Файл: Лекционная тетрадь ТБУ 2012.docx

Добавлен: 31.01.2019

Просмотров: 2627

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1. Создание и развитие двойной бухгалтерии

Вопрос 2. Сущность учётной реформы в России

 Тема 2. Понятие и виды хозяйственного учёта

 Тема 3. Правовое регулирование бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта

Вопрос 1. Понятие о счетах бухгалтерского учёта

Вопрос 2. Классификация бухгалтерских счетов по отношению к балансу

 Тема 7. Двойная запись

К ним относят счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределённая прибыль / непокрытый убыток». Эти счета служат для выявления финансовых результатов путем сопоставления дебетовой и кредитовой сторон счёта – экономических утрат и экономических выгод.

Активно-пассивный результатный счёт в конкретной хозяйственной ситуации ведет себя как пассивный, когда

____________________________________________________________________________________________

 Активно-пассивный результатный счёт ведет себя как активный, когда

__________________________________________________________________________________________

 Тема 8. Документация в бухгалтерском учёте

К фактическим затратам на приобретение объекта относят:

 Порядок оценки основных средств и нематериальных активов регулируется соответственно ПБУ–6/01 «Учёт основных средств» и ПБУ–14/2007 «Учёт нематериальных активов».

Материально-производственные запасы принимаются к учёту при поступлении по фактической себестоимости заготовления. При этом на складе могут скопиться партии одних и тех же материалов, поступивших в разное время по разным ценам. При отпуске в производство или выбытии их необходимо оценить одним из четырёх способов:

Оценка пассивов в большой мере опирается на соблюдение правил их образования – формирования капитала, создания резервов и признания кредиторской задолженности.

Правила оценки имущества и источников едины для всех организаций, которые ведут бухгалтерский учёт с использованием двойной записи. Это обеспечивает сравнимость финансового состояния различных фирм.

 Тема 11. Техника бухгалтерского учёта

Вопрос 1. Понятие и виды учётных регистров.

Способы исправления учётных записей.

Вопрос 2. Оборотные ведомости

 Тема 12. Формы бухгалтерского учёта

 Тема 13. Бухгалтерская отчётность

 Тема 15. Учётный менеджмент организации


Хозяйственный учёт – это ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________


В России сложилась научная традиция выделения трёх видов хозяйственного учета: оперативного, статистического и бухгалтерского. В новом веке становится реальностью формирование ещё одной разновидности учётной сферы – налогового учёта, производного от бухгалтерского.

Оперативный (лат.opеratio действие) учёт регистрирует отдельные хозяйственные события организации с целью быстрого управленческого воздействия на ситуацию. Данные оперативного учёта могут быть получены по телефону, факсу, электронной почте и в другой доступной форме. Оперативная информация часто содержит показатели дневного объёма продаж, наличия товарных запасов, потребления электроэнергии, явок на работу и т.д. Оперативный учёт ведется выборочно, при помощи простой записи, он произволен по форме и не требует подтверждающих документов. Характеризуется краткостью и быстротой получения информации.

Статистический (лат. status – состояние) учёт обобщает массовые явления социально-экономического развития. Статистика широко использует выборочный метод наблюдения, переписи, группировки, индексацию, часто опирается на данные бухгалтерской отчётности организаций.

Налоговый учёт преследует сугубо фискальные цели – сбор сведений для выявления налоговой базы и налогообложения. Информационной основой его организации является бухгалтерский учёт, данные которого корректируют с формулировкой «для целей налогообложения».

Прежде, чем предложить определение бухгалтерского учета, заметим, что подход к нему требует некоторого уточнения в силу того, что существуют практическая учётная деятельность и область научных знаний о ней.


В конце ХIХ века выдающийся русский бухгалтер Е.Е. Сиверс впервые предложил разделять науку и практику бухгалтерского учёта, определяя их соответственно терминами счетоведение и счетоводство. Однако впоследствии термин «бухгалтерия» возобладал, совмещая в себе оба понятия и вынуждая всякий раз к уточнению сути явления.


Бухгалтерский учёт как практическая деятельность (счетоводство) представляет собой _____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________


Его отличительными признаками являются:

документальная обоснованность: каждое событие хозяйственной жизни должно быть подтверждено документом;

непрерывность во времени: наблюдение и регистрацию событий следует вести изо дня в день;

сплошной охват: учёту подлежат все без исключения хозяйственные объекты;

взаимосвязь совершившихся фактов: хозяйственные события отражаются во взаимном влиянии объектов учёта друг на друга;

обязательность денежного выражения объектов учёта наряду с иными измерителями.


Для описания хозяйственных процессов в бухгалтерском учёте приняты три вида измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители применяют для учета количества материальных ценностей. Это меры веса (кг, т), длины (м), площади (м2), объема (м3, л), счёта (шт.) и т.п. С помощью натуральных измерителей удобно контролировать сохранность собственности. Однако использование их ограничено однородными объектами учета.

