Файл: Лекционная тетрадь ТБУ 2012.docx

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2620

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Создание и развитие двойной бухгалтерии

Вопрос 2. Сущность учётной реформы в России

 Тема 2. Понятие и виды хозяйственного учёта

 Тема 3. Правовое регулирование бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта

Вопрос 1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта

Вопрос 2. Классификация бухгалтерских счетов по отношению к балансу

 Тема 7. Двойная запись

К ним относят счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределённая прибыль / непокрытый убыток». Эти счета служат для выявления финансовых результатов путем сопоставления дебетовой и кредитовой сторон счёта – экономических утрат и экономических выгод.

Активно-пассивный результатный счёт в конкретной хозяйственной ситуации ведет себя как пассивный, когда

____________________________________________________________________________________________

 Активно-пассивный результатный счёт ведет себя как активный, когда

__________________________________________________________________________________________

 Тема 8. Документация в бухгалтерском учёте

К фактическим затратам на приобретение объекта относят:

 Порядок оценки основных средств и нематериальных активов регулируется соответственно ПБУ–6/01 «Учёт основных средств» и ПБУ–14/2007 «Учёт нематериальных активов».

Материально-производственные запасы принимаются к учёту при поступлении по фактической себестоимости заготовления. При этом на складе могут скопиться партии одних и тех же материалов, поступивших в разное время по разным ценам. При отпуске в производство или выбытии их необходимо оценить одним из четырёх способов:

Оценка пассивов в большой мере опирается на соблюдение правил их образования – формирования капитала, создания резервов и признания кредиторской задолженности.

Правила оценки имущества и источников едины для всех организаций, которые ведут бухгалтерский учёт с использованием двойной записи. Это обеспечивает сравнимость финансового состояния различных фирм.

 Тема 11. Техника бухгалтерского учёта

Вопрос 1. Понятие и виды учётных регистров.

Способы исправления учётных записей.

Вопрос 2. Оборотные ведомости

 Тема 12. Формы бухгалтерского учёта

 Тема 13. Бухгалтерская отчётность

 Тема 15. Учётный менеджмент организации


Учётная политика организации должна быть оформлена документально в виде приказов, внутрифирменных положений, распоряжений и т.д.

Раскрытию подлежат те элементы учетной политики, которые существенно влияют на принятие решений заинтересованными пользователями. Изменение учётной политики возможно:

при изменении законодательства РФ;

при изменении условий деятельности организации.

Изменения в учётную политику организации вносятся с 1 января, но не в середине года.

В настоящее время определенные сложности при формировании учётной политики возникают в связи с тем, что ряд положений бухгалтерского учета не согласуется с правилами налогового учёта. Это обстоятельство вынуждает бухгалтера к выбору вариантов учётной политики с позиций, максимально приближающих бухгалтерский учёт к налоговому. Такая ситуация не всегда благотворно сказывается на качестве счётного дела.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под учётной политикой организации?

Что Вы понимаете под формированием учётной политики?

2. Какие элементы учёта подлежат выбору?

3. В каких случаях допустимо изменение учётной политики?



 Тема 15. Учётный менеджмент организации


Процесс счетоводства, как и любой другой вид деятельности, нуждается в организации.

Закон РФ «О бухгалтерском учёте» предписывает ряд базовых положений в этой области:

1. Все организации обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом.

2. Закон освобождает от ведения бухгалтерского учёта:

индивидуальных предпринимателей;

филиалы и представительства иностранных компаний.

3. Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов организует руководитель организации.


Учётный менеджмент можно определить как систему организационных условий, формирующих учетный процесс в конкретной организации.


Выделим несколько составляющих управленческой подсистемы, называемой учётным менеджментом:

методическая: формирование учётной политики, разработка рабочего плана счётов, проектирование документооборота, выбор техники и формы учёта, программного обеспечения;

организационная: разработка организационной структуры и функций бухгалтерского аппарата, должностных инструкций счётных работников, отвод помещений для бухгалтерии и кассы, материальное обеспечение счётного труда;

кадровая: подбор квалифицированных специалистов для ведения учёта, их переподготовка и стимулирование качества их труда.


