

 

самолета

превратится

 

для

 

него

 

разрушительный

 

снаряд

3)

Наткнуться

 

на

 

горсть

 

пуль

просто

 

уроненных

 

с

 

другого

 

самолета

даже

 

не

 

летящего

 

навстречу

будет

 

все

 

равно

 

что

 

подвергнуться

 

обстрелу

 

из

 

пулемета

падающие

 

пули

 

ударятся

 

о

 

самолет

 

с

 

такой

 

же

 

силой

с

 

какой

 

вонзились

 

бы

 

в

 

эту

 

машину

 

пули

 

из

 

пулемета

Так

 

как

 

относительные

 

скорости

 

в

 

обоих

 

случаях

 

одинаковы

  (

самолет

 

и

 

пуля

 

сближаются

 

со

 

скорость

 

около

 800 

м

 

в

 

секунду

), 

то

 

разрушительные

 

последствия

 

столкновений

 

будут

 

одинаковы

Наоборот

если

 

пуля

 

летит

 

вслед

 

самолету

несущему

 

с

 

равной

 

скоростью

то

 

для

 

летчика

 

она

как

 

мы

 

уже

 

знаем

безвредна

Тем

что

 

тела

движущиеся

 

с

 

почти

 

одинаковой

 

скоростью

 

в

 

одном

 

направлении

приходят

 

в

 

соприкосновение

 

без

 

удара

искусно

 

воспользовался

 

в

 

1935 

г

машинист

 

Борщев

приняв

 

движущийся

 

состав

 

из

 36 

вагонов

 

на

 

свой

 

 

23