Трудовые измерители (час, день, месяц, чел.-ч., чел.-дни) – служат для исчисления затрат времени и человеческого труда. Они используются при нормировании заданий, начислении заработной платы, расчёте производительность труда.

Денежные измерители (рубли и другая валюта) занимают центральное место в бухгалтерском учёте. Благодаря универсальности денежной оценки бухгалтер имеет возможность обобщить учётную информацию, определить объем имущественных прав организации и объем затрат, ранее выраженных в натуральных и трудовых измерителях, составить финансовый отчёт.

Авторы учебной литературы по-разному подходят к составу и детализации учётных функций. Нам представляются по-настоящему существенными и неоспоримыми лишь две функции учёта:

информационнаяформирование полной и достоверной информации о состоянии хозяйства;

контрольнаяконтроль за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Более широкий подход к целеполаганию позволяет дополнить этот функциональный ряд задачами сохранности, анализа, обратной связи и др.


Лука Пачоли отмечен в истории как человек, первым сформулировавший две цели учёта:

  1. Получение информации о состоянии дел, ибо учет следует вести так «чтобы можно было без задержки получать всякие сведения, как относительно долгов, так и относительно требований».

  2. Исчисление финансового результата, ибо «цель всякого купца состоит в том, чтобы приобрести дозволенную и соответственную выгоду для своего содержания».


Учётная информация, осмысленная на стадии анализа, служит основанием для принятия управленческих решений в виде планирования или непосредственных распоряжений менеджера. Реализованные инициативы вновь подлежат учёту. Таким образом, в организации непрерывно совершается своеобразный кругооборот управленческих функций: учёт – анализ – планирование – организация исполнения – учёт.

Определение бухгалтерского учёта как науки связано с выявлением предмета данной области знаний, в отношении которого среди специалистов не сложилось убедительной общности мнений.

Бухгалтерский учёт как наука (счетоведение) представляет собой сумму знаний о сущности хозяйственных фактов и способах формирования информации о них.

Наука бухгалтерского учёта структурно представлена тремя разделами: теория бухгалтерского учёта, финансовый учёт и управленческий учёт.


Теория бухгалтерского учёта изучает методологические основы его организации: объекты, методы и формы счётного дела. Финансовый учёт формирует методологию учёта конкретных видов имущества и обязательств, на его основе формируется бухгалтерская отчётность. Управленческий учёт развивает методы сбора информации о производственном процессе и сопровождающих его издержках.

В российской практике усилия «привить» управленческую культуру учёта до сих пор не привели к широкому использованию этой составляющей.


Вопросы для самоконтроля:

1. Что понимается под хозяйственным учётом? Какие его разновидности Вам стали известны?

2. Какие признаки отличают бухгалтерский учет от иных видов учета?

3. Как связан учет с другими управленческими функциями организации?

4. В чем различие определений бухгалтерского учета, как деятельности и как науки?

5. Денежное измерение объектов является необходимым или достаточным условием ведения бухгалтерского учета?


 Тема 3. Правовое регулирование бухгалтерского учёта. Принципы бухгалтерского учёта


Законодательные основы в области регулирования национальной системы учёта определены в Законе РФ «О бухгалтерском учёте» (утв. 2011 г.), новейшая версия которого вступает в силу с 2013 г.

Впервые в истории России правовое и методологическое руководство бухгалтерским учётом в стране, в соответствии с новым законом, будут осуществлять совместно Министерство финансов РФ и общественные организации. Таким образом, авторитарный подход к формированию национальной модели учёта с этого момента становится достоянием истории.


Стандарт бухгалтерского учёта ‒ это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учёту и допустимые способы его ведения.

Инициаторами и разработчиками стандартов станут негосударственные сообщества – саморегулируемые организации профессиональных бухгалтеров. Их проекты с поправками, внесенными в ходе обсуждения, могут быть либо утверждены, либо отклонены государственным органом ‒ Минфином РФ. Ожидается, что закон обеспечит публичное и открытое принятие стандартов, доступ каждого к обсуждению и внесению изменений, он дает возможность задействовать высокий профессионализм практикующих бухгалтеров и аудиторов в создании норм права.

Предполагается, что в практической деятельности бухгалтер будет использовать четыре уровня нормативных документов:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учёта;

4) стандарты экономического субъекта.

Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению.

Федеральные стандарты регулируют основные аспекты ведения бухучёта: признаки объектов учёта, требования к учётной политике, к документам, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, образцы форм отчётности, упрощённые способы ведения учёта для малого бизнеса и др.


В настоящее время федеральный уровень российских стандартов представлен положениями по бухгалтерскому учёту (ПБУ), которые в скором времени будут пересмотрены в соответствии с новым законом.