Бухгалтерский учёт в организации осуществляет бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю.

Руководитель, впрочем, имеет право на выбор альтернатив:

а) возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера;

б) заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта;


в) вести бухгалтерский учёт лично, если организация относится к кругу малого или среднего предпринимательства.


Указанные варианты организации учета предусмотрены статьей 7 п.3 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Решения «б», «в» и «г» рекомендованы для предприятий малого бизнеса.


В зависимости от объема счётной работы деятельность бухгалтерии может быть организована по группам. Ниже на рис. 20 показана общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций.












Рис. 17. Структура бухгалтерской службы организации


Материальная группа отвечает за учёт поступления и расходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – материалов, основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов.

Расчётная группа учитывает расчеты с персоналом фирмы по оплате труда: начисления, удержания и суммы к выдаче; осуществляет расчеты с фондами социального страхования и бюджетом по ЕСН и НДФЛ.

Производственная группа ведёт учёт затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции; часто этой же группе поручается учёт готовой продукции на складах.

Общая группа – если она организована, – ведёт остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и отчетность; на средних предприятиях эти функции выполняет сам главный бухгалтер.

Кассир осуществляет операции по приёму, выдаче и хранению денег с соблюдением установленных правил, составляет кассовую отчетность.

Служба внутреннего аудита – это система надзора и контроля, созданная по инициативе руководства или собственника. Данное организационное явление широко пропагандируется специальной литературой, но, к сожалению, редко применяется на практике.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Как правило, безусловными требованиями к его квалификации являются высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.

Главбух несёт ответственность за правовые и методологические правила ведения бухгалтерского учета. В сфере его ответственности: формирование учётной политики, контроль над движением активов и пассивов, составление отчетности, подписание финансовых документов.

Главному бухгалтеру запрещено принимать к исполнению документы, противоречащие законодательству. Однако письменное распоряжение руководителя снимает с него ответственность за незаконные деяния.

Назначение и увольнение материально ответственных лиц (кассира, заведующих складами) возможно лишь по согласованию с главным бухгалтером. Сам же главный бухгалтер не может выполнять функции кассира или иного материально ответственного лица. Отступление от этого правила допустимо лишь в малых организациях, не имеющих в штате кассира – по письменному распоряжению руководителя.


Довольно сложная методология современного учёта предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке бухгалтера – его образование должно быть профильным, а повышение квалификации систематическим. Бухгалтер должен знать законодательные акты и положения, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота фирмы, владеть приемами работы с персональным компьютером.

Учётный менеджмент крупной фирмы, имеющей структурные единицы и филиалы, призван, помимо прочих задач, решить вопрос об уровне централизации бухгалтерии.

При централизованном учёте в подразделениях оформляют лишь первичные документы, а ведение синтетического и аналитического учёта осуществляется в главной бухгалтерии.

При децентрализации учета аппарат бухгалтерии рассредоточен по подразделениям, где ведётся весь комплекс учётных операций и составляется «неполный» баланс. Главная бухгалтерия в этом случае лишь формирует сводный баланс и отчетность организации, осуществляя контроль над постановкой счетоводства в подразделениях.

Практика показывает, что централизация учётного дела более эффективна с точки зрения использования техники и контроля над операциями. Поэтому декомпозиция бухгалтерских функций рекомендуется лишь на очень крупных предприятиях – где подразделение осуществляет законченный производственный цикл.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что Вы понимаете под учётным менеджментом и каковы основные задачи этой управленческой подсистемы?

2. Какие организационные формы вправе выбрать руководитель, при становлении бухгалтерского учета на предприятии?

3. Какова типовая структура современного бухгалтерского аппарата? Как она может изменяться в зависимости от масштабов фирмы?

4. Какие квалификационные требования предъявляются к бухгалтеру?

5. Что Вы знаете о правах и обязанностях главного бухгалтера?


47