Добавлен: 31.01.2019
Просмотров: 2903
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Создание и развитие двойной бухгалтерии
Вопрос 2. Сущность учётной реформы в России
Тема 2. Понятие и виды хозяйственного учёта
Тема 3. Правовое регулирование бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта
Вопрос 1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта
Вопрос 2. Классификация бухгалтерских счетов по отношению к балансу
____________________________________________________________________________________________
Активно-пассивный результатный счёт ведет себя как активный, когда
__________________________________________________________________________________________
Тема 8. Документация в бухгалтерском учёте
К фактическим затратам на приобретение объекта относят:
Тема 11. Техника бухгалтерского учёта
Вопрос 1. Понятие и виды учётных регистров.
Способы исправления учётных записей.
Тема 12. Формы бухгалтерского учёта
Учётная политика организации должна быть оформлена документально в виде приказов, внутрифирменных положений, распоряжений и т.д.
Раскрытию подлежат те элементы учетной политики, которые существенно влияют на принятие решений заинтересованными пользователями. Изменение учётной политики возможно:
при изменении законодательства РФ;
при изменении условий деятельности организации.
Изменения в учётную политику организации вносятся с 1 января, но не в середине года.
В настоящее время определенные сложности при формировании учётной политики возникают в связи с тем, что ряд положений бухгалтерского учета не согласуется с правилами налогового учёта. Это обстоятельство вынуждает бухгалтера к выбору вариантов учётной политики с позиций, максимально приближающих бухгалтерский учёт к налоговому. Такая ситуация не всегда благотворно сказывается на качестве счётного дела.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что понимается под учётной политикой организации?
Что Вы понимаете под формированием учётной политики?
2. Какие элементы учёта подлежат выбору?
3. В каких случаях допустимо изменение учётной политики?
Тема 15. Учётный менеджмент организации
Процесс счетоводства, как и любой другой вид деятельности, нуждается в организации.
Закон РФ «О бухгалтерском учёте» предписывает ряд базовых положений в этой области:
1. Все организации обязаны вести бухгалтерский учёт в соответствии с Федеральным законом.
2. Закон освобождает от ведения бухгалтерского учёта:
• индивидуальных предпринимателей;
• филиалы и представительства иностранных компаний.
3. Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов организует руководитель организации.
Учётный менеджмент можно определить как систему организационных условий, формирующих учетный процесс в конкретной организации.
Выделим несколько составляющих управленческой подсистемы, называемой учётным менеджментом:
методическая: формирование учётной политики, разработка рабочего плана счётов, проектирование документооборота, выбор техники и формы учёта, программного обеспечения;
организационная: разработка организационной структуры и функций бухгалтерского аппарата, должностных инструкций счётных работников, отвод помещений для бухгалтерии и кассы, материальное обеспечение счётного труда;
кадровая: подбор квалифицированных специалистов для ведения учёта, их переподготовка и стимулирование качества их труда.
Бухгалтерский учёт в организации осуществляет бухгалтерия, которую возглавляет главный бухгалтер. Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю.
Руководитель, впрочем, имеет право на выбор альтернатив:
а) возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера;
б) заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта;
в) вести бухгалтерский учёт лично, если организация относится к кругу малого или среднего предпринимательства.
Указанные варианты организации учета предусмотрены статьей 7 п.3 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Решения «б», «в» и «г» рекомендованы для предприятий малого бизнеса.
В зависимости от объема счётной работы деятельность бухгалтерии может быть организована по группам. Ниже на рис. 20 показана общая схема структуры бухгалтерского аппарата средних и крупных организаций.
Рис. 17. Структура бухгалтерской службы организации
Материальная группа отвечает за учёт поступления и расходования товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – материалов, основных средств, малоценных быстроизнашивающихся предметов.
Расчётная группа учитывает расчеты с персоналом фирмы по оплате труда: начисления, удержания и суммы к выдаче; осуществляет расчеты с фондами социального страхования и бюджетом по ЕСН и НДФЛ.
Производственная группа ведёт учёт затрат на производство, калькулирует себестоимость продукции; часто этой же группе поручается учёт готовой продукции на складах.
Общая группа – если она организована, – ведёт остальные операции и Главную книгу, составляет бухгалтерский баланс и отчетность; на средних предприятиях эти функции выполняет сам главный бухгалтер.
Кассир осуществляет операции по приёму, выдаче и хранению денег с соблюдением установленных правил, составляет кассовую отчетность.
Служба внутреннего аудита – это система надзора и контроля, созданная по инициативе руководства или собственника. Данное организационное явление широко пропагандируется специальной литературой, но, к сожалению, редко применяется на практике.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от нее руководителем организации и подчиняется непосредственно ему. Как правило, безусловными требованиями к его квалификации являются высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности не менее 5 лет.
Главбух несёт ответственность за правовые и методологические правила ведения бухгалтерского учета. В сфере его ответственности: формирование учётной политики, контроль над движением активов и пассивов, составление отчетности, подписание финансовых документов.
Главному бухгалтеру запрещено принимать к исполнению документы, противоречащие законодательству. Однако письменное распоряжение руководителя снимает с него ответственность за незаконные деяния.
Назначение и увольнение материально ответственных лиц (кассира, заведующих складами) возможно лишь по согласованию с главным бухгалтером. Сам же главный бухгалтер не может выполнять функции кассира или иного материально ответственного лица. Отступление от этого правила допустимо лишь в малых организациях, не имеющих в штате кассира – по письменному распоряжению руководителя.
Довольно сложная методология современного учёта предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке бухгалтера – его образование должно быть профильным, а повышение квалификации систематическим. Бухгалтер должен знать законодательные акты и положения, план и корреспонденцию счетов, организацию документооборота фирмы, владеть приемами работы с персональным компьютером.
Учётный менеджмент крупной фирмы, имеющей структурные единицы и филиалы, призван, помимо прочих задач, решить вопрос об уровне централизации бухгалтерии.
При централизованном учёте в подразделениях оформляют лишь первичные документы, а ведение синтетического и аналитического учёта осуществляется в главной бухгалтерии.
При децентрализации учета аппарат бухгалтерии рассредоточен по подразделениям, где ведётся весь комплекс учётных операций и составляется «неполный» баланс. Главная бухгалтерия в этом случае лишь формирует сводный баланс и отчетность организации, осуществляя контроль над постановкой счетоводства в подразделениях.
Практика показывает, что централизация учётного дела более эффективна с точки зрения использования техники и контроля над операциями. Поэтому декомпозиция бухгалтерских функций рекомендуется лишь на очень крупных предприятиях – где подразделение осуществляет законченный производственный цикл.
1. Что Вы понимаете под учётным менеджментом и каковы основные задачи этой управленческой подсистемы?
2. Какие организационные формы вправе выбрать руководитель, при становлении бухгалтерского учета на предприятии?
3. Какова типовая структура современного бухгалтерского аппарата? Как она может изменяться в зависимости от масштабов фирмы?
4. Какие квалификационные требования предъявляются к бухгалтеру?
5. Что Вы знаете о правах и обязанностях главного бухгалтера?