Федеральные стандарты разрабатывают на основе международных стандартов, применение которых является обычаем в международном деловом обороте.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных отраслях (АПК, строительстве, связи и др.).

Рекомендации в области бухгалтерского учёта (методические указания, инструкции по ведению учёта) разрабатывают в целях разъяснения и детализации положений федеральных и отраслевых стандартов. Они не носят обязательного характера и применяются на добровольной основе.

Стандарты экономического субъекта разрабатывают сами организации по своему усмотрению. Это внутрифирменные приказы, положения, инструкции, утверждённые руководителем организации в соответствии с принятой учётной политикой и имеющие статус обязательных для всех подразделений организации.

Базовые принципы национального учёта России в настоящее время сформулированы в ПБУ-1/2007 «Учётная политика организации» в виде 4-х допущений и 6-и требований, которые должны соблюдаться при формировании учётной политики каждой организации.

Допущения:

1. имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств ее собственников;

2. непрерывности деятельности: намерение продолжать деятельность организации в обозримом будущем;

3. последовательности: принятой учетной политикой организация предполагает руководствоваться в долгосрочной перспективе;

4. временной определённости (принцип начисления): хозяйственные факты (доходы и расходы) относятся к тому периоду времени, в котором имели место, независимо от движения денежных средств.


Последнее допущение, по существу, устанавливает единый принцип признания выручки от продаж – по факту отгрузки товара, а не его оплаты. Отступление от данного допущения официально разрешено в 25 главе налогового кодекса (НК) для субъектов малого бизнеса.

Требования:

1. полноты: в бухгалтерском учёте должны найти отражение абсолютно все факты хозяйственной жизни организации;

2. своевременности: учётная информация должна отражаться в сроки, позволяющие использовать её для принятия управленческих решений;

3. осмотрительности: большая готовность к признанию расходов и обязательств, чем доходов и активов;

4. приоритета содержания над формой: следует исходить не столько из правовой формы, сколько из экономического содержания при отражении хозяйственных фактов;

5. непротиворечивости: соблюдать соответствие данных синтетического и аналитического учёта;

6. рациональности: вести учёт сообразно величине организации и особенностям её деятельности.



Тема 4. Предмет и объекты и бухгалтерского учета


Предмет науки счетоведения (что изучаем?) раскрывается через характеристику объектов практического счетоводства (что учитываем?).

Объект бухгалтерского учёта представляет собой целую иерархию хозяйственных явлений. Приступая к его рассмотрению, воспользуемся логикой последовательного приближения.

Существо объекта учёта наиболее точно выражает термин ресурсы (фр. resources – средства, запасы, возможности). Речь идет о некоторой части ограниченных ресурсов экономики, которую организации удаётся удерживать в своём хозяйственном пространстве.

Объект бухгалтерского учёта в первом приближении можно определить как __________________


____________________________________________________________________________________


Рассмотрим последовательно структуру и динамику объекта учёта в современной двойной бухгалтерии. Принципиальной особенностью объекта является то обстоятельство, что одна и та же величина ресурсов, контролируемых организацией, рассматривается бухгалтером с двух позиций, суть которых можно выразить вопросами:

1) во что (в какие объекты хозяйствования) вложены ресурсы? – эта позиция отражает экономический аспект управления ресурсами;

2 ) откуда (из каких источников) привлечены ресурсы? – это юридический взгляд на ресурсы, раскрывающий их финансовую природу.













Рис. 4. Объекты бухгалтерского учета


В зависимости от того, какой из этих двух аспектов принимается к рассмотрению, контролируемые ресурсы называют активами или пассивами.


Активы (имущество, хозяйственные средства) _________________________________________



Актив – от латинского «аctivus» означает действенный, деятельный. Ресурсы, размещенные в каких-либо объектах хозяйствования, побуждаются менеджментом организации к работе для извлечения выгод – этим и обусловлен выбор ведущего бухгалтерского термина.


Подробное перечисление всех объектов размещения ресурсов по понятным причинам неудобно для анализа. Чтобы уплотнить информацию об активах однородной экономической природы, бухгалтер использует прием группировки.

В основу группировки активов положен критерий скорости оборота: активы делятся на внеоборотные и оборотные. При этом условным рубежом времени совершения оборота признается период в 12 месяцев.

Внеоборотные активы________________________________________________________________



К внеоборотным в настоящее время относят: нематериальные активы (НМА), основные средства (ОС), незавершённое строительство (НС), доходные вложения в материальные ценности (ДВ), долгосрочные финансовые вложения (ДФВ).

Оборотные активы ____________________________________________________________________



К оборотным активам относят: производственные запасы (ПЗ), незавершенное производство (НП), расходы будущих периодов (РБП), готовую продукцию (ГП), дебиторскую задолженность (ДЗ), денежные средства (ДС) и краткосрочные финансовые вложения (КФВ).